МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению книги ОЧЕРКИ О ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ
III. ЗЕМЛЯ ДЕВЯТИ С ПОЛОВИНОЙ КОЛЕН.

1.Галилея и колено Ашера.

Северная часть страны, наиболее плодородная, с большим количеством источников, с единственными настоящими пресными озерами, относительным изобилием зимних снегов и дождей, теоретически, должна была бы стать центральной и важнейшей частью страны. Как ни странно, но в ТаНаХический период еврейской истории Галилея и колена Севера находились, условно говоря, на обочине истории. В ТаНаХе Галил упоминается только шесть раз, в отличие Иеуды (745 раз) или Эфраима (180 раз). Даже маленькое колено Биньямина упоминается 166 раз, а сухой и малонаселенный Негев – 29 раз. Этот факт особенно поражает, учитывая, что в конце эпохи II Храма и в эпоху Мишны и Талмуда, соответствующую эллинистической, римской и ранневизантийской эпохам, то есть, в I в. до н.э. - V в. н.э. Галилея была важнейшим религиозным, политическим и экономическим центром еврейского народа.

Само название Галилея - Галил на иврите означает круглый предмет, цилиндр, округ. Может быть, оно происходит от Глил (Галил), Агоим - то есть, округ народов, словосочетание, напоминающее, что на его труднодоступных хребтах и в узких долинах жило множество народов и племен, подобно современному Кавказу. Может быть, причина этого названия в четких природных границах Галилеи. На севере это река Литана (в настоящее время на территории Ливана), на востоке – долина Иордана и озеро Кинерет, на юге – долина Эзреэль (Эздрелонская) и горы Гильбоа, которые сами по себе являются северной границей Шомрона, а на западе – Средиземное море.

Галилейский берег Средиземноморья представляет собой большой и не слишком ровный полумесяц довольно плоской долины между морем и горами. С юга этот район ограничен вторгающимся в море хребтом Кармель, а с севера – мысом Рош Аникра. От Рош Аникра до Бейрута долина продолжается относительно узкой полосой по территории современного Ливана. Это земля колена Ашер.

О наделе Ашера сказано в благословении Яакова: ''От Ашера тучен хлеб его, и он будет поставлять яства царские''. (Берейшит, 49:20). И действительно, земля равнин Ашера с плодородными почвами, происходящими от размыва горных массивов к востоку, обильно орошаемая зимними дождями, потоками вод, спускающимися с гор, и многочисленными источниками, была одной из лучших в стране. Прибавим к этому производство пурпурной и голубой краски, и мы получим представление о потенциальном богатстве этого района. Но в историческом плане картина была далеко не идеальна. Колено Ашера смогло занять только относительно небольшую часть долины, и отдельные семьи должны были заимствовать землю в Шомроне, на западе гор Эфраима. Как мы уже отмечали, до прихода колен Израиля горы Шомрона были покрыты густыми лесами и слабо заселены. Сопротивление еврейскому населению там было слабее, чем в давно заселенных долинах с их устоявшимися городами.

Главным таким городом в основной части надела Ашера был Акко. В книге Шофтим сказано: ''Ашер не изгнал жителей Акко и жителей Цидона, и Ахлава, и Ахзива, и Хелбы, и Афика, и Рехова. И жил Ашер среди кнаанеев, жителей той земли, ибо он не изгнал их''. (Шофтим, 1:31-32). Цидон, по-русски Сидон, - это один из важнейших городов финикийцев, а в наше время – один из ливанских портов. То же финикийское население жило и в Акко. Финикийцы, бывшие морской ветвью ханаанских народов, разбогатели на торговле, бороздя Средиземное море на своих кораблях. Очевидно, изначально такой крепкий орешек оказался не по зубам колену Ашера. У самого же города довольно интересная история. Видимо, до прихода Александра Македонского Акко находился не там, где расположен в наше время одноименный город, а в паре километров к востоку от берега моря и своего порта. Место это арабы называли Тель-эл-Фухер – Курган черепков. И действительно, там были найдены остатки керамики от Кнаанейского до Персидского периода. Город этот не раз отмечался в хрониках боевых походов царей Египта и Ассирии, что говорит о его важности. После завоевания Александром Акко, это, по сути, другой город.

