МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Книга Шофтим (Судьи)"

Лекция 4. Дебора

1. Война с Явином
2. Пророчица Дебора
3. Ход войны.
4. Яэль и Сисра
Список контрольных вопросов

1. Война с Явином

Текст (Глава 4)

1. И продолжили сыны Исраэля делать злое в глазах Господа, а Эhуд умер. 2. И передал их Господь в руки Явину, царю Kенаана, который царствовал в Хацоре, а предводителем войска его (был) Сисра, и он обитал в Харошет hа-Гоим. 3. И возопили сыны Исраэля к Господу, ибо девятьсот колесниц железных у него, и он теснил сынов Исраэля крепко двадцать лет. 4. А Двора, женщина-пророчица, жена пламенная, она судила Исраэль в ту пору; 5. И она восседала под пальмой Дворы меж Рамой и Бет-Элем, на горе Эфраима .и восходили к ней сыны Исраэля на суд. 6. И послала она и призвала Барака, сына Авиноама, из Кедеш-Нафтали, и сказала она ему: Ведь повелел Господь, Бог Исраэля, тебе:Увлеки на гору Тавор и возьми с собой десять тысяч мужей из сынов Нафтали и из сынов 3евулуна. 7. И привлеку Я к тебе к потоку Кишон Сисру, предводителя войска Явина, и его колесницы и его многолюдье, и отдам Я его в руки тебе. 8. И сказал ей Барак:Если пойдешь со мной, то пойду я, а если не пойдешь со мной, не пойду. 9. И сказала она:Пойти-то пойду я с тобою,но только не будет славы тебе на пути, каким ты идешь,ибо в руки жене передаст Господь Сисру! И встала Двора и пошла с Бараком в Кедеш. 10. И созвал Барак сынов 3евулуна и Нафтали в Кедеш, и взошло вслед за ним десять тысяч мужей, и взошла с ним Двора. 11. А Хевер-кени отделился от сынов Каина, из сынов Ховава, тестя Моше, и раскинул он свой шатер до низины болотистой, что при Кедеше. 12. И поведали Сисре, что взошел Барак, сын Авиноама, на гору Тавор. 13. И созвал Сисра все свои колесницы, девятьсот колесниц железных, и весь народ, что при нем,из Харошет hа-Гоим к потоку Кишон. 14. И сказала Двора Бараку: Встань, ибо это день, когда отдал Господь Сисру в руки тебе, -ведь Господь выступил пред тобою! И спустился Барак с горы Тавор, и десять тысяч мужей за ним. 15. И в смятенье привел Господь Сисру и все колесницы и весь стан мечом пред Бараком, и сошел Сисра с колесницы и обратился в бегство пеший. 16. И Барак преследовал колесницы и стан до Харошет hа-Гоим, и пал весь стан Сисры от меча, не осталось ни единого. 17. А Сисра бежал пеший к шатру Яэли,жены Хевера-кени, ибо мир между Явином, царем Хацора,и между домом Хевера-кени. 18. И вышла Яэль навстречу Сисре, и сказала она ему:Зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся! И зашел он к ней в шатер, и она укрыла его одеялом. 19. И сказал он ей: Дай же попить мне немного воды, ибо у меня жажда. И открыла она мех с молоком, и напоила его и укрыла. 20. И сказал он ей : Стой у входа в шатер,и будет: если кто придет и спросит у тебя и скажет: Есть ли здесь муж? - то ты скажи: Нет. 21. И взяла Яэль, жена Хевера, шатровый коли вложила молот в руку свою, и подошла она к нему тихо, (чтоб) вонзить кол ему в висок, и (кол) вошел в землю, -а он заснул утомленный, - и умер он. 22. И вот Барак преследует Сисру. И вышла Яэль ему навстречу, и сказала она ему:Иди, и я покажу тебе того мужа, которого ты ищешь.И вошел он к ней,и вот: Сисра пал мертвый, и кол у него в виске. 23. И покорил Бог в тот день Явина, царя Кенаана, пред сынами Исраэля. 24. И все больше и больше рука сынов Исраэля тяготела над Явином, царем Кенаана, пока не истребили они Явина, царя Кенаана.

