МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Основные идеи еврейских праздников"

Лекция 10. Ханука.

0. Праздники не из Торы (продолжение)
1. Предисловие
2. Основные источники к Хануке
3. Классическая философия Хануки
4. Современное восприятие Хануки
Список контрольных вопросов

0. Праздники не из Торы (продолжение)

Принципиальная мысль, связанная с парой этих праздников (Пурим - Ханука): первый из них в Торе не упомянут, но ему посвящена специальная книга, вошедшая к комплекс Танаха, второй же вообще не упоминается в Танахе (простое объяснение состоит в том, что к моменту событий Хануки, Танах уже был полностью канонизирован, и новых книг туда не допускали). То есть оба этих праздника – еврейские национальные праздники, связанные с некоторыми событиями прошлого.

Оба праздника связаны со спасением еврейского народа. В случае Пурима – спасение в период изгнания от местного тирана (все же следует учитывать, что Персия, размером "от Индии до Эфиопии", включавшая Египет – это весь мир, где жили евреи, а потому погиб бы весь еврейский народ). В истории с Ханукой – события несколько тоньше, но там угроза шла Храму, то есть духовному центру всех евреев, где бы они не проживали. Кроме того в тот период все евреи чувствовали свою связь со Страной Израиля, и часто жили надеждой, что вот, уладятся дела, и они тоже будут жить в Святой Земле. Гибель еврейского центра в Стране Израиля была бы страшным ударом по всему еврейству. При этом принципиальный момент состоит в том, что даже если бы все евреи святой Земли выжили ценой смены веры, то для еврейства всего мира они бы погибли, а с ними бы и Святая Земля. А потому в Хануку, угроза самому еврейскому существованию, хотя и не носила столь явно-глобального характера, как угроза во времена Пурима, также была крайне серьезной.

1. Предисловие:

(Из книги Г. Вука) Праздник огней - Ханука сегодня в Америке

Случайный вопрос, заданный автору о Хануке, породил эту книгу. Однако не так уж случайно, что исследование иудаизма, появившееся в Соединенных Штатах в 1959 году, начинается с Хануки — последнего из наших праздников, последнего по времени своего возникновения и последнего по количеству предписанных в этот день ритуальных действий.

Ханука — единственный Святой день, увековечивающий событие, не описанное в Танахе, единственный день, в который отмечается память о войне. Этот праздник в большей степени, чем какой-либо другой, связывает древний иудаизм и наш современный мир. По времени своего возникновения этот праздник дальше всего отстоит от Моисеева откровения.Продвигаясь мысленно в прошлое, мы прежде всего приходим к Хануке — самой близкой к нам календарной дате.

Ханука — это праздник в честь успешного восстания евреев в эпоху Второго Храма против греков-селевкидов, наследников сирийской части развалившейся империи Александра Македонского. Восьмой из селевкидских царей, Антиох Епифан, пытался обратить иудеев в греческую веру, ибо он разделял древнее как мир и до сих пор бытующее мнение, что религиозные представляют угрозу государству. Сначала он, казалось, преуспел было в своем намерении: в 168 году до нашей эры его воины даже установили идола в Иерусалимском Храме и заставили иудейских священников принести свинью в жертву греческому идолу во дворце Соломона.

Антиох издал указ, согласно которому во всей Палестине преподавание и чтение Танаха и обрезание мальчиков объявлялись уголовным преступлением, наказанием за которое была смертная казнь. Воинство Антиоха прошло через страну, устанавливая идолов во всех деревнях и заменяя иудейских священников вероотступниками. Вначале ошеломленное и напуганное население не оказывало сопротивления. Однако все изменилось, когда священник Мататьягу из семьи Хасмонеев отказался принести жертву идолу, воздвигнутому в его родном городе Модиине, и убил человека, который собирался вместо него зарезать жертвенную свинью. Пятеро сыновей Мататьягу спасли его от разъяренных воинов Антиоха, ушли в горы и подняли там восстание. За три года повстанцам удалось изгнать греков из всей Иудеи. Таким образом, героический поступок одного решительного человека, воспротивившегося злу, изменил течение событий: от удара, нанесенного Мататьягу, зависело, возможно, все будущее иудаизма.

Двадцать пятого дня месяца Кислев 165 года до нашей эры повстанцы, руководимые воином Иудой Маккавеем, сыном Мататьягу, вновь овладели Храмом, и в течение восьми дней в Храме продолжались церемонии очищения и нового освящения. Слово Ханука как раз и означает "освящение". В этот праздник отмечается память о тех восьми днях, в течение которых Храм был заново подготовлен для поклонения Богу. С тех пор службы в Храме проводились более двух столетий, пока в 70 году нашей эры римляне не захватили Иерусалим и не разрушили Дом Бога, который до сих пор еще ожидает часа, когда его восстановят.

***

Я описал так подробно события, память о которых отмечается во время праздника Ханука, потому что они, в отличие от событий, изложенных в Танахе, не являются очевидно известными для человека западной культуры. За тысячу лет своего национального существования на палестинской земле евреи не раз изгоняли угнетателей и завоевывали независимость, однако восстание Маккавеев — война в защиту религиозной свободы — это единственная война, которая нашла свое отражение в обрядах нашей веры. Этот праздник выдержал испытание временем. Именно тогда, во время восстания Маккавеев, евреям суждено было в первый раз решить тот вопрос, который позже неоднократно вставал перед ними в течение последующих двух тысячелетий их существования:

Может ли небольшой народ, живущий в окружении могущественного и обладающего высокой культурой народа, играть свою роль в общественной и культурной жизни страны и в то же время сохранять свое национальное своеобразие, свою культуру — или же он должен раствориться, ассимилироваться и идти тем путем, каким идет большинство его соседей? В двух великих мирах современности — в коммунистической империи, столь напоминающей античную военную диктатуру, и в терпимом, скептическом, свободном западном обществе — евреи снова должны ответить на тот же вопрос.

