К оглавлению книги "ИСТОКИ ИЕРУСАЛИМА"

2

ВОЗРОЖДЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ
ПЕРИОД II ХРАМА (586 до н.э - 135 н.э.)

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОРОДА
ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОРОДА
ГОРОД ПЕРЕМЕН
УПАДОК ДИНАСТИИ ХАШМОНАЕВ
ПРАВЛЕНИЕ ИРОДА (37-4 гг. до н.э.)
ИИСУС В ИЕРУСАЛИМЕ
ЭЛИЯ КАПИТОЛИНА
СЛОВАРЬ
1  
    ок. 536 г.до н.э.
  возврат
  в Иудею
  из изгнания
  
2  
    ок. 515 до н.э.
  Завершение
  строительства
  Храма
  
3  
    ок.444 до н.э.
  Нехемия
  восстановил стены
  Иерусалима
  
4  
    332 до н.э.
  Александр
  Великий
  завоевывает
  Иерусалим
5  
    320 до н.э.
   Птоломеи
   завоевывают
   Иерусалим
  
6  
    200 до н.э.
  Селевкиды
  завоевывают
  Иерусалим
  
7  
    ок. 164 до н.э.
  Иуда Маккавей
  отвоевывает
  Иерусалим
  и освящает Храм
8  
    63 до н.э.
  Римляне
  получают власть
  над Иерусалимом
  
9  
    33 г н.э.
  Иисус прибывает
  в Иерусалим
  и здесь происходит
  его распятие
10  
    70 н.э.
  Падение Иерусалима
  и разрушение
  Второго Храма
  
11  
    132-135 н.э.
  Восстание
  Бар Кохбы
  
  

2

ВОЗРОЖДЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ
ПЕРИОД II ХРАМА (586 до н.э - 135 н.э.)

(около 530 г. до н.э.)

НЕМНОГО НА СВЕТЕ ЕСТЬ ВЕЩЕЙ, которые хуже безработицы. Какая-то вялость одолевает, апатия, словно из вашей жизни центр тяжести выдернули; жизнь потеряла смысл. Вот что при этом чувствуешь, я-то знаю. Я как раз прошел через это до самого края. Сидел, ждал, что вот-вот заступлю на свою новую работу - дозорным на городских стенах - и вдруг не стало ни стен, ни города.

Конечно, это была не только моя беда. Она была куда больше. Только что Иерусалим был полон народу - большой преуспевающий город, и вдруг ничего нет. Ну, не совсем ничего была эта огромная куча камней - одна колоссальная гора камней и пыли. Это было страшно! Некоторые завоеватели разрушают город и еще распахивают землю, где он стоял. Но не эти вавилоняне, однако. Они просто так и бросили все эти развалины - такой скрюченный памятник когда-то величавому городу.

Грустно видеть, как город - дома, лавки, школы, сады, люди - превратился в груду развалин, где лишь кое-где пробивается мох. Но знаете, что еще хуже? Смотреть, как население целого города уводят в изгнание после военного поражения. Это было ужасно. Я видел тысячи и тысячи иудеев, которых угоняли в Вавилонию. Целые семьи шли, брели, тащились, покидая свои дома, не зная, воротятся ли они когда-нибудь назад. Всех уводили: богатых и бедных, аристократов и крестьян, священников и слуг, военачальников и больных. Они брели, опустив головы, волоча ноги, брели в неизвестное будущее.

Конечно те, кто был никем - вы меня понимаете, - остались на месте. Не было у них ни наставников, ни вождей, они старались только как-нибудь выжить. Вам, может быть, кажется, что через несколько лет они смогли бы встать на ноги и навести какой-то порядок в своей жизни. Но как могут люди жить, когда на расстоянии брошенного камня от них стоит эта груда развалин, которая была их городом? Только подумать! Вы работаете на своем маленьком поле, вас отвлекла птица или еще что-нибудь, вы поднимаете глаза - и видите то, что было Храмом, вашим Храмом, превращенное в груду камней. Разве могут люди не согнуться, живя под бременем своего поражения?

Я смотрел на них, особенно по ночам, видел, как они бродят среди развалин, иногда поднимают что-нибудь, рассматривают. Многие потеряли всякую надежду и ушли отсюда. Другие остались на своем месте, словно корнями приросли. Появились пришлые люди, из далеких стран, прослышавшие, что земля здесь дешевая - и даже незанятая, бери, кто хочет. Многие женились на местных девушках и ввели в обиход свои обычаи и обряды Странно 6ыло наблюдать новые обряды, в которых смешались иудейские и языческие обычаи. По правде говоря, многие иудеи всю жизнь смешивали разные обряды, даже когда у них был свой Храм, как бы подстраховываясь на всякий случай. Но браки с неевреями - это уже было что-то новое.

И тут до меня стали доходить слухи о том, что происходит в Вавилоне - дескать, в изгнании стала укрепляться в людях вера и усилились национальные чувства. И ясно было, почему люди здесь не имели никакого наставника, а у тех, в Вавилоне, были великие пророки. Чем больше наблюдаешь жизнь в этом городе, тем больше ценишь хороших наставников.

Я недавно опять задумался о вождях и наставниках с тех пор, как люди стали возвращаться из Вавилонии. С изгнания прошло лет пятьдесят. Думаю, они неплохо там устроились, на реках Вавилонских. Даже когда Персидская империя разбила Вавилонию, и персы завели свою политику и разрешили изгнанникам возвратиться на родину, большая часть иудеев решила там остаться.

Так что обратно пришло всего несколько тысяч, под предводительством двух младших членов дома Давидова. Признаться, имена у них были для иудеев странные Шехбаззар и Зерубавель. Они стали разбирать камни, чтобы попытаться восстановить свой Храм. Трудно будет им это сделать, многие местные жители ничуть не заинтересованы, чтобы опять стоял Иудейский Храм там, где они живут. Уж вы мне поверьте! Но если эти двое покажут себя умными вождями народа, то, может, у города этого и есть будущее, и я получу постоянную работу.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОРОДА

Иудеи потерпели поражение и находились в изгнании в Вавилоне. В изгнание были отправлены все их вожди и наставники и все жители разрушенного Иерусалима. Оставшийся народ, ослабленный и лишенный руководителей, пытался выцарапать из сожженной и израненной земли какие-нибудь крохи, необходимые для пропитания.

Вскоре положение изменилось. Господство Вавилона в мировой политике было недолгим, на востоке возникла новая сила - Персидская империя. После внезапного, для всех неожиданного, восстания против вавилонян в 556 году до н.э. персы, под водительством Кира Великого, разгромили Вавилонию. Многие евреи в Вавилонии думали, что персидский император Кир и есть долгожданный спаситель, пришедший, чтобы отомстить за разрушение Иерусалима. Некоторые верили даже, что Кир был орудием Божим для восстановления. Иерусалима в прежнем великолепии. Пророк Захария предсказал неминуемое возвращение в Иерусалим:

 

 

Так говорит Господь: "Обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Воинств - горою святыни".

Так говорит Господь Воинств: "Опять старцы и старицы будут сидеть на улицах Иерусалима, каждый с посохом в руке из-за множества прожитых дней. И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его".

Захария, 8:3-5

 

 

Вскоре после падения Вавилонии Кир издал указ, разрешающий евреям вернуться в Иудею и восстановить Храм.

 

 

Так говорил Кир, царь персидский: "Все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его - да будет Бог его с ним - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме.

Эзра, 1:2-3

 

 

Первые вернувшиеся в Иерусалим изгнанники обнаружили, что вся земля заселена чужеземцами, которые с возмущением встречали попытки изгнанников потребовать свои прежние дома. Но вернувшиеся взялись за работу, работали много и тяжко и, несмотря на сопротивление, сумели восстановить разрушенный Храм. Работа была трудная и продолжалась много лет.

 

 

Когда строители заложили фундамент Храма Господня, поставили священников в облачении их с трубами и левитов с кимвалами, чтобы славить Господа, по уставу Давида, царя Израиля.

И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что заложен фундамент Дома Господня. Многие из священников и левитов и глав колен, стариков, которые видели прежний Храм, плакали громко при основании этого Храма, но многие и восклицали от радости громогласно. И народ восклицал громко, и голос слышен был далеко.

Эзра, 3:10-13

 

 

Храм был закончен в 515 г. до н.э., лет через семьдесят после того, как он был разрушен. Однако, несмотря на существование восстановленного Храма и на гарантированное персами право на возвращение, Иерусалим оставался фактически необитаемым. Город не был безопасным для жизни, потому что стены его все еще оставались разрушенными, и население, появившееся здесь после изгнания евреев, оставалось к ним недоброжелательным.

Около ста лет положение в Иерусалиме было напряженным. В середине пятнадцатого века до н.э. Нехемья, еврей-сановник при персидском дворе, получил от персидского императора поручение отправиться в Иудею, чтобы несколько облегчить ее трудности. Приехав туда, Нехемья начал проводить свою программу восстановления городских стен.

