К оглавлению "Рош hа-Шана и Йом Кипур"

Жертвоприношение Ицхака ("Акеда") - Комментарий


1. "После этих событий" (или "после этих слов").
2. "Прошу".
3. "И встал Авраам рано утром".
4. "На третий день".
5. "И сказал Авраам отрокам своим - сидите здесь с ослом".
6. "И возложил на Ицхака".
7-8. Ицхак имеет основания думать, что он должен быть жертвой.
9. "Устроил ... жертвенник".
10. "И взял нож".
11. "Авраам! Авраам!"
13. "вот баран позади, запутавшийся в чаще рогами своими ...
14. "Господь усмотрит".
19. "И возвратился Авраам".

Ниже мы попытаемся дать комментарий к Акедат Ицхак (дословно - "связывание Ицхака", в русской литературе этот эпизод обычно называется "жертвоприношение Ицхака"). Этот комментарий основан на Агаде - дополнительных деталях этой истории, передававшихся вначале устно, а затем записанных во времена Талмуда.

1. "После этих событий" (или "после этих слов") - после каких слов или событий? Агада говорит: после слов Сатана. Сатан (т. е. "ангел-обвинитель") предстал перед Всевышним и сказал: Авраам служит Тебе, но он делает это только ради своего потомства, т. е. ради себя самого, а не ради того, чтобы исполнить Твою волю. Однако Бог ему ответил: вот увидишь (увидит Сатан, и увидит весь мир), что все действия Авраама - из любви ко Мне и во исполнение Моей воли. И если Я попрошу, он принесет Мне в жертву даже Ицхака.

   Другое толкование слов "после этих событий": после того, как спорили Ишмаэль и Ицхак. Ишмаэль говорил: "Я был обрезан в тринадцать лет, и я пошел на это добровольно и сознательно, а ты был обрезан на восьмой день и ничего не чувствовал". Ответил Ицхак: "Ты принес в жертву лишь часть своего тела, а вот я, если будет на то воля Бога, могу отдать в жертву всего себя."

   Сказано в Талмуде: "Человек не должен давать повод Сатану придраться к нему". Когда Ицхак сказал "А вот я могу", ему пришлось пройти испытание, чтобы доказать это.

2. "Прошу" - т. е. язык просьбы, а не приказания. Иначе это не было бы испытанием, Авраам был бы вынужден выполнить приказ. Точнее, это все равно было бы испытанием, потому что человек имеет свободу воли не выполнять приказы Бога. Но таким испытаниям Авраам уже подвергался (всего испытаний было десять), и в данном случае он мог отказаться и остался бы "соблюдающим заповеди", т. е. не виновным в нарушении Божественного закона. Поэтому в этом испытании проверяется его любовь к Богу и желание выполнить даже то, что не обязан.

  "Сына твоего" - ответил Ему Авраам: "Двое сыновей у меня". Сказал Бог:

  "Единственного твоего" - ответил Авраам: "Этот единственный для своей матери, а этот единственный для своей". Сказал Бог:

  "Которого ты любишь" - ответил Авраам: "Обоих люблю". Сказал Бог:

  "Ицхака" - то, что представляется нам монологом с последовательным уточнением, на самом деле - диалог. Авраам ни за что не хочет сам определить, кто из двух сыновей предназначен в жертву, и хотя он и выдвигает принцип их "равенства", но, конечно, понимает, что речь идет об Ицхаке - именно он сын его не только по крови, но и по духу, он единственный продолжатель дела Авраама.

   Возможно и другое понимание этих слов: Бог не сразу произнес имя Ицхака, чтобы Авраам подготовился к этому и чтобы не "смешалось от внезапности" его сознание. И еще - чтобы вознаградить Авраама вчетверо (чтобы показать нам учетверенность его действия), т. к. он взял не просто сына, но единственного, которого отец любил больше всего, и такого выдающегося человека, как Ицхак.

  "В землю Мория" - "Мори-й-а" - это Иерусалим, Храмовая гора, она центр мира и ворота неба. Ее название можно разъяснить как "Явился Бог" или как "боязнь Бога" (если соответственно понять слово мори как образование от роэ - "видеть" или от йира - "бояться").

  "Всесожжение" - ола (дословно "поднятие") - это такой вид жертвы, которая полностью поднимается к небу. Чем же завершились эти события?

   Ицхак был поднят на гору, и это поднятие уже можно понимать как ола. Таким образом, мы видим, что слова Бога исполнились, но совсем в другом смысле, нежели казалось вначале Аврааму. Однако, если бы Авраам с самого начала не стал выполнять слова Бога в том естественном смысле, как он их понял, то и реализации слов Бога в новом смысле не произошло бы.

