МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Люди и эпохи в истории еврейской традиции. Часть 2"

Лекция 1. Рабби Иеhуда hа-Леви (РИhаЛь, 1075-1141)

1. Предисловие. "Золотой век" евреев Испании и его завершение
2. Иеhуда hа-Леви - биографические данные
3. Сиониды и Кузари
4. О значении книги Кузари
Список контрольных вопросов

1. Предисловие. "Золотой век" евреев Испании и его завершение

Тот период еврейской истории в Испании, который принято называть "золотым веком" испанского еврейства, был временем наибольшего влияния евреев в политической, экономической и культурной жизни Пиренейского полуострова. Встреча с арабской цивилизацией стимулировала развитие богатой еврейской культурной жизни, основанной на убеждении, что религиозная и секулярная культуры могут сосуществовать в гармонии. "Золотой век" породил гигантов - таких философов, как Рамбам, таких поэтов, как Шломо Ибн-Гвироль и Моше Ибн-Эзра, таких библейских комментаторов, как Авраам Ибн-Эзра, а также талмудических ученых, грамматиков, врачей, не говоря о других областях, в которых преуспели евреи.

Это было бурное время, когда и христиане, и мусульмане, поделившие между собой Испанию, изо всех сил старались расширить свою территорию. Вначале и те, и другие относились к евреям либерально. Сотни тысяч евреев проживали среди 8-9-миллионного населения Испании, пользуясь широкой автономией и играя заметную роль в экономической, политической и культурной жизни полуострова. Если не считать тяжелого и более чем произвольного налогообложения евреев, оснований для жалоб было немного. Гранаду, к примеру, испанцы называли "еврейской Гранадой", не только потому, что признавали, что евреи были ее основателями и первыми жителями, но из-за колоссального влияния таких евреев, как Шмуэль а-Нагид, советник короля, или семейства Ибн-Эзра, определявших во многом интеллектуальную жизнь Гранады. Вообще говоря, многочисленность, экономический статус и культурный уровень делали евреев Гранады исключительно заметными.

Но этот мирный период завершился вместе с окончанием периода стабильности в Испании. Наступление новой эпохи неуверенности и страха остро почувствовала вся еврейская община Гранады, и все еврейское население Испании. В конце XI в. христиане начали вести все более упорные войны, с целью отвоевать назад Испанию у мусульман ("реконкиста"). В 1085 г., под энергичным руководством Альфонса VI Кастильского, был завоеван и так и остался под властью католиков Толедо - древняя столица королевства визиготов (предков испанцев). Чтобы противодействовать экспансии христиан, мавританские короли, правившие многочисленными мелкими княжествами, призвали на помощь альморавидского властителя Марокко, Юсуфа ибн-Ташуфина, который в 1086 г. остановил продвижение кастильской армии. Вскоре, однако, недавний союзник превратился в завоевателя. В 1090 г. Ташуфин вернулся и захватил Гранаду и всю мусульманскую Испанию, объединив ее на время под властью альморавидов. Мусульманско-христианский конфликт приобрел теперь все черты религиозной войны, где фанатичный мусульмане, уверенные, что попадут прямо в рай, искали смерти на поле сражения. Столкновение христианства и ислама приобретало все более глобальный характер. Вскоре крестоносцы двинулись на завоевание Святой Земли, что им временно удалось осуществить в 1099 г.

Религиозный характер войны имел немедленные последствия по отношению к евреям и был источником неисчислимых страданий. С этой момента история испанских евреев стала историей преследований (сначала со стороны фанатиков-мусульман, а в следующем столетии уже со стороны христиан), экономических притеснений, насильственных обращений, завершившись полным изгнанием евреев из Испании в 1492 г. Иеhуда hа-Леви, несомненно, выразил общее настроение испанских евреев, когда писал в одном из своих стихотворений, что евреи стали жертвами "полчищ Сеира и Кедара". т.е. христианства и ислама, и что "когда они в смертельной схватке - мы падаем вместе с ними".

В результате вторжения альморавидов, еврейские беженцы из мусульманской Испании стали стекаться в христианские области страны, но жизнь там оказалась нелегкой. К тому же испанские евреи, несмотря на ухудшавшееся экономическое и политическое положение, не желали эмигрировать из Испании: страны северо-западной Европы казались им культурно отсталыми.

