МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "История сионизма и Государства Израиль"

Лекция 2. Начало 19 века. Начало пробуждения

1. Начало 19 века
2. Правовое положение евреев в Османской Палестине
3. Новые кварталы Иерусалима вне стен Старого города
4. Микве Исраэль
5. Гей-Они, Петах-Тиква
6. Исход Йеменских евреев
7. Некоторые из великих личностей
7.1. Баронет сэр Мозес (Моше) Монтефиори
7.2. Шмуэль Шульман
7.3. Иеhошуа Штампфер
7.4. Нафтали Герц Имбер
Список контрольных вопросов

(Данная и несколько следующих лекций построены на основе книги Ф. Канделя "Земля под ногами")

1. Начало 19 века

В начале девятнадцатого века Эрец Исраэль была отдаленной и заброшенной провинцией Османской империи. Это была малонаселенная страна в начале девятнадцатого века: можно предположить, что жили здесь двести-триста тысяч человек, и среди них – пять-шесть тысяч евреев. Переписи населения в то время не производили, да и никакая перепись не смогла бы учесть постоянно мигрирующее население.

Эрец Исраэль была разделена на две административные единицы – вилайеты. Горный район в центре страны (от Шхема на севере до Хеврона на юге) относился к вилайету Дамаска, Галилея и прибрежная полоса – к вилайету Акко. В начале девятнадцатого века в Иерусалиме жили около тысячи евреев, в основном, выходцы из Испании и стран Северной Африки; в Тверии и Цфате было обширное еврейское население, в Акко жили около тридцати семей сефардов – ремесленников и торговцев, по несколько семей насчитывалось в Хевроне, Шхеме и Хайфе; в Яффе и Газе – после того, как Наполеон захватил и разрушил эти города евреев практически не было. Посланцы еврейских общин отправлялись в самые отдаленные края за сбором денег, в Йемен, Индию, даже в Северную Америку, но средств было недостаточно, и многие постоянно голодали, падая на улицах от истощения. Евреи Цфата, замученные нищетой, унижениями и болезнями, ввели специальную молитву, которую читали в синагогах: "Великие грехи наши да не доведут нас до того, чтобы из-за куска хлеба мы оставили возлюбленную землю".

В начале девятнадцатого века на этой земле практически отсутствовали дороги, и путники передвигались по тропам, протоптанным ногами людей, копытами лошадей, ослов и верблюдов. Передвижения из города в город были долгими и утомительными. Путь из Яффы в Иерусалим занимал полтора дня, а если ехали без остановок – то четырнадцать часов. Проходили порой месяцы, прежде чем письмо достигало адресата; лишь в 1837 году между Бейрутом и Лондоном раз в месяц стал ходить "паровой корабль", – это ускорило доставку корреспонденций в Цфат и Тверию. Еврейские купцы не доверяли турецкой почте, особенно при получении заказной корреспонденции, содержавшей, как правило, деньги; существовали доверенные лица, которые получали почту в Бейруте и под охраной доставляли ее по назначению.

Евреям приходилось защищаться на дорогах и в поселениях, а потому они создали в Иерусалиме нечто вроде "гражданской обороны". Случилось так, что в 1819 году арабы захватили несколько евреев в надежде на богатый выкуп. Вооруженный отряд "гражданской обороны атаковал лагерь, освободил пленников и разогнал похитителей.

В первой половине девятнадцатого века одиночки и организованные группы приезжали в Эрец Исраэль и поселялись здесь наперекор всяким трудностям.

Богатый, преуспевающий рабби Шмарьягу Лурье из Могилева на Днепре приехал во главе группы в сорок человек и поселился в Иерусалиме. Он полагал, что и здесь продолжит свои дела, но восстания бедуинов, опасности на дорогах и постоянные эпидемии заставили его вернуться в Россию. Так бывало со многими: совсем не все, кто приезжал, смог остаться в Стране. Но, тем не менее, еврейское население Страны Израиля все время росло.

