МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "История сионизма и Государства Израиль"

Лекция 6. Три вида сионизма

1. Возникновение религиозного сионизма
2. Возникновение поселенческого сионизма
3. Возникновение политического сионизма
4. "План Уганды"
5. Политический сионизм и поселенческий сионизм
6. Религиозные группы в политическом сионизме и вне него - "Мизрахи" и "Агудат Исраэль"
Список контрольных вопросов

Данная лекция несколько отличается по стилю от предыдущих лекций. Она рассматривает не конкретную историю освоения Страны Израиля, а социально-политические движения, сформировавшиеся в конце 19 - начале 20 века и продолжающие тем или иным образом влиять на нашу жизнь сегодня.

1. Возникновение религиозного сионизма

Религиозный сионизм возник в 1840-х годах в центральной Европе. Основателями его считаются раввины Элияhу Гутмахер, Цви-Гирш Калишер и Иеhуда Алкалай. В последней четверти XIX в. религиозные сионисты приняли активное участие в практическом освоении страны (см. главу "Поселенческий сионизм"). Философские концепции религиозного сионизма в их современном виде сформировались позже, в учении рабби Авраама-Ицхака hа-Коhена Кука.

Основная идея, отличавшая религиозный сионизм от Старого ишува (т.е. от тех религиозных групп, котоыре жили в Стране Израиля до начала сионистского движения) состояла в утверждении, что уже пришло время всему народу, а не только отдельным выдающимся людям, переселиться в Землю Израиля. А значит - нужно не только строить в Земле Израиля иешивы, но также создавать сельское хозяйство и промышленность, развивать страну во всех аспектах и организовать массовое переселение в нее всего народа.

Чтобы должным образом оценить учение основателей религиозного сионизма и рассмотреть его в правильной исторической перспективе, надо вспомнить, какими мотивами они руководствовались. Их теории - результат переосмысления классических мессианских идей в свете нового исторического опыта; в том числе опыта национально-освободительных течений середины XIX в. в Центральной Европе, которым они были свидетелями. Однако здесь очень важно подчеркнуть, что отнюдь не антисемитизм в его современном обличье и не опасности физического уничтожения повлияли на р.Гутмахера, р.Калишера и р.Алкалая. Они жили в эпоху расцвета либерализма, когда в широких кругах, особенно в среде реформистского иудаизма и сторонников "hаскалы" ("Просвещения"), еще сильна была оптимистическая вера в то, что евреи смогут хорошо приспособиться к новым условиям европейской жизни. До 1870-х годов они ни разу в своих трудах не прибегали к аргументу, что евреи нуждаются в независимой стране для обеспечения своего физического существования. (А ведь мы знаем, что позже этот довод был одним из основных в сионистском движении.)

Основная деятельность этих основателей религиозного сионизма состояла в проповедовании среди евреев - как среди широких масс, так и среди ученых и раввинов, а также среди богатых и влиятельных людей, - что необходимо немедленно предпринять активные усилия по заселению и освоению Страны Израиля; и именно это приблизит приход Машиаха (Мессии). Поскольку они сами были известными и уважаемыми раввинами, признанными авторитетами в области Торы, к их словам прислушивались.

Рабби Элияhу Гутмахер (1796-1874) был раввином в небольшом польском городке Гроджиске; он был известен глубокими познаниями в Талмуде и Каббале и снискал репутацию праведника и чудотворца. Образом жизни он напоминал хасидского цаддика. Евреи, привлеченные слухами о его праведности, стекались к нему из разных мест в надежде на исцеление, "изгнание злого духа" или просто за советом. На основании Каббалы р.Гутмахер утверждал, что необходимой частью спасения Израиля в наше время является практическая деятельность по возвращению на древнюю родину. В отличие от многих раввинов своего времени он утверждал, что "геула" (т.е. мессианское освобождение) наступит лишь в результате решительных действий самого народа. Он утверждал, что необходимо "вывести землю из дремотного состояния, выкупить ее у арабов, заселить и возделывать страну, выполняя специфические заповеди, связанные с Землей Израиля; тогда земля будет давать свои плоды народу Израиля" - а через это и придет "геула".

Рабби Цви-Гирш Калишер (1795-1874), ученик знаменитой школы рабби Акивы Эйгера, был раввином города Торунь (Восточная Пруссия). Он был главным идеологом и организатором деятельности по пробуждению народа к возвращению в Землю Израиля. Р. Калишер учил, что в начале процесса избавления в Землю Израиля прибудут отдельные благочестивые люди и соберутся на Святой горе в Иерусалиме. Когда же соберутся там многие, Господь внемлет их молитве и приблизится срок избавления. Р. Калишер разработал не только подробные планы алии и заселения страны, он исследовал также принципиальную возможность восстановления Храмовой службы - и пришел к выводу, что это вполне возможно сделать в наше время, еще до прихода Машиаха. Он посетил многие города Европы, пропагандируя свои взгляды, излагая их на собраниях раввинов и общественных деятелей, организовывал поддержку этих идей со стороны зажиточных и влиятельных евреев. Книга р.Калишера "Дришат Цийон" ("Стремление к Сиону", 1862 г.) оказала большое влияние на современников, как на религиозных, так и на нерелигиозных (в частности, на известного еврейского философа М. Гесса, ставшего впоследствии одним из провозвестников "политического сионизма"). В течение многих лет эта книга была в еврейской среде главным проводником идей сионизма (хотя сам этот термин возник позже) В ней рабби Калишер подробно изложил свою теорию "двух стадий избавления" - естественной и чудесной. Естественная стадия, которую евреи осуществляют сами (конечно, с Божественной поддержкой, но без явных чудес), должна возродить ишув и, в частности, поставить его на здоровую экономическую основу вместо пожертвований из-за границы, как это практиковалось в Старом ишуве. Евреи должны были сами восстановить страну - во всех аспектах жизни; и лишь когда эта стадия будет осуществлена, то собственно приход Машиаха чудесным образом завершит Избавление.

