МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "История еврейской философии"

Лекция 7. Философия истории

1. Танах
2. История и Талмуд
3. Средние века
Список контрольных вопросов

1. Танах

Начнем мы, как уже несколько раз делали с работы Бен-Шломо:

Философия истории является одним из важнейших представлений иудаизма, согласно которому история обладает определенным смыслом, опирается на определенные законы. Все исторические события проистекают в рамках определенной закономерности, у каждого события есть свое место в органичном единстве. Принципиально неверно отделять события друг от друга, они имеют смысл лишь во взаимосвязи. Разрывая эту связь, мы лишаемся возможности понять смысл истории.

Подобный подход прямо противоположен греческому мировоззрению, в котором совершенно отсутствовал философский интерес к истории. Греческие философы не пытались осознать значение и закономерность последней.

Это коренное различие во взглядах на историю не случайно, в его основе - различный подход к одной из сложнейших философских категорий - понятию времени.

В рамках греческой философии существует представление о цикличном времени. Мир представляется как круг, действительность бесконечно повторяется, невозможно определить последовательность событий, расположение событий во времени не имеет принципиального значения. Возникает ощущение повторяемости времени, периодичности движения. Трансцендентная сущность в этом случае не способна разорвать цикличность времени, проникнуть внутрь цикличного процесса. Таким образом, в мировоззрении греков нет места для Творения, Откровения и историософии.

Танах выдвигает понятие линейного времени, согласно которому у времени есть начало, середина и конец, иными словами, у каждого события есть место на временной оси, представленной прямой линией.

Когда речь идет о Творении, имеется в виду космическое время: его начало определяется непосредственным моментом Творения, но не ясно, есть ли у него конец.

Существует также категория исторического времени, которое, по Танаху, конечно. Его конечная точка определяется в иудаизме как "геула" - состояние конечного искупления.

Время не имеет значения в эллинском мировоззрении именно потому, что оно не относится к категории вечности. Человек может достигнуть искупления лишь через прорыв к вневременному измерению, к вечной истине.

Для Танаха же искупление человека происходит во времени, поэтому время представляет для него главный интерес.

Сравнение Бен-Шломо прорыва в вечность в иудаизме и в эллинском мировоззрении, возвращает нас к разнице в подходах между миром сотворенным и миром несотворенным. Сотворенный во времени мир, предполагает его движение во времени. Всевышний, с момента Творения, отправил мир в путешествие по оси времени. И "верхом" на этом мире в путешествие отправлено человечество и человек. Как любое путешествие, это путешествие должно иметь свою цель. Цель эта стоит перед всем миром и всем человечеством, и перед каждым человеком, как части мира.

Несотворенный мир, по отношению к которому Всевышний находится "сбоку", излучая этот мир, не может иметь цели, потому что нет путешествия, а одно существование. Таким образом человечество существует бесцельно. Перед ним не стоит никакой задачи. Задача может стоять только перед отдельным человеком. И только в том случае, если этот человек сам ставит перед собой задачу. То есть осмысленная жизнь, наделенная целью - это удел немногих избранных. Понятно, что цель отдельного человека оказывается при таком подходе не во времени, а в метафизическом пространстве - с земли к Всевышнему. Здесь интересно обратить внимание на греческие мифы о царстве мертвых. Все люди, все человечество после смерти влачат жалкое, беспамятное существование в царстве теней. Только отдельные герои, вырвавшиеся из нашего мира, живут полноценной загробной жизнью на острове Блаженных. Сравните это представление с цитатой Талмуда: "Весь Израиль имеет долю в мире грядущем…". То есть полноценная загробная жизнь обещана всему народу, а не отдельным героям. Потому что в еврейском мире путешествие совершает не отдельный народ, а все человечество в целом.

Сам Бог Танаха является прежде всего Богом истории. Его вмешательство в существование человека всегда связано с ходом истории, всегда преследует определенную историческую цель. Смысл любого события нужно искать в преследуемой им цели, а смысл всего хода истории - в Искуплении.