В горах Ливана, в труднодоступной местности, располагались двенадцать еврейских поселений. Евреи села Хацбайя жили в окружении друзов на склоне горы Хермон: "Тамошние евреи – люди сильные, – отметил исследователь, – такие же отличные землепашцы и ратники, как горцы. Без пики в руках даже их девушки-пастушки в поле не выходят". Сохранилось воспоминание о девушке Шуламит, которая пасла в горах скот: "И вот пришел измаильтянин (т.е. араб), увидел, что она одна, и некому защитить ее. Предупредила его: если дотронешься до меня, непременно умрешь. Не послушал ее, и защищаясь, поразила его насмерть ударом своего оружия, а судьи громогласно, перед всем народом, хвалили ее". В 1833 году правитель Акко воевал против мятежников в горах Шхема и попросил, чтобы ему прислали на помощь "людей храбрых, в военном деле опытных". Ему послали около ста евреев из горных ливанских сел, и те взяли крепость мятежников Санур, "прославив себя".

Контрольные вопросы

КВ-1. Какие трудности испытывали евреи Эрец Исраэль в начале XIX века?

2. Правовое положение евреев в Османской Палестине

Правовое положение евреев и христиан в мусульманских странах определялось исламским религиозным правом, которое устанавливало для "народов Книги" (т.е. монотеистов, чья религия основывалась на Библии) статус "зимми", что в переводе означает "покровительствуемый". Мусульманский закон признавал за "зимми" право на жизнь, собственность и свободу вероисповедания, но не позволял строить новые церкви и синагоги; закон запрещал иноверцам жениться на мусульманках и обращать мусульман в свою веру; евреи и христиане платили специальные налоги, не могли быть свидетелями в суде против мусульман, не имели права ездить верхом на лошади и носить оружие. Законы предписывали иноверцам цвет и вид одежды, прическу, манеру поведения на улице и общения с мусульманами. Их заставляли надевать головной убор черного цвета или остроконечную шапку, накидку особого покроя, прикреплять желтый знак к одежде.

Правовое положение иноверцев в Османской империи также определялось законами ислама. Евреи пользовались личной неприкосновенностью и свободой вероисповедания; они не служили в турецкой армии, платили подушный налог, налог на право иметь раввина, а также чрезвычайные налоги.

Чтобы предотвратить вымогательства и погромы, евреи и христиане платили местным правителям и главарям банд за "покровительство". Французский консул сообщал, что престарелый мусульманский шейх, правивший в Галилее и Самарии, изобрел оригинальный способ пополнения казны: "Особенность этого девяностолетнего старца состоит в том, что он женится каждый год на юной девушке в возрасте тринадцать-четырнадцать лет. Христиане Святой Земли... должны уплачивать стоимость этой церемонии, и уже установилась традиция платить шейху тысячу экю в подарок на свадьбу. Только для того, чтобы получать эту сумму, он будет жениться каждый год до последнего своего дыхания".

Однако, в 19 веке в стране постепенно усилилось влияние европейцев. Европейские страны диктовали условия в обмен на экономическую и политическую поддержку Турции, а потому султан предоставил им особые привилегии на территории Османской империи. Все иностранные граждане подпадали теперь под юрисдикцию разных стран, а турецкие власти не могли применять к ним свои законы. Поэтому многие жители этой земли – и евреи в том числе – пытались получить паспорт любого иностранного государства, чтобы иметь консульскую защиту и оградить себя от произвола местной власти. По той же причине и вновь прибывшие старались селиться в крупных городах, потому что жизнь вдали от консулов была небезопасной.

В первой половине девятнадцатого века европейские консульства существовали лишь в Акко, Хайфе, Яффе и Рамле, но в 1839 году в Иерусалиме появился первый консул правительства Великобритании Вильям Янг. Он сообщил в Лондон, что по примерным данным в Иерусалиме насчитывалось тогда пять тысяч пятьсот евреев, в Цфате полторы тысячи, в Хевроне семьсот пятьдесят, в Тверии шестьсот, в Акко двести, в Шхеме и Хайфе по сто пятьдесят, в Яффе шестьдесят; по оценке Янга по всей стране было около десяти тысяч евреев. Английский консул сообщал: "Евреи Иерусалима в массе своей очень бедны; лишь малая часть из них может позволить себе скромное существование без посторонней помощи. В последние годы пожертвования уменьшились, цены возросли.., и если единоверцы из Европы не протянут им руку помощи, целые семьи могут умереть от голода в ближайшую зиму... Местное арабское и турецкое население уважает евреев не более, чем оно уважает собак. Не проходит дня, чтобы я не слышал о жестоких поступках, особенно это относится к солдатам, которые заходят в еврейский дом и берут "на время" любую понравившуюся им вещь, даже не спрашивая разрешения... Дважды мне удалось вмешаться и помочь, но в глазах турок это нечто новое – требовать справедливости по отношению к еврею..."

