МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Пять свитков и книга Ионы"

Лекция 30. Свиток Эстер. Философия, стоящая за текстом

1. Особенности свитка Эстер – "сокрытие лика"
2. Свиток Эстер и библейский рассказ об Иосифе
3. Свиток Эстер и Амалек
Список контрольных вопросов

1. Особенности свитка Эстер – "сокрытие Лика"

В первую очередь бросается в глаза поразительный факт, что в свитке Эстер ни разу не упомянуто Имя Всевышнего. Причем в Свитке есть вполне немало мест, где упоминание Имени Всевышнего было бы весьма уместно, но автор Свитка избегает использовать его. Древние переводы во многих случаях не могли вынести такого положения дел и вставляли в свои переводы имена Всевышнего там, где считали, что без этого никак невозможно. Самым характерным примером является изменение, внесенное в греческий перевод, Септуагинту: вместо: "В ту ночь бежал сон от царя", ставится "В ту ночь Господь отнял сон у царя". Аналогичным образом поступают и еврейские переводы на арамейский.

И на самом деле, есть очевидные отрывки, где Имя Всевышнего должно было бы стоять. Например, Мордехай говорит Эстер: "Если ты промолчишь в это время, то спасение придет к евреям из другого места, а ты и дом твое отца погибнут. Кто знает, может быть ради такого времени, ты достигла царства?" (4:4) Религиозный подтекст этой речи очевиден. Ясно, что Мордехай, говоря о "спасении из другого места", подразумевает Всевышнего, так же, как и говоря о "ради такого времени ты достигла царства", подразумевает: "Это Всевышний вознес тебя, а не просто так". Точно так же, как в рассказе о "постах и молитвах" Эстер не упомянуто "кому молились", "кому адресован пост". Ведь очевидно, что речь идет о Создателе. Неслучайно, все древние переводы вставляют в уста Мордехая и Эстер молитвы Всевышнему – их наличие, вроде бы, упомянуто в тексте Свитка, но приводить их свиток тщательно обходит.

Понятно, что такое положение дел требует объяснения: каким образом книга, ни разу не упоминающая Всевышнего попала в список Священных книг? Самым принятым объяснением является ссылка на неоднократно встречающееся в Писании способ описания событий, лежащих в "двух плоскостях", либо иначе сформулировав ту же самую идею, "события с дублирующей [в "нижнем мире" и в "верхнем мире"] причиной". Имеется в виду, что события рассказываются таким образом, что мы видим только то, что происходит естественным образом, только то, что делают люди, руководствуясь собственными мотивами. Но на заднем, скрытом плане есть рука Провидения, управляющая событиями, ведущая все к поставленной цели. Примером такого рассказа в Писании является рассказ об Иосифе и его братьях (об этом ниже).

В нашем случае автор Свитка сознательно всячески скрывает действия Провидения, читатель должен сам угадать, что события неслучайны, что все события ведут к некой поставленной цели. Автор сознательно более двухсот раз употребляет в Свитке Эстер слово "царь", как бы неявно противопоставляя Царя небесного глуповатому персидскому царю. Мидраш мудрецов Талмуда говорит: "Там, где [в книге Эстер] упоминается "царь Ахашверош" речь идет об Ахашвероше, там же, где просто "царь", – речь идет о Царе Небесном". Иными словами, в книге Эстер действуют как бы два царя – земной и Небесный, но деятельность земного всем видна, тогда как деятельность Царя Небесного остается скрытой.

Этот характер книги Эстер описан следующим образом в мидраше Талмуда (Бавли, Хулин 139б): "Где [в Торе] упоминается книга Эстер? –[В стихе] "И Я совершенно скрою [hестер астир] лицо Свое в тот день за все зло, которое сделал Израиль…" (Втор. 31:18)". Созвучие слов "hестер астир" с именем "Эстер" составляет привязку к тексту. Но мысль здесь намного глубже, чем просто привязка Свитка Эстер к тексту Пятикнижия. Мудрецы Талмуда как бы говорят, что события книги Эстер связаны с "сокрытием лика Всевышнего". Для того чтобы правильно понимать высказывания мудрецов Талмуда надо всегда помнить, что в Талмуде ссылки на тексты Танаха даны в очень кратком виде, и часто следует внимательно прочесть весь отрывок, где приведены слова, стоящие в непосредственной цитате. Полностью текст Второзакония выглядит так:

