МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Книга Шофтим (Судьи)"

Лекция 6. Нашествие Мидьян. Гидеон. (Гл. 6)

Данная  лекция посвящена теме нашествия мидьяна, избрания Гидеона и его действия перед выходом против Мидьяна.

1. Прощение старых грехов, и новая  ситуация.
2. Нашествие Мидьян
3. Пророк
4. Избрание Гидеона
5. Почему Гидеон просит знака
6. Разрушение жертвенника баалу
7. Гидеон проводит испытание
Список контрольных вопросов

1. Прощение старых грехов и новая ситуация.

Текст:

Глава 6

1. И стали делать сыны Исраэля злое в глазах Господа, и отдал их Господь в руки Мидьяну на семь лет. 2. И крепла рука Мидьян над Исраэлем…

После длительного периода мира, наступившего в результате разгрома Деборой и Бараком  остатков ханаанских племен, ситуация постепенно вновь стала ухудшаться.Начиная с гл. 6 в Книге Судей идет рассказ посвященный Гидеону. История вновь начинается со слов, которые уже нам довольно привычны в Книге Шофтим: "И сделали сыновья Исраэля зло в глазах Всевышнего". Раши пересказывает очень важный мидраш, фундамент которого состоит в том, что во всех остальных местах эти слова употребляются в таком контексте, что "они добавили делать плохое". Например, в стихе 3 : 12 говорится: "и продолжали" ( букв. и "добавили") делать зло..."
'                  В стихе 4 : 1 тоже сказано:
            " - " "И продолжили сыны Исраэля делать злое..." Дальше мы увидим, что и в 10 и в 13-ой главе - всюду фигурирует этот оборот "ве-йосифу", когда они "добавили делать плохое". И только в данном месте сказано:  ". "и стали делать плохое" т.е. нет соотнесения с предыдущими грехами.

Здесь следует отметить, что и в самом начале в  стихе 3 : 7 , тоже говорится: -    " "И делали злое..." -  Разница тут состоит в том, что там описывается то, что произошло впервые после смерти Йеhошуа, и там не к чему было "добавлять", потому что они до этого времени не делали зла. И поэтому понятно, почему не сказано: " сделали опять", или - "добавили". "?

И по этому поводу мидраш высказывает очень важную идею которая заключается в следующем. Во времена Деборы им было сделано чудо, и они осознали это чудо и по этому поводу сказали песнь (Песнь Деборы), и это означает, что они - очистились. Поэтому все то зло, которое было до этого, - теперь стерто. Отсюда и получается, что зло, которое они сделали после этого, явилось не добавлением, потому что не к чему было добавлять, а как будто оно было сделано в первый раз.

В связи с этим мидраш "Ялкут Шимони"рассказывает:

"Когда Израиль, если ему делают чудо, творит песню - тогда Бог прощает ему все его прегрешения".

Столь велико значение Песни,выражающей наше признание и понимание диалога с Богом, нашего продвижения в этом диалоге!

2. Нашествие Мидьян

Текст:

2. И крепла рука Мидьяна над Исраэлем;из-за Мидьяна делали себе сыны Исраэля подкопы, что в горах, и пещеры и крепости. 3. И было: когда сеял Исраэль, то восходил Мидьян и Амалек и сыны Востока, и восходили они на это. 4. И располагались они против них станом,и губили они урожай земли вплоть до подходов к Азе, не оставляя к существованию средств в Исраэле, ни овцы, ни быка, ни осла. 5. Ибо они со своими ослами восходили и со своими шатрами, приходили как саранча во множестве, и им и их верблюдам нет счета;и приходили они на землю, губить ее. 6. И оскудел Исраэль очень из-за Мидьяна, и воззвали сыны Исраэля к Господу.

Из лекций д-ра И.Айзенберга

После победы Дворы над Сисрой царская династия ханаанеев была истреблена, и их сила была окончательно сломлена. Эта победа и последующее уничтожение ханаанеев привели к тому, что территория Земли Израиля от Шомрона - удела колен Эфраима и Менаше - и до Галилеи стала еврейской, а плодороднейшая Изреэльская долина могла заселяться евреями.

