МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Создание еврейского народа "

Лекция 8. Ицхак и его сыновья

В этой лекции мы обсудим историю об Ицхаке и о его сыновьях, -о продаже Эсавом, старшим сыном Ицхака первородства, о том, как Ривка вместе с Яаковом обманули Ицхака, и о последствиях этого.

1. Ицхак
2. Пророчество о сыновьях
3. Благословения Ицхака
Список контрольных вопросов

1.Ицхак

Прежде чем говорить о детях Ицхака, стоит сделать одно замечание, касающееся самого Ицхака. В рассказах о триаде патриархов - Авраам, Ицхак, и Яаков,- Ицхак занимает одно из самых невыигрышных мест. Попробуйте рассказать, что он сделал? Рассказ о поступках Авраама занимает несколько глав. 10 испытаний Авраама, войны, пророчества – богатейшая событиями жизнь. Тоже самое можно сказать про Яакова. Его жизнь полна событий, он уходит из дома, работает, воюет, - событий, в которых он принимает активное участие. Но Ицхак? Создается впечатление, что он всегда остается не субъектом событий, а их объектом. В порядке рассказа о нем Писания мы видим следующее:

а)Ишмаэль "играется" насмехаеться над Ицхаком. (О значении этого оборота есть много мнений, но, что бы этот оборот не означал, Ицхак – игрушка в руках Ишмаэля).

б)Авраам едва не приносит Ицхака в жертву. Ицхак и здесь остается безропотной фигурой. В конце концов, никогда Ицхака не считают главным героем этой истории. Никто не призывает брать с него пример. Это испытание Авраама, как и сказано в начале повествования.

в)Авраам женит Ицхака. У Ицхака никто ничего не спрашивает. Это Авраам посылает слугу приискать невесту Ицхаку. Когда ее привозят к Ицхаку, он ее принимает. Принимает без особой любви – в Писании рассказ выглядит так: "Т ввел ее Ицхак в шатер своей матери Сарры, взял Ривку, и она стала ему женой, и он полюбил ее, и утешился Ицхак по матери своей". Порядок событий в изложении Писания: слуга приводит невесту, Ицхак ее берет в жены, а лишь потом приходит любовь. То есть женился, потому что папа позаботился, без любви.

г)Вот история с колодцами (26:17-22). При всяком споре с врагом Ицхак отступает. Вот его люди находят родник (именно так следует понимать библейский оборот "живая вода", остальные библейские колодцы – это скорее резервуары для сохранения летом дождевой воды). Окрестные пастухи устроили скандал, Ицхак отступил. Он роет следующий колодец, и опять окрестные жители против, и Ицхак опять отступает.

д)История с благословением Ицхаком своих сыновей достаточно известна. Она станет предметом нашего дальнейшего разбора, но ясно, что опять Ицхак становится жертвой обмана со стороны своей жены и младшего сына, и благословляет не того, кого хотел, отдает благословение не по своей воле.(А можно даже сказать, что Ицхак и родился не по своей воле.)

Ясно, что Писание подчеркнуто рассказывает биографию Ицхака именно в таком виде, противопоставляя его двум другим патриархам. Авраам получает обещание Всевышнего, что страна Ханаанская будет принадлежать его потомкам, после того как совершает путешествие из-за реки – Ицхак же рождается уже в Земле Обетованной. Когда в стране начинается голод:

И БЫЛ ГОЛОД В СТРАНЕ КРОМЕ ТОГО ПЕРВОГО, ЧТО БЫ ВО ВРЕМЕНА АВРААМА, И ИЦХАК ПОШЕЛ К АВИМЕЛЕХУ ФИЛИСТИМСКОМУ ЦАРЮ ГРАРА. И ЯВИЛСЯ К НЕМУ ГОСПОДЬ И СКАЗАЛ: "НЕ СПУСКАЙСЯ В ЕГИПЕТ, ОСТАВАЙСЯ В СТРАНЕ, О КОТОРОЙ Я ГОВОРЮ ТЕБЕ. ЖИВИ В ЭТОЙ СТРАНЕ, И Я БУДУ С ТОБОЙ И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ… (26:1-2).

Уже упоминание голода во времена Авраама в первом стихе, упоминание Египта во втором показывают, что Ицхак пытался пойти по пути Авраама в Египет. Однако Всевышний повелел не делать этого, но остаться в Стране Обетованной.

Задание:

Сравните отрывок гл. 12:10-22 с 26:7-11 (мы разбирали их уже в лекции 4). Постройте таблицу сопоставлений и противопоставлений этих рассказов.

Мы напомним только один из выводов Лекции 4:

1. (Рассказ об Аврааме в Египте). Всевышний спасает праведника от угрозы его чести и жизни, насылая на противник болезнь, делающей невозможным причинение праведнику вреда.

2. (Рассказ об Ицхаке в Граре) Благодаря заступничеству Всевышнего сама беда, сама опасная ситуация не происходит.