Особое внимание р.Калишер уделил необходимости подготовки вооруженной охраны будущих поселений, а также предусматривал создание сельскохозяйственных училищ для обучения молодого поколения.

Идеи р.Калишера оказали влияние и на "Альянс" (первую современную еврейскую международную организацию, созданную в 1860 г. в Париже). После того, как "Альянс" основал в 1870 г. "Микве-Исраэль" - первую еврейскую сельскохозяйственную школу в Земле Израиля (в районе будущего Холона) - р.Калишер был приглашен быть ее раввином и намеревался переехать в Землю Израиля, но не смог осуществить это.

Среди сефардских евреев ведущей фигурой, призывавшей к освоению Земли Израиля, был рабби Иеhуда Алкалай (1798-1878). В 1825-1874 гг. он был раввином города Землин (Сербия), в 1874 г. переселился в Иерусалим. Р.Алкалай также предлагал осуществить практическое переселение еврейского народа в Землю Израиля как первую стадию мессианского процесса. Р.Алкалай призывал регулярно отчислять десятую долю дохода общины или отдельных лиц для финансирования переселения евреев в Палестину, добивался международного признания права евреев на эту Страну, возрождения "Совета старейшин" как своего рода еврейского парламента, превращения святого языка - иврита - из языка литературы в разговорный язык повседневного общения, а также создания еврейского сельского хозяйства и еврейской армии. Алкалай ездил в Англию и другие европейские страны, где пытался заручиться поддержкой для осуществления своих планов, основал общество по заселению Палестины, призывал к созданию международной еврейской ассоциации, доказывал необходимость приобретения в больших масштабах земель в Палестине для заселения их евреями.

Идеи постепенности, "двуступенчатости" мессианского процесса, активного участия народа в нем посредством постепенного переселения в Землю Израиля и т.д. не были, по сути дела, новыми в иудаизме. Эти идеи были, однако, как бы "подзабыты" - т.е. о них не говорили в широких кругах, их не обсуждали в иешивах и т.д. Все, что говорили р.Гутмахер, р.Калишер и р.Алкалай, опиралось на их глубокие знания Торы, Талмуда, Мидрашей и Каббалы. Они были полностью ортодоксальными раввинами и резко выступали против реформизма - наоборот, они рассматривали свою деятельность как возрождение классического ортодоксального иудаизма. (Нелишне также отметить в связи с этим, что реформистский иудаизм при самом своем возникновении стремился сделать евреев "немцами Моисеева вероисповедания" и исключил из своих молитв упоминания о Сионе, приходе царя-Мессии и восстановлении Иерусалима.)

Были, конечно, и раввины, которые выступали против идей религиозного сионизма. При этом в основном противодействие сионизму носило характер тактический (т.е. они боялись, что распространение этих идей в еврейском народе окажет отрицательное воздействие на решение текущих насущных проблем в галуте), а не стратегический (т.е. они не считали эти идеи неправильными вообще).

Деятельность р.Гутмахера, р.Калишера и р.Алкалая не могла, конечно, сразу привести к серьезным практическим результатам по освоению страны. Однако их статьи, книги, речи оставили глубокий след в сердцах и подготовили почву для национального возрождения в последующие годы. Они сломали привычку думать о заселении Страны Израиля как о чем-то чудесном, что должно произойти исключительно в результате чуда; они сделали тему "еврейского переселения в Палестину" предметом всенародного обсуждения. Это изменение общественного сознания повлекло затем за собою изменение общественного бытия. Фактически они заложили основу движения "Хибат Цийон" ("палестинофильство"), которое в дальнейшем привело к практическим шагам по заселению и освоению страны.

2. Возникновение поселенческого сионизма

Поселенческий (или, как его обычно называли, "практический") сионизм начался с 70-80х годов 19 века, через 20 лет после начала деятельности основателей религиозного сионизма. В Западной Европе это проявилось в деятельности "Альянса", организовавшего в 1870 г. сельскохозяйственную школу в Микве Исраэль. Но основное развитие "поселенческий сионизм" получил в Восточной Европе после погромов 1880-х годов на Украине, в Бессарабии, Польше и Румынии. Возникшее в России движение "Хибат Цийон" (буквально "Любящие Сион"; традиционно это название переводилось на русский язык "Палестинофилы", но правильный современный перевод, конечно, "сионисты") поставило своей целью переселение евреев в Землю Израиля.

Поселенческий сионизм не занимался абстрактными теоретическими изысканиями ("как нам в дальнейшем правильно построить государство, какие в нем должны быть законы, какова в этом будущем государстве должна быть роль религии" и т.п.), или же "высокой политикой" - переговорами с министрами и императорами; но главным для него была практическая поселенческая деятельность. Поэтому среди его основателей и активных деятелей были как нерелигиозные деятели: И.-Л.Пинскер, М.Лилиенблюм и др., так и известные ортодоксальные раввины р.Ш.Могилевер, р.Н.Ц.И.Берлин (глава Воложинской иешивы, одной из крупнейших в Литве) и другие.