В 1856 году появился новый указ султана о равноправии меньшинств, но к евреям это не имело отношения. Их постоянно унижали на улицах городов. Арабские дети кидали в них камни. Даже христиане – прежние "собратья по унижению" – проявляли враждебность. Во время ежегодного празднества в Яффе дети из греческих семей ходили по домам и собирали деньги на дрова, чтобы "сжечь еврея"; в пасхальные дни жгли на кострах чучела евреев под радостные клики толпы. Английский консул в Иерусалиме писал: "Христиане чураются всякой связи с евреями. От них бегут, как от чумы... Что касается мусульман, то если в беседе им приходится упомянуть еврея, они сначала извинятся перед вами и огородят вас от этого нечистого упоминания словами: "Избавь вас Аллах!"

Вторым консулом Великобритании в Иерусалиме стал Джеймс Финн. Он застал нищую и голодную еврейскую общину; по пятницам синагогальные служки раздавали хлеб беднякам, которым кормились "от субботы до субботы", и смерть от истощения была нередким явлением. Джеймс Финн знал иврит, близко познакомился с делами еврейской общины, защищал евреев от турецких чиновников и мусульманских фанатиков.

У английского консула был друг Давид Елин, который решил купить участок земли для своего сына Иеhошуа. Арабы не желали продавать землю еврею, и в 1860 году Джеймс Финн оформил сделку на имя иностранца. Так были приобретены первые два дунама земли на холме неподалеку от Иерусалима, по дороге в Яффу. "Место замечательно своим чистым воздухом, – писал И.Елин, – с вкусной водой без минеральных примесей. Нет краше его во всей иерусалимской округе, отчего сюда ездят на все лето богатые измаильтяне отдыхать в шатрах от жары". Местный шейх пришел в ярость, когда увидел еврея-землевладельца. Но ничего нельзя было поделать: еврей пользовался покровительством английского консула, а с консулами старались не ссориться. На том месте построили постоялый двор для евреев, направлявшихся в Иерусалим, а когда Финн уехал из страны, арабы устроили набег и все разрушили, не оставив камня на камне. Жить стало опасно, и тем не менее некий Шауль Багдади не ушел оттуда, оставаясь среди враждебного окружения. В конце девятнадцатого века там появилось крохотное еврейское поселение, которое существует по сей день рядом со скоростной дорогой из Иерусалима в Тель-Авив. . Называется оно – Моца.

Контрольные вопросы

КВ-2. Какие существовали позитивные, а какие негативные факторы в еврейском правовом положении в Турецкой Палестине в 18-19 вв.?

3. Новые кварталы в Иерусалиме за стенами Старого города

Иерусалим рос. В 1848 году в городе появился первый банк Яакова Валеро, установившего финансовые связи с крупными банкирами Европы. Открылось почтовое агентство. Первая в городе типография. На средства австрийского еврея С.Лемеля была основана первая еврейская светская школа для мальчиков. Семья баронов Ротшильдов основала еврейскую больницу на восемнадцать мест, а известнейший англо-еврейский банкир и филантроп сэр Моше Монтефиори – дом для бедных. Евреи приезжали отовсюду, поселялись в Иерусалиме; население росло и за счет естественного прироста, теснота становилась невыносимой, свирепствовали эпидемии тифа и дизентерии. Жители еврейского квартала жили в крайней нищете. Часть их имела профессии – портные, сапожники, пекари, столяры, виноделы, ювелиры, кузнецы, торговцы, учителя, но основная часть населения не имела определенных занятий и кормилась за счет пожертвований. Надо было выходить за стены города, чтобы найти место для жилья и работы, но кто мог решиться на это? Лишь несколько домов стояли за стенами города под усиленной охраной: летняя резиденция английского консула, протестантская школа и дом для сирот, – но простые жители не решались селиться вне крепостных стен. Там безраздельно царствовали разбойники-бедуины, рыскали гиены с шакалами.

