МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Основные идеи еврейских праздников"

Лекция 3. Новомесячие

1. Введение. Лунно-солнечный календарь.
2. Луна и Солнце как основа календаря
3. Календарь по свидетелям
4. Календарь по расчетам
5. Празднование новомесячия
6. "Начало месяцев"
7. Лунный месяц и солнечный год
Список контрольных вопросов

1. Введение. Лунно-солнечный календарь.

Нижеследующие основные принципы, данные нам в Торе, определяют еврейский календарь.

Во-первых, сутки (и, соответственно, все даты, Субботы и Праздники) начинаются с вечера, как сказано при Сотворении Мира (Бытие/Берешит, гл.1) "И был вечер, и было утро, день один" (второй, третий и т.д.)

Во-вторых, месяц начинается с новолуния. Это установление месяцев по луне является первой заповедью, данной народу Израиля еще перед выходом из Египта (Исход/Шемот 12:1): "Месяц этот для вас начало месяцев". Мидраш поясняет: "Месяц этот" - показал Бог Моисею на небе тонкий месяц, появившийся по новолунии, и указал: когда увидишь новый месяц на небе, начинай новый месяц в календаре.

В третьих, праздник Песах должен приходиться на весну . Тора заповедует: "Храни месяц весенний" (Дварим/Второзаконие, 16:1) - т.е. следи за тем, чтобы месяц, когда празднуется Песах, приходился на весну.

Таким образом, еврейский календарь — лунно-солнечный.

Рассмотрим эти основы календаря более подробно.

2. Луна и Солнце как основа календаря

Прочтите отрывок, посвященный четвертому дню Творения (Бытие/Берешит 1:14-18) .

/14/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА БУДУТ СВЕТИЛА В ПРОСТРАНСТВЕ НЕБА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ДНЯ ОТ НОЧИ, ДА БУДУТ ОНИ ЗНАМЕНИЯМИ И ДЛЯ ВРЕМЕН, И ДЛЯ ДНЕЙ И ГОДОВ. /15/ И ДА БУДУТ ОНИ СВЕТИЛАМИ В ПРОСТРАНСТВЕ НЕБЕСНОМ, ЧТОБЫ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ" И СТАЛО ТАК. /16/ И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДВА СВЕТИЛА ВЕЛИКИХ: СВЕТИЛО БОЛЬШЕЕ ДЛЯ ВЛАДЕНИЯ ДНЕМ, И СВЕТИЛО МЕНЬШЕЕ ДЛЯ ВЛАДЕНИЯ НОЧЬЮ, И ЗВЕЗДЫ. /17/ И ПОМЕСТИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ В ПРОСТРАНСТВЕ НЕБЕС, ЧТОБЫ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ, /18/ И ЧТОБЫ ВЛАДЕТЬ ДНЕМ И НОЧЬЮ, И ЧТОБЫ ОТДЕЛЯТЬ СВЕТ ОТ ТЬМЫ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. /19/ И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.

Контрольный вопрос

КВ-1. Рассмотрите особенно внимательно стихи 14 и 16. Скажите, какое из светил определяет календарные даты?

По-видимому, изначальная установка Торы состоит в том, чтобы календарь - "Знамения времен (то есть праздников), дней и годов" определялся бы не только по солнцу или только по луне, но по соотношению всех светил.

Дополнительный вопрос

ДВ-2. Можно ли считать, что установление календарного счета времени в соответствии с природными фазами Солнца и Луны является, с точки зрения Торы, заповедью для всего человечества? Почему это может быть важно?

3. Календарь по свидетелям

Прочтите отрывок из статьи "Рош Ходеш и его законы"

"Этот день установил Господь для радости и веселья!"
(Псалом 118)

После Потопа Всевышний, задавая новый порядок и устройство мира, сказал Ноаху: "Впредь во все дни холод и тепло, лето и зима, день и ночь не прекратятся".
(Берешит /Бытие, 8:22)

Традиция объясняет, что Тора задает здесь народам мира цикличность жизни: день и ночь - сутки, лето и зима - солнечный год. Цикл, обозначающий смену времен года, зависит от обращения Земли вокруг Солнца.