Иеhуда-Лейб Пинскер (1821-1891) считался лидером движения "Хибат Цийон". Врач, выросший и воспитанный на русской культуре, он принимал вначале активное участие в движении "Хаскала" и был руководителем одесского "Общества для распространения просвещения среди евреев России", отличавшегося своей руссификаторской тенденцией. Но погромы 1880-х годов, и в особенности то, что против них не протестовала русская интеллигенция, потрясли его и заставили изменить свои взгляды. Пинскер разочаровался в просветительской деятельности и опубликовал знаменитую брошюру "Автоэмансипация", в которой он утверждал, что одной только эмансипации (т.е. уравнивания в правах, уничтожения государственного антисемитизма) недостаточно для исправления положения евреев. Мы должны еще "авто-эмансипироваться", обрести все то, что есть у других народов - т.е. прежде всего свою страну.

Раввин Шмуэль Могилевер (1824-1898) был религиозным лидером поселенческого сионизма. Он родился в Витебской губернии и учился в лучших ешивах Литвы; позже был раввином города Белостока. Р.Могилевер считался одним из крупнейших талмудических авторитетов своего времени, он был образован также в области математики, техники, современной литературы. Был последовательным сторонником совместной деятельности ортодоксальных раввинов и "маскилим" (нерелигиозных деятелей Хаскалы). С 1870-х годов он призывал к активным действиям по заселению и освоению Земли Израиля, в 1880-90-х годах принял участие в организации алии многих белостокских евреев (в Петах-Тикву, Мазкерет-Батия и Реховот). В 1884, 1887 и 1889 гг. был председателем конференций Ховевей Цийон. В 1893 г. организовал общество "Мизрахи" для распространения деятельности по заселению Земли Израиля в религиозных кругах. (В 1902 г. Мизрахи был преобразован во фракцию Всемирной сионистской организации, и позже на ее основе была организована Национально-религиозная партия - "Мафдаль"). В 1897 г. рабби Могилевер активно поддержал основание Герцлем Сионистской организации и был избран одним из ее руководителей в России.

Первой группой движения Хибат Цийон, реально осуществившей сионистское переселение в Палестину, была "Билу" (сокращение фразы из Танаха (Исайя 2:5): "Дом Яакова, двиньтесь и пойдем"), возникшая в Харькове в среде молодежи и студентов, потрясенных погромом 1881 г. Они переселились в Землю Израиля и, после нескольких лет трудностей, в 1884 г. основали поселение Гедера. Среди билуйцев, как и вообще во всем движении Хибат Цийон, совместно работали как религиозные, так и полу-религиозные и совсем нерелигиозные люди. Билуйцы пригласили к себе работать раввином поселения ортодоксального раввина Меира Белкинда (который, в то же время, защищал билуйцев от нападок по религиозным проблемам, исходивших от представителей Старого ишува).

(В скобках заметим, что, вообще, вся Первая алия (1882-1903 гг., 25 тыс. чел.) носила смешанный религиозно-нерелигиозный характер (хотя при этом Старый ишув считал новых поселенцев недостаточно религиозными и конфликтовал с ними). Абсолютное большинство евреев, уезжавших в то время из России и Румынии, ехали в Америку; а в Землю Израиля ехали лишь идеалисты, которые ощущали себя продолжателями национальной традиции, и, следовательно, не отделяли себя от религии, даже если и не вполне все соблюдали. В большинстве сельскохозяйственных поселений Первой Алии так или иначе соблюдали "шмиту" (запрет Торы обрабатывать землю в "седьмой год"). Неверное же представление о якобы изначально "нерелигиозном характере сионизма" основывается на образах лидеров политического сионизма (главным образом, Герцля), которые пришли к сионизму из ассимилированных кругов; и также на лидерах и поселенцах Второй и Третьей Алии (1904-1924 гг., 75 тыс. чел.), которые состояли в основном из совершенно нерелигиозных бывших членов социалистических партий Восточной Европы, разочаровавшихся в возможностях построения в тех краях социализма и решивших осуществить свой идеал на еврейской почве.)

Деятельность поселенческого сионизма не состояла просто в переезде евреев из одной страны в другую, это было как бы "укоренение евреев на своей земле", возвращение народа к своим корням. Приведем отрывок на эту тему из статьи проф. Бен Циона Динура "Исторические предпосылки возрождения Израиля":

«Поселенческая деятельность была связана с полным обновлением, ощущением вживания, "укоренения" на новом месте, как в общественном, так и в духовном плане. Укоренение народа на родной земле неразрывно связано с действием первичных инстинктов, связывающих человека с землей. Это обновление в большой степени определило облик человека, возвращающегося на Землю Израиля, так же как и облик возникшего здесь нового общества. Для того, чтобы духовно обновиться, изменить свое отношение к труду, природе и обществу, этот процесс укоренения евреев на своей земле требовал грандиозных усилий как всего коллектива, так и каждого его члена в отдельности. Эти усилия были возможны только потому, что каждый чувствовал себя не просто отдельной личностью, но посланцем возвращающегося на родину еврейского народа.

