МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Еврейские праздники: галаха, агада и философия"

Курс лекций "Основные идеи еврейских праздников"для "продвинутых"

Примечание: Лекция находится в процессе доработки

Лекция 17. 15 Ава.

  1. Источник.
  2. Название.
  3. Основные идеи.
  4. Место в структуре праздников.
  5. Основные законы.
  6. Философские идеи

1. Источник.

"Не было у сынов Израиля более приятных дней, чем 15 Ава и Йом Кипур. В эти дни девушки Иерусалима выходили в белых одеждах, которые все они (даже дочери богатых родителей) одалживали у кого-нибудь другого, чтобы та, у которой нет подходящего наряда, не стеснялась попросить" (Таанит, 27б).

2.Название.

Дано в соответствии с календарной датой

3.Основные идеи.

Когда через год и два месяца после Исхода из Египта Всевышний подвел сынов Израиля к границам Святой Земли, они отказались войти в нее и 9 числа месяца Ав плакали и говорили, что лучше им умереть в пустыне, чем быть убитыми и порабощенными кнаанскими народами. Все те, кому исполнилось к этому моменту двадцать лет, были наказаны за свое неверие в Творца сорокалетним блужданием и смертью в пустыне. В Землю Израиля вошли только их дети. 9 Ава стало страшным днем для тех, кто вышел из Египта: тех, кто достигал шестидесятилетнего возраста, оставляла в этот день душа - и они заканчивали свой жизненный путь. Количество могил в пустыне умножалось. Так продолжалось 39 лет, а на сороковой год, когда 9 Ава все были готовы к очередному трауру, никто не умер. До 14 числа месяца люди опасались, что Всевышний по какой-либо причине отложил наказание, но утром 15 Ава они поняли, что время страшной беды истекло. В этот день к Моше вернулось пророчество прежней силы, которое оставило его, когда народ отказался войти в Землю.

Дальнейшая история еврейского народа подтвердила, что 15 Ава - особая дата, избранная Б-жественным Провидением как день, когда отменяются тяжелые постановления и приказы. В этот день (в 573 г. до н.э.) царь Израиля Ошеа бен Эла снял охрану на границе с Иудеей, существовавшую со времен Иаравама (с 796 г. до н.э.) и не позволявшую жителям Северного царства ходить в Иерусалим на праздники. В этот день (~ в 155 г.) император Антоний Пий разрешил похоронить участников восстания Бар Кохбы, погибших при падении города-крепости Бейтар во времена правления его предшественника Адриана. Останки отважных воинов и мудрецов Торы на протяжении 20 лет были привязаны к шестам, расположенным вокруг города, для устрашения всех тех, кто осмелится сопротивляться римским властям. В Риме никогда не отменяли постановления предыдущих императоров, и это событие было воспринято евреями как чудо, указывающее на то, что в ближайшем будущем прекратятся жестокие преследования и пролитие невинной крови, а также будут отменены законы, запрещающие соблюдать субботу и обрезание. Мудрецы Торы в связи с этим событием ввели особое благословение и включили его в молитву благодарности, произносимую после трапезы. Во времена Храма 15 Ава прекращали рубить деревья на дрова для жертвенника и пользовались только старыми запасами. Этот обычай был связан с годовым циклом роста деревьев. Но кроме простой рациональной стороны в нем также можно увидеть намек на то, что этот день связан с проявлением глобальной милости Небес, распространяющейся даже на деревья.

Ознакомьтесь со следущей статьей Э.Ки-Това:

Святость и благопристойность

С начала времен еврейский народ более, чем любой другой, заботился о соблюдении правил святости и благопристойности. Поэтому значение вступления в брак у Израиля всегда имело центральное значение, много большее, чем у других народов. Поэтому еврейская свадьба несет в себе столько радости. Ведь эта свадьба - олицетворение святости, ибо она совершается в соответствии с указаниями Торы и заповедей, как знак того, что вся жизнь Израиля проходит в атмосфере святости. Именно поэтому наши мудрецы учат, что жениху в день свадьбы прощаются все его грехи, чтобы он начал семейную жизнь в полной святости, не неся на своем горбу тяжести совершенных ранее проступков. Существует еще одно объяснение необходимости прощения жениху всех его старых грехов - а именно, ради поддержания мира в семье. Ведь если в дальнейшем в его семье произойдет то или иное печальное событие, каждый из супругов сможет связать его с грехами, совершенными другим супругом до свадьбы, и оттого затаить в сердце обиду на него.

Поэтому с древнейших времен не было для еврейского народа дней лучших, чем те, когда Всевышний прощал ему грехи - то есть Йом Кипура и 15-го Ава. И именно потому, что эти дни очищали от грехов, их предназначали для радостей бракосочетания или для событий, результатом которых становится бракосочетание.