С другой стороны, существует и лунный цикл, связанный с изменением фаз луны. Именно этот цикл дан евреям для отсчета месяцев. Первая заповедь была дана евреям перед исходом из Египта, когда Всевышний сказал Моше, указав на зарождающийся месяц: "Месяц этот для вас - начало месяцев, первый он у вас из месяцев года".
(Шмот/Исход, 12:2)

В христианском календаре год солнечный, но термин "месяц" потерял связь с луной. Христиане пользуются условным понятием "месяц", деля годичный период на двенадцать частей. Такое понимание месяца не связано ни с какими природными явлениями.

Мусульмане отсчитывают месяцы по лунному циклу. Однако год они не связывают с сезонами, называя годом каждые двенадцать месяцев.

Когда Тора заповедала Израилю освящать начало месяцев и первым месяцем установить Нисан, она указала также:"Оберегай месяц весенний и совершай Песах Господу Богу своему."
(Дварим/Второзаконие,16)

Иными словами, устанавливая начало каждого месяца в соответствии с фазами луны, мы должны следить за тем, чтобы Нисан всегда оставался весенним месяцем. Как же совместить эти заповеди?

Как известно солнечный год равен приблизительно 365 днями 6 часам.

Средний же лунный же месяц равен 29 дням 12 часам 44 минутам и 3,23 секунды. Если умножить это число на 12, то получится 354 дня 8 часов 48 минут и 40 секунд. До полного солнечного года, таким образом, не хватает около 11 дней.

Итак, если следовать только лунному календарю, праздник Песах будет с каждым годом наступать на 11 дней раньше и скоро сместится на зиму. (Нечто подобное происходит с праздниками ислама: поскольку мусульмане придерживаются лунного календаря, праздники выпадают на различные времена года). Поэтому к некоторым годам добавляют дополнительный, тринадцатый лунный месяц, компенсирующий накопившийся сдвиг месяца Нисан, сместившегося к зиме. В результате Нисан всегда остается весенним месяцем.

Для согласования отсчета лунных месяцев с солнечным годом мы используем установленный мудрецами девятнадцатилетний цикл. В каждом девятнадцатилетнем цикле - семь високосных лет, в которые добавляют дополнительный месяц -Адар второй. Такое совмещение дает нам лунно-солнечный еврейский календарь, в отличие от христианского - чисто солнечного, и от мусульманского - чисто лунного.

Еврейский месяц имеет важное символическое значение. На иврите слово ходеш - "месяц" - происходит от того же корня , что и хадаш -- "новый", "обновленный".

Всевышний уподобил еврейский народ луне. Подобно луне, которая в конце месячного цикла становится невидимой, как бы исчезая с небосклона, но по прошествии лишь нескольких дней снова появляется на небе в виде зарождающегося молодого месяца, так и еврейский народ, несмотря на трагические события истории, ведущие, казалось бы, к его полному истреблению, возрождается вновь и вновь.

Способность к вечному обновлению отличает Израиль от других народов. Поэтому освящение новомесячий и передано в его руки: Израиль устанавливает сроки наступления новых месяцев и сам освящается, благословляя и освящая их. Эта способность к вечному обновлению, которой наделен Израиль, и является гарантией его неистребимости. Народы, притесняющие еврейский народ, поднимаются к высотам своего могущества, но, едва достигнув вершины, начинают опускаться, гибнут и исчезают.

