МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению книги ОЧЕРКИ О ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ
I. ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР

3. Климат. (см. карту ***)

Поговорим о погоде. Какое прекрасно-банальное вступление для ни к чему не обязывающей светской болтовни. Ну, действительно, кому в наше время с отапливаемыми и кондиционированными квартирами, машиной, автобусом, с постоянной водой в кране интересна погода? Может быть, курортникам. Конечно, когда очень жарко или, наоборот, холодно, мы испытываем определенный дискомфорт, но обычно блага современной потребительской цивилизации достаточно хорошо нас защищают. Холодно - наденем свитер, включим отопление, жарко - снимем свитер, включим кондиционер. Существуют, конечно, рыбаки, бороздящие моря на маленьких траулерах, есть геологоразведка, даже строительные рабочие, которые должны быть на лесах и зимой, и летом. Но, в конце концов, большинство из нас в так называемых развитых странах проводит свой рабочий день в кабинетах и конторах, лекционных залах и лабораториях. Так, может быть, в наше время погода не важна?

Но в газетах постоянно появляются сообщения про озоновую дыру, кислотный дождь, поднятие уровня Мирового океана в связи с всеобщим потеплением и возможность затопления низинных и, следовательно, самых населенных районов земного шара. Значит, мы все-таки не можем так просто отмахнуться от погоды, и ее влияние на нашу жизнь куда больше, чем вступительные фразы для светского разговорчика?

''Шма Исраэль! Внемли, Израиль, Господь Бог Наш, Бог Единый''. Вечная формула, точнее говоря, вечное воплощение еврейской веры, постоянный крик души народа. С этих слов начинаются три отрывка из Торы, которые еврей произносит дважды в день уже более трех тысяч лет. Но какое отношение имеет Шма Исраэль к главе о климате? Самое прямое. Вот отрывок из Шма Исраэль: "И вот если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедаю вам ныне, чтобы любить Господа Бога вашего и служить ему всем сердцем вашим и всей душой вашей, то дам Я дождь на земле вашей своевременно, ранний и поздний, и соберешь ты хлеб твой, и вино твое, и отборное масло твое. И дам Я траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться. Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не совратились и не стали служить богам иным, и не поклонялись им; И возгорится гнев Господа на вас, и затворит Он небеса, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих; и вы скоро пропадете с этой хорошей земли, которую Господь дает вам". (Дварим, 11:13-17).

Оказывается, такое обычное явление, как дождь, столь важно, что называется главной наградой служению Господу всем сердцем и душой. В самой молитве имеется потрясающая фраза: "Ты могуч вовеки, Господь, Ты воскрешаешь мертвых, велик в избавлении", - и далее зимой говорят: "Направляющий ветер и спускающий дождь", - а летом: "Дающий росу". Потрясающе: воскрешение из мертвых - это явление, никем еще не виденное, относящееся к будущему миру, стоящему над привычными физическими законами знакомого нам материального мира, к нему приравнивается такое распространенное явление как дождь или еще более обыденное - роса. Когда первосвященник - Коэн Гадоль заходил в Святая Святых Храма - а делать это мог только он и только один раз в году в Йом Кипур - он произносил там молитву за народ Израиля: "Пусть будет милосердное желание перед Тобой, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы был этот наступающий для нас и всего народа Израиля, где бы они ни находились, год не засушливым, а дождливым, и чтобы не принял Ты молитву путешествующих по дорогам о дожде, когда мир в нем нуждается". (Молитва на Йом Кипур, Мусаф, Хазарат аШац, порядок службы первосвященника; перевод мой. Шм. М.). Далее первосвященник касался других жизненно важных тем, но начинал он именно с дождя.

Так что, даже наша ультра-технологическая цивилизация, превратившая мир в одну глобальную деревню, создавшая спутники, сотовые телефоны, интернет и генную инженерию, не может обеспечить человечество главными субстанциями, необходимыми для существования: воздухом и водой. Да кажется, мы вообще их больше портим или неразумно потребляем. Кто-нибудь пробовал дышать компьютерной программой или утолить жажду интернетовским сайтом? И хотя мы в наше время обращаем на природные явления куда меньше внимания и не принимаем их с нужным трепетом, как Высшее проявление Божьей милости или гнева, следует убрать с глаз тонкую пелену искусственного комфорта цивилизации и вернуться к вечной истине Шма Исраэль.

