МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Книга Шофтим (Судьи)"

Лекция 13. Идол Михи (гл. 17-18)

А. Последний раздел книги Шофтим
1. Нарушение хронологического порядка
2. Причины падения
B. Создание "Изваяние Михи"
3. Михайеhу и его мать
4. Агада о происхождении Михи
5. Смешение понятий. Идол - как посредник
6. История пропавших денег. Изготовление идола и культового инвентаря
C. Левит в доме Михи
7. Появление Левита из Бейт-Лехема. Его происхождение
8. Служба левита: у Михи и далее
D. Колено Дана
9. "В те дни не было царя в Израиле"
10. Разведчики из Колена Дана
11. Колено Дана забирает идола Михи
12. О судьбе этого идола
13. Обсуждение истории Левита - Йонатана бен Гершома
14. В чем же заслуга Йонатана бен Гершома
Список контрольных вопросов

А. Последний раздел книги Шофтим

1. Нарушение хронологического порядка

Мы переходим сейчас к обсуждению "Изваяние (Идол) Михи" и "Наложници в Гиве" двух оставшихся историй книги Шофтим. Составляющих последний, третий, раздел этой книги. Считается, по мнению мудрецов, что оба эти события расположены в книге не в хронологической последовательности, а что они происходили всамом начале прибывания евреев в земле Израиля в тот период времени, когда Иеhошуа уже умер, а Отниэль бней Кназ еще не стал судьей Израиля. То есть, это происходило, примерно, более чем за З00 лет до Шимшона, в то время, когда в результате плохого поведения евреев над ними стал властвовать Кушан-Решатайм - злодейский царь. Любопытно то, что согласно этой хронологии, события происходили практически сразу после смерти Йеhошуа, после того, как евреи только 28 лет назад вошли в Землю: 14 лет длилось завоевание и раздел Земли и 14 лет после этого правил Йеhошуа. Евреи все поклялись, что они выбирают Бога, а не идолов, однако, сразу же после смерти Йеhошуа начинается такое безобразие, за которое они наказываются этим иноземным владычеством.

2. Причины падения

Итак, Первая история этого периода- это история с изваянием Михи. В чем здесь главный дефект и отчего произошла вся эта история, - не сложно понять. Довольно прямо на этот вопрос отвечает Давид в Псалмах. Он пишет в 106 псалме: "Не истребили они те народы (имеется в виду 7 народов), о которых сказал Всевышний. И смешались они с народами. И научились из их дел. И стали служить их божествам. И стали они для них ловушкой... И осквернились от их дел, и совратились за их делами." Это - на самом деле тот криминал, который время от времени всплывает: сначала - не изгнали даже тех, которых могли изгнать, потом - смешались, потом - стали учиться, и потом - развратились и стали подражать их делам. В книге Шемот однозначно об этом сказано: "Не оставляйте их жить в вашей Земле, чтобы они не научили вас поступать по своим мерзостям".

Конечно, можно задать вопрос: Почему так получается, что мы их не можем научить, а они нас могут? Здесь есть два ответа: во-первых, когда народ только родился, и только недавно получил эти законы, и должен еще сам проходить стадию ученичества, то его и предупреждают: "Не оставляй их жить в своей Земле, чтобы они тебя не научили". Второй ответ содержится у пророка Хаггая. Он изложен там в сложной форме, но смысл этого ответа состоит в том, что почему-то при прикосновении чистой одежды к грязной, чистая пачкается, а грязная не становится чистой. Научиться чему-то дурному намного легче, чем отучить от дурного.

Тора предупреждает нас заранее. В Торе и в книге Йеhошуа регулярно повторяется та же самая наука о том, что нельзя ни в коем случае оставлять эти народы, чтобы не научиться их делам. Хорошо известно, что человек должен удалять из дома спиртные напитки только в том случае, если он достаточно слаб. Нормальному человеку не страшно, что у него в шкафчике стоит "бутылка", если он может спокойно жить по соседству с ней. Но евреи и в ту эпоху и во многие другие не были в состоянии такого владения собой, чтобы рисковать таким соседством.

Контрольные вопросы:

КВ-1. Как вы думаете, почему эти истории в книге Шофтим не идут в хронологическом порядке?

В. Создание "Изваяние Михи"

3. Михайеhу и его мать

Текст (17:1-17:4)

1. И был муж с горы Эфраима, по имени Мнхаеhу. 2. И сказал он своей матери: Тысяча сто серебром, что у тебя было взято, и ты прокляла и также мне во услышание сказала, что вот то серебро у меня, - я взял его! И сказала его мать: Благословен будь, мой сын, Господом! 3. И возвратил он тысячу сто серебром своей матери, и сказала его мать: Я посвятила серебро это Господу, из моей руки - моему сыну, чтоб изготовить изваяние и литое. И ныне возвращаю это тебе. 4. И возвратил он серебро своей матери, и взяла его мать двести сребреников и отдала плавильщику, и изготовил он из того изваяние и литое. И было оно в доме Михайеhу.

