МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Пять свитков и книга Ионы"

Песнь Песней

Занятие 7

Песни Песней. Второе чтение. Продолжение

Жених и невеста

Пророк Ишайя описывает грядущие отношения нарда Израиля с Богом и отношения народа со своей страной в таких образах (62:2-3):

                                    2.
"НЕ СКАЖУТ О ТЕБЕ БОЛЬШЕ "ПОКИНУТАЯ"
ТВОЕЙ ЗЕМЛЕ: "ОПУСТОШЕННАЯ",
НО ТЕБЯ НАЗОВУТ "ЖЕЛАННОЙ",
ЗЕМЛЮ ТВОЮ "ЗАМУЖНЕЙ",
ПОТОМУ ЧТО ГОСПОДЬ ЖЕЛАЕТ ТЕБЯ,
А ЗЕМЛЮ СВОЮ ТЫ ВОЗЬМЕШЬ ЗАМУЖ.
                                    3.
КАК ОВЛАДЕВАЕТ ПАРЕНЬ ДЕВУШКОЙ,
ТАК ОВЛАДЕЮТ ТОБОЙ (ЗЕМЛЕЙ ИЗРАИЛЯ) СЫНЫ ТВОИ;
И РАДОСТЬЮ ЖЕНИХА О НЕВЕСТЕ
ВОЗРАДУЕТСЯ ТЕБЕ БОГ ТВОЙ".

В стихе 2 народ описывается как женщина, которая перестанет быть покинутой, но станет "замужней", когда к ней возвратится ее небесный Жених - Всевышний. Но одновременно в том же самом стихе стана Израиля тоже выйдет замуж, подобно девушке, и женихом ее является именно народ Израиля.

Если вернуться к схеме предыдущего урока, то графически отношения этого стиха можно изобразить так:

Поиски возлюбленного

Глава 3

                                    1.
НОЧАМИ НА ЛОЖЕ ИСКАЛА Я
ВОЗЛЮБЛЕННОГО ДУШИ МОЕЙ.
ИСКАЛА И НЕ НАХОДИЛА.
                                    2
ВСТАНУ Я, БУДУ КРУЖИТЬ ПО ГОРОДУ,
ПО УЛИЦАМ И ПЛОЩАДЯМ,
РАЗЫСКИВАТЬ ВОЗЛЮБЛЕННОГО ДУШИ МОЕЙ.
ИСКАЛА И НЕ НАХОДИЛА.

Поиски возлюбленного продолжаются в главе 5

                                    6
ОТКРЫЛА Я ВОЗЛЮБЛЕННОМУ,
А ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ПРОПАЛ, УШЕЛ.
ОТ СЛОВ ЕГО, ДУША ПОКИНУЛА МЕНЯ.
ИСКАЛА Я ЕГО И НЕ НАШЛА,
ЗВАЛА - ОН НЕ ОТВЕТИЛ.
                                    8
- ЗАКЛИНАЮ ВАС, ДЕВЫ ИЕРУСАЛИМСКИЕ,
ЕСЛИ НАЙДЕТЕ ВОЗЛЮБЛЕННОГО МОЕГО,
ЧТО СКАЗАТЬ ЕМУ?
-ЧТО Я ЛЮБОВЬЮ БОЛЬНА.

Повторяющиеся слова: "искала", "нашла" для Танаха являются некоторым ключом. Вот пророк Ошеа прибегает к подобному образу:

ПОГОНИТСЯ ЗА СВОИМИ ЛЮБОВНИКАМИ
И НЕ НАСТИГНЕТ ИХ
БУДЕТ ИСКАТЬ ИХ И НЕ НАЙДЕТ,
И СКАЖЕТ: ПОЙДУ ВЕРНУСЬ К ПЕРВОМУ МУЖУ,
ИБО ТОГДА БЫЛО ЛУЧШЕ, ЧЕМ СЕЙЧАС
И НЕ ЗНАЛА ОНА, ЧТО ЭТО Я ДАВАЛ ЕЙ ХЛЕБ И ВИНО…
КОТОРЫЕ ОНИ ПОДНОСИЛИ БААЛУ (2:9-10)