Обновление месяца - это вечный знак Израилю, что его сияние возобновится. Поэтому так велико значение установления правильной даты Рош Ходеш. В древности ее устанавливали по показаниям свидетелей. Так как, как мы уже упоминали выше, продолжительность лунного месяца составляет 29,5 дней, то в наступивший тридцатый день автоматически считается новомесячьем. Однако Санhедрин (Верховный Суд) в Иерусалиме ожидал прихода свидетелей, видевших новый месяц. В момент своего появления серп новорожденной луны находится очень низко над горизонтом, и его можно наблюдать лишь непродолжительное время. Поэтому всякий, кто в тридцатый день с начала предыдущего месяца видел новую луну, спешил в Иерусалим, опасаясь, что без него не хватит свидетелей, на основании показаний которых можно будет освятить новый месяц.

Если свидетели приходили и их показания принимались, то глава суда провозглашал: "Мекудаш" ("Освящен!"), - и все присутствующие подтверждали: "Мекудаш! Мекудаш!" - и с этого дня начинался новый месяц. Таким образом, предыдущий месяц составлял 29 дней (был "неполным"). Если же свидетели не приходили на тридцатый день, то их больше не ждали, и на следующий день освящали новомесячье без них.

Каким же образом узнавали о наступлении нового месяца в других городах Израиля и в Диаспоре?

Вот как описывается процедура передачи этой информации в Вавилонском Талмуде (трактат Рош а-Шана).

Сначала на Масличной горе в Иерусалиме зажигали сигнальные огни. Для этого приносили длинные шесты из кедра, оливковые ветки, тонкие жерди и отходы от выделки льна.

Первый огонь зажигали на Масличной горе, затем - на горе Сартева, в Самарии. С Сартевы передавали сигнал на Грипину, оттуда - на Хавран, далее - на Бейт-Билтин, находящийся на границе Вавилонии. В Бейт-Билтине сигналили до тех пор, пока в городе Пумбедита в Вавилонии не замечали этот сигнальный огонь. И тогда вся Вавилония становилась сплошным пылающим костром, так как все жители Пумбедиты брали факелы и поднимались на крыши домов, чтобы оповестить всех о начале нового месяца. А сигналящие на Бейт-Билтине знали, что все евреи Вавилонии узнали о наступлении нового месяца.

Сигнальные огни зажигали только в том случае, если Санhедрин освящал Рош Ходеш в 30-й день предыдущего месяца, и этот день становился, таким образом, первым днем нового месяца. Огни сообщали о том, что прошедший день был новомесячьем. Если этот день приходился на пятницу, огни зажигали на исходе субботы. Если началом нового месяца был 31-ый день, сигнальные огни вовсе не зажигали. И тогда становилось понятно, что предыдущий месяц был полным (т.е. 30 дней).

Однажды произошло событие, из-за которого был отменен порядок передачи информации о новом месяце с помощью сигнальных огней. Это произошло, когда Санhедрин постановил, что новый месяц начинается в 31-й день от начала предыдущего, и по этой причине не зажгли сигнальных огней. Однако самаритяне попытались навредить евреям, и вечером 30-го числа зажгли огни на горах Самарии. Издалека было трудно различить, где именно зажгли огонь, и на следующих горах его восприняли как сигнал и передали дальше. В результате этого евреи, жившие за пределами Страны Израиля, решили, что новомесячье пришлось на 30-й день. С тех пор мудрецы постановили, что о наступлении нового месяца будут сообщать гонцы, специально посланные Бейт Дином. Поскольку гонцы ехали долго (более двух недель), то к началу праздника Песах, например, евреи диаспоры не успевали узнать, в какой из двух дней было Новомесячье и когда, соответственно, следует праздновать Песах, а поэтому установили праздновать его два дня. И хотя впоследствии еврейский календарь стал вычисляемым, удвоение праздничных дней в диаспоре сохранилось.

Контрольные вопросы:

КВ-3. Можно ли сказать, что в еврейском календаре солнце и луна определяют "даты"? В чем это выражается? В чем выражается влияние еврейского народа на установление "дат"?
КВ-4. Как устанавливалось в древности начало месяцев и как сообщалось об этом всему народу?