Начало истории, описанной в 17-ой главе, просто поражает. Начиная со второго стиха, Михайеhу, герой этой истории, говорит своей матери: "Тысяча сто серебряных, которые у тебя были украдены, они - у меня. Ты пришла, сказала мне про то, что пропали деньги, так вот, эти деньги взял я." Как реагирует на это мать? Она говорит: "Благословен мой сын Всевышним!" То есть, вот какой замечательный сын - он сознался, и даже вернул деньги!...

Итак, мать растрогана таким поступком сына и решает посвятить эту очень крупную сумму Господу. Именно тем, что сумма эта составляла 1100 серебряных, по мнению комментаторов, вызвано соседство двух историй: в истории с Шимшоном Длила получила от каждого из князей как раз по 1100 серебряных. Почему такое совпадение, - сказать точно трудно. Ясно, что сумма эта в обоих случаях очень велика. И вот, мать посвящает эту сумму Всевышнему, чтобы... сын ее изготовил литое изваяние! Но он возвращает эту сумму матери. Почему он не хочет выполнять этот заказ - это не понятно. И она сама идет к мастеру, чтобы сделать этот литой кумир.

4. Агада о происхождении Михи

Что же вообще известно о личности Михи? В гемаре, в трактате Санhедрин говорится следующее. Этот Миха был вмурован в здание в Египте. Там была такая "система", что если не хватало кирпичей, то вместо кирпича вкладывали еврейского ребенка. Из этого мидраша хорошо понятны становятся слова Моше, когда он сетует Всевышнему: "зачем Ты сделал плохо этому народу?" Бог тогда отвечает Моше: "Ты увидишь, что я сделаю фараону", и Моше хочет сказать, что светлое будущее - это потрясающе, замечательно, я всей душой за него, но что сделать с теми, кто вмурован в здание, какое может быть светлое будущее для них? И эта Агада в гемаре продолжается неожиданно сурово. Всевышний отвечает на это Моше: "Да они просто истребляют колючки, потому что передо Мной открыто, что если бы они остались в живых, то они были бы полными злодеями. А если ты хочешь, то - попробуй, и вытащи одного из них". Моше пошел и вытащил Миху.

Понятно, что эта агада посвящена не столько самому Михе и его происхождению, сколько пытается дать ответ на вопрос: "почему гибнут невинные младенцы?". Как бы говоря, что Всевышний ничего не делает зря. Существует аналогичная хасидская притча, связанная со старцем из Шполы. Как-то к нему привели немого ребенка и попросили помолиться, чтобы он стал говорящим. Старец поставил ребенка на лавку и обратился к нему с вопросом: "Кем ты станешь, когда заговоришь?" –"Доносчиком" – ответил ребенок и замолчал на всю оставшуюся жизнь.

Что мы знаем о дальнейшей судьбе Михи? У комментаторов нет полной ясности по поводу того, в какой момент он сделал этого истукана. На самом деле, это не он сделал, он взял только готовое изделие и был смотрителем (надзирателем, начальником) всего этого культового заведения, в центре всех аксессуаров которого было это изваяние. Удивительно то, что (согласно мидрашу) хотя Всевышний свидетельствует, уже в самом его детстве, что он - полный злодей, и ясно, что он не сделает тшуву даже на пороге преисподней, тем не менее он получает впереди эту подаренную ему жизнь. И возникает вопрос: если Всевышний уже свидетельствовал пророку, что это - полный злодей, то вообще какие же могут быть претензии к Михе? Этот вопрос более специфический, чем обычная философская трудность, что если Всевышнему все открыто заранее, то какая может быть у человека свобода выбора ведь здесь Он ведь уже сообщил пророку, что Миха будет злодей! Тем не менее, поскольку Миха возвратился к жизни, и перед ним был этот перегон жизненного пути, то он - обладал свободой выбора, и тем самым нес ответственность за свои поступки.

(Впрочем, совсем не все комментарии считают, что агада о исходном предсказании о злодейском характере Михи является прямым смыслом текста. Мальбим, например, считает что вначале Миха был праведным человеком.)

5. Смешение понятий. Идол - как посредник

Мы видели, что евреи были виноваты в том, что они не изгнали тех, кого вполне могли изгнать; и из-за этого они стали учиться их путям. Однако, такого общего положения недостаточно для того, чтобы понять всю специфику именно этого эпизода с Михой. Мы, пожалуй, во всей книге Шофтим, не говоря уже о других книгах, не встречаем такого поразительного примера полного смещения в понятиях: мать - жертвует Всевышнему, и просит для этой цели сделать... идолов! Мы знаем, что Всевышний сказал: "Я - Всевышний, твой Бог, и не будет у тебя со Мной литого изваяния". Что это значит? Это значит, что даже, если вы не отвергли Меня, но параллельно сделали какие-то изваяния,- то это уже совершенно недопустимо! До прихода Левита к Михе, он поставил одного из своих сыновей служить священником. Что же это за священник? - Ясно, что: "каков храм, таков и священник". Главное же то, что никто вокруг ничего не говорит! Все воспринимают это нормально. Но ведь это евреи, которые только что, 15-20 лет назад, поклялись все, что они выбирают Всевышнего, и будут исполнять все Его законы! И вот, человек занимается "своеобразным" путем богослужения, и все идет нормально - народ туда стекается.