Например, выход еврейского народа из Египта - это не отдельный случай выхода рабов на волю, а этап на пути к Искуплению. Смысл этого события в продвижении народа Израиля к Откровению на горе Синай.

Личность самого Моисея, выведшего народ из плена, отходит на второй план. В пасхальной легенде Моисей упоминается как "раб Его", т.е. Бога. Таким образом, в иудаизме не существует культа личности Моисея.

Иными словами, Моисей - это не пример героя, который сумел преодолеть границы мира и попасть в вечность метафизического пространства. Моисей - это "двигатель" исторического процесса", сыгравшего в нем важнейшую роль. Именно здесь лежит фундаментальная причина того, что Тора не описывает, как Моисей превратился в Героя в эллинском понимании. Потому что важен не Герой, а История.

Идея состоит в том, что Бог как бы не завершил Творение и создал человека, чтобы тот смог сделать это. Но человек превознесся в своей гордыне, поставил себя на место Бога, совершив тем самым основной, с точки зрения Танаха, грех. Отсюда начинается путь человека к Искуплению. Продвижение по этому пути и является сутью исторического процесса, в котором можно выделить четыре основных принципа.

Первый принцип, действующий в истории, - принцип отбора, выбора. Во всякой поворотной точке истории Бог выбирает кого-то для выполнения определенной исторической функции.

Вторым центральным понятием является "завет" - союз человека с Богом, ставший возможным в силу персональной, личностной характеристики Бога. Завет есть взаимное обязательство Единого Бога и человека, свободного в своем выборе. Нарушая обязательства, человек впадает в грех и получает наказание.

Третий исторический принцип, исходит из раздробленности человечества: идея существования избранного народа, на который падает миссия искупления всего человечества. Согласно Танаху, в истории действуют не отдельные личности, а народы. Поэтому в Танахе нет места Мессии - избавителю всего человечества. Концепция "дражайшего народа" является центральной в философии истории иудаизма, она строится на убеждении, что народу Израиля отведена особая роль в истории.

История израильского народа начинается с Исхода из Египта, т.е. не с момента зарождения народа как такового, а с отказа от прошлого и движения к будущему. "Иди себе в землю, которую покажу тебе",- говорит Бог Аврааму, праотцу народа Израиля, что дает совершенно новую интерпретацию понятию "родина". В то время как в истории любого народа родиной считается земля настоящего нахождения, для народа Израиля - это Земля, в которую идут. В месте нахождения Земли заключено предназначение.

Народ выходит из рабства навстречу определенному предначертанию, суть которого - в Откровении на горе Синай, где будет получена Тора.

В чем исторический смысл Откровения на горе Синай, какое место оно занимает в подходе Танаха к истории?

Откровение означает, что Господь открывает свою волю человеку и передает ему систему абсолютных ценностей. Откровение дано человеку единожды и на все времена в виде Торы. Абсолютность истины, открывшейся человеку в откровении Божьем, тем не менее, не исключает возможности ее последующего развития. Динамика Откровения выражается в разработке "устной Торы", человеку предначертана реализация потенциала, заложенного в Торе. Откровение призвано указать миру дорогу к конечному Искуплению.

2. История и Талмуд

Проф. Бен-Шалом отмечает:

В Танахе мы имеем дело с философией религиозной истории, поскольку в основе историософии Танаха источником закономерностей является Бог. Бог движет историю, он - автор замысла.Танах называет план истории, исходящий от Бога, "Советом Божьим". Запрограммированность исторического процесса придает историческим событиям смысл. Степень важности того или иного события зависит от его роли в осуществлении общего Божественного замысла.

Отсюда вытекает, что Танах не может отвечать требованиям историографии. Важные исторические события искажаются в Танахе в соответствии с его исторической концепцией. Например, Танах ничего не сообщает о деяниях царя Ахава, о великих событиях на Ближнем Востоке, в Персии и Вавилоне, о царе Кире... Он выхватывает лишь важные, с точки зрения замысла Бога, события, как, например, декларацию царя Кира о диаспоре, разрешавшую евреям, находившимся в изгнании в Персидской империи, вернуться в страну Израиля. Это не случайно, в своем выборе Танах руководствуется принципом оценки события с точки зрения глобального исторического процесса.