Первый еврейский квартал за стенами Старого города построил Моше Монтефиори, а деньги на покупку земельного участка поступили из фонда богатого американского еврея Иеhуды Туро. Несколько лет подряд турецкие власти не давали разрешение на строительство, и наконец, в 1860 году появился крохотный жилой район под названием Мишкенот Шаананим – Обитель покоя. Рядом была построена ветряная мельница, "мельница Монтефиори"; квартал обнесли стеной с массивными воротами, его охраняла стража, и тем не менее, никто не соглашался поселиться там, опасаясь бандитов и грабителей. Монтефиори освободил будущих жителей от квартирной платы и даже пообещал выплачивать денежное пособие, и двадцать бедных еврейских семей разместились в новом квартале, чувствуя себя неуютно за стенами города: половину из них составляли сефарды, половину – ашкеназы.

В 1866 году житель Иерусалима Йоэль Моше Саломон купил у арабов участок земли за стенами Старого города, возле Яффской дороги, чтобы построить семь жилых домов. Земля стоила очень дешево, но, как вспоминал Саломон, "феллахам и не снилось такое счастье". В еврейской общине Иерусалима разгорелись страсти; "нас сочли за помешанных, которые сами лезут в петлю. Раввины тоже были против нас, ибо нельзя подвергать жизнь опасности и не следует уповать на чудо". Но семеро единомышленников не уступили: "Мы решили держаться и добиться успеха... Друг поможет другу, а Всевышний поможет всем". В 1869 году на том участке образовался еврейский квартал под названием Нахалат Шива – Надел семерых.

Дома Нахалат Шива были построены возле дороги, которая вела из Иерусалима в Яффу; несмотря на запрещение властей, в одном из домов открыли кафе, и это место стало первой остановкой пассажиров по пути из города. Йосеф Ривлин был пламенным сторонником строительства новых кварталов. Он произнес в синагоге взволнованную речь, и под его влиянием богатый еврей Давид Райз пожертвовал крупную сумму на строительство квартала за стенами Старого города. Там построили десять квартир, синагогу, бассейн для сбора дождевой воды; новый квартал назвали Бейт Давид – Дом Давида, в память Давида Райза, которому не довелось увидеть его заселение.

В еврейском квартале Старого города становилось все теснее и теснее, число его жителей перевалило за десять тысяч, и потому сама жизнь заставляла селиться за городскими стенами. "Даже наши противники, – вспоминал Йоэль Моше Саломон, – мало-помалу стали оказывать нам помощь в строительстве новых кварталов. После того, как сто молодых евреев в два дня раскупили паи на строительство квартала Меа Шеарим, начали застраиваться все новые и новые участки". В 1874 году появился жилой район, которому дали название Меа Шеарим, что означает в переводе "Во сто крат" (как сказано в Торе: "И сеял Ицхак в земле той, и получил в тот год во сто крат..." – Бытие 26:12).

Иерусалим рос за счет новых еврейских кварталов в северном и северо-западном направлении от Старого города; по примеру евреев и арабы стали заселять участки, в основном, к северо-востоку. Еврейские кварталы были разбросаны на большой территории, соединяясь пешеходными тропами между скалистыми холмами; каждый квартал окружала сплошная стена с железными воротами, которые запирали на ночь. Несмотря на опасности, Иерусалим вышел за границы Старого города и уже ничто не могло останоить его развитие.

Контрольные вопросы

КВ-3. Насколько вы знаете, были ли в середине 19 века действующие крепостные стены у центральных городов России или Западной Европы? Почему в этот период такие стены были у Иерусалима?

КВ-4. Перечислите первые кварталы, выстроенные вне стен Иерусалима. Кто их заселял?

4. Микве Исраэль

В 1860 году в Париже был создан Альянс – Всемирный еврейский союз для оказания помощи евреям всего мира. Альянс основывал еврейские школы, коммерческие училища, сельскохозяйственные поселения, – с этой целью в августе 1868 года приехал в Иерусалим Шарль Неттер, один из основателей Альянса.

