МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению книги ОЧЕРКИ О ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ
III. ЗЕМЛЯ ДЕВЯТИ С ПОЛОВИНОЙ КОЛЕН.

2. Надел колена Нафтали

Четыре колена Израиля получили наделы на севере страны: Зевулун, Иссахар, Ашер и Нафтали. Правда, нам довольно трудно провести точные границы между их территориями, так как многие места, упомянутые в ТаНаХе, теперь не существуют или известны под другими именами. Но в общих чертах можно сказать, что Нафтали получил восточную Галилею. С запада от него на прибрежной равнине сидел Ашер, к югу, в Эздрелонской долине (Эмек Эзреэль) и ее ответвлениях находились наделы Зевулуна и Иссахара, а на востоке владения Нафтали граничили с Иорданом и озером Кинерет. Эта часть Израиля обладает самой запутанной географией, наименее удобна для прохождения и, может быть, имеет самую красивую природу.

Отметим, что Галилея принципиально отличается от других частей страны тем, что горные кряжи в ней вытянуты не с севера на юг, а идут почти перпендикулярно по направлению к средиземноморскому берегу и Иорданской долине. Это направление параллельно основному движению зимних влагоносных облаков. Поэтому восточная Галилея не превратилась в пустыню, как восточная часть гор Шомрона и Иудеи. Галилея очень четко делится на Северную и Южную, или Верхнюю и Нижнюю.

Горы Южной Галилеи относительно невысоки, ни одна вершина не достигает 600 м. над уровнем моря. Долины между кряжами довольно широкие, плодородные. Горы же Северной Галилеи почти в два раза выше, долин между ними почти нет, зато почти вся эта часть страны изрезана узкими и извилистыми каньонами. Относительное изобилие воды и известняка приводит к возникновению пересеченного рельефа. Стекающие с гор дожди и многочисленные источники как бы режут породу, создавая пейзаж с крутыми скалами, глубокими ущельями и многочисленными пещерами. В древности горы были покрыты очень густыми рощами, и что-то от этого богатства еще сохранилось, особенно возле источников и потоков. Правда, в наше время основная масса лесов – это новые посадки. Крутые склоны гор Северной Галилеи мало подходят для зерновых сельскохозяйственных культур: пшеницы и ячменя. Зато эта земля идеальна для плодовых деревьев. С самого раннего времени Галилея была известна своими урожаями олив и качественных сортов винограда, а в наше время здесь выращивают самые разные фрукты, в том числе и новые экзотические сорта.

Географические особенности Галилеи привели к тому, что в ней почти никогда не было настоящих относительно Больших городов. Акко и Цор находились в приморской долине на западе, Тверия – на берегу Кинерета, а давно уже не существующий ханаанский Хацор – в северной части Иорданской долины. Пожалуй, единственным городом в горной части со средних веков и до середины ХХ века был Цфат. Но в средневековой Галилее было немало деревень, которые, в основном, находились на самых вершинах гор, используя удобное оборонительное положение. Дорог в этом районе было мало, и Галилея всегда создавала проблему для завоевателей и преимущество для оборонявшихся.

На территории Нафтали имелось 19 укрепленных городов - поселений, обнесенных стеной, - и хотя, по стандартам нашего времени, город трехтысячелетней давности – это небольшая деревня, но все же это была хорошая защита севера страны. Важным городом на земле Нафтали был Кадеш, он же Кедеш-Нафтали, который находился в нескольких километрах к востоку от озера Хула. Он был городом-убежищем, на иврите ир-миклат, где человек, совершивший непреднамеренное убийство, мог найти защиту от кровной мести родственников убитого. Другими городами-убежищами в западной части Эрец-Исраэль были Шхем и Хеврон. Как мы уже отмечали раньше, Галилея, и особенно Верхняя Галилея, не играла большой роли в истории народа в период ТаНаХа. Положение резко изменилось во времена II Храма и особенно после его разрушения римлянами (70 г. н.э.). Галилея являлась местом жительства и деятельности танаим и амораим.1 Рабби Иехуда Анасси составил окончательную редакцию Мишны в Ципори, что в Нижней Галилее, а через 300 лет в Тверии был закончен Иерусалимский Талмуд. 2

