К оглавлению "Суккот и Симхат-Тора"

Пинхас Полонский

Интеграция космического и национального

(Осенние праздники - часть З)

1. Праздники "космического цикла" и "национального цикла"
2. В Суккот подводится итог предыдущего года в смысле сбора урожая
3. Суккот завершает линию Песах, Шавуот и Суккот
4. Общечеловеческое может быть правильно реализовано лишь через национальное
5. Бог раскрывается миру в национальной истории
6. Шалаш - это символ непрочности нашего существования

1. Праздники "космического цикла" и "национального цикла"

Мы уже обсуждали в предыдущей статье, что праздники, заповеданные нам в Торе, делятся на два вида: праздники "космического цикла" (Рош hа-Шана и Йом Кипур, на иврите - "Ямим Нораим" = "дни трепета") и праздники "национального цикла" (Песах, Шавуот и Суккот, на иврите "Шалош Регалим" - "три праздника паломничества" в Храм). Праздники "космического цикла" связаны с Сотворением Мира и с сотворением Человека - событиями, равно важными для всех людей, независимо от национальности; праздники же "национального цикла" связаны сугубо с еврейской историей - Исходом из Египта, Дарованием Торы, хождением по пустыне.

И здесь важно отметить, что Суккот является завершением двух циклов одновременно: цикла осенних Праздников - Рош hа-Шана - Йом Кипур - Суккот - и одновременно цикла Песах - Шавуот - Суккот.

2. В Суккот подводится итог предыдущего года в смысле сбора урожая

Цикл от Рош hа-Шана к Йом Кипуру и Суккоту мы уже обсуждали выше. Все эти три осенних праздника посвящены подведению итогов предыдущего года. При этом в Рош hа-Шана подводится итог в смысле грехов и раскаяния, в Йом Кипур - итог человеческого несовершенства и очищения, а в Суккот подводится итог предыдущего года в смысле сбора урожая. И хотя у всех народов (северного полушария) осенью имеется праздник сбора урожая, и в этом, казалось бы, евреи не отличаются от всех других народов - еврейская специфика заключается в такой важной особенности, которой нет у других народов, - подсчет урожая начинается не с урожая плодов, а с урожая грехов, с раскаяния. Еврейская традиция видит, видимо, нечто неправильное в сплошном веселье, без элемента скорби и трагедии, и поэтому свадебное веселье начинается с траурного момента разбивания бокала в память о разрушении Храма, Песаху непосредственно предшествует пост Первенцев, а Пуриму - пост Эстер, День Независимости (уже в наше время) мы постановили предпослать Днем Памяти павших воинов. И так же радости Суккота предшествует трепет Рош hа-Шана и пост Йом Кипура.

3. Суккот завершает линию Песах, Шавуот и Суккот

Однако, как мы уже говорили, Суккот не только завершает линию Осенних Праздников, он также является завершением линии Песах, Шавуот и Суккот. Весь счет в этом цикле праздников идет от Первого дня Песаха, Дня Исхода. На седьмой день после Исхода мы празднуем Переход через море, на седьмую неделю от Исхода - Дарование Торы, и на седьмой месяц от Исхода - Суккот в память о хождении по пустыне. Три праздника Шалош Регалим связаны с историей еврейского народа, но они же одновременно являются и сельскохозяйственными.

Рош hа-Шана и Йом Кипур - праздники космического типа, никакого отношения к сельскому хозяйству не имеющие. Ямим Нораим не привязаны к быту, они оторваны от материи, праздники космического плана в противоположность земному.

Мы уже обсуждали раньше, что луна - это символ еврейского народа. В Рош hа-Шана в новолуние луна не светит, то есть еврейская составляющая иудаизма находится "в сокрытом", и вовне проявляется наша общечеловеческая составляющая. В Суккот, наоборот, приходится на полнолуние, когда луна светит полным светом.

