МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению книги З.Султановича "Живая связь"

ГЕОПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Не только политические и военные проблемы влияли на отношения между племенами, а впоследствии и между двумя образовавшимися государствами. Проблемы воды и земли, несмотря на наличие различных климатических зон, объединяли все регионы Эрец Исраэль. Даже когда земля была, ее очень трудно было обрабатывать. "Прямых" полей было, сравнительно, немного. Основные земельные ресурсы находились в горах и на взгорьях. В обильный дождями год долины заполнялись водой, и при отсутствии правильной мелиорационной системы заболачивались.

Проблема земли была решена созданием террасового земледелия. На взгорьях, которые можно было обрабатывать, но во время дождей посевы смывало, создавали террасы. Огромное количество террас было создано в горах Галилеи, Шомрона и Иудеи. По исследованиям профессора исторической географии Иеhуды Гарэля было изменено 60% земельных ресурсов.

Выращивали, прежде всего, зерновые (хлеб) и фрукты - те семь видов плодов, о которых говорят традиционные тексты19 (пшеница, ячмень, гранат, инжир, виноград, оливки, финик). Окультуривали цитрусовые. Яблоки ели дикие.

Пшеница была распространена как на севере, так и на юге. Хлеба было достаточно. Только после двух-трех лет засухи наступал голод. Более орошаемые территории принадлежали колену Эфраима и группе северных колен. Для предотвращения голода, в основном, на юге, строились каналы и колодцы-водохранилища, использовавшиеся для нужд сельского хозяйства и питья. Изнутри они были обмазаны глиной и представляли собой огромные глиняные кувшины для сбора дождевой воды. И сегодня вблизи крепостей строители и археологи находят огромные по тем временам подземные водохранилища, представляющие собой естественные подземные пещеры, или углубления в горах, дававшие возможность рационально использовать воду в течение года.

Проблема воды была двоякой: южная часть страны, охватывающая побережье и внутреннюю долину, горы Галилеи и Шомрона, гористую Иудейскую пустыню и плоскую пустыню Негев, страдала от почти перманентной засухи, которая могла продолжаться три-четыре сезона. На севере страны местность была заболоченной. В период между дождями реки мелели и даже высыхали, и основным источником воды оставалось озеро Кинерет.

Не только о древние времена, но и в сороковых-пятидесятых годах нашего столетия страна подвергалась нашествиям саранчи с юга или с юго-востока. И то, что удавалось вырастить, несмотря на засуху, пожирали страшные тучи саранчи. В традиционных источниках20 саранча упоминается как одно из страшных бедствий, неоднократно повторявшихся из года в год.

На склонах гор Шомрона и Галилеи, где трудно было обрабатывать землю и росла густая трава, занимались скотоводством. Предпочтение отдавалось крупному рогатому скоту. Позднее, во времена Второго Храма, был введен запрет разводить мелкий рогатый скот, объедавший деревья.

2.

Со временем появилась еще одна отрасль экономики, не столь развитая в древнем мире - торговля. Торговали с северными финикийскими центрами Цором (Сиром) и Цидоном (Сидоном) в Ливане. Через порты, прежде всего Яффский, шла торговля с Критом и Кипром, а впоследствии с Грецией, Италией и другими странами противоположного берега Средиземного моря.

Сухопутные караванные пути проходили по юго-востоку через Аравию или из Египта вдоль побережья. Вполне возможно, что здесь проходили пути, связывавшие более далекие азиатские страны, Индию или Китай, с Египтом.

Ремесла были развиты в основном те, которые обеспечивали нужды сельского хозяйства. Импортировались преимущественно посуда и предметы роскоши. Израильские археологи нашли немало египетской утвари скарабеев, посуды критского и греческого происхождения. Евреи владели техникой обжига кирпича, обработки камня, литья и создания бронзовых, а впоследствии и железных орудий. Но это не было собственно еврейским достоянием, а являлось частью общей древней культуры.