Могилы многих мудрецов разбросаны в галилейских горах. Наиболее известные из них – это могила рабби Йонатана бен Узиэля в ущелье Амука и могила рабби Шимона бар Йохая на склоне горы Мерон. Первый был одним из составителей перевода Торы на арамейский, разговорный язык того времени. Этот перевод включал в себя и толкование. В народе существует поверье, что посещение и молитва на его могиле приносит помощь в скорейшем нахождении спутника или спутницы жизни. Рабби Шимон бар Йохай – это один из крупнейших танаим - мудрецов эпохи Мишны, где он упоминается очень часто, и обычно просто под именем Рабби Шимон.

Кроме того, считается, что он написал главную каббалистическую книгу ''Зоар''. Он был пламенным патриотом еврейского народа, не готовым ни при каких условиях не только сотрудничать, но соглашаться с сущест вованием римской власти в Эрец Исраэль, что в период гонений после подавления восстания Бар-Кохбы (132-136гг.) было опасно.

Вследствие доноса на него за острую критику деяний римского режима в Эрец Исраэль, он должен был спасаться бегством и прятаться много лет с сыном, рабби Элазаром, в пещере. По преданию, он питался там плодами рожкового дерева и пил воду из источника. На месте его захоронения теперь стоит довольно большое многокупольное здание, покрытое белой штукатуркой. Там всегда бывает народ, но настоящее празднество выпадает на день кончины праведника, в Лаг ба Омер, то есть, на 33-й день отсчета омера, начинающегося на следующий день после первого дня праздника Песах. У евреев вообще принято отмечать дни кончины праведников, когда они закончили свой жизненный путь и можно подвести итог тому влиянию, которое они оказали на мир, а не дни рождения, когда человек только появляется на свет, и неизвестно, принесет он в мир добро или зло. В наше время уже за несколько дней до Лаг ба Омера в Мероне собираются огромные массы людей со всей страны, многие ставят палатки и готовят прямо на природе, благо дни и ночи довольно теплые. В ночь Лаг ба Омера зажигаются костры, и начинается веселье с танцами, хасидской музыкой и угощением. Десятки тысяч людей находятся в экстазе преданности Богу, Торе и ее мудрецам. В эту же ночь принято, особенно среди хасидов, делать мальчикам, достигшим трехлетнего возраста, первую стрижку, оставляя только пейсы.

Сама гора Мерон, на склоне которой похоронен рабби Шимон бар Йохай, самая высокая гора в западной части Эрец Исраэль. Ее высота 1208 м. Большую часть горы занимает заповедник, в котором можно еще увидеть и почувствовать, как изначально выглядела средиземноморская роща, покрывавшая когда-то большую часть наших гор. К востоку от горы Мерон находится город Цфат,3 а между ними глубокий и очень красивый каньон Амуд, названный так в честь высокой отдельно стоящей скалы, напоминающей столб - амуд. Каньон тянется от Цфата почти до Тверии, где он выходит в широкую долину Арбель, примыкающую к озеру Кинерет. Лучшее время для экскурсий в каньон – это тот короткий период с конца зимы до начала по-настоящему жаркого лета, когда склоны его покрыты бесчисленными цветами и почти на всем протяжении его течет вода.

Сам же город Цфат, который расположен высоко над каньоном Амуд, в ТаНаХе не упоминается. То есть, упоминается город с таким названием, что значит - высокое место с хорошим обзором, но Цфат ТаНаХа находился на территории колена Шимона, где-то в северном Негеве, и это явно не Цфат галилейский. Но современный Цфат вполне отвечает своему названию. С места, где была когда-то цитадель, а сейчас городской парк, открывается великолепный вид на гору Мерон, на всю юго-восточную Верхнюю Галилею, на озеро Кинерет и на Голаны. Ночью это потрясающая россыпь огней, от далеких мерцающих огоньков городков в Иордании до ярких, отражающихся в водах Кинерета огнях Тверии. Но, очевидно, не красоты, обозреваемые из Цфата, были причиной создания его в этом месте, а военное значение высокой и легко обороняемой горы.

