К оглавлению "Песах"

П. Полонский

Песах и свобода слова

Песах - это  праздник выхода из Египта. Египет, как всем известно, называется на иврите “Мицраим“, от слова “цар”, узкий. Связано это, конечно с тем, что эта страна - очень длинная, узкая лента вдоль линии Нила. Но  Египет связан с понятием “узкий“ не только географически. Еврейская традиция считает, что эта страна  по самой своей сути узкая, сдавливающая человека,  и в этом “внутренний“ смысл ее названия “Мицраим“. И поэтому  “выход на свободу  из Египта“ всегда понимается  как “выход из разных Мицраим’ов“, т.е. из  разных сжимающих человека факторов и обстоятельств,  выход из “цар”, из узости, из сдавливания, - на свободу, на развитие, выход не только физический, но и психологический, эмоциональный, духовный.

 В том числе, один из параметров выхода на свободу - это параметр свободы слова. Мудрецы истолковывают слово “Песах” как  состоящее из двух слов - “пэ-сах”, буквально - “уста говорящие”. Ведь право свободно “говорить”, возможность самовыражения - это важнейший параметр  свободы.

Иными словами, возможность вербализации переживания является одним из параметров выхода на свободу.  Человек, который зажат - внешне, давящей диктатурой властей Египта; или же внутренне, отсутствием необходимых адекватных слов – такой человек не свободен. Возможность полноценного самовыражения - один из параметров свободного человека. И поэтому большое значение в праздновании Песаха имеет именно “рассказ об Исходе“: мы не только переживаем Исход, но и рассказываем о нем. А вербализация помогает осознать, помогает прочувствовать, помогает передать следующим поколениям; - и, что самое важное, вербализация позволяет создать понятийный аппарат, с помощью которого человек обдумывает окружающую жизнь.  И “рассказ об Исходе“ столь важен именно потому,  что он создает определенный понятийный аппарат, поддерживаемый традицией, с помощью которого можно адекватно анализировать проблемы еврейской жизни  в окружающем мире.

Но свобода слова выражается не просто в возможности кричать о своих проблемах, но и в возможности иметь такие слова, с помощью которых эти проблемы можно адекватно обсудить; и более того, чтобы  эти слова были достоянием  всего общества Израиля. Именно эту возможность представляет нам Песах.

Итак,  свобода самовыражения является в иудаизме совершенно необходимым параметром. Но она понимается не только как право личности (как обычно понимается свобода слова в западной культуре),  а как потребность народа. Иным словами национальный организм имеет как потребность в том, чтобы люди внутри национального организма имели свободу самовыражения (“Вышли из Египта“), так и в том, чтобы имелся адекватный общенациональный понятийный аппарат.  Если этого нет, то национальный организм не может функционировать. И поэтому необходимость вербализации,  и обмена идеями, и обдумывания общенациональным организмом окружающих событий является важнейшей частью  нашего выхода на свободу, нашего Песаха сегодня. Без этого еврейский народ не сможет продвигаться и действовать в окружающем мире.