Стоит обратить внимание именно на противопоставление: Авраам приобретает права на страну, придя туда – Ицхак, не уходя из нее. Аврааму благословение дается в награду за то, что он идет туда, куда повелел ему идти Всевышний – Ицхаку оно дается в награду за то, что он остается там, где повелел Всевышний. Всевышний спасает Аврааму из беды, в которой он оказался в Египте – в случае с Ицхаком сама беда не наступает.

Аналогичные противопоставления Писание проводит между биографией Ицхака и историями, связанными с Яаковом. Яаков уходит за женой за реку, Ицхаку жену привозят в Страну. Ицхак благословляет не того из сыновей, которого хотел, Яаков дает благословение всем своим сыновьям и внукам по собственной воле. Ицхак всегда работает на себя – Яаков много лет работает на других.

Противопоставление Ицхака Яакову Писанию удается выразить в мелкой детали. Оно описывает обоих героев одной и той же ситуации и в одной фразе описывает поведение каждого.

25:21 И МОЛИЛСЯ ИЦХАК О ЖЕНЕ СВОЕЙ, ТАК КАК ОНА БЕЗДЕТНА, И БОГ ОТВЕТИЛ ЕМУ.

Из текста мы знаем, что Ривка оставалась бесплодной на протяжении 20 лет. В аналогичной ситуации, когда у любимой жены Яакова Рахель нет детей, поведение Яакова описано так:

30:2-3 …И СКАЗАЛА (Ривка) СДЕЛАЙ ТАК, ЧТОБЫ У МЕНЯ БЫЛИ ДЕТИ, А ЕСЛИ НЕТ, ТО Я МЕРТВА. И РАЗГОРЕЛСЯ ГНЕВ ЯАКОВА НА РАХЕЛЬ: РАЗВЕ Я ВМЕСТО БОГА, ЛИШИВШЕГО ТЕБЯ ПЛОДА ЧРЕВА?!

Задание:

Вспомните первую лекцию нашего курса. Там мы говорили о Тамар и ее действиях, направленных на приобретение детей. Можно ли из приведенного стиха 30:2 сделать вывод, что Писание находит оправдание ее поступкам?

Наверное, Писание было бы в некотором роде героическим эпосом, если бы в нем не было биографии вот такого "тихого" героя. При этом именно Ицхака еврейская традиция считает "связующим звеном", именно к нему сходятся все нити. Он оказывается образцом праведника, прожившего "тихую" жизнь.

Р. Мордехай Броер в книге "Пиркей Моадот" пишет:

Ицхак прямая противоположность Авраама… Он не совершает активных действий, чтобы "уклониться от зла и свершить добро", но его свершение добра состоит в том, что он избегает приближаться ко злу. Добро свершается им автоматически, благодаря тому, что он остается в предначертанных границах, и продолжает исполнять свои функции. Характерный для Ицхака отказ от путешествий выражает самою его природу. Путь Ицхака отмечен печатью терпения и отказом от переворотов. У него есть наследие предков, он пользуется уже достигнутым и ему не нужно пролагать новые пути…"

В Каббале именно эти психологические характеристики Ицхака являются образцом для описания психологических свойств сфиры "Гвура" – выражающей, в частности, способности к внутреннему росту и развитию, без внешних проявлений.

2.Пророчество о сыновьях

Бытие, гл.25

/21/ И МОЛИЛСЯ ИЦХАК БОГУ О ЖЕНЕ СВОЕЙ, ТАК КАК ОНА БЫЛА БЕЗДЕТНА, И БОГ ОТВЕТИЛ ЕМУ, И ЗАЧАЛА РИВКА, ЖЕНА ЕГО. /22/ И ТОЛКАЛИСЬ СЫНОВЬЯ В УТРОБЕ ЕЕ, И СКАЗАЛА ОНА: "ЕСЛИ ТАК, ЗАЧЕМ ЖЕ Я?..". И ПОШЛА ВОПРОСИТЬ БОГА. /23/ И СКАЗАЛ ЕЙ БОГ: "ДВА ПЛЕМЕНИ В ЧРЕВЕ ТВОЕМ, И ДВА НАРОДА РАЗОЙДУТСЯ ОТ ЛОНА ТВОЕГО, И НАРОД НАРОДА СИЛЬНЕЕ БУДЕТ, И БОЛЬШИЙ БУДЕТ СЛУЖИТЬ МЛАДШЕМУ".

Понятно, что 22 и 23 стихи нуждаются в комментарии. Вопрос Ривки "Если так, зачем же я?.." явно не завершен. Большая часть переводчиков следуют одному из комментариев: "Зачем же я так мечтала об этом", "зачем молилась об этом" и так далее.

Следует отметить, что в Танахе оборот "Вопросить Бога" обозначает не просьбу предсказать будущее, а просьбу объяснить, как себя вести.