2. Иеhуда hа-Леви - биографические данные

Среди крупных фигур того времени занимает свое место р.Иеhуда hа-Леви (1075-1141), высоко одаренный поэт, проявивший свое мастерство во всех принятых тогда формах поэзии, "певец Сиона", философ, защищавший иудаизм от нападок ислама, христианства, философии. Он писал традиционные любовные стихи, лирику, элегии, панегирики, "оды Сиону". Он обогатил синагогальную литургию своей религиозной поэзией. Его философская работа "Кузари", написанная по-арабски, в течение 70 лет после его смерти была дважды переведена на иврит - несомненное доказательство ее популярности. Иеhуда hа-Леви достиг славы при жизни и обрел бессмертие в еврейской культуре.

Иеhуда бен-Шмуэль hа-Леви родился около 1075 г. в северной, христианской части Испании в Туделе, в период относительного мира и спокойствия. О семье поэта известно мало; про отца, собственно, известно только имя. Сам Иеhуда hа-Леви, несомненно, получил широкое образование, как было принято среди испанских евреев, овладев ивритом и арабским, Библией, Талмудом, философией, грамматикой, медициной, науками, поэтическим мастерством. Иеhуда hа-Леви в юности был привлечен из христианской Испании в мусульманскую Андалусию ее славой культурного центра. Он изучал Талмуд в школе Ицхака Альфаси в Лусене, а также медицину. Вскоре он оказался в Гранаде, в доме крупнейшего еврейского поэта той эпохи, Моше Ибн-Эзры, сразу признавшего в юноше поэтический талант. Здесь hа-Леви провел один из счастливейших периодов своей жизни, создав много лирических стихотворений и быстро найдя свое место среди еврейской интеллектуальной элиты Гранады. Легкие по содержанию стихи этого периода, в основном оды вину и радостям жизни, отражают счастливый период жизни поэта.

Иеhуда hа-Леви покинул Гранаду. Ему пришлось странствовать по всей Испании, что помогло ему увидеть воочию, в каком положении были испанские евреи. Слухи о либеральном отношении христианских правителей северной Испании к евреям привели hа-Леви в Толедо, где он зарабатывал на пропитание медициной. Сначала ему казалось, что еврейская знать, с которой он имел дело, сумеет, как и в прошлом, одолеть несчастье. Он восхвалял их усилия помочь беженцам, прибывавшим на север, и защитить еврейские общины от мародерства войск. Но скоро hа-Леви пришлось разочароваться. Эти иллюзии разбились в тот момент, когда в 1108 году был убит его покровитель и благодетель министр Шломо Ибн Пруциэль (достигший высокого положения при дворе короля Кастилии Альфонсо IV), только что вернувшийся из успешной поездки с дипломатической миссией в Гранаду. В панегирике убитому hа-Леви не сдерживал свой гнев на христиан, призывая Бога, словами древнего пророчества "излить ярость Свою на дочерей Эдома". С тех пор Иеhуда hа-Леви опять начинает свои скитания с места на место.

Иеhуда hа-Леви был убежден, что евреям не найти убежища ни в христианской, ни в мусульманской Испании. Он вопрошал риторически: "Есть ли для нас на Западе или на Востоке место надежды, на которое могли бы мы полагаться, - кроме той земли, что полна ворот, и которой oоткрыты ворота Неба?" Эрец-Исраэль - таков был ответ Иеhуды hа-Леви на кризис испанского еврейства.

Материально обеспечивая себя врачебной практикой, Иеhуда hа-Леви продолжает писать стихи. Слава о нем распространяется по всей Испании. Он активно участвует в делах еврейской общины, помогает в организации сбора денег для выкупа еврейских пленников и т.д. Он также является значительным религиозным авторитетом для испанской еврейской общины. В частности, один из крупнейших комментаторов Торы того времени, Авраам ибн-Эзра, в своих комментариях многократно цитирует Иеhуду hа-Леви.

Вслед за завершением главного философского произведения Иеhуды hа-Леви "Кузари" (см. ниже), он по-видимому, отчаялся в возможности дальнейшего существования в Испании. Он решился бросить свою врачебную практику, покинуть семью (в том числе любимого внука), оставить все свои земные пожитки и отправиться в Эрец-Исраэль. Он, разумеется, знал, что страна была под властью крестоносцев и находилась в полном разорении, - по крайней мере с еврейской точки зрения. Однако, он считал, что Земля Израиля, даже разоренная, сулит еврею больше, чем какая бы то ни была другая страна: "Лучше день один на Божьей земле, - писал он, - чем тысяча у чужих..." - и потому он решил провести остаток дней в Святой Земле.

Его проезд через испанские города по пути в Святую Землю превратился в триумфальное шествие. В Гранаде и некоторых других городах еврейские общины устраивали восторженные встречи любимому поэту.