Мало того, как мы увидим из дальнейшего, колено Дана захватит это "сокровище". И после этого все колено начнет поклоняться Всевышнему "этим способом". И именно про это говорил Моше: "Может быть найдется человек или семья или колено... и пойдет служить другим богам…" И он имел в виду это - что все колено Дана совратится. Когда приводится такой пример, что вор, перед тем, как лезть в подкоп, молится Всевышнему, чтобы его операция была удачной, то это еще ничто по сравнению с этой историей с коленом Дана, потому что у вора, по крайней мере, ремесло "частное". Здесь же, в случае с Михой и коленом Дана, нарушается самая первая из запрещающих заповедей: "И не будет у тебя других богов".

Люди, которые таким образом "служат" Всевышнему, конечно, не специально делают себе во вред, они на самом деле верят, что идол передаст им благословение от Творца, чтобы им была удача во всех их начинаниях. И это поразительно потому, что Йеhошуа ведь специально их поддразнивал. Он говорил: "Ну вы же не сможете служить Всевышнему! Это настолько трудная задача, что лучше - не беритесь!" Они же отвечали: "Нет, мы выбираем Всевышнего, и будем ему служить!" По этому поводу, как сказано в конце книги Йеhошуа, они заключили специальный, новый, брит - еще один завет, в Шхеме. Поэтому, надо сказать, что здесь, в рассматриваемом разделе, "путаница" достигает своего очень яркого выражения. То есть, свет и тьма здесь работают как бы на столько вперемежку, что как будто бы это было до первого Высказывания: "Да будет свет". То есть, как по мидрашу: "увидел Бог, что свет хорош, и отделил свет от тьмы" а до этого они работали как бы параллельно. Как выглядят свет и тьма, которые действуют одновременно, - у нас нет "наглядного" опыта, но в некотором духовном смысле нам пророк Шмуэль описывает именно такую интересную ситуацию.

Конечно, напрашивается сопоставление между историей с золотым тельцом и этим идолом Михи. Евреи, которые делали золотого тельца, совершенно не хотели поклоняться идолам, они только просили некоторого посредника, который был бы осязаем, наблюдаем, и чтобы они не находились "в вакууме": они были не в состоянии без посредника взаимодействовать с Творцом. А дальше они уже скатились к поклонению. Точно так же говорят, что, конечно, изваяние Михи совершенно не было задумано как идол, которому будут поклоняться, как божеству, оно было задумано, как посредник.

6. История пропавших денег. Изготовление идола и культового инвентаря

История, почему пропавшие деньги матери оказались у Михи, и почему она его благословила (когда он их вернул) обсуждается и в гемаре и у комментаторов.И они объясняют историю следующим образом. Миха эти деньги украл у матери, а обычай, закрепленный в соответствующей галахе, состоит в том, что когда у человека пропадало что-то серьезное, то он объявлял некоторое проклятие, но проклятие не тому, кто украл (и так зафиксировано в галахе), а тому, у кого это украденное находится, или тому, кто знает, где это находится, и не сообщает об этом. То есть, основано такое правило на том, что воровать - нехорошо, но это относится к прошлому (что сделано - то сделано). Однако если это украденное у кого-то находится сейчас, то пусть он боится ради будущего, и убоявшись, - вернет. Возможно, что и Миха, испугавшись материнского проклятия, решил вернуть эти деньги, а мать, побоявшись того, что проклятие может оказаться действенным, нейтрализует его тем, что благословляет сына.

Затем рассказывается "простая" история про то, как изготавливается весь этот набор культовых принадлежностей. Это были: высеченный идол-истукан (из камня или из дерева), литой кумир, который обычно делался из серебра, трафим - не совсем понятно, что это такое, вероятно, какие-то куколки, изображавшие что-то божественное, которые использовались для гаданий, предсказаний и пр., в отличие от идолов, которые были обычно человекоподобные. И сначала Миха поставил одного из своих сыновей священнодействовать в этом, так сказать, "божеском доме".

Контрольные вопросы:

КВ-2. Выпишите в два столбца "высокие" и "низкие" аспекты, связанные с "Изваянием Михи".

С. Левит в доме Михи

7. Появление Левита из Бейт-Лехема. Его происхождение

Текст (17:7-17:8)

7. И был отрок из Бет-Лехема Иудейского, из семейства Йеhуды, но он из колена Леви, и он проживал там. 8. И пошел тот муж из того города, из Бет-Лехема Иудейского, проживать, где найдет место, и пришел он на горе Эфраима к дому Михи, находясь в пути. 9. И сказал ему Мнха: Откуда пришел ты? И сказал он ему: Из колена Леви я, из Бет-Лехема Иудейского, и я иду проживать, где найду (место). 10. И сказал ему Миха: Поселись у меня и будь мне отцом и священнослужителем, и я дам тебе десять сребреников в год, и по достоинству твоему одеяния и пропитание тебе. И ушел левит. 11. И изволил левит поселиться с тем мужем, и стал отрок ему как один из его сыновей. 12. И поручил Миха левиту, и стал у него отрок священнослужителем, и был он в доме Михи. 13. И сказал Мнха: Теперь я знаю, что будет благодеять Господь мне, ибо стал у меня левит священнослужителем.