Эта тенденция - укоренение еврейского народа на своей земле - была ясна туркам и арабам. Турки изменили своей традиционной политике "разрешать евреям селиться везде, где они хотят" и с начала 1880-х годов начали активно мешать еврейской иммиграции в Страну. Турки заявляли, что они готовы поддержать еврейское поселение во всех других провинциях Оттоманской империи, но не в Палестине; и они делали все возможное, чтобы помешать развитию ишува. Рауф эль-Рауф, иерусалимский паша, был ярым противником заселения евреями страны, потому что отчетливо представлял себе, каковы подлинные интересы народа - заново пустить корни в родной земле. И потому он неустанно подстрекал турецкое правительство и арабское население Эрец Исраэль к борьбе с ишувом.

Неутомимая деятельность всего еврейского народа, всех его социальных слоев во всех странах рассеяния в деле строительства ишува в Эрец Исраэль была поистине грандиозной. Эту преданность идее прекрасно выразил барон Э.Ротшильд, когда к нему обратился Зигмунд Зиммель, ортодоксальный еврей из Берлина, хозяин кожевенной фабрики и деятель еврейской общины, активно поддерживавший движение Хибат Цийон в России. Он обратился с просьбой оказать помощь поселенцам Верхней Галилеи - в поселениях Йесуд hа-Маала и Рош-Пина, основанных евреями из Румынии и Польши. Барон Ротшильд ответил: "Сколь удивительно это - еврей из Пруссии просит у еврея из Парижа от имени евреев России об оказании помощи евреям из Румынии и Польши, поселившимся в Земле Израиля!"

С каждой новой волной репатриации в Эрец Исраэль прибывали люди, для которых эта страна была на первый взгляд новой - ни они сами, ни многие поколения их предков не ступали по этой земле, - и все же она не была для них чужой. Она была для них страной единственной, Страной Обетованной, страной древних преданий, чудес, великолепия и величия. Но репатриантов встречала тут убогая действительность, с которой они должны были вести ежедневную жестокую борьбу за существование. Однако, они вовсе не собирались смириться с таким положением вещей, а, напротив, считали эту ситуацию временной - ведь одной из целей их приезда сюда и было как раз изменить эту действительность. Благодаря этому своему внутреннему убеждению, им удалось создать жизнеспособный ишув и заложить основы будущего государства.

Мне кажется, что, может быть, главный исторический фактор, приведший к возрождению Израиля, заключается в том упорстве, с каким евреи вновь укоренялись на родной земле. Государственная независимость может быть достигнута только после достижения независимости внутренней. А единственный способ сохранить внутреннюю независимость - это не дать поставить себя в зависимость от чуждых элементов. В словах талмудического мудреца Гилеля "если не я за себя, то кто же за меня?", которые Пинскер сделал лозунгом Палестинофильского движения, заключается целое политичес-кое мировоззрение: не только как абстрактная теория, но конкретное руководство к действию сионистского движения [т.е. полагаться прежде всего на свои силы, а не на чужие гарантии]. Упоминавшийся уже паша Рауф эль-Рауф так мотивировал свое отрицательное отношение к еврейской репатриации: "Евреи приезжают в Палестину, покупают там земли, создают новые поселения и т.д., как будто не существует турецкого правительства, как будто страна уже в их владении. Неужели они считают ниже своего достоинства посоветоваться с нами, ввести нас в курс дела? Неужели Палестина больше не принадлежит нам и отдана евреям?" Рауф эль-Рауф, очевидно, понял глубокий смысл освоения евреями Эрец Исраэль лучше, чем еврейские политические и общественные деятели, насмехавшиеся над палестинофилами».

(конец отрывка из статьи Б. Динура)

Здесь необходимо отметить деятельность двух крупнейших еврейских богачей Европы, сэра Моисея Монтефиоре (1874-1885) и барона Эдмунда Ротшильда, при активной финансовой и политической поддержке которых были осуществлены многие мероприятия по расширению старых и организации новых поселений.

Не идейные соображения, а погромы и невыносимые условия жизни подняли евреев России и Румынии, заставили их покинуть насиженные места. Однако из двух с половиной миллионов евреев, оставивших эти страны в 1880-1914 гг., только семьдесят тысяч переселились в Эрец Исраэль, основная же масса хлынула в Америку. Евреи устремились в те страны, куда был разрешен въезд и где были шансы найти работу и заработок. Те же, кто переезжал в Эрец Исраэль, действовали из идейных соображений. Они сознательно шли на многие жертвы ради общенациональной цели, понимая, что выполняют важную историческую миссию. Благодаря их усилиям, в первые годы заселения Земли Израиля были основаны: Ришон ле-Цийон (в 1882 г.), Нес Цийона (1882), Зихрон Яаков (1882), Рош Пина (1882), Йисуд hа-Маала (1883), Мазкерет Батья (1884), Гедера (1884), Реховот (1890), Мишмар hа-Ярден (1890), Хадера (1891), Кфар-Сава (1892) и другие поселки.

Деятельность "Хибат Цийон" в России с 1882 по 1888 год велась в полулегальных рамках месных комитетов. Затем оно было официально легализовано, а в 1890 г. русское правительство утвердило устав общеросийского союза "Ховевей-Цийон - общества поддержки сынов Израиля, занимающихся земледелием и ремеслом в Сирии и Стране Израиля." Легализация движения увеличила число раввинов и официальных лиц, открыто принимавших активное участие в деятельности "Ховевей-Цийон". Сплочение отдельных групп "Ховевей-Цийон" в единый фронт способствовало выходу их влияния за пределы России. В Австрии (д-р Натан Бирнбойм, 1893 г.) и в Германии (д-р Макс Боденхаймер, 1891 г.) выступили с поселенческими и культурными программами. В разных странах стали говорить о возможностях решения еврейского вопроса. На фоне духовного обновления и организационного сплочения народа на сцену еврейской истории вышел политический сионизм Т. Герцля.