Позиция коммунистов по отношению к евреям та же, что и позиция Антиоха, хотя и выражается в менее грубых формах. Советская власть рассматривает нашу религию как варварский пережиток прошлого, который по своей мудрости и полезности не может сравниться с марксизмом. Воспитание детей в этом семитском суеверии не совместимо со здравым смыслом и с интересами социалистического государства. Поэтому государственная полиция всячески препятствует такому воспитанию — иногда она делает это обходным путем, а иногда и насильственно. Замените греческую религию марксизмом — и вы увидите, что евреи России в общем находятся в таком же положении, в каком находились их предки в Палестине в 168 году до новой эры, как бы ни отличалась великая греческая культура от культуры коммунистической.

Со стороны западного общества угроза евреям совсем иная, хотя эта угроза не менее серьезна. Исходный пункт тот же самый: евреи, сталкиваясь с лучшим образом жизни, вынуждены ради приобщения к нему жертвовать своей религией. Западная культура не действует методами принуждения и поэтому не вызывает сопротивления — она лишь зовет евреев идти по ее пути. Позиция американского правительства, соответствующая внутренним убеждениям большинства американских лидеров, заключается в том, что евреи имеют полное право — или даже должны — придерживаться веры своих отцов. Однако придерживаться веры своих отцов евреям мешает та сила инерции, которую еще Алексис де Токвиль в 19-м веке считал одной из главных слабостей демократического общества и которую он чрезвычайно удачно назвал "тиранией большинства". Стремление соперничать с соседями и быть "не хуже, чем Джонсы", желание вести себя так, как требуют общепринятые взгляды и привычки, страх быть не похожим на других — все это есть не что иное, как антиохово насилие в современных Соединенных Штатах. И то, что в древности не сумел сделать меч, в наши дни с успехом делает сила внушения.

Было бы очень приятно поверить в то, что именно сходство событий, увековеченных Ханукой, с положением евреев в современной Америке послужило причиной того, что интерес к этому празднику возрос. Однако этот интерес объясняется еще одной, причем совершенно очевидной причиной.

Этот второстепенный еврейский праздник случайно почти совпадает по времени с одним из важнейших христианских праздников — Рождеством. И это совпадение создало Хануку нового типа.

Прежняя Ханука была каким-то "полупраздником", который справляли в скучную и мрачную зимнюю пору, когда на улице была пороша или пронизывающая изморось, когда рано темнело и поздно светлело, когда серый сумеречный свет даже днем разгоняли лишь желтые пятна уличных фонарей. Отец семейства утром уходил на работу в будничном костюме. Дети торопились в школу, а после школы им нужно было успеть сделать уроки. В синагоге в этот день служба не была торжественной, не было чтения увлекательных библейских историй, красочных обрядов. Восемь вечеров подряд отец, придя с работы, собирал семью и напевал старинную молитву, которую напевают только в Хануку (так что дети на всю жизнь запоминали лишь скучные зимние сумерки, шипение парового радиатора да холодный ветер, швырявший в оконные стекла хлопья снега или струи дождя), затем отец ставил на подоконник восьмисвечную менору ("ханукия") и зажигал на ней свечи: одну свечу в первый вечер, две — во второй, три — в третий и так далее, пока, наконец, в последнюю, восьмую ночь не зажигались все восемь свечей. Свечи, как и сам праздник, выглядели довольно жалко: тонкие, бледно-оранжевые, они оплывали и очень быстро сгорали, — разве можно сравнить их с субботними свечами, которые горят чуть ли не всю ночь?

Самым приятным был для детей первый вечер Хануку, потому что в этот день родители и бабушка с дедушкой дарили детям деньги — четверть доллара или полдоллара. Это было настоящее богатство, если только мать тут же не вытаскивала медную копилку и не заставляла детей опускать полученные монеты в ее отвратительную черную щель, которая поглощала половину радостей детства. И кроме того в эту ночь на столе появлялись латкес — картофельные оладьи, испеченные в духовке.

В еврейских школах в Хануку устраивалось нечто напоминающее Пурим: ставили спектакль, изображающий битву между евреями и греками, и дети с восторгом надевали бумажные шлемы и вооружались картонными щитами и мечами. Учителя рассказывали школьникам о восстании Маккавеев и еще добавляли легенду о том, как в Храме чудесным образом целых восемь дней горела менора. Эта история очень мало кого трогала, потому что ее не было в Танахе и потому что в синагоге это не сулило никаких интересных обрядов, кроме нескольких дополнительных молитв. Иногда детям давали конфеты, изюм и орехи, а также волчки — дрейдлах, при помощи которых можно было либо выиграть еще втрое больше конфет, либо проиграть и то, что было. Примерно так в прошлом отмечалась Ханука. Конечно, это тоже было какое-то развлечение, повторявшееся из года в год, но разве этот праздник можно было сравнить с Суккот, Песах или еженедельным шабатом? И вскоре после Хануки великолепие рождественских универсальных магазинов, как девятый вал, смывало даже память о скромном еврейском празднике.

Новое поколение евреев, выросшее в Соединенных Штатах, чувствовало себя в декабре так, как чувствуют себя на темной вечерней улице дети, прижавшиеся носами к оконным стеклам дома, в котором сверкают огни и идет веселое празднество. А то, что у иудеев тоже есть свои веселые и красочные праздники (как мы, возможно, уже поняли), — это как-то забывалось. Большинство евреев второго поколения очень мало знало о своей вере. У христиан, считали они, есть в середине зимы великолепный праздник. А что есть у евреев? Некоторые еврейские семьи решили эту проблему довольно просто: они ставили дома елки, посылали друг другу рождественские подарки и пели за столом рождественские песни. Они делали это, по их словам, для того, чтобы их дети не чувствовали себя обделенными по сравнению с их сверстниками, и еще потому, что елка — это очень нарядное украшение, которое полностью соответствует времени года и не имеет никакого религиозного содержания.