КРУПНЫМ ПЛАНОМ (около 445 г. до н.э.)

В Иерусалиме ночь, спокойная теплая ночь. На улице никого, кроме одинокого всадника, который не хочет, чтобы его увидели. Это очень важно для него - чтобы никто его не увидел и не узнал, что, собственно, он здесь делает. Два человека сопровождают его. Они следуют за ним, куда бы он ни направлялся.

Горожане давно уже улеглись спать. Иерусалимцы ложатся рано. Почему бы нет? Что тут делать? Маленькое сонное местечко, несколько тысяч обитателей, которые кое-как сводят концы с концами, обрабатывая поля вокруг города.

Город - пожалуй, это неправильное определение. В Иерусалиме полно пустырей, где прямо на камнях, на щебне выросла густая трава. Нередко попадаются большие участки, где до сих пор, хоть и прошло сто пятьдесят лет, видны следы Вавилонского нашествия. Уже несколько поколений иудеев появилось в Иерусалиме после того, как началось возвращение из Вавилонии, но заселены только некоторые районы старого города. А вокруг них до сих пор только и видишь выломанные из зданий каменные блоки. Эти блоки - треснувшие, разбитые, опаленные огнем - валяются на земле в некоем странном порядке. Идя вдоль этих разбитых глыб, вы можете точно проследить расположение старого города.

Именно это и делает всадник: он едет вдоль разрушенных городских стен. Иногда спешивается и тщательно осматривает грунт в тех местах, где были ворота старого города. Они представляют для него особый интерес. Он аккуратно отмечает их местоположение на кусочке пергамента, который у него с собой, и только после этого опять садится на коня и продолжает свой путь. Попадаются места, где коню не пройти: у места перед Фонтанными воротами, известного под названием Царские Пруды, ему приходится повернуть обратно и искать другого объезда. Ночь тиха, даже распевы ночного богослужения в Храме не доносятся до слуха всадника.

Он не хочет, чтобы его увидели; если увидят - то планы его будут нарушены. А у него есть планы. Ясно, он важная особа - это видно по его платью, и занимается он важными делами. Но план, который он привез с собой, для него важнее, чем все, чем он занимался раньше. Этот план зародился в его уме еще тогда, когда он сидел за тысячи верст отсюда, в далекой Персии, и слушал тревожный доклад об этом городе, вдоль стен которого он сейчас старается проехать. Вот там и тогда он задумал путешествие, которое привело его сюда сегодня ночью.

Он персидский еврей и важный сановник императорского двора. Он был потрясен, услышав от путешественников, возвратившихся оттуда, что положение в Иерусалиме весьма неблагополучное. Он думал, что строительство Храма, осуществленное сто лет назад, означает для евреев Иерусалима начало новой жизни. Но он был наивен. Храм был в самом деле восстановлен, но мир, о котором мечтал город и народ, не снисходил к ним. Город был окружен врагами, делавшими все возможное, чтобы помешать его мирному развитию. Им даже удалось помешать восстановлению стен старого города.

И тогда сановник понял, что ему предстоит сложная задача. Он не мог больше сидеть в Персии, когда его народ терпит бедствия в своем древнем городе. Он испросил себе отпуск, чтобы наладить дела в далеком городе Иерусалиме и отстроить его стены. Разрешение было дано, и он отправился в путь, туда, где оказался сегодня ночью. О своих планах он не сказал никому, он откроет их здесь, когда сочтет время подходящим для этого, когда будет полностью подготовлен.

И Нехемья едет сквозь ночь, по следам старых стен, которые он хочет восстановить.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОРОДА

Нехемья описал процесс восстановления стен Иерусалима и трудности, которые ему пришлось преодолеть.

 

 

Тогда в низменных местах города, за стеною, на местах сухих поставил я народ семьями с мечами их, с копьями их и с луками их. И осмотрел я… и сказал знатнейшим и начальствующим и остальному народу: "Не бойтесь их, помните Господа великого и грозного и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за дома свои".

Когда услышали неприятели наши, что нам известно намерение их, тогда разрушил Бог замысел их, и все мы возвратились к стене, каждый - на свою работу. С того дня половина молодых людей у меня занималась работою, а другая половина держала копья, щиты, и луки, и латы, и начальствующие находились позади всего дома Иеуды, строившего стену. Носящие тяжести одной рукой производили работу, а другой держали копье. Каждый из строивших препоясан был мечом, и так они строили. Возле меня находился трубач. И сказал я знатнейшим и начальствующими и остальному народу: "Работа велика и обширна, а мы рассеяны по стене и отделены друг от друга, поэтому откуда услышите вы звук трубы, в то место собирайтесь к нам, Бог наш будет сражаться за нас". Так производили мы работу, и половина держала копья от восхода зари до появления звезд. Сверх всего в то же время я сказал народу, чтобы в Иерусалиме ночевали все с рабами своими - и будут они у нас ночью на страже, а днем - на работе. И ни я, ни братья мои, ни слуги мои, ни стражи, сопровождавшие меня, не снимали с себя одеяния своего, - у каждого были под рукою мечи, даже в воде.

Нехемья, 4:13-23

 

 

Стены были построены. После этого Нехемья принял меры для нового заселения Иерусалима. Он провел закон, по которому высшие классы обязывались строить свои дома внутри городских стен, и ввел ежегодный налог в одну треть шекеля на содержание Храма Эзра-писец был назначен ответственным за восстановление древнего закона, который вслед затем ляжет в основу городской жизни. Нехемья описывает драматическую церемонию публичного чтения Торы:

 

 

Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израиля жили по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая перед Водяными воротами, и сказали Эзре-писцу, чтобы он принес книгу Торы Моше, которую заповедал Господь Израилю. И принес Эзра в первый день седьмого месяца Тору перед собрание мужчин и женщин и всех, которые могли понимать. И читал ее на площади, которая перед Водяными воротами, от рассвета до полудня пред мужчинами и женщинами, и всеми, которые могли понимать, и уши всего народа были приклонены к книге Торы.

Нехемья, 8:1-3

 

 

Храмовая служба возобновилась, и Иерусалим вновь утвердился как религиозный центр еврейского народа. Завершение строительства городских стен отмечено было великими празднествами, и Иерусалим, наконец, возвратился на свою стезю, оборванную сто пятьдесят лет назад. Иерусалим не стал независимым, - еще сто лет он оставался персидской провинцией, - но евреи со всех концов света могли свободно собираться здесь и молиться Богу

ГОРОД ПЕРЕМЕН

Следующие сто лет Иерусалим жил мирно, оставаясь вассальным государством Персии. А потом, так же, как когда-то Ассирийская и Вавилонская империи, Персидская империя вступила в долгий период упадка. Сильнейшими ее противниками были греческие города государства, которые были объединены Филиппом II Македонским и его сыном Александром Великим.

Александр был одним из величайших в истории завоевателей. Согласно Адриану, греческому историку, написавшему хронику деяний Александра около четырехсот лет спустя, "в те дни не было народа, города, человека, который не знал бы имени Александра, никогда в мире не было никого, ему подобного" Александр вступил в Азию в 334 году до н.э., к моменту своей смерти в 323 г. до н.э. он завоевал Малую Азию, Палестину, Египет и Персию, и его армии достигли берегов Инда.

Иерусалим сдался Александру в 332 г. до н.э. При Александре власти мало вмешивались в религиозную и политическую жизнь города. Эллинистическая культура и образ жизни, которые распространились здесь после смерти Александра, оказали влияние на верхушку общества. Именно ее представители были в тесном контакте с новыми правителями, и культура и образ жизни этих правителей, которые они могли теперь увидеть вблизи, произвели на них большое впечатление.

 
   

Хотя в истории и нет свидетельства о том, что Александр Великий побывал в Иерусалиме, старинная еврейская легенда рассказывает о его плане завоевать город и о том, как этот план расстроился. Согласно легенде, Александр сначала хотел разрушить Иерусалим. Чтобы предотвратить осквернение Храма, Первосвященник надел белые одежды, хранимые для Судного Дня, и возглавил депутацию священников и должностных лиц, которая отправилась в лагерь Александра. Когда Александр увидел приближающуюся процессию, он бросился ей навстречу и упал ниц перед Первосвященником. Его военачальники были потрясены, они никогда прежде не видели, чтобы Александр вел себя подобным образом. Когда потом они спросили царя, почему он оказал этому человеку такие почести, он ответил: "Мы вместе с вами сражались во многих битвах и всегда выходили победителями. Однако порою мне казалось, что мы проиграем. И тогда ангел Господень являлся мне, и ко мне возвращалось мужество, и я побеждал. У человека, который предстал предо мною, был облик этого ангела".

Из Вавилонского Талмуда, Йома 69а

 
 

После смерти Александра его империя была разделена между его военачальниками. Египет и юго-восточные земли были захвачены Птоломеем, а Сирия и северо-восточные территории достались Селевку. Иерусалим и его окрестности служили буфером между обоими соперниками. Птоломей получил возможность контролировать город только во второй половине четвертого века до нашей эры.