Убедившись, с какой серьезностью относилась Тора и наши мудрецы к теме погоды, перейдем к самому климату и, главное, его непосредственному влиянию на природу и человека. На Эрец Исраэль влияют, в основном, два колоссальных природных фактора: влажность Атлантики и сухость субтропической полосы пустынь. Упоминание об Атлантике может вызвать удивление - где Израиль, а где Атлантический океан. Но географическая правда состоит в том, что над Средиземным морем прохладной зимой образуется область низкого давления, то есть, воздух там более разрежен, молекулы его не так густы. Но, как говорит русская пословица, "свято место пусто не бывает", и с севера Атлантики в нашу сторону, пересекая всю Западную Европу, начинают двигаться потоки тяжелого плотного холодного воздуха. Он пропитан влагой, и влага эта в виде туч и облаков направляется к нашим берегам.

Тут начинает действовать еще один принцип: чем теплее, тем дольше вода будет оставаться в облаках в газообразном состоянии. Чем холоднее, тем скорее она превратится в жидкость, а говоря бытовым языком, просто начнет проливаться в виде дождя. Еще холоднее - и вместо дождя пойдет град или снег. И вот облака подошли к нашей территории. Если воздух тепел, то они просто пройдут над нами, но если его температура достаточно низка, то пойдут дожди. Как мы помним, за относительно низкой и более или менее ровной приморской долиной (обозначенной на нашем плане цифрой 1) начинается центральный горный кряж страны. Обычно чем выше, тем холоднее. Дожди начинают обильно орошать гору. Часть их впитывается в почву, особенно в районах террас, и обогащает подземные резервуары грунтовых вод. Другая часть течет вниз по поверхности хребта, сначала маленькими струйками, потом ручейками, затем потоками. В конце концов, вода собирается в русла каньонов, и если дожди идут долго и с достаточной силой, энергия этих бешено несущихся потоков огромна. Часть их пойдет в сторону Средиземного моря, другая часть - в сторону Сирийско-Африканской впадины. Кстати, в наше время воды, которые стекают на прибрежную низменность, плохо впитываются в почву, так как вместо древних лесов и менее древних апельсиновых плантаций этот район все больше и больше покрывается домами, улицами и асфальтовыми шоссе.

Далее облака переваливают через хребет. Сами горы начинают круто спускаться во впадину. В среднем, каждые сто метров спуска приводят к повышению температуры на 1о. Облака больше не расстаются с влагой, и мы видим пустынную полосу шириной километров в двадцать. Правда, это только в центральной части страны. На севере пустынной области практически нет, а на юге пустыня начинается у самого побережья. Почему же это так? Потому что облака идут из Атлантики широким фронтом, но у этого фронта тоже есть границы. Разумеется, ежегодно таких фронтов проходит немало, и не все они имеют ту же ширину и точно то же направление. Некоторые проходят севернее, некоторые южнее, но если мы возьмем средние единицы, то получим следующую картину. Юго-восточный "угол" Средиземного моря, то есть, Египет, Синай и часть Негева, находится почти вне зоны зимних дождей. От Беер-Шевы на север количество осадков будет расти, поэтому Шомрон получает больше воды, чем Иудея; Галилея еще больше, чем Шомрон, и, соответственно, Ливан и западная Сирия наслаждаются, в среднем, наибольшим количеством влаги. Конечно, картина, обрисованная нами здесь, очень условна и приблизительна. Один год не похож на другой: зимой 1991-1992 (5752) года выпало в несколько раз больше осадков, чем за три предыдущих года, и в эту зиму пораженные жители Эйлата увидели, что на вершинах их вечно сухих гор забелел снег. Но в самых общих чертах эта модель отвечает действительности. Однако, наряду с общей тенденцией роста количества осадков к северу, существуют и явления более локального характера.

Мы уже упоминали о том, что восточная сторона центрального хребта находится в дождевой "тени", и поэтому почти весь восточный склон гор Шомрона и Иудеи - это пустыня. Что же происходит по другую сторону впадины? Облака вновь начинают карабкаться ввысь на гору, следуя за рельефом. Поскольку, в среднем, заиорданские горы выше тех, что в западной части страны, они получают больше осадков, причем, даже в южной, пустынной, части. Но вот облака перевалили за горы Заиорданья. За ними Сирийская, или Аравийская, пустыня. Точнее, сама пустыня существует там потому, что дожденосные облака уже истощились, влага, которую они несли с Атлантики, закончилась, а там, где она кончается, начинается пустыня. Конечно, и здесь раз от раза проливаются дожди, и даже бывают наводнения, но это редкие явления, которые не могут изменить общую картину.

Теперь надо отметить, что, за исключением пустынных частей, Эрец Исраэль находится в области так называемого средиземноморского климата. На самом деле, этот тип климата характерен не только для Средиземноморья, он присутствует также в южной Калифорнии и на небольшом отрезке юго-восточного побережья Африки. Что же отличает этот климат? Влажная, дождливая, прохладная зима и сухое, теплое, даже жаркое лето. Весь описанный нами выше период дождей приходится на зиму. Тех, у кого слово "зима" ассоциируется с бесконечными белыми полями, лыжней, сосульками и игрой в снежки, ждет разочарование. В долинах в Эрец Исраэль снег практически не выпадает. Иногда - не каждый год - горы выше 800 метров покрываются белым одеялом, но оно лежит не более двух-трех дней. Только горы выше 2000 метров сохраняют свою белую шапку несколько месяцев.