4. Календарь по рассчетам

Прочтите отрывок из статьи "Устройство еврейского календаря": Переход к вычисляемому календарю

После разрушения Второго Храма (70 г. н.э.) и подавления восстания Бар-Кохбы (135 г.) и восстания и Галилее, римляне изгнали большинство евреев из Земли Израиля. В это время (около 220 г.) была кодифицирована Мишна - первая из записанных книг Устной Торы. После этого большая часть учителей переселилась в Вавилон, но в Земле Израиля (в основном в Галилее)продолжалась передача Традиции и продолжал свою деятельность Санhедрин, которым продолжали руководить потомки Гилеля. Еврейская традиция утверждает, что все члены этого Санhедрина имели "Смиху" по прямой линии от Моисея. Эта Смиха сильно отличалась от современной раввинской Смихи. Последняя есть только диплом раввина; и каждый строго соблюдающий Богобоязненный человек, который научится хорошо разбираться в определенном, хотя и довольно большом объеме галахической (т.е. излагающей Закон) литературы, может получить ее. Но во время Санhедрина Смиха давалась только тому, кто знал всю Тору со всех сторон, и который на любой вопрос отвечал так, как если бы он сам стоял на Синае при Даровании Торы.

Во времена Гилеля II, внука р. Иеhуды hа-Наси, Римская Империя (в которой христианство стало государственной религией) резко усилило преследование евреев. Строго запрещалось обучение Торе и особенно передача Смихи - за это подлежали казни учитель, ученик и весь город, в котором произошла передача Смихи. Реальным было опасение, что римляне казнят всех оставшихся Мудрецов, имеющих Смиху. При этом опасность грозила в первую очередь календарной системе, которая, как казалось, была близка к полному разрушению, что сразу нарушило бы систему Праздников - важнейшую часть соблюдения Торы народом Израиля.

Казалось бы, Еврейское учение было совершенно неподготовлено к защите своего календаря. Полуторатысячелетняя система, основанная на показаниях свидетелей (а календарь по свидетелям просуществовал с 14 в. до н.э. до 4 в. до н.э.), не требовала никаких вычислений. Особая трудность состояла теперь в том, что необходимо было на тысячелетия вперед предсказать момент новолуния - ведь ошибка в определении начала месяца по отношению к новолунию даже на несколько дней была бы сразу всем видна и, согласно требованиям Торы, недопустима. (Добиться того, чтобы Нисан приходился на весну, гораздо легче - ведь "весна" не такое четкое понятие, как "новолуние") .

Однако оказалось, что Мудрецы точно знали средний период обращения Луны вокруг земли (цифра, данная нам традицией, отличается от современной всего на 0,5 секунды), и на основании этих данных они разработали алгоритм расчета начала месяцев. Таким образом, начиная с 354 г. н.э. еврейский календарь определяется не по свидетелям, а по рассчетам.

Контрольные вопросы

КВ-5. Как вы считаете, зачем мудрецы опрашивали свидетелей, если они знали сами (на основании рассчетов), был ли в 30-й день виден новый месяц?
КВ-6. В чем состоят преимущества календаря по свидетелям, и в чем преимущества календаря по рассчетам?

5. Празднование новомесячия

Рассмотрите отрывок из книги Бемидбар/Числа 28:11-15., а также комментарий Сончино к отрывку.