И так, появляется юноша из Бейт-Лехем Йеhуда (так называют этот город, подчеркивая, что был еще один Бейт-Лехем на Севере), из семьи Йеhуды, и сказано, что он - "Левит, который проживал там". Скорей всего, этот юноша вовсе не был связан семейными связями с кем-то из колена Йеhуды, а просто проживал там. Совсем не все Левиты были сосредоточены в специальных городах, а они находили себе какие-то богатые и обеспеченные семьи, которые нуждались в разного рода культовых услугах: благословениях, молитвах и пр., а часто Левиты жили там и из простой милости.

Так вот, вероятно, в Бейт- Лехеме Левитов на какой-то момент стало больше, чем могли прокормить их жители из колена Йеhуды, и этот юноша пошел искать себе места, где можно будет пожить и прокормиться.

Слова " - " (17:7) "Гер-шам" – "проживал там" написаны здесь через черточку, и несмотря на то, что почему-то нет комментария к этому стиху, само собой напрашивается такое объяснение, что он был - сыном Гершома. Подтверждение есть в конце главы 18 (18:З0), где он просто уже называется: "Йонатан, сын Гершома, сына Менаше". При этом буква "нун" в слове Менаше" стоит над строкой, подразумевая, что вообще-то, надо считать, что он "сын Моше", то есть этот левит внук Моше. Моше именно потому назвал своего сына Гершомом, что, как объясняет Тора, Моше считал, что он был пришельцем в этой стране. Добавим, что по некой устной традиции, не зафиксированной в талмудических источниках, именно этот внук Моше является автором книги Иов.

Итак, этот юноша доходит до горы Эфраима и до дома Михи, и говорится (17:8): "где найдет", то есть имеется в виду, что он дошел до дома Михи не как до места назначения, а с целью продолжить дорогу. Миха был очень гостеприимным человеком, и он, конечно, предоставил приют этому юноше, как и любому другому. Миха стал расспрашивать его, откуда он, и тот ему ответил, что он из Бейт-Лехема Йеhуда, и идет пожить туда, где найдет пристанище. И тогда Миха сказал ему: "Поселяйся у меня, и будь мне в качестве отца (наставника, советника), священника". Иными словами, Миха предлагает этому Левиту весьма почетное положение у себя в доме. И Миха говорит: "Я дам тебе десять серебряных в год (высказывание "", "ле-ямим" в Танахе обычно обозначает "год". Как-будто бы эта плата не так уж велика (мы помним, что он у матери украл 1100 серебряных), но правда, это только - карманные деньги, потому что кроме этого Миха дает ему приличную одежду и питания.

8. Служба левита: у Михи и далее (17:10-17:13)

Миха предложил Левиту очень почетный пост. Тот с не очень большой готовностью и не сразу согласился его принять. Что означают слова (17:10, 11), что он сначала "пошел", а потом пожелал остаться и согласился проживать в доме Михи? Комментаторы объясняют сказанное: "Он пошел" совершено по-разному. Одни говорят, что это означает, что он "пошел"- прочь, не желая принимать такое позорное предложение; другие говорят, что он пошел по совету хозяина - Михи; третьи говорят, что он "пошел" в этот флигелек посмотреть, что за "хозяйство" ему предлагают; четвертое объяснение, которое дает Кли Якар, состоит в том, что Левит согласился сразу, и "пошел" в Бейт-Лехем забрать свои вещи. Одним словом, это выражение далеко не однозначное. Так или иначе, он был человеком приятных качеств и манер, и он очень понравился хозяину. И говорится (17:11): "И пожелал Левит проживать с этим человеком, и был юноша у него, как один из его сыновей". Здесь есть некоторый диссонанс, потому что, когда Миха предлагал эту службу Левиту, он ему сказал (17:10): "Ты будешь у меня отцом (наставником)". Здесь же он говорит, что ты будешь у меня, как сын. В то же время сказано (17:12): "И уполномочил Миха этого Левита, и был ему юноша в качестве священнослужителя, и был в доме Михи".

Кли Якар детально анализирует все сказанное и говорит так. То, что он был ему, как сын, - это в глазах его, Левита. Весь почет, который обещал ему Миха, он ему, действительно, дал: он его уполномочил быть жрецом, и относился к нему, как к наставнику, как к старшему. Сам же Левит понимал, что он - юноша, и что он просто здесь живет, в этом доме, наряду с другими. То есть, видно, что за такими описаниями выступает вполне приятное качество этого Левита - скромность. Он вовсе не вознесся, не посчитал себя "главнокомандующим" и вполне скромно расценивал свое положение в доме.

В Иерусалимском Талмуде, в Гемаре Брахот в 9 главе, есть обсуждение поведения этого Левита. Вопрос (который мы только что тоже поставили): Задают перед раби Шмуэлем Бар Нахмани "Был он (Левит) служителем идолопоклонского культа, а так долго прожил (по мидрашу тот Левит был бессменным священником у колена Дана до самого разрушения города Санхеривом, то есть около 6 веков)! Как же это можно объяснить?" И Талмуд отвечает: "Потому что ему было жалко давать идолам подношения". И как же это было, что он "скупился" отдавать идолам? И так это объясняется: приходил к нему человек и просил разрешения принести в жертву идолу быка или ягненка или козленка, и просил умиротворить этого идола по отношению к нему, и Левит отвечал ему так. Какой же толк с этого? Этот идол - не видит, не слышит, не ест, не пьет, не делает ни хорошо ни плохо, и - не разговаривает. Тогда пришедший человек спрашивал, что же делать? И Левит отвечал ему: "Пойди и принеси меру муки, и сдобри ее десятью яйцами, и приготовь перед ним, и он тогда поест из всего этого, что ты принесешь, и я умиротворю его по отношению к тебе". После того, как этот человек уходил, Левит это все съедал. Однажды пришел один дерзкий человек и сказал, что если нет в этом идоле никакого толку, что же тогда ты здесь делаешь? И тот ответил: "Ради того (я здесь), чтобы прожить, прокормиться".