4. Общечеловеческое может быть правильно реализовано лишь через национальное

Рош hа-Шана Йом Кипур и Суккот, как единый большой праздник конца одного года и начала следующего, начинается с общечеловеческого праздника - Рош hа-Шана и заверщается национальным праздником - Суккотом. Начинается с праздника космического цикла, а завершается праздником национального цикла. Происходит развитие от космического цикла к национальному. И идея здесь не в том, что национальное выше, чем общечеловеческое. Напротив, иудаизм, конечно же, считает общечеловеческое более существенным, коренным, базисным, чем еврейско-национальное. Дело же здесь в том, что общечеловеческое может быть правильно реализовано лишь через национальное. Общечеловеческое приходит через реализацию национального, а не через отказ от него.

У нас получается следующая картина. Первый праздник в счете праздников - Песах - еврейский народ выходит из Египта, он поднимается и после этого следует Шавуот - он получает Тору, поднимается дальше, хождению по пустыне соответствует Суккот. Восходящия линия от Песаха до Суккота, Суккот - завершающий праздник, вершина праздников национального цикла. Но, с другой стороны, есть и другой цикл от Рош hа-Шана поднимается Йом Кипур, потом от него поднимается Суккот. То есть Суккот завершает две линии - одну, которая тянется с Песаха и это линия исторических праздников, исторического цикла национальных праздников, а другая это космические празники Рошhа-Шана и Йом Кипур и Суккот в себе соединяет и историческую то есть национальную компоненту, и общечеловеческую компоненту из Рош hа-Шана и Йом Кипура. Поэтому в Суккот все эти вещи переплетаются. В частности, национально-историческая компонента Суккота это шалаши, как память хождения по пустыне, а общечеловеческая составляющая Суккота это например то, что в Суккот приносили жертвы за народы мира. В Суккот приносили 70 жертв за все народы мира, а в другие праздники такого не было. Недавно возникший обычай - проводить в Суккот Иерусалимское шествие, всемирный съезд неевреев-сионистов, когда они приезжают в Израиль и проходят здесь торжественным шествием по улицам Иерусалима, - установлен специально в память о том, что когда-то в Суккот в Иерусалимском Храме приносили жертвы за народы мира. И сказано у пророка Захарии, что именно в Суккот следует приходить посланникам от всех народов в Иерусалимский Храм, чтобы были принесены жертвы за из благополучие.

5. Бог раскрывается миру в национальной истории

Рош hа-Шана и Йом Кипур - праздники космического общечеловеческого цикла - связаны с понятной (сегодня) для всех народов идеей греха, покаяния, очищения, идеей о том, что Бог, создав человека, предписал ему определенные моральные и религиозные нормы, и человек отвечает перед Судом Создателя за их соблюдение. Эта идея раскрытия Бога через диалог с человеком (которую рав А.-И.Кук называет "идеа датит" - "религиозная идея") понятна и принята сегодня народами мира.

Однако праздники Шалош Регалим, праздники, связанные с еврейской историей, содержат в себе совершенно иную идею, не воспринятую пока народами мира (рав А.-И.Кук называет ее "идеа Элокит" - "Божественная идея"), и она в том, что Бог раскрывается миру в национальной истории, в диалоге Бога с народом в целом, а не только с отдельным человеком. Именно эта идея, пронизывающая Божественное Писание, ТаНаХ, и особенно книги еврейских Пророков, является стержнем еврейских исторических праздников.

Ощущение святости истории - чисто еврейская черта.