Из контекста ясно, что любовники - это боги местного пантеона, к которым обращался народ Израиля, изменяя своему "первому мужу" - Всевышнему. Но мы не поймем образа до конца, если не раскроем смысл слов "будет искать и не найдет". Дело в том, что в этом отрывке пророк Ошеа прибегает в ряду образов из Пятикнижия,

В стихе 10 отсылка очевидна: "Не поклоняйся их богам, не служи им… Служите Господу вашему и Он благословит ваши хлеб и воду" (Исх. 25:23). Уже Рамбан (Нахманид) обращает наше внимание на то, что данный стих как бы говорит: Ты, придя в Страну Израиля можешь подумать, что для того, чтобы у тебя был хлеб и вода (то есть юобрый урожай), следует служить местным богам. Так нет, это "Я Всевышний благословляю ваши хлеб и воду", то есть это Всевышний дает вам все блага. Пророк Ошеа подразумевает этот стих, говоря: ты обращалась не к тем, кто тебя облагодетельствовал. Но намек первого стиха здесь делает образ глубже. Подразумевается стих из книги Втор (4:29):

"И БУДЕШЬ ОТТУДА (ИЗ ИЗГНАНИЯ) ИСКАТЬ ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО, И НАЙДЕШЬ,
ЕСЛИ СТАНЕШЬ ИСКАТЬ ЕГО ВСЕМ СЕРДЦЕМ СВОИМ И ВСЕЙ ДУШОЮ СВОЕЮ".

Пророк говорит о поисках, направленных не на тот объект, вместо поисков Всевышнего, поиски чуждых богов.

Вернемся к поискам героини Песни Песней:

                                    1
НОЧАМИ НА ЛОЖЕ ИСКАЛА Я
ВОЗЛЮБЛЕННОГО ДУШИ МОЕЙ.
ИСКАЛА И НЕ НАХОДИЛА.
                                    2
ВСТАНУ Я, БУДУ КРУЖИТЬ ПО ГОРОДУ,
ПО УЛИЦАМ И ПЛОЩАДЯМ,
РАЗЫСКИВАТЬ ВОЗЛЮБЛЕННОГО ДУШИ МОЕЙ.
ИСКАЛА И НЕ НАХОДИЛА (глава 3).
                                    6
ОТКРЫЛА Я ВОЗЛЮБЛЕННОМУ,
А ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ПРОПАЛ, УШЕЛ.
ОТ СЛОВ ЕГО, ДУША ПОКИНУЛА МЕНЯ.
ИСКАЛА Я ЕГО И НЕ НАШЛА,
ЗВАЛА - ОН НЕ ОТВЕТИЛ (глава 5).

Если подставить те самые отношения "поиска всем сердцем и всею душою" между народом Израиля и Богом, то мы, придем к выводу, что возлюбленный - Бог Израиля, тогда как разыскивающая его "по улицам и площадям" возлюбленная - народ Израиля. Мысль эту подкрепляет начало сцена главы 5, цитату о поисках из которой мы привели:

                                    2
Я СПЛЮ, А СЕРДЦЕ МОЕ НЕ СПИТ,
СЛЫШУ, МИЛЫЙ СТУЧИТСЯ:
"ОТКРОЙ МНЕ, СЕСТРИЧКА МОЯ, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ,
ГОЛУБКА МОЯ, СОВЕРШЕНСТВО МОЕ.
ГОЛОВА МОЯ ПОЛНА РОСОЮ,
КУДРИ - КАПЛЯМИ НОЧИ".
                                    3
- Я СНЯЛА РУБАХУ, КАК НАДЕТЬ ЕЕ?
ВЫМЫЛА НОГИ, КАК ИСПАЧКАТЬ ИХ?
                                    4
ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ПРОСУНУЛ РУКУ СКВОЗЬ ЩЕЛЬ
ВСЕ ВО МНЕ ВЗВОЛНОВАЛОСЬ.
                                    5
ВСТАЛА Я ОТКРЫТЬ ВОЗЛЮБЛЕННОМУ.
С РУК МОИХ КАПАЛА МИРРА,
С ПАЛЬЦЕВ КАПАЛО МИРРО НА СКОБЫ ЗАСОВА.
                                    6
ОТКРЫЛА Я ВОЗЛЮБЛЕННОМУ, А ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ПРОПАЛ, УШЕЛ.