В то же самое время в школах, где было много религиозных детей, отмечались два дня - Рождество и Ханука, что официально символизировало взаимную вежливость, дружбу и терпимость. Это, в свою очередь, пробудило у евреев новый интерес к Хануке. Даже те евреи, которые у себя дома праздновали Рождество находили вполне уместным ставить на подоконник менору и даже зажигать свечи. Этим решалась проблема: дети извлекали все возможное из обеих культурных традиций.

Конечно, все раввины — даже наиболее крайние реформисты — протестовали, говоря, что кроме развлечения детей, это ничего, по сути дела, не дает. Но речи с кафедры бессильны перед логикой вещей. Я был знаком с одним очень одаренным и крайне либеральным раввином из пригорода, который приходил в дома евреев и вел пропаганду против рождественской елки. В конце концов его вызвали в местный совет попечителей и строго предупредили, чтобы он ограничивался в своих проповедях религиозной тематикой и оставил в покое личную жизнь людей.

Здесь следует отметить один очень интересный момент: под давлением большинства человек может совершенно искренне поверить в то, что требования этого большинства соответствуют его личным внутренним желаниям. Еврей, который чувствует, что от него ускользает большая часть его духовного наследия, заменяясь усвоенными привычками, должен убедиться в том, что он действительно делает то, что ему надо, а не подчиняется волей-неволей нажиму окружающих его жизненных стандартов.

Возросшая популярность Хануки — это не случайность. Когда возникает интерес к какой-то части иудаизма - чем бы это ни объяснялось, — то неизбежно должен возникнуть интерес к иудаизму в целом. Весьма возможно, что сын моего скептически настроенного друга, выяснив, что такое Ханука, на этом не остановится. Именно в декабре американские евреи наиболее болезненно ощущают свою оторванность от религии и традиций.

Потому-то явно пустяковая проблема рождественской елки вызывает такие яростные споры. Затрагивать эту проблему — все равно что касаться обнаженной раны. Поэтому очень хорошо, что Ханука все-таки существует. Замена ханукальных денег ханукальными подарками не так уж существенна. Рассказ о Празднике огней, иллюстрируемый последними событиями, может быть очень ярким. Молодежи будет полезно узнать об испытаниях евреев в прошлом. Ханукальные подарки привлекают их внимание. Маленькие свечи возбуждают любопытство.

Ханукальные свечи положено зажигать на подоконнике, чтобы их могли видеть прохожие. Мудрецы называют этот обряд "пирсум hа-нес" - публичное "прославление чуда". Как гласит легенда, Маккавеи, отвоевав Храм, нашли там лишь один кувшин масла, который можно было использовать в золотой меноре, ибо этот кувшин сохранился в опечатанном ларце первосвященника. Этого масла явно должно было хватить не более чем на день. Маккавеи знали, что потребуется дней восемь, чтобы получить ритуальное чистое масло. Однако они решили рискнуть и зажгли большую менору. И произошло чудо: масло горело все восемь дней. [и особенно зажигая свечи так, чтобы это все видели, мы сообщаем миру об этом чуде и прославляем его].

В этом мидраше отразилась, как в фокусе, история евреев. Вся наша история — это волшебная легенда о том, как нечто, что должно было служить всего один день, чудесным образом служило восемь дней, о том, как горела и не сгорала неопалимая купина, о том, как история нашего народа, которая, по логике событий, давно должна была бы прекратиться, продолжается до сих пор. (Конец отрывка из Г. Вука)

Контрольные Вопросы:

КВ-1.Считаете ли вы, что конкуренция с американским Рождеством способствовала усилению еврейской Хануки? Является ли это усиление только физическим или также и духовным?

КВ-2. Некоторые американские еврейские движения устанавливают в Хануку гигантские "Ханукийот" вдоль центральных шоссейных трасс. Как вы считаете, согласуется ли такое действие с еврейской традицией?

2. Основные источники к Хануке

(1) Правило "пирсум hа-нес ".-"Прославление чуда" Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 21б

"Учили мудрецы: заповедано устнавливать ханукальный светильник у входа в дом, снаружи.
Если кто живет высоко - пусть поставит его на окно, выходящее на людное место.
А в опасное время - пусть поставит его на столе, и это [достаточно для выполнения] Закона."

Контрольный Вопрос:

КВ-3. Принципы зажигания Ханукальных свечей сильно отличаются от субботних свечей (последние всегда зажигают внутри дома, рядом со столом субботней трапезы и т.п.). Объясните причину этих различий.

(2) Ханука упоминается в барайте, приведенной также в Вавилонском Талмуде в трактате Шаббат 21б.

"Что есть Ханука ? Учили мудрецы: 25 кислева начинаются дни Хануки, и их восемь. Запрещены в эти дни траур и пост. Ибо, когда греки вошли в Храм, Осквернили они все масло, что в Храме, И когда царство Хасмонеев окрепло и победило, Обыскали (все), и нашли только маленький сосуд с маслом, Запечатанный печатью Первосвященника, И было в нем масла только на один день, Но случилось с ним чудо, и зажигали от него светильник восемь дней [нужные для приготовления нового масла]. И на следующий год, постановили, что в эти дни будет праздник, когда читают "Алель" ("прославляющие Бога Псалмы") и произносят благословение благодарности (аль hа-нисим).

Этот текст является "Барайтой", т. е. его относят к эпохе Танаев (до 200 г. н. э.)

(3) Молитва "Аль hа-нисим" ("за чудеса") которая читается в Хануку.