/11/ А В НОВОМЕСЯЧЬЯ ВАШИ ПРИНОСИТЕ ЖЕРТВУ ВСЕСОЖЖЕНИЯ БОГУ - ДВУХ МОЛОДЫХ БЫКОВ И ОДНОГО БАРАНА, СЕМЬ ГОДОВАЛЫХ ЯГНЯТ БЕЗ ПОРОКА. /12/ И ТРИ ДЕСЯТЫХ ЭЙФЫ ТОНКОЙ ПШЕНИЧНОЙ МУКИ, СМЕШАННОЙ С МАСЛОМ, В ДАР - НА ОДНОГО БЫКА, И ДВЕ ДЕСЯТЫХ ЭЙФЫ ТОНКОЙ ПШЕНИЧНОЙ МУКИ, СМЕШАННОЙ С МАСЛОМ, В ДАР - НА ОДНОГО БАРАНА. /13/ И ПО ОДНОЙ ДЕСЯТОЙ ЭЙФЫ ТОНКОЙ ПШЕНИЧНОЙ МУКИ, СМЕШАННОЙ С МАСЛОМ, В ДАР - НА ОДНОГО ЯГНЕНКА. Это - ЖЕРТВА ВСЕСОЖЖЕНИЯ, БЛАГОУХАНИЕ, ПРИЯТНОЕ БОГУ. /14/ А ВОЗЛИЯНИЯ ИХ: ПОЛhИНА ВИНА БУДЕТ НА БЫКА, И ТРЕТЬ hИНА НА БАРАНА, И ЧЕТВЕРТЬ hИНА НА ЯГНЕНКА. ЭТО - ЖЕРТВА ВСЕСОЖЖЕНИЯ ВО ВСЕ НОВОМЕСЯЧЬЯ ГОДА. /15/ И ОДНОГО КОЗЛА В ГРЕХООЧИСТИТЕЛЬНУЮ ЖЕРТВУ БОГУ, СВЕРХ ПОСТОЯННОГО ВСЕСОЖЖЕНИЯ, СЛЕДУЕТ ПРИГОТОВИТЬ, И ВОЗЛИЯНИЕ ЕГО С НИМ.

Комментарий Сончино:

в новомесячья ваши
Во времена Храма день начала месяца выделялся как особая праздничная дата. Хотя в этот день человек и не был обязан вообще отказаться от любой работы, подобно тому как это делается в праздничные дни, однако производительный труд в этот день считался крайне нежелательным.

Итак, текст говорит только об особых жертвах в Новомесячье (и поэтому сегодня в этот день добавляют дополнительную молитву - "мусаф". Но комментарий добавляет, что в этот день было обычаем воздерживаться от производительной работы

У Пророков упоминание Новомесячия часто идет в одном ряду с Субботой и праздниками.

Исайя 1: 10-1

"Слушайте слово Господне, … К чему Мне множество жертв ваших - говорит Господь! … Собраний, которые вы собираете в начале нового месяца и в субботы, не терплю Я: беззакония с празднеством. Новомесячья ваши … и празднества ваши ненавистны стали душе Моей .

Исайя 66:23

"И будет: в каждое новомесячие и в каждую субботу приходить будет всякая плоть, чтобы поклониться передо Мною, - сказал Господь".

Ошеа 2:13

"И прекращу Я у нее (общины Израиля) всякое веселье: празднества ее, торжества новолуний ее, и субботы ее, и все праздничные собрания ее ".

Амос 8:5

"Слушайте это вы, что поглотили бы бедных и погубили бы нищих страны, говорящие: "Когда же пройдт новолуние, и мы сможем продавать хлеб! И суббота, чтобы открыть нам житницу! чтобы сделать эйфу поменьше, а шэкэль - побольше и исказить (вес их) на весах обмана"…

Иехезкиэль 46:1

"Внутренние врата [Храма], обращенные к востоку, будут закрыты шесть трудовых дней, а в день субботний открытыми, и в день новомесячия открытыми".

Шмуэль 1:20:5

"И сказал Давид Йонатану: вот, завтра (начало нового) месяца, и я должен сидеть с царем за трапезой, но ты отпустишь меня, и скроюсь я в поле до вечера третьего дня".

Контрольный вопрос

КВ-7. Перечислите, на основании книг Пророков, на какие аспекты праздничности Новомесячья в древности мы можем указать?

В то же время в более поздние времена, в период галута (рассеяния) статус Новомесячия стал гораздо ниже.