Город появился в период II Храма, в средние века переходил от мусульман к крестоносцам и обратно. Основной расцвет Цфата приходится на начало и середину XVI века. После завоевания Эрец Исраэль турками-османами при султане Селиме I в Цфат переехали многие мудрецы из числа изгнанников Испании и Португалии, нашедшие приют в Оттоманской империи. Это была целая плеяда великих раввинов, внесших колоссальный вклад в Алаху, Каббалу, поэзию и другие сферы еврейской духовной жизни и литературы.

Отметим только рабби Йосефа Каро, создателя ''Шулхан Арух'', главного сборника законов еврейской жизни, охватывающего почти все аспекты – от ежедневного поведения до еврейской юридической практики, уголовного и гражданского кодекса. Рабби Ицхак Лурье, несмотря на короткое пребывание в Цфате и скоропостижную смерть, оказал огромное влияние на весь еврейский мир, дав колоссальный толчок к изучению Каббалы.4 Вместе с учениками он выходил с закатом в пятницу в поле, чтобы встретить Царицу Субботу, и при этом, обращаясь в сторону горы Мерон, за которой растворялись лучи заходящего солнца, они пели песню, сочиненную одним из членов их братства: ''Леха (лехо) доди ликрат (ликрос) кала (кало)'' – ''Пойдем, мой друг, навстречу Невесте-Субботе''. Песня эта, автором которой является рабби Шломо Алеви Алькавец, и в которой есть все: и радость наступления священного дня, и мольба о возвышении униженного Израиля, о победе над его врагами, избавлении, приходе сына Давида, - Мошиаха, и строительстве Иерусалима почти моментально облетела весь еврейский мир и стала неотъемлемой частью принятия святости субботнего дня во всех общинах. У нее множество мотивов, порой легких и ритмичных, порой плавных и проникновенных, но пение ''Леха Доди'' всегда является наивысшей точкой перехода от будничных забот к духовному возвышению Субботы.

В Цфате была создана и первая на Ближнем Востоке типография, где печатали книги мудрецов Цфата. Но золотой век города длился недолго. К концу XVI века по всей Турецкой империи начался длительный период упадка. На фоне общего беззакония развернулась долгая и кровавая война между галилейскими бедуинами и оседлыми арабами. Многие мудрецы оставили Цфат и переехали в Иерусалим и Хеврон. В XVIII-XIX вв. в

Цфат начинают прибывать евреи из Восточной Европы, среди которых были и последователи великого виленского раввина Агр''а (Агр''о), - нашего господина гаона (гения) рабби Элияу, и хасиды, принадлежавшие к разным хасидским дворам (течениям).

На протяжении веков Цфат пережил несколько разрушительных землетрясений, но каждый раз отстраивался заново. В ХХ веке город перенес два тяжелых испытания. В августе 1929 года по всей стране прокатились погромы, учиненные арабами, и несколько евреев было зверски убито, а многие ранены. В 1948 году, когда британцы собирались оставить страну, они предложили еврейской общине города эвакуироваться. Цфат тогда был окружен враждебными арабскими деревнями, и в самом городе арабы численностью превосходили евреев в несколько раз. Евреи ответили отказом – святой город Цфат не оставляют, хотя по всем обычным расчетам стратегии, тактики, соотношения сил и оружия положение их было безнадежным. Но по обычному расчету и сам еврейский народ должен был давно исчезнуть, раствориться и стать предметом интереса историков и археологов.

В Цфат смог пробиться отряд еврейской самообороны, и хотя у арабов оставались численное преимущество, лучшие позиции, неофициальная поддержка англичан, дела пошли совсем не так, как они планировали. В распоряжении евреев был самодельный миномет, прозванный ''Давидка''. Это было довольно примитивное оружие, его снаряды когда взрывались, когда нет, и даже взрываясь, они не были очень эффективными. Но когда такой бутылкообразный снаряд летел, кувыркаясь в воздухе, раздавался страшный рев, и это оказывало сильное психологическое влияние на суеверных арабов. Кроме того, вдруг пошел дождь – явление в апреле довольно редкое. Среди арабов пошел слух, что евреи завладели атомной бомбой. Не совсем точно понимая, что это значит, но уже наслышанные о судьбе Хиросимы и Нагасаки, арабы были охвачены смятением, скоро перешедшим в паническое бегство. Евреи благодарили Господа за чудесное избавление. Цфат стал одним из первых городов, целиком перешедших в их руки.