Вначале Птоломей относился к Иерусалиму с подозрением и выслал из города многих его жителей. Только когда его правление упрочилось, Иудея получила несколько большую автономию. При Птоломее и его наследниках религиозная и политическая власть официально была в руках Первосвященника и совета старейшин. Священники были богаты, пользовались привилегиями и отвечали за храмовую службу, книжники, предшественники нынешних раввинов, отвечали за толкование и преподавание Торы (Закона) Однако реальная власть была сосредоточена в руках знатных семейств, которые обычно были близки к семейству Птоломея и находились под сильным влиянием эллинистической культуры.

Птоломей/Селевкиды (ок. 220 г до н. э.)

Тем временем в Сирии потомки Селевка основали свою династию, которая стала бороться с Египтом за контроль над Средиземноморским бассейном. В 198 г до н.э. селевкиды отвоевали у наследников Птоломея Иудею. Правитель - селевкид Антиох III (219 187 гг. до н.э.) подтвердил автономию, которую к тому времени евреи получили от Птоломея. Он признал за евреями право жить по своим законам и обычаям и гарантировал им дополнительные привилегии, как, например, освобождение от налогов на три года. По словам знаменитого еврейского историка Иосифа Флавия, Антиох даже признал и утвердил еврейский закон, запрещавший неевреям доступ на Храмовую гору.

 

 

Он опубликовал указ для всего своего царства в честь Храма, где говорилось: "Да исполнится закон, чтобы ни один иноплеменный не приближался к границам Храма, а также ни один еврей, кроме тех, кто, согласно их собственным обычаям, прошел очищение. И да не ввозят в город ни лошадиного, ни ослиного мяса, ни мяса мулов, ни диких, ни домашних, ни мяса леопардов, лисиц и зайцев и никаких других животных, которых запрещено есть евреям. Да будет им разрешено использовать для жертвоприношений только то, что завещано их предками, и что они обязаны приносить в жертву Богу. А тот, кто нарушит какое-либо из этих повелений, пусть заплатит священникам три тысячи серебряных драхм".

Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга ХII,3, 4

 

 

В течение всего этого периода продолжалась эллинизация аристократии, забывшей о еврейской культуре, но простые люди оставались верны еврейской традиции.

Вскоре отношения между правителями-селевкидами и большей частью местного населения стали портиться. Многие земли постепенно отпадали от империи, так что при Антиохе IV власти попытались воссоединить ее разные части, связав всех общей культурой. С этой целью они стали насильно навязывать эллинистическую культуру всем евреям без исключения. Были евреи, которые признали новые законы, - они до того прониклись эллинизмом, что готовы были ради этого отказаться от веры отцов.

По стратегическим соображениям, сирийский военный гарнизон был размещен на холме близ Храмовой горы. Новая крепость, Акра, обеспечивала селевкидам господствующее положение над городом. Это была прелюдия к ликвидации последних остатков еврейской автономии и к новым декретам, запрещающим такие основные еврейские обряды, как обрезание и священное жертвоприношение.

 

 

Царь (Антиох IV) издал указ для всей империи: все его подданные должны были стать единым народом, отказавшись от собственных законов и религий. Все народы покорились царскому повелению, многие евреи тоже приняли чужие ритуалы и стали приносить жертвы идолам и нарушать субботу. Кроме того, царь послал своих людей с письменными приказами в Иерусалим и в города Иудеи.

Установились порядки и обычаи, чуждые народу. Всесожжение, жертвоприношение и возлияние вина в Храме запрещались. Народу предписывалось нарушать субботу, осквернять святилище, строить алтари и храмы идолам, приносить в жертву свиней и нечистых животных, оставлять своих сыновей необрезанными и осквернять самих себя всякими нечитыми делами для того, чтобы забыть Закон и переменить все религиозные обычаи. Каждый неподчинившийся царскому слову должен был умереть.

Таково было царское повеление всем его поданным. Царь назначил надсмотрщиков над всеми людьми и приказал всем городам Иудеи принести жертвы (языческим богам) по очереди, город за городом. Люди толпами переходили на их сторону, и каждый из них был предателем Закона. (Евреи, верные Закону) вынуждены были прятаться, где только могли.

Книга Маккавеев 1, 41-53

 

 

 

Сцены восстания Маккавеев
(из рукописи XIII века)
Указы Антиоха были самой ранней попыткой разрушить еврейскую исключительность во имя победы главенствующей культуры. Главный мятеж против селевкидов разразился довольно скоро, возглавили его Хасмонеи (Хашмонаи) - известные также под именем Маккавеев, - семья священников, сформировавших партизанскую армию из евреев, верных иудаизму. Они сражались и с воинами селевкидов, и с евреями, изменившими традиции. В 164 г до н. э. им удалось отвоевать Храмовую гору. То, что они увидели, было ужасно.
 

 

Была собрана целая армия, и она взошла на гору Сион. Там они обнаружили опустошенный Храм, оскверненный алтарь, сожженные ворота, дворы, которые заросли бурьяном, как лесистые склоны холмов, разрушенные комнаты священников. Они разорвали на себе одежды, громко рыдали, посыпали головы пеплом и падали ниц на землю.

Иеуда (Маккавей) выделил войско для сражения с гарнизоном цитадели, а сам занялся очищением Храма. Он выбрал священников, оставшихся безупречными, преданных закону, и они очистили Храм, убрав в нечистое место камни, осквернившие его. Они обсудили, что делать с алтарем для всесожжения, который был осквернен, и справедливо решили разрушить его - из страха, что он будет стоять как упрек им, ибо был осквернен язычниками. Поэтому они опрокинули алтарь и вытащили его вслед за камнями на подходящее место на Храмовой горе, в ожидании, пока явится пророк, который скажет, как быть с ними. Они взяли необработанные камни, как велит Закон, и построили новый алтарь по образцу предыдущего. Они восстановили Храм и реставрировали его внутреннее убранство, и освятили храмовые дворы. Они обновили священные сосуды и светильники и принесли в Храм алтарь для воскурений и стол для хлебов. Они сожгли воскурения на алтаре и зажгли светильники, чтобы сияли они в Храме. Когда они положили на стол хлеба и повесили завесу, их работа была закончена.

Затем рано утром, в двадцать пятый день месяца Кислев 48 года (164 г. До н.э.) на новом алтаре принесены были жертвы всесожжения, как то велит Закон. В годовщину того дня, когда язычники осквернили его, в тот самый день, он был освящен снова, с пением благодарственных гимнов под музыку арф, лютен и кимвалов. Все простерлись ниц, прославляя и благодаря Небеса за то, что их дело победило.

Книга Маккавеев, 4, 36-55

 

 

 

Очищение Храма

Талмуд, описывая освящение Храма, с тех пор празднуемое как Ханука, говорит об этом как о чуде:

 

 

В чем причина Хануки?

Ибо наши Мудрецы учили: "Двадцать пятого кислева (начинаются) дни Хануки, которых восемь, в которые оплакивание умерших и посты запрещаются, ибо, когда греки вошли в Храм, они осквернили все масло, что там было. Когда семья Хашмонаев восстала против них и победила их, они стали искать и нашли только один кувшинчик с маслом, запечатанный печатью Первосвященника, которого было достаточно только на один день. Но все-таки они зажгли (светильник) - и чудо свершилось и горел он на этом масле восемь дней. На следующий год эти дни были объявлены праздничными, с (чтением) Алель и благодарениями.

Шаббат 21б

 

 

Победа Хашмонаев, однако, была не полной. Получив контроль над районом Храма, они не сумели изгнать из Акры сирийский гарнизон и его еврейских приспешников. Селевкиды продолжали считать Хашмонаев главарями мятежников и отказались признать автономию евреев и восстановить их права. Но когда умер Антиох IV, началась борьба между его наследниками, грозившая разорвать на части империю селевкидов. Каждая партия искала поддержки у евреев, пока в 152 г до н.э. Александр Балас, претендент на трон Селевков, не утвердил назначение Йонатана, одного из братьев Иеуды Маккавея, на пост Первосвященника и губернатора Иудеи. Йонатан получил власть над всем городом, за исключением Акры, где оставался гарнизон селевкидов. Окончательно были вытеснены сирийские войска и разрушена Акра в l4l г. до н.э. Шимоном, братом и наследником Йонатана. Впервые после царствования Иошияу (640 609 гг. до н.э.) Иудея обрела политическую независимость.

При наследниках Шимона, Иоханане Гиркане (135-104 гг. до н.э.) и Александре Янае (103-76 гг. до н.э.) Иерусалим около шестидесяти лет наслаждался миром и благоденствием. Он был политической столицей царства Хашмонаев, контролировавшего оба берега Иордана. Это царство могло бы соперничать даже с царством Шломо. Иерусалим снова стал религиозной столицей всего еврейства, которое ежегодно платило специальный налог на содержание Храма.

