МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Еврейские праздники: галаха, агада и философия"

Курс лекций "Основные идеи еврейских праздников"для "продвинутых"

Лекция 6. Суккот.

Мы предполагаем, что до чтения этой и следующих лекций этого курса вы изучили соответствующие лекции в курсе "Основные идеи еврейских праздников".

Эта лекция является продолжением Лекции 6. Суккот.

  1. Источник в Торе.
  2. Названия праздника и их значения
  3. Основные идеи праздника.
  4. Взаимосвязь праздников.
  5. Основные заповеди и традиции.
  6. Философские идеи праздника.
    1. Урок дырявой крыши.
    2. "Жить в сукке"
    3. Четыре вида растений
    4. Общечеловеческое и общенациональное.
    5. Бог раскрывается миру в национальной истории
    6. Шалаш как символ непрочности.

1. Источник в Торе.

См. статью "Источники" в предыдущем курсе лекций.

2.Названия праздника и их значения.

1. "шалош регалим" , "зман симхатейну" - "время нашей радости" Цикл, включающий три еврейских праздника, сопровождавшихся в эпоху Храма обязательным паломничеством в Иерусалим ("шалош регалим"), начинается весной в Песах и завершается осенью Суккотом. Эти праздники связанны с Исходом из Египта, Дарованием Торы и сорокалетними скитаниями сынов Израиля по пустыне. В Эрец-Исраэль они имеют также сельскохозяйственное значение, поскольку совпадают по времени с уборкой ячменя в Нисане-апреле, сбором первых плодов (Сиван-июнь) и уборочной страдой на полях и виноградниках (Тишрей - октябрь/октябрь). Между духовным и природным (сельскохозяйственным) аспектами этих праздников существует тесная связь. Эта связь напоминает нам о том, что подлинным источником всех событий и всех богатств является Б-г, Творец вселенной. Весной мы отмечаем праздник Свободы, установленный в память о нашем Исходе, когда мы вышли из рабовладельческого Египта и стали свободным народом. В период созревания урожая мы празднуем Дарование Торы ("Матан-Тора"), ибо в тот день - 6 сивана - мы стали "светочем" для всех народов, носителями высшей Б-жественной истины. Наконец, Суккот завершает цикл роста и мужания, ибо в то время мы покинули пустыню и начали готовиться к вступлению в Землю обетованную. Праздник Суккот называется "зман симхатейну" - "время нашей радости". Он отмечается семь дней - с 15 по 21 Тишрея. Восьмой день - 22 Тишрея - отдельный праздник, называемый Шмини-Ацерет. Тогда же мы празднуем Симхат-Тора, символизирующий возобновление годичного цикла чтения Торы. (В диаспоре Шмити-Ацерет отмечается на восьмой день, а Симхат-Тора - на девятый).

2. Хаг а-суккот. Праздник шалашей. В Торе сказано: "В пятнадцатый день седьмого месяца - праздник Суккот, семь дней - Б-гу" (Ваикра, 23:34). И далее: "В шалашах живите семь дней; все жители Израиля должны жить в шалашах. Дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил я сынов Израиля, когда вывел их из страны Египетской..."(23:42,43).
Этот праздник напоминает еврейскому народу о его странствиях в пустыне после выхода из рабства. Это был период национального и духовного освобождения перед вступлением в Эрец-Исраэль. Духовная сущность Израиля сформировалась в пустыне; там мы получили Тору. Даже после скитаний, прийдя на родину - в Страну Израиля, мы будем помнить тяготы сорокалетней жизни в пустыне и милость Всевышнего, "который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи ядовитые и скорпионы, где жажда и нет воды; извлек для тебя воду из скалы кремнистой, кормил тебя в пустыне маном, которого не знали твои отцы" (Дварим, 8:15,16).
Сукка - напоминание о нашей свободе. Тора заповедует нам жить в сукках семь дней. Мы покидаем наши дома и поселяемся во временных жилищах во исполнение воли Творца, выраженной в Его Торе. У этой заповеди есть две главные причины - историческая и этическая.