16. И СКАЗАЛ БОГ… ПОДНИМЕТСЯ НАРОД ЭТОТ,

И РАСПУТНО СЛУЖИТЬ БУДЕТ ЧУЖИМ БОГАМ СТРАНЫ,

В КОТОРУЮ ОН ПРИДЕТ,

И ОСТАВИТ ОН МЕНЯ, И НАРУШИТ СОЮЗ МОЙ,

КОТОРЫЙ Я ЗАКЛЮЧИЛ С НИМ.

17. И ВОЗГОРИТСЯ ГНЕВ МОЙ НА НЕГО В ТОТ ДЕНЬ,

И ОСТАВЛЮ Я ИХ, И СОКРОЮ ЛИК МОЙ ОТ НИХ,

И БУДЕТ ОН ОТДАН НА РАСТЕРЗАНИЕ,

И ПОСТИГНУТ ЕГО МНОГИЕ БЕДЫ И НЕСЧАСТЬЯ,

И СКАЖЕТ ОН В ТОТ ДЕНЬ:

"НЕ ПОТОМУ ЛИ, ЧТО НЕТ ВСЕСИЛЬНОГО МОЕГО СРЕДИ МЕНЯ,

ПОСТИГЛИ МЕНЯ БЕДЫ ЭТИ?".

18. А Я СОВЕРШЕННО СОКРОЮ ЛИК МОЙ В ТОТ ДЕНЬ ЗА ВСЕ ЗЛО,

КОТОРОЕ ОН СДЕЛАЛ, КОГДА ОБРАТИЛСЯ К БОГАМ ИНЫМ.

То есть мидраш говорит о бедах и несчастиях в чужой стране в день "сокрытия лика Всевышнего" в наказание за отступление от заветов Торы. Но мидраш Талмуда, на самом деле, еще глубже. Он подразумевает вторые значения названия "Свитка Эстер": "МЕГИЛАТ ЭСТЕР" – первое слово можно образовать от глагола ГЛh "раскрывать", второе – от "сетер" – "сокрытие", то есть Свиток Эстер это еще "Раскрытие Сокрытого". Мудрецы Талмуда как бы утверждают, что сам текст Свитка Эстер призван научить нас видеть в сцеплении на первый взгляд случайных событий скрытый ход Провидения. В этом смысле автор "злостно" избегает всякого упоминания Имени Всевышнего – именно для того, чтобы читатель раскрыл Его сам. Получается, что мысль автора Свитка Эстер не самая тривиальная: в жизни мы видим внешнюю канву событий – в наше время точно так же, как во времена, когда происходили события книги Эстер. Всевышний тогда не сообщал свою волю через пророков, Его воля на земле проявляется через действие, через сцепление событий, и долг всякого религиозного человека читать книгу своей жизни, усматривая за ней руку Всевышнего. К этой морали ведет все содержание книги Эстер, причем в качестве литературного приема автор пользуется "злостным" избеганием упоминания Бога.

2. Свиток Эстер и библейский рассказ об Иосифе

Совпадение некоторых важных сюжетных ходов рассказа об "Иосифе в Египте" с рассказом книги Эстер бросаются в глаза: и там и там герои оказываются вне Страны Израиля – Иосиф в Египте, а Эстер и Мордехай в Персии. И там и там герои возносятся на небывалую высоту – Иосиф становится вице-фараоном, Эстер – царицей, Мордехай – вторым лицом в государстве. И там и там герои спасают страну своего пребывания – Иосиф от голода, Мордехай спасет царя от заговора телохранителей. И там и там герои спасают свой народ – Иосиф от голода, Эстер от уничтожения.

