МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению книги ОЧЕРКИ О ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ
III. ЗЕМЛЯ ДЕВЯТИ С ПОЛОВИНОЙ КОЛЕН.

7. Надел колена Биньямин

Колено Биньямина занимало территорию, небольшую по размерам, но богатую событиями. С востока, в районе Иерихона, земли колена примыкали к Иордану. От Иордана надел поднимался в гору относительно узкой полосой, зажатой с севера владениями Эфраима, а с юга – Иеуды, пока не упирался на западе в территорию Дана. Интересно, что когда большая часть или все колено Даново оставило свои земли под давлением филистимлян и эмореев и переселилось на север, к истокам Иордана, то на освободившихся местах постепенно стали селиться члены колена Биньяминова. Но изначально земля Биньяминова кончалась там, где горы спускались на запад и примыкали к прибрежной долине. Северо-западная часть границы между наделами Биньямина и Эфраима проходила по подъему Бейт-Хорон, упомянутому нами раньше. Теперь, когда мы едем из Модиина в сторону Иерусалима и пользуемся широкой многоколейной дорогой, то не чувствуем крутизны подъема. В наше время с помощью динамита и бульдозеров можно выровнять почти все. Но чуть к северу от современного шоссе проходит старая дорога. Узкая и более длинная, она извивается между склонами ущелья.

Ущелье это называется Нахал (Вади) Бейт-Хорон, оно и было границей между Биньямином и Эфраимом. Через него проходила часть самой короткой дороги от Яффо к горам вокруг Иерусалима и дальше, в сторону Иерихона. Разумеется, его часто хотели использовать и для продвижения войск в гору и обратно в долину. Но тут-то и возникала проблема. Если мы едем с запада, то перед крутым склоном горы увидим арабскую деревню Бейт-Ур а-Тахта. Продолжим движение по дороге на восток. Мы проедем только три с половиной километра, но поднимемся на 225 м. вверх. Перед нами еще одна деревня Бейт-ур Алфука. Исследователи Эрец Исраэль идентифицируют эти деревни с ТаНаХическими Бейт-Хорон Атахтон (Бейт-Хорон нижний) и Бейт-Хорон Аэльон (Бейт-Хорон верхний).1 Нижний Бейт-Хорон находился на территории Биньямина, а верхний – на земле Эфраима. Крутой подъем между ними – Маале Бейт-Хорон, или Морад Бейт-Хорон – был местом множества сражений.

Мы уже упоминали о камнепаде во время столкновения Йеошуа и кнаанейских князей. Иеуда Маккавей разгромил там греков, напав на них сверху и не дав им организоваться в боевые порядки. В 66 г. н.э. в самом начале восстания против Рима, когда римский гарнизон отступал из Иерусалима, повстанцы под руководством Шимона бар Гиоры окружили его, успев занять удобные позиции на вершине, и полностью разгромили. К сожалению, это была одна из немногочисленных побед в войне, которая закончилась разрушением Храма и Иерусалима. В Первую Мировую войну в 1917 году этим подъемом воспользовались британские войска, шедшие на Иерусалим. Ровно через пятьдесят лет тот же путь повторила израильская механизированная бригада, принимавшая участие в освобождении северной части столицы. Теперь севернее арабского Бейт-Ур Алфука имеется еврейское поселение, носящее имя Бейт-Хорон.

За новым Бейт-Хороном дорога достигает вершины горы и входит в очередной новый еврейский город, спутник Иерусалима, - Писгат Зеев. Проехав Писгат Зеев с его ровными рядами аккуратных коттеджей, мы въезжаем на относительно плоскую равнину. Можно сказать, что это топографическая редкость для гор

Шомрона и Иудеи, то есть центрального хребта, для которого характерны, в основном, хребты и ущелья. На севере этой равнины находится иерусалимский аэродром, поскольку это почти единственное место в районе, где можно было проложить относительно ровную взлетно-посадочную полосу.