8 сентября 1140 г. он прибыл в Египет. Из-за ветреной зимы ему пришлось отложить свой отъезд в Эрец-Исраэль и задержаться в Александрии, а затем в Каире, где друзья с большим почетом встретили его. Письма его пронизаны ощущением необходимости добраться до Эрец-Исраэль, но друзья и почитатели вновь и вновь удерживали его. Он страшился, что, подобно Моисею, умрет на пороге чаемой земли, так и не ступив по ней ни шага. Наконец, в четверг 8 мая 1141 г. hа-Леви поднялся на корабль, направлявшийся в Ашкелон или Акко. Прежде считалось, что последнее, что нам известно о Иеhуде hа-Леви - это задержка отплытия его корабля на 4 дня из-за неблагоприятного ветра. Но письма, найденные в Каирской генизе, свидетельствуют, что корабль вышел в море после праздника Шавуот. Долгое время мы ничего не знали о том, достиг ли он пункта назначения. Полагали, что может быть, есть крупица истины в общераспространенном предании, согласно которому hа-Леви погиб в день прибытия в Иерусалим под копытами коня сарацина (мусульманского воина) со словами своей бессмертной "Песни Сиону" на устах. Правда, мы понимаем, что легенда эта странная: Иерусалимом в тот период владели крестоносцы. Однако позже в Каирской генизе обнаружились элегии на смерть рабби Иеhуды hа-Леви, сочиненные в Египте, и письма, из которых, по-видимому, явствует, что рабби Иеhуда hа-Леви так и не покинул Египет и умер там, и, по-видимому, там же и похоронен.

Сохранилось около 800 стихотворений Иеhуды hа-Леви на светские темы и около 350 литургических гимнов и религиозных стихов, существенная часть которых вошла в тексты молитвенников.

3. Сиониды и Кузари

Чуткость Иеhуды hа-Леви к внутренним и внешним проблемам испанского еврейства проявилась в двух его главных творениях - в его бессмертных "Песнях Сиону" и в его философской книге "Кузари". Основная тема Песен Сиону - жанра уникального в еврейско-испанской поэзии - жажда вернуться в Иерусалим. Поэтическое видение hа-Леви представляет Иерусалим, которого он никогда не видел, разрушенным, разоренным, покоренным. И одновременно - он описывает "истинный Иерусалим", отстроенным во всей его славе, как "град Божий". Примерно 35 Песен Сиона представляют самую известную группу из всех произведений рабби Иеhуды hа-Леви. Они были написаны в течение десятилетий, но в них встречаются повторяющиеся мотивы и мелодика. Среди них можно выделить 3 основных типа: 1) песни тоски по Эрец-Исраэль; 2) стихи-споры, где спор в основном внутренний. В этих стихах рабби Иеhуда hа-Леви развил собственную теорию об Эрец-Исраэль и поднял национальное самосознание на уровень, не виданный до того времени. 3) стихи-путешествия, описывающие впечатления рабби Иеhуды hа-Леви от путешествий по морю. Часть из них была написана на кораблях, часть - до путешествий, просто игра воображения, часть - после их завершения. Эти стихи обычно начинаются с описания частей света, потом идет описание огромного моря в бурю и описание корабля. Следом начинается описание самого себя, изливающего молитвы, и, наконец, умиротворение моря после бури.

Но Иеhуда hа-Леви не остался только в области поэтического выражения своих переживаний. Его влекло систематическое философское изложение своих идей, своего видения иудаизма и еврейской ситуации. Для этого hа-Леви воспользовался (в качестве рамки для "платоновского" диалога) фактом обращения в иудаизм где-то между VII и X в. хазарского царя. "Кузари" или "Книга доказательства и защиты гонимой веры", была написана hа-Леви в качестве полемической работы, задуманной как отражение христианских и мусульманских атак на иудаизм и как средство противодействия ассимиляции. Книга оказалась одним из первых изложений основ иудаизма - как для его приверженцев, так и для внешнего мира.

Личным ответом hа-Леви на бездомность еврейства был его отъезд в Эрец-Исраэль. Философским же его ответом на еврейскую проблему стала его книга "Кузари". "Кузари", апология иудаизма в противопоставлении аристотелианству, исламу и христианству, написана как диалог между еврейским мудрецом и хазарским царем, ищущим пути к Богу. Название книга получила благодаря своему сюжету: царь хазар ("кузари" в еврейской транскрипции) захотел найти истину и впоследствии принял гиюр. Некоторые исследователи считают, что толчком к созданию такой книги послужили вопросы, которые часто задавались в христианском мире.