Иерусалим расширялся во всех направлениях, развивались и отдельные его окрестности. Верхний Город, выстроенный на холмах к западу от Храмовой горы, был политическим и торговым центром там жила аристократия двора Хашмонаев, там были суды, большие рыночные площади и главные культурные учреждения. Нижний город, выстроенный на склонах, спускающихся от южной стены Храмовой горы, был населен ремесленниками и рабочими.

Царство Александра Яная
(ок 103 76 гг. до н. э.)

Хашмонаи успешно восстанавливали еврейскую государственность и, благодаря завоеваниям, значительно расширили границы страны. Однако с течением времени появилось множество сложностей, связанных с их правлением. Одной из характерных черт царствования последних Хашмонаев явилось то, что эллинизм все сильнее и глубже проникал в каждодневную жизнь. Это не был навязанный силой радикальный эллинизм, включавший, например, почитание греческих богов и формы служения им, приведший к восстанию Маккавеев, а более тонкое влияние: это была всепроникающая культурная ассимиляция, охватившая почти все сферы жизни, особенно среди знати.

Одним из результатов эллинизации стало развитие различных школ внутри иудаизма, когда идеи греческой философии начали просачиваться в страну. В Иерусалиме, в Иудее и за ее пределами получили распространение отличающиеся от общепринятых взгляды на традиционные обычаи, ценности и даже на характер и значение самого иудаизма. Было две главных группы: саддукеи, среди которых были, главным образом, священнические семьи, настаивавшие на буквальном понимании Торы и храмовых ритуалов, и фарисеи, ученые, имевшие немало последователей в народе. В отличие от саддукеев, у них была более широкая и гибкая концепция иудаизма. Они верили, что иудаизм может применяться во всех сферах жизни, даже в таких, которые не были специально упомянуты в Торе. Как рассказывает Иосиф Флавий, обе группы находились в серьезном конфликте между собой.

 

 

Я должен теперь объяснить следующее: фарисеи передали народу большое количество обрядов, полученных в наследство от их отцов и не записанных в Законе Моше, по этой причине саддукеи отвергают их, говоря, что мы должны считать обязательными только те обряды, которые записаны (в Торе), но не должны соблюдать те, что пришли из традиции наших предков. По этим вопросам между ними возникли большие споры и расхождения. Саддукеи не могут убедить никого, кроме богатых, и народ не с ними, большинство - на стороне фарисеев.

Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга XIII, гл. 106

 

 

Кроме саддукеев и фарисеев, в этот период возникли и другие группы, что способствовало все большему расколу. Были, например, группы, отошедшие от общества, избравшие мирную созерцательную общинную жизнь на лоне природы. Причиной такого отхода было представление, что городская жизнь порочна по самой своей сути, и что чистая духовная жизнь возможна лишь вне городов, больших и малых. Наиболее известная из этих групп - ессеи.

КРУПHЫM ПЛАНОМ (130-120 гг. до н.э.)

Если хорошенько всмотреться в темноту, вы сможете их увидеть. И, хотя луна почти не видна в эту ночь, их все-таки можно увидеть, потому что все они с ног до головы одеты в белое, только белое, всегда белое. Другого цвета они не носят. Белый цвет - цвет чистоты, они в это верят, и потому их одежды всегда белого цвета. Это люди твердой веры. Они всегда поступают в соответствии со своей верой. Вот почему они сегодня ночью уходят из города.

Они идут на юг, в пустыню, в безжизненные края, где сильнейшая жара сменяется холодом, - на берег Мертвого моря. Для большинства других людей даже само это море безжизненно, - оно и известно как Море Смерти. Обычные люди считают пустыню местом, забытым Богом. Но эти люди отправляются туда, чтобы найти Бога.

С незапамятных времен паломники, мистики, беглецы устремлялись на юг, в одинокие прибежища Иудейской пустыни. Они жили в горных пещерах отшельниками, отправляясь туда по собственной воле. Сосчитайте-ка белые фигуры, быстро движущиеся во тьме. Они не хотят, чтобы сегодня ночью их останавливали. Они ненавидят город и желают освободиться от него как можно скорее. Они считают город местом порока.

У них вышла стычка с царем династии Хашмонаев и священнической бюрократией. С тех пор как Маккавеи потребовали для себя должность Первосвященника, эта группа стала к ним в оппозицию. Напряженность усилилась до того, что нет уже надежды сгладить разногласия. Они уже и самый Храм обличают как нечистое место. В далеком прошлом были пророки, обличавшие Храм Шломо как место разврата, но все же они принимали Храм как место жертвоприношения. Но эти люди порвали с Храмом окончательно. Они спускаются в пустыню, оставляя Храм позади. Непонятно, как они будут приносить жертвы в пустыне.

Они говорят, что создадут в южных краях "общину чистых". Они говорят, что жить в чистоте смогут лишь тогда, когда оставят позади себя всю грязь города. Они верят, что будут жить чистейшей, святой жизнью. Они верят в коллективное существование, без частной собственности. Они будут работать и жить плодами своего труда. Среди них много опытных писцов. Может быть, они будут переписывать священные тексты и продавать свои книги.

Они будут следовать тому, что скажет их предводитель, святой человек, которого они называют Учителем Праведности, и управлять ими будут священники. Здесь только мужчины, женщин они считают источником нечистоты и не хотят жить рядом с ними. Они дали обет безбрачия. Они верят, что и другие люди присоединятся к ним и что существование их продлится столько, сколько нужно, - до прихода Машиаха.

Они всегда говорят о Машиахе. Они уверены, что он скоро придет, и тогда они или их преемники будут на месте и встретят его приветствиями. Они уходят теперь, чтобы подготовиться к этому времени. Они будут жить в пустыне и ждать. Это - ессеи.

УПАДОК ДИНАСТИИ ХАШМОНАЕВ

Напряженность в еврейском мире усилилась, когда последние Хашмонаи стали насильственно обращать в иудаизм обитателей завоеванных ими земель. Все труднее становилось увидеть различие между поведением поздних Хашмонаев и сформировавшимся при них образе жизни и образом жизни в других странах эллинизированного Востока кроме, может быть, того обстоятельства, что они были евреями по рождению. Такое положение сохранялось, все более ухудшаясь, до тех пор, пока два наследника трона Хашмонаев, два брата, Гиркан и Аристобул, не начали между собой борьбу за престол.

Царство Ирода (37-4 гг. до н. э.)

Оба брата, да и весь народ, надеялись, что Римская империя, которая все активнее стала вмешиваться в местные дела, выступит посредником между ними и поможет установить мир. Так, по иронии судьбы, после долгой борьбы за освобождение от чужой власти, в Иудею были приглашены иноземцы, чтобы восстановить порядок.

Итак, в 64 г до н.э. сюда явились римляне. Семь столетий они оставались хозяевами страны

Римляне, предводительствуемые Помпеем, поначалу поддержали Гиркана, более слабого из братьев. Гиркан, с помощью идумейского советника, правил завоеванной областью на юге страны, жители которой были насильно обращены в иудаизм. Советника звали Антипатр, и его сыну Ироду в 37 году до н. э. римляне отдали царский трон.

ПРАВЛЕНИЕ ИРОДА
(37-4 гг. до н.э.)

Ирод правил Иудеей более тридцати лет Подданные ненавидели его, ибо он был ставленником Рима. Понимая, что большой поддержки от населения он получить не может, Ирод затеял грандиозное строительство, обессмертив этим свое имя. Страх Ирода перед бунтом и изменой соединялся с тягой к грандиозному. Его дворцы, крепости и монументы ставят его в один ряд с самыми известными строителями древнего мира.

Когда Ирод взошел на трон, Иерусалим состоял из трех частей Верхнего города, Нижнего города и Храмовой горы. Первым действием нового царя было строительство нового дворцового комплекса в северо-западной части города. Три башни, возвышавшиеся над его резиденцией, были названы Пцаэль, Иппикус и Мириам - по именам его брата, его друга и его жены (впоследствии все трое были казнены по подозрению в измене). Дворец состоял из двух комплексов зданий, окруженных великолепными садами и защитной стеной. Эти новые, словно напоказ выстроенные, здания вызывали у людей чувство неловкости. jerus-28.jpg

Иерусалим времен правления Ирода
(34-37 гг. до н.э.)

Человеком, который видел своими глазами этот роскошный дворец, был Иосиф Флавий.

 

 

Теперь, когда эти башни находились на северной стороне стены, а царский дворец примыкал к ним изнутри, - моих способностей недостаточно, чтобы описать его, - такой он был необычный. Никаких затрат не пожалели, самых лучших мастеров привлекли, но он полностью был окружен стенами высотой в тридцать кубитов и украшен башнями, поставленными на равном расстоянии друг от друга. И были в нем большие спальни, в каждую из которых можно было поставить кровати для сотни гостей.

Крыши тоже были удивительные, - и по длине балок и по великолепию украшений. Комнат было огромное количество, а разнообразие скульптур, которые в них стояли, изумляло. Убранство их было полностью завершено, большая часть сосудов, поставленных там, была из серебра и золота. Кроме того, там были деревья разных пород, и длинные аллеи между ними, и глубокие каналы и цистерны в виде статуй, через которые текла вода. Вокруг каналов было также множество голубятен с ручными голубями.