Он переезжает прямо на морской берег в самый северный угол Хайфского залива, практически, единственного настоящего залива во всей стране. Изменилось не только местонахождение города, но и его название. Акко стал Птоломеосом. Это имя ему было дано в честь одного из диадохов, то есть, полководцев Александра Македонского, разорвавших империю на части после его смерти. Птолемей захватил Египет, и на сто лет присоединил к нему Эрец Исраэль, видя в ней буферную зону для защиты дельты и долины Нила от империи Селевкидов, укрепившихся в Сирии и Месопотамии. Эллинские базилевсы, не страдая особой скромностью, давали многим городам свои имена или благосклонно передавали своим подданным право назвать город своим именем. Но для еврейского населения город оставался Акко, и под этим названием, пережив и Птолемеев, и Селевкидов, и римлян, и других завоевателей, он существует до наших дней. Правда, в наше время роль главного порта страны играет Хайфа, но строительство настоящего большого порта в этом городе относится только к 1931 году, а до этого, в течение тысячелетий, Акко был главными морскими воротами северной части Эрец Исраэль.

В эпоху II Храма и после его разрушения в 70 г. н.э. население города было, в основном, греческим или эллинизированным и откровенно антисемитским. Не раз иноземные жители в Акко оказывали непосредственную военную помощь врагам еврейского народа, особенно, римлянам. Но на протяжении почти всей этой эпохи в городе присутствовало, хотя и не доминировало, еврейское население. Многие мудрецы жили в Акко и посещали его. В Вавилонском Талмуде сказано, что рабби Абба целовал прибрежные скалы Акко, то есть, город являлся частью Эрец Исраэль. (Вавилонский Талмуд, Ктубот, 112:2). Подобная история рассказывается в Иерусалимском Талмуде о рабби Йоси бен Ханина. (Иерусалимский Талмуд, Швиит, 4:8).

Но может быть, самая знаменитая талмудическая история, происшедшая в Акко, связана с великим раббаном Гамлиэлем, который возглавил мудрецов Эрец Исраэль в тяжелый период после разрушения II Храма (к. I – н. II вв. н.э) и был, фактически, духовным и политическим руководителем евреев страны. ''Спросил Проклос сын Плофоса (грек, житель Акко) раббана Гамлиэля в Акко, когда тот мылся в бане Афродиты: - Сказано в вашей Торе: и не прилипнет к твоей руке что-либо из запрещенного, почему же ты моешься в терме Афродиты? Сказал ему: - Не отвечают в бане (так как это неподходящее место для занятий Торой). Когда же вышли, ответил ему: - Не я пришел в ее пределы, а она пришла в мои. И еще не говорят: сделаем терму украшением для Афродиты, а наоборот, сделаем Афродиту украшением бани…''. (Авода, Зара, 3:4). Из этих слов раббана Гамлиэля вытекают следующие заключения. Во-первых, статуя, сделанная для украшения, а не для поклонения, не является запретной. Во-вторых, он относится к Акко, хоть и населенному идолопоклонниками, как к части Эрец Исраэль, и даже присутствие в городе изображений их богов не меняет этого факта.

С тех пор многое изменилось в Акко. Его греческое население постепенно заменило олимпийских богов христианской троицей, что, впрочем, для евреев не имело никакой теоретической или практической разницы, поскольку любое поклонение изображениям, в глазах евреев, является идолопоклонством. Но уже в 636 г. н.э. этот главный порт Галилеи был завоеван мусульманами, и, несмотря на смену религии, продолжал процветать даже в эпоху развала средиземноморской торговли, так как арабские султаны расширили его верфи и улучшили порт. В 1104 году он был захвачен крестоносцами и в 1187 году вновь отвоеван мусульманами, а через четыре года перешел в руки английского короля Ричарда Львиное сердце. И с 1194 по 1291 годы Акко был столицей Иерусалимского королевства, пока мусульмане-мамелюки не овладели городом.

Почему же столица Иерусалимского королевства располагалась в Акко? А потому, что сам Иерусалим крестоносцы потеряли, а название осталось. Когда они были окончательно изгнаны из Эрец Исраэль, это название переехало вместе с ними на Кипр. Захватив Акко во второй раз в 1291 году, мусульмане решили уничтожить всякую память о европейских завоевателях и разрушили город до основания. Акко пребывал в развалинах почти 400 лет, но, в конце концов, уже при турках, правивших в стране в 1516-1917 годах, город был отстроен заново, поскольку слишком мало удобных мест для хорошо защищенных гаваней есть на ровном песчаном побережье Эрец Исраэль. С XVII века по середину XIX века Акко был административным центром Эрец Исраэль. Нам даже трудно представить, что у этой страны может быть другая столица, кроме Иерусалима, но это факт.