Молитва эта была составлена примерно в тоже время, когда и вышеприведенная барайта, или даже раньше неё (она приводится в Мегилат Таанит – источнике принадлежащем к ранней талмудической литературе) Вот текст этой молитвы:

"И мы благодарим Тебя, Господь, - за чудеса и за избавление, и за силу, и за спасение, и за войны, которые Ты вел, помогая отцам нашим в их дни, в это время года. В дни Матитьяhу, сына Йоханана-Первосвященника из семьи Хасмонеев, и его сыновей; когда встало злодейское царство греков на народ Твой, Израиль, намереваясь заставить евреев забыть Твою Тору и преступить Законы, данные Тобой; но Ты, в великой милости Своей, помог отцам нашим в дни беды их. Ты боролся их борьбой, судил их судом, мстил их местью, предал врагов их сильных в руки слабых, многих в руки немногих, нечистых в руки чистых, злодеев в руки праведников, злоумышленников в руки занимавшихся Торой Твоей. И этим создал Ты Себе Имя великое и святое в этом мире Твоем; и для народа Твоего Израиля сделал Ты спасение великое и избавление явное. И после всего этого пришли дети Твои в пределы дома Твоего, и осмотрели Храм Твой, и очистили Святилище Твое, и зажгли Светильник в месте Святости Твоей, и установили эти восемь дней Хануки, чтобы благодарить Тебя и прославлять Имя Твое великое".

Контрольный Вопрос:

КВ-4. Сравните трактовку Ханукального чуда в Барайте и в молитве "Аль hа-Нисим"

3. Классическая философия Хануки

Приведённый ниже отрывок из книги Ханука составлен на основании классических еврейских текстов.

(1) В чем вечность Хануки?

В чем же вечность Хануки, почему мы празднуем ее и сейчас? В истории евреев было немало побед, немало было и событий, имеющих высокую духовную значимость; тем не менее, нет специальных праздников ни для дня, когда Моисей освятил Скинию, ни для дня, когда были освящены Первый и Второй Храм, хотя ясно, что эти события были не менее значительны, чем Ханука. У нас нет особых праздников, отмечающих военные победы Моисея, Иеhошуа, Самсона, Давида, Соломона, а ведь это были не менее существенные для истории евреев победы, чем победа Маккавеев. В календаре не отмечен день освобождения евреев от ига филистимлян или от ига Вавилона, а ведь события Хануки даже не принесли Израилю независимости, и после всех побед евреи продолжали платить дань. При освящении Храма произошло чудо горения масла - но мало ли было чудес в еврейской истории! Если задаться целью праздновать все чудеса, то просто не хватит календаря.

В Талмуде рассказывается, что в древности у евреев было много пророков, но в ТаНаХ вошли лишь те из их книг, которые важны для евреев всех поколений, а не только для современников того или иного пророка. Точно так же обстоит дело и с праздниками: мы празднуем лишь те события, которые важны для евреев всех поколений.

В чем же непреходящее значение Хануки? Как проявляются в нашей жизни события тех времен? Мы попробуем изложить ниже философские идеи Хануки и прежде всего рассмотрим, почему так любимы свечи Хануки.

(2) Почему любимы свечи?

В "Сефер hа-Тодаа" ( "Книга знания о Календаре" ) р. Э. Ки-тов, суммируя классический еврейский подход к Хануке, объясняет: "Любимы нами Ханукальные свечи, т.к. они - символ Меноры в Храме, а сегодня у нас нет никакого другого физического напоминания о каком-либо из предметов служения в Храме. Любима была и Менора в Храме, о свете которой сказано, что он "перевешивал все жертвоприношения". В чем величие этого света? Это свидетельство евреям, что весь свет и радость, которые у них есть, приходят только благодаря свету, исходящему от Бога. И даже если этот свет выглядит небольшим, а свет, которым пользуются народы мира, кажется огромным, - всё равно Израиль стремится только к тому свету, который от Бога, но не к свету чужому. Глаза всего Израиля подняты к Святилищу, из которого исходит свет, дающий всему миру святость. Когда Соломон построил Храм, то, как рассказывает Книга Царей, он сделал в нем особые окна, которые не пропускали много света внутрь, но давали ему свободно выходить наружу. И это символ того, что Святилище не нуждается в освещении, приходящем снаружи, но весь мир питается светом, исходящим из Храма. Так же и Менора предназначена не для освещения помещения Храма, а для того, чтобы светить в дома и души Израиля.

Израиль свидетельствует, что он стремится к одному лишь Богу, только Его света ищет; и Всевышний ценит это свидетельство, предпочитая свет Меноры служению всех Своих ангелов.

Чему это можно уподобить? Вот притча о царе, у которого был любимый друг. Царь сказал ему: "Знай, что я собираюсь пообедать с тобой, приготовь мне место". Друг царя подготовил место в соответствии со своими возможностями. Когда царь пришел, с ним были слуги и помощники, и они несли богатую еду и роскошные светильники. Когда друг царя увидел всё это величие, он был смущен и спрятал всё, что подготовил. Царь сказал ему: "Разве я не предупредил тебя, что буду с тобой обедать, почему же ты ничего мне не приготовил?" Тот ответил: "Мой господин, царь! Я увидел всё величие, сопровождающее тебя, и мне стало стыдно, и я спрятал всё, что приготовил". Сказал царь: "Я оставлю всё, что принес с собой, и ради нашей любви буду пользоваться только твоим".

Бог Сам есть Свет, но Он заповедал Израилю зажигать для Него Менору. Израиль сказал: "Бог сотворил солнце и луну, которые изливают свет на весь мир. Но Он не хочет, чтобы мы удовлетворялись тем, что и так дано миру; мы должны совершать свое собственное действие, зажигать светильники перед Ним".

Греки хотели отнять у Израиля веру в существование прямой связи человека с Богом, в то, что Бог предъявляет к человеку требования. Они хотели, чтобы Израиль действовал только в соответствии с законами природы. Мидраш рассказывает нам, что Антиох сказал своим войскам: "Есть у них одна заповедь, если нам удастся уничтожить ее, они уже как бы умерли. Какая заповедь? - Зажигать Менору, о которой сказано в их Торе, что она должна гореть постоянно. Пока они зажигают ее постоянно, они смогут устоять". Поэтому греки пошли в Храм и осквернили всё масло.

(3) Почему было необходимо, чтобы масло горело 8 дней?

