К оглавлению "Рош hа-Шана и Йом Кипур"

З. Дашевский

Из цикла «Времена еврейского года»

ЭЛУЛ – НАВСТРЕЧУ НОВОМУ НАЧАЛУ

Месяц элул ведёт к Рош а-шана – странному празднику, начинающему дни Небесного суда над каждым человеком. В страхе перед судом хотелось бы убежать и спрятаться. Но куда? В законах о неумышленном убийце Тора (Шмот 21:13) сообщает нам обещание Всевышнего: «Но если кто не злоумышлял, а Б-г подвел ему под руку, то Я тебе назначу место, куда ему убежать». Что это за место? По прямому смыслу, это города-убежища, изгнание в которые искупит вину неумышленного преступника. Но, сверх этого, в словах «подвел ему под руку, то Я тебе назначу» (אִנָּ֣ה לְיָד֑וֹ וְשַׂמְתִּ֤י לְךָ֙) первые буквы слов образуют название месяца ЭЛУЛ. Это служит намеком на то, что месяц элул приготовлен для нас в качестве прибежища, укрывающего от наказания. Каким образом? Мы уже видели, что природу каждого месяца легче понять, если знать, что происходило в этот месяц в зародыше – в эпоху, описанную в Торе. Первый элул в жизни еврейского народа проходил в обстановке напряженного ожидания прощения за грех Тельца. Мидраш (Шмот Раба 27:9) приводит притчу о царе, который поручил слугам бережно хранить пару драгоценных кубков. У входа во дворец оказался телёнок, который боднул слугу, и один из кубков разбился. Царь сказал дрожавшему от страха слуге: «”Раз так, знай и будь осторожен со вторым”! Так сказал Святой благословен Он: два бокала вы наполнили на Синае – “сделаем и послушаем”. Вы разбили “сделаем” – сделали передо Мной тельца, будьте осторожны с “послушаем”!». 17 тамуза Моше разбил Первые Скрижали, после чего 40 дней молил Господа простить народ. И вот, к началу месяца элул он получил заповедь вытесать новые скрижали взамен разбитых и с ними вновь подняться на гору на 40 дней и ночей. Моше поднялся на гору первого элула. Он провел на горе сорок дней, то есть весь месяц элул и еще десять дней месяца тишрей и вернулся в Йом Кипур. Таким образом, весь тот месяц элул наполнен тем, что Моше молится и вызывает благосклонную реакцию Всевышнего – и получает прощение и расположение Всевышнего к народу. Уходя, Моше распорядился, чтобы каждое утро в стане трубили в шофар, - чтобы напоминать народу, что Моше занят наверху и вернётся в обещанный срок. Здесь раскрылся характер месяца элул как времени тшувы (возвращения). Элул подсказывает нам ответ на вопрос, куда можно бежать, страшась наказания за проступок, - нужно вернуться к близости к Творцу. Человек так устроен – сделает нехорошее и спрячется. Малое дитя набедокурит и в страхе перед наказанием убегает от матери. Но в конце концов прибегает спрятаться в материнский подол! Так и мы – не найдём другого надёжного места, где можно было бы укрыться от страха перед судом Всевышнего, кроме возвращения к Нему.