С тех пор Цфат разросся, но старый город остался его жемчужиной, притягивающей людей со всей страны, особенно летом, когда высокогорный климат Цфата – наибольшая его высота 955 м. – приятно контрастирует с тяжелым влажным воздухом приморской равнины. Притягательной силой обладает не только кристально чистый воздух, который можно, кажется, дегустировать, как марочное вино, особенно вечером, но и необыкновенный комплекс старых домов, переулков, ступеней, арочных проходов, черепичных крыш и куполов. Все это лепится и расползается по крутым склонам Цфатской горы, уходя вниз, к знаменитому кладбищу, где покоятся великие мудрецы Цфата. Многочисленные синагоги, каждая со своим особым характером, своей историей, специфической архитектурой и памятью о великих людях и событиях. Когда ходишь по Цфату, то начинаешь ощущать значение его прозвища – Город Каббалистов, или, как его с любовью называли жители в XVI веке, Бейт-Эль – Дом Божий. На его улицах, переулках и крышах словно лежит отпечаток какой-то возвышенной тайны, и чем больше ты ее познаешь, тем более недосягаемой и сокровенной она остается.

Верхняя Галилея хранит многочисленные остатки своего великого прошлого эпохи Мишны и Талмуда, и это не только могилы знаменитых мудрецов и праведников. На всем пространстве Галилеи имеются остатки множества синагог, а в городке Пеклин живет семья Зинати, которая сохраняет традицию, потому что они никогда не знали изгнания и их корни в Галилее восходят к эпохе II Храма. В Галилее так же немало остатков городов-крепостей, которые упорно сопротивлялись римским легионам в период Великого восстания 66-70 гг. Начиная с раннего средневековья, Верхняя Галилея притягивала своей труднодоступностью многочисленных беженцев и сектантов. Мы уже упомянули о мусульманах-бедуинах и об оседлых арабах-мусульманах. Кроме них, в Галилее живут арабы-христиане самых разных конгрегаций и особая религиозная секта друзов, отколовшаяся от шиитской ветви ислама в Х веке и превратившаяся со временем в самостоятельную религию. Отношения между всеми этими группами, к которым можно прибавить и немногочисленных черкесов, бежавших от российских войн на Кавказе в XIX веке, довольно сложные, а иногда и просто враждебные. Отношения с евреями и Израилем складываются поразному: от открытого сотрудничества (друзы, черкесы) до почти полной конфронтации, усилившейся в последнее время с ростом арабского национализма и особенно мусульманского фанатизма.

Нижняя Галилея отделена от Верхней долиной Бейт Акерем. В наше время по ней проходит современное шоссе, проложенное в начале 80-х годов ХХ века и называющееся Акко-Цфат. Название это несколько обескураживает, потому что само шоссе не ведет прямо в Цфат, а соединяется с дорогой, которая именуется в Израиле шоссе № 90 и пересекает всю страну от Метулы до Эйлата, проходя вдоль Иорданской границы, Кинерета и Мертвого моря. Но, попав на шоссе № 90, можно проехать еще несколько километров на север и перед поселением Рош-Пина повернуть на запад в сторону Цфата. Впрочем, современная дорога Акко-Цфат подтверждает известное правило: если Верхняя Галилея – это крыша западной Эрец Исраэль, высокая и труднодоступная, то Нижняя Галилея – ее коридор.

Когда едешь по этой дороге из Акко на восток, то начинаешь понимать, что Галил Эльон, то есть, Верхняя Галилея или Высокая Галилея, названа так не только потому, что расположена вверху на наших картах. И вообще, названия эти появились задолго до привычных нам географических карт, всегда ориентированных на север. Глядя из окон машины налево, то есть на север, мы видим могучий хребет, возвышающийся, как неприступная стена над дорогой. Справа пейзаж холмистый, склоны гораздо более покатые, долины широкие и содействуют движению с запада на восток, а не препятствуют ему. Издревле этот район был мостом между портами Средиземного моря, Кинеретом, Иорданской долиной и территориями к востоку от них.