Из лекций д-ра И.Айзенберга

Итак , история повторяется:  книга Судей описывает, что евреи вновь отошли от истинного пути и встали на путь греха. Всевышний вновь наказывает их и на сей раз орудием наказания станут не цари окрестных стран ,а не изгнанные ранее из страны и обосновавшиеся на ее севере ханаанские народы.

Если в истории об Эhуде нет подробностей войны с Моавом, то рассказ о борьбе с ханаанским царем Явином изобилует частностями и подробностями. Если вы окажетесь в районе горы Тавор, где происходила битва, то ваше воображение  с легкостью восстановит картину, описанную в книге Судей. Эта битва описана дважды - вкниге 4-й (прозаическим стилем) и в главе 5-й - поэтическим (победная песнь Дворы).  Эта битва - событие величайшей важности в истории народа Израиля, результатом ее был окончательный подрыв силы ханаанеев и искоренение их царской династии.

Но, прежде, чем начать рассказ о главном событии - битве между евреями и ханаанеями - мы знакомимся с тем, какие же причины вызвали военные действия. И вновь мы читаем: "И опять стали сыны Израиля делать зло в глазах Господа". Вновь евреи были слишком мягки со своими врагами. В результате, те ханаанские племена, которые должны были быть изгнаны еще 150 лет назад, объединились и организовали сильную армию. И теперь, в течение 20 лет, они терроризировали евреев только с одной целью - уничтожить их, а тех, кто все-таки выживет - изгнать с Земли Обетованной.

В книге Судей сказано:

"И предал их Господь в руки Явина, царя ханаанского, который царствовал в Хацоре, а военачальник его - Сисра,  и жил он в Харошет-hа-гоим. И возопили сыны Израиля к Господу, потому что было у него (у Явина) девятьсот железных колесниц, и он угнетал сынов Израиля жестоко двадцать лет".

Бог Израиля подверг наказанию Свой народ, и в особенности северные колена Звулуна и Нафтали в Галилее - за непонимание важности и ответственности их миссии, за невыполнение заключенного Завета.  Народ, предназначенный быть духовным главой человечества, должен был справиться с этими задачами, ибо на его ответственности - сохранение Божественного Учения в мире.

Каким же было в это время внутреннее положение Израиля? Вот что говорит об этом ниже (в Песне) сама Двора:

"Во дни Шамгара бен Аната, во дни Яэли прекратилось хождение по дорогам, а вышедшие в путь - ходили окольными дорогами. Не стало открытых городов в Израиле, перевелись они..."

Как же получилось, что царь ханаанеян Галилеи сумел навести такой страх на израильтян?   Еще в начале овладения страной при Иеhошуа бин Нуне царь Явин создал коалицию северных царей. Евреи разбили эту коалицию, убили Явина, а принадлежащий ему город Хацор сожгли.Но эти северные Ханаанцы не были уничтожены,за полтора века они умножились численно, и через 150 лет, вновь во главе их стоит человек, носящий династическое имя царей Хацора -Явин, и он теперь держит Израиль в страхе. восстановили свое царство и армию с самым страшным оружием того времени - железными колесницами.  Их  у Явина было 900. Напомним: у фараона, погнавшегося за евреями, было всего 600 коленсниц, и они не были железными.

Могучая и мобильная армия ханаанского царя имела военачальника - Сисру - и военную базу в Харошет-hаГоим, которая перекрывала выход из Иезреэльской долины к морю и давала возможность господствовать над всей северной частью Эрец Исраэль.

Сисра на устрашающих всех колесницах совершал набеги на города и села евреев.В своей Песне Двора описывает страдания евреев и ликование ханаанеян. Во все глаза смотрела мать Сисры, ожидая его колесницу:

"...отчего медлят колеса колесниц его?  Верно, нашли они и делят добычу: по женщине, по две на каждого мужчину; добычу из цветных одежд для Сисры; добычу из вышитой цветной одежды - цветные одежды с разной вышивкой на шею тех, кто взял добычу".