Иосиф Флавий. Иудейские войны. Книга V, глава. 44

 

 

Затем Ирод восстановил Акру как укрепленный бастион с башнями, откуда открывался полный обзор района Храмовой горы. Он назвал новую крепость "Антония", в честь римского полководца Марка Антония.

Венцом свершений Ирода была, без сомнения, реконструкция Храма. Работы велись около двадцати лет и все-таки не были завершены, Храмовая гора была искусственно расширена, в основном с южной стороны, и приобрела трапециевидную форму, которую она имеет и теперь. Площадь вокруг храмового комплекса тоже была расширена, массивная опорная стена из огромных камней удерживала земляную насыпь, необходимую для этого расширения. Внутренний двор был окружен портиком, поддерживаемым колоннами высотой в 45 футов, здание самого Храма после перестройки стало вдвое выше. Наконец, над долиной Тиропеон был сооружен мост, благодаря которому жители Верхнего города могли попасть во дворы Храма, не спускаясь в Нижний.

 
   

Все время, пока строился Храм, дожди шли только ночью. Утром начинал дуть ветер, тучи расходились, солнце начинало сиять - и люди выходили на работу. Ибо Всемогущий, благословен будь Он, не хотел мешать рабочим, которые строили Храм для Него. И рабочие знали, что участвуют в богоугодном деле.

Вавилонский Талмуд, Таанит, 23а

Тот, кто не видел Храма Ирода, никогда не видел прекрасного здания. Из чего он был построен? Из желтого и белого мрамора. Некоторые говорят - из синего, желтого и белого мрамора. Вначале Ирод хотел покрыть мрамор золотом, но Мудрецы отсоветовали ему, ибо он был прекрасен - он был подобен морским волнам.

Вавилонский Талмуд, Бава Батра 4а, Шемот Рабба 361
 
 

Иосиф Флавий утверждает, что перестройка Храма Иродом была величайшим архитектурным достижением того времени. Считается, что в строительстве было занято более десяти тысяч рабочих. Самый размер нетесаных камней, использованных для возведения Храма, указывает на непомерные амбиции Ирода. Кроме инженерных трудностей, Ирод встретился и с другими проблемами. Так, например, многие священники возражали против каких бы то ни было переделок Храма. Ирод обещал оставить старинные постройки нетронутыми до тех пор, пока новые не будут закончены, чтобы богослужения не прерывались.

Наружные стены Храмовой горы

Иосиф Флавий, происходивший из семейства иерусалимских священников и, возможно, сам бывший священником в Храме Ирода, так описывает храмовый комплекс:

 

 

Сначала шло первое ограждение. Внутри него было второе, куда надо было подняться по нескольким ступеням, оно было опоясано разделительной каменной стеной с надписью, которая под страхом смерти запрещала вход сюда иноземцу. Это внутреннее ограждение имело по трое ворот с северной и южной стороны, на равном расстоянии друг от друга, но с восточной стороны, по направлению к восходу солнца, были только одни большие ворота, через которые входили со своими женами те, кто были чисты. Но храмовый придел за этими воротами был запрещен для женщин, далее вглубь был еще один храмовый двор, куда могли входить только священники. Сам Храм находился внутри него, и напротив Храма был алтарь, на котором мы приносим наши жертвы и совершаем всесожжение Господу. Ни в один из этих дворов не входил царь Ирод: это ему запрещалось, поскольку он не был священником. Однако он заботился о наружных ограждениях, и их он строил восемь лет. Сам Храм был сооружен священниками за год и шесть месяцев, и тогда люди исполнились радости. Они праздновали и славили восстановление Храма.

Был и тайный ход, сделанный для царя: он шел из башни Антония (находившейся рядом с Храмом) во внутренние дворы Храма через его восточные ворота, так что у царя была возможность пройти в Храм через подземный ход, не подвергая себя опасности столкнуться со своими в очередной раз восставшими подданными.

Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга XV, гл. 11:5-7

 

 

Низкая каменная стена, Copeг, шла вокруг внутренних дворов. Пройти за эту стену могли только евреи - и только для того, чтобы принести жертву. Доска с надписью на греческом и латинском языках предупреждала неевреев, что любое проникновение за Copeг наказуется смертью. За стеной Copeг находился алтарь и самый Храм. Храм состоял из двух помещений: Двир - святилище, в котором стоял стол для хлебов, алтарь для воскурении и менора, и Святая Святых - помещение, в которое имел право входить только Первосвященник в самый торжественный день года Йом Кипур.

Несмотря на великолепие Храма и на то, что Ирод вложил в него так много, большинство евреев не испытывало к нему особой благодарности. Образ его жизни был чуждым, нееврейским, опирался он только на римскую военную мощь, и это, как и его ненасытная кровожадность, вызывало негодование.

 

 

Чужие обычаи приносили нам много вреда, ибо в небрежении находилось все то, что прежде способствовало распространению благочестия в народе. На первое место он поставил атлетические состязания, которые происходили каждые пять лет в честь Цезаря (Августа), и он построил в Иерусалиме театр, а потом и огромный амфитеатр на навнине, оба были очень роскошны, но чужды еврейским обычаям, ибо такие здания и такие зрелища противоречили еврейству.

В театре везде были надписи, говорящие о Цезаре, и разные трофеи, которые он завоевал, и все они были сделаны для Ирода из чистого золота и серебра.

(Евреев возмущали гладиаторские бои и состязания людей с дикими зверями.) Но особенно их раздражали военные трофеи, потому что, по их мнению, это были изображения, окруженные оружием, а изображения запрещаются Законом и обычаем, поэтому это и сердило их больше всего.

Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга XV, гл. 71

 

 

Ироду наследовал его сын Архелай, не обладавший способностями своего отца. Он разочаровал своих римских хозяев и был сослан, а

Иудея стала римской провинцией, непосредственно подчиненной римским губернаторам (прокураторам), жившим в приморском городе Кесария. Управление Иерусалимом оставалось в руках Первосвященника и Совета старейшин, который получил греческое название Санэдрин.

Поначалу прокураторы почти не вмешивались в иерусалимские дела. Они довольствовались тем, что посылали туда воинские части во время трех главных праздников, в Песах - весной, в Шавуот (праздник Недель) - в начале лета и в Суккот (праздник Кущей) - осенью. В эти дни в Иерусалиме собиралось множество народа - не только из Иудеи, но и из стран диаспоры Римляне, возможно, чувствовали, что в такое время могут возникнуть народные волнения.

В те годы при наступлении этих празднеств население Иерусалима значительно увеличивалось - в середине века оно достигало 100 тыс. человек. Так как евреи прибывали в Иерусалим со всех концов Римской империи, то еврейский, арамейский, греческий языки слышны были и в Храме, и на улицах Академии и дома учения были полны учеников.

КРУПНЫМ ПЛАНОМ (ок. 5 в. н.э.)

В зимние дни в Иерусалиме в самом деле холодно. А в такой день, как сегодня, ожидаешь зимней бури. Некоторые дома в Иерусалиме отапливаются, но дома учения - никогда. Это считается роскошью, не приличествующей будущим ученым. Иерусалим полон домов учения.

B Доме учения на севере города перед классом стоит человек. В классе много народу, и по лицам учащихся видно, что они очень стараются следить за объяснением. Учитель повторяет слова Торы снова и снова и каждый раз объясняет их по-другому, так что ученики втягиваются в нить его рассуждения. Видно, что ученики благодарны учителю, они знают, что у него есть и другие неотложные дела, кроме того, чтобы объяснять им снова и снова каждую мельчайшую деталь из Торы, которую они не могут усвоить.

Необыкновенно интересно наблюдать за совместной работой учителя и учеников. У учителя необычный метод толкования текста письменной Торы. Он приводит нестандартные объяснения, чтобы получить совершенно неожиданный результат. Ученики затаили дыхание. Дома учения так переполнены в последнее время именно благодаря этой удивительной системе комментариев. Даже десять лет назад, в конце царствования Ирода, дома учения посещались гораздо меньше. В те времена учились почти исключительно одни мальчики, желающие стать знатоками Закона и получить место судьи или другой важный пост. В те годы почти все это были дети из знатных семейств, у которых есть и время и деньги на то, чтобы посвятить учению много лет. Тогда говорили, что надо родиться в богатой части города, чтобы быть принятым в одну из этих академий.

Однако в последние годы все переменилось. Открылись новые школы, и теперь туда принимаются почти все. Это настоящая революция, и если есть кто-то, кому мы должны быть за нее благодарны, то это тот человек, которого мы сейчас видим в роли учителя.

Он не принадлежит к богатой иерусалимской аристократии, из которой обычно выходили Мудрецы и переписчики книг. Ничего похожего он родился в далеком Вавилоне и приехал сюда еще юношей, один, чтобы изучать Тору в академиях Иерусалима.