3. Возникновение политического сионизма

Возникновение политического сионизма целиком связано с именем Теодора Герцля (1860-1904), венского журналиста, автора книги "Государство евреев" (1896 г.).

Герцль не был первым сионистом, более того - он не был основателем сионистского движения. Он занялся еврейскими проблемами только после дела Дрейфуса, в 1895 г., когда поселенческий сионизм уже развил активную деятельность. Герцль не был также первым, кто начал открыто говорить о еврейском государстве - до него об этом говорили и Моисей Гесс (1812-1875, книга "Рим и Иерусалим", 1860 г.), и И.-Л. Пинскер ("Автоэмансипация", 1882 г.), и, еще раньше, основатели религиозного сионизма раввины Ц.-Г.Калишер и И.Алкалай.

Однако, настоящая заслуга Герцля в том, что он смог облечь сионистское движение в форму нормального европейского политического движения - а только в такой форме современный западный мир мог принять его. Абсолютно все еврейские проблемы решались у него одним способом - "государство". Поскольку Герцль сосредоточил все свои силы только на одной идее, он смог эту идею продвинуть. Будучи венским журналистом, он понимал, каково влияние на мир "политических переговоров в свете современных средств массовой информации".

В 1897 г. Герцль провел в Базеле первый Сионистский конгресс, на который он смог собрать представителей "евреев со всего мира". Таким образом, сионистская организация, созданная на этом конгрессе, стала в глазах мирового общественного мнения полномочным представителем еврейского народа, хотя на самом деле вначале ее поддерживало в этом народе всего лишь незначительное меньшинство.

Для описания деятельности Герцля приведем несколько цитат из "Краткой еврейской энциклопедии" (здесь и ниже в цитатах замечания в квадратных скобках добавлены нами для пояснения):

«ГЕРЦЛЬ Теодор (1860, Будапешт - 1904, Австрия). Рос в ассимилированной семье; окончил юридический факультет Венского университета. Был чувствителен к проявлениям антисемитизма, но мало интересовался еврейским вопросом, был сторонником ассимиляции и полагал, что идеи прогресса заставят человечество избавиться от антисемитизма.

Крутой поворот в его взглядах произошел под влиянием дела Дрейфуса (1895 г.). Крики "смерть евреям!", раздававшиеся на парижских улицах [а ведь Франция считалась тогда самым культурным и цивилизованным государством!], окончательно убедили его в том, что единственным решением еврейского вопроса может быть исход евреев из стран рассеяния, где царит антисемитизм, и поселение их в своей собственной стране. Герцль встретился с бароном Гиршем [активно разрабатывавшим в то время планы переселения евреев в Аргентину], желая найти у него поддержку в осуществлении своих планов, но встреча не принесла положительных результатов.

Книга, в которой Герцль изложил свою программу, решив представить ее на рассмотрение общественности, называлась "Государство евреев. Опыт современного решения еврейского вопроса". Она вышла в 1896 г. в Вене; в том же году были опубликованы ее переводы на иврит, английский, французский, русский и румынский языки. Основная идея книги состоит в том, что еврейский вопрос [а под ним Герцль понимал проблему антисемитизма] может быть решен путем создания независимого еврейского государства. [Для местонахождения этого государства Герцль предпочитает, конечно, Палестину, поскольку "это наша незабвенная историческая родина; и одно это имя может служить объединяющим лозунгом для нашего народа"; но он вполне серьезно рассматривает и возможность еврейского государства в Аргентине, поскольку это "страна громадной площади, с редким населением и умеренным климатом; так что в интересах этой республики было бы уступить нам часть территории".] Политическое решение еврейского вопроса, по Герцлю, должно получить одобрение великих держав. Массовое переселение евреев в еврейское государство будет проводиться в соответствии с Хартией, открыто признающей их право на поселение, и международными гарантиями. Это будет организованный исход еврейских масс Европы в еврейское государство. Образование такого государства должно осуществляться по заранее продуманному плану и при использовании всех современных научных и технических достижений. Еврейское государство должно быть проникнуто идеями общественного прогресса - например, следует установить семичасовый рабочий день. Необходимые средства предполагалось получить при содействии еврейских банкиров.