Совпадения не ограничиваются только основными сюжетными ходами, они затрагивают и второстепенные детали. Иосифа называют "Иосифом прекрасным" (и Тора подчеркивает его красоту), и также про Эстер Свиток говорит "прекрасная видом". Мудрость Иосифа, проявленная в советах фараону, позволила ему подняться ему на высокий пост, и точно такую же роль сыграла мудрость Эстер, которая стала царицей благодаря тому, что она действовала в соответствии с советами главного евнуха гарема. В обоих рассказах доброе дело героя забывается на некоторое время (разгадка сна виночерпия в рассказ об Иосифе и спасение царя от заговора в свитке Эстер), чтобы потом этот поступок оказался решающим. В обоих рассказах вешают царедворца (хлебодара в рассказ об Иосифе и Амана в свитке Эстер). Список второстепенных сюжетных деталей, совпадающих в обоих рассказах можно продолжить.

Все эти совпадения неслучайны. Литературный анализ показывает, что автор свитка Эстер активно пользовался текстом рассказа книги Бытия об Иосифе и его братьях, сознательно строя аллюзии на него. В Свитке Эстер имеется огромное число стихов, повторяющих в мелких деталях рассказ об Иосифе. Приведем только один из нескольких десятков примеров повторения оборотов рассказа об Иосифе в Свитке Эстер. В рассказе об Иосифе:

снял фараон перстень со своей руки и надел его на руку Иосифа. И одел его в одежду из виссона и возложил ему на шею золотую гривну. И усадил его на вторую [по значению] колесницу и кричали перед ним "Ура!" (Быт 41:42-43).

снял царь свой перстень… и передал его Мордехаю" (Эст. 8:2)

"И взял Аман наряд и коня и одел Мордехая и посадил его на коня на площади и кричал перед ним: "Так поступают с тем, кого царь хочет отличить!" (Эст. 6:11)

Понятно, что такая связка требует объяснений: зачем автору Свитка понадобилось выстраивать параллель событий Пурима к событиям Иосифа в Египте? Конечно, можно сказать, что автор пытается сказать, что история повторяется, и "то, что происходило с праотцами, повторится с сыновьями". То есть, еврейская история – это не цепочка случайностей, но цепь, выстроенная Всевышним.

Эта идея, очевидно, проводится в ряде рассказов Танаха. Но все же нам хочется добавить к этому следующее: история о попадании Иосифа в Египет, о его возвышении и спасении братьев точно так же выстроена в соответствии с принципом "дублирующей мотивировки", когда за внешними действиями людей скрывается Провидение. Рассказ об Иосифе так же отличается отсутствием в нем упоминаний имен Всевышнего в повествовательной части (только сам Иосиф упоминает Бога). Простой пример:

Иосиф отправляется на поиски братьев в район Шхема. Придя на место, он не находит братьев. Далее Писание рассказывает (37:15-17):

15. И ЗАМЕТИЛ ЕГО КТО-ТО, ЧТО ВОТ ОН БЛУЖДАЕТ ПО ПОЛЮ.

И СПРОСИЛ ЕГО ЧЕЛОВЕК ЭТОТ, ГОВОРЯ: "ЧЕГО ИЩЕШЬ ТЫ?".

16. И СКАЗАЛ ОН: "БРАТЬЕВ МОИХ ИЩУ Я;

СКАЖИ МНЕ, ГДЕ ОНИ ПАСУТ?".

17. И СКАЗАЛ ЧЕЛОВЕК: "ОНИ ДВИНУЛИСЬ ОТСЮДА,

ИБО Я СЛЫШАЛ, КАК ГОВОРИЛИ:

ПОЙДЕМТЕ В ДОТАН".

И ПОШЕЛ ЙОСЕФ ЗА БРАТЬЯМИ СВОИМИ,

И НАШЕЛ ИХ В ДОТАНЕ.