Зима - это время дождей. Но не надо думать, что дожди идут непрерывно, как в Лондоне. Израильскую зиму характеризует три главные чередующиеся системы погоды. Азорская система: относительно тепло, вплоть до +20о или даже больше, светит солнце, небо ясное. Ее формирует теплый воздух из тропической зоны Атлантики. Погода идеальная для туристов и гидов - не моросит, не слишком холодно, не слишком жарко. Фермеры и ответственные за водные ресурсы ненавидят это состояние, особенно когда такая погода тянется неделями. Вторая система - сибирская. Массы очень сухого холодного воздуха, остывшего над континентальными районами России, прибывают в наши края. Днем относительно тепло, так как солнце прогревает землю сквозь абсолютно прозрачный воздух. Ночью мороз - температура падает до 0о или даже чуть-чуть ниже. Такая погода полезна для винограда и некоторых других культур, которым нужно зимой пару дней заморозков. Обычно это состояние длится не более нескольких дней кряду. И, наконец, влажная, дожденосная исландская система - залог жизни на весь год. И в этом, может быть, само чудо дождей, о котором мы говорили раньше и которое вызывало большой религиозный трепет. Зимой в молитве употребляется формула: "Направляющий ветер, Спускающий дожди"? Изменится направление ветров всего на несколько градусов, и дождевой фронт пройдет мимо страны. Будет средняя температура выше на полградуса, и облака минуют нас, так и не расставшись с живительной влагой. Даже в наше время, со всеми его чудесами техники, мы можем очень мало повлиять на погоду (в положительном смысле; влиять отрицательно человечество умеет просто великолепно). Когда серая пелена дождевых туч застилает небо, с самолетов их опыляют йодистым серебром. Йодистое серебро повышает рефлективные характеристики облака, то есть, чем больше солнечных лучей отражается, тем облако холоднее, и тем вероятнее, что оно отдаст больше влаги. Это ''доение'' облаков помогает в том случае, если они есть и богаты влагой. Если же зима такая, что между дождевыми фронтами проходят недели или даже месяцы, то положение очень серьезно, и самое лучшее средство, и самое древнее – возопить к Господу.

Как мы уже упоминали, зимние температуры колеблются, в среднем, от 20о до 0о. Конечно, в горах температура по ночам может упасть и ниже нуля, а в Иорданской долине и на берегах Мертвого моря даже зимой в некоторые дни может быть +27о-28о. Это не Мурманск, но и не экватор. В общем, субтропики. Впрочем, даже на столь небольшой территории имеются разные амплитуды колебаний. Чем ближе к Средиземному морю, тем мягче климат, тем меньше разница между дневной и ночной температурой. В горах и в пустынной местности эти колебания будут значительнее.

До сих пор мы говорили про зиму. Но когда она начинается и когда кончается? И куда же пропали весна и осень? Снова вернемся к средиземноморскому климату. Он знает только два времени года: прохладное и дождливое - зиму, и сухое и теплое - лето. Между ними два кратких переходных периода. Зиму и лето разделяет относительно короткий сезон, называемый авив. Первичное значение этого слова – зеленая, незрелая пшеница, а впоследствии, так стали называть то время года, когда пшеница зелена. Чаще всего, по григорианскому календарю сезон этот выпадает на апрель-май. Воздух прозрачен и чист после зимних дождей, склоны гор и холмов покрыты свежей зеленью, ковер цветов изумителен, источники полны, и Иордан разливается на всю пойму. Праздник Песах также называется Хаг Аавив, то есть, праздник авива. Температуры в это время колеблются. Может быть относительно прохладно, а через день-два просто летняя жара. Это время характеризуется сменой ветров – то мягкий западный бриз с моря, то суховей из пустыни. Суховей этот называется на иврите шарав, но более он известен под арабским названием хамсин. Значение этого слова – пятьдесят, так как арабы считают, что он дует по пятьдесят дней в году и больше всего хамсинов приходится на пятьдесят дней между праздниками Песах и Шавуот. Точнее, от исхода первого дня Песаха до наступления Шавуота проходит ровно семь недель. Когда приходит хамсин, небо становится бежево-серым, воздух наполняется частицами песка и пыли, которые этот ветер собрал по всей Сахаре и Аравийской пустыне, становится удушающе жарко. Чем ближе к лету, тем чаще дуют хамсины, и постепенно зеленый покров сходит с гор и долин, цветы увядают, и пейзаж приобретает свой привычный теплый желтовато-коричневый оттенок. Деревья, правда, остаются зелеными. Листья фиговых деревьев из нежно-салатовых становятся глубоко-зелеными. Возле источников и других влажных мест, а также на искусственно орошаемых территориях продолжает господствовать зеленый цвет.