3. "Хаг а-асиф". Праздник уборки урожая. Суккот называют также "хаг а-асиф", праздником урожая. В Торе говорится: "Праздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из винодельни твоей." (Дварим, 16:13).
Почему мы веселимся в "Хаг а-асиф"? Нет более естественной радости, чем радость урожая. Мы тяжело трудились весь год и теперь собираем плоды своего труда - зерно и фрукты. Тора соединяет эту радость с радостью исполнения заповеди, радость материальную с духовной. Сельскохозяйственный цикл начинается в Израиле с зимних дождей ("малкош"), которые размягчают землю, готовя ее к посевной страде. Весной, в дни Песаха, проводится первая жатва (уборка ячменя). Через два месяца наступает лето. Именно в это время, к празднику Шавуот поспевают пшеница и фрукты. Крестьяне продолжают собирать урожай, они молотят, просеивают зерно, закладывают его в закрома. Работа завершается в октябре, к празднику Суккот. Суккот - время, когда урожай собран и помещен в амбары и зернохранилища. Это чувство надежности, обеспеченности на весь предстоящий год, "уверенность в завтрашнем дне" дают нам повод для радости и веселья.

Контрольные вопросы

КВ-1. Почему название праздника "Зман симхатейну" перекликается с его остальными названиями?

3.Основные идеи праздника.


Прочитайте статью Х. Донина "Суккот":

А. сукка

Сукка - это шалаш, хижина, временная постройка, подобная тем, в которых жили наши предки во время сорокалетних странствий по пустыне после Исхода из Египта. "...В шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской" (Вайикра, 23:43). Праздник Сукот и является напоминанием об этом важном периоде истории еврейского народа, однако его значение не исчерпывается и не ограничивается одними только историческими ассоциациями. Основная идея праздника - глубокая вера в Б-жественное Провидение. Все случившееся с евреями в пустыне укрепляет веру в то, что Всевышний никогда не оставит Свой народ. Эта вера выражается в обряде постройки суки - хижины с не защищающей от непогоды кровлей, в которую еврей должен переселиться на всю праздничную неделю. Идея вечной благодарности Всевышнему, которой мы преисполнены за все, что Он делает для нас, подчеркивается выбором времени праздника. Недаром он совпадает с последней жатвой, "когда уберешь с гумна своего и из давильни своей" (Дварим, 16:13). Это время как нельзя лучше подходит для выражения благодарности Всевышнему, заботящемуся о нуждах людских. Поэтому Тора называет Сукот "праздником собирания [плодов] " - хаг гаасиф. В сидуре он именуется также зман симхатейну ("временем нашего веселья") - в соответствии с трижды упомянутым выражением Торы: "...и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней".

Б. четыре вида растений

Еще одной характерной чертой праздника Сукот является благословение над четырьмя видами растений. Лулав (пальмовую ветвь), гадасим (три веточки мирта) и аравот (две веточки ивы) связывают вместе в один пучок и держат в правой руке, а этрог (плод дерева из рода цитрусовых) - в левой и произносят благословение.
Чтобы мы могли лучше и полнее выразить свою благодарность Творцу за богатый урожай, Тора заповедует нам сделать "букет" из этрога (цитрона), лулава (пальмовой ветви), адаса (мирта) и аравы (речной ивы). Объясняя эту заповедь, рабби Меир Злотовиц говорил: "мы берем самый приятный плод Страны Израиля, ветви с самым благоуханным запахом, самые красивые листья, а также лучшие травы и ивовые ветви, растущие у ручья" (см. "Суккот - его значение, законы и молитвы", стр.55). Он добавляет, что "арба миним" обладают также следующими достоинствами:
Мудрецы Талмуда установили особый порядок вознесения этих растений ("нетилат-лулав") - их надо протягивать, слегка потряхивая, в шесть сторон: на север, запад, юг, восток, вверх и вниз. Эти движения символизируют наше признание того факта, что Б-г всеведущ, что Он присутствует в любой точке вселенной. Каждый день Суккота (кроме шаббата) мы совершаем "нетилат-лулав", держа этрог в левой руке, а "букет" из трех других растений - в правой руке, причем руки и растения должны быть соединены.