На протяжении большей части мусульманского владычества, и особенно при турках, Иерусалим оставался захолустным незначительным городом и лишь благодаря своему религиозному значению не был заброшен вообще. Даже Наполеон, вторгшийся в страну из Египта, к удивлению турок, ожидавших повторения крестового похода, пошел войной не на Иерусалим, а на Акко. Впрочем, это не так и странно. Великий полководец был детищем Французской революции с ее атеистическим мировоззрением, и удобный порт, через который он мог бы снабжать свою армию, имел для Бонапарта гораздо большее значение, чем святые места Иерусалима. Впрочем, народная фантазия не смирилась с этим и объединила в легендах Наполеона и Иерусалим. Если же исходить из сухих исторических фактов, то мы знаем, что в 1799 году первый полководец Франции потерпел свое первое большое поражение. Турецкий гарнизон с помощью британских фрегатов отстоял Акко, а Наполеон, оставив свои пушки, вернулся в Европу, чтобы вновь предпринять попытку изменить мировой порядок. Правда, от его похода на Эрец Исраэль сохранился один очень важный документ – серия прекрасно выполненных карт, иногда не совсем точных, но очень красивых. Они называются картами Жакотена, по имени главного картографа наполеоновского похода, и дают нам много полезной информации о стране в самом конце XVIII века. Практически, это были первые настоящие карты страны, сделанные в Новое время.

В 1918 году, в конце Первой Мировой войны, город был занят британскими войсками. Сначала евреи приветствовали новых завоевателей, обещавших процветание, мир, цивилизованное управление, а главное, создание еврейского национального очага. Но вскоре оказалось, что действительность отличается от первоначальных надежд. В тюрьму в Акко были заключены участники еврейской самообороны против первых арабских погромов, прокатившихся по стране в начале 20-х годов ХХ века.1

В той же тюрьме в Акко были заключены и казнены некоторые члены еврейского антибританского подполья. В 1947 году бойцы подпольной организации ЭЦЭЛ (Иргун Цваи Леуми – национальная военная организация) провели блестящую операцию, ворвавшись в тюрьму и освободив многих заключенных товарищей. В то время в самом Акко евреев уже не было, так как последние еврейские жители оставили город во время арабских бесчинств в 1936-39 годах. Но в 1948 году положение снова изменилось, и израильская армия заняла Акко. Большая часть арабов бросила свои дома и бежала в Ливан.

Современный Акко состоит из Старого города, находящегося на мысе, вдающемся в море, и Нового, построенного, в основном, начиная с 50-х годов ХХ века. Новая часть похожа на многие другие прибрежные города, зато старый Акко – это средневековый город со стенами, узкими изгибающимися переулками, купольными крышами и средневековыми подвалами. Впрочем, соленый морской воздух, влажный западный бриз, постоянные крики многочисленных чаек и клекот цапель напоминают нам, что мы не в старом Иерусалиме или Хевроне. К домам старого Акко примыкает небольшой рыбачий порт, и все вместе создает специфическую атмосферу средиземноморского города, столь популярную в наши дни среди туристов.

К югу от Акко и до Хайфы простирается долина Зевулуна. Несмотря на ее название, данное уже в наше время, земля эта, скорее всего, принадлежала колену Ашера. К югу от долины возвышается хребет Кармель, который вдается своей северо-западной оконечностью в Средиземное море, а потом идет на юго-восток. С востока Зевулунскую долину огибают относительно невысокие холмы Шефарам, являющиеся отрогами Нижней Галилеи. Сама долина в прошлом была неплодородна, побережье представляет собой дугу (лукоморье) песчаного пляжа, а восточнее располагались земли тяжелые, заболоченные. Главный поток, пересекающий долину – это Кишон. Часто пресная вода, шедшая по нему в Средиземное море, должна была уступать давлению соленой воды, особенно во время приливов.

Но теперь это уже в прошлом. Большая часть Зевулунской долины густо застроена. В ней расположены небольшие города Кирьят Хаим, Кирьят Биалик, Кирьят Ям, Кирьят Ата, Кирьят Моцкин. Поскольку почти все названия начинаются со слова кирия, в словосочетаниях кирьят, что более или менее соответствует русскому град, город, то весь этот район получил имя Крайот (Кирия во множественном числе). Это место, где сконцентрирована тяжелая промышленность, в том числе и нефтяная. Причина этого ясна. Южная часть Аккского, или Хайфского, залива у подножия горы Кармель наиболее глубока. Поэтому англичане, властвовавшие в стране, предпочли построить большой современный порт на этом месте. Это дало серьезный толчок к развитию Хайфы за счет Акко, но тут уж ничего не поделаешь. То, что было хорошо для финикийских парусников или венецианских галер, не подходило танкерам и линкорам ХХ века. Британцы также построили нефтепровод из Ирака в Хайфу, а в районе современных Крайот возник нефтеперерабатывающий комплекс. Конечно, после образования государства Израиль в 1948 году иракская нефть в Хайфу больше не текла, наоборот, через порт проходит большая часть израильского нефтяного импорта. Но предприятия продолжают свою работу, экономически важную, хотя и не очень полезную для окружающей среды. Длинные молы и причалы хайфского порта изменили естественный ход природных процессов. В результате, этот район является одним из самых экологически неблагоприятных в Израиле.