Последние слова стиха 23, переведенные "БОЛЬШИЙ БУДЕТ СЛУЖИТЬ МЛАДШЕМУ", на самом деле имеют более сложную структуру. Буквально они звучат”Больший будет служить (работать) младший” - т.е. в них нет такого ясного утверждения, кто кому будет служить, в этом стихе отсутствует управляющий предлог, в результате этого переводчики вынуждены его додумывать. р. Нафтали Цви Иегуда Берлин (Нецив из Воложина) по этому поводу замечает: “Предсказание говорит только то, что один брат будет служить другому, не уточняя какой которому. Бывали времена, когда старший служил младшему, бывали эпохи, когда младший служил старшему”. Впрочем, р. Берлин здесь следует Мидрашу Раба: "Удостоится – старший будет служить младшему, если же нет, то младший будет служить старшему".

Ко всему сказанному стоит добавить, что остается так и не ясным, рассказал ли Ривка об этом предсказании Ицхаку, или же сохранила предсказание в тайне. Все сказанное существенно для дальнейшего понимания истории с благословением Ицхака.

Когда родились близнецы и подросли:

/27/ И ВЫРОСЛИ ДЕТИ, И СТАЛ ЭЙСАВ ЧЕЛОВЕКОМ, СВЕДУЩИМ В ОХОТЕ, ЧЕЛОВЕКОМ ПОЛЯ, А ЯАКОВ - ЧЕЛОВЕКОМ МИРНЫМ, ЖИТЕЛЕМ ШАТРОВ. /28/ И ИЦХАК ЛЮБИЛ ЭЙСАВА ЗА ТО, ЧТО ОХОТА НА УСТАХ ЕГО, А РИВКА ЛЮБИЛА ЯАКОВА. 

В стихе 27, может быть стоит обратить внимание на неожиданное противопоставление. Характеристика каждого из братьев составлена из двух суждений:

Эсав – а) сведущ в охоте, б) человек поля.

Яаков – а) мирный б) живет в шатрах (последнее полностью равно "домашний ребенок").

Противопоставление вторых частей описания очевидно, и аналогично, в соответствии с правилами синтаксиса такого рода фраз в Писании, первые суждения тоже должны противопоставляться друг другу, то есть: "в противоположность Эсаву, Яаков был мирным, смирным, домашним ребенком".

Что касается родительской любви, то, понятно, что речь идет не о том, что каждый родитель одного сына любил, а второго не любил. Просто каждый из них больше любил своего. Причем Писание указывает причину, почему Ицхак больше любил Эсава: "ЗА ТО, ЧТО ОХОТА НА УСТАХ ЕГО". Смысл этих слов не однозначен: относиться ли последнее “его” к Ицхаку или Эсаву?

Комментарий Раши:

На устах его: прямой смысл текста- в соответствии с переводом Онкелоса – охота (дичь) на устах Ицхака (Ицхак любил Эсава, за то, что он приносил Ицхаку дичь), а по мидрашу, "охота на устах Эсава" – своими устами он поймал отца в сети обмана.

Очень привлекательно выглядит комментарий р. Шимшона Рафаила Гирша:

Охота на устах его – он умел увлечь отца охотничьими рассказами, приключениями на охоте т. п.

Тора далее рассказывает нам о продаже первородства:

/29/ И СВАРИЛ РАЗ ЯАКОВ КУШАНЬЕ, А ЭЙСАВ ПРИШЕЛ С ПОЛЯ УСТАЛЫЙ. /30/ И СКАЗАЛ ЭЙСАВ ЯАКОВУ: "ДАЙ ПОХЛЕБАТЬ МНЕ КРАСНОГО, КРАСНОГО ЭТОГО, ПОТОМУ ЧТО Я УСТАЛ". ПОЭТОМУ ДАЛИ ЕМУ ПРОЗВИЩЕ ЭДОМ. /31/ НО ЯАКОВ СКАЗАЛ: "ПРОДАЙ ЖЕ МНЕ ТЕПЕРЬ СВОЕ ПЕРВОРОДСТВО!". /32/ И СКАЗАЛ ЭЙСАВ: "ВЕДЬ Я ХОЖУ НА СМЕРТЬ, НА ЧТО ЖЕ МНЕ ПЕРВОРОДСТВО?". /33/ И СКАЗАЛ ЯАКОВ: "КЛЯНИСЬ ЖЕ МНЕ ТЕПЕРЬ!". И ОН ПОКЛЯЛСЯ ЕМУ, И ПРОДАЛ СВОЕ ПЕРВОРОДСТВО ЯАКОВУ. /34/ И ДАЛ ЯАКОВ ЭЙСАВУ ХЛЕБА И ПОХЛЕБКУ ИЗ ЧЕЧЕВИЦЫ, И ОН ПОЕЛ, И ПОПИЛ, И ВСТАЛ, И УШЕЛ. И ПРЕНЕБРЕГ ЭЙСАВ ПЕРВОРОДСТВОМ.