В. шмини-ацерет и симхат-тора

Завершающий восьмой день Сукот (в диаспоре восьмой и девятый дни) считается самостоятельным праздником и называется Шмини-Ацерет ("восьмой день собрания"). Всевышний, говорят мудрецы, подобен царю, пригласившему своих детей на пир, который должен продлиться определенное число дней. Когда же приходит время расставанья, царь говорит: "Дети мои, у меня к вам просьба. Задержитесь еще на один день, мне так жаль расставаться с вами". Подобно Сукот, Шмини-Ацерет также именуется в сидуре "временем нашего веселья".
В этот день сукой не пользуются и благословение над этрогом и лулавом не произносят. Поскольку в Шмини-Ацерет завершается годовой цикл еженедельных чтений Торы, этот день называют также Симхат-Тора - "радость Торы" (в диаспоре так называют только второй день). Это, пожалуй, самый веселый праздник в году. Вечером и утром молящиеся семь раз обходят биму со всеми свитками Торы в руках. Люди веселятся, поют и танцуют. В синагогах принято в этот день вызывать к Торе всех присутствующих, даже маленьких детей.

Контрольные вопросы

КВ-2.Каким образом сукка выражает основную идею праздника?

КВ-3.Чем связаны и как отличаются праздники Суккот и Симхат Тора?

4. Взаимосвязь праздников.

Прочитайте статью П.Полонского "Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора":
…три аспекта празднования: первый - радость шалашей: она - в переходе от опоры на материальный мир к опоре на Бога; второй - единство: единство евреев внутри народа и взаимоотношения евреев с миром; третий - радость воды-Торы, которая сначала выражается в нашей благодарности за дарования Торы и воды, а затем - в нашей просьбе дать дождь и в радости жизни по Торе. Все вместе - "празднование веселья нашего" - состоит, как мы уже говорили, из двух частей: собственно Суккота, длящегося семь дней, и Шмини Ацерета, длящегося в Земле Израиля один день, а в диаспоре два дня. Это два отдельных Праздника со своими различными законами, однако они примыкают друг к другу и связаны общими идеями. Шмини Ацерет относится к Суккоту, как Шавуот к Песаху. В Песах евреи удостоились физической свободы и видел множество чудес. Казни египетские, чудеса и знамения побудили евреев к вере и страху перед Богом. За 50 дней этот страх укрепился в их сердце, и тогда в Шавуот евреи получили Тору на Синае. Синайское откровение также сопровождалось величественными и ужасными явлениями. Мы видим, что Синайский Завет - завет "страха перед Богом".
Перед Суккотом, в Йом Кипур, евреи очищаются от грехов. В Суккот Израиль уходит в шалаши и тем очищается от йецер hа-ра - дурных побуждений - т.е. путем соблюдения заповеди он получает не внешнюю, но внутреннюю свободу, свободу от желания сделать зло. И поэтому в евреях пробуждается любовь к Богу. В Суккот - время наивысшей радости - евреи заключают с Торой завет любви.
Как известно, в еврейском календаре есть четыре различных "начала года". Рош hа-Шана в Тишри - начало для счета годов. Началом для счета праздников является месяц Нисан. Т.е. первый Праздник в году - это Песах, за ним следует Шавуот, а после - Суккот со Шмини Ацеретом и Симхат Торой. В этой последовательности можно увидеть, как разворачивается идея связи человека с Богом: от страха перед Ним, от Богобоязненности к любви к Богу, к единению с Ним и с Его замыслом через путь Торы. Одного страха перед Богом недостаточно, если он не сопровождается любовью. Но и любви недостаточно, если она не подкрепляется страхом. Любовь и Богобоязненность дополняют друг друга.
Можно считать любовь более высокой формой связи человека с Богом, но еврейская традиция учит, что только тот может встать на ступень любви, кто уже стоит на ступени боязни. Это соотношение показывает нам и последовательность Праздников, начинающуюся с Песаха.
Внутреннее развитие, прослеживаемое в последовательности Праздников, можно найти также внутри "празднования веселья нашего" - Суккота и Шмини Ацерета. Его можно обрисовать так: от отказа от опоры на материальный мир, от поначалу лишь только принципиальной опоры на Бога, мы переходим к радости и благодарности Богу за то, что у нас имеется Тора, что нам дарован духовный мир, затем - через единство евреев и понимание их роли в мире - к радости жизни по Торе, к повседневной опоре на Всевышнего и Его мудрость, к радости подчинения Его воле и воплощения в жизнь Его плана, указанного нам в Торе.