С середины прошлого века в течение долгих лет, с самого начала археологических исследований в Палестине, все время вменяли в вину евреям неоригинальность промышленности и искусства, бедность, грубость материальной культуры.

Еврейская архитектура того времени тоже ничем не была примечательна. Никаких колоссальных зданий, памятников, способных поразить воображение. И хотя уровень строительства домов и крепостных стен тоже был примитивен, высокая материальная культура у евреев все же была. Она проявилась в построении переносного Храма.

Что касается музыки, то о ней говорить трудно. Возможно, и была самобытная музыка, но сохраниться до нашего времени она не смогла.

Сравнивая еврейскую культуру с египетской, месопо-тамской, греческой или микенской, богатыми произведениями живописи, эпосом и мифами, мы приходим к выводу, что уникальным произведением еврейского духа, не превратившимся лишь в литературный памятник, а продолжающим быть животворным источником творчества и на сегодняшний день, является еврейское пророчество.

ПРОРОЧЕСТВО

1. Идея откровения, этического наполнения союза между Вс-вышним и человеком выражается в пророчестве.

Но пророк - не просто личность, обладающая какими-то навыками или владеющая тайнами, не известными другим. Он идеальный человек, удостоившийся быть звеном цепочки ТВ-РЕЦ - ТВОРЕНИЕ.

Один из величайших еврейских авторитетов раббейну Моше бен Маймон (РАМБАМ) пишет21, что хотеть быть пророком, как Моше (Моисей)22, невозможно. Удостоить пророчеством может только Тв-рец. Но стремиться быть праведником, как Моше, должен каждый.

Мудрецы говорят23, что не удостаивается быть пророком тот, кто не является гибор - героем, хахам - мудрым и ашир - богатым.

Слово гибор принято переводить как "герой", "смелый", человек сильный не только по отношению к другим, но и по отношению к себе: ведь обуздание собственных инстинктов требует усилия намного большего, чем борьба с внешним врагом.

В действительности мудрым является человек сильный, смелый и знающий. Он богат, а значит, независим от других. Именно поэтому во всем мире в течение многих сотен и даже тысяч лет именно богатых избирали на должности судей. Такого и подкупить нельзя. Он искушен жизнью, и потому его не собьешь и, так называемым, эмоциональным шантажом (умением в нужный момент заплакать и выпросить для себя блага).

Герой обязательно должен быть умным и богатым. И это очень непохоже на обыкновенный склад религиозной мысли, сформировавшейся под влиянием христианства.

В "Пиркей Авот" 24 говорится25, что богат тот, кто рад своей доле (конечно, в аспекте психологическом). Случается, что объективно очень богатый человек не рад этому и чувствует себя обделенным. Он все время еще чего-то хочет. И когда ему на улице подадут грош, он почувствует себя богаче, потому что, хотя ему и не счесть своих доходов, именно этого гроша у него не было. И пока еще многие гроши являются собственностью других людей, он не может чувствовать себя богатым.

Что значит мудрый? Человек, обладающий огромными знаниями? Возможно. Но мудрецы говорят26, что мудрый - это тот, кто учится у каждого.

Индивидуальность пророка не стирается, несмотря на то, что он полностью солидаризируется с идеей, с обществом, с народом. Все силы его творческой самобытности направлены не на то, чтобы показать, насколько он лучше и умнее других, а на то, чтобы сделать каждого умнее и лучше. И свойство его индивидуальности совсем иное, чем эгоцентризм, присущий некоторым творческим личностям, безгранично ценящим (в общем-то, зачастую по-праву) себя. Они даже не полностью отдают себе отчет в том, что вообще-то не "все должны им", и не "все обязано крутиться" вокруг великого музыканта (художника, физика...)!

2.

Самая главная черта Моше - скромность. Человек, избранный разрушить все египетские запреты, вывести евреев из Египта, сплотить народ, получить Тору, казалось бы, мог возгордиться, а он был скромнее всех людей на Земле. Об этом Тора говорит прямым текстом27.