  "На одной из гор" - не сказал Он сразу, на какой горе, к каким условиям готовить себя. Оставляя праведников в неизвестности, Он хочет увеличить воздаяние, показать нам правильность их действий в условиях неизвестности, их доверие к Богу.

3. "И встал Авраам рано утром" - спеша исполнить желание Бога. Ицхаку он сказал, что они идут учить Тору, Саре - что идут молиться (и то, и другое верно, так как акеда это и служение Богу, т.е.молитва, и Богопознание т.е. изучение Торы).

  "И оседлал осла своего", "И наколол дров для всесожжения" - сам, а не поручил слугам, желая с любовью выполнить слова Бога.

  "И взял с собой двух отроков" - слуг, Ишмаэля (сына от Агари) и Элиэзера (управляющего хозяйством Авраама). Ишмаэль вернулся на правильный путь и был возвращен к Аврааму.

  "И Ицхака" - Ицхаку было в то время тридцать семь лет, он вовсе не был маленьким ребенком, хотя всюду он называется отроком. Ицхак пошел на жертвоприношение сознательно и добровольно. Испытание - это ситуация, в которой от человека требуется совершать поступки, превышающие обычные, нормальные человеческие силы и возможности. Талмуд говорит, что сущность Ицхака - гвура (сила, мощь). Это значит, что способность совершить подвиг, на который он решился, - в его природе. Самопожертвование и преодоление страха как бы естественны для него и поэтому не столь тяжелы, как для менее сильных людей. Но сущность Авраама - хесед (милость, милосердие). Испытание призвано проверить, что в Аврааме сильнее - любовь ко Всевышнему или милосердие и любовь к сыну. Поэтому Акеда - испытание Авраама, а не Ицхака.

  "И встал, и пошел на то место, о котором сказал ему Бог" - Авраам выполняет волю Бога без возражений (хотя в других случаях он вступал с Ним в спор, например, перед уничтожением Содома и Гоморры). Здесь, как и всегда, Авраам, выполняя волю Бога, поступается собственными желаниями. Если бы не воля Бога, он не стал бы совершать то, что само по себе представлялось ему несправедливым и противоестественным. Ведь Авраам шел убивать своего сына - свое будущее и предназначение всех евреев: нести в мир Божественный свет. Бог, казалось бы, не просто пожелал смерти Ицхака от руки его собственного отца. Авраам должен был уничтожить единственное звено между прошлым и будущим, единственную надежду на сохранение веры в Бога в последующих поколениях. Кроме того, Авраам всегда проповедовал, что Ему противно принесение человеческих жертв. И вот он сам идет приносить такую жертву. Дело его нелегкой жизни оказывается ненужным, он выставляет себя на всеобщее посмешище... Когда первый раз Бог сказал ему знаменитые слова: "лех леха" ("Иди из земли своей... в землю, которую Я укажу тебе") (Бытие 12:1), он должен был порвать с прошлым. Теперь те же слова "лех леха" означают разрыв с будущим.

   Все, что делал Авраам в своей жизни, он делал из любви к Богу. Этому способствовали свойственные ему доброта и милосердие, то есть стремление к добрым поступкам, добрым с обычной человеческой точки зрения. Однако слова Бога на этот раз совершенно расходились с естественным человеческим пониманием добра и зла. И все же Авраам доверяет Богу больше, чем себе. Иначе говоря, Авраам верит, что все, что исходит от Него, добро, хотя не всегда человек способен сразу это понять. И вера Авраама в конце концов оправдалась. Итак, поскольку Авраам всегда делал добро не для себя, но для Бога, он не стал спорить с Ним, и пошел туда, куда Бог его призвал.

4. "На третий день" - из этих слов видно, что Авраам поднялся на гору Мория не в сиюминутном порыве самопожертвования. Он шел туда три дня, и у него было время для раздумий и сомнений.

  "И поднял Авраам свои глаза" - еще раз все обдумав и укрепившись в своей решимости, он предстал перед Богом, готовый выполнить Его слова.

  "Издалека" - на этом заканчивается психологическая подготовка Авраама к жертвоприношению, и начинаются главные события. Тора, однако, и здесь не вдается в подробности переживаний и размышлений Авраама. Об этом рассказано в Агаде. Мучительная внутренняя борьба, которую переживает Авраам, здесь также раскрывается в форме диалога, - но не с Богом, как в начале, а с Сатаном-искусителем. Агада уточняет, что слова "встал и пошел" относятся не к Аврааму, а к Сатану, который "встал" на пути Авраама и "пошел" вместе с ним, чтобы помешать ему исполнить слова Бога. И вот как действовал Сатан. Приняв облик старика, он подошел к Аврааму и спроси

   - Авраам, куда ты идешь?