Одновременно эта победа породила и проблемы следующего уровня. Дело в том, что сильная ханаанская армия опиралась на свои военные базы и крепости, растянувшиеся от Хайфского залива через Изреэльскую долину до долины Бет-Шеан и реки Иордан. Эта армия противостояла набегам кочевых народов из Заироданья, стремившимся проникнуть в Эрец-Исраэль. Когда же военная сила ханаанеев была уничтожена и исчезла линия их крепостей, - страна оказалась оголенной, и кочевые племена, которые могли ворваться из пустынь Заиорданья, получили возможность беспрепятственно проникать во все еврейские города и поселения отИордана до Средиземного моря.

Однако, пока сохранялось влияние Деборы и ее песни (40 лет! ), и евреи вели себя достойно и правильно, окрестные кочевые народы не смели на них нападать. Но потом опять: евреи стали вести себя плохо, и Всевышний отдал их в руки очередного врага. Мы помним, что Мидьян - это народ, который происходит от сыновей Ктуры - жены Авраама, которую он взял после смерти Сары (по некоторым мнениям - это все та же Агарь). Из этого народа происходил Итро, потомки которого, конечно, не входят в число этих кочевых племен, нападающих на Израиль. Вместе с этим кочевым народом против Израиля поднялись Амалекитяне и  "  - " "сыновья востока". Исследователи считают, что мидьяне вели кочевой образ жизни, и вначале Мидьян населял местность к востоку от Эйлатского залива, а потом они продвигались на север и время от времени они вторгались через долину Бейт-Шеана на территорию кнаанской земли - в Эрец Исраэль, и распространяясь к северу и к югу, они, как саранча, "брали числом". Таким образом, мы видим, что за последовательные периоды, когда евреи возвращаются к неправедной жизни, Творец наказывает их, посылая им: один раз очень сильного противника с железными колесницами и пр., другой раз - противника очень многочисленного, а здесь - посланы эти народы, которые не так уж сильны, как армия, но они, как саранча, все заполняют собой, все съедают, уносят и пр. Приходится от них зарываться в щели и прятаться, и прятать какие-то крохи уцелевшего урожая.

Мидьян - это конкретный народ, который, по-видимому, во времена Итро вел еще более-менее оседлый образ жизни, но позднее они стали кочевать по более обширным пространствам. К ним присоединялось и примешивалось еще какое-то количество амалекитян (потомков Амалека, сына Эсава) и каких-то восточных племен. Амалекитяни  самымые отчаянные враги евреев, кочевали на юге Заиорданья, поднимаясь на север - через Гилад и Башан, через нынешнюю Сирию, до верховьев реки Евфрат, где сегодня проходит граница между Турцией и Ираком. На юге они доходили до Египта. Им удавалось преодолевать большие расстояния благодаря тому, что они использовали верблюдов в качестве вьючных животных. Естественно, это помогало им вести войны.

Мидьяне и амалекитяне вторгались на территорию Эрец-Исраэль через иорданские переправы в районе Бет-Шеана и оттуда через Изреэльскую долину переправлялись в центральные районы страны, а затем уходили на юг,  до города Газа на синайском побережье Средиземного моря. Вся страна оказалась под властью кочевников.

Причем если в прежние времена с евреев брали дань или кото-то уводили в плен, то мидьяне и их союзники разоряли и уничтожали страну полностью. Грабеж этот привел к такому обнищанию, что Израиль стал самым бедным из всех соседних народов.  

Контрольные вопросы

КВ-1.Перечислите пункты, по которым ситуация с нашествием мидьянитян отличаеться от нашествий предыдущих врагов Израиля.

КВ-2.В чем влияние Песни? Почему песнь имеет такое влияние? Можно ли эту идею перевести на язык современной ситуации с Государством Израиль?

3. Пророк

7. И было: когда воззвали сыны Исраэля к Господу, по поводу Мидьяна, 8.То послал Господь мужа-пророка к сынам Исраэля. И сказал он им: Так сказал Господь, Б-г Исраэля: Я возвел вас из Мицраима и вывел вас из дома рабского, 9. И спас Я вас от руки Мицраима и от руки всех притеснителей ваших, и изгнал Я их от вас, и дал Я вам их землю. 10. И сказал Я вам: Я Господь, Б-г ваш, не страшитесь божеств эмори, на земле которого обитаете! -Но не вняли вы голосу Моему..