После дарования Торы, не выдержав ожидания и испугавшись, что Моше погиб (сорок дней без еды и питья!), народ содеял противное тому, чему научился всего сорок дней тому назад. Было сказано: "Не делай себе кумира"28, а евреи сотворили маску золотого тельца, очень сходную с египетскими произведениями.

Вручив Моше Скрижали Завета, Вс-вышшш сказал ему:

- Посмотри, твой народ пляшет вокруг золотого тельца. Не Мой народ, а твой. Твой, Моше, народ пляшет.

Увидел Моше: народ не достоен получить Скрижали Завета, и в раздражении разбил их о землю. Тогда Вс-вышний сказал:

- Я уничтожу весь этот народ, а от тебя пойдет новый. От такого заманчивого предложения Моше отказался:

- Да, верно, - сказал он, - согрешил народ, но Ты прости его. Прости и дай Скрижали вторично. А если не простишь, сотри и меня из Книги Твоей.

Он готов все взять на себя для того, чтобы великие и высокие идеи, ценности хизни стали идеалами народа, а не только его личным достоянием. В этом особенность еврейского пророчества.

"Кем является вообще Моше, что он делает, зачем он нужен?" спрашивается в "Мидраш Раба"29. И далее Мидраш, пользуясь греческим словом омен (педагог), говорит, что Моше - педагог, наставник. Это похоже на легенду.

У одного царя был сын - изрядный шалун. И пока царь занимался делами, царства, он пригласил наставника учить сына уму-разуму. Однажды царь решил проэкзаменовать учителя, насколько тот действительно хорош и предан. После очередного проступка сына зовет царь наставника и говорит:

- Надоел он мне. Весь дворец переворачивает. Только имя мое позорит. (Это проверка - что скажет наставник: "Конечно, Ваше Величество, вот - нож", или "Да я свою жизнь готов за него положить!").

Когда Вс-вышний говорит Моше: "Дай, я уничтожу весь народ, ты будешь отцом нового народа", - это проверка. Вс-вышний видит неподдельную бесконечную преданность Моше народу, идее. Такой человек достоин быть наставником, вождем. Он достоин передать учение.

3.

Моше не просто пророк. Он прототип пророка, определяющий наиболее высокую степень пророчества.

Ему Тв-рец говорит30:

- Ты предан мне. Ты проник во все сокровенные тайны Творения.

Мудрецы Талмуда31 определяют различие между Моше и остальными пророками как разницу между отшлифованным зеркалом, отражающим весь свет, и зеркалом, которое не все отражает. Можно распознать, бегемот это или человек, но в деталях не видно.32

Моше - это аспаклярия меира. Очень ясно видны детали: и общее и частное. Остальные пророки - это аспаклярия ло меира.

Все остальные пророки пророчествовали на уровне общих идей. Пророчество Моше - Хумаш (Пятикнижие) включает в себя и общие идеи и множество деталей (конкретные заповеди).

А вот, что говорят мудрецы34 об одном из самых известных пророков - пророке Элияпу hаНави (Илье-пророке).

Пророк Элияhу действовал против лжепророков, жрецов Баала (Ваала). Придерживаясь позиций культурного плюрализма царская власть поддерживала жрецов Баала, поэтому пророк Элияhу вынужден был скрываться в пустыне.

- Тв-рец, Владыка мира, - взмолился пророк Элияhгу, - что они делают, евреи Твои? Храм Твой разрушили, жертвенники Твои оскорбляют, служителей Твоих изгоняют и душу мою хотят взять.

Спросил его Вс-вышний:

- Что ты так кипятишься, Элияhу?

- Как же, Твой Храм оскверняют!

- Ну что, это твое дело? Храм-то Мой, не твой.

- А жертвенники Твои?

- Это Мои, не твои.

- Служители Твои?

- Это Мои, не твои.

- И душу они мою хотят взять.

- А, так это, значит, ты за себя беспокоишься?

(Шир-hаШирим Раба Раба, 1:6)

Так Тв-рец учит своего пророка преданности народу, к которому тот послан, демонстрируя ему его личную озабоченность, мешающую правильному исполнению доверенной миссии.