   - Молиться.

   - Но кто же ходит молиться с ножом, хворостом и кремнем для огня?

   - Может быть, мы пробудем там день или два и нам надо будет готовить себе еду.

   - Неправда. Ясно, что ты идешь убивать собственного сына. На виду у всего мира! Что подумают люди? Как они будут себя после этого вести?!

   - Бог просил меня об этом...

   - Но ведь это твой единственный сын! У тебя уже не будет другого. Кто же будет продолжать твой род?

   Но Авраам не отвечал и шел дальше.

   - А если завтра Он попросит тебя о чем-нибудь еще более страшном, ты сделаешь и это?

   - Да. Ему принадлежит жизнь. Ему же принадлежит и смерть.

   Таким образом, вначале Сатан пытался использовать в своих целях милосердие и доброту Авраама. Это ему не удалось.

   Тогда Сатан принял облик юноши и подошел к Ицхаку.

   - Куда ты идешь?

   - Учить Тору.

   - При жизни или после смерти?

   - Тора дана живым. Разве есть человек, который учит ее после смерти?

   - Несчастный сын несчастного отца! Как хотела твоего рождения твоя мать, сколько лет она этого ждала! А теперь твой сумасшедший отец хочет убить тебя. И знаешь, кто будет рад больше всех? Ишмаэль, твой брат! Ему достанется первородство!

   Сказал Ицхак Аврааму: "Отец, ты слышишь, что он говорит мне?"

   Сказал Авраам: "Не обращай на него внимания".

   Не всегда люди знают, что ответить искусителю. В таких случаях надо делать так, как Авраам - не обращать внимания и идти дальше.

   Когда увидел Сатан, что ему никак не поколебать решимость Авраама своими лживыми речами, он попытался сделать это другим способом: превратился в широкую реку, преградив дорогу идущим. Но Авраам вошел в воду и продолжал свой путь. Когда вода дошла ему до подбородка, он посмотрел на небо и сказал: "Владыка вселенной, правящий мирами! Ты сказал мне: принеси сына твоего Ицхака. И вот я иду, чтобы исполнить Твои слова. Но если кто-нибудь из нас утонет - я или Ицхак, - то кто же сможет выполнить Твои слова?" Тотчас река исчезла, и они пошли дальше.

   Авраам мог бы сказать: "У меня нет физической возможности перейти реку. Я хотел, я очень хотел принести жертву, но обстоятельства сильнее меня, и, стало быть, я чист перед Богом". Но Авраам не искал повода, чтобы уклониться от исполнения воли Бога, а старался делать то, что мог, и поэтому вошел в воды реки. Так провалилась третья попытка Сатана помешать Аврааму. Но Сатан не унимался:

   - Авраам! - сказал он. - Послушай, на этот раз я скажу тебе правду. Тебе не придется приносить Ицхака в жертву. Вместо сына ты принесешь в жертву барана. Не разыгрывай трагедию и перестань изображать из себя героя - Бог смеется над тобой! Неважно, вернешься ты домой сейчас или потом, ничего от этого не изменится.

   Но Авраам шел дальше, не слушая голоса искусителя. (Нельзя верить Сатану, даже когда он говорит правду, потому что это не вся правда, но часть ее, равнозначная лжи). Так не удалась и четвертая попытка Сатана. Тем временем Авраам уже подошел к горе.

5. "И сказал Авраам отрокам своим - сидите здесь с ослом"* - все события "Акедат Ицхак" происходили в Рош hа-Шана, день Божественного суда - начало еврейского года. На суд Всевышнего евреи идут одни.**

6. "И возложил на Ицхака" - с этого момента дрова становятся жертвенником и обладают особой святостью, и поэтому осел не может их везти.

    "Огонь" - для сжигания жертвы после ее заклания.

    "Нож" - в значении "нож" здесь употреблено не обычное сакин, но более редкое маахелет, образованное от того же корня, что и слово охель ("еда"). Талмуд говорит, что от этой жертвы будут питаться сыны Израиля. То есть заслуга Авраама, связанная с этим ножом, придаст в будущем духовные силы еврейскому народу.

  "И пошли оба вместе" - т. е. не просто рядом, но в единстве.