Мы не будем заниматься подробным разбором этого отрывка ( это обсуждение можно найти во многих источниках). Нам стоит, однако, остановиться на моральных оценках, которые в этой сцены розданы участникам самим Писанием. Действия Яакова изложены строго нейтрально – нет никакой оценки, ни прямо высказнной (что не удивительно, мы уже говорили, что Писание не любит прямо выставлять оценки за поведение своим героям), ни косвенно, с помощью того или иного стилистического приема. Писание как бы говорит: вот так поступил Яаков, судите сами. И в заключение его деятельности приводит простой, так сказать, "факт на местности": И ПРОДАЛ СВОЕ ПЕРВОРОДСТВО ЯАКОВУ. Можно обсуждать юридическую силу такой сделки, можно упрекать Яакова за небратский поступок, но реальность от этого не меняется: Яаков купил первородство.

Зато Писание находит необходимым дать оценку поступку Эсава. Делается это следующим стилистическим приемом: И ОН ПОЕЛ, И ПОПИЛ, И ВСТАЛ, И УШЕЛ. И ПРЕНЕБРЕГ ЭЙСАВ ПЕРВОРОДСТВОМ – в один ряд выставлены 5 глаголов, четыре первых из которых совершенно будничные, а пятый – "пренебрег". Дополнительный эффект придает расстановка знаков контиляции (музыкальных значков интонации ивритского текста Торы:) в этом стихе, где последние слова: "И пренебрег Эсав первенством" читаются растянуто, занимая столько же времени что и предыдущие четыре глагола, придавая факту пренебрежения первенства окончательный, невозвратный вид.

В заключение приведем цитату из статьи П. Полонскогокого:

“Сyть продажи первородства заключалась не в том, что Яаков его кyпил, а в том, что Эсав его продал. Яаков объяснил Эсавy, что первородство - это не только почет или власть, но и также большая ответственность - вплоть до ответственности собственной жизнью. Слова Эсава "я идy на смерть, зачем же мне первородство?" показывают его осознавание этой ответственности. Эсав отказался от первородства - "и ел и пил, и встал и пошел, и пренебрег Эсав первородством". Этот отказ позволил Яаковy его получить.”

Опять, очень полезно понять, что Писание не говорит, что Эсав злодей. Эсав просто пренебрегает стороной жизни, связанной с первородством. Вообще, если пренебречь тем образом, которым описывают Эсава мидраши талмудической литературы, а сосредоточится только на тексте Торы, то Эсав предстанет перед нами, как простой, вспыльчивый, несколько безответственный человек, живущий текущим моментом. Когда мы говорили об Аврааме, мы упоминали, что наследовать Аврааму – это принять на себя ответственность за род, встать во главе большой группы людей, своей семьи, последователей и так далее. Вот к этому Эсав, при всех своих достоинствах, оказывается неспособным.

В заключение, вот цитата из статьи Арье Бараца по поводу Эсава:

“…В адрес Эсава было высказано также немало и положительного. Так, книга Зоhар сообщает, что продажа первородства за похлебку не была сиюминутной данью чревоугодию, что эта сделка явилась результатом длительных переговоров. По сути, это означает, что Иаков годами донимал брата просьбами уступить ему первородство, и тот однажды, возможно даже в шутку, согласился на это.

Вероятно, ни один суд в мире не признал бы подобную сделку правомочной, и когда Иаков обманом получил причитающиеся брату благословения, Эсав сказал, что Иаков "обманул его дважды" (27.36). Однако при этом он все же не попытался дезавуировать соглашение, что свидетельствует о его порядочности. Более того, он даже не пожелал отнять у Иакова украденные благословения. Он лишь сказал: "Неужели, отец мой, одно благословение у тебя? Благослови и меня, отец мой!" (27.39). В порыве гнева Эсав, правда, пожелал убить Иакова, но потом простил его, и когда через много лет после бегства Иакова в Месопотамию братья вновь встретились, они оба плакали друг у друга на шее. При этом Иаков сказал Эсаву: "я увидел лицо твое, как увидел лицо Божие, и ты был благосклонен ко мне" (33.1-11). Р.Авраам Кук пишет по этому поводу (в “Игрот hа-Реая” 112): "Видел я лицо твое, как лицо Божие" - так сказал по отношению к Эсаву Иаков - человек истины и простоты. И его слова не останутся напрасны".

Из того, что рассказано в Торе, мы видим, что Эсав наделен положительными чертами: он предан отцу, он верен данному слову, он умеет уважать чужие интересы и, наконец, он ценит братские отношения. В отличие от моавитян и аммонитян, Тора позволяет эдомитянам входить в "общество Господне", и провозглашает при этом: "Не гнушайся эдомитянином, ибо он брат твой" (Дварим 23.8). Сам факт обращения эдомитян в иудаизм во II-ом веке до н.э. также говорит о многом.