Иными словами, история в изложении Танаха, это не историческая хроника, а описание путешествия во времени. Восстановить историю в том смысле, в каком историю понимают сегодня, по текстам Танаха, дело сложное, потому что высшая цель историка ответить на вопрос: "Что было тогда-то?". Танах же пользуется историей для того чтобы рассказать о путешествии во времени к грядущей Цели, где были отклонения с торного пути, где все происходило так, как должно происходить.

После всего этого предисловия, мы не удивляемся, что Талмуд историей как таковой не занимается вовсе. В нем нет исторических очерков. Сказанное нуждается в некотором пояснении. В Талмуде и во всей Талмудической литературе есть множество аггадот (преданий), посвященных некоторому событию еврейской истории. В равной степени событие может быть танахического периода и талмудического. Но все дело в том, что эти рассказы никогда не ставят перед собой цели: поведать читателю что было. Они призваны освятить событие именно с точки зрения соответствия его планам Всевышнего на человечество и его историю. Внимательное изучение любого рассказа Талмуда, связанного с историческими событиями, приводит нас к выводу, что Талмуд в минимальной степени интересует, что же было "на самом деле". Иными словами, к Талмуду можно отнести высказывание Дюма: "История для меня гвоздь, на который я вешаю…". Понятно, что Талмуд "вешает" на историю свои мысли и свое представление о мире и времени.

Иона Френкель, анализируя агаду Талмуда обращается к теме историчности агады. Он пишет:

Исходной точкой рассуждения историка является предположение о существовании исторического события, достаточно важного, чтобы о нем рассказывали… Каждый первоисточник, в равной степени, например, Иосиф Флавий и Талмуд стремятся описать событие, имевшее место в действительности, все они считают своим долгом "отразить" событие так, как оно произошло, насколько это возможно достоверно. Делают они это в соответствии с мировоззренческими установками каждого и способностью выразить свои мысли… При литературном анализе "исторического" рассказа Талмуда, выясняется, что рассказчик Талмуда, не является зеркалом, точно передающим то, что имело место в действительности, но он создает новое, самостоятельное произведение, необязательно связанное с реальными событиями… Все детали аггадического рассказа подчинены внутренней логике идейного содержания рассказа. Эта логика автора, а не самого события. Таким образом, перед нами литературная реальность, а не историческая… Рассказчик ведет повествование в неком направлении, он провел литературную обработку, придал ему то идейное содержание, какое стремился передать. Рассказчик Талмуда не стремится рассказать то, что было, но строит рассказ таким образом, чтобы достичь своей религиозно-педагогической цели.

Все это сказано не для того, чтобы подчеркнуть, что Талмуд ненадежный исторический источник, а только для того, чтобы еще раз сказать: Талмуд не составлял исторических хроник. Для Талмуда, равно как и для Танаха, куда важнее осмыслить историческое событие в рамках движения от Сотворения через Откровение к Спасению.

В Талмудической литературе мы находим произведение, которое на первый взгляд, посвящено именно истории. Это мидраш "Седер Олам". Но все дело в том, что мидраш Седер Олам является опять таки попыткой прокомментировать Танах в части исторической последовательности событий. Автор не пытается добавить нечто к еврейской истории, сверх описанного в Танахе, не добавляет исторических фактов, которые Танах пропустил, и уж тем более, не пытается критически осмыслить исторические факты Танаха. Это не исторический труд, а труд комментаторский.