В стихе 6-ом говорится "              "  - "И обеднел Израиль очень перед Мидьяном". Комментаторы говорят, что "обеднел" здесь надо понимать не только в материальном смысле, хотя в материальном смысле они действительно, ужасно обеднели,  так как у них весь их урожай отбирали,- но, кроме того, у них не было на руках ни одной заповеди, которой они могли бы прикрыться. И они возопили, наконец, ко Всевышнему по поводу Мидьяна (6:7), и тогда (6:8) - послал Всевышний мужа - пророка - "    " "иш нави" (слово "иш" - "муж" всегда означает в Танахе "важного человека") к сыновьям Исраэля, и тот сказал им: "Так сказал Всевышний, Бог Израиля: "Я вывел вас (поднял) из Египта, и вывел вас из дома рабов. И  спас вас из руки Египта, и из руки всех утеснителей, и прогнал их от вашего лица, и дал вам их землю, и сказал вам: "Я - Всевышний, ваш Бог; не бойтесь бога эморейцев, в земле которых вы живете", а вы не слушали Моего Голоса"".

Все это говорит пророк; и нам,однако, опять не сообщается, кто он такой.

Пророк был послан для того, чтобы объяснить евреям, что только из-за своих прегрешений они терпят все эти лишения, за то, что не хотят слушаться голоса Бога, выполнять его заветы, за то что не достигли духовной высоты. Но они не чувствовали за собой совершенно никакой вины: все время пока у народа был глава, они шли путями Бога, сейчас же у народа нет руководителя, поэтому  и порядка нет. Эта ситуация, подчеркиваемая текстом, является обоснованием для дальнейшего избрания Гидеона.

4. Избрание Гидеона

Текст :

11. И пришел ангел Господень,и сел он под фисташником, что в Офре, что у Йоаша главы семейства Авиэзера;а Гидеон, его сын, молотил пшеницу в давиле, чтоб защитить от Мидьяна. 12. И ему дал узреть себя ангел Господень, и сказал он ему:Господь с тобою, герой ратный! 13. И сказал ему Гидеон:О, мой господин! Но если Господь с нами, то почему нас постигло все это? И где все Его деяния удивительные,о чем нам рассказывали наши отцы, говоря:Ведь из Мицраима возвел нас Господь! А теперь нас покинул Господь, и отдал Он нас в руку Мидьяну! 14. И обратился к нему Господь и сказал:Иди с этой силой твоей,и ты спасешь Исраэля из руки Мидьяна, ведь Я послал тебя! 15. И сказал он Ему: О, мой Господин! Чем я спасу Исраэля? Вот моя тысяча всех беднее в колене Менаше, я же младший в доме отца моего. 16. И сказал ему Господь: Так как Я буду с тобой, -и ты разобьешь Мидьяна как одного человека. 17. И сказал он Ему: О, если обрел я милость в Твоих глазах,то содей для меня знак, что Ты говоришь со мною! 18. Не отступи же отсюда, пока не приду к Тебе,и вынесу я мое подношение и положу пред Тобою! И сказал:Я пребуду до возвращения твоего. 19. И Гидеон пришел и приготовил козленка и из меры муки пресные хлебы, мясо положил он в корзину, а отвар налил в котел, и вынес к нему под фисташник и подал. 20. И сказал ему ангел Божий:Возьми мясо и пресные хлебы и положи на ту скалу, а отвар вылей! И сделал он так. 21. И простер ангел Господень конец посоха, что в руке у него, и коснулся мяса и пресных хлебов, и взошел огонь из камня и пожрал мясо и пресные хлебы, а ангел Господень исчез с его глаз. 22. И увидел Гидеон,что ангел Господень это, и сказал Гидеон: Ой, Господин мой, Господь! Оттого что я видел ангела Господня лицом к лицу!.. 23. И сказал ему Господь:Мир тебе, не страшись, ты не умрешь! 24. И построил там Гидеон жертвенник Господу, и провозгласил ему Господь мир, -по сей день он еще в Офре Авиэзера.