Разберем теперь, почему изготовление нового масла отняло восемь дней. Разве недостаточно было маслин в Израиле, чтобы быстро выжать нужное количество масла? Но дело в том, что по закону Торы человек, на котором есть ритуальная нечистота, не может делать никакую работу по изготовлению масла для Светильника в Храме. Маккавеи и их воины пришли в Храм с войны и были нечисты от соприкосновения с мертвыми, а соприкасающийся с мертвыми должен очищаться семь дней; еще один день отнимает приготовление масла. Но есть и другой закон Торы: если на всей общине - нечистота, то тогда и нечистый может делать любую работу в Храме. Почему же Маккавеи не воспользовались этим разрешением?

Причина в том, что Маккавеи не захотели возобновлять служение в Храме зажиганием нечистого масла, начинать этим новый период. И это учит нас, что в вопросах возобновления, закладки основ, воспитания и т.д. следует пользоваться только самым лучшим и чистым. И символом этого является закон: "В лучшем из лучшего надо зажигать свечи Хануки" - в самом красивом светильнике, с самым лучшим маслом и фитилями.

(4) Что мы празднуем в первый день?

Теперь нам понятно, почему новое масло было готово лишь к девятому дню и как важно было чудо горения старого, чистого масла все восемь дней. Но все ли восемь дней было это чудом? Ведь на первый день масла было достаточно, почему же мы празднуем также и первый день Хануки? Разбираясь в этом вопросе, мы можем многое понять. Мудрецы разных поколений дали на этот вопрос множество ответов, как простых, так и сложных. Два наиболее важных для нас простых ответа таковы.

Первый вариант ответа. То, что евреи нашли сосуд с чистым маслом, запечатанный печатью Первосвященника, само по себе является чудом и отмечается в первый день праздника. Кроме того, в Мидраше "Мегилат Таанит" сказано так: "Когда вошли Хасмонеи в Храм, они очищали всё, что в нем, восемь дней". Таким образом, Ханука ("освящение", "новоселие") относится не только к светильнику, но и ко всем предметам в Храме. Действительно, Хасмонеи построили новый жертвенник вместо оскверненного греками и сделали новые сосуды, и кажется естественным праздновать это освящение все восемь дней. Впрочем, с другой стороны. Талмуд (Шабат, 21), рассказывая об установлении этого праздника, упоминает только о чуде с небольшим кувшином масла; "Было в нем масла только на один день, но горело оно восемь дней", - но не говорит ничего об обновлении всех остальных предметов в Храме.

Второй вариант ответа. Первый день праздника установлен в память о военной победе: "25 кислева евреи отдохнули от войны с врагами". Остальные семь дней - в память о чуде. Но тогда снова встает вопрос: если свечи Хануки - память именно о чуде со светильником, зачем же зажигать их в первый день Хануки ?

А вот ещё варианты ответа, встречающиеся у различных комментаторов:

1. Масло, содержавшееся в единственном кувшине, было разделено на восемь частей для того, чтобы светильники горели хотя бы короткое время каждый вечер. Но его хватило, чтобы поддерживать полный, яркий и долгий огонь в течение всех восьми дней, так что чудо началось в первый же день!

2. На следующее утро после того, как масло из кувшина было перелито в светильники, кувшин снова оказался полным. Значит, чудо произошло в первый день Хануки.

3. После того как светильники горели в течение всего первого дня, было обнаружено, что количество масла в них нисколько не уменьшилось.

4. Греческие цари запрещали евреям делать обрезание. После победы над греками Хасмонеи немедленно возобновили выполнение этой заповеди. А поскольку обрезание делают на восьмой день после рождения ребенка, то и праздник был установлен восьмидневный.

5. В первую ночь в светильники вставили тонкие фитили, чтобы масло горело как можно дольше. Эти фитили горели так же ярко, как обычные толстые фитили, в течение всех восьми дней.

6. Стенки кувшина впитали некоторую часть масла, поэтому его не могло хватить даже на один полный день.

( Приведено по “Книга для чтения -"Ханука"”, руководство для преподавателя еврейской традиции в школах СНГ, 1991 . и т. д. - )

(5) Почему Талмуд говорит только о чуде горения масла?

Почему в Талмуде праздник устанавливается именно и только в связи с чудом горения масла? Ведь в других источниках, например в Мидраше "Мегилат Таанит", о котором упоминалось выше, записанном также во времена Талмуда, упоминается и победа в войне, и освящение нового жертвенника, и изготовление новых сосудов. Почему в Талмуде, который является основой еврейской жизни на многие последующие века, установление Хануки связывается только с чудом масла?

Мудрецы поколений после Талмуда дали по этому поводу множество комментариев. Вот один из них: в дни Хасмонеев и сразу после них основа радости была в чуде победы, в изгнании злодеев и в отмене указов, запрещающих Субботу, благословение новых месяцев и обрезание. Но для последующих поколений основа радости - в чуде горения Меноры. Ведь еще в эпоху, когда стоял Второй Храм, трагически закончилось царство Хасмонеев и были истреблены (Иродом) все потомки этого рода. А ныне Храм разрушен, и Израиль рассеян между народами - и мы не можем воспользоваться прямыми результатами военной победы Маккавеев. Но радость чуда горения масла осталась навечно, и в память об этом чуде евреи зажигают свечи Хануки из года в год во всех местах, где им приходится жить.

Согласно традиционной системе ассоциаций, всегда когда в Торе и в словах Мудрецов говорится о масле Меноры, в них есть намек также и на мудрость сердца. "И когда вошли греки в Храм и осквернили всё масло" - то есть греки помутили ум и сердце очень многих в Израиле, многие евреи стали склоняться к "мудрости" греков. "И когда Хасмонеи победили и вошли в Храм, то они нашли только один небольшой кувшинчик чистого масла, которого хватало на один день", - это означает, что в умах евреев осталась лишь одна чистая мысль: память о том, что они святы и избраны из всех народов, чтобы нести миру свет Бога, и что все народы должны идти за этим светом. Но в этой последней мысли не было достаточно силы, чтобы зажечь "постоянный свет" в Храме. "Но произошло чудо, и масло горело восемь дней" - то есть Небеса поддержали евреев, дали им силы не погрузиться в греческую нечистоту и позволили разгореться оставшимся в сердцах немногим каплям Святости.