4.

Пророчество не было единичным явлением. Практически, были тысячи пророков, школы пророков. Еврейская традиция говорит о том, что были записаны только пророчества, предназначенные для будущих поколений.

Пророк был по-настоящему социальной личностью, и традиционные тексты описывают контакты пророка и с народом и с первосвященником в Храме. Пророк использовал стечение людских масс на одном из трех паломничеств* для того, чтобы его услышали все, включая вельмож и царя.

Отношение к пророку было неоднозначным. Его уважали, видя в нем яркую личность, посланника, и не терпели - не терпели суровой истины. Ни царь, ни простой люд. Пророк, который обличал, требовал, чаще всего был не ко двору. И бывали такие ситуации, когда пророки вынуждены были убегать, прятаться. Любили лжепророков, которые в большинстве случаев обещали:

- Все будет хорошо, не надо ничего менять.

Или говорили:

- Чего не хватает? Дождь не идет? - Так будет дождь. Саранча напала.- Мы ее прогоним.

- Ну, что ты пришел? - говорили. Моше в Египте, - С тех пор, как ты пришел, положение ухудшилось. Труднее стало работать.35

На протяжении всего пути он постоянно слышал:

- Ну, и куда ты нас привел? Умирать в пустыне? Что, мы не могли умереть там?

- Там было проще. А тут - ни воды, ни хлеба.36

- Хлеб есть, а почему нет мяса? Мясо есть, а где овощи7 Вода горькая, хотим сладкую,37 - все к нему. Все претензии. Он был всегда на виду, с него был спрос и в личной жизни и в общественной.

Впоследствии пророки не имели той прерогативы, которая была у Моше (он был пророк, царь и судья), но их тоже не любили. Многих наказывали, сажали в тюрьмы, угрожали лишить жизни.

Пророки не были ни придворными служками, ни придворными предсказателями. Выражая общественное мнение, в большинстве случаев они были в этической оппозиции царскому двору. Пророк становится лидером либо национального сопротивления, либо сплочения народа вокруг чистоты идеи. И поэтому стиль пророчества отличается особыми качествами.

До настоящего времени в мировой литературе тексты пророков считаются одними из величайших шеденров лаконичности. Глубина идей, богатство языка, взаимосвязи всевозможных символов. Один и тот же термин многократно варьируется, каждый раз обретая новые значения! Да и с точки зрения поэтического слога и внутреннего ритма нет, пожалуй, произведений мировой литературы, которые возвысились бы над достижениями текстов пророков. А есть ли в мировой литературе примеры более острого обличения общества, чем поучения пророков, обращенные к царю и народу?

Особенность пророчеств заключается в том, что в них чередуются обличение и утешение. Они готовы очень резко, очень прямо противостоять царю, великим служителям Храма, народу, богатым, бедным - всем, кто того заслуживает.

Пророк всегда находился в гуще всех внутриполитических, внешнеполитических, экономических и прочих проблем. Он никогда не был отшельником, всю жизнь прожившим где-то в пустыне, монастыре, где никто его не видит, не знает, и он никого видеть не хочет.

Как личность и гражданин пророк не может быть безразличным к происходящему. Он представитель живого слова Тв-рца и реагирует не только от своего имени, но и от имени Вс-вышнего. И если состояние общества не отвечает этическим нормам, следует обличение, независимо, касается ли это сильных мира сего или слабых. Пророк объективен и следует заповеди: "Не отнесись более склонно к бедному в суде, потому что справедливость - прежде всего"38 (нельзя относиться к действительности по принципу Мотеле, сына кантора Пейси, героя повести Шолом Алейхема: "Мне все можно. Я - сирота.").

В объективно тяжелых случаях функцию милосердия Вс-вышний берет на себя. Он "отец всех сирот и судья, заступающийся за всех вдов"39 оказавшихся не по своей вине в затруднительном положении. Так достигается справедливость.

5.