Из лекций д-ра Айзенберга

Итак отец Гидеона - Иоаш - глава рода Авиэзер из колена Менаше (их местожительство- "Офра Авиэзерова" находилась примерно в районе сегодняшнего Туль-Карема ).  Но, несмотря на статус отца, его сын Гидеон очень тяжело работает, вымолачивая зерно из снопов. Кроме того, он делает это в неприспособленном для этого месте -"гат", каменной яме-давильне для маслин, чтобы спасти пшеницу от мидьян. Из этого можно заключить, насколько тяжелым было положение даже знатных семей, если приходилось вымолачивать зерно тайком, чтобы мидьяне не увидели и не отобрали последнее - иначе будет нечем кормить семью. Как всегда, сжато и лаконично ТАНАХ рисует положение Израиля: боязнь врага, неуверенность в завтрашнем дне, страх за семью и в то же время - примирение с существующим положением вещей.

Но вернемся к началу цитаты. Почему сейчас Всевышний послал к евреям ангела? Потому что пророк, посланный ранее, не сумел убедить евреев в том, что от них требуется особое поведение, отличающее их от всего языческого мира.И поэтому  Всевышний посылает ангела, но уже не ко всему народу, а к отдельному человеку, который призван стать спасителем народа.

Сейчас Гидеону не менее 40 лет (исходя из текста 8 главы, где сказано, что он правил Израилем 40 лет и умер в глубокой старости). Он, видимо, из тех людей, которые сформировались под влиянием Дворы и Барака, сумевших возродить дух народа. Гидеон - из таких, и об этом говорят его поступки: свою почетную, но нелегкую миссию он выполнил, ни разу не ошибившись и ни в чем не потерпев неудачи.

Возвращаемся к тексту и к тому моменту, когда явился ангел. Ангел его приветствует словами: "Господь с тобой, доблестный муж!" Кстати, отсюда мудрецы учат, что правильно приветствовать человека Именем Всевышнего, и мы  встречаем это  еще в одной книге, написанной Шмуэлем, - "Книге Рут", где Боаз подобными словами приветствует жнецов. То,что ангел говорит дальше:
"    " - "Доблестный муж", имеет самые разные объяснения: от самого простого, физического, что дубина, которой он обмолачивал, была балкой от того строения, которое прикрывало помещение с прессом, то есть она была очень тяжелой, а он орудовал ею, как-будто бы это была палка (он был богатырь). Другое объяснение - не такое примитивно - физическое и связано с его нравственной силой, ибо Гидеон действительно оказался способен стать во главе народа.

Гидеон сказал ангелу:
   ", "О, мой господин ", что является очень вежливой формой обращения к более высоко стоящему собеседнику - "пожалуйста, господин мой, прошу тебя". Далее мы видим в устах Гидеона выражение - "а есть ли Всевышний с нами: " - выражение, которое с одной стороны носит явно вопросительный характер, но с другой стороны, как такой человек, как Гидеон, может сомневаться в том, что Бог с нами? Логика Гидеона такова, что вот ты, ангел, говоришь, что Всевышний с нами, но тогда почему же нас постигло все это? А где же все те непостижимые чудеса, о которых рассказывали нам наши отцы, говоря: "вот, из Египта нас вывел Всевышний". А теперь оставил нас Господь и отдал в руку мидьян. Гидеон как бы "требует" Божественного вмешательства для спасения евреев.

В следующем стихе (6:14) говорится: "и обратился к нему Всевышний и сказал: "Иди в этой твоей силе, и избавишь Израиль от руки Мидьяна, вот ведь Я тебя послал".Сначала с Гидеоном разговаривает ангел,а потом сам Всевышний. Человеку, особенно при первом получении пророчества, необходимо иметь какой-то переходной процесс, чтобы это не происходило слишком резко.Мы помним, что даже Моше, когда подошел к кусту, то сначала к нему обратился ангел, а потом уже с ним разговаривал Всевышний.Вначале с ним говорил ангел,  но теперь, после того, как Гидеон так "круто" ответил на приветствие ангела, его заслуги хватило на то, чтобы ему открылся Сам Всевышний, который сказал: "Вот с этой твоей силой - иди и спаси Мой народ!" То есть, если ты сумел так хорошо за них замолвить слово, то - иди и спаси их.