В середине равнины находится деревня Эль-Джиб, заселенная сейчас арабами. Последние часто селились там, где были остатки городов более ранних эпох с их обилием строительного камня, вырытых колодцев и источников. Какой же древний город находился на месте современного Эль-Джиба? Скорее всего, это ТаНаХический Гивон. Этот город изначально занимал очень выгодное географическое положение. Плодородная равнина вокруг давала возможность развивать интенсивное сельское хозяйство, а дорога, поднимавшаяся из порта Яффо с запада, через долину Аялон и Маале Бейт-Хорон и шедшая дальше на восток к Иерихону и переправам Иордана, была сравнительно важным караванным путем. Таким образом, Гивон мог процветать и как торговый город, и как центр обслуживания путешественников и торговцев. Во времена Йеошуа Гивон был сильным и важным городом, населенным хивийцами, одним из народов Кнаана. И все же его жители решили не воевать и с помощью хорошо продуманного обмана заключили с Йеошуа союз. О войне за спасение Гивона мы уже рассказывали раньше. (См. Йеошуа, гл. 9) Впоследствии, гивоняне стали подсобными рабочими при доме Божьем: дровосеками и водоносами, на языке ТаНаХа. В Мишне и Талмуде их называли нетиним – подданные.

С тех пор на протяжении тысячи лет они были тесно связаны с еврейским народом. Конечно, в Гивоне и его окрестностях поселились и члены колена Биньямина. Первый царь всего Израиля – Шауль из колена Биньямина – погиб в бою, и династия его развалилась. Но развал этот был довольно долгим, и в Гивоне столкнулись Авнер, полководец Шауля, и Йоав, полководец Давида, хотя последний этого всячески не хотел. Но агрессивность Йоава часто приводила к ненужным внутриеврейским войнам и убийствам. После разрушения филистимлянами скинии (протохрама) в Шило, на земле Эфраима, в Гивоне был построен большой жертвенник - бама гдола. В начале эпохи мира и процветания своего царства Шломо приносил там жертвы, и там же явился ему во сне Господь. ''В Гивоне явился Господь Шломо во сне ночью, и сказал Бог: Проси, что мне дать тебе? И сказал Шломо: Ты оказал рабу твоему Давиду, отцу моему великую милость, потому что он ходил перед Тобой в истине и праведности и был прямотой сердца с Тобой, и ты сохранил ему эту великую милость, и дал ему сына, сидящего на престоле его в этот день. А теперь, Господи Боже мой, Ты поставил царем раба Твоего вместо Давида, отца моего. Но я юноша еще, не ведаю ни входа, ни выхода (не знаю, как вести дела). А раб Твой – среди народа Твоего, который Ты избрал, народа многочисленного, которого нельзя ни исчислить, ни сосчитать из-за множества. Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой, чтобы различить между добром и злом, ибо кто может судить этот многотрудный народ Твой. И хорошо было в глазах Господа то, что просил Шломо (именно) этого''. (Млахим, 3:5-10).

На территории Биньямина много мест, связанных с протохрамом, кроме большого жертвенника в Гивоне. Когда мы едем из Латруна по шоссе Тель-Авив – Иерусалим, то сначала попадаем с равнины Аялон в относительно узкую полосу холмов. Как только кончаются холмы, над дорогой начинают возвышаться седые Иудейские горы. Место это называется Шаар А-Гай – Ворота ущелья. И действительно, горы как бы поглощают дорогу, вздымаясь над ней с обеих сторон. На склонах после тяжелого пожара 1995 года, уничтожившего почти весь сосновый лес, осуществляют восстановление естественной средиземноморской рощи. По обочинам разбросаны остатки самодельных броневиков, то есть, обычных покрытых листами железа пикапов, на которых в 1948 году евреи пробовали прорвать осаду Иерусалима и доставить в окруженный город провизию и боеприпасы. Кое-кто сумел пробиться, но немало машин осталось вдоль трассы, напоминая о тех трагических и героических днях.