  7-8. Ицхак имеет основания думать, что он должен быть жертвой. Но его вводит в заблуждение огонь, который несет Авраам. Он думает: "Если жертва - я сам, то, наверное, свой огонь не нужен, с неба спустится огонь и поглотит меня". Поэтому он спрашивает. Ответ не оставляет ему сомнений. И они продолжают идти вместе, т. е. в единстве.

  9. "Устроил ... жертвенник" - Авраам и Ицхак вместе построили жертвенник. И Ицхак сказал: "Когда ты будешь рассказывать об этом матери, то смотри, чтобы она не стояла у края крыши или возле ямы, а то она может упасть. А теперь свяжи меня, ведь я, может быть, шевельнусь в момент заклания, твоя рука дрогнет, и жертва будет испорчена".

  "И связал Ицхака" - это и есть "Акеда" (связывание): Авраам связал Ицхаку руки и ноги, чтобы он не мог двигаться. И тогда Ицхак спросил Авраама: "Как же вы будете жить дальше?" И Авраам сказал: "Тот, Который управлял нашей жизнью до сего дня, Он же будет управлять ею до дня нашей смерти".

  10. "И взял нож" - в этот момент Сатан толкнул его, нож выпал, и у Авраама не было сил снова занести его над Ицхаком. И Авраам заплакал, но поднял нож и занес его снова. И тут раскрылись небеса над Ицхаком и перед его глазами на том самом месте, где он лежал, предстал Храм. Ицхак увидел строительство, разрушение и новое строительство Храма. И ангел воззвал к Аврааму.

  11. "Авраам! Авраам!" - обращение к Аврааму удвоено в знак любви.

  "И тот сказал: Вот я" - ответ Авраама тот же самый, что и в начале этой истории: вот я, я не изменился и так же готов слушать и исполнять Твои слова.

  "Не заноси руки своей на отрока" - не убивай Ицхака.

  "и ничего не причиняй ему..." - "Может быть, нужно что-то другое?" - спросил Авраам. "И не причиняй ему никакого вреда," - ответил ангел.

   Тогда Авраам сказал Богу:

   - Владыка вселенной! Я пришел сюда по Твоему зову, но теперь Ты отменяешь Свою просьбу. Если Ты хочешь, чтобы и я для себя отменил Твою просьбу, тогда исполни мою.

   - Говори.

   - Не Ты ли говорил мне, что, как звезды на небе, будет потомство мое и что это свершится через Ицхака?

   - Да.

   - Не Ты ли говорил, что, как песок на берегу морском, будет потомство мое и что осуществится это через Ицхака?

   - Да.

   - Не Ты ли постоянно говорил мне: "Ицхак будет потомством твоим"?

   - Да.

   - Не Ты ли говорил мне: "Жертв человеческих не приносите и учите этому весь мир"?

   - Да.

   - И когда Ты сказал мне: "Принеси сына своего Ицхака Мне в жертву", мог ли я припомнить Тебе все это? Имел ли я право отказаться?

   - Да, имел.

   - Но я не сделал этого.

   - Да.

   - За это в будущем, когда мои потомки будут гневить Тебя, не слушать Тебя, и не выполнять законы Твои, Ты все-таки будь снисходителен и милостив к ним и делай им добро, как я сделал Тебе добро, исполняя Твои слова.

   - Хорошо. Но пусть и они помнят об этой истории, и в этот день - в Рош hа-Шана, в день Моего суда, пусть трубят в рог (шофар).

   - При чем здесь рог? - спросил Авраам.

   - Обернись и посмотри, что позади тебя, - ответил Бог.

  13. "вот баран позади, запутавшийся в чаще рогами своими ... и принес его во всесожжение вместо сына своего." - Это был не совсем обычный баран. Агада рассказывает, что в шестой день Творения, перед самой Субботой, Бог создал несколько уникальных вещей: посох Моисея, манну, скрижали Завета и некоторые другие предметы, в том числе этого барана. И с самого этого дня баран, который должен был заменить Ицхака в жертвоприношении, хранился в Райском Саду, ожидая "акеды". В Талмуде приводятся слова р. Ханина б. Доса: "Ничего из этого барана не пропало даром: мясо сгорело на жертвеннике вместо Ицхака, из его жил царь Давид сделал свою арфу, в его шкуру одевался пророк Элияhу. Но особенно важная роль предназначена была его рогам: в меньший трубили на горе Синай, собирая сынов Израиля для дарования Торы, а в больший будут трубить, созывая народы к встрече Машиаха" (Пиркей де-Раби Элиэзер, 31).