Его ученики рассказывают друг другу такую историю: приехав в Иерусалим, их будущий учитель был слишком беден, чтобы посещать уроки великих ученых. Он работал поденщиком и часть заработанных денег платил привратнику академии, чтобы тот разрешал ему сидеть в классах. Но однажды днем он не нашел работы и, не имея денег заплатить за вход, взобрался на крышу и слушал урок через имеющееся в ней отверстие для света. Это был морозный зимний день (как раз такой, как сегодня), и, как рассказывают, его нашли на крыше почти закоченевшим. С того дня он был почетным гостем на всех уроках.

Многие ученики, как и он, происходят из бедных семейств, и они искренне благодарны ему за его открытость, терпимость и учительское терпение. Но, вероятно, еще больше они благодарны ему за его систему преподавания и обучения, за его удивительные объяснения, благодаря которым тексты Торы оживают перед слушателями, открывая неожиданные глубины, до которых они никогда бы не додумались самостоятельно. Он научился этим методам у своих великих учителей в Иерусалиме, которые (по слухам) усвоили их во время жарких споров с мистиками Кумрана. Но, вероятно, это просто досужая болтовня.

Что вне сомнений, так это его репутация. Его зовут Гилель, Великий Гилель, или Мудрый Гилель, или Гилель-учитель.

ИИСУС В ИЕРУСАЛИМЕ

В середине первого века нашей эры Иерусалим стал городом, где не прекращалось внутреннее брожение: отовсюду являлись проповедники и предсказатели, поносившие римские власти и призывавшие к независимости. Многие верили, что уже близок конец света, и впадали в аскетизм, чтобы подготовиться к пришествию Машиаха.

В этой напряженной атмосфере появился человек, который изменил ход мировой истории, - еврей из Галилеи, по имени Иешу (Иисус). В 33 году нашей эры он, как и положено еврею, соблюдающему закон, прибыл со своими последователями в Иерусалим, чтобы провести тут седер - церемонию, проводимую в первый вечер праздника Песах. Христиане считают, что именно это посещение описано в книге Матфея - одном из четырех Евангелий.

 

 

Множество же народа постилало свои одежды по дороге, а другие резали ветки с дерев и постилали по дороге, народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: "Осанна сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" И когда вошел он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорили: "Кто это?" Народ же говорил: "Сей есть Иисус, пророк из Назарета Галилейского".

И вошел Иисус в Храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в Храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: "Написано "Дом Мой домом молитвы наречется", а вы сделали его вертепом разбойников". И приступили к Нему в Храме слепые и хромые, и он исцелил их.

Евангелие от Матфея, 21:8-14

 

 

Иисус разделил со своими учениками пасхальный ужин, который христиане называют "тайной вечерей", а после этого ушел в Гефсиманский сад, где был схвачен. Его привели к римскому прокуратору Понтию Пилату (2б-3б гг. н. э.), и в тот же вечер он был приговорен к смертной казни через распятие.

 

 

Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на него весь полк и, раздевши его, надели на него багряницу, и, раздевши его, надели на него багряницу, и, сплетши венец из терна, возложили ему на голову и дали ему в правую руку трость, и, становясь перед Ним на колени, насмехались над ним, говоря: "Радуйся, Царь Иудейский!" И плевали на него и, взявши трость, били его по голове. И, когда насмеялись над ним, сняли с него багряницу, и одели его в одежды его, и повели его на распятие… И, пришедши на место, называемое Голгофа, что значит "лобное место"…

Распявшие же его делили одежды его, бросая жребий. И, сидя, стерегли его там. И поставили над головою его надпись, означающую вину его: "сей есть Иисус, Царь Иудейский".

Евангелие от Матфея, 27:27-33, 35-37

 

 

После смерти Иисуса его ученики создали в Иерусалиме свою общину. Подробности жизни этой общины описаны в книге "Деяния святых апостолов".

 

 

У множества же уверовавших (в миссию Иисуса) было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного. И полагали к ногам апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

Деяния святых апостолов, 15:32-35

 

 

Ранние иудео-христиане (ибо это были они) составляли небольшую группку среди множества людей, заполнявших многолюдные улицы Иерусалима во времена римского владычества.

При римском владычестве положение Иерусалима было противоречивым. Бурное строительство времен Ирода, соединившись с римской техникой, сделало его одним из красивейших городов Римской империи. "Десять мер красоты было отпущено миру, и девять из них было отдано Иерусалиму", - гласит изречение того времени, приписываемое Мудрецам, которые видели Иерусалим во всем его блеске. В то же время, несмотря на высоко развитое эстетическое чувство, римляне оставались равнодушны к еврейской духовной жизни, евреи и еврейство всегда были чужды и непонятны им.

Среди евреев зародилось и пустило ростки подпольное антиримское движение, членов которого называли зелотами. Они нападали на римских солдат и на евреев, которых считали приспешниками римлян. Одна из самых известных зелотских групп называлась сикарии; название произошло от латинского слова, означающего "кинжал", потому что они прятали под одеждой кинжалы. В рыночной толкотне сикарии подходил к еврею, которого считал своим идеологическим врагом, наносил ему смертельный удар и исчезал в толпе.

Несмотря на политическую напряженность, толпы паломников продолжали прибывать в Иерусалим. Они ходили под сенью храмовых стен по лавкам и базарам гуляли по широким улицам Верхнего города между величественными домами властительных священнических семейств. Они могли осмотреть все три башни у западного входа в город, защищавшие здание когда-то бывшее дворцом Ирода или пойти в противоположном направлении на восток и взойти на мост, соединяющий Верхний город с Храмовой горой. Оттуда они могли взглянуть на Нижний город, протянувшийся через долину Тиропеон к остаткам города Давида на юге. Можно было и спуститься туда по ступенькам: отдельная широкая лестница вела на Храмовую гору. Короткий проход через колоннаду выводил прямо на Храмовую площадь.

Реконструкция фасада Храма
времен Ирода

Храм представлял собой великолепное здание, отделанное позолоченным мрамором. Высота его достигала ста пятидесяти футов. Посетители могли, однако, заметить, что четыре башни крепости Антония поднимались еще выше, чем Храм; самая ближняя к Храму, юго-восточная, была выше на целых тридцать футов. Это как нельзя яснее символизировало царившее в стране напряжение. Достаточно было молящимся евреям поднять глаза, и они видели римских солдат глядящих сверху на дворы Храма.

Отношения между римлянами и евреями еще более ухудшились, когда Понтий Пилат издал приказ украсить Иерусалим статуями римского императора. Те, кто придерживался традиции, протестовали против возведения идолов и кумиров волнения вспыхивали повсюду. Иосиф Флавий сообщает, что евреи со всех концов страны собрались в Кейсарии, чтобы подать жалобу Пилату. Когда прокуратор отказался их принять, они легли на землю и пролежали так пять дней, пока он наконец не согласился встретиться с ними на рыночной площади. Когда они явились туда, их уже ожидали римские солдаты.

 

 

Пилат обратился к ним и сказал, что их изрубят в куски, если они не примут статуй Цезаря, и подал знак солдатам обнажить мечи. Тогда евреи, как по команде, почти одновременно упали на землю и обнажили свои шеи, крича, что пусть лучше их убьют, чем они нарушат Закон. Тут Пилат изумился (их решению) и отдал приказ немедленно вывезти статуи императора из Иерусалима.

Иосиф Флавий. Иудейские войны, кн. II, гл. 9-3

 

 

В 64 г. н. э. прокуратором Иудеи был назначен Гессий Флор. Нимало не заботясь о нуждах населения, он делал многое такое, что вызывало гнев евреев. Недовольство достигло высшей точки, когда он совершил попытку завладеть сокровищами Храма. В 66 г н.э., пытаясь подавить народные волнения, он позволил римским легионерам казнить каждого подозреваемого в измене.

Евреи ответили на это восстанием; в Храме были прекращены богослужения. Одним из требований восставших была немедленная высылка из города всех иностранцев, в том числе и римских легионеров, и прекращение приема жертв и даров от неевреев. Даже традиционный дар от римского императора был отвергнут.

 

 

И это послужило началом нашей войны против римлян, ибо они отвергли жертву Цезаря. И хотя многие главные священники и важные люди уговаривали их не отвергать этой жертвы, которую традиционно приносили повелители, убедить их не удалось.

Иосиф Флавий. Иудейские войны, кн. II, гл. 172

 

 

В ответ на это римский прокуратор Сирии Гестий Галл двинул свою армию на Иерусалим, но ему пришлось отступить, когда он дошел до Храмовых ворот. Римские войска были разбиты, и на короткое время Иерусалим снова стал свободным.