Наконец дорога выходит на вершину хребта. Через какое-то время слева от нее мы увидим дома еврейского поселения Тельз-Стон, а за ним – арабскую деревню Абу-Гош. У этой деревни довольно интересная история. Главный клан деревни по происхождению – это черкесы, переселившиеся с Кавказа в XVI веке. Долгое время они промышляли разбоем на дорогах, милостиво соглашаясь охранять тех, кто платил им солидную мзду. Турки были бессильны против крутых ребят из Абу-Гоша, и даже номенклатурная должность для их шейха – главенство в иерусалимской мэрии – не изменила их пристрастия к этому доходному бизнесу. Только во время британской власти (1917-1948 гг.) англичане смогли приструнить абу-гошцев. В отместку те стали сотрудничать с еврейским антибританским подпольем, укрывать у себя бойцов Эцеля и Лехи. Когда же после ухода англичан по дороге ИерусалимТель-Авив гремели бои между евреями и арабами, жители Абу-Гоша сохраняли нейтралитет, что грозило им жесткими репрессиями в случае арабской победы. Это интересный, хотя и редкий, случай сотрудничества между евреями и арабами.

А теперь мы перенесемся в гораздо более древние времена. На месте Абу-Гоша тогда находилось поселение колена Биньямина, частично занимавшее и территорию Иеуды, под названием Кирьят-Йеарим. В этом месте довольно долго хранился ковчег Завета. Если вы помните, он был захвачен филистимлянами в бою возле Эвен-Аэзер, на земле Эфраима. Филистимляне отнесли его к себе и поставили в капище Дагона. И тут у них начались бесконечные беды, которые описаны в книге ''Шмуэль I, 5''. В конце концов, они решили избавиться от столь опасного трофея и отправили его назад Израилю. После короткого пребывания в Бейт-Шемеше, на границе Иеуды и Дана, ковчег перенесли в Кирьят-Йеарим, где он и находился до того момента, когда Давид решил перенести его в свою новую столицу – Иерусалим. Кстати, официальное название упомянутого раньше Тельз-Стон, или Тельше-Стон, - тоже Кирьят-Йеарим. Неофициальное название состоит из двух частей. Тельз (тельше) – в честь Тельшайской ешивы, одной из знаменитых литовских ешив, сумевших выбраться оттуда в трагические 1940-41 годы. Отделение этой ешивы теперь находится там. Слово стон идет от подпольной клички Мики Стон, данной полковнику американской армии, еврею Михаэлю Маркусу, который в 1948 году приехал в страну, чтобы воевать за свой народ. Он погиб из-за трагической ошибки недалеко от этого места.

Но вернемся к деревне Эль-Джиб, с которой идентифицируют ТаНаХический Гивон. Дорога на Иерусалим проходит к западу от нее. Мы пересекаем ровную территорию, разбитую на прямоугольники полей и подъезжаем к довольно крутому кряжу. Дорога поднимается на кряж, поворачивает к востоку, и слева мы видим большое мощное здание на самой вершине с выдающимся минаретом. Место это на арабском называется Наби Самуэль, на иврите – Шмуэль Анави, то есть, пророк Шмуэль. В течение многих веков это место считалось могилой Шмуэля. Здание мечети стоит на фундаменте церкви крестоносцев, а та, в свою очередь, - на фундаменте византийской церкви. Византийская же постройка находилась на месте большого поселения эпохи Мишны и Талмуда, а последнее – на остатках важного города эпохи II Храма, включая мощную крепость эпохи Маккавеев. Но и они были основаны на развалинах крупного поселения эпохи I Храма и эпохи Судей.

Что же это был за город? Богатый археологический материал не дает нам однозначного ответа на этот вопрос. Шмуэль, могила которого, согласно традиции, находилась в этом месте, жил и действовал в городе под названием Раматаим Цофим, или сокращенно – Рама, и там же был похоронен. Название Раматаим, или Рама, происходит от корня рам – высокий, возносящийся. И действительно, место это высокое, оттуда хорошо обозреваются окрестности. Оно как бы господствует над окружающей территорией. Но и тут есть проблемы. В 8 км к северо-востоку от него находится место, называемое А-Рам на арабском, и ясно, что это имя сохраняет звучание ТаНаХической Рамы. Современный А-Рам, к северу от Иерусалима, тоже расположен на возвышенности. Если же наше место не Рама эпохи ТаНаХа, то что? По другой версии, это Мицпа, – высокий обозревательный пункт, также связанная с памятью о Шмуэле. В Мицпе он собрал и воодушевил народ на войну с филистимлянами. Подходит ли наше место к значению слова мицпа? Абсолютно. С крыши здания видна, как на ладони, вся северная часть Иерусалима, Мевасерет Цион, Гиват Зеев, Рамалла и Эль-Джиб на севере, А-Рам, Гева и Писгат-Зеев на востоке. Вид не просто обширный, но и захватывающий.