Контрольные вопросы

КВ-4. С какими праздниками и каким образом связан Суккот?

5.Основные заповеди и традиции.

См. статьи "Заповедь о сукке", "Заповедь арбаа миним" и "Вода" из предыдущего курса лекций.

6.Философские идеи праздника.

1) Урок дырявой крыши. Сравните две следующие статьи.
Тора формулирует суть праздника Суккот следующим образом: "В шалашах живите семь дней, чтобы знали потомки ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел Я их из Египта" (Ваикра 2З:4З). В течение всех сорока лет хождения по пустыне сыны Израиля не имели никакой прочной крыши над головой, они жили в шалашах, через крышу которых проникало солнце и капал дождь. Дырявые крыши шалашей учили наших предков тому, что человек никогда не может ощущать себя полным хозяином ситуации, напротив - он должен ощущать непрочность крыши над собой, ненадежность земных богатств, невозможность существовать без постоянной Божественной поддержки. И Тора, заповедуя нам праздновать Суккот, заставляет нас ежегодно повторять этот урок.
Однако человеку современному, неверующему и далекому от идей религии, такое постоянное ощущение зависимости от Божественной воли может показаться, пожалуй, чуть ли не унизительным. В течение последнего столетия нам со всех сторон внушали, что "ощущение своей зависимости от Бога, от высших сил является уделом примитивных древних верований, неуместных в нашу эпоху". "Провозглашение человека абсолютно независимым" являлось одним из моральных идеалов атеизма; а нерелигиозный социалистический сионизм начала века проповедовал эту же идею в плане еврейской национальной судьбы.
Конечно, противопоставление "свободного человека атеизма" и "отягощенного зависимостью верующего" является не более, чем карикатурой на религию. Иудаизм на самом деле не только является "религией действия", он не только отвергает фатализм и призывает человека предпринимать конкретные активные действия для построения своей жизни, - но, более того, он считает воздействие человека на мир грандиозным и даже, быть может, определяющим, ибо "Бог управляет миром в соответствии с тем, как ведет себя и чего достоин живущий в этом мире человек". Однако, такое ощущение величия человека уравновешивается в иудаизме противоположным ощущением - ощущением того, что человек это слуга (и даже, в определенном смысле, раб) Бога, что мы всецело находимся в Его власти, что над нашей головой не прочный потолок дома-крепости, а дырявая крыша шалаша. Гармония мира достигается лишь тогда, когда ощущение собственного величия и ощущение своей зависимости дополняют друг друга. Атеизм и нерелигиозный социалистический сионизм, однако, попытались уничтожить эту "зависимость". Они считали, что таким путем они "умножат величие человека" и достигнут "полной самостоятельности еврейского народа". Однако, на самом деле, результат их действий, разрушающих гармонию, оказался сегодня, на наших глазах, несколько иным.