Но недолго Иерусалим наслаждался своей свободой. Между повстанцами начались жестокие раздоры. В сущности, они смогли действовать сообща только тогда, когда римские войска опять оказались у городских ворот. Одному из вождей восстания, Иоханану Гискальскому, и его людям была поручена защита Нижнего города и Храмовой горы, другому предводителю, Шимону бар Гиоре и его людям, - защита Верхнего города. Римский полководец Тит, сын и наследник императора Веспасиана, привел четыре своих легиона для штурма города. Они встретили яростное сопротивление со всех сторон, и Тит прибег к обычным методам осады. Римляне забрасывали город тяжелыми камнями, таранили стены, но все было безуспешно.

Даже такой опытный воин, как Тит, был изумлен мужеством повстанцев. Понимая, что город не уступит силе, римляне окружили Иерусалим по периметру новой, римской, стеной, которая полностью отделила его от внешнего мира. Население страдало от недостатка пропитания. В начале августа 70 года н. э. римляне захватили крепость Антония. Через несколько дней, в девятый день еврейского месяца Ав - в тот самый день, когда по преданию, был разрушен Храм Шломо, - Второй Храм, в котором забаррикадировались повстанцы, погиб в огне.

По словам Иосифа Флавия, Тит не хотел разрушать Храм. Историки приняли его версию.

 

 

Один из солдат, не дожидаясь приказа и не испытывая особого трепета перед масштабами злодеяния, выхватил из костра, горевшего неподалеку (вблизи от Храма), горящую головешку, другой солдат поднял его повыше, и он бросил головешку в золотое окно, через которое можно было проникнуть в комнаты, ведущие вокруг Святого Дома на его северную сторону.

Когда огонь вспыхнул, евреи издали страшный крик, как и полагалось при таком страшном бедствии, и кинулись бороться с ним, при этом не щадя своих жизней, не позволяя себя удерживать, ибо погибал тот Святой Дом, ради защиты которого они положили столько труда.

И тут некий человек прибежал к Титу, который отдыхал в своем шатре после последней битвы, и рассказал ему о пожаре, и тогда Тит вскочил и побежал к Святому Дому в чем был, чтобы остановить пожар. Вслед за ним бежали его военачальники, а за ними несколько легионов, в великом изумлении, и все кричали и поднимали очень большой шум, что естественно, когда собралась такая большая армия.

Тогда император громким криком и движением правой руки отдал приказ солдатам погасить огонь, но они его не услышали и не увидели поданного им знака, а что до легионов, прибежавших вслед за ним, то ни убеждением, ни угрозами нельзя было удержать их неистовство.

А вокруг алтаря лежали мертвые тела, одно на другом, и ступени, ведущие к алтарю, были залиты их кровью.

И тогда император, поняв, что ему никак не остановить исступление и бешенство солдат, и видя, что огонь разгорается все сильнее и сильнее, - вошел в святилище со своими военачальниками и увидел его, но так как огонь пока не проник во внутренние помещения, а все еще пожирал стены вокруг, то Тит, полагая, что сам Дом еще можно спасти, торопливо вышел и стал уговаривать солдат гасить огонь, и отдал приказ центуриону Либералиусу и одному из своих копьеносцев, бывших с ним рядом, бить упрямых солдат палками и удерживать их. Но их страсть к разрушению была сильнее, чем уважением или страх перед императором, и когда пламя вспыхнуло внутри самого Святого Дома, (Тит) отступил, и так Святой Дом был сожжен без (Титова) разрешения.

Иосиф Флавий. Иудейские войны, кн. VI, гл. 45-7

 

 

В другом драматическом описании Иосиф Флавий, который был свидетелем происшедшего, рассказывает, какое страшное воздействие оказал пожар Храма на тех, кто видел это ужасное зрелище:

 

 

Когда евреи увидели кольцо огня, они потеряли силы, физические и моральные, так велико было их потрясение, что ни одна рука не поднялась, чтобы остановить или погасить огонь: они стояли и смотрели в полном изнеможении.

Но еще страшнее, чем грохот, был вид, представший глазам людей. Храмовый холм, объятый пламенем с вершины до основания, казалось, закипел от самых корней, но море огня было ничто по сравнению с океаном крови, - как и отряды убивающих по сравнению с армиями убиенных: между трупами не видна была земля, и в погоне за убегавшими солдаты взбирались на груды мертвых тел.

Иосиф Флавий. Иудейские войны, кн. VI, гл. 42-51

 

 
 
   

Мудрецы Израиля учили: "Тот, кто видит города Иудеи в разорении, должен произнести слова пророка Иешаяу: "Города святыни Твоей сделались пустынею", - и разорвать на себе одежды.

Тот, кто видит город Иерусалим в разорении, должен сказать с Иешаяу: "Пустынею стал Сион, Иерусалим опустошен", - и разорвать на себе одежды.

Тот, кто увидел Святой Храм в разорении, должен сказать с Иешаяу: "Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя, сожжен огнем, и все драгоценности наши разграблены", - и разорвать на себе одежды.

Рабби Иосеф Каро из Цфата, известный ученый шестнадцатого века, сказал: "Первый раз надо разорвать на себе одежды, когда увидишь города Иудеи, второй раз - созерцая Иерусалим, и в последний раз - когда впервые мелькнет перед тобой место, где стоял Храм".

Тосефта Бава Батра 217а, Шулхан Арух, Орах Хаим 561

 
 

Верхний город продержался еще месяц, но в конце концов пал и он. Оставшиеся в живых были казнены или проданы в рабство. Иерусалим был разрушен до основания: только три башни цитадели Ирода были оставлены для защиты десятого легиона, который с этого времени был расквартирован в Иерусалиме, и для того, чтобы показать миру, какой мощный город пал перед силой Рима.

ЭЛИЯ КАПИТОЛИНА

Шесть десятилетий Иерусалим лежал в развалинах. За это время частичная замена Святому городу появилась в маленьком прибрежном городке Явне, где после разрушения Иерусалима собралась группа Мудрецов - знатоков Торы. Их труд заложил основы нового еврейского образа жизни во время отсутствия Храма и жертвоприношений.

В 130 г. н.э. римский император Адриан посетил Иерусалим. Он решил построить на его месте новую колонию и назвать ее Элия Капитолина - в свою честь (Элия было его родовое имя) и в честь римских богов - Юпитера, Юноны и Минервы (известных под общим названием Капитолийской троицы).

Самая мысль о том, что Иерусалим будет восстановлен как языческий город, привела в ярость евреев, продолжавших жить и работать в стране. Это была одна из основных причин нового восстания, возглавленного Шимоном бар Кохбой. В 132 г. н.э. еврейские повстанцы выгнали из города римский гарнизон. Было провозглашено независимое государство Иудея, и даже были начаты работы по восстановлению Храма.

Восстание было подавлено. В 135 г н.э., после многих кровопролитных битв, Иерусалим снова оказался в руках римлян. Но на этот раз победа досталась ценой таких огромных потерь, что римский военачальник, докладывая Сенату о своей победе, впервые в римской истории не произнес традиционного приветствия: "Я и мои войска чувствуем себя хорошо". Вскоре после падения Иерусалима Адриан издал новые законы, по которым каждый еврей, вступивший в город, подлежал смертной казни.

Адриан не отказался от своего намерения основать Элию Капитолину, которая должна была находиться в районе Старого города. Построенная по образцу других римских колоний, она имела форму квадрата. Две дороги пересекали город, деля его на четыре квартала. Первая дорога шла с востока на запад (от нынешних Яффских ворот до Львиных); другая, называемая Кардо (что означает "сердце"), начиналась от нынешних Дамасских ворот, но разделялась на две артерии, одна из которых шла к нынешним Сионским воротам, а другая - вдоль долины Тиропеон - к нынешним Мусорным воротам.

Храмовая гора была за пределами Элии Капитолины. Там, где раньше стоял Второй Храм евреев, был воздвигнут новый храм, посвященный Юпитеру и украшенный конной статуей Адриана. Близ Форума (находившегося в нынешнем мусульманском квартале) - центральной площади любого римского города - находилось главное святилище, посвященное Капитолийской троице. На том месте, где, по преданию, умер Иисус, находился Храм Венеры. 1ород был также украшен несколькими арками, прославляющими величие Адриана. За городом, у источника Шилоах)">Шилоах, был построен общественный фонтан, окруженный двенадцатью арками.

В этот период евреи не жили в Иерусалиме. Однако там жила энергичная христианская община, оберегавшая места и реликвии, связанные с жизнью и смертью Иисуса. Христианство родилось из иудаизма и вскоре стало соперничающей религиозной цивилизацией. Для христиан символичен был тот факт, что они остались жить в городе, из которого евреи были изгнаны. Евреи же объясняли разрушение Иерусалима и свое изгнание из него как наказание за грехи народа соперничество между разными группами населения, недобрые отношения внутри еврейской общины. Евреям оставалось только оплакивать судьбу своего города - вдали, в изгнании.

Монета периода восстания бар Кохбы с изображением фасада Храма. 134 г. н.э.

БЫBAET ТАКАЯ МИНУТА в жизни каждого человека, когда ты должен взглянуть на вещи трезво и сказать себе: "Хватит, пора и на покой". Вот и для меня настала такая минута. Не то чтобы шестьсот лет - такой уж долгий срок для моей профессии, однако я чувствую, что повидал достаточно. Видно, начинается новая эпоха.