Уже Мудрецы Талмуда обратили внимание на нехарактерную для Писания длинноту в описании этой встречи. Понятно, что все это можно было сказать короче, да и вообще опустить – в сущности, какая нам разница, каким образом Иосиф дошел до места стоянки братьев? Но Писание, сосредоточив наше внимание этой, на первый взгляд, несущественной детали, хочет сказать: Иосиф не мог не встретится с братьями, эта встреча была неизбежна просто потому что Иосиф не мог не попасть в Египет. Ученые Талмуда пишут: "Этот человек [с которым Иосиф встретился в поле] был посланцем Всевышнего". Иными словами, рассказ про Иосифа – это рассказ о том, как Всевышний плетет нить истории: через случайные встречи, через преступление (братья продают Иосифа в рабство), через совершенно посторонние намерения различных людей. Ничего не случайно. Только эту неслучайность надо уметь увидеть.

В рассказе про Иосифа сам Иосиф раскрывает понимание того, что произошедшее с ним не случайно (50:20):

"ВЫ ДУМАЛИ ПРИЧИНИТЬ МНЕ ЗЛО,

НО БОГ ЗАДУМАЛ ЭТО КАК ДОБРО,

ЧТОБЫ ПРОИЗОШЛО ТО, ЧТО ОСУЩЕСТВЛЕНО СЕГОДНЯ,

ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ЖИЗНЬ НАРОДУ МНОГОЧИСЛЕННОМУ".

Итог сказанному прост: оба рассказа посвящены неслучайности событий истории. Оба учат тому, что за событиями стоит Тот, Кто ими управляет.

3. Свиток Эстер и Амалек

Отрывок из статьи в книге "Пурим" изд-ва "Маханаим". Статья основана на материалах "Сефер hа-Тодаа" и "Мегилат Эстер Арт Скролл", излагающих нам историосорскую концепцию Талмуда. При чтении этого материала надо иметь ввиду замечание о буквальном и небуквальном понимании мидрашей Талмуда, приведенное в предыдущей лекции, п. 6.

"…История Пурима представляет собой один из эпизодов войны Израиля с Амалеком - войны, которая началась с возникновением обоих народов и закончится лишь в Конце Дней. Первое их столкновение описано в книге Исход (17:8-16):

"И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим. И сказал Моисей Иеhошуа: выбери нам мужей и пойди сразись с Амалеком; завтра я буду стоять на вершине холма с посохом Божьим в руке моей. И сделал Иеhошуа, как сказал ему Моисей о сражении с Амалеком; а Моисей, Аарон и Хур взошли на вершину холма. И было, как поднимет Моисей руку свою, одолевал Израиль; и как опустит руку свою, одолевал Амалек. Но руки Моисея отяжелели; и взяли они камень, и подложили под него, и он сел на него, а Аарон и Хур поддерживали руки его, один с одной, другой с другой стороны, и были руки его тверды до захождения солнца. И низложил Иеhошуа Амалека и народ его острием меча. И сказал Господь Моисею: запиши это на память в книгу и внуши Иеhошуа, что Я совершенно сотру память Амалека из-под неба. И построил Моисей жертвенник, и нарек имя ему "Господь - Нисси" (Господь - чудо/знамя мое). И сказал он: вот рука на престоле Господа, что война у Господа против Амалека из рода в род".

И поскольку Пурим считается одной из культинаций столкнования Израиля с Амалеком, то в Субботу перед Пуримом, кроме обычного недельного раздела Торы, читают еще и отрывок "Помни, что сделал тебе Амалек". Этот отрывок так важен, что сама Суббота перед Пуримом называется Шабат Захор - "Суббота "Помни!". Вот этот отрывок (Второзаконие 25:17-19):

Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Бога. И вот, когда успокоит тебя Господь, Бог твой, от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из под небес; не забудь.

Такова заповедь Торы, обращенная к каждому еврею: хранить в своем сердце ненависть к Амалеку и его потомству, вспоминать об их злодеяниях и рассказывать детям своим и всему своему поколению о том, что сделал он при выходе нашем из Египта; до того, как истребится память о нем из мира и сотрется имя его, и не останется из его потомков никого уцелевшего: ни мужчины, ни женщины, и ни одной вещи, называющейся его именем.

Чтобы выполнить эту заповедь, т.е. чтобы вспомнить вслух о злодеяниях Амалека, установили Мудрецы ежегодное публичное чтение отрывка "Помни" по свитку Торы, и это чтение происходит в Субботу перед Пуримом, поскольку Аман есть потомок Амалека. Если человек болен и не может прийти в синагогу, то ради выполнения этой заповеди Торы разрешено даже специально принести к нему домой из синагоги Свиток Торы, что не разрешается делать ради обычного субботнего чтения.