П.Полонский "Урок дырявой крыши"


Когда наши амбары полны и зима уже не грозит нам невзгодами, когда дома наши в порядке и нам больше не о чем беспокоиться, - именно в это время Тора требует от нас отказаться от комфорта наших жилищ и провести семь дней в сукке. Все эти дни мы должны прожить под крышей из веток и листьев. Столь разительная перемена в образе жизни дает нам возможность осознать и прочувствовать, что на самом деле наша жизнь зависит только от Б-га. Только Он, Его сила поддерживает нас, спасает и хранит. Мы в руках Б-га. Если мы действительно проникнемся этим сознанием, этим посланием Суккот, то мы обретем силы устоять и перед соблазнами изобилия и благополучия, и в испытаниях, связанных с бедностью и несчастьями.
После того как мы затратили столько сил, проявили столько умения и способностей, после того как мы наконец вырастили урожай и собрали его, после всего этого мы должны сказать, подобно тому, как говорит наш учитель Моше-рабейну: "Нет нашей заслуги в этом богатстве". Нет нашей заслуги? Но ведь мы только что говорили... "Да, - продолжает он, - но это Всевышний дал тебе эти силы, способности, идеи, поэтому ты и смог достичь своих целей". Иными словами, не благодаря своим способностям вы достигли богатства, но Всевышний захотел дать вам богатство и для этого наделил вас способностями. Эта установка сознания, когда человек смотрит на мир с высшей точки зрения, называется "эмуна" - вера в Б-га /см. главу 75/. Она и есть итог переживаний, связанных с празднованием Суккот, в этом и заключается духовный итог праздника.

А.Кармель "Жить в сукке"


2) "Жить в сукке". Прочитайте следующую статью А.Кармель "Жить в сукке":
Мы входим в сукку и как граждане мира.
Когда народы мира осознают, что цели, которые они ставили и которых так страстно добивались, ведут лишь к саморазрушению и разочарованию, тогда пойдут в сукку и они. Все больше и больше людей будут совершать революцию духа, отказываясь от материальных устремлений, центром и целью которых были они сами и их страсти, и устремятся к высшим духовным целям. И лишь тогда наконец человечество окажется на правильном пути, на котором оно сможет реализовать свой истинный потенциал.
Мы - лишь предвестники того великого, столь долго ожидаемого движения, которое предсказывали тысячи лет назад пророки и мудрецы Исраэля.

Контрольные вопросы

КВ-5. К.о.,на ваш взгляд, суккот имеет отношение ко всему человечеству?



3) Четыре вида растений Познакомьтесь с еще одной статьей А.Кармель "Четыре вида растений":
Четыре вида растений, о которых мы рассказали, имеют национальное и историческое значение. Рамбам связывает их со всенародным ликованием, когда евреи, выйдя из пустыни, пришли в землю садов и рек. Чтобы память об этом не изгладилась, мы берем самый красивый и ароматный плод из плодов Эрец Исраэль - этрог и растения, чьи листья пахнут (мирт) и чьи листья красивы (ива). Кроме того, можно добавить, что мирт может символизировать заросли по берегам реки Иордан, лулав - финиковые пальмы, которыми знаменит город Йерихо; ивы напоминают нам о вади - долинах и ручьях Земли Исраэля, а этрог - символ щедрости этой земли. Эти четыре вида растений символизируют исход евреев из пустыни, переход через Иордан и поселение на плодородной земле Исраэля. Таким образом, эти четыре вида растений не только символ наших личных обретений, но обретений еврейского народа на протяжении всей его истории. Помимо того, что это личная радость каждого из нас, мы должны как народ употребить эти дары на служение Всевышнему, во исполнение Его целей, для осуществления Его планов. Когда наступит этот счастливый день и будут достигнуты эти цели, тогда мы как единый народ сможем радоваться перед Всевышним, все мы, народ, который наконец обрел свой путь, путь возвращения к своему истинному предназначению.

Контрольные вопросы

КВ- 6. К.о. 4 вида рестений символизируют Эрец Исраэль?