К Неттеру подходили многие и говорили: "Дайте нам землю, орудия и людей, которые научат нас"; и в своем отчете он предложил Альянсу создать в Эрец Исраэль "заведение нового типа для обучения земледелию молодого поколения евреев". Будто заклянув в будущее, он пророчески предупреждал: "Приняв мое предложение, вы тем самым приготовите убежище для еврейских масс, которым придется бежать от злобы других народов".

Шарль Неттер оставил занятия торговлей во Франции и взялся за это дело, определяя его как "захват страны мирным путем". Он собрал пожертвования на строительство, сам спланировал участок до мельчайших подробностей, пометил на карте будущие дороги, сады, огороды и учебные здания; окрестные холмы вокруг строительной площадки он назвал именами праотцев Авраама, Ицхака, Яакова и праматери Сарры, а окрестным долинам дал имена Шмуэля, Ривки и Рахели.

Шарль Неттер сам выбирал учеников и учителей, составлял программу обучения и распорядок дня школы, следил за строительством корпусов. Когда первое здение было построено, оказалось, что для училища не придумано еще название, и Неттер обратился за советом к иерусалимскому портному рабби Гершону, знатоку Торы. Приближалась суббота, а в ту субботу полагалась читать семнадцатую главу пророка Иеремии. Портной открыл книгу на нужной странице и указал на стих: "Ты, Господь, надежда Израиля...". "Надежда Израиля" на иврите – "микве Исраэль": эти слова Шарль Неттер велел выбить на камне. Так стала называться первая в Эрец Исраэль сельскохозяйственная школа – Микве Исраэль, и газета поведала об этом такими словами: "Название Микве Исраэль сметал портной, и отныне всякий, кто вступит в зал перед входом в классы, увидит слова, взывающие со стены: "Ты, Господь, надежда Израиля! ".

5. Гей-Они, Петах-Тиква

Вот как описано в книге Ф. Канделя "Земля под ногами" основание первых сельскохозяйственных поселений в Эрец Исраэль в 1870-х годах.

«...Первая наша история – это печальная история о людях, которые поселились на плодородной земле и обработали лишь десять ее процентов, потому что у них недоставало быков, лошадей и сельскохозяйственных орудий. Наступил год засухи, погиб почти весь скот, но они не уходили оттуда, через еврейские газеты обращаясь к каждому, "у кого щедрое сердце": "Дни утекли, годы ушли, и никто не помог. Наши души пропадают от тягот и ужасного голода". Жители Гей-Они не желали "ни милости, ни подарков", они просили только, чтобы им одолжили по две тысячи франков на семью: на эти деньги они собирались построить дом, купить пару быков и плуг. Но помощь не пришла. Поселенцы разбрались кто куда, Гей-Они перестало существовать, а те земли через некоторое время перекупило еврейское поселенческое общество из Румынии.

Следующей на очереди была Петах-Тиква. Это название придумала группа иерусалимцев, основавших Общество труда на земле. Их было трое – Йоэль Моше Саломон, Иеhошуа Штампфер и Давид Гутман. Они отправились из Иерусалима в долину Яркона, чтобы посмотреть на земли, и взяли с собой эксперта – врача-грека. В заброшенной деревне врач влез на крышу дома, оглядел болота вокруг, затем посмотрел на небо и сказал: "Даже птицы остерегаются этого места и сюда не залетают", – после чего немедленно отправился в обратный путь. Была пауза. Три иерусалимских еврея стояли молча и не глядели друг на друга. Наконец, Йоэль Моше Саломон тихо сказал: "И все-таки..." На это откликнулся Иеhошуа Штампфер: "Попробуем..." А Давид Гутман заплакал и обнял друзей. Так это началось: они купили три тысячи двести дунамов земли, разделили ее на участки и основали сельскохозяйственное поселение в Эрец Исраэль, которому удалось выжить. Петах-Тиква – Врата надежды, ибо сказал пророк Гошея (Осия): "И оттуда (из пустыни) дам Я ей виноградники ее, а из долины скорби – врата надежды". В 1878 году, на шестой день праздника Хануки, они запрягли быков и начали пахать. Первую борозду на краю поля провел двадцатилетний Иеhуда Рааб из Венгрии, самый молодой среди основаталей Петах-Тиквы. Вторую борозду провел Давид Гутман, третьим был Иеhошуа Штампфер. Он взялся за плуг, заплакал и произнес благословение, которое говорят в дни радостных событий: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, который дал нам жить и существовать, и дожить до сего дня".