Тора учит нас милосердию и состраданию. Одна из ключевых ее заповедей "Возлюби ближнего своего как самого себя" (Левит 19:18). Даже по отношению к врагам (например, к египтянам) Тора ни в коем случае не призывает их ненавидеть. Тем не менее, заповедь об Амалеке предписывает нам прямую ненависть, и Писание сообщает нам, что царю Шаулю было заповедано убить всех амалекитян и уничтожить все их имущество. Почему об Амалеке установлен столь суровый закон?

Мы можем сказать, что только Всевышний знает истинную сущность любого человека и его будущее, и только Он вправе отнять у человека жизнь, которую дал ему, поскольку Ему принадлежат жизнь и смерть, - и только Он имеет право издать закон, кажущийся нам жестоким. В этом смысле мы лишь орудие в его руке. В наше время закон о необходимости убить амалекитянина неприменим: сейчас нет людей, о которых было бы точно известно, что они происходят от Амалека, – однако отдельные амалекитяне, рассеянные в других народах, живут и сегодня (и, может быть, критерием к их "выявлению" является ситуация, когда враги евреев стремятся убить евреев не ради своей выгоды, а исключительно из-за ненависти к еврейскому народу). Как и прежде, жива идеология Амалека, и потому закон о ненависти к нему остается в силе.

Чтобы понять смысл этого закона и его глубокую связь с Пуримом, сначала рассмотрим, что представляет собой Амалек и каковы его взаимоотношения с Израилем. Первый Амалек, родоначальник амалекитян, был сыном Элифаза – первенца Эсава и его рабыни Тимны. При этом сама Тимна родилась от связи Элифаза с матерью Тимны, которая была в то время женой царя Сеира. То есть Амалек происходит от союза, который представлял собой одновременно прелюбодеяние и кровосмешение (см. главу 36 книги Бытие, комментарий Раши).

"Сказал Эсав Амалеку: "Сколько раз я пытался убить Яакова, но не был дан он в мою руку. Теперь ты направь мысль свою, чтобы осуществить мою месть!". Ответил Амалек: "Как смогу я одолеть его?". Сказал Эсав: "Расскажу я тебе о законах их [которие Бог дал им], и когда увидишь, что пренебрегают они ими, тогда нападай" (Мидраш).

Сильна ненависть Амалека к Израилю, ее нельзя даже уподобить обычной враждебности к евреям злодеев всего мира. Ибо ненависть амалекитян постоянна, она не утихает ни на миг, ее нельзя смягчить ни подкупом, ни компромиссом. Когда другие народы поднимаются против евреев, то, ощутив на себе карающую руку Бога, они на время оставляют евреев в покое. Но Амалек, даже когда он видит чудеса, призванные воздать злом врагам евреев за причиненное ими зло, и даже когда он знает, что от войны будет ущерб ему самому, – он все равно идет воевать. Потому что сам Амалек, весь его народ и все его потомство добиваются не блага для себя, но лишь уничтожения евреев; у них нет никаких иных ценностей, кроме ненависти к Израилю, и в жизни их нет никакого иного содержания, кроме войны с евреями.

Сказано в пророчестве Билама (Валаама): "Первый из народов Амалек, но конец его - гибель" (Числа 24:20).

Амалек стремился к господству над миром, Израиль же - препятствие для него на этом пути. Амалек ведет свое происхождение от Авраама (через Эсава и Элифаза) и он хочет по-своему унаследовать центральную роль Авраама среди народов мира. Но для этого ему необходимо избавиться от истинных потомков Авраама, его наследников не только по крови, но и по духу - от Израиля. Цель Амалека - уничтожить свет, который несет Израиль, и распространить в мире тьму.