4) Общечеловеческое и общенациональное. Прочитайте выдержку из статьи П. Полонского "Интеграция космического и общенационального"
…празники Рошhа-Шана и Йом Кипур и Суккот в себе соединяет и историческую то есть национальную компоненту, и общечеловеческую компоненту из Рош hа-Шана и Йом Кипура. Поэтому в Суккот все эти вещи переплетаются. В частности, национально-историческая компонента Суккота это шалаши, как память хождения по пустыне, а общечеловеческая составляющая Суккота это например то, что в Суккот приносили жертвы за народы мира. В Суккот приносили 70 жертв за все народы мира, а в другие праздники такого не было. Недавно возникший обычай - проводить в Суккот Иерусалимское шествие, всемирный съезд неевреев-сионистов, когда они приезжают в Израиль и проходят здесь торжественным шествием по улицам Иерусалима, - установлен специально в память о том, что когда-то в Суккот в Иерусалимском Храме приносили жертвы за народы мира. И сказано у пророка Захарии, что именно в Суккот следует приходить посланникам от всех народов в Иерусалимский Храм, чтобы были принесены жертвы за из благополучие.


5)Бог раскрывается миру в национальной истории Прочитайте продолжение предыдущей статьи.
Рош hа-Шана и Йом Кипур - праздники космического общечеловеческого цикла - связаны с понятной (сегодня) для всех народов идеей греха, покаяния, очищения, идеей о том, что Бог, создав человека, предписал ему определенные моральные и религиозные нормы, и человек отвечает перед Судом Создателя за их соблюдение. Эта идея раскрытия Бога через диалог с человеком (которую рав А.-И.Кук называет "идеа датит" - "религиозная идея") понятна и принята сегодня народами мира. Однако праздники Шалош Регалим, праздники, связанные с еврейской историей, содержат в себе совершенно иную идею, не воспринятую пока народами мира (рав А.-И.Кук называет ее "идеа Элокит" - "Божественная идея"), и она в том, что Бог раскрывается миру в национальной истории, в диалоге Бога с народом в целом, а не только с отдельным человеком. Именно эта идея, пронизывающая Божественное Писание, ТаНаХ, и особенно книги еврейских Пророков, является стержнем еврейских исторических праздников.
Ощущение святости истории - чисто еврейская черта.
У всех народов мира есть праздники сбора урожая. Но ни у одного другого народа нет этнографических праздников, основанных на собственной истории. Исторические праздники у всех народов не празднуются, не остаются в народной памяти. Русский народ не празднует дату освобождения от монголо-татарского ига. 7 ноября или день взятия Бастилии не являются этническими праздниками русского или французского народа, они лишь праздники определенного государственного устройства. После того, как государственное устройство меняется, народ забывает эти праздники. А у евреев исторические праздники не только есть, но и в соответсвии с Торой они присоединениы к праздникам сельскохозяйственным (обычным материальным праздникам, естественным для любой культуры). Песах соединяет Исход из Египта с сельскохозяйственным празднованием сбора урожая ячменя, Шавуот - Дарование Торы со сбором пшеницы, Суккот - хождение по пустыне с урожаем фруктов. Это соединение сделано для того, чтобы связать духовные вещи (историю) с материальными (сельским хозяйством). Чтобы духовное и материальное празднование были неразрывно соединены. Ибо чисто еврейская, Библейская "Божественная идея" состоит не в преодолении материальности, а в использовании материальности для духовности. Эта идея называется "кидуш hа-хомер" = "освящение материи". В большинстве нееврейских систем материальное мыслится как противоположность духовному. То есть духовное, для того чтобы получить власть, должно уничтожить, подавить материальное. Такова, по сути, основа христианства и особенно буддизма, где это выражено в максимальной степени. Чтобы достигнуть духовного света нужно, согласно им, каким-то образом изничтожить материальность. Еврейский же подход совершенно иной: чтобы достигнуть духовности нужно использовать материальность, направить ее на духовность. Нужно не подавить материальность, а наоборот, ее возвысить, расширить, усилить - при этом, чтобы она стала прочным и твердым базисом для духовности.
Суккот - вершина такого подхода. В Суккот у нас имеется нарастание материальных успехов, завершение сбора годового урожая и одновременно это - вершина очишения от грехов, завершение Рош hа-Шана и Йом Кипура. Это радость как следствие очищения. Суккот интегрирует две линии праздников - по линии "Песах, Шавуот, Суккот" это вершина материальных успехов и одновременно ощущение Бога в истории, по линии "Рош hа-Шана, Йом Кипур, Суккот" это вершина очищения от грехов, личного искупления.