У всех народов мира есть праздники сбора урожая. Но ни у одного другого народа нет этнографических праздников, основанных на собственной истории. Исторические праздники у всех народов не празднуются, не остаются в народной памяти. Русский народ не празднует дату освобождения от монголо-татарского ига. 7 ноября или день взятия Бастилии не являются этническими праздниками русского или французского народа, они лишь праздники определенного государственного устройства. После того, как государственное устройство меняется, народ забывает эти праздники. А у евреев исторические праздники не только есть, но и в соответсвии с Торой они присоединениы к праздникам сельскохозяйственным (обычным материальным праздникам, естественным для любой культуры). Песах соединяет Исход из Египта с сельскохозяйственным празднованием сбора урожая ячменя, Шавуот - Дарование Торы со сбором пшеницы, Суккот - хождение по пустыне с урожаем фруктов. Это соединение сделано для того, чтобы связать духовные вещи (историю) с материальными (сельским хозяйством). Чтобы духовное и материальное празднование были неразрывно соединены. Ибо чисто еврейская, Библейская "Божественная идея" состоит не в преодолении материальности, а в использовании материальности для духовности. Эта идея называется "кидуш hа-хомер" = "освящение материи". В большинстве нееврейских систем материальное мыслится как противоположность духовному. То есть духовное, для того чтобы получить власть, должно уничтожить, подавить материальное. Такова, по сути, основа христианства и особенно буддизма, где это выражено в максимальной степени. Чтобы достигнуть духовного света нужно, согласно им, каким-то образом изничтожить материальность. Еврейский же подход совершенно иной: чтобы достигнуть духовности нужно использовать материальность, направить ее на духовность. Нужно не подавить материальность, а наоборот, ее возвысить, расширить, усилить - при этом, чтобы она стала прочным и твердым базисом для духовности.

Суккот - вершина такого подхода. В Суккот у нас имеется нарастание материальных успехов, завершение сбора годового урожая и одновременно это - вершина очишения от грехов, завершение Рош hа-Шана и Йом Кипура. Это радость как следствие очищения. Суккот интегрирует две линии праздников - по линии "Песах, Шавуот, Суккот" это вершина материальных успехов и одновременно ощущение Бога в истории, по линии "Рош hа-Шана, Йом Кипур, Суккот" это вершина очищения от грехов, личного искупления.

6. Шалаш - это символ непрочности нашего существования

В Суккот человек находится нам вершине материального достатка, и одновременно на вершине очищения от грехов. Но именно в этот момент его подстерегает опасность. Опастность состоит в том, что он будет считать, что теперь то уж он хороший, что теперь уж он всего достиг, теперь уж у него все есть, у него есть и материальные достижения и очищение от грехов, духовные достижения, и в историческом плане тоже он вышел из Египта и получил Тору, и ходил по пустыне, он находится на вершине всего. И на вершине всего опастность заключается в том, что он теперь будет говорить: "Ну теперь я совершенен, теперь у меня есть силы, теперь я всего достиг. И поэтому ему нужно пойти в шалаш. Сукка - шалаш является как бы реакцией, на то, что "я всего достиг", а вот теперь пойми что на самом деле ты еще ничего не достиг. Не достиг не в том смысле, что ты ничего не достиг вообще, а в том, что твое положение непрочно. То есть шалаш - это символ непрочности нашего существования и он дан нам именно на вершине успеха. Когда человек живет в доме, главное, что у него есть это крыша над головой, которая защищает от дождя, от непогоды, от солнца. Крыша - это главный элемент защиты в доме. В Суккот крыша должна быть дырявой. Крыша должна быть, но в то же время она должна быть дырявой. Это дает человеку ощущение, что то что ты думаешь, что теперь ты прочно устроился, что у тебя теперь все есть, и ты очистился и твое существование обеспечено - ничего подобного - выходи в Сукку, дрожи там от холода, мокни под дождем и понимай, что твое существование совершенно непрочно. Глядя на дырки в крыше шалаша, понимай, что на самом деле ты зависишь от высших сил, ты зависишь от Божественного управления, никакой прочности в твоем существовании нет. Чтобы ты не возгордился достигнув вершины, как в духовном, так и в материальном плане.

Суккот интегрирует в себе "космические" и "исторические" праздники, "идею религиозную" (индивидуальный диалог человека с Богом) с "идеей Божественной" (национальный диалог человека с Богом). При предыдущем "историческом опыте" еврейского народа, когда мы жили на своей земле, мы передали человечеству монотеистическую "идею религиозную". За две тысячи лет, пока еврейский народ находился в рассеянии, был изгнан из истории, народы мира восприняли и постепенно "переварили" эту идею. Сегодня, восстанавливая Израиль на его земле, мы возвращаемся в историю, чтобы постепенно - через свои достижения и падения, через свой опыт, как положительный, так и отрицательный - возродить сначала в себе ТаНаХ, а затем передать человечеству также и "идею Божественную".