Итак, этот Левит пожелал (или, как Талмуд говорит, - поклялся), что будет это все исполнять, и - "стал он Михе, как один из его сыновей". То есть, он стал, как член семьи. В этом не было ничего удивительного, потому что в качестве приживал ("на хлебах") Левиты жили во многих семьях в те времена. И Миха назначил его на должность священника, потому что Левиты - это то колено, которое должно священнодействовать. И стал ему этот юноша в качестве жреца, священника, и он оставался в доме Михи. И сказал Миха: "Вот теперь я знаю, что Всевышний сделал мне хорошо, и я чувствую, что я делаю так, как хочется Всевышнему, потому что у меня теперь Левит исполняет обязанности Коhена". Казалось бы как же он говорит против самого себя, ведь обязанности Коhена должен исполнять Коhен – потомок Аарона, тогда как наш левит является потомком Моше? Но можно сказать, что это не так уж важно, все-таки это - нужное колено.

Контрольные вопросы:

КВ-3. Какова родословная данного Левита?

КВ-4. Принимает ли Левит предложение Михи, и почему?

D. Колено Дана

9. "В те дни не было царя в Израиле" (18:1)

Глава 18 начинается историей с коленом Дана. Но сначала повторяется то, что уже было сказано в главе 17: "В те дни не было царя в Израиле". Почему это повторяется? Вероятно, можно сказать так, что предыдущая глава (17) хотела нам подчеркнуть, что у Израиля не было царя, который бы держал народ в узде, поэтому и говорилось, что "каждый делал то, что ему нравилось", и они шли по таким странным дорожкам. Если бы была настоящая власть, которую бы боялись, то народ бы не распоясался, во всяком случае - не так быстро. Глава 18 начинает рассказ о том, что колено Дана было в общем-то в довольно незавидном положении, потому что им по жребию досталась территория, которая практически вся еще не была захвачена, и - не было царя, который бы мог организовать армию, которая пошла бы и помогла эту территорию захватить. Впрочем, вероятно, что эти слова являются предисловием к последующим поступкам представителей колена Дана, описанных в этой главе.

10. Разведчики из Колена Дана

Текст (18:2-18:10)

1. В те дни не было царя в Исраэле. И в те дни колено Дана искало себе удел, чтоб поселиться, ибо до того дня среди колен Исраэля ему не досталось в удел. 2. И послали сыны Дана из своего семейства пять мужей из своих воевод, мужей ратных, из Цора и из Эштаола, разведать землю и ее исследовать, и сказали им: Идите, исследуйте землю! И пришли они на горе Эфраима к дому Михи, и ночевали они там. 3. Они (были) близ дома Михи, и узнали они голос отрока-левита, и они зашли туда и сказали ему: Кто привел тебя сюда, и что ты делаешь тут и что тебе здесь? 4. И сказал он им: То-то и то-то для меня сделал Миха, и он нанял меня, и я стал у него священнослужителем. 5. И сказали они ему: Вопроси же ты Бога, чтобы нам знать, успешным ли будет наш путь, каким мы идем. 6. И сказал им священнослужитель: Идите с миром! Пред Господом путь ваш, по какому пойдете. 7. И пошли те пять мужей и пришли в Лаиш, и увидели они народ, что в ней, обитает безмятежно, как обычно для цидоним, спокоен и безмятежен, и нет обидчика на той земле (и нет) наследника, и далеки они от цндоним, и никакого (союза) нет у них ни с кем. 8. И пришли они к братьям своим в Цора и Эштаол, и сказали им братья их: Что вы скажете? 9. И сказали они: Встаньте и взойдем к ним, ибо видели мы ту землю, и вот хороша очень! И вы бездействуете? Не медлите уйти отсюда, чтоб прийти наследовать землю. 10. Если тотчас придете, придете к народу безмятежному, и земля та просторна, - ибо отдал ее Бог в руки вам, - место, где нет недостатка ни в чем, что на земле.