История о гиюре хазарского царя Булана и его народа имеет реальную основу. Рабби Иеhуда hа-Леви знал переписку между Хасдаем Ибн Шафрутом и Иосифом, хазарским царем; кроме того, он собирал сведения о хазарах и из других источников.

Начало книги, являющееся основой сюжета, повествует о причинах будущих событий: В частых и повторяющихся снах, царь Булан, преданный своему культу, видит ангела, говорящего ему: "Твои намерения приятны Творцу, но твои действия - нет". Царь решает посредством разных религий выяснить, в чем дело, и приглашает к себе по очереди - философа, мусульманина и христианина, "а евреев не позвал", заметив: "Что касается евреев, мне довольно того, что они унижены, немногочисленны и вызывают всеобщую неприязнь".

Кузари (Хазар), для которого слова ангела неоспоримы, отвергает учение философа, по которому разум должен стоять выше, чем эмоции и чем вера в "откровения". Царь обращается к христианскому мудрецу и, после того, как примеры из христианства вызывают у него сомнения, - вызывает мусульманского. Узнав, что как христиане, так и мусульмане признают еврейскую библейскую традицию, хазарский царь чувствует необходимость поговорить и с еврейским мудрецом. Книга, переходит к теологическому диалогу между царем и мудрецом касательно свойств Бога, сущности пророчества и характера иудаизма. Большая часть 1-й главы книги посвящена лекции-диалогу между царем и еврейским мудрецом, который окончательно убеждает царя в истинности Иудаизма. Глава 2 повествует о гиюре хазарского царя и его народа, а далее основная часть отводится вопросам, которые царь задает после того, как выучил Тору и Пророков, и ответам мудреца.

Главной идеей всей книги является учение рабби Иеhуды hа-Леви о том, что познание Бога и Его действий приобретается не путем теоретически-интеллектуальных споров (полемики), а путем опыта и личных ощущений. В основном, те, кому удалось столкнуться с подобным опытом, были пророки, однако весь народ Израиля смог испытать подобное в Библейский период. Философы для того, чтобы доказать существование Бога, опираются на факт существования мира, т.е. их Бог - это прежде всего Бог Сотворения Мира. В "Кузари" такого же мнения придерживаются и христианские, и мусульманские мудрецы. Еврейский же мудрец, напротив, считает, что Бог есть Бог истории, а не только Бог Сотворения Мира. Еврейскому мудрецу удается объяснить Булану, в чем разница между Богом Авраама и Аристотеля: Последний - это ничто, кроме интеллектуального достижения, в то время как Первый - "для того, кто к Нему придет, - это Тот, Которого он любит и ради Которого отдаст душу и умрет за Него".

Философы - в широком смысле слова - являются большей частью "научными защитниками веры и ее действия", то есть они делают вывод о Боге по Его творениям. Не удивительно, что их учение примитивно и что они все расходятся во мнениях.

Совсем иной подход у рабби Иеhуды hа-Леви. Эта религия узнает Бога из Его проявлений и откровений и относится к Нему как к Богу откровения. Еврейский мир Иеhуды hа-Леви стоит на трех столпах: 1) Божественное откровение, 2) народ, язык и Страна Израиля, 3) существование заповедей. Еврейская вера - это вера сердца, и она стоит выше, чем вера разума. В книге мы находим размышления о народе Израиля (Израиль среди народов как сердце среди других органов - наипервейшее и наиглавнейшее), об Эрец-Исраэль (единственная Страна, для которой существуют пророчества) и об иврите ("наиглавнейший из языков").

В отличие от своих рационалистических предшественников, hа-Леви не пытается отождествить иудаизм с рациональной истиной. Он, напротив, возводит иудаизм в сферу сверхрациональную, утверждая, что еврейская традиция обладает полной истиной, полученной в Откровении, при котором присутствовал и о котором свидетельствовал целый народ, передавший его всем последующим поколениям. В Синайском откровений Бог непосредственно сообщил еврейскому народу основополагающие истины, а через народ Израиля сообщил их и всему человечеству.

Согласно hа-Леви, философско-метафизические рассуждения могут являться достойным способом отыскания истины только при отсутствии непосредственного религиозного опыта. Поиск истины и поиск Бога -глубочайшая человеческая потребность, но истинное общение с Богом дано лишь пророкам, а не философам. Поскольку среди философов мы не находим пророков, изучение философии не может дать знания религиозной истины. Задача же пророка - не обучать людей истинам, пусть даже и вечным, но наставлять их на путь, который ведет к восприятию присутствия Бога. Таким образом, иудаизм есть религия, которая стремится научить человека праведным и правильным действиям, а не метафизическим истинам.