Можно сказать, что после Танаха еврейская история как наука, еврейская история как хроника надолго прекратила свое существование. Наоборот, попытка охватить всю историю в части ее смысла от начала времен до конца времен только усилилась. Например, известный мидраш, который приурочен к первым стихам Пятикнижия "И земля была пуста и запущенно, и тьма над бездной и дух Божий витал на водами" (Рабба 2:4):

"Сказал Рейш Лакиш: "Пуста" - это Вавилонское изгнание… "запущена" - это Мидийское изгнание… "тьма" - это Греческое изгнание… "бездна" - это злодейское (нынешнее) царство, глубина которого неизведанна, как бездна… "дух" - это дух царя Машиаха".

Достаточно ясно, что здесь речь не идет о комментировании первых стихов Торы. Рейш Лакиш говорит, что мировая история со всеми ее отклонениями от торного пути, была заложена с самого начала мирового процесса, с первых мгновений Творения.

Другой, не менее известный мидраш, связан с видением Яакова. Во сне Яаков увидел лестницу, уходящую в небо, по которой поднимались и спускались ангелы Божии. Мидраш гласит:

"Показал Всевышний во сне праотцу нашему Яаковy ангела-xранителя Вавилона - поднимается тот (по лестнице) и спускается, а после него - ангелы-xранители Персии, Греции и Эдома (Рима) - поднимаются они и спускаются. Затем сказал Всевышний Яаковy: поднимайся теперь и ты! Именно в этот миг страшно стало Яаковy, и он спросил: "Подобно тому, как они спускаются (т.е. уходят) из мира, - так и мне суждено спуститься?" Сказал ему Всевышний: "Не бойся, Яаков, еврейскому народу уготована другая судьба: если ты поднимешься - не спустишься никогда!"

Опять перед нами попытка осмыслить весь ход мировой истории как единый непрерывный процесс.

Мы видим, что во времена Талмуда подход к восприятию истории практически не изменился по сравнению с восприятием Танаха. Как это не странно многочисленные римские и греческие труды, посвященные истории, на мудрецов Талмуда не повлияли нисколько. Заметим, что Иосиф Флавий, конечно по происхождению еврей, но свой исторический труд он писал не под влиянием еврейской историографии (такой просто не существовало), а под влиянием римской литературы. И писал свои труды не для еврейского мира, а для эллинско-римской аудитории. Получается несколько странная фигура: еврей по происхождению, пишущий на еврейские же темы, оказывается не еврейским историком. Талмуд, и последующая еврейская литература почти тысячу лет не замечала даже существование трудов Иосифа Флавия. И это понятно - в еврейском мире никому не интересно простое изложение событий. Важно - как их осмыслить.

3. Средние века

В средневековье евреи имели чуть ли не единственную книжку по истории, написанную, по всей видимости, в Италии около 9 века. Это книга Иосифон. Оригинал ее написан на греческом языке. Книга приставляет собой компиляцию Иосифа Флавия и рассказов Талмуда, плюс некоторые легенды того времени. Книга была переведена на иврит и была довольно популярной в течение очень долгого времени. Существует несколько еврейских хроник, в основном, касающихся трагических событий европейского еврейства. Собственно историков в классическом понимании слова в еврейском мире практически не было. Исключение составляет итальянский историк 17 века р. Азария дельРосси (Мин hа-Адумим). Но его произведения не пользовались большой популярностью, хотя он собственно был именно историком, который пытался методами исторической науки выделить исторические факты. До нового времени историков в классическом смысле слова в еврейском мире не было.

Что же касается попыток осмыслить мировую историю, то первая значительная попытка проделать эту работу принадлежит р.Иеhуде hа-Леви.

Эта тема для Иеhуды hа-Леви тесно связан с другой темой, а именно: избранность народа Израиля. До него эта тема практически никогда не поднималась, точнее она была, как нечто достаточно очевидное, настолько, что не требовалось специального рассмотрения данного вопроса. Более того, эта тема практически никогда и ни кем не ставилась во главу угла. Именно р.Иеhуда hа-Леви занялся этой темой. Для него она является одновременно инструментом доказательства бытия Божьего, и изложением доктрины личностного Божества, Бога, который творит историю. Собственно именно в истории р.Иеhуда hа-Леви находит доказательства, опровергающие мнения философов о Боге, который не вмешивается в дела человеке, о Боге, который не более чем Причина Причин.