Милый пришел, а возлюбленная не спешит открыть. Она занята - чтобы открыть, надо одеться, ноги опять же можно испачкать. Когда же она встает, возлюбленный пропадает. Только после этого милая бросается на поиски возлюбленного: "искала и не нашла".

А вот слова пророка Ишайи:


"Я БЫЛ ДОСТУПЕН ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ СПРАШИВАЛ ОБО МНЕ,
МЕНЯ МОГЛИ НАЙТИ - И НЕ НАДО БЫЛО ИСКАТЬ.
Я ГОВОРИЛ: ВОТ Я, ВОТ Я... НАРОДУ,
КОТОРЫЙ НЕ ПРИЗЫВАЛ ИМЕНИ МОЕМУ" (65:1).

Всевышний приходил, говорит пророк, не надо было даже искать, но вы не захотели Его увидеть, не захотели к Нему выйти. И вот расплата:

                                    6
…ИСКАЛА Я ЕГО И НЕ НАШЛА,
ЗВАЛА - ОН НЕ ОТВЕТИЛ.
                                    7
НАШЛИ МЕНЯ СТРАЖИ, ОБХОДЯЩИЕ КРУГОМ ГОРОД,
ИЗБИЛИ МЕНЯ, ИЗРАНИЛИ.
СОРВАЛИ С МЕНЯ ПОКРЫВАЛО
СТРАЖИ СТЕН КРЕПОСТНЫХ.
                                    8
- ЗАКЛИНАЮ ВАС, ДЕВЫ ИЕРУСАЛИМСКИЕ,
ЕСЛИ НАЙДЕТЕ ВОЗЛЮБЛЕННОГО МОЕГО,
ЧТО СКАЗАТЬ ЕМУ?
-ЧТО Я ЛЮБОВЬЮ БОЛЬНА.

Так выглядит система образов Песни песней. Недаром р. Соловейчик свою книгу об упущенных возможностях встречи народа с всевышним назвал стихом из 5 главы песни Песней: "Голос любимого зовет".

В чем заключается смысл "Песни песней", если не в парадоксальном, трагическом промедлении влюбленной подруги, охваченной непонятной вялостью в благословенный и страшный своим величием час. Здесь звучит трагическая тема невосполнимости упущенного мгновения, вожделенного и выстраданного. Нежная подруга днем и ночью ищет своего возлюбленного, она обошла все виноградники и горные тропы, поля с колосящимися злаками, плодоносные сады и городские переулки. После напрасных поисков, усталая, она возвращается ненастной ночью домой и засыпает. И тут неожиданно появляется долгожданный возлюбленный. Он зовет свою прекрасную подругу: "Отвори мне, сестра моя, подруга моя, голубка моя, чистая моя..." (Песнь песней, 5:2).

Стройный, кудрявый и черноглазый, стоит он около шатра. Достаточно протянуть руку, и сбудется страстная мечта, исполнятся все желания. Нельзя терять ни минуты! Но именно в эту ночь странная строптивость овладела любимой. Лукавое сердце увлекло ее в бездну равнодушия. Она отказалась сойти с ложа и выйти навстречу Другу под различными пустячными предлогами:

"Я сбросила одеяние свое, как же одену его?! Омыла ноги мои - как же замараю их?!" (там же, 3). Друг продолжал звать. Но чем настойчивее он звал, тем холоднее становилась подруга. Друг продолжал терпеливо звать, а время шло. Вскоре его суженая опомнилась, спрыгнула с ложа: "Встала я отворить любимому моему..." Но он исчез во мраке ночи, "ускользнул, скрылся" (там же, 5,6). С тех пор ушла радость из сердца подруги. До сегодняшнего дня бродит она по всему свету в поисках возлюбленного.