Внутренние распри порождаются не только из-за разделения на колена, территориальных и экономических проблем, но они проходят также по духовно-религиозному пласту. Война была не только за землю, но и за идею. Весь мир был языческим. Материальная кнаанская культура была развита. У нее было, что заимствовать. Евреи, бывшие рабы из Египта, пользовались ею, но иногда считали возможным воспользоваться и кнаански-ми богами40. Одна из основных тем пророчества - борьба с язычеством. ВСЕ ПРОРОКИ БЫЛИ ПОСЛАНЫ, ЧТОБЫ ОГРАДИТЬ НАРОД ОТ ЯЗЫЧЕСТВА. И не только от обращения к волхвам и гадателям, обожествления деревьев, светил, морей, животных, но и от язычества в отношениях к земле (приношения жертв во время земледельческих работ), к пришельцам, к семье, к рабам.

Образным, ярким, натуралистическим примером борьбы с язычеством является рассказ о четырехстах пророках Баала, против которых выходит Элияhу hаНави41 и предлагает им. проверить:

- Я принесу свои жертвы Вс-вышнему, и вы принесете свои. жертвы Баллу, и посмотрим, ответит вам Баал ваш или нет Они. стараются, но все безрезультатно

- Кричите, молитесь посильней, - говорит им Элияhу - Может быть божок ваш заснул и не слышит?

А когда Элияhу приносит жертву Вс-вышнему, Тв-рец ее принимает. Пламя зажигается, и жертва сгорает, хотя ,тю было и не на месте Храма (вне Храма приносить жертвы запрещено). Конечно, это было сделано вовсе не для того, чтобы организовать постоянный жертвенник, а для того, чтобы показать несостоятельность, лживость языческих культов.

Древние народы понимали пророчество только в одном, определенном аспекте: оно было для них отражением духовных тайн, открытых немногим людям, способным не только предсказывать, но и манипулировать, управляя высшими силами: либо предсказывая, либо проклиная. Все знают о древнегреческом оракуле Пифии. В Торе42 записано о Билъаме (Валааме), знаменитом пророке, который ходил из одного племени в другое, промышляя умением благословлять и проклинать.

Техника получения информации с помощью пророчества повсеместно присутствовала и в еврейском народе. Так, потеряв двух ослиц, Шауль, идет к пророку Шмуэлю узнать, где они43. Однако еврейское пророчество предусматривало только получение необходимых сведений или предупреждений, а не манипуляцию высшими силами. Исправлению же помогали молитва и праведные поступки.

Отличается еврейское пророчество также общенациональной и этической направленностью, а в некоторых случаях оно выходит на универсальный уровень, обращаясь ко всему человечеству. Эти темы не встречаются в древней литературе других народов и других культур. Нигде пророк не был более, чем функционером духовных сил. Еврейское пророчество, еврейский пророк очень отличаются от образа пророка-предсказателя в различных древних культурах, где пророки, маги, колдуны, волхвы стоят вдали от происходящего. Они не вмешиваются. И уж точно не вмешиваются на уровне исправления. Только предсказывают. А как исправить? Да никак. Так должно быть. На фоне такого явления еврейское пророчество уникально.

В еврейском государстве, в еврейском народе пророк достигает уровня не только народного лидера, трибуна, идеолога, создающего свою программу, систему, иногда даже партию, но и уровня духовного вождя. Он стремится исправить не только какие-то последствия действий того или иного человека, но формирует сверхцели, создает идеалы широкого этического содержания, включающие в себя взаимоотношения между людьми, человека с самим собой, индивидуума и народа, между человеком и Б-гом, между человеком и природой. Пророк говорит о происходящем как об истории, т.е. как о взаимосвязанном процессе, у которого есть начало и есть сверхцель. Он вскрывает этическую суть этих исторических событий. Весь его духовный накал является интегральной частью его жизни и происходящего вокруг. И когда человек (вождь, царь и в особенности судья) принимает решение или планирует свое поведение, он обязательно, прежде всего, должен учитывать именно этическое содержание действий, сравнить то, что он собирается делать, с идеалом, к которому он должен стремиться, и понять, сочетается ли одно с другим. Сама по себе ЖИВАЯ СВЯЗЬ с Тв-рцом, ЗВЕНО МЕЖДУ ТВ-РЦОМ И НАРОДОМ - органическая часть еврейского духа.

