К оглавлению "Дни траура"

З.Дашевский

9-ое АВА

Описание посылания разведчиков в книге Бемидбар

Первое из серии трагических событий нашей истории, происходивших 9-го Ава, было возвращение разведчиков, посланных в ханаанскую землю. Об этой их разведывательной миссии рассказывается в Торе дважды. В первый раз - это рассказ в книге Бемидбар, прарашат Шелах (1З:1). Там говорится: "вайедабер ха-шем эль-моше лемор" - "сказал Всевышний Моше так": "Пошли себе людей и пусть они разглядят землю ханаанскую, которую Я даю сыновьям Исраэля, по одному человеку от каждого колена пошлите и каждый должен быть князем колена". Дальше сказано: "И послал Моше из пустыни Паран по слову Всевышнего; все они - люди выдающиеся, главы сыновей Исраэля".

Затем - приводятся их имена, и в 17-ом стихе говорится: "и послал их Моше разглядеть (латур) землю ханаанскую, и сказал им: поднимитесь-ка в Негев и поднимайтесь в гору и посмотрите на землю, какова она, и народ, который живет на ней, крепкий он или слабый, малочисленный он или многочисленный? И что за земля, на которой он живет, хороша она или плоха? И каковы города, в которых он проживает, открытые это города или крепости? И какова земля, жирная она или тощая? Есть ли там деревья или нет? Будьте крепкими и возьмите из плодов земли. Дни же эти были днями поспевания винограда. Они поднялись, посмотрели эту землю от пустыни Цин до Рехова по дороге в Хамат." Затем они поднялись в Негев и, как говорит мидраш, кто-то из них прошел в Хеврон. Мы знаем, что это был - Калев, который потом получил Хеврон в наследие.

Дальше сказано, что там жили : "Эхиман, Шешай и Талми - отпрыски великана. Хеврон же на 7 лет раньше был построен Циана египетского. И дошли они до реки Эшколь и срезали там виноградную ветвь с одной гроздью, и несли ее на шесте по двое". Мидраш описывает, что на самом деле там было два шеста (не так, как рисуют на рекламных картинках) и с каждого конца, каждый шест несли двое, то есть получается, что ее несли не вдвоем, а в восьмиром. - "А также взяли из плодов граната и инжира". А именно: один гранат нес один человек, и один инжир нес еще один человек. - "это место назвали долиной Эшколь в связи с гроздью, которую срезали там сыны Израиля". - "И вернулись они из этой экспедиции по обозрении Земли Израиля по истечении 40-а дней. И пошли, и пришли к Моше и к Аарону и ко всему собранию сыновей Исраэля в пустыню Паран Кадэша, и принесли им ответ и всему народу, и показали им плоды Земли, и рассказали ему и сказали: "пришли мы в землю, в которую ты нас посылал, и действительно, она течет молоком и медом, и вот ее плоды. Но пустое все это, потому что крепок народ, который живет в этой земле, и города укрепленные, очень большие. И также порождение великанов видели мы там. Амалек проживает в этой земле в Негеве, а хитийцы, йевусийцы, эморийцы обитают на горе и кенаанейцы проживают у моря и на берегу Йардена"".

"И привлек Калев народ к Моше и сказал:"ало неалэ"- обязательно войдем в эту землю и завладеем ею, потому что можем одолеть". А люди, которые ходили с ним, сказали: "не сможем войти к этому народу, потому что он крепче, чем мы. И наговорили они на эту землю, которую обходили, перед сыновьями Исраэля, говоря: земля, по которой мы прошли для обозрения ее, это земля, глотающая своих обитателей и весь народ, который мы видели в этой земле, "аншей мидот" - "люди крупные" (или люди выдающихся качеств). И там мы видели "нефилим" (Устная Тора говорит, что нефелим - это те, кто свалились с Неба), сыновей великанов из нефелим. И как мы были кузнечиками в собственных глазах, точно так же мы выглядели в их глазах. И подняла вопль вся община, и плакал народ в ту ночь. И выражали претензии, жаловались на Моше и на Аарона все сыновья Исраэля и сказала им вся община: лучше бы умереть нам в земле Египетской, или в этой пустыне лучше бы умереть. И зачем Всевышний ведет нас в землю эту, чтобы мы там пали от меча? И наши жены и наши дети будут на разграбление. Лучше уж нам вернуться в Египет. И сказали друг другу: давайте поставим главу и вернемся в Египет. ".... Все это - привело к такому приговору, что из этого поколения евреев, те, кто были в возрасте от 20-ти до 60-ти лет (мужчины), никто, кроме Йеhошуа и Калева, не войдут в Землю Израиля.

