МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


З.Дашевский

Из цикла «Времена еврейского года»

К ДНЮ 15 АВА

Праздничный характер дня 15 ава отмечен в последней мишне рактата Таанит: «СКАЗАЛ РАБАН ШИМОН БЕН ГАМЛИЭЛЬ: НЕ БЫЛО ПРАЗДНИКОВ У ИЗРАИЛЯ, ПОДОБНЫХ ПЯТНАДЦАТОМУ ABA И ЙОМ-КИПУРУ». Рабби Цадок, коэн из Люблина, высказывает удивление по поводу того, что два эти дня, 15 ава и Йом Кипур, названы праздниками (хагим). Он спрашивает: «Но где мы находим в Торе намек на то, что 15 ава называется праздником? Мне кажется, - говорит он, - что это видно из того, что сказано (Шофтим 21:19-21): “И сказали: вот, ежегодный праздник Г-сподень в Шило ... И ... когда увидите, как выйдут дочери Шило плясать в хороводах”... Но [в книге Шофтим] не объяснено, что это за ежегодный праздник». Одно из объяснений, которое предлагает в своем комментарии к этим стихам Радак, - что речь идет о Йом Кипуре, поскольку в Мишне упомянуто, что в тот день девушки выходили плясать в виноградниках. Однако это толкование, как указывает р. Цадок, проблематично, поскольку Йом Кипур называется священным собранием, но никогда не называется «хаг». Словом «хаг» называют только «шалош регалим», т.е. Песах, Шавуот и Суккот, поскольку слово «хаг» несет в себе значение «веселье». По мнению р. Цадока, под этим ежегодным праздником естественнее понимать 15 ава, а не Йом Кипур. «Поскольку никакой из праздников не называется “праздник Г-сподень”, - замечает р.Цадок. - Даже Суккот, время нашего веселья, о котором прямо сказано (Дварим 16:14): “И будешь весел в твои праздники”, - это время веселья Израиля в память об Исходе из Египта. И только в одном месте в Торе мы встречаем (Шмот 32:5): “И провозгласил Аарон, сказав: праздник Г-споду завтра”. Это сказано о 17 тамуза, когда завершались первые сорок дней, которые Моше был на горе. И сказал, что назавтра он спустится с двумя Скрижалями в руке. И если бы не испортили, то это был бы праздник Г-споду; он должен был стать днем “радости сердца Его” (Песнь песней 3:11) для Всевышнего, как день Дарования Торы. И как было сказано в Египте (Шмот 5:1): “Отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне”! А мы нигде не встречаем, чтобы евреи совершили [этот] праздник в Пустыне». Р. Цадок утверждает, что под этим праздником невозможно понимать «шалош регалим» - ведь уже и в Египте исполнили Праздник мацот. Но речь идёт о Даровании Торы. «И если бы не испортили эпизодом с Тельцом, - говорит р. Цадкок, - и не были бы разбиты Скрижали, то 17 тамуза было бы праздником Г-споду. А это и есть “день радости сердца Его”». Получение крижалей служит завершением Дарования Торы.

Скрижали – образ сердца. Если бы состояние народа соответствовало уровню Первых Скрижалей, то этот день стал бы днём окончательного исправления, и мы вернулись бы к состоянию свободы от ангела смерти и от порабощения царствам. Вторые Скрижали, данные потом в Йом Кипур, уже не дают той надёжной связи с корнем жизни, какой могли дать Первые. Сердце народа дрогнуло уже во время Синайского Откровения, и они отошли и встали поодаль. Состояние их заметно ухудшилось, когда они впали в панику и дошли до поклонения Золотому Тельцу. Сердце того поколения совсем упало, когда они плакали и не хотели входить в эту прекрасную Землю. Как быть человеку, которому свойственно впадать в состояние страха? – Моше неоднократно подчёркивает, что Всевышний даёт нам победу над противником, который сильнее нас. Если мы сумеем как следует усвоить две стороны этого поучения, мы будем непобедимы. Какие это две стороны? Во-первых, Небесное Управление посылает нам противника (внешнего врага и внутреннего - наше злое начало), который сильнее нас. Во-вторых, Он не оставит нас без помощи, и если мы захотим победить, мы победим! Зачем так сложно, - спросите вы? - Иначе не будет материала для того, чтобы обрадоваться! Всевышний сотворил мир для того, чтобы дать человеку награду. Но награда будет настоящей только в том случае, если она заслужена. А для этого человек должен преодолеть достаточно серьёзное препятствие. А препятствие – двойное. Перед прыжком: боюсь, что не перепрыгну. После того, как Он меня перенёс – ай да я, кто бы еще так смог! В деле достижения результата очень помогает знание того, что мы его точно достигнем, ибо так сказал Творец! Только развить в себе такую устойчивость невозможно уговорами и лозунгами. Для этого требуется тяжелая работа. И прежде всего, - над Торой. 15 ава как праздник – очень проблематичный день. Потому что всех тех радостных событий, произошедших 15 ава, которые перечисляют мудрецы в Талмуде (Таанит 30Б), не хватает для того, чтобы сделать его праздничным днём. Перспектива будущего, связанная с приходом Машиаха и построением Храма, тоже не может сделать этот день праздником в настоящем, т.к. праздники устанавливают только в связи с тем, что уже произошло. Но поскольку с этого дня, 15 ава, всё более явственно чувствуется перелом от лета к зиме и удлинение вечеров, наши мудрецы указывают нам правильный путь использовать это время: добавлять часы занятий Торой. Это веселит сердце и буквально делает день днём веселья! Такая работа трудна, она требует и горячего желания, и постоянства, и прилежания. Но она – главное, что приблизит нас к тому, что слова: “И в день радости сердца Его” исполнятся буквально как построение Храма, да будет он построен вскорости, в наши дни! «Ибо только тогда, - говорит р. Цадок, - будет исправлено всё»!