К северу от Акко прибрежная долина напоминает прямоугольник приблизительно 4-6 км в ширину и 13 км в длину. Вытянута она довольно ровно с юга на север и пересекается многочисленными потоками, спускающимися с гор Верхней Галилеи. Так как Верхняя, или Северная, Галилея – одно из самых благословенных осадками мест во всей стране, то и примыкавшая к ней долина хорошо орошалась. В наше время очень много воды забирается для нужд сельского хозяйства, но благодаря этому, почти вся равнина покрыта отличными плантациями фруктовых деревьев.

Здесь расположено довольно много сельскохозяйственных поселений, но только один настоящий город – Наария. В городе имеется промышленность, но для большинства израильтян Наария является курортом. К благословению праотца Яакова о тучном хлебе от Ашера прибавился в наше время доход от туризма. Переход от чисто сельского поселения к городу-курорту произошел в 30-40-е годы ХХ века. В 1935 году на это место прибыли две семьи из Германии. Не дожидаясь строительства постоянных домов, они поселились в деревянных контейнерах, в которых привезли свой багаж. Со временем к ним присоединились другие семьи, вовремя вырвавшиеся из ада нацистской Германии. Но немецкие евреи не увлекались идеями социализма, столь популярными в то время в среде выходцев из России и Польши, и создали свое поселение, соответствующее идеалам среднего класса. Так или иначе, трудолюбивые и высокоорганизованные, они скоро стали получать качественную сельскохозяйственную продукцию.

Проблема была в том, что им пришлось конкурировать с плохой, но очень дешевой продукцией местных арабов и арабских хозяйств Ливана и Сирии. Но предприимчивые еки – так называли в стране выходцев из Германии и Австрии – не сдались. Они стали развивать местный туризм, открыли пансионы и гостиницы. Их европейские манеры, еврейское гостеприимство и особые, невиданные тогда в стране деликатесы, например, клубника со сливками, привлекли в Наарию первых туристов. В городе появились и компании по производству качественных колбас и фабрики молочных продуктов. Во время арабских бесчинств в 1936-39 гг. окрестные арабы не трогали поселенцев Наарии, так как среди них прошел слух, что многие жители города – ветераны кайзеровской армии с большим опытом, воевавшие еще в Первую Мировую войну, и, к тому же, в их распоряжении много винтовок и патронов. Но по решению ООН, принятому в ноябре 1947 года, страна должна была быть разделена между евреями и арабами, и Наария и вся западная Галилея отходила к последним.

Зимой 1947-48 гг. Наария и другие поселения в этом районе оказались отрезаны от основных центров еврейского населения, и связь с ними осуществлялась только по морю. Жители Наарии даже выпустили свои почтовые марки, на которых было написано: ''Еврейская западная Галилея''. Разумеется, теперь эти марки стали филателистическим раритетом. В мае 1948 года еврейские армейские соединения, захватив Акко, сняли осаду с Наарии. В наше время здесь проживают выходцы почти из всех стран еврейской Диаспоры. На побережье – хороший пляж, а сам город пересекается потоком (ручьем) Гаатон. Этот ручей и дал название городу Наария - речная. И хотя быстрые ручьи, потоки и речки Эрец Исраэль не похожи на полноводные, медленно текущие Рейн или Дунай, но в этой довольно сухой стране и такой реки было достаточно. В ходе археологических раскопок в Наарии, были обнаружены остатки финикийского приморского города-порта. Находка эта подтверждает то, что мы уже не раз упоминали. В древности евреи были народом земледельцев, а финикийцы бороздили моря, сбывая продукцию своих сухопутных соседей. Впрочем, было и у евреев одно занятие, непосредственно связанное с морем. Это производство пурпурной и синей краски из моллюсков.