Описание посылания разведчиков в книге Дварим

При описании того же события в книге Дварим, когда Моше упрекает народ за плохое поведение в разных случаях, Моше говорит (1:19): "И мы двинулись из Хорева и прошли по всей этой большой и внушающей трепет пустыне, которую вы видели своими глазами, через гору Эморейцев, как приказал нам Всевышний. И дошли мы до Кадеш Барнеа, и я сказал вам - вы дошли до горы Эморейской, которую Всевышний дает нам, смотри - дал Всевышний, твой Бог, перед тобой всю Землю, иди овладевай ею, как говорил Всевышний, Бог твоих отцов тебе: "Не бойся, не страшись". И приблизились ко мне все вы и сказали: "давайте пошлем перед собой людей, и они расследуют нам эту землю, и принесут нам весть относительно дороги, по которой мы будем входить, и городов, которые мы будем проходить"".

"И понравилось мне это и я взял из вас 12человек - по одному от каждого колена. И они отправились, и поднялись в гору, и пришли в долину Эшколь, и разведали ее, и взяли в руки из плодов земли и принесли нам, и принесли нам весть и сказали: "хороша эта земля, которую Всевышний, наш Бог, дает нам". И вы не пожелали входить в эту землю, и перечили устам Всевышнего, вашего Бога, и роптали в ваших шатрах, и сказали: "по ненависти Всевышнего к нам вывел он нас из земли Египетской, чтобы отдать нас в руки Эморейца на уничтожение. Куда это мы идем? Наши братья расплавили наши сердца, сказав, народ большой и рослый по сравнению с нами, города большие и укрепленные до неба, также детей великанов видели мы там". И я сказал вам: "не пугайтесь и не бойтесь их. Всевышний, ваш Бог, который идет перед вами, Он будет сражаться за вас, как все, что он делал с вами в Египте на ваших глазах. И в пустыне, где видел ты, что носил тебя Всевышний, твой Бог, как несет человек своего сына, по всей дороге, по которой вы шли, до того, как пришли на это место". И при всем при этом вы не поверили Всевышнему, вашему Богу, который идет перед вами по дороге, чтобы разведать для вас место для ваших стоянок, в огне ночью, чтобы вы видели дорогу, по которой идти, и в тумане днем. И услышал Всевышний ваши разговоры и рассердился и поклялся так: "не увидит ни один из людей этого злого поколения той хорошей Земли, о которой Я поклялся дать ее вашим отцам, за исключением Калева, сына Йефунэ, который увидит ее.""...

Ответ на вопрос: Йеhошуа упоминается после того, как идут две фразы про Калева. В книге Бемидбар эти фразы идут подряд.

Два вида Божественного управления

Эти истории требуют рассмотрения с разных сторон. Бросается сразу в глаза различие описаний. В книге Бемидбар сказано, что Всевышний приказал послать людей, а по книге Дварим получается, что такого приказа вроде бы не было. Там Моше сказал, чтобы народ шел завоевывать Землю, а они попросили, чтобы послали разведчиков, и Моше это понравилось. Мудрецы наши говорят: "понравилось Моше, но не Всевышнему". Почему же это сначала понравилось Моше, а теперь он их же упрекает? Есть такое объяснение, которое может быть полезно для понимания сути дня 9-го Ава. После возвращения разведчиков, когда они "плачут", Моше говорит народу, что им нечего бояться, потому что Всевышний будет вести войну "за них". Спрашивается, если это так, то зачем вообще было посылать разведку? Какая разница, по какой дороге идти, ведь в пустыне ничего не разведывали, а просто шли туда, куда их вел столб. Надо было бы, наверное, и здесь - идти так же, поскольку Земля была им обещена. Почему Моше вдруг понравилось это предложение начать такую "военную игру" с посыланием разведки? Ответ, который можно дать, по-видимому, не единственный, так как такую сложную историю можно рассматривать в разных ракурсах и на разных уровнях, однако, он основывается на одной достаточно последовательной линии рассуждений.

Существуют два вида Управления тем, что происходит на земле. Евреи, как мы хорошо знаем, шли по пустыне в обстановке явных чудес: хлеб с Неба, марширующий с ними колодец и т.д. Такая атмосфера "явного чуда" не давала повода для сомнения в том, Кто это все делает. В окружающих народах такое Управление вызывает большое уважение к народу. Про евреев говорили тогда: "они питаются огнем и все у них из огня сделано, и поэтому с ними лучше не шутить и не иметь дело". С другой стороны, для замысла, ради которого был сотворен Мир, это - менее желательный уровень Руководства, чем путь "скрытых чудес". В этом случае все происходит согласно законам природы, правда, до некоторого предела. Нам и по сегодняшний день (а не только 2000 лет назад) не известен закон природы, по которому дождь идет или не идет в определенное время, в зависимости от того, как поступает человек: благородно или подло. Пока мы не знаем такого закона природы (может быть когда-нибудь наука и откроет что-то близкое к этому). Ясно только одно, что Управление с помощью скрытых чудес менее эффектно с точки зрения внешнего наблюдателя, но зато оно более серьезно ведет к той задаче, ради которой был сотворен Мир, а именно: "делать человека". Человек не может превратиться в "человека", когда он, как игрушка, переходит из рук одного чуда в руки другого чуда. Если же человеку предлагается совершать какие-то поступки в условиях действия законов природы, и человек поступает так, что он как бы провоцирует те или иные повороты природных явлений, то это - гораздо лучше. Поэтому, когда евреи пришли к Моше и сказали ему: "давай пошлем разведчиков и не будем полагаться только на чудо", то Моше, исходя из того, что является наилучшим Служением, мог вполне подумать, что эти люди наконец-то (не зря он так старался!) престали думать о "шкурных нуждах" и предложили "поработать" и сделать то, что от них зависит. Поэтому-то Моше это очень понравилось.