Жених и невеста

ПОМНЮ Я ПРЕДАННОСТЬ ЮНОСТИ ТВОЕЙ
ЛЮБОВЬ ТВОЮ, КОГДА БЫЛА В НЕВЕСТАХ,
КАК ТЫ ШЛА ЗА МНОЙ ПО ПУСТЫНЕ,
ПО ЗЕМЛЕ НЕ ЗАСЕЯННОЙ.
Пророк Ирмия 2:2

Отношения народа с Богом пророк описывает, как отношения жениха и невесты. К тем же образам прибегает пророк Ишайя (62:5):

"И РАДОСТЬЮ ЖЕНИХА О НЕВЕСТЕ
ВОЗРАДУЕТСЯ ТЕБЕ БОГ ТВОЙ".

Образ жениха и невесты позволяет пророкам ввести, если можно так сказать, "динамику" в отношения между сторонами: здесь возможна тема ухаживания, и тема верности, тема ссоры и примирения. Аналогичным образом у пророков при описании отношений между народом и Богом неоднократно возникает образ жены и мужа. В этом случае образ может включить в себя тему измены и развода. Например, пророк Ирмия (3:1), упрекая народ Израиля пишет:

                                    1.
СКАЗАНО ВЕДЬ:
ЕСЛИ ПРОГОНИТ МУЖЧИНА ЖЕНУ,
А ОНА ПОЙДЕТ ВЫЙДЕТ ЗАМУЖ ЗА ДРУГОГО,
РАЗВЕ ВЕРНЕТСЯ ОН К НЕЙ?
РАЗВЕ НЕ РАЗВРАТИЛАСЬ ТА СТРАНА?
ТЫ ЖЕ ИЗМЕНЯЛА С МНОГИМИ ДРУЗЬЯМИ,
И ВОЗВРАЩАЕШЬСЯ КО МНЕ?

Далее пророк во многих словах упрекает народ в измене.

А вот пророк Исайя (50:1):
ТАК СКАЗАЛ ГОСПОДЬ: ГДЕ РАЗВОДНОЕ ПИСЬМО МАТЕРИ ВАШЕЙ,
КОТОРУЮ Я ПРОГНАЛ?..

Это в книгах гнева, в книгах, где народ Израиля упрекается за измены и неверность Всевышнему. Песнь Песней - это не книга гнева, а наоборот, книга любви, со всеми ее перипетиями, а потому система образов ее остается той же.

Давайте попробуем прочесть начало Песни Песней:

                                    2.
ПУСТЬ ЕГО УСТА НАПОЯТ МЕНЯ ПОЦЕЛУЯМИ,
ИБО ЛАСКИ ТВОИ ПРЕКРАСНЕЙ ВИНА.
                                    3.
АРОМАТОМ МАСЕЛ ТВОИХ БЛАГОРОДНЫХ РАЗЛИТ АРОМАТ ИМЕНИ ТВОЕГО, ПОТОМУ ТЕБЯ ДЕВИЦЫ ЛЮБЯТ.
                                    4.
ВЛЕКИ МЕНЯ, ЗА ТОБОЙ ПОБЕЖИМ!
ВВЕЛ МЕНЯ ЦАРЬ В ЧЕРТОГИ СВОИ.
БУДЕМ РАДОВАТЬСЯ И ВЕСЕЛИТЬСЯ С ТОБОЮ.
ЛАСКИ ТВОИ ЛУЧШЕ ВИНА
СПРАВЕДЛИВО ЛЮБЯТ ТЕБЯ.

Кажется, для того, чтобы правильно разобраться в отрывке следует сделать несколько добавлений.

2. В библейском иврите глагол НШК - "целовать" - иногда используется в переносном значении - соединяться, прикасаться, например: "Соединились праведность и мир" (Псалмы 85:11) - буквально: "Праведность и мир поцеловались", или, например, Мидраш называет Иерусалимский Храм "местом поцелуя неба и земли" - "местом соединения неба и земли". Или же у пророка Иехезкиеля "крылья ангелов целуют друг друга" (3:13)

3. "Аромат Имени, как аромат масел благовонных", - "Разлитый аромат Имени" - как ароматы дано ощутить, но не дано описать словами, так пребывание Бога на земле можно ощутить, но нет слов для адекватного описания этого ощущения. "Аромат" традиционное понимание - влияние от источника, при котором источник остается в отдалении и никаким образом не меняется. Уже в Пятикнижие проводится идея о том, что Бога можно познать только по Имени Его, но Он сам не познаваем. Точно так же, как можно познать дела Творца, но не дано познать Его Самого. Может быть в данном стихе, отдаленность от Бога подчеркнута еще более, потому что говорится об "аромате Имени", а не "аромате Творца".