Итак, рассказывается про то, как колено Дана посылает пять человек на разведку, чтобы те попытались найти место, где можно было бы жить по-человечески. Эти пять человек доходят до горы Эфраима, к дому Михи; и они там заночевали, так как дом Михи славился своим гостеприимством. Находясь там, эти люди услышали голос юноши - Левита (возможно, он пел какие-то гимны во время своего странного богослужения), и они поняли, что происходит какое-то священнодействие. Тогда они туда пошли, так как, очевидно, это было не при самом доме, а где-то рядом, и они сказали ему: "Кто привел тебя досюда?" Употребленное здесь слово "- " "hалом" очень интересное, и мы его встречали в Торе. По-простому, оно означает "досюда". И дальше они говорят: "Что ты здесь делаешь, и зачем ты здесь?" То есть, - какая может быть у тебя связь со всем этим, если ты - Левит? И Левит отвечает им: "То-то и то-то сделал мне Миха; нанял меня, и я стал ему священником." Тогда эти гости, вместо того, чтобы сказать этому Левиту, как же он дошел до жизни такой, говорят ему: "Спроси, пожалуйста, у Бога, чтобы мы знали, будет ли успешной наша дорога, в которую мы отправляемся?" И сказал им этот "жрец": "Ступайте с миром; Перед Всевышним ваша дорога, которою вы идете".

Этот ответ представляется настолько же ясным, насколько - абсолютно непонятным. Что это значит: "Ваша дорога перед Всевышним?" Когда мы будем оглядываться и пытаться составлять по разным деталям образ Михи, - эта фраза тоже окажется очень важной.

Эти пятеро отправились в дорогу, и дошли до города Лаиша. Там они увидели народ, который живет беспечно, мирно, спокойно, "…подобно цидоним". Однако, эта фраза не вполне однозначна. Можно так понять, что по виду, по одежде, по манерам, они напоминают цидоним, финикийцев, которые не относились к канаанским народам. Не ясно, то ли это были просто финикийцы, то ли это были родственные им народы. Дело в том, что в процессе захвата тех земель, которые были захвачены на этот момент, то есть - во времена Йеhошуа, та довольно обширная территория, которую занимали финикийцы, была у них отчасти отнята, и они были оттеснены к побережью. Территория финикийцев в том месте, где был город Лаиш, была перерезана коленом, которое захватило эти земли, и город Лаиш оказался отрезанным.

Факт таков, что колено Дана ищет себе место, и разведчики колена Дана находит этот совершенно незащищенный и пребывающий в мирном, сонном и довольном состоянии город Лаиш; и они возвращаются, и призывают воинов.

11. Колено Дана забирает идола Михи (18:11-18:26)

11. И они отправились оттуда, от семейства Дана, от Цоры и от Эштаола, шестьсот мужей, препоясанных боевым оружием. 12. И взошли они и станом расположились в Кирьят-Йеарим в Йеуде, потому называют то место Станом Дана по сей день, вот оно за Кирьят-Йеарим. 13. И они перешли оттуда на гору Эфранма, и подошли они к дому Михи. 14. И обратились пять мужей, ходивших разведать землю Лаиш, и сказали они своим братьям: Знаете ли, что есть в этих домах эфод и божки, и изваяние и литое? И ныне знайте, что вам делать! 15. И повернули они туда, и вошли они в дом отрока-левита в доме Мнхи, и вопросили его о мире. 16. А шестьсот мужей, препоясанных их боевым оружием, стояли в проеме ворот, те, что из сынов Дана. 17. И взошли пять мужей, ходивших разведать землю, вошли туда, взяли изваяние и эфод, и божков и литое, - а священнослужитель стоял в проеме ворот, и шестьсот мужей, препоясанных боевым оружием; 18. Эти же пришли в дом Михи, и взяли они изваяние и эфод, и божков и литое. И сказал им священнослужитель: Что вы делаете? 19. И сказали они ему: Молчи, приложи руку свою ко рту и иди с нами и будь нам отцом и священнослужителем! Что лучше: быть тебе священнослужителем для дома одного человека или быть тебе священнослужителем для колена и для семейства в Исраэле? 20. И ублажилось сердце священнослужителя, и взял он эфод, и божков и изваяние, и вошел он в среду народа. 21. И обратились они и пошли, и поместили они детей и скот и обоз пред собою. 22. Когда отдалились от дома Михи, люди, что в домах, что близ дома Михи, созваны были, и настигли они сынов Дана. 23. И воззвали они к сынам Дана, и отвернули те лица свои, и сказали они Михе: Что тебе, чтоб тебе вызываться? 24. И сказал он: Богов моих, которых я сделал, вы взяли, и священнослужителя, и ушли, и что мне еще (остается)! И что это говорите вы мне: Что тебе? 25. И сказали ему сыны Дана: Не подай голоса твоего при нас, как бы не поразили вас люди отчаянные, и приберешь ты душу свою и душу дома своего. 26. И пошли сыны Дана своим путем, и увидел Миха, что они сильнее его, и обратился он и вернулся к себе домой.

После этого, отряд из 600 воинов движется, чтобы захватить этот город. По дороге они успевают зайти в дом Михи. Сказано (18:11): "и пошли оттуда, из колена Дана, из Цора и Эштаоля 600 человек, хорошо вооруженных. Они поднялись и остановились в Кирьят Йеарим (который недалеко от Иерушалайма, хотя и не обязательно соответствует нынешнему месту с этим названием), на территории Йеhуды. Оттуда они прошли на гору Эфраима, и дошли до дома Михи. Тут эти пять человек, которые ходили на разведку, сообщили всем интересную подробность. Они сказали: "Знаете ли вы, что в этих домах имеется эфод (нагрудник), и трафим, и истукан, и литой идол?" То есть, - полный набор. И теперь, мол, вы сами знаете, что надо делать.