Значение информации принесенной разведчиками

Важно отметить, что та весть, которую принесли разведчики о том, что города там настолько укрепленные, что можно честно назвать их неприступными, это на самом деле - ценная разведывательная информация. Возможно, что это необходимо для того, чтобы последующие поколения извлекли из Торы настоящий урок. Мы знаем, что книга Берешит начинается с описания Сотворения Земли и Неба. Раши в своем комментарии приводит слова Рабби Ицхака, который спрашивает, почему вдруг Тора, которая является прежде всего законом, дающая нам для исполнения заповеди Всевышнего, начинается с каких-то рассказов, вместо того, чтобы начать с дела, то есть - с самой первой заповеди, которая дана народу Израиля. Рассказы - это очень важная вещь, но им место в Устной Торе, в мидраше. Зачем Тора дает нам эти рассказы? Раши отвечает, что это дается затем, чтобы когда другие народы прийдут к евреям и скажут им: "Вы же разбойники, зачем вы отняли землю у других народов?", им надо ответить, что всю Землю Сотворил Всевышний и она принадлежит Ему, и Он дал ее тому, кто хорош в Его глазах, а потом захотел и передал ее другому, которому хотел передать. Таким образом, мы завоевали и получили эту Землю не как разбойники, а от Самого Хозяина этой Земли. (Это очень хорошее объяснение, но только, как сказал один мудрый человек, оно не оставляет надежды никому на свете, потому что любой ворюга процитирует ровно это же объяснение и скажет, что Всевышнему было угодно, чтобы этот кошелек перешел из твоего кармана - в мой).

Поэтому-то так важно свидетельство, что города, которые нужно брать, были неприступными и не в человеческих силах было их захватить. Таким образом, сама по себе принесенная разведчиками информация была чрезвычайно важной и ценной. Что же должен был делать народ, услышавший такую информацию? Они должны были сказать: "Мы хотели узнать, в наших ли силах завоевать эту Землю, и мы увидели, что это - не в наших силах, и поэтому прийдется попросить Хозяина, чтобы Он это сделал за нас". Есть предел человеческих возможностей. Так же рассуждал Накшон бен-Аминодав. Ему было приказано идти в море, и он пошел, и шел до тех пор, пока ноздри его не опустились в воду и тогда только он сказал: "дальше я идти не могу, дальше - только Господь может помочь" и море - расступилось. Если человек доходит до предела своих возможностей, то дальше с него уже нет спроса. Однако, в ситуации с разведчиками, вместо этого, у евреев растаяло сердце и они стали плакать. Это доказывает, что на самом деле они хотели послать разведку не для того, чтобы проявить инициативу, и не для того, чтобы сделать все, что от них зависит, а для того, чтобы подумать: на что им вообще рассчитывать?

Не следует особенно ругать это поколение. Можно вспомнить, что когда Моше выбрал 70 человек для того, чтобы они были его помощниками и советчиками, и наделил их своим Божественным духом, то двое из них, оставшись в лагере (когда остальные были с Моше) начали пророчествовать. Мидраш рассказывает, что они пророчествовали, что вот Моше умрет, и Иеhошуа отведет народ в Землю, и народ, таким образом, знал нечто, чего не знал главнокомандующий. Поэтому, когда Моше говорил им, как это вы после всех чудес, которые вы видели, можете сомневаться в том, что Всевышний сможет победить этих царей (пусть из даже З1), народ считал, что все эти чудеса делались ради Моше, а ради Иеhошуа уже не будет таких явных чудес, и народу надо рассчитывать только на свои силы, а они - слабенькие. Поэтому, если разведчики говорят, что мы не в силах захватить эти земли, то следовательно, - нет никакой надежды. Так часто бывает, что простак, который не владеет секретной информацией, вооружен сильнее, чем человек, который схватил "слету" какой-то отдельный фрагмент пусть даже истинной информации. И вот народ ругает Моше, и конечно, они не могут прийти и сказать Моше прямо, что они поступили так, не просто потому что они такие уж легковерные, а потому что им известно, что Моше скоро умрет.