Здесь очень явно проявляется то, что  необходимым условием для Спасения является осознание необходимости этого Спасения. Возможно, что сам этот известный лозунг: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих" и довольно грубоват, но то, что спасение утопающих невозможно без того, чтобы они сознавали необходимость этого спасения, - это несомненно. Избрание Гидеона происходит оттого, что он ощущает элементарнейшую вещь: он понимает, что его поколению Спасение необходимо не меньше, чем поколению, вышедшему из Египта. А как же другие? Они что же думали, что не нужно Спасение? Некоторые очевидные вещи оказываются далеко не очевидными. Если поколение погрязает в идолопоклонстве, то нельзя заранее знать, под каким толстым слоем  погребены самые очевидные вещи. Кажется странным, что поколение вопит к Богу, но не понимает необходимости Спасения, но ведь бывает и так, что поколения живут и "вопят" о том, когда же, наконец, Бог построит Храм, но вовсе не все горят тем, что нужно, чтобы Храм был немедленно построен и что можно задохнуться без него. "Бывали" (нам ли не знать!) поколения, когда "не все" горели этим острым желанием. Можно согласиться с тем, что это - патология, но тем не менее, - это так.

5. Почему Гидеон просит знака

Почему Гидеон просит посланника показать ему "знак", как доказательство, того, что он послан? По-видимому, Гидеон не имел пророческого опыта, он в первый раз получает послание от Всевышнего, и он толком не знает, кто перед ним, он может вполне предположить, что перед ним пророк, а, как известно, если что-то говорит пророк, то существует обязанность проверить, истинное ли это пророчество. Если же сравнивать знак, который видел Моше в виде горящего куста, с тем, что видел Гидеон в разговоре с ангелом, то здесь есть существенная разница. Моше тоже начинает с того, что к нему обращается ангел, и затем он переходит в стадию самого полноценного пророчества, которое не требует больше никаких знаков и доказательств, потому что человек, получающий пророчество, знает точно, что это - пророчество. Если он сомневается в том, было ли это пророчеством, то это - не пророчество. Иначе, какое право имел Авраам приносить сына в жертву? Если было бы хоть малейшее сомнение в том, что ему так сказал Бог - принести в жертву сына, то он не имел бы никакого права это делать, потому что человеческая жизнь предшествует почти всему на свете. Авраам же упорствует не из упрямства, а потому что он совершенно точно знает, что ему так сказал Бог. И Моше поэтому и не просит никаких доказательств того, что это именно Бог с ним говорил, потому что он точно это знает. Гидеон же просит знака, что с ним, действительно, говорил Бог, а он в этом не уверен потому, что он считает, что перед ним - пророк, и в этом случае человек обязан просить доказательств и его проверить. Совершенно справедливо, что знак - не является решающим доказательством (другой некто тоже может сделать такой знак), но отсутствие знака - является доказательством того, что он не послан в качестве настоящего пророка. (Проверять поэтому надо несколько раз). Тут же Гидеон спросил у него знака, и этот посланец протянул посох, и огонь поглотил жертву, и сам посланец растворился в воздухе. Гидеон понял тогда, что все дальнейшие проверки отменяются по той простой причине, что этот посланник был самим посланием (а не пророком). Если ему послан ангел, то он сам получил пророчество (более низкой ступени, но тем не менее - пророчество), и таким образом, ему уже не у кого просить доказательств. Он теперь как бы является сам уполномоченным от "высшего начальства".

Увидев, что это был Ангел Господа, Гидеон испугался (6:22) и сказал: "Горе мне, Господи, потому то я видел ангела Всевышнего лицом к лицу" (как бы мне не было худо от этого). И сказал ему Всевышний: "       -       " - " "Мир тебе, не бойся, не умрешь."

И Гидеон построил там жертвенник Всевышнему, и назвал его " ' , "  "Господь-Мир" (стих 24)  и до сего дня (то есть до дней написания этой книги Шмуэлем) он все еще стоит в Офре, которая на территории Авиэзера. Таким образом, Гидеон получил подтверждение того, что ему это не померещилось, и не  кто-то его ввел в заблуждение, но что он на самом деле получил поручение от Бога. Однако, как его исполнять, ему на самом деле совершенно не ясно; не ясно, как это ему надо спасать Израиль?