Прочтите отрывок из "Сефер Орхот Хаим" ("Книги обычаев". Автор - р. Аарон бен Мешулам из Люнеля, конец 12 в.)

"Все евреи имеют обычай устраивать праздничную трапезу в Новомесячие… И в Пиркей деРабби Элиэзер мы находим великий обычай в Израиле делать большую трапезу в Новомесячие и в празники в память о дополнительных жертвоприношениях, и что женщинам запрещено работать в Новомесячие. И сегодня существует обычай женщинам не работать в Новомесячие, и мы находим в Иерусалимском Талмуде: Те женщины, которые воздерживаются от труда в Новомесячие, выполняют добрый обычай".

Контрольный вопрос

КВ-8. Почему автор не ссылается на Тору, описывая обычаи Новомесячия? А почему он не ссылается на цитаты из книг пророков, приведенные выше? КВ-9.Как вы думаете, почему в более позднюю эпоху статус Новомесячья понизился?

6. "Начало месяцев"

Тора говорит (Шемот/Исход 12:2)

"МЕСЯЦ ЭТОТ ДЛЯ ВАС - НАЧАЛО МЕСЯЦЕВ, ПЕРВЫЙ ОН У ВАС ИЗ МЕСЯЦЕВ ГОДА.

Речь идет о месяце, на который выпадает праздник Песах.

В библейском иврите есть два варианта понимания слова "ходеш" (переведенного здесь словом "месяц").

1. "Ходеш" – день появления серпа молодой луны (т.е. день начала месяца, и сам этот лунный серп).

2. "Ходеш" – период времени между появлениями молодого серпа; около тридцати дней (т.е. календарный месяц).

Как вы полагаете, какое из значений верно в нашем стихе? Каковы последствия того или иного понимания здесь этого слова?

Раши дает следующий комментарий к этому стиху:

этот месяц

Указал Бог Моисею на Луну в ее обновлении (в фазе новолуния) и сказал ему: Всякий раз, когда Луна обновляется, для тебя это будет началом месяца [Mеxuльтa; Шемот раба 15]. В то же время стих никогда не лишается своего прямого значения: Он сказал ему о месяце Нисан: Этот будет первым в ряду месяцев (от него нужно вести счет), так что Ияр будет назван вторым, а Сиван - третьим (по счету)".

Как вы полагаете в каком смысле Раши понимает слово "ходеш"?

Хотя еврейское летоисчисление ведется по годам от осеннего месяца Тишрей, "внутри месяцев" первым идет нисан. Это зафиксировано, например, в Мишне (трактат Рош hа-Шана 1:1)

"Существует четыре новолетия: /из них/ Первого нисана - начало года для царей и для "трех паломнических праздников" (Шалош Регалим).

Контрольный вопрос

КВ-10. Как вы, наверное, знаете (этот вопрос более подробно обсуждается в следующей лекции), счет годов в еврейском календаре ведется от Рош hа-Шана, приходящемся на осенний месяц тишрей. Какой же смысл, в таком случае, имеет понятие "счет месяцев от Нисана"?

7. Лунный месяц и солнечный год

Итак, мы уже упоминали, что месяц Исхода определяется заповедью Торы (Исход/Шемот 12:2):

"МЕСЯЦ ЭТОТ ДЛЯ ВАС - НАЧАЛО МЕСЯЦЕВ, ПЕРВЫЙ ОН У ВАС ИЗ МЕСЯЦЕВ ГОДА".

Однако относительно этого месяца и самого праздника Исхода есть еще несколько высказываний Торы. В первую очередь, мы обнаруживаем, что Тора несколько раз напоминает, что праздник Исхода – весенний праздник:

Шемот /Исход 13:4

"СЕГОДНЯ ВЫ ВЫХОДИТЕ, В МЕСЯЦЕ КОЛОСЬЕВ".