Претензии к разведчикам

Получается, что все объяснимо: и претензии, которые надо предъявить разведчикам, и обвинения, которые можно предъявить народу. У разведчиков, довольно влиятельных людей, было на уме очень простое соображение, что когда народ войдет в Землю, будут совершенно новые условия, которые потребуют новых руководителей, и им (сознательно или подсознательно) не хотелось расставаться с руководящим положением. Так уж устроен человек, и Талмуд говорит, что очень нередко человек говорит: "пусть всякий, кто скажет мне: "поднимайся к величию", подойдет ко мне и я его убью на месте, - не хочу никакого величия". И тот же самый человек, когда он поднялся, скажет: "всякого, кто подойдет, чтобы стащить меня, я убью тут же". Моше и Аарон в этом смысле были исключениями, хотя из мидраша мы знаем, что даже для Моше было невыносимо представить себе, что он будет жить уже не как руководитель народа. Однако, Моше не был готов сражаться за власть, а Аарон был готов уступить ее в любой момент. Но пример с Моше и Аароном - это пример необычного устройства человека, потому что обычно человек устроен так, как описывает Талмуд. Не удивительно поэтому, что разведчики нашли очень веские доводы в пользу того, чего им очень хотелось. Если бы они принесли эту же информацию, но сказали бы, что нужно знать предел нашим силам, и что наши возможности простираются только до такой-то черты, а дальше - надо полагаться на Бога, то никаких претензий к ним не могло бы быть. Единственное, что можно инкриминировать народу, - это такая "легкая" претензия, которая тем не менее отделяет жизнь от смерти. Претензия эта состоит в том, что они не полагались на Бога. У них, правда, были тайные сведения... Мы отлично знаем, что услышанная, например, от таксиста информация может вызвать бурю чувств. Есть такие вещи, в которых сомневаться нельзя, даже если имеются данные, сильно способствующие таким сомнениям.

Назвав этот плач 9-го Ава беспричинным, Творец говорит, что теперь Он установит, наконец, чтобы евреи в это время плакали "с причиной". Мы видим, что из всех страшных бедствий, которые происходят в этот день на протяжении истории, это прежде всего - разрушение Первого Храма, разрушение Второго Храма и все Изгнания: из Англии, из Франции, из Испании. Все эти события выпадают на день 9-го Ава. Почему? Очень трудно дать исчерпывающий ответ на этот очень непростой и невероятно глубокий вопрос. Мы по сути очень мало можем сказать, в чем именно состоит важность Храма, для того, чтобы оценить, почему наказание за недоверие к Творцу является таким событием, которое ведет к разрушению Храма. Надо постараться понять это настолько, насколько это в наших силах.

Разведчики Иеhошуа

Попробуем "перепрыгнуть" вперед на З8 с чем-то лет, когда кончились для евреев их 40 лет хождения по пустыне. Когда Моше умер, и кончился месяц траура по Моше, то первое, что сделал его преемник Иеhошуа, - он послал разведчиков в эту Землю. Казалось бы он видел, что происходит от посылания разведчиков? Правда, он понимал, что война уже не может быть такой чудодейственной, какой она могла быть З8 лет назад, тем не менее это представляется очень опасным. Иеhошуа посылает уже не 12 разведчиков, а только двоих, и эти двое - люди особенные: тот же самый Калев, постаревший почти на 40 лет, и тот самый Пинхас, сын Элазара, внук Аарона. Пинхас - фигура настолько не рядовая, что вообще он как бы и не является в полном смысле этого слово человеком. Мидраш рассказывает, что Пинхас был наполовину ангелом.

Ответ на вопрос: Совсем не а том смысле мидраш называет Пинхаса наполовину ангелом, в котором можно было бы говорить о Моше (бесприкословно выполняющего Волю Всевышнего и вроде бы почти не имеющего свободы воли). Про Пинхаса вообще не сказано, что он умер. Есть очень непростой мидраш, который говорит, что Пинхас - он же пророк Элияhу, который тоже не умер.