В книге Судей сказано, что Явин "угнетал сынов Израиля жестоко". Но не только жестокость их была страшна. Ханаанеи были безнравственны и стремились разрушить нравственность евреев. Иногда они преуспевали в этом, и слабые духом не выдерживали испытания. Таких людей легко было победить на территории страны и легко изгнать из страны навсегда.

История повторяется. Вновь, как во времена владычества арамейцев и моавитян, "... возопили сыны Израиля к Богу". Что значит - "возопили"? Не "взмолились", не "обратились с просьбой", как в первых  двух случаях. Сейчас они закричали от отчаяния, от непереносимой боли.  Двадцать лет жестокого угнетения - дорогая цена, которую заплатили колена Звулуна и Нафтали за нарушение отход от Завета Бога. Это было тяжким наказанием для всего Израиля, бесчестием для каждого еврея. Не извне пришел угнетатель, как ранее Арам или Моав.Здесь непослушание и  недальновидность самих евреев привели к этому тяжелому испытанию. В своей собственной стране евреи не увидели врага,оправившихся от былых поражений и вновь восставших хананеев- поскольку забыли слова Бога:

"... предам в руки ваши жителей этой земли, и ты прогонишь их от себя... Да не живут они на земле твоей, а то введут тебя в грех против Меня... ибо станет это для тебя западнею".

2. Пророчица Дебора

Восстание хананейских народов это тот фон, на котором появляется следующая героиня - пророчица Двора, про которую сказано: "    ". "Эшет Лапидот". Это выражение можно перевести по-простому, как - "жена Лапидота". Другое объяснение состоит в том, что это слово надо переводить как: "жена пламенная"-в смысле описания ее характера или из-за того,что она делала фитили для светильника в  Храме. Согласно всем мидрашам, Барак, о котором сказано несколько позже, является ее мужем.( Слова "Барак" и "Лапид" - это слова почти одного и того же значения. "Лапид" - может обозначать "язык пламени", а "Барак" - "молнию"; поэтому его можно было называть и так - и так). Эта женщина была выдающейся в своем поколении.  В следующем стихе говорится, что она была не просто пророчицей, а она была " " – судья.

(Мидраш "Тана де-вей Элияhу" многое обсуждает из этой главы и как раз там и задается такой вопрос, что же такого было в этой женщине, что она стала судьей и пророком?Как  женщина выдвигается на первую роль, когда есть достаточно серьезные претенденты из мужчин?  Автор мидраша отвечает  на все это следующим образом: "Я свидетельствую и призываю в свидетели Небо и землю: будь человек из Израиля или нееврей, будь он мужчина или женщина, будь он раб или рабыня, - все в соответствии с его делами, которые он делает, в той же мере на нем почивает Божий Дух".Это свидетельство состоит в том, что пророческий дух почивает на человеке, независимо от его возраста, пола, общественного состояния, национальности и т.д. Поэтому такая должность дается не по "конкурсу", а по делам.)

В 5-ом стихе о Деборе говорится: "она сидит под "    " - "под пальмой". Мы нигде и ни про кого не встречали такого интересного описания. Рассказывается, что она сидит под "пальмой Дворы", в горах Эфраима, между Рамой и Бейт-Элем, и "             "– приходили к ней евреи за судом".  Почему же она сидела под пальмой? Мидраш объясняет что  поскольку она была женщиной, то она не могла принимать мужчин в закрытом помещении, -это бы бросало на нее тень,и так не следовало поступать. Двора была женщиной очень состоятельной, что является одним из обязательных качеств, при которых человек может стать пророком. Человек бедный не может стать пророком, потому что пророк (и судья) должен чувствовать себ совершенно независимым. При этом, после того, как он получает этот дар пророчества, уже не так важно, остается ли он богатым или нет, так как он уже становится "богатым" сам собой.