Но вот переходный период с его колебаниями температуры, редким запоздалым дождиком, чередующимся с серыми жаркими днями хамсина, закончился. После праздника Шавуот наступает кайиц – лето. Слово кайиц сперва означало уборка и сушка фиг (инжира). Фиги поспевают не сразу, а в течение всего лета, и потому этот сезон получил такое название. В это время года под прямыми горячими лучами солнца наливаются и зреют виноград, фиги и финики. К концу его поспевают также гранаты. В августе-сентябре, когда воздух более всего разогрет, плоды эти сушили на крышах, а потом прессовали в караваи и, таким образом, имели запас пищи, богатой витаминами, на всю зиму1.

Настоящее лето начинается в конце мая и длится, в среднем, до середины октября. Летом может быть тепло, очень тепло, жарко, а в определенных районах очень жарко. В прибрежной полосе море, которое так приятно смягчало зимний холод, способствует повышению влажности. В мегаполисе Тель-Авив, например, между домами, на улицах, забитых сотнями тысяч машин, стоит тяжелая угнетающая влажность. Она так высока, что человек потеет, но пот не испаряется, так как воздух пропитан испарениями до предела. Но пара километров на восток, и начинает проявляться влияние пустынь, окружающих Эрец Исраэль. На горном хребте и возле его подножия воздух уже сухой. Чем выше мы поднимаемся в горы, тем менее удручающей становится летняя жара, потому что наш организм куда легче переносит сухую жару.

Плодородие лета во многом зависит от количества осадков, которые выпадают зимой. Если зима была с хорошей погодой, то есть, было много дождей, а еще лучше – снегов, поскольку снег, постепенно тая и впитываясь в почву, обогащает грунтовые воды, то летом все источники будут действовать. Если же зимой стояла плохая погода, то есть, большую часть дней светило яркое солнышко, то может наступить засуха. Засухи бывают трех типов. Обыкновенная засуха приводит к уменьшению урожая. Сильная засуха сопровождается очень сильными и частыми суховеями, посевы и плоды на деревьях засыхают. Катастрофическая засуха приводит к высыханию большей части источников, и в древности сопровождалась появлением саранчи и уничтожением почти всего растительного покрова. В результате – голод, мор и, часто, бегство из страны в более благополучные земли.

Лето кончается в праздник Суккот, выпадающий на конец сентября-октябрь. Сказано, что в этот праздник весь мир судится водой, то есть, определяется, сколько осадков выпадет в наступившем году. В последний день праздника, в Шминей Ацерет, известный еще как Симхат Тора, молитва с упоминанием росы, которая читается, начиная с первого дня Песаха, заменяется на молитву о ветрах и дождях.

Обычно после Суккота снова начинается относительно короткий переходный период. Дни становятся короче и холоднее, иногда накрапывает легкий дождь. Но настоящие зимние дожди пойдут, скорее всего, с середины ноября, хотя и здесь возможны отклонения. В начале-середине ноября виноградники за несколько дней желтеют, потом краснеют, а затем листва их опадает. Через короткое время опадают и огромные листья фиговых деревьев. Это чем-то напоминает русскую осень, хотя в Эрец Исраэль все происходит быстро, четко, остро. Кстати, изначально в иврите не было параллели слову осень. Можно, конечно, спросить, а как же слово став, которое мы употребляем теперь. Но во всем ТаНаХе став упоминается лишь один раз в ''Песне песней'': ''Ибо вот став прошел, дождь миновал, удалился, ростки показались на земле…'' (Песня песней, 2:11-12). И переводится это слово как зима. И это верно как для древних переводов ТаНаХа на арамейский, так и для современных переводов на русский язык.

Как же превратились слова став в осень, а авив – в весну. Люди, возродившие современный иврит, происходили, в большинстве своем, из Российской империи, включавшей тогда и Польшу, и Украину, и Белоруссию, и Прибалтику. Во всех этих странах имеются четыре четких времени года, каждое со своей характерной погодой и состоянием природы. И вот выходцы из России взяли привычные понятия и перенесли их на иврит и на Эрец Исраэль. Поэтому и слово став, обозначающее зиму или ее конечный период, было заимствовано для осени – времени года, практически не существующего в стране.

 


1Описываемая практика теперь сохранилась только в самых захудалых арабских деревнях. Множество плодовых деревьев, отчасти местных, отчасти собранных со всех частей света, дают нам свежие плоды круглый год, но здесь мы касаемся скорее исторической стороны предмета, чем современного состояния.

*** Природные зоны.