К оглавлению "День Катастрофы"

Рав Шломо Авинер

О религиозном смысле Катастрофы

1. Всевышний - первопричина всех событий
2. Наша обязанность - пытаться понять историю
3. Операция "отсечения" народа от галута
4. Что говорили Мудрецы об обязанности покинуть галут:

1. Всевышний - первопричина всех событий

...Касаться этой темы можно лишь в трепете и ужасе, о котором сказано: "...и вот ужас и мрак великий нападают на него" (Бытие 15:12). И все же мы хотим обсудить здесь этот вопрос в свете высказываний мудрецов последних поколений, которые связывают страшные события Катастрофы с возрождением нашей Земли и наступлением заключительного этапа Геулы - Особождением еврейского народа.

Я, как скромный ученик, не считаю себя вправе высказывать собственные соображения о тех, кто погиб в пламени Катастрофы, о тех, про кого сказано в Торе: "...близкими ко Мне освящусь" (Левит 10:З). То, что я излагаю ниже, есть изложение слов моего учителя и наставника рава Цви-Иегуды Кука.

Первый вопрос связан с людьми, потерявшими веру после Катастрофы. Они недоумевали: "Если есть Бог, то где же Он был тогда?! Как позволил Он случиться такому?! Есть есть Бог, как возможны такие вещи?!"

Ответ прост: возможны и еще раз возможны! Сама Тора говорит, что "возможны такие вещи", и тот, кто читает ее с открытыми глазами, не может не видеть этого. "...то обрушит Господь удары ужасные на тебя и на семя твое, удары мощные и верные и болезни злые и постоянные... Также всякую болезнь и всякий удар, о которых не написано в книге закона этого, наведет их Господь на тебя, пока ты не будешь почти истреблен" (Второзаконие 28:59, 61). Религия отнюдь не дает нам гарантии от Катастрофы. Напротив, Тора предупреждает, что самые кошмарные ужасы - возможны. ...Итак, на вопрос вопросов: "Может ли случиться такое, как Катастрофа, если существует Бог?" - мы отвечаем с полной определеностью: может, и Всевышний - первопричина таких событий.

2. Наша обязанность - пытаться понять историю

...Разумеется, заблуждается тот, кто берется дать окончательное объяснение страшнеым событиям Катастрофы. И безусловно не заслуживает внимания тот, кто думает, что может проникнуть в суть вещей и познать намерения Всевышнего: "Ибо мысли Мои - не ваши мысли, и не ваши пути - пути Мои, - слово Господа; ибо как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои - мыслей ваших" (Исайя 55:8-9). Наш замысел - замысел человеческий, связан с настоящим, в то время как замысел Бога охватывает все поколения.

И вместе с тем, наша обязанность - пытаться понять историю, со смирением исследовать и с величайшей осторожностью искать в ней смысл. Естественно, что порой эта работа трудна, и, конечно, не в наших силах завершить ее, однако мы не имеем права от нее уклоняться. Иногда мы окружены светом и тьмой одновременно, они перемешаны. И все же мы - народ, умеющий читать книгу истории также и тогда, когда почерк событий неразборчив, - должны пытаться сделать это.

После всего, что сказано (и со всеми оговорками), можно с величайшей осторожностью попытаться разобраться в нашем вопросе. Нельзя нам уклониться от этого, ибо в нашем поколении видели мы самое страшное разрушение и самое удивительное за две тысячи лет возрождение. Можно ли пройти мимо соединения этих фактов? Можно ли считать, что они совпадают по времени случайно?

3. Операция "отсечения" народа от галута

Мудрецы последних поколений обращают наше особое внимание на тот факт, что еврейский народ был чрезвычайно связан с галутом (диаспорой) как физически, так и духовно. Как это жестоко ни звучит, необходима была операция "отсечения" народа от галута. Естественно, имеется в виду народ в целом, а не отдельные его представители.

Конечно, мы отнюдь не хотим сказать, что речь идет о наказании за привязанность к галуту. Было бы слишком самонадеянно рассматривать этот вопрос в плоскости "преступление - наказание". Мы лишь говорим о случившемся факте, о жестокой Божественной операции, которая вырвала нацию из нечистоты галута.