Об этом чуде очищения сердца и души евреи должны помнить во всех своих поколениях, особенно в рассеянии, когда на них воздействуют нееврейские культуры.

Израиль не мог бы устоять во всех несчастьях без чудесной поддержки Неба. Когда же евреи удостаиваются этого чуда? Когда мы делаем всё, пусть даже немногое, что можем, чтобы зажечь в Храме Свет Меноры, - тогда Всевышний добавляет нам масла...

Свет того единственного кувшина с маслом, который Хасмонеи зажгли в Храме и который горел восемь день, - этот свет всегда очищает Израиль и служит охраной его Святости.

(6) Вcегда найдется кувшин

Итак, ответ, который можно дать на вопрос о том, почему же все-таки отмечают и первый день Хануки, проливает свет также на философию всего этого праздника. Во-первых, чудом является то, что уже в первый день нашли один кувшин чистого масла. Несмотря на то, что греки пытались осквернить Храм, а эллинисты во всех поколениях стремились уничтожить веру Израиля, - всё равно найдется "один чистый сосуд с маслом" - всё равно найдутся люди, которые знают Тору, и они будут "гореть" и учить людей Торе, пока люди не очистятся настолько, чтобы получить "новое масло". Оставшийся кувшин масла символизирует, как уже говорилось ранее, и оставшуюся у евреев память о себе как о народе, и оставшихся людей, в которых горит пламя Торы. В этом и состоит праздник Хануки - праздник неугасимости еврейской веры и, значит, еврейской непобедимости. И в этом вечность праздника Хануки, ибо в нем модель еврейского возрождения.

(7) Чудо того, что зажгли, а не отчаялись

Есть еще одна важная причина празднования первого дня Хануки. Чудо первого дня состояло в том, что евреи вообще сразу зажгли Менору, а не стали ждать, пока будет готово новое масло. Согласно требованиям Торы "свеча постоянно должна быть зажжена", но ведь было понятно, что назавтра уже не хватит масла для Светильника. И в этом - чудо существования Израиля повсюду и всегда. Вздыхать "ох, что же будет завтра", не имеет смысла. Следует во всякий момент выполнять заповеди Бога, делать свое дело, даже если сегодня не видно, как завтра ты будешь его продолжать; и тогда Бог поможет идти тем, кто движется по направлению к Нему.

Если бы случилось так, что евреи вообще не нашли бы масла, то они не были бы виновны в нарушении заповеди "пусть горит Светильник постоянно". Ведь это произошло бы по независящим от них обстоятельствам. С другой стороны, если бы случилось еще большее чудо и они нашли бы кувшин с маслом, которого хватало бы на восемь дней, то тогда не было бы проблемы и внутренней борьбы, и не произошло бы чуда, обнаружившего силы евреев в следовании путями Бога. Чудо строго отмерено - оно показывает, как желанно и важно для Бога, чтобы мы выполнили Его волю без принуждения и с сохранением свободы выбора.

4. Современное восприятие Хануки

Проблема восприятия Хануки в наше время

(1) Разные подходы к Хануке

Ханука сильно отличается от всех других еврейских праздников. Отличие это проявляется, прежде всего, в том, что в разные эпохи мы находим среди разных групп евреев не только совершенно разные толкования смысла Хануки, но и прямо противоположные, а иногда и взаимоисключающие ее концепции. Смысл других еврейских праздников всегда для всех групп евреев определен более или менее одинаково. Песах, например, понимается всеми евреями как праздник Исхода их Египта; и при том, что религиозные евреи будут больше подчеркивать аспект Божественного вмешательства в историю, а нерелигиозные будут акцентировать идеал свободы и ухода из рабства - но все равно все группы еврейского народа толкуют и понимают этот праздник более или менее одинаково. Рош hа-Шана, Йом Кипур, Шавуот, Суккот, Пурим - толкования всех этих праздников в разных слоях народа будут, конечно, несколько различны, но они всегда идут более или менее в одном направлении; и только Ханука отличается тем, что в ее толковании есть прямо противоположные и даже взаимоисключающие подходы.

Один из этих подходов, который был принят евреями в галуте в течение двух тысячелетий изгнания, - это подход, при котором смысл Хануки сконцентрирован исключительно на чуде горения масла в Храмовом Светильнике при освящении Храма. Аспект празднования победы в войне при этом подходе был черезвычайно принижен. В частности, в Вавилонском Талмуде победа в войне как основа праздника не упоминается вообще, а в связи с Ханукой говорится только о чуде горения масла. Еврейские комментаторы послеталмудической эпохи, разбирая вопрос о том, почему в Талмуде не упоминается военная победа, подчеркивали, что аспект победы в войне является преходящим и временным, от которого, после разрушения Храма и начала нынешнего изгнания, вообще уже ничего не осталось. В противоположность этому, чудо горения масла, символизирующее восстановление еврейской духовной и культурной жизни, сопровождало евреев во все поколения. Ханука напоминала евреям, что хотя греки или другие народы и могут захватить "Храм еврейской души" и осквернить почти все масло в нем, но все равно - останется где-то в уголке еврейской культуры чистый сосуд, запечатанный печатью Первосвященника, и масло в нем - хотя, казалось бы, его так мало - будет гореть долго; и его хватит на столько времени, сколько нужно для возрождения еврейской культурной жизни (= "пока не будет произведено новое, чистое масло"). Это ощущение неуничтожимости еврейской культуры поддерживало евреев все века изгнания, когда, находясь среди других народов и подвергаясь, в той или иной форме культурной агрессии с их стороны, евреям нужно было суметь сохранить свою культуру - и через это сохраниться самим.