Идеи Герцля о создании еврейского государства были приняты различными слоями еврейского народа по-разному. Большинство западноевропейских евреев подвергли сомнению исходные предпосылки Герцля и отвергли его план, и лишь некоторые видные еврейские деятели стали на его сторону. Однако многие участники палестинофильского движения в Восточной Европе и сионистски настроенные еврейские студенты Австрии, Германии и других стран (в большинстве - выходцы из Восточной Европы), восприняли идеи Герцля с огромным энтузиазмом и призвали его руководить группами, готовыми посвятить себя осуществлению этого плана. Общение с ними убедило Герцля в том, что для еврейских масс представление о еврейском государстве неотделимо от Эрец Исраэль. Так движение стало сионистским, т.е. связанным именно с Сионом. Возглавив его, Герцль развернул энергичную политическую деятельность. Он получил аудиенцию у великого герцога Баденского, ставшего впоследствии сторонником сионизма, а также совершил путешествие в Константинополь, где встретился с великим визирем султана. Герцль выдвинул предложение об улучшении евреями тяжелого финансового положения Османской империи, если султан согласится на превращение Палестины в еврейское государство [У Герцля не было, конечно, возможности достать такие большие деньги. Он, по сути дела, блефовал для того, чтобы добиться официальных заявлений властей о правах еврейского народа на государство в Палестине]. Султан не принял план Герцля и даже отказался от официальной встречи с ним. Тогда Герцль стал добиваться получения от турецкого правительства "чартера" (хартии) на право заселения Палестины евреями под защитой властей. По пути в Турцию Герцль был тепло встречен еврейскими общинами Сербии и Болгарии. Такой же прием оказали Герцлю еврейские массы лондонского Ист-Энда во время его поездки в Лондон. Однако Герцлю не удалось добиться поддержки со стороны руководителей британского еврейства. Отказался поддерживать Герцля и барон Эдмон де Ротшильд, считавший, что будет невозможно организовать еврейские массы для осуществления планов сионизма. Такой отказ и, в особенности, его мотивировка побудили Герцля приступить к созданию "представительства всего еврейского народа". В марте 1897 г. предварительная конференция с участием представителей обществ "Ховевей Цийон" Германии, Австрии и Галиции приняла предложение Герцля о созыве Всеобщего сионистского конгресса. Для распространения идей сионизма Герцль основал, редактировал и финансировал еженедельную газету на немецком языке "Ди Вельт".

Первый Сионистский конгресс состоялся 29-31 августа 1897 г. в Базеле. Он принял программу сионистского движения ("Базельская программа") и основал Всемирную сионистскую организацию, президентом которой был избран Герцль, остававшийся на этом посту до своей смерти. В те дни Герцль писал: "Если бы нужно было подвести итог Базельскому конгрессу одним коротким предложением, я бы сказал: "В Базеле я создал Еврейское государство!"

При помощи великого герцога Баденского Герцлю удалось вызвать сочувствие германского императора Вильгельма II к планам сионизма, и тот сообщил, что готов встретиться с Герцлем во время предстоящего посещения Палестины. [До этого Герцль никогда не был в Палестине.]

Иерусалим произвел на Герцля неизгладимое впечатление. Возрожденную столицу еврейского государства Герцль описал впоследствии в романе-утопии "Альтнойланд" ("Старая-новая-страна"). Эпиграф к книге: "Если захотите, это не будет сном", - стал лозунгом всего сионистского движения. Официальная встреча с Вильгельмом II состоялась в ноябре 1898 г. в палаточном лагере императора в предместье Иерусалима. Однако результат встречи был неудачным, так же как и последующая аудиенция у султана Абдул-Хамида II и встречи с представителями турецкого правительства в 1902 г. Герцль не мог дать конкретных предложений относительно финансовой помощи, в которой нуждалась Турция, а турки не соглашались на какие-либо уступки в вопросе еврейского заселения Палестины. Все это заставило Герцля изменить ориентацию и искать поддержку планам сионизма у Великобритании. После нескольких неудачных раундов переговоров британское правительство выдвинуло предложение об автономном еврейском поселении в подвластной ему Восточной Африке (протекторат Уганда) во главе с еврейским губернатором и под верховной властью Великобритании. Герцль представил этот план на рассмотрение 6-го Сионистского конгресса (Базель, август 1903 г.). Несмотря на категоричное заявление Герцля о том, что план не отменяет конечных целей сионизма, он вызвал яростное сопротивление части делегатов конгресса, особенно из России, которые восприняли его как измену основной идее сионистского движения. Для того, чтобы предотвратить раскол в сионистском движении, Герцль отступил от своих предложений и торжественно провозгласил слова из Псалма: "Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя". Тем не менее, после конгресса еще несколько месяцев продолжалась активная борьба в сионистской печати и на массовых митингах по поводу плана Уганды. Герцль созвал расширенное заседание исполнительного комитета Сионистской организации, на котором, после бурных дебатов, ему удалось опровергнуть обвинения в измене идеалам сионизма. Герцль столкнулся также с оппозицией молодых сионистов, главным образом из России, упрекавших его в пренебрежении культурной деятельностью и недостаточном внимании к текущей поселенческой работе в Палестине. 3 июля 1904 г. Герцль скончался от инфаркта.

Деятельность Герцля как вождя сионистского движения продолжалась менее десяти лет, но уже при жизни его личность стала легендарной. Он сочетал в себе черты мечтателя и расчетливого администратора, романтичного писателя и трезвого практика. Герцль замечает в дневнике, что, работая над книгой "Государство евреев", он слышал шелест таинственных крыльев, что не мешало ему разрабатывать детальный план создания и деятельности "Еврейского общества" и "Еврейской финансовой компании". Глубоко веря в правоту и осуществимость своих идеалов, он игнорировал насмешки окружающих и, несмотря на неимоверные трудности, твердо шел по намеченному пути. Само появление Герцля на политической арене произвело революционный сдвиг в национальном самосознании еврейского народа, стимулировавший, в свою очередь, обострение чувства собственного достоинства и самоуважения у каждого еврея. Аристократизм Герцля, его спокойствие и самообладание вызывали восщихение, а порой благоговение не только у его последователей, но и у противников. Еврейские массы Европы видели в нем "царственного трибуна", призванного вернуть народу величие древности. В глазах неевреев появление Герцля разрушало стереотип "униженного еврея", веками создававшийся в христианском и мусульманском мире. Поэтому властелины держав - турецкий султан, германский кайзер, вельможи и министры, папа римский принимали молодого венского журналиста как признанного представителя всего еврейского народа, несмотря на то, что у него не было и не могло быть никаких полномочий и почти никакой общественной опоры».