3.Благословения Ицхака

Текст: Бытие ГЛАВА 27

/1/ И БЫЛО, КОГДА ИЦХАК СОСТАРИЛСЯ, И ПРИТУПИЛОСЬ ЗРЕНИЕ ГЛАЗ ЕГО, ПОЗВАЛ ОН ЭЙСАВА, СТАРШЕГО СЫНА СВОЕГО, И СКАЗАЛ ЕМУ: "СЫН МОЙ!". А ТОТ СКАЗАЛ ЕМУ: "ВОТ Я!". /2/ И СКАЗАЛ ОН: "ВОТ, Я СОСТАРИЛСЯ УЖЕ, НЕ ЗНАЮ ДНЯ МОЕЙ СМЕРТИ. /3/ ВОЗЬМИ ЖЕ ТЕПЕРЬ ОРУДИЯ ТВОИ, КОЛЧАН ТВОЙ И ЛУК ТВОЙ, И ВЫЙДИ В ПОЛЕ, И НАЛОВИ МНЕ ДИЧИ. /4/ И ПРИГОТОВЬ МНЕ КУШАНЬЕ, КАКОЕ ЛЮБЛЮ, И ПОДНЕСИ МНЕ, И БУДУ ЕСТЬ, ДАБЫ БЛАГОСЛОВИЛА ТЕБЯ ДУША МОЯ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ УМРУ". /5/ РИВКА ЖЕ СЛЫШАЛА, КАК ИЦХАК ГОВОРИЛ ЭЙСАВУ, СЫНУ СВОЕМУ. И КОГДА ЭЙСАВ ПОШЕЛ В ПОЛЕ ЛОВИТЬ ДИЧЬ, ЧТОБЫ ПРИНЕСТИ, /6/ СКАЗАЛА РИВКА ЯАКОВУ, СЫНУ СВОЕМУ, ТАК: "ВОТ, Я СЛЫШАЛА, КАК ОТЕЦ ТВОЙ ГОВОРИЛ ЭЙСАВУ, БРАТУ ТВОЕМУ, СКАЗАВ: /7/ ПРИНЕСИ МНЕ ДИЧЬ, И ПРИГОТОВЬ КУШАНЬЕ МНЕ, И ПОЕМ, И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ ПРЕД БОГОМ ПРЕЖДЕ СМЕРТИ МОЕЙ. /8/ ТЕПЕРЬ ЖЕ, СЫН МОЙ, ПОСЛУШАЙСЯ ГОЛОСА МОЕГО В ТОМ, ЧТО Я ПОВЕЛЮ ТЕБЕ: /9/ ПОЙДИ-КА В СТАДО И ВОЗЬМИ МНЕ ОТТУДА ДВУХ КОЗЛЯТ ХОРОШИХ, И Я ПРИГОТОВЛЮ ИЗ НИХ ОТЦУ ТВОЕМУ КУШАНЬЕ, КАКОЕ ОН ЛЮБИТ. /10/ И ПОДНЕСЕШЬ ОТЦУ ТВОЕМУ, И ОН ПОЕСТ, ДАБЫ ОН БЛАГОСЛОВИЛ И ТЕБЯ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ". /11/ И СКАЗАЛ ЯАКОВ РИВКЕ, МАТЕРИ СВОЕЙ: "ВЕДЬ ЭЙСАВ, БРАТ МОЙ, ЧЕЛОВЕК ВОЛОСАТЫЙ, Я ЖЕ ЧЕЛОВЕК ГЛАДКИЙ. /12/ МОЖЕТ БЫТЬ, ОЩУПАЕТ МЕНЯ ОТЕЦ МОЙ, И Я БУДУ В ГЛАЗАХ ЕГО ОБМАНЩИКОМ, И НАВЕДУ НА СЕБЯ ПРОКЛЯТИЕ, А НЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ". /13/ И СКАЗАЛА ЕМУ МАТЬ ЕГО: "НА МЕНЯ ПРОКЛЯТИЕ ТВОЕ, СЫН МОЙ! ТОЛЬКО СЛУШАЙСЯ ГОЛОСА МОЕГО И ИДИ ДОСТАНЬ МНЕ, ЧТО СКАЗАЛА". /14/ И ПОШЕЛ ОН, И ВЗЯЛ, И ПРИНЕС МАТЕРИ СВОЕЙ, И СДЕЛАЛА МАТЬ ЕГО КУШАНЬЕ, КАКОЕ ЛЮБИТ ОТЕЦ ЕГО. /15/ И ВЗЯЛА РИВКА ЛЮБИМЫЕ ПЛАТЬЯ ЭЙСАВА, СТАРШЕГО СЫНА СВОЕГО, КОТОРЫЕ У НЕЕ В ДОМЕ, И НАДЕЛА НА ЯАКОВА, МЛАДШЕГО СЫНА СВОЕГО. /16/ ШКУРКИ ЖЕ КОЗЛЯТ НАДЕЛА НА РУКИ ЕГО И НА ГЛАДКУЮ ШЕЮ ЕГО. /17/ И ПЕРЕДАЛА КУШАНЬЕ И ХЛЕБ, КОТОРЫЕ ОНА ПРИГОТОВИЛА, В РУКИ ЯАКОВУ, СЫНУ СВОЕМУ. /18/ И ПРИШЕЛ ОН К ОТЦУ СВОЕМУ, И СКАЗАЛ: "ОТЕЦ МОЙ!". И ТОТ СКАЗАЛ: "ВОТ Я! КТО ТЫ, МОЙ СЫН?". /19/ И СКАЗАЛ ЯАКОВ ОТЦУ СВОЕМУ: "Я, ЭЙСАВ - ПЕРВЕНЕЦ ТВОЙ. Я СДЕЛАЛ, КАК ТЫ ГОВОРИЛ МНЕ: ВСТАНЬ ЖЕ, СЯДЬ И ЕШЬ ОТ ДОБЫЧИ МОЕЙ, ДАБЫ БЛАГОСЛОВИЛА МЕНЯ ДУША ТВОЯ". /20/ И СКАЗАЛ ИЦХАК СВОЕМУ СЫНУ: "КАК СКОРО ТЫ ЭТО ДОСТАЛ, СЫН МОЙ!". И СКАЗАЛ ТОТ: "ПОТОМУ ЧТО БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДОСТАВИЛ МНЕ СЛУЧАЙ". /21/ И СКАЗАЛ ИЦХАК ЯАКОВУ: "ПОДОЙДИ ЖЕ, И Я ДОТРОНУСЬ ДО ТЕБЯ, СЫН МОЙ, ТЫ ЛИ СЫН МОЙ - ЭЙСАВ, ИЛИ НЕТ". /22/ И ПОДОШЕЛ ЯАКОВ К ИЦХАКУ, ОТЦУ СВОЕМУ, И ОН ДОТРОНУЛСЯ ДО НЕГО, И СКАЗАЛ: "ГОЛОС - ГОЛОС ЯАКОВА, А РУКИ - РУКИ ЭЙСАВА". /23/ И НЕ УЗНАЛ ОН ЕГО, ТАК КАК РУКИ ЕГО БЫЛИ, КАК РУКИ ЭЙСАВА, БРАТА ЕГО, ВОЛОСАТЫЕ; И ОН БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО. /24/ И СКАЗАЛ: "ТЫ ЛИ ЭТО СЫН МОЙ, ЭЙСАВ?". И ТОТ СКАЗАЛ: "Я". /25/ И СКАЗАЛ ОН: "ПОДНЕСИ МНЕ, И Я ПОЕМ ДОБЫЧИ СЫНА МОЕГО, ДАБЫ БЛАГОСЛОВИЛА ТЕБЯ ДУША МОЯ". И ТОТ ПОДНЕС ЕМУ, И ОН ЕЛ; И ПРИНЕС ЕМУ ВИНА, И ОН ПИЛ. /26/ И СКАЗАЛ ЕМУ ИЦХАК, ОТЕЦ ЕГО: "ПОДОЙДИ ЖЕ И ПОЦЕЛУЙ МЕНЯ, СЫН МОЙ". /27/ И ТОТ ПОДОШЕЛ И ПОЦЕЛОВАЛ ЕГО, И ОН ОБОНЯЛ ЗАПАХ ОДЕЖДЫ ЕГО, И БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО, И СКАЗАЛ: "ГЛЯДИ, ЗАПАХ СЫНА МОЕГО, КАК ЗАПАХ ПОЛЯ, КОТОРОЕ БЛАГОСЛОВИЛ БОГ. /28/ И ДАСТ ТЕБЕ ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТ РОСЫ НЕБЕС И ОТ ТУКОВ ЗЕМЛИ, И ОБИЛИЕ ХЛЕБА И ВИНА. /29/ И БУДУТ СЛУЖИТЬ НАРОДЫ ТЕБЕ И ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ ПЛЕМЕНА; БУДЬ ВЛАДЫКОЙ БРАТЬЯМ ТВОИМ И ДА ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ СЫНЫ МАТЕРИ ТВОЕЙ; ПРОКЛИНАЮЩИЕ ТЕБЯ - ПРОКЛЯТЫ, А БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЕ ТЕБЯ - БЛАГОСЛОВЕННЫ!". /30/ И БЫЛО, КОГДА ОКОНЧИЛ ИЦХАК БЛАГОСЛОВЛЯТЬ ЯАКОВА, И КАК ТОЛЬКО УШЕЛ ЯАКОВ ОТ ИЦХАКА, ОТЦА СВОЕГО, ЭЙСАВ, БРАТ ЕГО, ПРИШЕЛ С ОХОТЫ. /31/ ОН ТАКЖЕ ПРИГОТОВИЛ КУШАНЬЕ, И ПРИНЕС ОТЦУ СВОЕМУ, И СКАЗАЛ ОТЦУ СВОЕМУ: "ДА ВСТАНЕТ ОТЕЦ МОЙ И ПОЕСТ ДОБЫЧИ СЫНА СВОЕГО, ДАБЫ БЛАГОСЛОВИЛА МЕНЯ ДУША ТВОЯ!". /32/ И СКАЗАЛ ЕМУ ИЦХАК, ОТЕЦ ЕГО: "КТО ТЫ?". И СКАЗАЛ ОН: "Я - СЫН ТВОЙ, ПЕРВЕНЕЦ ТВОЙ, ЭЙСАВ". /33/ И ВОСТРЕПЕТАЛ ИЦХАК ТРЕПЕТОМ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВЕЛИКИМ И СКАЗАЛ: "КТО ЖЕ БЫЛ ТОТ, КОТОРЫЙ ЛОВИЛ ДИЧЬ И ПРИНЕС МНЕ, И Я ЕЛ ОТ ВСЕГО, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ТЫ ПРИШЕЛ, И БЛАГОСЛОВИЛ Я ЕГО? ПУСТЬ ЖЕ БУДЕТ ОН БЛАГОСЛОВЕН!". /34/ КАК УСЛЫШАЛ ЭЙСАВ СЛОВА ОТЦА СВОЕГО - ВОЗОПИЛ ВОПЛЕМ ВЕЛИКИМ И ГОРЬКИМ НЕСКАЗАННО, И СКАЗАЛ ОТЦУ СВОЕМУ: "БЛАГОСЛОВИ ТАКЖЕ И МЕНЯ, ОТЕЦ МОЙ!". /35/ И СКАЗАЛ ТОТ: "ПРИШЕЛ БРАТ ТВОЙ С ОБМАНОМ И ВЗЯЛ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ТВОЕ". /36/ И СКАЗАЛ ОН: "НА ТО ЛИ НАРЕКЛИ ЕМУ ИМЯ ЯАКОВ, ЧТОБЫ ОН ОБХИТРИЛ МЕНЯ УЖЕ ДВАЖДЫ? ПЕРВОРОДСТВО МОЕ ВЗЯЛ ОН, А ВОТ ТЕПЕРЬ - БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОЕ". И ЕЩЕ СКАЗАЛ: "НЕУЖЕЛИ НЕ ОСТАВИЛ ТЫ ДЛЯ МЕНЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯ?". /37/ И ОТВЕЧАЛ ИЦХАК, И СКАЗАЛ ЭЙСАВУ: "ВЕДЬ ВЛАДЫКОЮ ПОСТАВИЛ Я ЕГО НАД ТОБОЙ, И ВСЕХ ЕГО БРАТЬЕВ ОТДАЛ Я ЕМУ В РАБЫ, И ХЛЕБОМ И ВИНОМ УКРЕПИЛ Я ЕГО; ТЕБЕ ТЕПЕРЬ ЧТО СДЕЛАЮ, СЫН МОЙ?". /38/ И СКАЗАЛ ЭЙСАВ ОТЦУ СВОЕМУ: "РАЗВЕ ОДНО БЛАГОСЛОВЕНИЕ У ТЕБЯ, ОТЕЦ МОЙ? БЛАГОСЛОВИ ТАКЖЕ И МЕНЯ, ОТЕЦ МОЙ!". И ПОДНЯЛ ЭЙСАВ ГОЛОС СВОЙ, И ЗАПЛАКАЛ. /39/ И ОТВЕЧАЛ ИЦХАК, ОТЕЦ ЕГО, И СКАЗАЛ ЕМУ: "ВОТ, МЕСТО, В КОТОРОМ БУДЕШЬ ТЫ ЖИТЬ, БУДЕТ ТУЧНЕЙШИМ МЕСТОМ ЗЕМЛИ, ОРОШАЕМЫМ РОСОЙ НЕБЕСНОЙ СВЫШЕ. /40/ И МЕЧОМ ТВОИМ БУДЕШЬ ЖИТЬ, И БРАТУ ТВОЕМУ СЛУЖИТЬ, НО КОГДА ВОЗНЕГОДУЕШЬ, СВЕРГНЕШЬ ТЫ ИГО ЕГО С ШЕИ ТВОЕЙ".