Уже в изложении исходного положения иудаизма автор вставляет в устах героя слова, обращающие нас к истории: "Сказал ему рабби: Мы верим в Бога Авраама, Исаака и Яакова, который вывел сынов Израиля из Египта силой знамений и чудес, который питал их в пустыне и даровал им страну после чудесного перехода Иордана; который послал Моисея с миссией Торы, продолженной многими пророками, возвещавшими Тору…" (1:11). Здесь речь идет только о том, что было, что проявилось в истории. Рабби ни разу в изложении основных положений иудаизма не обращается к философии, только к истории.

Именно Иеhуда hа-Леви сделал грандиозное открытие: его предшественники говорили об Откровении, как о даровании Торы на горе Синай, или же как о списке пророчеств, ниспосланных пророкам в различные времена и записанных в Танахе. Рабби Иеhуда hа-Леви же говорит об Откровении, об открытии Бога в истории. Причем речь пойдет не только о событиях, записанных в Танахе, как то, Исход из Египта или Вавилонское Изгнание, речь пойдет обо всей истории народа Израиля. При этом избранность народа проявляется именно в непрерывном вмешательстве Бога в его историю.

Избранность народа Израиля Иеhуда hа-Леви видит в миссии, возложенной Богом на народ. Эту миссию он называет "Божьей темой" или в другом переводе "Божьим действием". Заключается эта миссия в Открытии Бога всему миру в результате длинного процесса истории. Тем самым история воспринимается, как процесс Раскрытия Божества всему миру. Именно в конце пути, когда наступят мессианские времена избранничество одного народа сменится на участие всех в "Божьей теме".

Этот исторический процесс описывается примером "зерна": "Зерно, попадая в землю подвергается изменениям, и, казалось бы, обращается в прах, воду и грязь, и как будто не остается и следа от прежнего зернышка. Но затем оказывается, что зерно это изменило прах и воду так, что они стали его собственным естеством. Оно изменяет их ступень за ступенью, пока не утончатся элементы и не станут подобными ему, и тогда зерно очищается и может принять Божественное действие и форму первого зерна, и оно становится деревом, дающим плоды, подобные тем, из которого проросло. Таково учение Моисея…" (4:23). В виде такого процесса Иеhуда hа-Леви рассматривает историю народа Израиля - от зерна к дереву, от народа к миру. Дальняя перспектива рассматривается им, как: "Всякая религия, черпающая из него, в основе своей ему уподобляется, хотя и кажется, что она его отвергает… В конце времен, когда все его признают, все станут такими плодами и будет дерево одно" (там же). Единственной же наградой народу Израиля окажется: "Тогда превознесут и оценят тот корень, который прежде поносили".

(Разделение на исторические эпохи в системе Иеhуды hа-Леви взято у Йоны Бен Сасона "Историческая мысль Иеhуды hа-Леви". В оригинале все приводимые отрывки рассыпаны по разным главам и параграфам, и к тому же в не хронологическом порядке.)

В рамках такого рассмотрения "Божьего тела" в истории, по р.Иеhуды hа-Леви, можно выделить пять основных этапов:

  1. Избранники-одиночки (1:95):
  2. Божественное влияние распространялось лишь на отдельных людей - преемников Адама