(конец отрывка из Еврейской энциклопедии)

В книге Ф. Канделя "Земля под ногами" следующим образом подводится итог деятельности Герцля:

«Неминуемо возникает вопрос: в чем самое главное, принципиальное отличие Т. Герцля от других еврейских лидеров того времени? Еще до появления Герцля многие выдвигали эту идею – возвращение народа туда, откуда он когда-то вышел, создание независимого еврейского государства в Эрец Исраэль. Еще до сионистских конгрессов были основаны на этой земле первые еврейские поселения, существовали общества Хиббат Цион, выходили газеты, на страницах которых обсуждали насущные вопросы. Но эти общества мало кто знал, эти провинциальные газеты читали только евреи, да и то не все, эти идеи не интересовали другие народы. Надо было пробиться в большой мир, чтобы услышали, поняли и признали С появлением Герцля еврейский вопрос стал вопросом мирового значения, и в этом, несомненно, самая большая заслуга этого человека».

4. "План Уганды"

(изложение на основе книги Ф. Канделя "Земля под ногами")

В апреле 1903 года случился печально знаменитый Кишиневский погром: погибли сорок девять евреев, многие были ранены, погромщики разрушили и разграбили полторы тысячи еврейских домов и магазинов. Летом того года власти в России закрыли сионистские организации, запретили евреям ездить на конгрессы и прекратили продажу акций Еврейского колониального банка. Герцль попросил аудиенцию у Николая II, но его просьбу отклонили, добивался приема у министров российского правительства и получил, наконец, приглашение министра внутренних дел В.Плеве.

7 августа 1903 года Герцль приехал в Петербург и в тот день записал в дневнике: "О моей поездке не сообщали, однако повсюду, куда эта весть доходила, меня с нетерпением ждали: в Варшаве, Вильне. Им живется так плохо, что я, бессильный, кажусь им освободителем".

Встречи в Петербурге не дали практических результатов, и на обратном пути Герцль остановился в Вильне. Полиция запретила публичные собрания, тайные агенты следили за ним, телефонные разговоры прослушивались; в полицейском управлении завели особое дело "О еврейском публицисте и президенте сионистов Герцле", куда поступали рапорты о его передвижениях по городу и встречах с местными жителями. Сотни евреев запрудили площадь перед гостиницей, где Герцль остановился; многие были празднично одеты, извозчики разукрасили цветами своих лошадей. Руководители виленской общины вручили Герцлю, "величайшему сыну еврейского народа", свиток Торы в резном деревянном футляре в память посещения города.

Потерпев неудачу в переговорах с турецким султаном, Герцль обратился за помощью к правительсву Великобритании. "Англия, – писал он, – великая свободная Англия нас поймет". [Все же поразительным Герцль был романтиком!] В конце 1902 года Герцль попросил британское правительство предоставить для еврейского заселения пустынные египетские территории на севере Синайского полуострова, в районе Эль-Ариша, в непосредственной близости к Эрец Исраэль. В марте 1903 года группа специалистов, в которую входил врач Гилель Яффе, обследовала тот район, признала его частично пригодным для заселения и рекомендовала провести воду из Нила для нужд будущих жителей. Но египтяне отклонили этот проект, ссылаясь на невозможность обеспечить водой большое количество поселенцев.

Неожиданно британское правительство предложило территории для автономного еврейского поселения в протекторате Уганда в Восточной Африке, "с намерением, – как было сказано, – улучшить положение еврейской нации". Последовало официальное предложение британского правительства, на него следовало дать ответ, и в августе 1903 года собрался в Базеле шестой Сионистский конгресс, последний, в котором участвовал Теодор Герцль, и самый для него драматический. Конгресс открылся на мрачном фоне кишиневского погрома.

Делегат конгресса Хаим Вейцман писал в мемуарах: "У нас уже сложился обычай вывешивать на стене, за председательским креслом, карту Палестины. На этот раз она была заменена картой Уганды, и этот символический акт неприятно задел нас, наполнив мрачными предчувствиями". Когда закончилось первое заседание, некая молодая женщина взбежала на сцену и сорвала со стены карту Уганды.

Начались дебаты вокруг плана Уганды. Макс Нордау сказал: "Наш народ должен колонизовать Уганду как промежуточную станцию на пути в Палестину". Именно тогда он произнес свое знаменитое определение – "пребежище на одну ночь". Ораторы сменяли друг друга. Накал страстей достиг высшей точки, и вот некоторые из высказываний: "До сих пор мы были сионистами. Внезапно нам предлагают стать африканистами..." – "Если у нас есть возможность спасти людей, нельзя отказываться от этого..." – "Народ Израиля хочет родины, а не ночлежки..." – "Предложение английского правительства в тысячу раз важнее нескольких рассеянных по Востоку еврейских поселений..." – "Мы желаем родины, а не ночного приюта...". Голосование происходило поименно. Делегаты решали, следует ли отправлять экспедицию в Уганду для обследования предложенной территории. Двести девяносто пять делегатов сказали "да". Сто семьдесят восемь сказали "нет". Сто тридцать два делегата воздержались.