Мотивы Ривки здесь понять легко: кроме того, что Яаков ее любимый сын, она пытается, так же как в свое время и Сарра, "помочь" Всевышнему в исполнении пророчества в том виде, в каком она его понимает: "И больший будет служить меньшему".

Вся эта история заставляет задуматься над двумя вопросами: во-первых, какова цена полученного таким образом благословения? Во-вторых, дает ли здесь Писание оценку поступкам героев?

Прежде чем говорить об обманутом Ицхаке, стоит все же разобраться со всеми, упомянутыми в рассказе благословениями.

Задание:

Найдите в рассказе все благословения. Сколько их? В чем они схожи, чем они отличаются?

Первое благословение. Ицхак дает его Яакову, думая, что перед ним Эсав:

/28/ И ДАСТ ТЕБЕ ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТ РОСЫ НЕБЕС И ОТ ТУКОВ ЗЕМЛИ, И ОБИЛИЕ ХЛЕБА И ВИНА. /29/ И БУДУТ СЛУЖИТЬ НАРОДЫ ТЕБЕ И ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ ПЛЕМЕНА; БУДЬ ВЛАДЫКОЙ БРАТЬЯМ ТВОИМ И ДА ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ СЫНЫ МАТЕРИ ТВОЕЙ; ПРОКЛИНАЮЩИЕ ТЕБЯ - ПРОКЛЯТЫ, А БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЕ ТЕБЯ - БЛАГОСЛОВЕННЫ!".