6. Разрушение жертвенника баалу

Текст :

25. И было в ту ночь, и сказал ему Господь: Возьми быка, что у отца твоего, и второго быка семилетнего, и разрушь жертвенник баала, что у отца твоего, и кумирное дерево, что при нем, сруби; 26. И построй жертвенник Господу, Б-гу твоему, на вершине этой твердыни, на огнище, и возьми второго быка и вознеси его во всесожжение на дровах кумирного дерева, которое срубишь. 27. И взял Гидеон десять человек из своих рабов, и сделал он, как говорил ему Господь. И было: поскольку страшился он дома отца своего и людей города, чтоб содеять днем, то содеял ночью. 28. И поднялись люди города рано утром, и вот сокрушен жертвенник баала. А кумирное дерево, что при нем, срублено, и со вторым быком вознесено то на жертвеннике построенном. 29. И сказали они друг другу: Кто содеял такое? И стали они дознаваться и изыскивать, и сказали они: Гидеон, сын Йоаша, содеял такое! 30. И сказали люди города Йоашу: Выведи сына твоего, и он умрет за то, что сокрушил он жертвенник баала, и за то, что срубил он древо кумирное, что при нем. 31. И сказал Йоаш всем, кто стоял возле него: Вам ли вести спор за баала и вам ли спасать его? Кто за него станет спорить, тому умереть до утра! Если божество он, пусть спор ведет за себя, за то, что сокрушил его жертвенник. 32. И нарек ему в тот день (имя) "Йерубаал", говоря: Пусть спорит с ним баал за то, что сокрушил его жертвенник.

В 25-ом стихе говорится: "и разрушь жертвенник Баала, который у твоего отца", - в том смысле, что он находится на территории отца, что, по-видимому подтверждает, что отец Гидеона был главным в этой тысяче.

" " - "дерево, которому поклоняются", которое при нем, - сруби, и построй жертвенник Всевышнему, Богу твоему, на вершине
"   ", на огнище"- , что объясняют, как место, где удобно расположить жертвенник, то есть, на вершине, где имеется плоскогорье. И дальше Бог говорит: "И возьми бычка - "    " и принеси его в жертву всесожжения -
"    " на дровах из этого дерева кумирного, которое ты срубишь". Надо сказать, что это поручение не такое уж обычное. То есть, сама по себе обязанность уничтожать все места поклонения идолам была дана в Торе еще до входа в Обетованную Землю, и не поменялась, хотя ее не очень исполняли. Особенность же здесь состоит в том, что Гидеону поручено сделать это конкретно, но, мало того, известно, что предметы идолопоклонского культа запрещены для использования при Служении Всевышнему, а здесь, наоборот, он получает инструкцию это использовать. Это является особой "одноразовой заповедью " , исключением из обычного закона.

Гидеон делает, все, что от него требуется, взяв десять помощников, которые здесь названы рабами или слугами, и мы не знаем, были ли это кнаанские рабы или помощники евреи. Зачем здесь названо, что их число было - 10? Почему именно 10? Ответ напрашивается сам собой: 10 - это минимальное число, которое называется эда" ( "община"). Помимо того, что там надо было проделать физически большую работу: разрушить жертвенник поклонения Баалу, срубить это культовое дерево, построить жертвенник , но десять человек нужны были также для того, чтобы освятить Имя Всевышнего прилюдно, собрать "общину" - десять человек. И тогда это должны были быть никак не кнаанские рабы, а евреи, тем более, что кнаанские рабы нигде не называются словом "анашим", потому что - "иш" - "муж" должен быть свободным человеком.

Возникает вопрос о том, для чего Гидеон получил это поручение, и что произошло от того, что он срубил это дерево и разрушил этот их жертвенник? Разве он этим победил мидьянские народы? Так почему же было необходимо прежде всего сделать эту особую заповедь? Ответ представляется довольно простым и ясным, и мы находим его у многих комментаторов. С одной стороны, евреи уже возопили ко Всевышнему, но при этом они находятся еще только на полпути: они вопят ко Всевышнему, но держатся за идолопоклонство (так сказать, на всякий случай, - может быть, тоже поможет). Поэтому, прежде, чем начать воевать с внешним врагом, необходимо было как-то себя подготовить и перестать держаться за идолопоклонство.Следовало укрепить их веру во Всевышнего, и чтобы их вопль не был просто таким: "кто может - спаси!". С другой стороны, как мы видим, Гидеону недостает веры в свои собственные силы и возможности. Поэтому, тут во-первых, Гидеон должен совершить этот дерзкий поступок. Важно отметить то, что когда Гидеон выступает в этой роли, то после этого своего поступка он становится уже не тем, каким он был до этого. Он - публично выступил с некоторым "манифестом" и публично продемонстрировал свою позицию очень явным образом. Это поручение Гидеону находится в поразительной параллели с тем, что было велено евреям накануне выхода из Египта. Они берут ягненка, которому поклонялись египтяне, и на глазах у них приносят его в жертву и едят. И, кроме того, это делается , чтобы показать окружающим народам, что мы не боимся вас и ваших богов.