Шемот/Исход 23:15

ПРАЗДНИК ОПРЕСНОКОВ СОБЛЮДАЙ: СЕМЬ ДНЕЙ ЕШЬ ОПРЕСНОКИ, КАК Я ПОВЕЛЕЛ ТЕБЕ, В ТОМ МЕСЯЦЕ, КОГДА ЯЧМЕНЬ КОЛОСИТСЯ

Дварим /Второзаконие16:1

СОБЛЮДАЙ МЕСЯЦ КОЛОСЬЕВ И СОВЕРШАЙ ПЕСАХ БОГУ, ИБО В МЕСЯЦЕ КОЛОСЬЕВ ВЫВЕЛ ТЕБЯ БОГ…

В современном иврите слово "Авив", использованное в этих стихах, означает весну. Однако в языке Торы это слово означает созревание колосьев, и из контекста мы понимаем, что речь идет о колосьях ячменя. (Вы можете посмотреть всвязи с этим стихи Шемот /Исход - 9:31 и Ваикра /Левит - 2:14)

Колошение ячменя в Стране Израиля приходится приблизительно на начало апреля.

Итак, из приведенных стихов и сельскохозяйственных условий в стране Израиля следует, что, назначая месяцы, мы должны следить за тем, чтобы праздник Исхода приходился на весну.

Итак, Тора не просто указывает, что начало счета месяцев (и празднование Исхода из Египта) должно быть весной, но связывает это с сельскохозяйственным циклом в Стране Израиля. Таким образом, мы должны отметить два важных аспекта:

  1. Иудаизм во всех своих аспектах - и, в частности, в календарной системе, - очень сильно связан с Землей Израиля. Только на этой земле он может полноценно реализоваться.
  2. Иудаизм - в частности, в календарной системе - стремится связать сельское хозяйство (т.е. материально-бытовую сторону жизни) с еврейской историей (т.е. с духовными параметрами жизни).

В нижеследующих лекциях мы поговорим об этом аспекте более подробно.

Контрольный вопрос

КВ-11 В чем вы видите важность и достоинства тесной связи иудаизма со Страной Израиля? В чем вы видите возможные недостатки такой тесной связи?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Рассмотрите особенно внимательно стихи 14 и 16 из отрывка о четвертом дне Творения. Скажите, какое из светил определяет календарные даты?



ДВ-2. Можно ли считать, что установление календарного счета времени в соответствии с природными фазами Солнца и Луны является, с точки зрения Торы, заповедью для всего человечества? Почему это может быть важно?



КВ-3. Можно ли сказать, что в еврейском календаре солнце и луна определяют "даты"? В чем это выражается? В чем выражается влияние еврейского народа на установление "дат"?



КВ-4. Как устанавливалось в древности начало месяцев и как сообщалось об этом всему народу?



КВ-5. Как вы считаете, зачем мудрецы опрашивали свидетелей, если они знали сами (на основании рассчетов), был ли в 30-й день виден новый месяц?



КВ-6. В чем состоят преимущества календаря по свидетелям, и в чем преимущества календаря по рассчетам?



КВ-7. Перечислите, на основании книг Пророков, на какие аспекты праздничности Новомесячья в древности мы можем указать?



КВ-8. Почему автор "Сефер Орхот Хаим" не ссылается на Тору, описывая обычаи Новомесячия? А почему он не ссылается на цитаты из книг Пророков, приведенные выше?



КВ-9. Как вы думаете, почему в более позднюю эпоху статус Новомесячья понизился?



КВ-10. Как вы, наверное, знаете (этот вопрос более подробно обсуждается в следующей лекции), счет годов в еврейском календаре ведется от Рош hа-Шана, приходящемся на осенний месяц тишрей. Какой же смысл, в таком случае, имеет понятие "счет месяцев от Нисана"?



КВ-11. В чем вы видите важность и достоинства тесной связи иудаизма со Страной Израиля? В чем вы видите возможные недостатки такой тесной связи?