3. Ход войны

Из лекций И.Айзенберга

Чтобы лучше понять последующий ход событий, давайте представим себе местность, где они превосходили. Между горами Нижней Галилеи и горами Шомрона(Самарии) тянется  плодороднейшая полоса  земли - Изреэльская долина, на востоке ее  находится озеро Кинерет, а на западе - Хайфский залив,на юге долины поднимаются вершины Шомрона - той части центрального горного хребта, которая называется "горы Эфраима" тянущиеся на юг почти до Иерусалима. В этом районе и находилась знаменитая пальма, под которой Двора судила евреев. Изреэльская долина, по которой к Средиземному морю стекает поток Кишон, знаменита своими плодородными землями, но главное - по ней проходит путь к портам удобнейшего для морской базы  залива, над которым господствует гора Кармель (а сегодня стоит город Хайфа). Эти залив и дорога, привлекали завоевателей на протяжении тысячелетий. На севере над долиной господствует знаменитая гора Тавор, на которой находится окруженная рвами крепость. Колена Израиля имели свои уделы как в горах Галилеи, в горах Эфраима, и далее - на запад, к морю - на Кармеле. Ближе к озеру Кинерет были владения колена Нафтали, к югу от него - земли колена Иссахара, а к западу - колена Ашера. В районе Кармеля расположен удел колена Менаше.

В книге Судей написано:

И послала она (Двора) и призвала Барака бен Авиноама из Кедеш Нафтали, и сказала ему: Не повелел ли Господь Бог Израиля : Пойди и приведи на гору Тавор, и возьми с собой десять тысяч человек из сынов Нафтали и из сынов Звулуна. А Я приведу к тебе, к потоку Кишона, Сисру, военачальника Явина, с колесницами его, и с полчищами его и отдам его в руку твою."

Итак, Двора получила откровение от Всевышнего спасти народ от ига ханаанеев рукой Барака известного своей храбростью. По приказу Всевышнего для этого были выбраны десять тысяч человек из колен Нафтали и Звулуна. Поскольку сам Барак был из города Кедеш, принадлежавшего колену Нафтали, то Бог велел ему, прежде всего, взять людей из своего колена, поскольку они пойдут за ним быстрее всех остальных. Кроме того, евреи из колен Нафтали и Звулуна больше всех пострадали от ханаанеян, и было решено имнно им идти первыми в бой, именно им Бог Израиля дарует радость победы над врагом.

Барак отвечает Дворе: ".... если ты пойдешь со мной - я пойду, но если не пойдешь - не пойду". Он, конечно же, не сомневался в пророчестве, переданном Дворой, но он хорошо знал - евреи напуганы, они боятся воинов Сисры и могут не пойти за ним, ибо не поверят его словам. Если они увидят, что пророчица, передавшая слова Бога Израиля, тоже с ними, они поверят в победу.

И встала Двора, и пришла с ним ( с Бараком) в Кадеш. И призвал Барак Звулуна и Нафтали в Кадеш, и поднял за собой на ноги десять тысяч человек, с ним поднялась и Двора."

Книга Судей продолжает: "И сообщили Сисре, что взошел Барак бен Авиноам на гору Тавор".  Как видим, война была для Сисры полной неожиданностью. Ханаанеи были уверены, что евреи, запуганные их постоянным террором, смирились и боятся даже голову поднять. Но что они видят? Десять тысяч воинов Израиля находятся на горе Тавор, в полной боевой готовнисти, на стратегически важной высоте, господствующей над Изреэльской долиной.  Читаем дальше: "И призвал Сисра, все колесницы свои, 900 колесниц железных, и весь народ, который у него, повел из Харошет hа-гоим к потоку Кишон."

Ослепленный ненавистью к евреям, Сисра бросил против них всю военную силу ханаанеян. Сбылись пророческие слова Дворы, сказанные Бараку: "... а Я приведу к тебе, к потоку Кишон, Сисру, военачальника Явина, с колесницами его, и с полчищами его и отдам его в руку твою..." И сейчас, увидев приближающихся ханаанеев, Двора говорит Бараку: "Вставай, ибо это тот день, когда Господь предаст Сисру в руку твою. Не Господь ли идет пред тобою!"

И сошел Барак с горы Тавор, и десять тысяч человек за ним. И навел Господь смятение на Сисру, и на все колесницы, и на все полчища, (и, убегая,) падали на острие меча перед Бараком, и сошел Сисра с колесницы, и бежал пешком. Барак же погнался за колесницами и за войском в Харошет hа-гоим, и пало все войско Сисры от острия меча, не осталось никого".