6) Шалаш как символ непрочности. Познакомьтесь с продолжением предыдущей статьи:
В Суккот человек находится нам вершине материального достатка, и одновременно на вершине очищения от грехов. Но именно в этот момент его подстерегает опасность. Опастность состоит в том, что он будет считать, что теперь то уж он хороший, что теперь уж он всего достиг, теперь уж у него все есть, у него есть и материальные достижения и очищение от грехов, духовные достижения, и в историческом плане тоже он вышел из Египта и получил Тору, и ходил по пустыне, он находится на вершине всего. И на вершине всего опастность заключается в том, что он теперь будет говорить: "Ну теперь я совершенен, теперь у меня есть силы, теперь я всего достиг. И поэтому ему нужно пойти в шалаш. Сукка - шалаш является как бы реакцией, на то, что "я всего достиг", а вот теперь пойми что на самом деле ты еще ничего не достиг. Не достиг не в том смысле, что ты ничего не достиг вообще, а в том, что твое положение непрочно. То есть шалаш - это символ непрочности нашего существования и он дан нам именно на вершине успеха. Когда человек живет в доме, главное, что у него есть это крыша над головой, которая защищает от дождя, от непогоды, от солнца. Крыша - это главный элемент защиты в доме. В Суккот крыша должна быть дырявой. Крыша должна быть, но в то же время она должна быть дырявой. Это дает человеку ощущение, что то что ты думаешь, что теперь ты прочно устроился, что у тебя теперь все есть, и ты очистился и твое существование обеспечено - ничего подобного - выходи в Сукку, дрожи там от холода, мокни под дождем и понимай, что твое существование совершенно непрочно. Глядя на дырки в крыше шалаша, понимай, что на самом деле ты зависишь от высших сил, ты зависишь от Божественного управления, никакой прочности в твоем существовании нет. Чтобы ты не возгордился достигнув вершины, как в духовном, так и в материальном плане.
Суккот интегрирует в себе "космические" и "исторические" праздники, "идею религиозную" (индивидуальный диалог человека с Богом) с "идеей Божественной" (национальный диалог человека с Богом). При предыдущем "историческом опыте" еврейского народа, когда мы жили на своей земле, мы передали человечеству монотеистическую "идею религиозную". За две тысячи лет, пока еврейский народ находился в рассеянии, был изгнан из истории, народы мира восприняли и постепенно "переварили" эту идею. Сегодня, восстанавливая Израиль на его земле, мы возвращаемся в историю, чтобы постепенно - через свои достижения и падения, через свой опыт, как положительный, так и отрицательный - возродить сначала в себе ТаНаХ, а затем передать человечеству также и "идею Божественную".

Контрольные вопросы

КВ-7. В чем важность празднования Суккота именно после Рош Ашана и Йом Кипура?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Почему название праздника "Зман симхатейну" перекликается с его остальными названиями?



КВ-2. Каким образом сукка выражает основную идею праздника?



КВ-3. Чем связаны и как отличаются праздники Суккот и Симхат Тора?



КВ-4. С какими праздниками и каким образом связан Суккот?



КВ-5. К.о.,на ваш взгляд, суккот имеет отношение ко всему человечеству?



КВ-6. К.о. 4 вида рестений символизируют Эрец Исраэль?



КВ-7. В чем важность празднования Суккота именно после Рош Ашана и Йом Кипура?