    В потомстве Авраама избранником был Исаак, и Авраам отдалил остальных сыновей от этой изобилующей всеми достоинствами земли, чтобы она досталась Исааку. Избранник в потомстве Исаака - Яаков. Его брат Эсав был отвергнут, ибо Яаков должен был наследовать эту землю. Все сыновья Яакова были избранниками, все они были достойны постижения Божественного, и им досталось в наследство на земле место Божественной миссии. Так Божественное влияние распространилось на многих людей, но вначале Его воспринимали лишь немногие. Бог хранил сыновей Яакова, умножил и возвеличил их в Египте: так растет дерево с хорошими корнями и дает чудесные плоды, подобные первому плоду, из которого дерево выросло. Дерево - Авраам, Исаак, Яаков, Иосиф и его братья, а плодами были Моисей, Аарон, главы племени и семьдесят старейшин, обладавших пророческим даром, Иегошуа бин Нун, Калев бен Йефунэ, Хур, сын Мириам, и многие другие. Тогда все сыновья Израиля были достойны проявления в них Божественного Света и Провидения. Среди них были грешники, восставшие против Него, но и они, бесспорно, принадлежали к избранным по происхождению и по природе. Дети их становились избранниками, и следует остерегаться осуждать грешника-отца, ибо в нем зародыш избранничества, который должен проявиться в сыне или внуке в зависимости от времени, которое понадобится для очищения его семени.

  3. Времена Первого Храма. Его Иеhуда hа-Леви начинает отсчитывать от исхода из Египта. В этот период "Божественное дело" было передано от избранных одиночек народу. Когда "Божественной темой" начала заниматься группа людей, община, народ. Характерной особенностью этого периода является "Свет Божий, действующий на народ Божий, в земле Божьей" (2:8).
  4. 2:14. Это страна Божественного присутствия, о которой сказано: "Взор Всевышнего постоянно почиет на ней". Каин был изгнан из этой земли и начал блуждать по странам. Шет родился по образу и подобию Адама… Он удостоился быть названным сыном Божьим, как и Адам, и унаследовать эту землю, которая лишь одной ступенью ниже Эдемского сада. Об этой земле спорили Исаак и Исмаил, и Исмаил был извергнут… Из-за этой земли Яаков и Эсав оспаривали друг у друга первородство и благословение. Наконец, Эсав, несмотря на его силу, был оттеснен более слабым Яаковом… В этой земле были алтари наших праотцев, и в знак того, что их дары приняты Всевышним, им являлся огонь, сжигающий жертвы, и Божественный свет провидения. Исаак был связан на алтаре для жертвоприношения на безлюдной горе - на горе Мория"... А Книга Хроник поясняет, что Храм был построен на горе Мория и что место это, несомненно, достойно быть названным Вратами небес… Когда Авраам духовно вырос и удостоился участия в Божественном действии и стал сердцевиной избранников, он был уведен из страны, где он прежде жил, уведен в такое место, в котором его совершенство могло бы быть завершено, подобно тому как земледелец, обнаружив в пустыне дерево с добрыми плодами, пересаживает его в возделанную землю, в которой корень этого дерева должен хорошо развиваться. И в саду, где земледелец взращивает его, корень разовьется совсем не так, как в пустыне, - одно это дерево даст начало множеству других деревьев, чего не было бы, если бы оно не оказалось в том месте, куда его перенесли. Подобным же образом в этой земле дар пророчества был возвращен потомкам Авраама, и пока они жили в земле ханаанской, среди них было много пророков, чему способствовали соблюдение ритуальной чистоты, служба в Храме, жертвоприношения и прежде всего - присутствие Шехины.

    Этому тексту Иеhуда hа-Леви предпосылает притчу о винограднике, который приносит хорошие плоды, когда выбрана хорошая лоза, когда она посажена на хорошую землю и когда за ней хорош ухаживают. Данный образ заимствован из книги пророка Исайи (гл. 5). Мысль ясна: лоза - народ Израиля, земля - Земля Израиля, виноградарь - Бог Израиля.

    При этом расцвет "Божественной темы" обеспечивался чудесами в Храме и стремлением народа выполнять повеления Всевышнего, охватывающие все стороны жизни, многочисленность пророков и священников. В такой обстановке невозможно было не приблизится к Богу (2:50, 59).