Вот что писали наши мудрецы в последней Мишне Трактата Таанит:

"Не было для еврейского народа дней лучших, чем Йом Ки-пур и 15-е Ава, ибо в эти дни дочери Иерусалима выходили в белой (чтобы выглядеть равными между собой) одежде, которую они одалживали друг у друга. Дочь царя занимала одежду у дочери первосвященника, дочь первосвященника - у дочери его заместителя, дочь заместителя - у дочери когена, назначенного быть первосвященником в армии, дочь этого когена - у дочери простого рядового когена, а дочери всех остальных евреев (не когенов) занимали одежду друг у друга в случайном порядке, чтобы не смущались те, у кого ее нет.

Всю взятую взаймы одежду окунали в микву (ибо в те времена большая часть еврейского народа стремилась поддерживать состояние ритуальной чистоты, особенно в эти дни прощения грехов, и потому женщины полагались только на ритуальные очищения, которые производили они сами - потому-то они и окунали в микву всю взятую взаймы одежду).

Дочери Иерусалима выходили в виноградники (за пределы города) и устраивали там хороводы, и все те, у кого не было жены, также шли туда.

Что говорили дочери Иерусалима? "Юноша, подними глаза свои и посмотри, что ты выбираешь себе. Не обращай внимания на красоту, обращай внимание на происхождение Ведь сказано: "Обманчива прелесть, и суетна красота: женщина, почитающая Г-спода, она будет прославлена!" (Мишлей, 31,30) И далее: "Дайте ей от плода рук ее, и да прославят в воротах города деяния ее". О юношах, избранных девушками в мужья, сказано: "Выходите и поглядите, дочери Циона, на царя Шломо, на венец, которым венчала его мать в день его свадьбы, и в день радости его сердца" (Шир га-ширим, 3,11). Слова "В день его свадьбы" относятся к Дарованию Торы; слова "В день радости его сердца" относятся к строительству Храма (которое да совершится в наше время как можно скорее). Поскольку вся жизнь народа Израиля основана на Торе и служении в Храме, жизнь в нашем доме также будет основана на Торе и этом служении"".

"Вот что говорили красивые девушки: "Обращайте внимание на красоту - ибо жену выбирают ради ее красоты (которая умудряет человека в Торе и служении Всевышнему)"".

"Вот что говорили девушки из знатных семей: "Обращайте внимание на происхождение, ибо жену выбирают ради будущих детей"".

"Вот что говорили некрасивые девушки: "Выбирайте себе жену ради Небес - при условии, что осыплете ее золотом" (ибо все дочери Израиля прекрасны, но бедность делает некоторых из них некрасивыми)"".

Из всего этого мы видим, сколь замечательны были эти два дня в году в том, что касается чистоты и благопристойности. Ведь во все другие дни года посланцы бейт-дина посещали общественные места и принимали меры для того, чтобы мужчины находились там отдельно от женщин и никто не вел себя легкомысленно. Однако в эти два праздничных дня в этом не было необходимости, ибо сами эти дни окружали Израиль святостью и защищали его от любой неблагопристойности.

Поэтому Мишна и говорит нам: "Не было для еврейского народа дней лучших, чем Йом Кипур и 15-е Ава, ибо в эти дни дочери Иерусалима выходили в белой одежде..." Ведь в эти дни не было ни малейшего сомнения в том, что правила чистоты и благопристойности будут тщательно соблюдаться, в то время, как в другие праздничные дни существовали такие опасения и потому дочери Израиля не выходили из дома, как сказано: "Вся слава царской дочери - в ее доме".

Поскольку за грехи наши Храм был разрушен, исчезла радость исполнения заповеди и была разрушена стена, ограждающая чистоту и благопристойность, была отменена и высокая радость 15-го Ава - вплоть до того дня, когда - как можно скорее, уже в наше время - не будет заново отстроен Храм.

4.Место в структуре рпаздников и памятных дней.

Ознакомьтесь со следующими статьями Э.Ки-Това:
Как Йом Кипур

Радость, которую приносил еврейскому народу день 15-го Ава в древние времена, имела своей основой взаимное прощение и очищение от грехов - то есть была сродни радости, приносимой Йом Кипуром.

В Йом Кипур Всевышний простил евреям грех создания "золотого тельца" и дал им второй экземпляр скрижалей, на которых были записаны заповеди, взамен первых, разбитых. Этот день был установлен и на будущие времена как день всепрощения во всех поколениях. 15-е Ава также стало для поколения, шедшего с Моше по пустыне, днем прощения греха, связанного с историей возвращения разведчиков, посетивших Эрец Исраэль, как мы уже рассказывали в этой книге.