Яркий пример подобного традиционного подхода мы можем видеть, например, в следующем отрывке из книги одного из комментаторов 16 века: "Суть празднования восьми дней Хануки - хвала и благодарение Всевышнему за чудо, происшедшее со священным маслом при освящении Храма, а вовсе не за чудо победы в войне Хасмонеев, когде евреи, малочисленные и слабые, победили сильных и многочисленных греков. Ибо, видя победу в войне, люди могут, в принципе, и не принять ее за чудо, они могут сказать: "Это всего лишь случайность, что победили слабые; не Всевышний содеял все это. Нет здесь очевидного чуда". Что же касается чуда, происшедшего со священным маслом, то все евреи убедились, что это настоящее чудо, и признали его, сказав: "От Всевышнего было это чудесное - на наших глазах". В отличие от "скрытого чуда" военной победы восьмидневное горение Храмовой Меноры было чудом общепризнанным, происшедшим у всех на глазах; а поэтому оно главное в празднике Хануки".

Совершенно иной подход к Хануке мы наблюдаем у представителей нерелигиозного сионизма начала 20-го века. Очень многими представителями нерелигиозного сионизма Ханука воспринималась не просто "отлично от традиции", но абсолютно противоположно традиционному подходу. Ханука толковалась ими исключительно как праздник военной победы, как праздник достижения национальной независимости. Аспект "чуда горения масла" был совершенно принижен и не воспринимался как что-то существенное. Более того - Хануку понимали как праздник того, что военная сила доказала свое превосходство над ученостью. Рассмотрим, например, следующий типичный для этого подхода отрывок из статьи "Ханука - еврейская самооборона": "...но для мыслящего еврея Ханука - это не что иное, как памятный день героев еврейской самообороны. Чудес с неба не случилось, но меч совершил чудо, и мертвый народ был неожиданно воскрешен. Не Тора спасает кулак, но кулак спасает Тору. Меч, а не ермолка защитит еврея от его врагов".

Поистине, из всех еврейских праздников только Ханука может иметь такие не просто различные, но прямо противоположные толкования.

(2) Причина различий в подходах - "устность" Хануки

Еще одно отличие выделяет Хануку из ряда еврейских праздников. Ханука - это единственный праздник, который не упоминается в ТаНаХе и который весь - только в Устной Торе. Про Пурим рассказывает целая книга ТаНаХа - Свиток Эстер, остальные праздники все упоминаются в Торе, и ТаНаХ много рассказывает нам о реальности празднования их в эпохи Первого и начала Второго Храмов. Ханука же не имеет никакого формального или "определяющего" письменного источника. Первая книга Макавеев (рассказывающая о войне евреев и греков) известна как апокриф, не вошедший в еврейский канон и не сохраненный евреями. И хотя большинство даже религиозных исследователей считают ее важным и аутентичным текстом, она не была, на протяжении веков, интегральной частью еврейской традиции. Более того, в отличие от остальных праздников, Мишна не посвятила Хануке не только отдельного трактата, но даже отдельной главы; и всего несколько упоминаний о чуде Ханукальный свечей разбросаны по громадному морю Вавилонского Талмуда. Это свойство Хануки - то, что она оставалась "полностью устной" - и способствовало, возможно, тому, что она предствлялась совершенно по-разному в разные эпохи. Не было как бы стержня, который бы обязательно собирал бы вокруг себя разные направления в ее толковании.

(3) Различия в понимании Хануки как критерий уровня еврейской национальной жизни

Изменения, в разные эпохи, понимания еврейским народом праздника Хануки отражает, по-видимому, не только и не столько собственно Хануку, сколько состояние самого еврейского народа. Ханука - это как бы мера состояния еврейской национальной жизни. Отношение к Хануке, тип празднования Хануки, та интерпретация, которую мы даем этому празднику, отражает прежде всего наш собственный национальный уровень. В течение последних двух тысячелетий, пока евреи жили в галуте, вся их еврейская национальная жизнь сводилась более или менее к "еврейской культуре". (Следует отметить, что мы сами настолько привыкли к отождествлению национальной жизни с "национальной культурой", что почти перестали осознавать, что национальная жизнь на самом деле несравненно шире национальной культуры; и одним из важнейших факторов нашего нынешнего возрождения в Земле Израиля является вновь расширение понятия "еврейская жизнь" на более широкий план, чем только культура.) Ясно, что победа в войне и достижение независимости, являясь одним из важнейших элементов национальной жизни, в рамках "национальной культуры" занимает более чем подчиненное место. Соответственно, в Вавилонском Талмуде и у последующих еврейских комментаторов, живших в галуте, празднование военной победы несущественно, и центральное место в Хануке занимает чудо горения масла, связанное с аспектом культуры. Аспект "победы в войне" был настолько принижен, что, например, комментаторы Талмуда вполне серьезно ставят (и считают сложным!) вопрос о том, почему празднуется первый день Хануки - ведь в первый день самого чуда горения масла еще нет, т.к. масла было достаточно на один день, а поэтому его горение не было чудесным. Естественный, казалось бы, ответ, что празднуется военная победа, отвергается комментаторами, потому что Ханука воспринимается исключительго как праздник свечей, - и значит, им нужно было отыскать и подчеркнуть такую интерпретацию, которая позволяла бы распространить чудо горения масла также и на первый день Хануки. (Комментаторы для этого объясняют, например, что пока масло горело, сосуд оставался полным и уровень масла в нем не уменьшался, так что чудо было явным уже в первый день, и т.д. Вообще, само наличие множества разных ответов показывает, что достаточного ответа нет.) Такое ущербное понимание Хануки соответствовало состоянию еврейского народа, который находился в галуте и вел, тем самым, весьма ущербное существование.