Один из жителей Петах-Тиквы вспоминал: "Прежде всего у нас появилась болезнь глаз. За ней пришла лихорадка. Были такие, что болели сразу тем и другим; были такие, что болели ими по очереди. Глаза краснели, на свету больные испытывали страдания, вопль несчастных достигал Небес... Все ходили с желтыми лицами от лихорадки, большими животами и раздутой селезенкой..; мы не могли работать из-за болезни, дети наши просили хлеба..." Впоследствии барон Эдмонд Ротшильд взял под покровительство многие семьи Петах-Тиквы, приобрел для них дополнительные земли, помог в осушении окрестных болот. К 1914 году Петах-Тиква стала самым большим еврейским сельскохозяйственным поселением на этой земле; жили в ней три тысячи триста человек, занимались хлебопашеством, виноградарством и садоводством, вывозили на продажу цитрусовые и миндаль; в поселеннии были школы, детские сады, библиотека, почтовое отделение, из Петах-Тиквы в Яффу регулярно ходили дилижансы. Сегодня Петах-Тиква – крупный город в Израиле, и не случайно сказал один из ее основателей Йоэль Моше Саломон: "Со временем владельцы поменяются, изменит свой вид и земля: сегодня – пшеница и ячмень, завтра, быть может, виноградник и фабрика. И если Петах-Тиква не сохранится в наших руках, что из этого? Она останется в руках наших братьев".»

Контрольные вопросы

КВ-5. Почему сельское хозяйство было столь проблемным в то время в Стране Израиля?

6. Исход Йеменских евреев

Начало исхода Йеменских евреев описано в книге Ф. Канделя следующим образом:

«Расскажем об одном удивительном событии, которое связано с жизнью евреев в далеком Йемене на южной оконечности Аравийского полуострова, с их возвращением в Эрец Исраэль. Невозможно определить с полной достоверностью, когда появились евреи на той земле. Среди них существуют легенды, будто их предки пришли туда еще при царе Шломо, три тысячи лет тому назад. Другие легенды определяют время их прихода в Йемен незадолго до разрушения Первого Иерусалимского Храма (586 год до новой эры): будто семьдесят пять тысяч благочестивых евреев, поверив в скорое исполнение мрачных предсказаний пророка Иеремии, ушли на поиски плодородных земель и добрались до южной оконечности Аравийского полуострова. Наверняка можно сказать, что евреи жили в Йемене с очень давних времен.

Шло время, менялись правители в той стране, преследования время от времени уменьшались, но не прекращались. Были времена, когда им запрещали молиться, разрушали синагоги, угрожали и преследовали, принудительно обращали в мусульманство.

Девятнадцатый век был очень тяжким для евреев Йемена: войны с Турцией, внутренние распри, бесконечные смены правителей, когда очередной победитель взваливал на евреев дополнительные налоги, вводил суровые законы или ужесточал предыдущие.

В 1839 году англичане захватили Аден, порт на южной оконечности Аравийского полуострова, – это позволило йеменским евреям установить связи с еврейскими общинами Британской империи. Затем Турция распространила свою власть на Йемен, и евреи могли проложить "земной путь" в Эрец Исраэль.

Летом 1881 года в Иерусалим отправились первые две семьи, почтенные и всеми уважаемые. Иерусалимские евреи с недоверием встретили пришельцев. Их внешний вид, одежда и обычаи, привычка ходить согнувшись, словно опасаясь удара, – это казалось подозрительным и вызывало сомнения в их принадлежности к еврейскому народу. Йеменский раввин вспоминал: "После долгих распросов и наведения справок иерусалимская община признала в них своих соплеменников; их начали жалеть и приближать".

Местные Йеменские правители, встревоженные этим, попросили турецкое правительство запретить исход из Йемена, так как он мог подорвать экономику страны. Арабские купцы предлагали правителям большите деньги, чтобы те задержали евреев, потому что в еврейских руках находились ремесла, а без них "весь Йемен может придти в упадок".