В течение веков, евреи, поднимавшиеся в Иерусалим, впервые видели оттуда стены Старого города и Купол Скалы над ними, стоящий на месте святого Храма. Тут же они надрезали свою одежду, как делают скорбящие родственники на похоронах, поскольку человек, который впервые в жизни видит Иерусалим разрушенный – для евреев Иерусалим без Храма всегда считается разрушенным, сколько бы домов в нем ни было – должен проявить знак скорби. Так что же это за место - Рама или Мицпа? В настоящее время мы точно не можем ответить, и проблема осложняется тем, что к северу от Иерусалима имеется холм под названием Тель а-Нацева, который также отождествляется с Мицпой.

Но для множества евреев, которые приходят сюда с семьями или в компании, чтобы учить Тору, это есть и будет могила пророка Шмуэля. В самом здании на уровне входа расположен большой зал, и в нем ксенотаф – погребальный монумент. Но все направляются на нижний этаж, где в небольшом подземном помещении, точно под верхним находится второй ксенотаф; он и считается настоящей могилой. Там почти всегда людно. С одной стороны памятника мужчины раскачиваются в такт словам молитвы или учения, а с другой женщины и девочки читают псалмы Давида – царя Израиля, воина и псалмопевца, выбранного и помазанного на царство Шмуэлем.

Оставим это таинственное и прекрасное место и поедем вновь по шоссе. Пара минут, и мы въезжаем в Рамот – окраинный квартал на северо-западе Иерусалима. Рамот построен на склоне горы и разделен на две части многоколейным шоссе. Части эти соединяются мостом. В Рамоте есть свои микрорайоны. Некоторые из них заполнены коттеджами на одну-две семьи, другие же застроены многоквартирными домами. Многие постройки имитируют традиционные иерусалимские дворы. Микрорайон Рамот Полин был местом архитектурного эксперимента, и дома там построены в виде шестигранных сот. Издалека это выглядит интересно, вблизи же кажется, что панели дома крушатся и летят в разные стороны под всеми возможными углами от какого-то землетрясения. Жители тоже были далеко не в восторге от новаторских идей архитектора, и через некоторое время проект был прекращен кем-то в мэрии, у кого здравый смысл оказался сильнее желания украсить, или вернее обезобразить, город чем-то невиданным. Но в общем, Рамот, плавно спускающийся по склону, не насилующий, а использующий топографию, смотрится хорошо.

Затем дорога спускается в долину, чтобы начать вновь подниматься. На развилке мы повернем направо, новой внутригородской магистрали, названной шоссе Бегина, в честь одного из бывших израильских премьеров. Магистраль идет довольно круто вверх, и перед тем, как исчезнуть в туннеле, мы посмотрим направо. Там стоят прилепившиеся к склону, окруженные довольно густой растительностью брошенные дома бывшей арабской деревни Лифта. В 20-40-е годы ХХ века жители этой деревни изрядно досаждали еврейским кварталам Иерусалима, но когда ход войны в 1948 году обернулся не в их пользу, жители бежали, предварительно разобрав каменные полы своих домов. Теперь в этих домах время от времени появляются разные богемные или околобогемные типы, просто сомнительные личности, молодые ребята, конфликтующие с родителями и всем остальным человечеством, доморощенные мистики и мессии. В мэрии существует план превращения этого места в шикарный квартал вилл и коттеджей. Может быть, так и надо, но тогда исчезнет одно из последних мест в Иерусалиме, которое существует как бы в параллельном мире с городом, рядом, но, почти не пересекаясь с его жизнью.