Стих 4 для нас уже должен быть прозрачным: "ввел меня Царь в чертоги свои…" - речь идет, конечно, о Земле Израиля. Царь - это, понятно Всевышний, чертоги - Страна Израиля, а героиня, от имени которой говорятся слова - народ Израиля. А вот, "влеки меня, за тобой побежим", обычно понимается либо об Исходе из Египта, когда народ пошел за Всевышним в пустыню, покинув Египет. Именно здесь лежит причина, почему Песнь Песней читают в Песах. Песах - праздник исхода из Египта, "начало любви" между небесным Возлюбленным и народом. Именно тогда, народ вышел к Земле Обетованной, именно оттуда начинается любовь Земли Израиля и народа Израиля.

В Песне Песней, глава 3:
                                    6
КТО ЭТО ПОДНИМАЕТСЯ ИЗ ПУСТЫНИ,
КАК СТОЛП ДЫМНЫЙ,
КУРЯЩАЯСЯ МИРРОЙ И ЛАДАНОМ,
ВСЕМИ ПОРОШКАМИ ПАРФЮМЕРОВ.
                                    7
ВОТ ЛОЖЕ СОЛОМОНА,
ВОКРУГ НЕГО ШЕСТЬДЕСЯТ БОГАТЫРЕЙ,
БОГАТЫРЕЙ ИЗРАИЛЕВЫХ.
                                    8
ВСЕ ОНИ НЕ РАССТАЮТСЯ С МЕЧАМИ,
ОБУЧЕНЫ БИТВЕ,
У КАЖДОГО НА БЕДРЕ МЕЧ
ОТ УГРОЗЫ В НОЧИ.
                                    9
БАЛДАХИН СДЕЛАЛ СЕБЕ ЦАРЬ СОЛОМОН
ИЗ КЕДРОВ ЛИВАНСКИХ.
                                    10
КОЛОННЫ СЕРЕБРЯНЫЕ,
ОТДЕЛКА ЗОЛОТАЯ,
ПОДСТИЛКА - БАГРЯНАЯ.
ДЕВЫ ИЕРУСАЛИМСКИЕ
ЗАСТЛАЛИ ЕГО ЛЮБОВЬЮ.
                                    11
ВЫЙДИТЕ И ПОСМОТРИТЕ,
ДЕВЫ СИОНСКИЕ, НА ЦАРЯ СОЛОМОНА,
НА ВЕНЕЦ,
КОТОРЫМ УВЕНЧАЛА ЕГО МАТЬ В ДЕНЬ СВАДЬБЫ ЕГО,
В ДЕНЬ СЕРДЕЧНОЙ РАДОСТИ ЕГО.

"Серебренные столбы с золотыми украшениями" - двор переносного Храма - Скинии, белые полотна, провешенные между посеребренных кедровых столбов. Золоченные стены самой скинии, многочисленные ткани, покрывающие скинию, сделанные ткачихами на средства "каждого, в соответствии с тем, как ему подскажет сердце" (Исх. 25:2). Мирро и Ладан воскурения, в соответствии с рецептами Торы. Это только в первом чтении перед нами описание выезда заморской принцессы. При чтении втором, мы понимаем, что это сама милая въезжает к себе в страну. Именно поэтому сразу вслед за тем идет описание возлюбленной, правда уже это не народ, а его страна:

                                    1
- ТЫ ПРЕКРАСНА, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ,
ТЫ ПРЕКРАСНА.
ОЧИ ТВОИ - ГОЛУБИ
ИЗ-ПОД ФАТЫ.
ВОЛОСЫ ТВОИ - КОЗЬЕ СТАДО,
СБЕГАЮЩЕЕ С ГОР ГИЛЕАДСКИХ.
                                    2
ЗУБЫ ТВОИ - СТАДО СТРИЖЕНЫХ ОВЕЦ
ПОСЛЕ КУПАНЬЯ;
У КАЖДОЙ ЕСТЬ БЛИЗНЕЦ
И ВСЕ СТАДО В ЦЕЛОСТИ.
                                    3
КАК БАГРЯНАЯ НИТЬ ГУБЫ ТВОИ,
И ПРЕКРАСНЫ УСТА ТВОИ.
КАК ДОЛЬКИ ГРАНАТА - ЩЕКИ ТВОИ
ИЗ-ПОД ФАТЫ…