И эти пятеро вошли в дом, и поприветствовали священнослужителя - Левита, а 600 человек стояли в воротах, и Левит вышел их приветствовать. Тем временем эти пятеро стащили все эти предметы культа. Левит, догнав их, спрашивает: "Что же вы делаете?" Следующий стих (18:19) очень интересен в литературном отношении. В "современном" переводе можно было бы сказать так, что они ответили Левиту: "Ты помалкивай ("заткнись"), и - иди с нами. И будешь у нас в качестве "батюшки" и священнослужителя. Что тебе лучше: быть священником у одного человека или служить священником у целого колена и семейства в Израиле?" Здесь очень интересное смешение стилей: сначала - "Заткнись, парень", а потом - "Ты у нас будешь почитаемым духовным руководителем!" И все это - в одной фразе! Как же на это реагирует Левит? Говорится (18:20): " И возрадовалось сердце священника". Ему это понравилось, хоть сначала он и кричал: "Что же вы делаете?" И он (сам) взял и эфод, и трафим, и истукана, и - пошел вместе с этими людьми. Они отошли несколько от дома Михи, а Миха тем временем собрал окружающих его соседей, которые тоже были заинтересованы в том, чтобы сохранилось тут это "культовое учреждение". Они догнали сынов Дана и окликнули их. И те говорят Михе: "Что тебе, что вы сбежались?" И сказал Миха (18:24): "Богов, которых я сделал, вы забрали, и священника, и пошли, и еще спрашиваете, "что мне?" - у меня ничего не осталось!" То есть, - вы же меня полностью обобрали! Они дают ему ответ очень ясный и короткий. "И сказали ему сыновья Дана: "Что бы мы тебя не слышали - чтобы вам только не сделали плохо огорченные люди". То есть, уйди мол, и не искушай, не бери грех на душу, а то ты будешь, как самоубийца.

И пошли сыновья Дана своей дорогой. И увидел Миха, что они сильнее его, повернулся и возвратился домой.

12. О судьбе этого идола (18:30-18:31)

30. И установили у себя сыны Дана изваяние, и Йеhонатан, сын Гершома, сына Менаше, он и его сыновья, были священнослужителями у колена Дана до дня их изгнания с земли. 31. И поставили у себя изваяние Михи, которое сделал он, - во все дни в бытность Дома Божьего в Шило.

Итак, они забрали этого идола, сделанного Михой. Слова "сделанного Михой" не обязательно обозначают, что именно он сам сделал его своими руками, а означает только, что он был сделан по заказу семьи Михи, и Миха был его хозяином. Дальше - сыны Дана очень ловко захватили город Лаиш, перебив его жителей; и сожгли город, и жители города ничего не могли сделать против них. Затем они отстроили этот город заново и назвали его именем Дан, как он, очевидно, и назывался вплоть до времен Шмуэля, поскольку Шмуэль считает нужным подчеркнуть то, что город этот известен нам, как город Дан, но когда-то он назывался Лаиш. И поставили сыны Дана себе этого истукана, и дальше сказано, что священником был у них тот самый Левит, а потом и его сыновья "до дня изгнания из Земли". Интересно, что здесь впервые этот Левит назван своим точным именем: Йонатан сын Гершома, сына Менаше, с поправкой на пометку Массоры, что следует читать не "сына Менаше",а сына Моше, т.е он был "внуком Моисея".

Как бы там ни было, говорится, что колено Дана оставило себе этого истукана Михи, которого он сделал, во все дни, пока Бейт-hа-Элоким находился в Шило. А это - период довольно длительный, примерно, вся эпоха Шофтим, то есть, по меньшей мере, лет З50. Из следующего стиха же следует, что даже после того, как этого истукана не стало, потомки того левита (а по мидрашу – он сам) продолжали служить священниками у колена Дана до самого разрушения Северного Царства.

13. Обсуждение истории Левита - Йонатана бен Гершома

Немного вернемся к тому, что же собой представлял этот Левит - Йонатан бен Гершом? Можно считать, что он - самый интересный персонаж этих двух глав. Стоит ли он хорошего слова? Прежде всего, он - прихлебатель. На самом деле, Левит и должен найти себе место, где его будут кормить и ему будут платить за его службу. Здесь ему предлагают теплое местечко - служить жрецом в этом странном, необычном божьем доме, поклоняться идолам и привлекать туда народ. Если следовать той версии, что он сначала уходит, а потом - возвращается, то можно подумать, что в нем все-таки есть какая-то внутренняя борьба. Есть еще и такой (наверное, поздний ) комментарий, что когда сказано, что он "пошел", - то имеется в виду, что пошел он с Михой в этот культовый флигель посмотреть, что же ему предлагают, свой будущий "участок работы". Если он после всего согласился там служить, то есть, если он - довольно "средний человечек", то возникает вопрос: почему же он так долго жил? За какие заслуги? Талмуд отвечает нам, что это потому, что он с очень большим неудовольствием (!) исполнял эту службу, он ее очень не любил. И Иерусалимский Талмуд говорит, что даже когда он согласился для разведчиков из сынов Дана "спросить у идолов" об успешности дороги, то он как бы говорит им: "Ну неужели вы можете верить в такую ерунду и чушь? Ваша дорога - "перед Всевышним", и как Он захочет, так Он и сделает". Наверное, есть многие среди евреев, которые (как в истории с крокодилом) "кушают и плачут". То есть, они понимают, что идолопоклонство - это глупость, и ничего настоящего в этом нет, но тем не менее, они занимаются идолопоклонством, что, конечно, запрещено.