Далее 28-ом стихе  говорится: "И поднялись жители города утром, и вот - разрушен жертвенник Баалу, и стоявшее при нем дерево " ", которому поклонялись, - срублено, и бычок - "    " - - вознесен на всесожжение на выстроенном жертвеннике".

"И жители города сказали  друг другу: "Кто сделал это дело? И они разведали и выпытали, и сказали: "Гидеон, сын Йоаша, сделал это". И сказали люди города Йоашу: "Выведи своего сына, и он - умрет за то, что он разрушил жертвенник Баала, и срубил стоявшее при нем дерево." Как видно, жители города здесь выступают во всем своем дуализме:, когда они с одной стороны, уже возопили ко Всевышнему о спасении, а с другой стороны, национальная культура последних десятилетий у них такова, что имеется принятая в этом "культурном обществе"  система жизни, связаная со служением Баалу. И вот, пришел кто-то, кто уничтожил один из столпов этой "культуры"! То есть, пришел нарушить устои их "мирной жизни".

Безусловно, что это был еврейский город, и никак нельзя сказать, что заправляли там и всеми этими событиями - неевреи. Мидияне были кочующими племенами, они только совершали набеги, как саранча, и устраивали грабежи, но они никакого отношения не имели к культу Баала(этот культ орошения земли, свойственный оседлым земледельческим народам,в частности хананейцам). Евреи же попали в плен к духовным ценностям кнаанских народов, которых, по-видимому, уже и не было к этому моменту, но культура поклонения их идолам - сохранилась. То, что евреи "очень обеднели" означает не только то, что они были бедны физически, но и то, что они были бедны и духовно, не имея ничего за душой. Человеку свойственно соединение таких крайних противоположностей: дошло до крайности, стало невмоготу, а с другой стороны, - протест против того, кто посягает на их привычный уклад.

7. Гидеон проводит испытание

33. А весь Мидьян и Амалек и сыны Востока собрались вместе, и перешли они и расположились станом в долине Изреэль. 34. И дух Господень облек Гидеона, и вострубил он в рог, и созван был Авиэзер следовать за ним . 35. И послов разослал он по всему Менаше, и созван был также и он вслед за ним; и послов он послал к Ашеру и 3евулуну и Нафтали, и взошли они им навстречу. 36. И сказал Гидеон Б-гу:Если Ты спасаешь моей рукой Исраэля, как говорил, 37. Вот я выставлю шерсть остриженную на гумне: если роса будет на шерсти одной, а на всей земле - сушь, то знать буду, что спасешь Ты моей рукой Исраэля, как Ты говорил. 38. И было так: и поднялся он рано на следующий день, и отжал он шерсть, и выжал росу из шерсти, полную чашу воды. 39. И сказал Гидеон Б-гу: Да не воспылает гнев Твой на меня, чтоб говорить мне лишь на сей раз. Испытаю же лишь на сей раз на шерсти: пусть же будет сушь на шерсти одной, а на всей земле будет роса. 40. И содеял Б-г такое в ту ночь: и была сушь на шерсти одной, а на всей земле была роса.