И кончается это описание словами Небесного Возлюбленного, как бы любующегося любовью своих детей, своей Страны и своего народа:

ЕШЬТЕ, ЛЮБИМЫЕ,
ПЕЙТЕ ДОПЬЯНА, ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ.

Достаточно прозрачно, что если развернуть историю взаимоотношений народа Израиля и Всевышнего в истории, и одновременно вспомнить о значении Страны Израиля, то там встретятся периоды богатства и периоды бедности. Достаточно сравнить главы о въезде заморской царевны с главой "зрелой любви":


                                    11
Я - МИЛОМУ,
И КО МНЕ ВЛЕЧЕНИЕ ЕГО!
                                    12
ПОЙДЕМ, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ, ВЫЙДЕМ В ЛУГА,
НОЧЕВАТЬ БУДЕМ В ДЕРЕВНЯХ,
                                    13
УТРО ВСТРЕТИМ В ВИНОГРАДНИКАХ,
ПОСМОТРИМ, РАСЦВЕЛ ЛИ ВИНОГРАД,
ПОЯВИЛИСЬ ЛИ ЯГОДЫ,
ЗАЦВЕЛИ ЛИ ГРАНАТЫ?
ТАМ Я ОТДАМ ТЕБЕ МОЮ ЛЮБОВЬ.
                                    14
МАНДРАГОРЫ ИСТОЧАЮТ АРОМАТЫ,
У НАШЕГО ВХОДА ВСЯКИЕ ЯСТВА,
НОВЫЕ И СТАРЫЕ,
ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ, ДЛЯ ТЕБЯ ПРИПАСЕННЫЕ

12-13. "Пойдем, возлюбленный, выйдем в луга.." - раньше (4:8) Любимый приглашал в горы Хермона полюбоваться захватывающими дух видами, теперь же возлюбленная предлагает куда более простую программу: "Пойдем, возлюбленный, в луга, ночевать будем в деревнях... посмотрим зацвел ли...". Некоторая практичность, свойственная зрелости. Жизнь была тяжелая и любовь (даже к Всевышнему) стала более земной.

14. Аромат цветущей мандрагоры (это обычное растение в Израиле) заменил буйство экзотических ароматов юношеской любви. Израиль прекратил быть международным перекрестком торговых дорог, вместе с этим ушли привозные благовония, ушла роскошь, но, как это не поразительно, появилась преданность к Всевышнему. По крайней мере, после возвращения из Вавилонского плена попыток изменить Богу и начать роман с другими религиями не наблюдался, исключение составили только чисто политические амбиции правящей элиты, пресеченные маккавейскими войнами (165-148 гг. до н.э.).

К концу Песни Песней мы опять встречаемся с образом милой, выходящей из пустыни:

                                    5
КТО ЭТО ПОДНИМАЕТСЯ ИЗ ПУСТЫНИ,
ОПИРАЯСЬ НА ЛЮБИМОГО?
Я ПОД ЯБЛОНЕЙ ТЕБЯ РАЗБУДИЛА,
ТАМ ЗАЧАЛА ТЕБЯ ТВОЯ МАТУШКА,
ТАМ ЗАЧАЛА ТЕБЯ РОДНАЯ.
                                    6
ПОЛОЖИ МЕНЯ ПЕЧАТЬЮ НА СЕРДЦЕ,
ПЕЧАТЬЮ - НА РУКУ ТВОЮ.
ИБО ЛЮБОВЬ, КАК СМЕРТЬ, СИЛЬНА,
РЕВНОСТЬ, КАК АД, ТЯЖКА,
СТРЕЛЫ ЕЕ - СТРЕЛЫ ОГНЕННЫЕ,
ПЛАМЯ ВЕЛИКОЕ.
                                    7
ВОДЫ ВЕЛИКИЕ
НЕ ПОГАСЯТ ЛЮБВИ,
РЕКИ НЕ ЗАТОПЯТ ЕЕ.
ВСЕ ИМУЩЕСТВО, ОТДАННОЕ ЗА ЛЮБОВЬ,
КУПИТ ТОЛЬКО ПРЕЗРЕНИЕ.