Поскольку оба эти дня способны очищать от грехов, еще в древние времена без колебаний был установлен обычай устраивать в них девичьи хороводы. То есть: девушки выходили из города и устраивали хороводы в виноградниках, не опасаясь, что при этом произойдет что-то недостойное. Ведь самой природе этих дней свойственна чистота от греха - как могут они стать его источником? Поэтому праздник дочерей Израиля, справляемый 15-го Ава, и был назван в Писании "праздником Всевышнего", как сказано в Книге Шофтим. Иными словами: это праздник, все наполнение которого, включая девичьи хороводы, обращено к Всевышнему, освящает Его Имя и не имеет ничего общего с грехом.

Начало "дней суда"

В книгах Мусара (еврейской этической литературе) сказано, что 15-е Ава - начало и введение в период ежегодного суда, начинающегося в Элуле. Поэтому уже начиная с этого дня каждому их нас следует начать подводить итоги прожитого года и всех совершенных в этом году поступков.

Поэтому некоторые люди завершают письма, написанные после 15-го Ава, благословением: Ктива вехатима това ("Доброй записи и печати") - как все без исключения поступают после 1-го Элула.

Существует интересная гематрия, являющаяся хорошим обоснованием этого обычая. В самом деле, гематрия слов ХАМИША АСАР БЭАВ (15-е Ава) составляет 928, что в точности равно гематрии слов КТИВА ВАХАТИМА ТОВА("доброго приговора [в Рош Гашана]").

Существует еще одно поучительное указание, свидетельствующее о том, что дни суда и раскаяния начинаются 15-го Ава и продолжаются до последнего дня праздника Сукот - Гошана раба. В самом деле, в Торе сказано (устами Моше): "Все вы стоите сегодня перед Г-сподом, Б-гом вашим... от рубящего дрова твои до черпающего воду твою" (Дварим, 29,9). Слова "от рубящего дрова твои" указывают на 15-е Ава - последний день, когда разрешалось рубить дрова, предназначенные для жертвоприношений; слова "до черпающего воду твою" указывают на Гошана раба, день, когда завершалось праздничное черпание воды.

5.Основные законы.

15-е Ава

В наше время день 15-го Ава рассматривается отчасти как Йом Тов, праздничный день. В этот день (равно как и в Минхе предыдущего дня) принято не читать Таханун. Если в этот день устраивается свадьба, жених не постится, как в другие дни года. Этот день является памятным, ибо в него совершилось множество радостных событий в различные времена.

Это день, когда перестали умирать евреи, принадлежавшие к поколению, приговоренному к смерти в пустыне.

Это день, когда были отменены запреты на браки между различными коленами.

Это день, когда членам колена Биньямина было разрешено вступать в браки с женщинами из других колен (после драматических событий в Гив'а).

Это день, когда Гошеа бен Эла отменил блокаду Иерусалима (то есть снял заслоны, поставленные царем Израиля Яровамом на дорогах в Иерусалим, чтобы евреи из Северного царства не совершали паломничества в Храм).

Это день, когда во времена Храма прекращали рубить дрова, заготовляемые для храмовых жертвоприношений.

Это день, когда было разрешено похоронить евреев, убитых римлянами в Бейтаре.

В былые времена этот день был самым настоящим праздником, однако сейчас, когда Храм разрушен и отменены многие радостные дни года, упомянутые в Трактате Тааншп, мы связываем радость только с Торой, которой заняты непрерывно. Ведь, как мы упоминали, после разрушения Храма у Всевышнего в этом мире остались как бы лишь четыре локтя Галахи. Почему? Потому, что гибель Храма ничего не отняла у самой Торы, как сказано: "Повеления Г-спода справедливы, веселят сердце" (Тегилим, 19,9). То есть: после разрушения Храма они точно такие же, как и до разрушения. Поэтому, начиная с этого дня и до самого конца зимы, мы устанавливаем дополнительные часы для занятий Торой, в том числе и ночью - в дополнение к обычным дневным часам.

6. Философские идеи.

Прочитайте отрывок из статьи рава Д.Бигона "15 Ава":

Можем ли мы, живущие в то время, когда разрушен Храм, объявить эту дату днем веселья, песен и хороводов под открытым небом? По всей видимости, нет. Что же нам мешает? Разрушенный Храм - свидетельство того, что Присутствие Вс-вышнего не находится среди нас столь явно, как раньше и мы не можем сказать, что мы полностью прощены и изгнание нашего народа закончилось. Причина, не позволяющая нам объявить день прощения за грех отказа войти в Землю праздничной датой, в нашем недостаточном желании вернуться ко Вс-вышнему, в недостаточной любви к Земле Израиля и в не нашедшем до сих пор своего выражения желании построить Храм. Будем надеяться, что в ближайшем же будущем мы сможем осознать то благо, которое дарует Вс-вышний на Святой Земле, и, встретив наших братьев, до сих пор остающихся в странах рассеяния, с великой любовью, объединить свои усилия, чтобы исполнить миссию, возложенную на нас Вс-вышним: "и будете Мне царством священников и народом святым".