То, как Йеhошуа посылал разведчиков, описывается (начало 2-ой главы книги Иеhошуа) так: "И послал Йеhошуа бен-Нун из Шиттима двух человек-разведчиков потихоньку сказать". Говорится: "шнайм-анашим" - "двух человек", но так на иврите не говорят, тут требуется сопряженная форма, и надо было бы сказать: "шней анашим". Почему же сказано "шнайм"? - Потому что они не прилипляются друг к другу. Один "иш" - это большой человек, а другой "иш" - это большой ангел и немножко человек. Точно так же, когда они приходят в дом к Рахав, и тут же являются посланники царя Йерихо требовать, чтобы она выдала людей, которые к ней пришли, потому что это евреи, говорится, что она спрятала "его". Почему же говорится только про одного? - Потому что Пинхаса не надо было прятать, он стал невидимым на это время. Таким образом, эти выбранные Йеhошуа люди были людьми особыми и надежными. Кроме того, в отличие от прежних разведчиков, их было всего двое и, что тоже очень важно, об их миссии не знали ни враги, ни народ. Йеhошуа велел им пойти потихоньку и разведать землю и Йерихо. Все комментаторы и Раши в том числе, спрашивают: "что значит: землю и Йерихо?" Земля ведь уже включает в себя Йерихо. Дело в том, что Йерихо обладает такой важностью, что равняется всей Земле Израиля (так пишет Раши). Есть два разных мнения: по одному мнению, они вначале обошли Землю, а потом только пришли в Йерихо, как планировал Йеhошуа, а по другому - они прямо пошли в Йерихо и тут же пошли в дом к Рахав, поскольку у нее была профессия, позволявшая свободно входить в ее дом. Что же они разведали, и что они принесли Йеhошуа, и чем их разведка была лучше, чем у разведчиков Моше?

Разведчики Моше честно и добросовестно исполнили все пункты поручения и ответили на все вопросы. Эти же два разведчика, посланные Йеhошуа, пришли в дом к блуднице, и были ею спрятаны среди стеблей льна. Рахав послала по ложному следу царских солдат: сказала им, что те, кого они ищут, ушли прежде, чем закрылись ворота, и она не знает, куда они пошли. А разведчикам она сказала: "бегите скорее, просидите три дня в горах, и когда солдаты вернутся, идите домой". Что же это за разведка? Что они сделали? Рахав сказала им (9-ый стих): "я знаю, что отдал Всевышний вам эту Землю, и что напал страх перед вами на нас, и что оробели все жители этой земли перед вами. Потому что мы слышали, как Всевышний осушил воды моря пред вами, когда вы вышли из Египта, и что вы сделали двум царям Эморейским, которые за Йарденом - Сихону и Огу, как вы их разбили. И вот, когда услышали мы это, то растаяло наше сердце, и больше не поднимается уже ни в ком дух перед вами, потому что Всевышний, ваш Бог, Он - Бог на Небе вверху, и на земле - внизу". В этих словах Рахав превзошла предыдущего крупного гера - Итро, и она сумела увидеть, что бог - на Небе вверху, и на Земле внизу. За эти слова она удостоилась довольно необычной судьбы. От нее (после того, как она сделала гиюр и стала женой Йеhошуа) произошли величайшие пророки: Элияhу, Йехэзкэль и еще некоторые.

Таким образом, эти два разведчика принесли Йеhошуа слова Рахав. Поскольку клиентами Рахав были все З1 ханаанских царя, а также некоторые заезжие цари, она обладала довольно серьезным объемом информации, которой она и поделилась с разведчиками. Разведчики принесли Йеhошуа все эти сведения, а также мнение Рахав о том, что "растаяло сердце жителей этой земли и не поднимается их дух". Это все - и есть самое важное, что надо было узнать. Город йерихо был абсолютно неприступен, а дом Рахав находился в стене города Йерихо. Наверняка, дом, в который не зазорно приглашать царей, имел довольно приличные размеры. Если городская стена имеет толщину, позволяющую расположить в ней дом, то понятно, что такую стену невозможно пробить, и невозможно через нее также и перелезть, то есть понятно, что это делало город Йерихо совершенно неприступным. При недавних археологических изысканиях, археологи, обнаружившие ушедшую глубоко в землю стену в Йерихо, терялись в догадках: кто же мог такую стену разрушить? Поскольку очевидно, что снаружи ее разрушить невозможно, то было высказано предположение, что жители сошли с ума и разрушили ее изнутри. Научные работники, которые не могли поверить в возможность чуда, как "люди серьезные", делают такое "захватывающее" предположение. Как видно из всего сказанного, разведка не всегда ценится по своей технической точности, хотя это и является обязательным требованием к разведданным. Важно то, что разведчики Йеhошуа принесли сведения о том, что сломлен дух врага, а разведчики Моше сломили дух своего народа. То есть эффект этих двух разведок был прямо противоположный.

Что же происходит дальше? - Город Йерихо был взят абсолютно чудодейственным образом. По инструкции, в течении 6-ти дней, они старательно обходят эту самую неприступную стену города с музыкой (не очень громкой), а на седьмой день они обходят ее семь раз, и дальше - звучит очень громко музыка, и по мановению "дерижерской палочки" весь народ начинает кричать, и городская стена "исчезает" и все входят в "открытый город". Йеhошуа объявляет все неуничтоженное имущество Йерихо - "херем" - "запрещенным" (для будничного использования). Это имущество следует: или посвятить Храму, или уничтожить, и никто не имеет права протянуть руку и как-то им воспользоваться.