  14. "Господь усмотрит". В этих пророческих словах выражена вера Авраама во Всевышнего, Который Сам усмотрит жертву, выберет Храмовую гору в Иерусалиме (гору Мория), как место для жертвоприношения и изберет евреев среди всех народов . Авраам верит в то, что Он увидит в Акеде возможность прощения для тех, кто грешит, и за самоотверженность праотца сделает добро его потомкам. Все в руках Всевышнего.

   В тот момент, когда было произнесено пророчество, оно уже начало исполняться. Слова Авраама как бы перекидывают мост от прошлого - когда он, еще не зная, что будет с ним и с Ицхаком, сказал своему сыну: "Бог изберет Себе ягненка для всесожжения" - к будущему Израиля.

  19. "И возвратился Авраам" - обращает на себя внимание тот факт, что глагол здесь употреблен в единственном числе: "возвратился", а не во множественном: "возвратились". Конечно, здесь имеется в виду, что Авраам возвратился домой вместе с Ицхаком. Но употребление единственного числа вместо множественного в данном случае подчеркивает подлинность переживаний Авраама. Он ведь собирался возвратиться один - хотя в то же время продолжал надеяться на счастливый исход. Ведь, расставаясь со слугами, он употребляет тот же глагол во множественном числе: "И возвратимся".

   Сатану не удалось преградить путь Аврааму. Но искуситель не любит поражений и всегда пытается отомстить. Он пришел к Саре и начал рассказывать о том, что происходило в этот момент на горе Мория. Не дождавшись развязки, Сара умерла от ужаса. Вот почему о смерти Сары в Торе рассказано сразу же после повествования об акеде. Так что нельзя, вздохнув с облегчением, сказать: "Ну, ничего страшного не произошло, все кончилось хорошо, нечего было так волноваться". Тяжелые испытания не обходятся без жертв.

   Другое понимание слов "и возвратился Авраам": Авраам возвратился таким же, каким он был раньше, но Ицхак изменился, он вернулся домой уже совсем другим человеком. После акеды Ицхак ввел обычай читать послеполуденную молитву Минха, и с тех пор евреи читают ее ежедневно. В этом была его награда - не за то, что он страдал, но за то, что сумел обратить свое страдание в служение Богу.

   Есть и такая агада: когда евреи (примерно через 1300 лет после акеды) вернулись из Вавилонского изгнания в Эрец-Исраэль и начали было вновь строить на горе Мория разрушенный Навуходоносором Храм, они не знали, где должен стоять жертвенник. И только увидев пепел сожженного Ицхака, они обнаружили это место. Что же это означает? Конечно, Ицхак не был сожжен на жертвеннике. Но в каком-то смысле от прежнего Ицхака, такого, каким он был до акеды, остался лишь пепел. И этот "духовный пепел", великую святость этого места, почувствовали евреи, когда искали место для жертвенника. А Ицхак, вернувшийся с Авраамом, был уже другим. Еще одна агада связывает акеду и то, что под старость у Ицхака ослабли глаза, и он плохо видел. Агада говорит нам, что глаза Ицхака ослабли от того, что во время акеды в них капали слезы ангелов. Разумеется, и это невозможно понять буквально. То, что открылось Ицхаку во время акеды - "слезы ангелов" - ослабило его зрение, то есть сделало его менее зрячим в этом мире. Слишком уж высокие духовные вершины открылись ему на жертвеннике, чтобы он мог потом хорошо видеть материальный мир.

  "Акеда" включена в ежедневную утреннюю молитву, чтобы евреи вспоминали о делах Авраама. После нее читается следующее послесловие:

   "Владыка вселенной! Мы прочитали сейчас о том, как поборол Авраам, отец наш, милосердие свое, чтобы сделать по воле Твоей, с полным сердцем; пусть так же возобладает милосердие Твое над гневом Твоим на нас, чтобы Ты поступил с нами мягко и милосердно и т. д".

   Зачем понадобилось Богу испытывать Авраама? Чтобы дать новые силы Аврааму, чтобы другим народам была видна одна из сторон избранности евреев, и чтобы следующие поколения евреев черпали из нее силы для того, чтобы выдержать будущие испытания.

______________________________
* На самом деле, еврейский календарь составлен по практически точному, еще с древности известному нашим Мудрецам среднему времени между двумя новолуниями, и свидетели лишь подтверждали расчеты.

** Такое начало дней с вечера тоже не случайно, а имеет свой смысл. Глубокие философские аспекты этого смысла подробно разбираются в комментариях к Торе.