Теперь вспомним, что каждый месяц поставляет нам свой особый материал для работы. В прошедшие два месяца, тамуз и ав, это были, соответственно, зрение и слух. В элуле объектом нашей работы служит действие. Что мы должны делать в элуле? Исправлять то, что испортили на протяжении года! Стремиться вернуть себя и окружающий мир в исправное состояние. Рабби Нахман из Браслава так изображает смысл тшувы. Сказано (Пс.104:24): «Всех их Ты сделал в мудрости»! Эпитет «в мудрости» характеризует высшую степень совершенства Божественного творения. Но р.Нахман читает «в мудрости» как указание места! Настоящее место человека - в мудрости Человек склонен уходить оттуда в глупость. Элул – месяц, приглашающий вернуться на своё место, в мудрость! Мудрость – не чисто интеллектуальная характеристика, она неотделима от сердца. И то, что мы делаем, не только зависит от нашего внутреннего состояния, но и обратно – оказывает на наше внутреннее состояние решающее воздействие. Для исправления греха Золотого Тельца Всевышний поручил Моше вытесать новые скрижали. Первые Скрижали были целиком небесного происхождения – и материал, и выгравированный на нем текст, были вручены народу в готовом виде. Это небесное изделие не соответствовало реальному состоянию народа, для которого оно было предназначено. Скрижали – образ человеческого сердца. Нужно стесать со скрижалей своего сердца всё, что должно быть отброшено, так чтобы сделать их пригодными для того, чтобы Творец написал на них то, что следует. Сегодня мы всё еще далеки от состояния естественной мудрости, наше сердце – как камень. Но Тора (Дварим 30:6) обещает нам, что в грядущем: «И обрежет Г-сподь, Б-г твой, сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы любить Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, ради жизни твоей». В этом поразительном стихе первые буквы слов «сердце твое и сердце» (אֶת־לְבָבְךָ֖ וְאֶת־לְבַ֣ב) образуют название месяца ЭЛУЛ. Образное выражение «обрезание сердца» означает переход от формального, объективного отношения ко всему и ко всем - к живому, личностному. Иначе было бы трудно понять обещание: «сердце твое и сердце потомства твоего». Ведь «ты» в этом стихе – это еврейский народ в целом; он включает в себя и потомство. Какой же смысл говорить о них раздельно? –Чтобы сказать, что каждый будет совершать тшуву своим личным путём, а не по инерции – потому что так поступали его предки! Делая в этом направлении то, что в наших силах, мы делаем шаг навстречу Творцу, который ждёт нас, как бы, с протянутой рукой. Ведь этот месяц весь пронизан тем желанием Творца, которое 1-го тишрей, в шестой день творения, будет выражено словами: «Сделаем человека»! Наше встречное желание быть активными участниками исполнения этой программы и есть главный объект нашей заботы в месяце элуле. Взаимность желания Творца и Его народа доминирует в атмосфере этого месяца. Она отражена намёком в стихе (Песнь песней 6:3): «Я (принадлежу) возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне» («אֲנִ֤י לְדוֹדִי֙ וְדוֹדִ֣י לִ֔י»). Первые буквы слов в этом стихе образуют название месяца ЭЛУЛ.

Эзра установил обязанность прочитывать раздел о благословениях и проклятиях в книге "Дварим" до наступления Рош аШана - для того, чтобы закончился год с его проклятиями и начался год с его благословениями. От чего зависит проклятие или благословение? Оказывается, это написано почти в самом начале книги "Дварим" (4:25): «Когда родятся у тебя сыны и сыны у сынов, и состаритесь на земле, и развратитесь ... и сделаете зло пред очами Г-спода, Б-га твоего, досаждая Ему»... - вот тогда начнутся проклятия и неприятности. И наши мудрецы подчеркивают, что все неприятности начинаются с того, что человек состарился. Есть одна вещь, которая абсолютно запрещена, - это стареть. Человек наделен способностью стать новым в любой момент. Он каждое утро просыпается новым созданием. Новый день несёт с собой новые заботы и волнения. Но и они тоже необходимы в этом мире – без них нет радости преодоления. Приближаясь к рубежу нового года, мы должны вспомнить, чем нам грозит уход от мудрости. Но мы не завершаем элул прочтением пугающего перечня проклятий. В последний шаббат года мы читаем раздел «Ницавим», утверждающий нашу уверенность в том, что мы не брошены на произвол в окружении внутренних и внешних враждебных сил. Все эти враждебные силы – не более, чем страшилки, и только наше больное воображение вдыхает в них реальность. Адам пал жертвой Змеиной хитрости, вытолкнув Дерево Жизни наружу вместо того, чтобы питаться от него. Мы упрямо уходим от простой мудрости прямой близости к Творцу, источнику жизни, и начинаем смотреть на себя и на всех вокруг как на объекты в чужом, холодном мире. Это извращенное, змеиное представление о мире. Но Всевышний обещал нам, что мы дойдём до состояния полноценной живой жизни. Он так хочет этого, что даёт нам прямую подсказку: «Выбери жизнь»! Это и есть наше первейшее дело в месяце элул.

Да удостоимся мы того, что Всевышний пошлёт нам хороший, благословенный год!