Когда Израиль вышел из Египта, то все окрестные народы трепетали, видя крушение сильнейшей в том мире Египетской империи. Никто не осмеливался напасть на евреев. Но Израиль шел получать Тору, и Амалек не мог этому не воспрепятствовать. Ради войны с евреями он дошел даже до Рефидим, очень и очень далеко от места, своего обычного проживания (описание в Торе сражения у Рефидим мы приводили выше).

Израиль - источник святости в мире; Амалек - источник нечистоты. Все остальные народы находятся между этими двумя полюсами. Судьба мира – то есть обращение народов мира к Всевышнему, их духовное исправление и установление Царства Бога на земле или же отрицание всего этого – зависит от того, какой из двух полюсов окажется сильнее. Все народы мира имеют в своих душах склонность к добру, и они могут рано или поздно достичь святости. Амалек же в принципе не может этого сделать, в его душе вообще нет основы добра, она вся есть зло и нечистота. Уничтожение Амалека - это залог (и в каком-то смысле даже синоним) обращения народов мира к святости. Поэтому Тора говорит: "Война у Господа с Амалеком из рода в род". И в этом смысле следует понимать заповедь, данную Израилю: "Сотри память об Амалеке из-под небес, не забудь!".

И вот еще в каком аспекте Амалек есть полная противоположность Израиля: сказано об Израиле: "Вот народ, который живет отдельно и между народами не числится" (Числа 2З:9). Амалек же растворился среди народов мира, чтобы разжигать их ненависть к Израилю, стремясь тем самым хоть таким образом стать "первым из народов".

Очень важно отметить, что описание состояния евреев перед первой войной с Амалеком (Исход 17:7) заканчивается словами сомнения "есть ли Господь среди нас, или нет?". Сомнение евреев в Божественном присутствии среди них предшествовало и всем остальным войнам с Амалеком. В этом сомнении и черпает Амалек свои силы в борьбе с евреями. У нечистоты нет собственного источника существования, она питается из "отбросов сил святости". Силы евреев исходят непосредственно из источника святости в мире. Когда они отступают от путей, которые Бог заповедал евреям в Своей Торе, то эти силы превращаются в "отбросы", питающие нечистоту. Только тогда нечистота может побеждать! На это указывает сам выбор Амалеком места для войны: "И пришел Амалек и воевал с Израилем в Рефидиме". Название "Рефидим" толкуется как "Рифьйон ядаим" – буквально "ослабление рук" евреев в следовании Богу. Т.е. Амалек последовал совету Эсава, сказавшего: "Нападай, когда увидишь, что они не выполняют свои законы".

Сказано в Талмуде (Трактат Рош hа-Шана, 29а): "Разве руки Моисея выигрывали или проигрывали войну?! Но это говорит тебе, что когда Израиль обращает свои взоры к Небу и подчиняет сердце Богу, то он побеждает Амалека, а если нет, то падает перед ним".

При первом появлении Амана в Свитке Эстер (3:1) сказано: "После этих событий возвысил царь Ахашверош Амана, сына Амдаты, Агагитянина...". Аман, поставивший своей целью уничтожение евреев, был потомком Агага, царя амалекитян времен войны царя Шауля (Саула) с Амалеком. Первая Книга Шмуэля (гл. 15) рассказывает нам о том, как пророк Шмуэль (Самуил) послал царя Шаула (Саула) воевать с амалекитянами и о том, какие события при этом произошли:

"И сказал Шмуэль Шаулу: меня послал Господь помазать тебя на царство над народом Его, над Израилем, а теперь прислушайся к голосу речей Господних. Так сказал Господь Воинств: помню Я, что сделал Амалек Израилю, как он противостоял ему на пути при выходе его из Египта. А теперь иди и порази Амалека; и истребите все, что у него; и не щади его, а предай смерти от мужа до жены, от ребенка до грудного младенца, от вола до агнца, от верблюда до осла. И созвал Шаул народ, и насчитал их в Телаиме двести тысяч пеших и десять тысяч мужей из колена Иеhуды. И дошел Шаул до города Амалекова, и воевал в долине. И сказал Шаул кенийцам: уйдите, выйдите прочь из среды амалекитян, чтобы мне не погубить вас вместе с ними; ты же сделал добро всем сынам Израиля при выходе их из Египта. И ушел кениец из среды Амалека. И поразил Шаул Амалека от Хавилы до дороги в Шур, что пред Египтом. И захватил Агага, царя Амалекова, живым, а весь народ истребил острием меча. Но Шаул и народ пощадили Агага и лучших овец, и крупный скот, и скот второго приплода, и тучных овнов, и все хорошее, и не захотели истребить их, а все малоценное и худое истребили. И было слово Господа к Шмуэлю такое: Сожалею Я, что поставил Шаула царем, ибо он отвратился от Меня и слов Моих не исполнил. И прискорбно было Шмуэлю, и взывал он к Господу всю ночь. И встал Шмуэль рано утром для встречи с Шаулом; и было сказано Шмуэлю так: Шаул пришел в Кармель, и вот, он готовит себе место (для раздела добычи), а потом он обернулся и ушел, и спустился в Гилгал. И пришел Шмуэль к Шаулу, и сказал ему Шаул: благословен будь ты у Господа; исполнил я слово Господа. И сказал Шмуэль: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание крупного скота, которое я слышу? И сказал Шаул: от амалекитян пригнали их, так как пощадил народ лучшее из мелкого и крупного скота, чтобы жертвовать Господу, Богу твоему; а остальное мы истребили. И сказал Шмуэль Шаулу: подожди, и расскажу я тебе, что говорил мне Господь этой ночью. И сказал ему тот: говори. И сказал Шмуэль: хотя ты и не велик в собственных глазах, но ты глава колен Израилевых, и Господь помазал тебя на царство в Израиле; И послал тебя Господь в путь, и сказал: "Иди и разгроми этих злодеев амалекитян, и воюй с ними до полного их уничтожения". Почему же не послушался ты гласа Господня, а устремился к добыче и зло совершил пред очами Господа? И сказал Шаул Шмуэлю: ведь слушался я гласа Господа и пошел в путь, в который послал меня Господь, и привел Агага, царя Амалека, а амалекитян я разгромил. Но взял народ лучшее из добычи, из мелкого и крупного скота, из заклятого, чтобы принести в жертву Господу, Богу твоему, в Гилгале. И сказал Шмуэль: неужели всесожжения и жертвы (столь же) желанны Господу, как послушание гласу Господа? Ведь послушание лучше жертвы; повиновение лучше тука овнов. Ибо грех неповиновения это как знахарство, и противление это как идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, – за это и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем. И сказал Шаул Шмуэлю: согрешил я, что преступил повеление Господа и слова твои, так как боялся я народа и послушался голоса его. Теперь же прости грех мой и возвратись со мною, и поклонюсь я Господу. И сказал Шмуэль Шаулу: не возвращусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа и Господь отверг тебя, чтобы не быть тебе царем над Израилем. И повернулся Шмуэль, чтобы уйти. Но ухватился тот за полу верхней одежды его, и она порвалась. Тогда сказал ему Шмуэль: [как разорвалась эта одежда – так] сегодня отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, который лучше тебя. А Сильный Израиля не солжет и не раскается, ибо не человек Он, чтобы раскаяться. И сказал тот: я согрешил, но теперь почти меня, прошу, пред старейшинами народа моего и пред Израилем, и возвратись со мною; и поклонюсь я Господу, Богу твоему. И возвратился Шмуэль за Шаулом, и поклонился Шаул Господу. И сказал Шмуэль: приведите ко мне Агага, царя Амалека. И подошел к нему Агаг в оковах; и сказал Агаг: пришла ко мне горечь смерти. И Шмуэль сказал: как меч твой жен лишал детей, так мать твоя среди жен лишится сына. И рассек Шмуэль Агага пред Господом в Гилгале. И пошел Шмуэль в Раму, а Шаул отправился в дом свой, в Гиву Шаулову. И не видел больше Шмуэль Шаула до самого дня смерти своей, ибо горевал Шмуэль о Шауле; и Господь сожалел, что поставил Шаула царем над Израилем".