Второе благословение, Ицхак дает его Эсаву, уже после того, как узнал, что Яаков обманом получил у него благословение:

/39/ И ОТВЕЧАЛ ИЦХАК, ОТЕЦ ЕГО, И СКАЗАЛ ЕМУ: "ВОТ, МЕСТО, В КОТОРОМ БУДЕШЬ ТЫ ЖИТЬ, БУДЕТ ТУЧНЕЙШИМ МЕСТОМ ЗЕМЛИ, ОРОШАЕМЫМ РОСОЙ НЕБЕСНОЙ СВЫШЕ. /40/ И МЕЧОМ ТВОИМ БУДЕШЬ ЖИТЬ, И БРАТУ ТВОЕМУ СЛУЖИТЬ, НО КОГДА ВОЗНЕГОДУЕШЬ, СВЕРГНЕШЬ ТЫ ИГО ЕГО С ШЕИ ТВОЕЙ".

Разница между благословениями не велика. И там и там обещаны земные блага. Правда Яаков обманом получает благословение старшего в роду, зато Эсав в своем благословении получает возможность избавиться от власти Яакова. Добавим, что Ицхак, когда понял, что Яаков обманом получил "не свое" благословение, все же подтвердил его: "Пусть же будет благословен" (стих 33).

Вопрос может возникнуть в связи со следующим: Когда Эсав узнает, что его благословение забрал брат, он начинает просить у отца: "НЕУЖЕЛИ НЕ ОСТАВИЛ ТЫ ДЛЯ МЕНЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯ?". И Ицхак отвечает, что ничего не осталось, все забрал Яаков. И здесь возникает вопрос: почему ничего не осталось? А где благословение, изначально уготованное Ицхаком Яакову? И это благословение существует, оно остается в силе, но его Ицхак все равно не отдает Эсаву, а отдает, позже, именно Яакову:

ГЛАВА 28

/1/ И ПРИЗВАЛ ИЦХАК ЯАКОВА, И БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО… /3/ И БОГ ВСЕМОГУЩИЙ ДА БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ, И РАСПЛОДИТ, И УМНОЖИТ ТЕБЯ, ЧТОБЫ СДЕЛАЛСЯ ТЫ СОНМОМ НАРОДОВ. /4/ И ДАСТ ТЕБЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ АВРАhАМА - ТЕБЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ С ТОБОЙ, ЧТОБЫ ТЫ ОВЛАДЕЛ СТРАНОЙ ПРЕБЫВАНИЯ ТВОЕГО, КОТОРУЮ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДАЛ АВРАhАМУ".

Вот оно третье благословение, "благословение Авраама", благословение Страны. Именно оно самое главное благословения, но про него Эсаву сказано: "Ничего не осталось". Получается странная вещь: Ицхак не намеревался передавать это главнейшее благословение Эсаву. Он не дал его тогда, когда Яаков предстал вместо брата, он не дал его, когда Эсав умолял благословить себя. Иными словами, Ицхак с самого начала планировал на роль продолжателя дела Авраама не Эсава, а именно Яакова. Обман оказался излишним – Яаков и так бы получил то, к чему стремился. Косвенно здесь Писание уже во второй раз демонстрирует, что из попыток "помочь" Богу в исполнении пророчеств ничего хорошего произойти не может.

Трудно дать оценку, насколько исполнилось благословение, полученное Яаковом обманным путем. Если речь идет о благах земли, то земля потомков Яакова – земля Ханаанская, действительно, благословенна. В части "и станешь владыкой над братьями своими": были времена, когда потомки Эсава – эдомитяне властвовали над потомками Яакова, были времена, когда потомки Яакова властвовали над Эсавом. Можно добавить, что во времена Александра Яная (конец 2 в до н.э.) братья объединились – эдомитяне прошли массовый гиюр (приняли иудаизм), и сохранили верность еврейству в момент разрушения Храма и после того. Хотя в еврейских источниках слово "Эдом" закрепилось за Римом, и когда говорят "сыновья Эдома" про народы после разрушения Храма, то речь идет о христианской Европе, но все же это перенос названия, а не история народа потомков Эсава. А потому исходное пророчество, с которого начинается история братьев, может быть, стоило бы читать: "И больший будет работать (вместе) с младшим".

О последствиях обмана, и об оценках поступка Яакова речь пойдет на следующем занятии.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Сравните отрывок гл. 12:10-22 с 26:7-11. Укажите сходства и различия.



КВ-2. Насколько предсказание о сыновьях, данное Ривке, однозначно?



КВ-3. По вашему мнению, образ Эсава в Писании является положительным или отрицательным?



КВ-4. Подумайте, есть ли в тексте доводы в пользу того, что Ицхак знает о пророчестве полученном Ривкой?