Тем временем триста человек отправились в путь, пришли в город Ходейду на Красном море, сели на корабль, который отправлялся в Суэц, и поплыли, с нетерпением выглядывая на горизонте Землю Обетованную. Путь занял два дня, и участник того путешествия вспоминал: "Один человек все время ехал впереди каравана, чтобы первым увидеть Иерусалим. Когда вдали возник город, от волнения он упал мертвым". С радостью и печалью караван вошел в Иерусалим; путники отвезли тело своего товарища на Масличную гору и похоронили. Так начался исход из Йемена.»

7. Некоторые из великих людей

7.1. Баронет сэр Мозес (Моше) Монтефиори

Баронет сэр Мозес (Моше) Монтефиори (1784-1885), выдающийся филантроп и общественный деятель, был богатым лондонским финансистом, избирался шерифом Лондона и главным шерифом графства Кент (занимал также другие высшие судебные посты при том, что он всю жизнь подчеркивал свое еврейство и строгую религиозность <Цит. БЭ:11:272:1-3>); на его фамильном гербе, пожалованном ему специальным распоряжением королевы Виктории, изображен лев – символ колена Иеhуды, олень – символ Эрец Исраэль, шестиконечная звезда и надпись на иврите "Иерусалим". Посетив первый раз Иерусалим и побывав у Стены Плача, Монтефиори записал: "Даже жестокое время, поглощающее все, не коснулось ее, даже руки разрушителей земли нашей не осквернили ее. Камни очень велики – один рядом с другим, один на другом, в силе и крепости. Стена – страж Израиля. Сказал я в сердце своем: разве это не знак для Израиля, что не пропала еще одна надежда?.." На протяжении своей более чем столетней активнейшей жизни Монтефиори выступал в защиту евреев перед российским императором и турецким султаном, перед королем Пруссии, правителем Египта, персидским шахом и султаном Марокко. Монтефиори семь раз приезжал в Эрец Исраэль и способствовал заселению этой земли. По его инициативе и на его средства были арендованы цитрусовые плантации возле Яффы, на которых евреев обучали сельскохозяйственным работам; в Иерусалиме Монтефиори открыл аптеку и лечебницу, основал несколько еврейских кварталов вне стен Старого города, построил типографию и ткацкую мастерскую, создал первую в стране школу домоводства для девочек. Он помогал евреям, страдавшим от голода и эпидемий, пытался выкупить участки, прилегающие к Стене Плача, чтобы беспрепятственно молиться возле нее; на его средства привели в порядок гробницу Рахели. В последний свой приезд девяностолетний Монтефиори сказал евреям Иерусалима, призывая к освоению этой земли: "Если вы спросите меня, какой момент самый подходящий, я вам отвечу: начните сегодня, не опоздайте!"

7.2. Шмуэль Шульман

Житель Цфата Шмуэль Шульман основал поселенческий союз и в 1882 году поехал в Стамбул, чтобы получить разрешение поселиться на землях, принадлежавших султану. Три года он жил в Стамбуле и не мог ничего добиться, но неожиданно помог случай. Шульман занимался графикой, создавая свои работы набором микроскопических букв, которые можно увидеть лишь через увеличительное стекло (на одной из картин он нарисовал Храмовую гору, использовав полный текст Книги псалмов, Стену Плача с помощью текста книги Эйха, колонны из ливанского кедра – отрывками из книг пророков). Турецкий министр увидел эти работы, был поражен техникой исполнения и показал их султану. Султан пригласил художника, милостиво с ним побеседовал и разрешил поселить пятьсот еврейских семей, уроженцев страны, на государственных землях в долине Иордана, неподалеку от Иерихона. Ничто, казалось, не мешало основать поселение, но турки неожиданно поставили непременное условие: все поселенцы должны стать подданными Османской империи, потому что земли султана нельзя передавать иностранцам. Шульман не сумел собрать нужное количество семей, и на этом все закончилось: никто не пожелал променять иностранный паспорт на сомнительные права гражданина Османской империи. Каждому было известно положение турецких подданных: "Администрация обращается с ними хуже, чем с собаками, высасывает все соки, безнаказанно топчет ногами... Не дай Бог феллаху попасть в руки здешнего правосудия: будь он тысячу раз прав, не оставят в покое до тех пор, пока из него уже ничего нельзя будет выжать". Шмуэль Шульман участвовал затем в создании еврейских поселений в Заиорданье и умер в Тверии в 1900 году. Его картины выставляются в музеях Израиля, вызывая восхищение мастерством художника.