Я ухожу, унося с собой свои воспоминания, их так много и они такие удивительные, что у меня, по правде говоря, нет сил продолжать. Стоя на страже у ворот такого города, видишь много нового - это правда. Но знаете что? Как-то так получается: все новое кажется повторением того, что уже было раньше.

Ну вот, если посмотреть, например, с точки зрения завоевателя. Представляете вы себе, сколько разных империй правили в Иерусалиме за все те годы, что я тут сторожил? Считайте: персы, македонские греки (я говорю об Александре), египетские греки, сирийские греки, Хашмонаи (они по рождению евреи) и совсем недавно - римляне. Я говорю "совсем недавно", но они здесь уже лет двести. Как время летит! Как бы то ни было, главное чувство, будто все это ты уже видел прежде, все это тебе знакомо. Ты начинаешь воспринимать это как само собой разумеющееся. Но это еще не все - от тебя чего-то требуют. Как только приходят в город новые завоеватели или хозяева города, - надо привыкать к новому начальству. И, уж вы мне поверьте, у каждого свои требования.

Конечно, интересно было наблюдать, как город постепенно растет. Сначала строили Первый Храм на - это ушло двадцать лет. Делая свое последнее сообщение, я предупреждал, что есть многие, которые вовсе не хотят, чтобы Второй Храм был построен, и что они будут делать все, чтобы этому помешать. Я был прав. Кстати сказать, тогда мы в последний раз видели наследников дома Давида. Был слух, что их отозвали обратно в Персию, когда они стали вести себя слишком уж независимо. Но я за это поручиться не могу. Немного позже восстановили стены Иерусалима, и вот тогда город действительно зажил новой жизнью. Все как-то устроилось, и вообще на некоторое время наступило спокойствие. При персах евреи и вправду сами решали свои дела, да и при греках так продолжалось. О, видели бы вы евреев, когда пришли греки, как гордо они выступали, стараясь походить на греков, - сначала немногие, а потом это стало модно. А греки то, греки! Греческие греки, египетские греки, сирийские греки. Я когда был мальчишкой, никак не мог этого понять: греки ведь пришли из Греции - и вдруг они стали выскакивать отовсюду! Здесь из-за этого произошло множество неприятностей.

Ну, вот, например, Хашмонаи (или Маккавеи, как их иногда называли). Интересная это была семья, я всех их знал не только старика отца и братьев, но и их потомков. И вот что я вам скажу это, первое поколение, Иеуда и его братья, производили большое впечатление. Сильные, принципиальные - вот на кого стоило посмотреть, когда они готовились к бою. Однако нечасто приходилось мне видеть такие перемены в семье всего за несколько десятилетий. Насколько первые были стойкими, настолько следующие как раз наоборот. Власть богатство, земли - вот и все, чего они хотели. По моему скромному мнению, для евреев было не так уж плохо, что их вышвырнули.

И тогда пришли римляне и с ними - Ирод. Евреи его не любили. Они считали, что он слишком уж римлянин и слишком груб. Но если на минутку забыть об этом, то в нем можно увидеть еще кое-что. Какой город он выстроил! Укрепил стены, расширил их и создал красивейший город. О, Иерусалим! Наконец то я стоял у стен настоящего города. Я стал гордиться своей работой. Во времена Ирода в городе жило 60 тысяч человек. Никогда до этого он не был таким большим!' Говорю вам: один только Храм был величиной с небольшой город. Может, он был и несимпатичный человек, этот Ирод, но величия у него не отнимешь.

После него и начались все неприятности. Не то чтобы их при Ироде совсем не было, но тут стало много хуже. Я говорил, что это плохо кончится: жалобы за жалобами движения за движениями, мессия за мессией. И все хотели, чтобы римляне ушли. Как могло это кончиться? Только большой кровью! И посмотрите на город сейчас!

Но я что-то слишком разворчался. Пусть парень из следующей смены рассказывает дальше.

СЛОВАРЬ

jerus-215.jpg

Серебряная монета времен иудейской войны (66-70 гг. н.э.)

Стебель с тремя бутонами (возможно, граната), окруженный надписью: "Иерусалим свят".

АЛЕКСАНДР БАЛАС (царствовал в 150-146 гг. до н.э.)

Царь из династии Селевкидов (сирийских греков), правил в эллинистический период. Назначил Ионатана Хашмоная Первосвященником и руководителем евреев.

АНТИОХ III (царствовал в 223-187 гг. до н.э.)

Царь из династии Селевкидов (сирийских греков). Завоевав в 196 г до н.э. Иерусалим, хорошо обращался с еврейским населением.

АНТИОХ IV ЭПИФАН (царствовал в 175-163 гг. до н.э.)

Царь из династии Селевкидов (сирийских греков). Пытался насильно эллинизировать Иудею, чтобы превратить ее в надежную пограничную провинцию. Его запрет на соблюдение предписаний иудаизма вызвал восстание Хашмонаев.

ВАВИЛОНСКАЯ ИМПЕРИЯ

Месопотамская империя, расцвет которой приходится на 7-6 вв. до н.э. Известна, главным образом, разрушением Иерусалима в 586 г до н.э. Была побеждена персами.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

Первое Евангелие. Книга приписывается (возможно, ошибочно) Матфею, сборщику налогов из Капернаума, одному из двенадцати учеников Иисуса.

ЗАХАРИЯ

Пророк, обращавшийся к возвратившимся в Иудею из вавилонского плена (ок. 519-517 гг. до н.э.). Предсказал восстановление Иерусалима.

ЗЕРУБАВЕЛЬ (ок. 480 г. до н.э.)

Еврейский сановник, вернувшийся в Иудею из вавилонского изгнания. После смерти Шешбацара был назначен губернатором провинции. Зерубавель возобновил празднование Суккот и начал работы по восстановлению Храма.

ИЕУДА МАККАВЕЙ (ум. в 1б0 г. до н.э.)

Возглавил восстание против Антиоха IV Эпифана (167 166 до н. э.) Занял Иерусалим в 164 г до н. э. и очистил Храм.

ИОНАТАН (ум. в 142 г. до н.э.)

Брат и преемник Иеуды Маккавея Ионатан продолжал руководить восстанием против сирийских войск после смерти Иеуды (в 1б1 г до н. э.). Он стал Первосвященником иерусалимского Храма и правителем Иудеи после того, как сирийцы заключили с ним мир. Ионатан был убит сирийцами в 142 году до н. э.

ИОСИФ ФЛАВИЙ (37-ок. 95 гг. н.э.) (еврейское имя - Иосеф бен Матитьяу а-Коэн)

Еврейский политик, воин и историк, принимал участие в Иудейской войне против Рима. Сдавшись римлянам, начал писать еврейскую историю с древнейших времен до разрушения Второго Храма.

КНИГА ДЕЯНИЙ АПОСТОЛОВ

Книга, содержащая рассказ о начале распространения христианства Время написания - 60-80 гг. н. э.

ПЕРСИДСКАЯ ИМПЕРИЯ

Обширная восточная империя на северо-востоке Месопотамии (теперешний Иран), достигшая вершины своего могущества в VII-IV вв. до н. э.

ПТОЛОМЕИ

Македонская семья, правившая в Египте в эллинистическую эпоху с 323 г. до н.э. (смерть Александра Великого) до 30 г. н. э. Правили в Палестине с 320 по 200 г. н. э. до завоевания ее Селевкидами.

САНЭДРИН

Совет, состоявший из 171 Мудреца, действовавший как Верховный Суд и законодательное собрание. Перестал действовать после IV в. н. э.

СЕЛЕВКИДЫ

Эллинистическая династия, правившая в Палестине с 200 до 128 г. до н. э. Покровительствовала евреям до времени вступления на престол Антиоха IV, чья антиеврейская политика вызвала восстание Хашмонаев.

ШЕШБАЦАР

Еврейский сановник, по преданию, назначенный Киром Великим на пост губернатора Иудеи в 536 г. до н. э. Заложил основание для построения Второго Храма.

ШИМОН (ум. в 135 г. до н.э.)

Преемник и брат Ионатана Хашмоная. В 142 г. до н.э. Шимон заключил с сирийцами соглашение, по которому Иудея становилась политически независимой. В 141 г. до н. э. стал Первосвященником иерусалимского Храма, был убит в 135 г. до н. э. своим зятем.

ЭЗРА

Называют его "священник" и "писец". Вернулся в Иерусалим из Вавилона ок. 444 г. до н. э., обновил завет с Богом, восстановив соблюдение еврейского Закона. Устраивал общественные чтения Торы.



Необыкновенно интересно наблюдать за совместной работой учителя и учеников. У учителя необычный метод толкования текста письменной Торы. Он приводит нестандартные объяснения, чтобы получить совершенно неожиданный результат. Ученики затаили дыхание. Дома учения так переполнены в последнее время именно благодаря этой удивительной системе комментариев.