Повторение зачина "Кто это поднимается из пустыни?", которое встречалось, как зачин к описанию Храма Соломона (3:6-11), безусловно, относится к восстановлению Иерусалимского Храма по возвращении в Сион после Вавилонского плена. При этом упоминание яблони возвращает нас к "Как яблоня среди лесных деревьев... я наслаждалась под сенью его" (2:3). Там эти слова произносит народ, описывая время любви в Стране Израиля. Здесь это утверждение должно вернуть нас к тем временам и напомнить, что Храм - это не новый Храм, а восстановленный старый.

"Опираясь на милого" - Появление Второго Храма было не столь пышно обставлено, как появление первого. Если Первый Храм (Соломона) был прямым наследником Скинии, построенной Моше, и потому оправдано было начинать описание его с торжественного входа народа Израиля в страну - войны, победы, разгромленные царства! В аллегорическом описании: "Как столб дымный", богатыри и т.п. Вход народа в Страну во времена Возвращения в Сион был несравненно менее впечатляющим. Некоторая часть народа (42 тысячи) решили вернуться стразу после разрешения Персидских царей. Потом постепенно кто-то приехал еще, а кто-то остался в чужой стране, к которой родился сам, а может быть, там родился уже его отец и дед (за 70 лет). Так что возвращение скорее походило не на торжественный вход, а на приезд после трудной дороги, "опираясь на Всевышнего" - может быть дословно стоило бы переводить "опираясь локтем на Возлюбленного".

Здесь, наверное, существенно заметить, что весь настрой отрывка говорит о зрелой любви, не о юношеской страсти, а о тихой любви взрослых людей, которые уже пережили период юношеского пыла, и вступили в зрелось, сохранив чувство любви друг к другу. На аллегорическом уровне такое же отношение между возлюбленными осталось.

6-7. Соединение возлюбленных (народа и Б-га).

6. "Положи меня печатью на руку" - Согласно часто цитируемому мидрашу: "Бог накладывает тфилин. И в Его тфилин написано: "Народ Израиля - единственный народ". "Положи меня печатью" - обращение народа к Всевышнему с просьбой об объединении. И далее слова о том, что истинная любовь - это не только радость, но и тяжкие страдания. Но при этом любовь не может погаснуть и испытания не сломят ее, если конечно, это настоящая любовь. Здесь речь идет о том, что тяжкое испытание Изгнанием не погасило любви народа к Всевышнему.

"Все имущество, отданное за любовь" - Может быть, оправдание скромности построенного после возвращения в Сион Храма. У пророка Хагая описание выглядит так: "Кто из вас видел Первый Храм в его великолепии? - Ведь тот, который вы видите сейчас, вам кажется ничтожным" (2:3).

Что же касается чтения в Песах, то следует заметить, Песах - это не только праздник Исхода из Египта, Песах так это праздник-ожидание прихода Машиаха. Можно привести ряд деталей пасхальной Аггады для того, чтобы подтвердить это высказывание. Ограничимся одной: в конце праздничного ужина - седера Песах, ведущий открывает дверь и приглашает войти пророка Ильиягу. Как известно, книги пророкв завершаются следующими стихами:

ВОТ Я ПОСЫЛАЮ К ВАМ ПРОРОКА ИЛИЯГУ
ПЕРЕД НАСТУПЛЕНИЕМ ДНЯ ГОСПОДНЯ ВЕЛИКОГО И УЖАСНОГО.
И ОБРАТИТ ОН СЕРДЦА ОТЦОВ К СЫНОВЬЯМ И СЕРДЦА СЫНОВЕЙ К ОТЦАМ… (МАЛАХИ 3:23-24).

Может быть завершающие отрывки Песни Песен и следует воспринимать как ожидание возвращения той великой любви между Всевышним и Его народом и Его народом и Его Страной.