Итак - "мидьянитяне со своими союзниками собрались и встали лагерем в долине Изреэль. И Гидеон наполнился духом Всевышнего (то есть - мужеством и доблестью), вострубил в шофар, позвал прежде всего свое семейство - семейство Авиэзера; и послал посланцев во все колено Менаше, и созвал их также за собой; и послал посланцев в колено Ашера, Звулуна и Нафтали; и они поднялись им навстречу"... И тут Гидеон начинает испытания, цель которых не совсем очевидна. (6:36) "И сказал Гидеон Богу: " "       -          - " - " Если Ты, действительно, намереваешься спасти через меня Израиль, как Ты говорил... - то (проведем эксперемент): я вот здесь кладу клочек шерсти на гумне. Если роса будет на этой шерсти только, а на всей земле будет сушь, то я буду знать, что Ты спасешь через меня Израиль, как Ты говорил". Этот "прием" можно считать таким, которые в целом не одобряются мудрецами, и Гидеон казалось бы занимается вещами не очень хорошими. Вряд ли можно считать, что Гидеон не доверяет Богу. Рав Саадия Гаон говорит, что есть два вида испытаний: одно - испытывать, в силах ли Бог что-то сделать (и это запрещено), второе - когда человек с помощью испытания пытается определить свое положение в Мире, и это - разрешено.По другому, (по мнению   р. Ицхака Леви),Гидеон не только не сомневается в том, что в силах Творца спасти, но он не сомневается уже и в том, что Он обещал: "через тебя пошлю Спасение",а испытание которое он проводит, надо понимать так, что созвав эти родственные семейства и колена, он хочет понять, правильно ли он ведет к началу войны надо ли так делать? Все это получает некоторое обоснование в том, что будет сказано далее в 7-ой главе. Гидеон не чувствует себя таким испытанным лидером, чтобы действовать совсем самостоятельно. Он хочет проверить и получить ответ на то, действительно ли он сейчас, на протяжении всего времени от того разговора до данного момента, находится в том состоянии, когда по-прежнему ему предстоит спасти Израиль.

Зачем Гидеон проводит два испытания:- роса только на шерсти  и роса только не на шерсти .

Конечно, из текста можно было бы понять так, что производится, так сказать, "контрольный эксперимент".Однако Раши же нам объясняет значительно более содержательную и нетривиальную картину. Он говорит, что в первый раз было так, но не совсем так, как просил Гидеон. На шерсти, действительно, оказалось гораздо больше влаги, чем вокруг, но на земле влага тоже была. А вот во второй раз, когда Гидеон попросил противоположного эффекта, сказано: "и сделал Бог так" (в первый раз говорится: "и было так"). Почему так говорится? - Потому что роса - это благословение, и Всевышний не хочет лишать землю благословения ради такой "демонстрации". Поэтому, по просьбе Гидеона Он послал на шерсть росы гораздо больше, чем на землю, но на землю Он росу тоже послал. Поскольку эксперимент получился "не совсем чистый", то Гидеон и просит: "Давай-ка проверим", потому что если получилось не совсем то, что я просил, то может быть мне и не совсем будет дана победа? А вот тут - "Сделал Бог так, в ту ночь: и было сухо на одной только шерсти, а на всей земле была роса".

На этом  кончается испытательная стадия. Интересно заметить, что мы все время отмечаем какие-то параллели выхода из Египта с тем, что происходит с Гидеоном. Еще одна маленькая деталь состоит в том, что здесь в эту ночь были Гидеоном разрушены некоторые очень важные предметы идолопоклонского культа, а ночь выхода из Египта - это ночь сокрушения идолов. Когда евреи в процессе выхода из Египта ходили первые семь дней (путь до Черного моря), - были разрушены все египетские идолы (кроме одного). И поэтому тема аналогии между выходом из Египта и тем Спасением, к которому готовится Гидеон, - в этой главе звучит очень последовательно.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Перечислите пункты, по которым ситуация с нашествием мидьянитян отличаеться от нашествий предыдущих врагов Израиля.



КВ-2. В чем влияние Песни? Почему песнь имеет такое влияние? Можно ли эту идею перевести на язык современной ситуации с Государством Израиль?



КВ-3. Почему Гидеон испытывает ангела?



КВ-4. Зачем следовало разрушить жертвенник баалу?Приведите все обоснования.



КВ-5. Составьте список пунктов, по которым здесь ситуация отличаеться от ситуации с предыдущими порабощения и с предыдущими судьями...



КВ-6. Составьте список пунктов, по которым здесь ситуация Гидеона перикликается с Исходом из Египта.



КВ-7. Перечислите стадии продвижения Гидеона от простого земледельца к спасителю Израиля