Противоположная ситуация возникла в начале сионистского движения, когда еврейский народ, возвращающийся в Эрец-Исраэль, был занят почти исключительно возрождением материальной стороны еврейской жизни. Ханука при этом была настолько однозначно сведена к чисто физической победе в войне, что это разрушало даже сам смысл победы. Ведь Хасмонеи не просто боролись за освобождение от иноземного гнета, они боролись за иудаизм, за еврейские ценности. Те же, кто воспринимал Хануку как чисто военную победу, демонстрировали этим, что они-то сами придерживаются эллинистического, а совсем не еврейского подхода к миру и к движущим силам истории. Но при всей ущербности такого "антирелигиозного" подхода к Хануке нам важно осознать, что этот подход, в сущности, отражает уровень самого еврейского народа. По сути, во время галута еврейский народ в плане "национального существования" был мертв, и восстановление национальной жизни в Эрец-Исраэль есть настоящее "воскрешение из мертвых". Подобно душе в загробном мире, у которой нет тела и которой остается, поэтому, лишь возможность вести чисто духовную жизнь, еврейский народ в период изгнания был сосредоточен на духовных аспектах еврейской культуры. А при воскрешении из мертвых, как и при всяком рождении, сначала развивается физическое существование, а потом, когда ребенок повзрослеет, развивается его духовная жизнь - подобно тому как ребенок должен быть прежде всего физически здоровым, и только потом он может вырасти умным и духовным. Начальная стадия сионизма соответствует воскрешению именно этой, чисто материальной стороны еврейской жизни, с недостатком стороны духовной, то поэтому естественно, что в этот момент евреи подчеркивают только материальную сторону Хануки - т.е. военную победу; а чудо горения масла воспринимается ими как красивая, но лишенная настоящего содержания легенда.

Таким образом, характер нашего восприятия Хануки отражает наш собственный уровень национальной жизни.

(4) Гармония материи и духа в исходном аутентичном еврейском понимании Хануки

Попробуем теперь, однако, найти и проанализировать исходный еврейский подход к Хануке - тот подход, который был к ней вначале, непосредственно после событий Хануки, во времена, когда было еще живо Хасмонейское царство. В наших молитвенниках сохранился текст, который является, по сути, единственным аутентичным текстом про Хануку, и это - молитва "Аль hа-нисим", которая читается в Хануку. Молитва эта была составлена в эпоху Хасмонеев, и она является фактически единственным текстом, позволяющим нам видеть как евреи воспринимали Хануку в то время.

Вот текст этой молитвы:

"И мы благодарим Тебя, Господь, - за чудеса и за избавление, и за силу, и за спасение, и за войны, которые Ты вел, помогая отцам нашим в их дни, в это время года. В дни Матитьяhу, сына Йоханана-Первосвященника из семьи Хасмонеев, и его сыновей; когда встало злодейское царство греков на народ Твой, Израиль, намереваясь заставить евреев забыть Твою Тору и преступить Законы, данные Тобой; но Ты, в великой милости Своей, помог отцам нашим в дни беды их. Ты боролся их борьбой, судил их судом, мстил их местью, предал врагов их сильных в руки слабых, многих в руки немногих, нечистых в руки чистых, злодеев в руки праведников, злоумышленников в руки занимавшихся Торой Твоей. И этим создал Ты Себе Имя великое и святое в этом мире Твоем; и для народа Твоего Израиля сделал Ты спасение великое и избавление явное. И после всего этого пришли дети Твои в пределы дома Твоего, и осмотрели Храм Твой, и очистили Святилище Твое, и зажгли Светильник в месте Святости Твоей, и установили эти восемь дней Хануки, чтобы благодарить Тебя и прославлять Имя Твое великое".

Из вышеприведенного текста мы видим, что материальная и духовная стороны в этой молитве, представляющей нам аутентичное еврейское восприятие мира, соединены гармонично. И гармония эта достигается не тем что есть две отдельные стороны - материальная, победа в войне и духовная, чудо горения масла. Напротив - при таком подходе, когда материальной и духовной стороне праздника мы сопоставляем разные его элементы, эти две стороны воспринимаются как раздельные, отдаленные друг от друга. В молитве же "Аль hа-нисим" материальная и духовная стороны событий неразрывно переплетены, ибо чудом является само достижение Израилем независимости, которое осознается, в отличии от атеистического взгляда, не как чисто материальный акт, - но напротив, оно воспринимается, как часть Божественного управления миром. И здесь мы видим именно гармонию материи и духа, когда они представляют собой не просто равновесие двух разных вещей, но их синтез в одной вещи, умение видеть и ощущать в материальных процессах их духовную составляющую. Таким образом, согласно аутентичному еврейскому подходу материальная и духовная стороны мира не разделены. Чудо, духовное содержание, не есть просто "горение масла в Светильнике", как бы "дополняющее" военную победу, извне "приложенная" к ней. Но чудо, Божественное управление, духовность - есть имманентная духовная компонента материальных процессов.

Контрольные вопросы :

КВ-5. В чём различаются "классическая" и "современная" трактовки?

КВ-6. Является ли религиозной позиция автора статьи "Современное восприятие Хануки"? Является ли она ортодоксально-религиозной?

КВ-7. Сформулируйте "критические высказывания" того, кто стоит на вышеприведенной "современной" позиции - по отношению к тому, кто стоит на классической, и наоборот.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Считаете ли вы, что конкуренция с американским Рождеством способствовало усилению еврейской Хануки? Является ли это усиление только физическим или также и духовным?



КВ-2. Некоторые американские евреские движения устанавливают в Хануку гигантские "Ханукиёт" вдоль центральных шоссейных трасс. Как вы считаете, согласуется ли такое действие с еврейской традицией?



КВ-3. Принципы зажигания Ханукальных свечей сильно отличаются от субботних свечей (последние всегда зажигают внутри дома, рядом со столом субботней трапезы и т.п.) Объясните причину этих различий.



КВ-4. Сравните трактовку Ханукального чуда в Барайте и в молитве "Аль hа-Нисим"



КВ-5. В чём различаются "Классическая" и "современная" трактовки



КВ-6. Является ли ортодоксально-религиозной позиция автора статьи "Современное восприятие Хануки".



КВ-7. Сформулируйте "критические высказывания" того, кто стоит на современной позиции.