Да, народ, и даже его праведники, и даже многие из его Мудрецов были привязаны к галуту. Была ситуация, похожая на ту, что описывается в Торе: раб не хочет выходить на свободу, любит рабство и любит своего господина (Исход 21:5-6). Первое поколение нашего народа, вышедшее из Египта, также любило галут и не могло оторваться от него. "И презрели они землю вожделенную, и не поверили слову Его" (Псалмы 106:24). И как результат этого Всевышний "поднял руку Свою о них (т.е. поклялся), что повергнет их в пустыне, и потомство их повергнет среди народов, и рассеет их по странам" (Псалмы 106:26-27).

4. Что говорили Мудрецы об обязанности покинуть галут

Вот что говорили Мудрецы, жившие до Катастрофы, об обязанности покинуть галут:

Маймонид (ХII век, Испания):

Что касается тех, кто уговаривают самих себя, говоря, что останутся на своих местах, пока Царь-Машиах не придет в западную страну, и только тогда они выйдут и пойдут в Иерусалим, - не знаю, как избегнут они уничтожения; грешат они и заставляют грешить других.

Рабби Яаков Эмден (ХVIII век, Германия):

Не вздумайте прижиться за пределами Эрец-Исраэль, ибо в этом был грех наших отцов, и в этом наш грех на протяжении всего горького изгнания, и поэтому из поколения в поколение ополчались на нас... Казалось нам во времена спокойной жизни в галуте, что мы нашли "другую Землю Израиля", "другой Иерусалим", - и за это обрушивались на нас все страдания и в Испании, и в других странах. - Ах, если бы не совершали мы этот грех постоянно... Этот грех кажется мне главной причиной жестоких гонений и страшных, немыслимых истреблений, с которыми мы столкнулись в галуте.

Рабби Меир Симха из Двинска (начало ХХ века):

И еврей будет думать, что Берлин - это Иерусалим, и тогда поднимется бурный ветер, и буря вырвет его с корнем.

Виленский Гаон (ХVIII век, Литва) говорил о том, что даже среди великих Мудрецов есть люди, которые не могут оторваться от галута. У них, естественно, есть различные соображения, которыми они пытаются оправдать свою позицию; однако в действительности мы имеем здесь дело с грехом разведчиков, которых Моисей послал исследовать Землю Израиля и которые отказались идти в нее.

И еще раз мы должны подчеркнуть, что не ведем здесь речь о грехе и наказании за него. Непозволительно и не дано нам заниматься подобными соотнесениями. Мы подчеркиваем лишь тот факт, что народ Израиля был очень привязан к галуту, и была необходимость в жестоком "вырывании" его из галута. Кроме того, невозможно отрицать связь между этим жестоким "вырыванием" и началом нашего спасения (т.е. собиранием диаспоры), явившимися на одной странице истории.

Вот слова рабби Цви-Иегуды Кука:

Миллионы евреев вместе составляют единое тело, и когда придет время Избавления, окажется, что есть запутавшиеся в чаще галута. ...Большая часть евреев пристанет к "смоле" галута и не захочет выходить. Однако, вот пришло время всему Израилю вернуться в свою землю. И поскольку он не хочет возвращаться, то есть необходимость в насильственном возвращении в Эрец-Исраэль, в "вырывании" евреев из галута вопреки их желанию, как это написано у пророка: "И взял меня за пряди волос головы моей..." (Иехезкель 8:З). Тогда явит Всевышний руку Свою, осуществлявшую жестокую операцию "вырывания" и возвращения в Эрец-Исраэль.

Страшный период Божественной операции над телом народа, уничтожившей шесть миллионов, - это способ возвращения нас на наше место, когда мы не хотим сделать это сами.

В сущности, решительное и окончательное выкорчевывание еврейского народа из среды народов мира - это путь к свету жизни и возрождению святого народа. Не мы выбрали идти по этому пути. Но как мы будем по нему идти - зависит от нас.