ДАРОВАНИЕ ТОРЫ ЕСТЬ ОБЪЕКТИВНЫЙ ДАР ВСЕМУ НАРОДУ. Оно показывает мощь пророчества и мощь учения неизменного, записанного независимо от желания кого-либо.

7.

Один из великих мудрецов эпохи после разрушения Второго Храма, рабби Шимъон бар Иохай, автор книги "Зопар" ("Сияние") вместе с сыном рабби Элиэзером вынужден был скрываться в течение двенадцати лет от римлян в пещерах Галилеи. Обладая духовной связью со Вс-вышним (не как пророк, а на более низшей ступени), он занимался там тайной наукой - еврейской Каббалой. За годы вынужденного затворничества настолько заострилась в нем чувствительность к духовному и не духовному, к идеальному и не идеальному, что, выйдя из пещеры и увидав, что в мире почти ничего не изменилось, и люди занимаются своими делами (кто-то пашет, кто-то сеет, кто-то жнет), он воскликнул:

- Что же будет с учением, с Торой?

От такого внутреннего настроя, на что ни попадал его взгляд - все сгорало. С идеалом невозможно состязаться! Сразу же он услышал голос с небес:

- Рабби Шимъон, ты что. Мой мир собираешься уничтожить? Возвращайся в пещеру.

И он вернулся в пещеру еще на год, чтобы научиться, как, оставаясь рабби Шимъоном, не разрушать.

(Трактат Шаббат, стр. 34.)

В Талмуде написано, что его сын рабби Элиэзер недостаточно научился этому. И тогда они ходили вместе. То, что разрушал рабби Элиэзер, лечил рабби Шимъон. Он научился не только разрушать, но и восстанавливать, утешать. Это второе и основное качество пророка.

ВСЕ МОЖНО ИСПРАВИТЬ И ВСЕ БУДЕТ ИСПРАВЛЕНО. ВО ВСЕ ВРЕМЕНА, КАК ТОЛЬКО ВСТАВАЛ ВОПРОС О БЕЗЫСХОДНОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ, ТУТ ЖЕ ПРИХОДИЛ УТЕШИТЕЛЬ, И ПРИХОДИЛО ИЗЛЕЧЕНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ.

Так построено утешение. Вместе с пророчеством о разрушении Храма есть пророчество о восстановлении Храма44. Вместе с пророчеством об изгнании народа есть пророчество о собирании народа45.

Как можно исправить? И, прежде всего, что можно исправить?

Только обнаружение недостатков может привести к желанию все уничтожить. Но в Торе сказано: "То, что любит Вс-вышний, он обличает." Обличать можно и нужно только того, кого ты любишь, и в том случае, если в нем есть потенциал исправления. Иначе вся критика ни к чему.

Основа этики в том, что все может и должно быть на уровне справедливости, доброты. Если это не так, следует показать различие между идеалом и положением, существующим на данный момент, с целью исправления. В этом и есть лечение. Иногда для того, чтобы вылечить, дают горькие лекарства, для того, чтобы зашить - режут, для того, чтобы исправить - ломают. Ведь лечение может идти путем, который кажется очень болезненным. И это зиждется на безусловной любви, любви, которую требовал Тв-рец от Моше. Только безусловная любовь может стать основой для очень и очень острой критики. И тогда эта критика будет не только справедливой, она будет действенной, она навсегда останется тем ядром, которое помогает подняться, быть еще лучше. В этом основа пророчества.

Можно ли исправить положение и отвратить беду, основываясь только на политическом расчете, либо следует прежде всего исправить суть проблемы? А суть пророк видит всегда в чистоте души, в чистоте помыслов, в чистоте действий, в преданности. Может ли политический расчет быть решением такой глубокой проблемы?