Нижняя Галилея - Галил Тахтон также играла важную роль в еврейской истории. После разрушения II Храма Санхедрин (Синедрион), совмещавший функции совета мудрецов, высшей судебной инстанции и высшего Алахического органа и бывший верховным органом еврейского управления, перебрался в город Явнэ, к юго-востоку от современного Тель-Авива. Но потом он переехал в Уша, что в западной части Нижней Галилеи, затем в Бейт Шаарим, в Ципори, уже упомянутый нами и, наконец, в Тверию, которая функционально тоже относится к Нижней Галилее.

Тверия и Ципори были главными городами Нижней Галилеи. Только в одной Ципори было восемнадцать синагог, и названия некоторых из них сохранились: Большая синагога, синагога вавилонцев (выходцев из Месопотамии), синагога Гофна (очевидно, евреев, бежавших из района Гофна к северу от Иерусалима после подавления антиримского восстания 66-70 гг.). Археологами также найден косяк синагоги с надписью ''Синагога цорян'' (выходцев из Цора). Еврейская жизнь в Ципори била ключом, но в городе, который был также важным административным центром римской власти, проживало и много эллинов и латинян. Недавно во время раскопок там нашли великолепную мозаику с прекрасно выполненными реалистическими портретами языческого содержания.

Император Адрианус, жестоко подавивший восстание Бар-Кохбы и установивший после этого режим террора и религиозных гонений с тяжелыми телесными наказаниями и казнями, распорядился переименовать город в Диокесария, (Божественная цезарея) - не слишком тонкий намек на то, что он считал себя одним из небожителей. Но это название прижилось только на монетах, которые чеканили в Ципори, и город продолжали именовать его еврейским названием (вспомним Набережные Челны – Брежнев, Рыбинск – Андропов и т.д.). Интересно, что в средние века евреи дали городу другое название, но тоже еврейское – Тирца. Мы знаем это из многочисленных документов, найденных в хранилище Каирской синагоги (гниза), сохранившей обширную переписку со многими городами Эрец Исраэль. Это также показывает, что именно в Галилее еврейское население продержалось дольше всего. В наше время на месте древнего Ципори находится арабская деревня.

Сейчас самые важные города Нижней Галилеи – это Нацерет и Кармиэль. Первый был малозначительной деревушкой в эпоху II Храма и сохранился до наших дней из-за своего значения в христианской традиции. Правда, к концу ХХ века количество арабов-мусульман в нем резко увеличилось, и в процентном отношении их теперь больше, чем христиан. Причины этого явления можно найти в более высокой рождаемости и в многоженстве. Отношения между теми и другими откровенно враждебные. В 50-е гг. ХХ века израильским правительством был построен на кряже, возвышающемся над старым Нацеретом (Назаретом), еврейский город под названием Нацерет-Илит (Нацерет Верхний). Будучи самым большим городом Нижней Галилеи, за исключением Тверии, Нацерет-Илит получил мощное пополнение в 90-х годах ХХ века с приездом массовой алии из СССР-СНГ.

То же самое произошло и с городом Кармиэль, находящимся чуть южнее шоссе Акко-Цфат и также построенным с целью усилить еврейское присутствие в Галилее. Кстати, многие выходцы из России путают Кармель и Кармиэль, но это совсем разные понятия. Кармель упоминается еще в ТаНаХе и как название горы в северо-западной части страны, и как город в южной Иудее. У этого слова несколько значений: место садов, виноградников и густо растущих деревьев, трудное малодоступное место, жареные зерна злаков. Слово же КармиЭль состоит из двух корней и значит ''виноградник Господень'', одно из символических имен народа Израиля.


1 Тана – мудрец эпохи Мишны (I-II вв. н.э.), амора – мудрец эпохи Гмары (II-V вв. н.э.). Мишна и Гмара вместе составляют Талмуд.

2 Иерусалимским он называется в честь Эрец Исраэль, в отличие от Вавилонского, отредактированного окончательно в Месопотамии.

3 Каббала – это сокровенная, внутренняя и самая глубокая сторона Торы, а не колдовство или чернокнижие, как думают некоторые.

4 Цфат от слова Цофэ – Наблюдатель.