В верхней части Лифты из-под земли выходит родник, и многие исследователи считают, что это ТаНаХический Мей-Нафтоах (воды Нафтоаха) на границе Биньямина и Иудеи. Над источником шоссе Бегина встречается с главной дорогой Иерусалим – Тель-Авив. Мы уже упоминали Кирьят-Йеарим, что был на самой границе Иеуды и Биньямина, и возможно, был населен людьми из колена Иеуда. Вот что сказано в книге Йеошуа о южной границе колена Биньямин: ''А сторона южная – от края Кирьят-Йеарим идет граница к морю и доходит до источника Мей-Нафтоах''. (Йеошуа, 18:15). Слова ''к морю'' здесь непонятны, ведь яма (к морю) означает на иврите и прямо к морю, и просто на запад, а граница от Кирьят-Йеарим идет на восток. Возможно, имелся в виду какой-то выступ от Кирьят-Йеарим на запад, но потом граница шла сразу же на восток. В наше время от Тельше-Стон и Абу-Гоша в Иерусалим идет главное шоссе. Скорее всего, более или менее оно соответствует старой границе между коленами. Таким образом, когда мы едем в Иерусалим по этой дороге, то слева от нас надел Биньямина, а справа – Иеуды.

Перед самым въездом в Иерусалим мы спускаемся в глубокую и относительно узкую лощину. Теперь в ней находится Моца, не так давно деревня, ныне пригород, застроенный коттеджами и виллами. Моца упоминается как город в пределах Биньямина, но соответствует ли местоположение современной Моцы древнему, это уже другой вопрос. Над Моцой находится лесной массив, а еще выше – квартал Ар-Ноф, как и Рамот, спускающийся по склону, только склон здесь еще более крутой, поэтому издали кажется, что дома растут и тянутся к солнцу, как деревья в лесу.

Но вот Ар-Ноф исчез за поворотом дороги, справа на горе видим большое иерусалимское кладбище, напоминающее нам о словах из Талмуда: ''Если видишь могилы, то знай, что город близок''. Слева от нас уже простирается Рамот, отделенный от нашего шоссе долиной, справа – дома Иерусалима уже примыкают к дороге, появляются светофоры и тротуары. Движение здесь всегда оживленное, но если мы сидим в автобусе, то с высоты нашей позиции сможем увидеть слева дома Лифты, она же Мей-Нафтоах. Что же говорит нам книга Йеошуа о продолжении границы Биньямина и Иеуды. ''Оттуда (от Мей-Нафтоах) нисходит граница к подножью горы, которая перед Гей бен Иномом, в долину Рефаим к северу и спускается в Гей Ином, к южной стороне Йевуса и нисходит к Эйн-Рогелю''. (Йеошуа, 18:16). Как же нам выявить эти места в современном Иерусалиме? Мы уже нашли Мей-Нафтоах; где же следующая точка – Гей-бен-Ином, он же Гей-Ином? По сохранившейся и, очевидно, верной традиции, это та лощина, которая проходит вдоль Западной Стены Старого города, мимо его единственных на этой стороне Яффских ворот.

Затем лощина поворачивает на восток и огибает Старый город с юга. От Мей-Нафтоах до Яффских ворот в наше время идет улица Яффо, главная улица Иерусалима, скорее всего, повторяющая линию границы между коленами Биньямин и Иеуда. Улица эта далеко не самая широкая, но весьма насыщенная историческими событиями, торговыми точками, транспортом, архитектурными изюминками и неповторимыми иерусалимскими типажами. Тут расположены и главная автобусная станция, и вечно шумный, красочный рынок, которого не смогли победить никакие супермаркеты, а напротив него – первый иерусалимский ''небоскреб'', трехэтажное здание с солнечными часами на фасаде и с постоянно открытой синагогой на первом этаже, где миньян сменяется миньяном. Тут районное отделение министерства здравоохранения, которое находится в бывшем арабском особняке-дворце, по легенде, построенном для молодой пары и заселенном, после смерти жениха в день свадьбы, джинами и шайтанами, и современные высокие дома из стекла и бетона, и очаровательные маленькие и уютные кварталы, каждый со своим характером и историей. И перекрестки, и светофоры, и бесконечные машины и автобусы, и магазины – от самых народных до самых фешенебельных. Маленькие гостиницы и большие государственные учреждения. Тут и тяжелые, строгие здания эпохи Мандата, которые всем своим видом должны были внушать идею о нерушимости Британской империи, и сумрачные итальянские постройки эпохи Муссолини. Эти империи уже рухнули, но дома стоят. И давно нет на улицах Иерусалима ни британских полицейских в шортах, ни мечтающих о новых колониях эмиссаров итальянского фашизма, а улица живет своей жизнью, бьется пульс многообразного еврейского Иерусалима.