Как только Шауль был помазан на царство, Бог приказал ему начать войну с Амалеком. Будущему царю Давиду исполнилось к этому времени двадцать восемь лет, он не был уже подростком-пастухом, как мы это иногда неверно представляем себе. И все же в выборе царя Шаулю было оказано предпочтение как лучшему из сыновей Израиля. В качестве испытания ему было велено закончить дело, начатое Моисеем и Иеhошуа за четыреста тридцать восемь лет до него: истребить Амалека окончательно, истребить даже скот его. Шауль сказал себе: "Если смерть даже одного единственного человека - несчастье, то истребление целой нации - это трагедия! Даже если люди являются злодеями, то чем же грешен скот их?". Вопросы эти логичны. Мы могли бы задать их и сегодня. Праведный Шауль попал в ловушку, которая стоила ему трона, а еврейскому народу – множества несчастий в его истории. Он заменил ясно высказанное ему Божественное понимание добра своим, решив, что может быть милосерднее, чем Всевышний. Он напал на Амалека и одержал победу, но не выполнил заповеди, данной ему Богом, не уничтожил всех амалекитян, их скот и имущество. Шауль и его люди пощадили одного человека. Это был царь Агаг, повелитель народа, несущего зло. Шауль решил, что лучше поработить Агага; он также сохранил имущество амалекитян, не понимая того, что война с Амалеком – это не только "милхемет мицва" – война во исполнение заповеди, но и "милхемет хорма" – война на полное уничтожение. Шауль считал, что имущество Амалека можно использовать на добро. Но суть Амалека как раз и заключается в том, что в нем вообще отсутствует искра святости, поэтому ничто, связанное с ним, не может послужить добру. Единственное, что можно с ним сделать - это полностью его уничтожить. Пророк Шмуэль на следующий день собственноручно убил Агага, но за эту ночь, как рассказывает нам агада, Агаг успел зачать сына, и царский род Амалека не пресекся. Через много лет Аман, потомок Агага, родившийся благодаря ложному милосердию Шауля, вступил на арену еврейской истории. Так человеческое милосердие, противопоставленное Божественному, навлекло на евреев угрозу того уничтожения, которое должно было постигнуть Амалека.

Причудливо выглядит ткань еврейской истории. Часто лишь по прошествии сотен лет мы различаем связь причин и следствий, окружающих каждое событие. Мы обнаруживаем закономерности и постепенно учимся понимать те уроки, которые терпеливо преподает нам Создатель.

Мордехай и Эстер, отдаленные потомки семьи царя Шауля, столкнулись с задачей, которая стояла в свое время перед самим Шаулем и не была им решена. Среди предков Мордехая и Эстер был человек, жизнь которого была спасена истинным милосердием, проявленным царем Давидом. Когда мятежный сын Давида Авессалом восстал против него и изгнал Давида из Иерусалима, то Шими бен Гера - пророк из рода царя Шауля, не примирившийся с заменой династии Шауля на царство Давида, встретил в пути бежавшего царя камнями и сквернословием. Он заслуживал смертного приговора как мятежник, и свита Давида просила разрешения казнить Шими. Однако, Давид не позволил этого сделать. Даже в тот мучительный и горький для него час милосердие не оставило его: "Оставьте его, пусть проклинает, верно, так повелел ему Господь... И шел Давид и люди его дорогою, а Шими... злословил, и бросал камни в него, и осыпал его землей" (Шмуэль II, гл. 16).

Есть два рода милосердия - истинное, дающее жизнь Мордехаю, и ложное, дающее жизнь Аману".


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Почему можно утверждать, что отсутствие упоминаний Всевышнего в книге Эстер не случайно?



КВ-2. Что "раскрывает" Мегилат Эстер?



КВ-3. Что такое "рассказ с дублирующей причиной"?



КВ-4. Почему можно утверждать, что автор Свитка Эстер пользовался рассказом про Иосифа из книги Бытия?



КВ-5. Почему Амалек стал символом ненависти к народу Израиля?



КВ-6. Почему в мидрашах утверждается, что Аман потомок Амалека?



КВ-7. В каком смысле и почему, согласно мидрашу, Мордехаю пришлось продолжить дело Шауля?