Особый религиозный дар еврейского народа, дар пророчества, был первоначально достоянием лишь избранных, но потом распространился на всех потомков Яакова. Отсюда важность Земли Израилевой, которая по самой своей природе способствует развитию пророчества. Избранный народ может полностью осуществить свою уникальную религиозную способность к пророчеству лишь на своей земле, Эрец-Исраэль, и на своем языке, иврите. Святой народ. Святая Земля и святой язык нераздельны и в Божественном замысле имеют особый статус.

Еврейская история находится под прямым управлением Бога, - даже тогда, когда еврейский народ в рассеянии и изгнании. Но истинное совершенство и истинное общение с Богом может быть осуществлено лишь в Святой Земле. "Я ищу свободы - от служения тем, чьей благосклонности я никогда не достигну даже если буду всю жизнь ее добиваться... Я стремлюсь быть угодным не людям, а Единому, Чью благосклонность можно снискать даже малым усилием. Чья милость охватывает и этот мир, и следующий: милость Бога; служение Ему - свобода, смирение перед Ним - честь". Это, в частности, и объясняет мотивы, по которым hа-Леви готов был пойти на все опасности, чтобы обрести религиозные обязанности, возможные только в Эрец-Исраэль. Очевидно, он чувствовал, что религиозная жизнь питается чем-то иным, помимо философии. В случае народа Израиля, его традиция, чудо его выживания и его дар пророчества являются источником превосходства веры Израиля. Попытка hа-Леви поселиться в Эрец- Исраэль - это его путь достижения совершенства, когда стремление к полнейшему еврейскому существованию сочетается с положительным действием, с активным претворением этого стремления в жизнь.

4. О значении книги Кузари

О "Кузари" можно заметить, что ее составитель использовал все средства, чтобы доказать, что философы не в состоянии воспитать у человека стремление к хорошим делам. Эта особенность есть только у Иудаизма. Книга "Кузари" - не просто трактат, а излияние души.

"Кузари" полюбилась народу Израиля и оказала существенное влияние на него. Эта книга, с тех пор как впервые вышла в свет, была напечатана в десятках вариантов с многочисленными комментариями. Перевод на иврит был сделан Ибн Тиббоном, и он служим мостом между идеями Иеhуды hа-Леви и еврейскими мудрецами последующих поколений. Книгу также перевели с арабского на латынь, испанский и немецкий.

Отзывы о книге Кузари во всех поколениях были самыми восторженными:

"Книга Кузари - свята и чиста. В ней основа веры Израиля и его Торы" (Виленский гаон).

"Книга Кузари р. Иеhуды hа-Леви, подобного которому не было в Израиле, ни по глубине учения, ни по надежности исследования. Среди всех остальных, кто занимался еврейскими науками, не было человека, который столь тонко почувствовал величие Израиля и его Торы, как он" (Р. Шмуэль Давид Луцато).

"Воистину, следует сказать, что среди всех книг, написанных с древнейших времен, не найдется подобной книги, включающей в себя все помыслы сердца человеческого, чьи суждения - необозримая бездна, а взгляды - небесная высь. В ней чистота сердца и святость души, где соединились любовь к людям и любовь к народу" Авраам Илья Геркави, речь в С-Петербургской синагоге 1881).

За последние 30 лет предпринято несколько новых переводов книги Кузари на иврит, что уже свидетельствует о том, что книга не потеряла своей актуальности. Наиболее популярным переводом сегодня является перевод Эвен-Шмуэля (Кауфман). Есть также перевод на русский язык (Г. Липш, издательство Шамир).

Именно Кузари, а не книги Маймонида или других философов считается основным сборником еврейской мысли. Именно про нее в мире йешив ходит шутка: "Маймонид прав ровно в половине случаев, а Кузари прав всегда!".


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Опишите кратко эпоху, в которую жил Иеhуда hа-Леви.



КВ-2. На каком языке писал р. Иегуда hа-Леви свои стихи? А философские произведения? Почему?



КВ-3. Каковы темы поэзии Иегуды hа-Леви? Каково значение стихов Иегуды hа-Леви?



КВ-4. Опишите очень кратко сюжет книги Кузари.



КВ-5. Каковы основные философские идеи р. Иегуды hа-Леви?