Мы вышли к стенам Старого города. Улица проходит мимо них, спускаясь в лощину Гей-бен-Ином. Люди всегда любили сокращать названия, и это имя превратилось в Гей-Ином или просто Гееном. Но последнее слово на иврите значит ад, и отсюда пошло русское Геенна огненная. Почему ад – вид вокруг совсем не адский, лощина выглядит вполне мирно: зеленая трава, раскидистые деревья? Но в эпоху Первого Храма, когда народ предавался идолопоклонству, здесь был центр самых мерзких культов, и на языке пророков это место стало символом ада. Над Гей-Иномом высится гора, которая именуется в наше время Цион, по-русски Сион. Но это не настоящее место Циона. В книге Йеошуа она называется Плечом Евусея - Катеф Аевуси. По другую сторону лощины проходит водораздел. Скорее всего, здесь и шла дорога праотцев. Теперь там иерусалимская железнодорожная станция и туда же выходит северная оконечность другой лощины – Эмек Рефаим. Эта северная точка, где-то рядом с современным вокзалом, также упоминается как одна из координат, данных в книге Йеошуа.

Долина Гей-бен-Ином повернула на восток, и, как сказано, ''спускается в Гей-Ином к южной стороне Йевуса…'' (Йеошуа, 18:16). Что же такое Йевус? Это, без сомнения, Город Давида, он же Цион. До завоевания его Давидом этот город назывался по имени жившего там народа Йевус, или Ир Йевус (город Евусеев). После завоевания Давида он превратился в вечную столицу Израиля. Правда, сам Город Давида – это узкий отрог размером 400 на 150 метров. На юге его – пруд Шилоах)">Шилоах, где вода выходит из полукилометрового туннеля прорытого в VIII-VII вв. до н.э. царем Хизкияу и подававшего внутрь города воды источника Гихон. На севере над Городом Давида возвышаются могучие стены Храмовой горы. Таким образом, главная святыня еврейского народа – Храмовая гора – находилась на земле Биньямина. По объяснению наших мудрецов, Биньямин удостоился этой чести за то, что не поклонился Эйсаву и не участвовал в продаже Йосефа. Так или иначе, но и другое важное и любимое место – Масличная гора, что напротив и восточнее Храмовой горы, находилась на территории Биньямина. От южного края Йевуса, он же Город Давида, граница шла на восток через высохший ныне источник Эйн-Рогель и дальше через пустыню, пока не выходила к северному краю Мертвого моря.

Надел Биньямина был одним из самых гористых, и ТаНаХ использует в его описании понятие, взятое из человеческой анатомии – плечо - катеф. Территория Биньямина была ограничена подобием такого плеча, круто опускающегося вниз. На юго-западе – Катеф Йеарим, на юге в центре – Катеф Аевуси, на севере – Катеф Луза и на востоке, где горы круто обрываются перед Иорданской долиной – Катеф Ерихо и Катеф Бейт-Хогла. Несмотря на свои небольшие размеры, земля Биньяминова отличалась разнообразием. Умирая, праотец Яаков благословил своих сыновей, и Биньямину он поведал: ''Биньямин, как волк хищный, утром будет есть пойманное, а вечером будет делить добычу''. (Берейшит, 49:27). Мудрецы объясняли это как благословение надела, и образ волка, бросающегося на добычу, означает землю, которая как бы бросается производить плоды. Утро – это жаркие земли возле Иерихона, дающие ранний урожай, а вечер – это вершина хребта, где урожай поспевает позднее.

 


1Разница в звучании между словами Бейт-Хорон и Бейт-Ур объясняется тем, что гортанные звуки в семитских языках часто заменяются.