Следующий город - город Ай. Про него не было обещано, что он тоже будет взят чудесным образом. Поэтому требовалось составить "план компании". Йеhошуа посылает разведчиков, разведчики возвращаются и сообщают, что этот город намного слабее, чем Йерихо, и можно послать 2-З тысячи человек, и не надо народ зря беспокоить, и все будет хорошо. Йеhошуа посылает З тысячи, чтобы не рисковать, и эти посланные воины были немедленно обращены в бегство. Примерно З6 человек при этом погибло. Йеhошуа - в трауре, в панике. Что же будет теперь? Если ханаанцы увидят, что нас можно разбить, то мы пропали! И он спрашивает Всевышнего: "что будет тогда с Твоим великим Именем, если они нас разобьют?" Всевышний отвечает ему (7:10). "И сказал Всевышний Йеhошуа: "Поднимись-ка ты! Для чего ты упал на свое лицо? Согрешил Исраэль, и кроме того, они нарушили завет Мой, который Я им заповедал, и так же - взяли из заклятого, и так же - украли, и так же - запирались, и так же - положили это в свои вещи". О чем здесь идет речь? Ясно, что речь идет об Ахане, который потихоньку стащил какие-то ценности из имущества Йерихо. Йеhошуа говорит Всевышнему, что он даже не знает, кто это, на что получает ответ, что он должен сам пойти и выяснить, кто это. "У тебя же есть Урим и Тумим!" Тогда Йеhошуа с помощью этого замечательного инструмента, выделяя сначала колено, а затем - семью, дом, очень быстро находит человека, который украл (Ахана) и заставляет его признаться, и казнит его.

Равв Элон блестяще разбирает очень важный вопрос: "Какая связь между тем, что один человек украл, и тем, что народ потерпел поражение при осаде очередного города?" Можно, конечно, сказать, что все евреи поручились друг за друга в степях Моава, и это будет правильно, потому что весь народ в ответе за плохой поступок одного, однако, ясно также, что следует останавливать того, кто поступает плохо, если это - известно. Но как же можно воспрепятствовать плохому поступку человека, если он - скрыт, и как же тогда можно за это отвечать? Как же понять, что З6 человек (как говорит мидраш - З6 праведников) погибают при осаде города Ая за то, что один несдержанный человек потихоньку украл из заклятого имущества?

Ответ на вопрос: Безусловно, что как только евреи перешли через Йарден, вступила в силу "коллективная ответственность". Но какая может быть коллективная ответственность в случаях, когда проступок не явный (скрытый)?

Ответ на вопрос: Крайнее поведение одного человека является проявлением настроения многих, большинства. Разведка находилась в том же состоянии ума, что и Ахан. Конечно, было ошибкой после победы в Йерихо, считать ее "нашей победой", но не стоит думать, что эта ошибка так уж глупа. Это довольно естественно. Конечно, чудом было то, что стены ушли в землю, но в конце концов они же побеждали врага своими руками. Можно вспомнить легендарные рассказы времен Войны за Независимость, когда не было оружия и пришлось даже сделать гвоздемет, и вдруг образовалось облако, которое напоминало грибовидное, а арабам перед этим рассказывали, что появилась какая-то страшная атомная бомба, которая при взрыве дает грибовидное облако, и они все убежали. Это же вовсе не меньшее чудо, чем стены Йерихо, просто "здравый" человек склонен приписывать такие вещи не чуду, а чему-то более понятному, каким-то случайностям, везению.

Ответ на вопрос: Относительно того, кто были те, которые не умерли, когда последний раз в пустыне представители старшего поколения ложились в могилы, можно сделать и такое предположение, что эта "амнистия" была дана 15 тысячам человек, которые остались не умершими из колена Леви.

Ответ на вопрос: Моше посылал представителей колен явно не только с целью военной разведки, потому что вопрос о том, хороша ли эта земля, это явно не вопрос, относящийся к военной разведке. Надо поэтому понимать так, что Моше хотел, чтобы эти посланные главы колен посмотрели эту обещанную Землю и принесли согласие на то, что им эта Земля, действительно, подходит. У Левитов же нет надела в этой Земле, и поэтому вроде бы их согласия не надо спрашивать. Вторая разведка, посланная Йеhошуа, - совершеноо другая, это - военная разведка, и совершенно не важно, из какого колена посланец, иначе пришлось бы снова посылать от каждого колена. Левиты же, конечно, вроде бы не участвуют в грехе разведчиков, но это только потому, что они там не присутствовали, а это немного отличается от того, что если бы у них была, скажем, возможность согрешить, а они бы ею не воспользовались. Не ясно, можно ли поставить в заслугу то, что они просто отсутствовали. Правда, надо сказать, что нам мало известно о поведении Левитов в тех условиях, и трудно сказать о том, были ли они амнистированы "за хорошее поведение".