7.3. Иеhошуа Штампфер

Иеhошуа Штампфер – из основателей Петах-Тиквы – родился в Венгрии, учился в иешиве, в 1869 году семнадцатилетним юношей отправился пешком в Эрец Исраэль: за спиной сумка с вещами, в кармане одна монета, в руке карта Европы и Азии. Это был долгий и опасный путь через Венгрию, Сербию, Македонию, Турцию и Сирию, – лишь малый отрезок пути между Грецией и Турцией он проплыл на корабле, за счет евреев города Салоники. В пути он страдал от жары и холода, от голода и жажды, но несмотря ни на что прошел через Бейрут, Цидон, Цфат и попал, наконец, в Иерусалим, где учился в иешиве. После основания Петах-Тиквы участвовал в развитии и охране поселения; однажды в субботу, во время молитвы в синагоге, увлек за собой мужчин, и с оружием в руках они прогнали арабов, захвативших их земли. Иеhошуа Штампфер был многие годы председателем совета поселения, умер в 1908 году; в Петах-Тикве объявили месячный траур, его именем назвали одну из главных улиц. Его сын Шломо Ицхак сменил отца на посту председателя, а в 1937 году, когда Петах-Тиква получила права города, Шломо Штампфер стал первым председателем совета города.

7.4. Нафтали Герц Имбер

Нафтали Герц Имбер родился в Галиции в 1856 году, учился в хедере, с детских лет начал писать стихи. Фантазер и мечтатель – всю жизнь он бродил по свету, одержимый страстью к скитаниям, побывал в Египте, Турции, Англии, жил и в Стране Израиля, исходил пешком почти всю Америку; последние годы провел в еврейском квартале Нью-Йорка, до ночи засиживаясь в кафе с папиросой во рту и книгой в руке. В сборник его стихов, который вышел в Иерусалиме в 1886 году, было включено стихотворение "Тикватейну" – "Наша надежда". Это стихотворение стало популярной песней на мотив румынской народной мелодии. Затем песня распространилась по свету, знаменитые канторы включали ее в свой репертуар; без официального признания она стала гимном сионистского движения, а с 1948 года под названием "hа-Тиква" – "Надежда" он стал гимном государства Израиль.

В 1909 году в некрологе на смерть Нафтали Герца Имбера написали: "Подвижное, нервное лицо, черные, горящие глаза, резкие, порывистые движения... В еврейском квартале Нью-Йорка он славился своим ядовитым сарказмом, насмешками над всем и всеми.., но беспощаднее всего Имбер иронизировал над самим собой, над своим прошлым, своими "талантами", над всей своей бурной неудавшейся жизнью... Было что-то безгранично трогательное в этой фигуре разбитого жизнью, несчастного, бездомного человека, вспоминавшего... про произведение своей юности, прославившее его имя во всем еврействе. В такие моменты... он снова светлел и снова восклицал про себя с огнем гордости в глазах: "А все-таки моя "hа-Тиква" меня переживет..."

В апреле 1953 года останки Нафтаи Герца Имбера перевезли на эту землю и похоронили в Иерусалиме.

Контрольные вопросы

КВ-6. Что общего между английским баронетом сэром Мозесом Монтефиори и нищим бродягой Нафтали Герцем Имбером?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Какие трудности испытывали евреи Эрец Исраэль в начале XIX века?



КВ-2. Какие существовали позитивные, а какие негативные факторы в еврейском правовом положении в Турецкой Палестине в 18-19 вв.?



КВ-3. Насколько вы знаете, были ли в середине 19 века действующие крепостные стены у центральных городов России или Западной Европы? Почему в этот период такие стены были у Иерусалима?



КВ-4. Перечислите первые кварталы, выстроенные вне стен Иерусалима. Кто их заселял?



КВ-5. Почему сельское хозяйство было столь проблемным в то время в Стране Израиля?



КВ-6. Что общего между английским баронетом сэром Мозесом Монтефиори и нищим бродягой Нафтали Герцем Имбером?