Пророчество стоит на иных позициях, чем скрупулезный политический анализ, обсуждающий: "Стоило ли заключать договор с X?..." ... "Если бы его заключили с Y, тогда..." ... "Было бы больше профессиональных солдат, можно было бы...", - и т.д. и т.п. Пророчество и еврейская традиция анализируют проблемы еврейского царства с этической точки зрения и дают заключение о том, что именно явилось причиной разрушения еврейского государства и даже Храма.

Когда перед разрушением Храма пророк Йермия предупреждает, что Храм будет разрушен, и его хотят, убить за то, что он, как бы, проклинает свой народ, Вс-вышний ему говорит:

- Выкупи земельный надел своего дяди46 у купивших его прежде людей.

- Как же так, ведь Храм будет разрушен. Все обесценится, - удивился пророк, - Кто покупает в такое время земельные наделы?

Тв-рец ему говорит:

- Купи, заключи договор по всем правилам, опечатай печатью, положи в кувшин и спрячь хорошо. Ибо я говорю: вы вернетесь, и твои права - твои.

(Йермия, гл. 32.)

Это символическое действие, хотя и реальное. Оно говорит о непрерывности еврейского понимания картины мира. Одновременно с очень четким пророчеством о разрушении, об изгнании, о том, что все будет обесценено, все будет разрушено, но сразу же, в то же самое время, начинается другой процесс - возвращение. И для того, чтобы это возвращение имело корни, надо закрепиться - купить земельный надел.

Пророк уходит вместе с изгнанниками. (Вспомните знаменитый "Плач Йермии", плач о разрушении и обо всем, происходившем тогда.) Вновь позиция пророчества неоднозначна. Вслед за пророчеством о наказании есть утешение, а за пророчеством о разрушении следует укоренение нового - пророчество о возрождении Храма.

На разрушении Первого Храма кончается первый период еврейской истории и начинается второй: вавилонское изгнание, пленение и после, сравнительно, короткого времени восстановление Второго Храма в Иерусалиме, начало еврейской самостоятельности, автономии на территории Иудеи.

Феномен пророчества проявлялся на протяжении всего периода Судей и Первого Храма, и когда еще не было постоянного Храма в Иерусалиме, и впоследствии, в периоды царствования Давида, Шломо, в двух последующих царствах, пока Храм еще стоял. Пророки действовали среди различных колен не только на одной территории, а и после разделения царств: и в северном Израильском царстве и в царстве Иудеи.

В историческом плане пророчество являет собой первую эпоху становления народа. С разрушением Первого Храма кончается пророчество и начинается вторая эпоха - эпоха учения, эпоха мудрости - эпоха мудрецов. Последние пророки - Хагай, Зхария и Малъахи пророчествуют о новом Храме, который будет построен.

Трудно перевести живое пророчество в систематизированное ежедневное указание. Когда нет пророчества, человек не может сказать:

- Вот, я обращусь к пророку, он сразу мне конкретно все скажет, - и душа обращается к системе изучения взаимосвязей между различными деталями, идеями, в частности между человеком и общиной. И хотя систематизация более прозаична, ее сила в том, что она применима к каждому человеку ежедневно и ежечасно. Она дана и не зависит от наития.

Талмуд говорит47: "Мудрец предпочтителен пророку", потому что организация жизни, систематизация, регламентация - это дело мудрости, учения, логики, постоянства, а не только наплыва чувств. В какой-то мере различия между поэзией и прозой сродни различию между пророчеством и мудростью. Мудрость это мудрость. Она более прозаична, чем пророчество, и в этом ее сила. Она годится для всех всегда. Ею можно овладеть. Это не что-то, чего ты ожидаешь, но не знаешь, удостоишься или нет.

Мудрецы выходят на первый план вместо пророков и достигают, в какой-то мере, того, чего не достигли пророки - исправления. Факт, что Храм был разрушен. Факт, что было изгнание. Но, благодаря мудрецам, какой-то уровень еврейской жизни все время оставался. И это великое достижение.


Продолжение