Ответ на вопрос: По поводу того, что разведчики Моше были призваны именно посмотреть на эту Землю глазами тех, кому она предназначена, рав Соловейчик очень красиво описывая это, говорит, что все это похоже на бракосочетание. Эта Земля предназначена народу Израиля. Представители колен идут взглянуть на эту Землю так же, как и в случае с невестой, когда мудрецы запрещают жениться на женщине, которую жених ни разу не повидал, чтобы потом он не сказал: "если бы я знал, что она такая уродина, то никогда бы на ней не женился". И здесь сказано было: "Пойдите и посмотрите, хороша ли она, и подходит ли она вам." Так же и Аврааму говорит Всевышний: "Земля, которую Я тебе покажу". Это - "смотрины невесты", особый процесс, ничего общего не имеющий с военной разведкой, совершенно отдельная миссия.

Недоверие к Творцу и разрушение Храма

Проблемы, таким образом, возникают вокруг вопроса, который всегда так важен в любые моменты практической жизни, когда приходится принимать решения. Вопрос этот состоит в том, чтобы определить грань, которая проходит между инициативой и тем, чтобы полагаться на Божественную Помощь. Мы знаем, что категорически неправильно исходить из того, чтобы полагаться только на то, что Спасение прийдет Свыше. Хорошо известна классическая притча о человеке, который во время наводнения сидит на крыше и отказывается сесть в какую-нибудь лодку, надеясь на спасение Творца. Но спасение вовсе не обязательно должно иметь нематериальную форму. Само по себе достаточное чудо уже то, что лодка приплыла на крышу, чтобы его спасти. Однако, при этом, если человек полагается только на лопату и меч и считает, что это и есть решение проблемы, он совершает не меньшую ошибку, чем если он считает, что все совершается нематериальным путем. Таким образом, ошибкой является понимание, как чисто материального воздействия на мир, так и чисто нематериального. В книги Захари имеется стих, приводящий слова Всевышнего, который цитируется довольно часто: "ло бэхаим вело бэ коах ки им бэрухи" - "не доблестью, и не силой, а не иначе, как моим духом". Как правило, этот стих цитируют те, которые говорят, что это глупости полагаться на то, что защищать нужно с оружием, нужно только заниматься Торой, исполнять заповеди - "только духом, а не доблестью и не силой". Однако, такое понимание является явным извращением того, что Задумано, потому что Всевышний ничего не делает зря. Зачем же он сделал человеку руки и ноги? Можно было бы сделать одну большую голову, которая сидит на месте и думает хорошие мысли. Можно ли из этого заключить, что руки и ноги являются только дьявольским искушенем? Они же зачем-то даны! Правильное понимание этого стиха состоит в том, что ни доблесть, ни сила не дадут абсолютно ничего, если нет Духа Всевышнего. Если же Дух есть, то нужны и доблесть и сила. В этом как раз и состоит простой и казалось бы очевидный секрет того, как относиться ко всему в нашей жизни.

В книгах Пророков, в мидрашах обсуждаются причины разрушения Храмов. Мы знаем, что Первый Храм был разрушен за то, что евреи совершали самые страшные преступления: убийства, разврат, идолопоклонство. Второй Храм был разрушен за совсем другое преступление. Евреи этого времени вроде бы не совершали таких страшных преступлений, они занимались Торой и соблюдали ее законы, но они плохо относились друг к другу. За эту напрасную ненависть и был разрушен Второй Храм. То есть это - две совершенно разные причины. В другом месте Талмуда говорится: "Ты знаешь, за что был разрушен Храм?" (не ясно, о каком Храме идет речь). - "За то, что они не благословляли Тору сначала" ("ло-бирху аль-hатора тхила"). То есть они не говорили сначала Благословение на Тору. Трудно понять, как это мнение связать с другими. Есть очень тонкие объяснения, имеющие глубокий смысл, которые состоят в том, что конечно, Храмы разрушены именно за те страшные преступления, которые указаны, но за то, что они не говорили сначала браху на Тору, она их не охраняла и допустила, что они дошли до этих страшных преступлений. То есть то, что они сначала не говорили браху на Тору, было корнем того, что привело их к последующему.

Если отступить от Талмуда к книгам Пророков, то в книге Йермийаhу, в том месте, которое мы читаем 9-го Ава (9: 11), говорится: "ми-hа иш hахахам веявен эт-зот" - "кто тот мудрец, который поймет следующее" - "ваашер дибэр пи-ха-шем элайв вэягида" - "и кому говорили уста Всевышнего, и сообщит" - "аль-ма авда hа арэц" - "за что погибла земля" - "ницта хамидбар мибли овэр" - "за что она опустошена, как пустыня, по которой никто не ходит". Вот такой вопрос: кто же такой мудрый человек, который скажет, за что разрушена Земля? И такого человека нет, а ответ дает Сам Всевышний: "вайомэр ха-шем аль-азвам эт-торати" - "за то, что они оставили Мою Тору" - "ашэр натати лифнейhэм" - "которую Я дал перед ними" - "вело-шаму веколи вело-hалху ва" - "и не слышали Моего голоса и не следовали ей" - "вайелху ахарей шрирут лебам" - "пошли по произволу своего сердца" - "веахарей hабеалим ашэр лимдум авотам" - "и за идолами, которым их научили их отцы".