    Одновременно Бог показывал, что Его народ управляется не по законам природы, а по собственным Божественным законам: когда народ выполнял повеления Всевышнего, шли дожди во время и был богатый урожай, победы над врагами давались легко. Когда же народ нарушал установления Всевышнего, то даже, когда все народы вокруг благоденствовали, народ Израиля постигали беды и несчастия (1:109). Первое Изгнание и разрушение Первого Храма связано с тем, что Бог лишает провинившийся народ Своего Присутствия. Но и разрушение Храма является доказательством присутствия Бога среди избранного Им народа: "Ибо среди народов мира вы не найдете, чтобы в наказание за их грехи, разрушались храмы их богов" (2:32).

  5. 3. Второй Храм. Этот период можно назвать периодом утраченных возможностей. Когда пришло время возвратиться в землю Израиля из Вавилонского плена, не весь народ откликнулся на призыв. Большая часть осталась в местах, к которым привыкла за 70 лет изгнания:
  6. 2:24. Божественное действие вернуло бы нам все, как было прежде, если бы весь народ решил добровольно возвратиться. Однако возвратились немногие, большинство, в том числе и великие, остались в Вавилоне, в изгнании и в рабстве, боясь расстаться со своими домами и со своими делами… Лишь часть откликнулась на призыв, и то не всем сердцем, а потому и Всевышний вознаградил их в меру их помышлений: не все, что Он обещал, исполнилось при их жизни. Божественное действует в человеке лишь в той степени, в какой он идет Ему навстречу: если мало, то мало, а если много, то много. И если на призыв Бога наших отцов мы откликались бы всем сердцем и всей душой, мы удостоились бы того же, чего наши предки удостоились в Египте.

  7. 4. Изгнание. Эта тема имеет у р.Иеhуды hа-Леви два мотива: с одной стороны Изгнание - это наказание за грехи, но с другой стороны оно является исполнением Божественного предначертания: "Трудно себе представить, чтобы какой-нибудь народ, оказавшись в изгнании, не стал другим, а тем более в течение столь длительного времени, когда столько народов бесследно исчезло - здомиты, моавитяне и сыны Аммона, арамейцы, филистимляне и халдеи, мидийцы, персы, сыны Кеторы, сабейцы и многие другие" (2:33). О целях и предназначении изгнания мы уже сказали вначале данной лекции.

  8. 5. Мессианские времена. Возврат к эпохе Первого Храма, но теперь в размерах всей земли. Когда все религии сомкнутся вокруг "Божественного деяния", когда все вместе объединятся в служении Богу.

В изложении р.Иеhуды hа-Леви, избранность народа Израиля в некотором смысле является довольно пассивной. Народ обязан явить миру проявление Божественного дела в истории, но при этом он является не более, чем объектом для деяний Бога. Будучи однажды избранным, он уже не может уклониться от своего предназначения. Потому как отход от Божественной миссии карается Богом. Единственным практическим утилитарным результатом избранности оказывается "неуничтожимость", да и то, она скорее следствие миссии - если уничтожить, то, как сказал Моисей: "Что скажут народы мира? Они подумают, что Бог не способен выполнить Свои обещания и потому уничтожил их". Даже в повышенном интеллекте отказывает Иеhуда hа-Леви избранному народу: "Служение Богу не требует тонкости мысли и т.д.". Да, конечно, остается возможность приблизится к Богу, возможность стать пророком, но это все.

Доктрина Иеhуды hа-Леви осталась практически неизменной на протяжении всего средневековья. К ней мало что было добавлено. Разве что были некоторые подробности, как и что произойдет во времена Машиаха.

Новое время открыло новые страницы в изучении еврейской истории, но эта история лежит в русле европейской исторической науки и ничего собственно еврейского, разумеется кроме темы исследования, здесь нет.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Можно ли счесть исторические книги Танаха "исторической хроникой"?



КВ-2. В чем состоит главная историческая идея Танаха?



КВ-3. Можно ли изучать историю по преданиям Талмуда?



КВ-4. Есть ли в Талмуде попытка осмыслить исторические события? Можно ли счесть это "историческим трудом"?



КВ-5. Каковы последствия избранности еврейского народа в доктрине Иеhуды hа-Леви?