Описание этой знаменитой битвы мы находим в книге Иосифа Флавия "Иудейские древности". По всей вероятности, битва была настолько впечатляющей, что предание о ней переходило из поколения в поколение, что и дало возможность автору изложить его с весьма точными подробностями. Он пишет:

А как подошло к бою, налетела сильная буря с проливным дождем и градом. Ветер швырял дождь в лица ханаанеев и затмил им глаза, так что ни луки их, ни копья не были им в помощь, а из-за холода воины не могли удержать меча в руках. Израилю же буря почти не вредила, ибо ветер дул им в спину".

Победа в этой войне была дана с Неба,т.к. хананейцы превосходили своей военной мощью евреев, и лишь чудесное вмешательство  природной стихии дало евреям возможность одержать победу. Но, с другой стороны, если мы верим в то, что все в жизни не случайно и что мы , всеми нашими действиями, ведем диалог с Богом - то это была Божественная награда за проявленную евреями решительность в борьбе. 

4. Яэль и Сисра

Дальше книга Судей рассказывает нам о том, что Хевер и его жена Яэль (из племени кейни, родственников Итро), почему-то решили отделиться от своего племени и раскинуть шатры у дубравы Цаананим вблизи Кедеша, то есть, рядом с городом, где Барак формировал свою армию.

По мнению р. Абарбанеля, Хевер,  племя которого пришло в страну вместе с Израилем и поселилось в уделе Иеhуды, узнав о том, что надвигается решающий бой, отправился на помощь евреям. Он и его жена Яэль разыграли некое подобие ссоры с родным племенем, после чего покинули его и расположились у дубравы Цаананим, как раз между горой Тавор, где собрались еврейские воины, и базой Сисры в Харошет hа-гоим. По логике вещей, окружающим было совершенно очевидно, что они перешли на сторону ханаанеев.

Главная заслуга, которая была у Яэль, ее потомственная заслуга, - это ее необыкновенное и специфическое гостеприимство. Это началось с ее предка, Итро, который оказывал гостеприимство гонимым и преследуемым. Когда Моше бежал из Египта, Итро оказал ему такое гостеприимство, которое в некотором смысле можно считать даже превосходящим гостеприимство Авраама. Авраам был независимым кочевником, и он любого путника привечал по-царски. Итро же был челоеком не совсем независымым. Он как говорит мидраш  в свое время служил у фараона, и был на высокой должности: советником, хранителем сокровищницы. Потом он оттуда ушел в Мидьян, где был известным человеком. Мидьян же был страной, в какой-то мере подчиненной великому государству - Египту. А тут из Египта бежит опасный преступник Моисей, после убийства египтянина (см. Исход 2:15), и Итро тут же пригревает его у себя. По мидрашу, это была его линия: он всегда давал гостеприимство всем гонимым и униженным. То же самое продолжал делать его потомок - Хевер и его жена Яэль. И получается, что Итро дает гостеприимство Моше, и спасает того, кто даст спасение Израилю, а здесь - Яэль оказывает "гостеприимство" Сисре, и это тоже служит спасению Израиля. При этом, Мидраш подчеркивает, что она его убила не мечем или другим каким-то оружием, а она берет свой, домашний, инструмент, с которым она умеет обращаться: колышек от своего шатра и кувалду. 

Мы увидим, далее что Двора, прославляя Яэль, говорит: "       " - "От них (выше них) она получит благословение". То есть, по пониманию мидраша, она прославлена выше, чем женщина в шатре. "Женщины в шатре" это - Сара, Ривка, Рахэль и Леа. Яэль же прославлена выше, потому что они породили и установили этот народ, но это ничего бы не дало, если бы она не спасла его от этого недруга.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Опишите основные параметры образа Деборы. Может ли женщина быть судьей современного бейт-дина? А в смысле употребления его в книге "Шофтим"?



КВ-2. Какие основные отличия этой войны от предыдущих войн,которые вели судьи?



КВ-3. Какова особая роль Яэли? Как вы считаете, являеться ли ее поведение моральным? Почему?