И дальше гемара рассказывает, что когда воцарился Давид, то он послал за этим Левитом и сказал ему: "Ты - сын сына того цадика (Моисея), и ты - служишь идолам?!?" И сказал ему: "Так я получил из дома отца моего отца: "Продайся к - "идолопоклонству", и не попади в зависимость от других"". Сказал ему: "Упаси Боже! Не говорил этого твой великий дед. Он говорил: "Продай себя на службу, которая чужда тебе", а не попадай в зависимость от людей". Понятна игра слов мидраша: "чужая служба" – это идолопоклонство, но в данном случае речь идет о "службе, чуждой тебе". По Иерусалимскому Талмуду получается, что этот Левит получил совершенно чудовищное долголетие - внук Моше дожил до времен Давида, а существует мидраш, согласно которому он был бессменным священником колена Дана до разрушения Северного царства, до времен Санхерива.

14. В чем же заслуга Йонатана бен Гершома

Прежде всего, надо поставить вопрос о том, в чем же заслуга Йонатана бен Гершома, про которого нам говорят, что он прожил так много лет за то, что ему "жалко было" отдавать идолам то, что им приносили. (Получается, попросту говоря, что на некоторых должностях лучше быть ворюгой, чем честным человеком.) Прежде всего, надо сказать, что здесь есть некоторое противоречие. Что же имеется в виду? Противоречие состоит в том, что человеку, пришедшему принести жертву идолу, служитель культа говорит, что этот идол - ничего не стоит; и этим он напоминает действия нашего отца Авраама. Однако, дальше он действует совершенно другим образом. Когда его спрашивают: "А что же делать?", он говорит, чтобы принесли муки, яйца и пр. В чем же тогда его заслуга? - Она, наверное, состоит в том, что все-таки быка, ягненка и козленка он не допускал до этого идола, так как ему было обидно их ему "отдавать". И хотя он и это мог бы съесть, но он "отбивал клиентуру" не в свою пользу, а - ради идеи. И вот получается: чего только ни могут поставить на Небе в заслугу человеку! Казалось бы какая разница в том, что именно приносят в жертву идолу? Однако, даже на такой должности нашли заслугу, в том, что он, будучи служителем при "идоле" последовательно (как говорит Талмуд) всегда понимал, и всем, кто хотел его слушать, он объяснял, что эти идолы - ничтожества, и что в них нет ничего настоящего. Тогда почему же он все-таки просил что-то принести им?

Дается такое объяснение, что Йонатан, сообщив человеку нечто, что для умного было бы уже достаточно, понимает, что надо предпринять, если после этого человек все-таки спрашивает: "что же делать?" Он, во-первых, не хочет рубить сук, на котором сидит, и не хочет афишировать, что здесь пустое место, и он в какой-то степени заинтересован в приношениях. Во-вторых, если он скажет: "забери своего быка, поскольку это все - чушь", человек может не принять это и возмутиться. Именно поэтому, он и прибегает к некому "педагогическому принципу" - постепенно сводить на нет. Если пришедший человек такой болван, что он не понимает ясного и отчетливого сообщения о том, что этот идол - полное ничтожество, то ему следует указать какой-то более легкий путь - пусть принесет что-нибудь попроще. В этом смысле можно сказать, что он следует рецепту нашего царя Шломо, предугадывая его мудрость, который говорил: "Отвечай глупцу сообразно его глупости". Если умный человек понял и ушел, а другой спрашивает, что ему делать, то ему и надо сказать, чтобы он принес немножко чего-нибудь (вроде как: попробуем все же "скормить"). И именно это, согласно Иерусалимскому Талмуду, и ставится ему в заслугу Небом. Он не мог вынести, чтобы что-то существенное и важное, даже несмотря на то что это ему достанется, переходило в честь этого идола. При всем этом, здесь имеется еще один некоторый элемент: в его рассуждении имеется еще и иной подход. Есть очень важный принцип, что человека ведут по тому пути, по которому он хочет идти. И Йонатан не спорит зря: если кто-то хочет приносить идолам, то - давай, я тебе покажу несколько другой путь, по которому мы немного снизим пафос, снизим ценность этого приношения.

В заключение надо сказать, что вообще все история, изложенная в этих двух главах, являет собой совершенно фантастическое смешение "святого" и "грешного". В ее героях страннейшим образом замешана тяга к праведности с совершенно неправедным образом действий. Может быть, она является одним из лучших примеров для обсуждения темы о том, следует ли судить человека по его "благим намерениям" или же по его поступкам.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Как вы думаете, почему эти истории в книге Шофтим не идут в хронологическом порядке?



КВ-2. Выпишите в два столбца "высокие" и "низкие" аспекты, связанные с "Изваянием Михи".



КВ-3. Какова родословная данного Левита?



КВ-4. Принимает ли Левит предложение Михи, и почему?