Остается тот же вопрос: в чем же причина разрушения Храма? Мы видели, что Талмуд объяснял, что Первый Храм был разрушен по причине того, что каждый человек совершал страшные преступления, а Второй Храм - за то, что весь народ, состоящий в основном из неплохих людей, находился в плохом социальном состоянии. Понять это легко, потому что у Первого и Второго Храма были различные миссии, они были предназначены для разных целей. Первый Храм должен был укрепить связь народа с Небом, и это - не получилось, потому что евреи нарушали основные заповеди Торы, и Храм поэтому был разрушен. Во Втором Храме уже не было тех чудес, которые были в Первом Храме, и он должен был объединить народ в одно целое, и это так же не получилось из-за напрасной ненависти, и поэтому Второй Храм тоже был разрушен. Но Сам Хозяин точно знает, за что были уничтожены Храмы и Он, словами Йрмейа, передает, что это за то, что они оставили Мою Тору. Почему же в другом месте Талмуд говорит, что эти разрушения за то, что они не благословляли? Что говорить о благословении, если они ее вообще оставили и вели себя плохо?

Равв Цвии Йеhуда, сын Равва Кука, дает потрясающее толкование этого высказывания Талмуда. Что значит: "они не говорили браху на Тору сначала?" "Как начинается, - он говорит, - браха на Тору, которую мы произносим утром?" - "Благословен Ты, который избрал нас из всех народов, дал нам Свою Тору". Это - начало, которое должно быть основой всего. Если евреи понимают, что Он избрал их из всех народов так, что они должны чувствовать связь с Ним и друг с другом, и понимают, что он дал им Свою Тору, то в этом - две стороны, которые безнадежно пытаться отделить друг от друга. Каждый раз, когда пытаются совершить "перекос" в одну сторону или в другую, и начинают судить и рядить, кто прав: антирелигиозные сионисты или антисионистские "религиозники", то все время приходят к вопросу: "что лучше: быть правой половиной человека или левой половиной человека?" Ни тот ни другой не может быть живым человеком, потому что вся суть состоит в том, что Он избрал нас из всех народов, и дал нам Тору, и дал нам эту Землю, и мы можем быть живы только при воссоединении всех этих элементов. При нарушении этого воссоединения мы попадаем в какой-то вид заболевания, когда заболевает или отдельная клетка, и начинает функционировать порочно, (отдельный человек совершает преступление), или нарушаются связи между отдельными органами и клетками и возникает напрасная ненависть. Единственным лекарством от этих "заболеваний" является "Благословение на Тору с самого начала", когда мы понимаем, что мы избраны, чтобы быть единым живым организмом, и это возможно только при том условии, что мы пользуемся Торой, которая для этого дана.

Ответ на вопрос: Согласно обсуждавшемуся пониманию, если человек даже знает всю Тору наизусть и Талмуд, и разбирается во всех тонкостях, но он не чувствует себя частью всего народа, включая всех негодяев и всех, безнадежно удалившихся от Торы, то такой человек не может сказать, что он по-настоящему занимается Торой. Можно сказать, что он занимается неким очень красивым духовным занятием, но он не менее далек от того, чтобы владеть Торой, чем человек, который ее никогда не открывал. Потому что вся наука состоит в том, что человек может заниматься Торой только, воспринимая себя, как часть всего организма народа Израиля, причем не только включая тех, кто живет сегодня, но и все поколения от Синая и до "конца всех времен". В каждый организм (хуже - лучше) заложено интуитивное ощущение того, что ведет к жизни, а что - к смерти. Поэтому, все те беды, которые сыплются на нас в разные периоды истории, в том числе и сегодня, когда мы находимся не в самом радужном периоде, предназначены служить симптомом того, что организм не движется к состоянию нормального здоровья. Болевые ощущения даны человеку для того, чтобы он занялся здоровьем, пока не будет поздно. Храм разрушается для того, чтобы не разрушить народ. Народ должен в какой-то момент закричать! Нам обещано, что смертельной болезни не может быть, так как организм, по определению, живучь и нам известно, что он не погибнет. Вопрос только в том, какой ценой ему удасться выжить? Причем, такое "гусарство", как: "не постоим за ценой", нам не очень рекомендовано, потому что - надо постоять за ценой! Все это очень не просто: надо дорожить своей жизнью, и дорожить жизнью всех других, то есть делать все, что от нас зависит. Всевышний даже к имуществу евреев (в буквльном смысле) относится очень заботливо, не говоря уже о жизни.