От Наарии прибрежная долина тянется еще 6 км на север, пока ее не пересекает горный хребет. Белая скала, выступающая в море и прозванная за это в народе ''Слоновья нога'', пещеры, в которые вторгается морская вода, фуникулер, поднимающийся от линии прибоя до вершины горы – все это создает пасторальный вид. Но в наше время здесь далеко от пасторали. По самому хребту проходит очень неспокойная израильско-ливанская граница. Место это называется Рош-Аникра, но в талмудической литературе оно известно как Сулама шел Цор – Тирская лестница, потому что на пути в важный город Тир - на иврите Цор, дорога круто поднималась вверх, пересекала хребет, а потом еще около 15 км шла в Цор.

Правда, современная политическая география не отвечает изначальному делению страны на колена. Прибрежная равнина вместе с примыкающими к ней горами – это еще земля Ашера. Но сначала сыновья Ашера не смогли овладеть северной частью своего надела, и главным препятствием в этом были сильные финикийские города Цор и Цидон (Сидон). Как и Акко и Наария, оба эти города находятся на прибрежной равнине. Правда, та ее часть, что теперь принадлежит Ливану, более узкая, горы там подходят ближе к берегу, сам берег не такой ровный, как на израильской стороне, он более изрезан, изобилует мелкими бухточками. Город Цор изначально находился на острове. Но во время своих походов Александр Македонский приказал сделать насыпь и, таким образом, соединить Цор с сушей. Эллины взяли город, и он потерял значение главного порта восточного Средиземноморья, уступив первенство новой тогда Александрии. Но до этого Цор был велик и силен, и его отношения с народом Израиля были весьма многогранны.

Во времена Давида и Шломо (X-IХ вв. до н.э.) между Цором, Цидоном и Израилем существовали теплые, дружественные отношения. Хирам, царь Цора, снабжал Давида хорошим строительным деревом - знаменитым ливанским кедром для строительства царского дворца. Позднее стволы кедров отправлялись морем в порт Яффо, а оттуда доставлялись в Иерусалим для использования в качестве балок для крыши Храма, построенного Шломо. Ранее мы уже писали о совместных морских экспедициях, организованных Шломо и финикийцами. Но были и отрицательные факторы в отношениях между финикийскими городами и еврейским народом. Изощренное язычество финикийцев проникло в еврейское общество и стало разъедать его изнутри. Царицы финикийского происхождения Изевель и ее дочь Аталья активно насаждали культ Баала (Ваала) и Ашторет (Астарты) и не менее активно преследовали пророков Бога. Аталья даже была не далека от полного уничтожения династии Давида.

В период владычества Персидской империи (V-IV вв. до н.э.) Цор и Цидон были формально зависимы от центральной власти, но фактически обладали внутренней автономией, широкими торговыми привилегиями. Даже в Иерусалиме, возрождавшемся тогда после своего разрушения вавилонянами в 586 г. до н.э., имелся квартал цорских купцов. ''И цориане, что жили в нем (в Иерусалиме), привозили рыбу и другие товары и продавали в Субботу жителям Иудеи и Иерусалима''. (Нехемия, 13:16). Эзра и Нехемия – тогдашние вожди еврейского народа в Эрец Исраэль – смогли прекратить эту разрушительную практику, и с тех пор, очевидно, значение Цора и его влияние уменьшалось. В эпоху II Храма и в эпоху Талмуда (II пол. I тыс. до н.э. – I пол. I тыс. н.э.) в районе финикийского берега жило немало евреев, хотя надо полагать, что большинство из них не принадлежали к потомкам колена Ашера, изгнанного ассирийцами в VII в. до н.э. Вокруг Цора располагались еврейские поселения, в Цоре и в Цидоне жили и действовали многие мудрецы эпохи Мишны и Талмуда.

В Х в. н.э. в Цор переехала из Иерусалима большая ешива ''Гаон Яаков''. Скорее всего, это было следствием активного преследования иерусалимских евреев на фоне общего ухудшения положения в стране и постоянных войн между разными мусульманскими династиями. С этого же времени, когда оборвалась последняя ниточка, связывавшая народное духовное руководство с Иерусалимом, среди евреев распространилось тяжелое осознание того, что народ в изгнании. Ешива ''Гаон Яаков'' играла еще относительно важную роль в еврейской жизни до XVI века, но в это время в Иерусалим, Цфат и Хеврон прибыли изгнанники из Испании, и Иерусалим вновь стал центром еврейской жизни страны.


1 В 1921 году Хадж Амин эль Хусейни, патологический антисемит и, впоследствии, друг и соратник Гитлера, созвал съезд мусульман Южной Сирии. Они себя так называли до установления точных границ между колониальными владениями Британии и Франции, в дальнейшем, ''подмандатной Палестины'' и французской Сирии. То есть, палестинский народ был создан искусственно в ХХ веке.