Формально Герцль получил большинство голосов, но после объявления результатов голосования произошло неожиданное: встал со своего места в президиуме делегат из Москвы Иехиэль Членов и пошел к выходу. "Куда и зачем? – вспоминал он впоследствии. – Я не знал в эту минуту. Одно я чувствовал, что здесь, в этом зале, в эту минуту, оставаться невозможно, физически невозможно..." К Членову присоединялись по одному российские делегаты и тоже шли к выходу; их становилось все больше и больше: зал разразился аплодисментами, а Герцль стоял на трибуне бледный, с застывшим лицом. Делегаты из России ушли в соседнюю комнату. Одни из них плакали, другие опустились на пол, как это делают евреи во время траура. Герцль пришел к ним, "осунувшийся, измученный, – вспоминал Вейцман. – Он заверил нас в своей непоколебимой преданности Палестине, но снова повторил, что необходимо найти безотлагательно хотя бы временное убежище для огромных масс бездомных скитальцев. Мы слушали его молча, никто не хотел отвечать... Он ушел, ничего не добившись, но я думаю, что во время этой короткой встречи он впервые по-настоящему понял всю глубину чувства, связывающего нас с Сионом". [Вспомним, что Герцль с самого начала был не столько "сионистом", сколько "территориалистом". В книге "Еврейское государство" он предлагал две равные возможности - Палестину или Аргентину, и остановился на Палестине только под давлением движения "Хибат Цион".]

После этого Герцль вернулся в зал заседаний, провел переголосование, план Уганды был отменен. После конгресса Герцль проводил множество заседаний и встреч, всюду объясняя, что он "не хотел отказаться от Палестины". Менее чем через год он умер от инфаркта. Иными словами, "План Уганды" стоил Герцлю жизни.

После смерти Герцля споры вокруг "Плана Уганды" вспыхнули заново и приняли ожесточенный характер; некто даже совершил покушение на М.Нордау, протестуя против плана Уганды. Произошел раскол в сионистских организациях. Возникло новое движение, последователи которого заявляли: если невозможно получить согласие на массовое поселение в Эрец Исраэль, следует искать иные территории, в любой точке земного шара. Это движение получило название "территориализм", и один из его руководителей, писатель И.Зангвил говорил: "Я предпочитаю сионизм без Сиона Сиону без сионизма". Их противниками стали русские сионисты во главе с М.Усышкиным, которые называли себя "ционей Цион" – "сионисты Сиона". На седьмом Сионистском конгрессе в 1905 году – первом после смерти Т.Герцля – "сионисты Сиона" оказались в преобладающем большинстве; они постановили, что никакие проекты заселения иных земель не будут даже рассматриваться, так как противоречат основному принципу сионизма.

Территориалисты не желали "связывать судьбу еврейского народа с одной единственной территорией, приобретение которой еще сомнительно", а потому вышли из сионистской организации и стали искать земли для автономного поселения евреев. К тому времени экспедиция, посланная в Уганду, признала ее непригодной для массового заселения; английские плантаторы в Уганде возражали против появления евреев, да и правительство Великобритании отказалось от своего предложения. Территориалисты вели переговоры на приобретение земель в Австралии, Южной Америке, Канаде, Родезии; существовали проекты расселения евреев на африканском побережье Средиземного моря, на берегах Тигра и Ефрата; пытались приобрести земли в Африке, в португальской колонии Ангола, – однако все попытки закончились безрезультатно.

Контрольные вопросы

КВ-1. "Попытка "территориалистов" закончилась безрезультатно" - к счастью или к сожалению?

5. Политический сионизм и поселенческий сионизм

Есть серьезные различия между идеологией политического сионизма и идеологией поселенческого сионизма, которые сохраняются и сегодня. Они не видны во время кризисов, войн и катастроф, когда все объединяются, забывая разногласия. Но эти различия четко вырисовываются в относительно мирные эпохи, когда идет постоянный спор о целях сионизма, еврейском заселении страны и о путях решения еврейских проблем.

Целью поселенческого сионизма было возвращение еврейского народа к своим корням через освоение Страны. Целью же политического сионизма было решение еврейского вопроса, под которым понималась проблема антисемитизма. (Напомним, что полное название книги Герцля звучало так: "Государство евреев. Опыт современного решения еврейского вопроса".) Герцль считал, что если мы будем иметь отдельное государство (желательно, конечно, в Израиле; но в крайнем случае подойдут Уганда или Аргентина), то мы станем нормальным народом, и еврейская проблема в мире исчезнет.

Занятый поисками "нахождения политического решения", т.е. переговорами с великими державами, Герцль не поддерживал реальные попытки создания поселений в Земле Израиля без предварительной санкции "высоких властей". Только к 1908 (!) г. Сионистская организация изменила свой подход и создала в Яффо свой исполнительный орган - "Палестинское бюро".

Интересно отметить, что даже название "Государство Израиль" было введено отнюдь не представителями политического сионизма, но раввином А.-И.Куком, идеологом религиозного сионизма. Герцль говорил о "Государстве евреев", которое, в принципе, может быть в любом месте Земного шара. Название же "Государство Израиль" неразрывно связано с определенной страной - Землей Израиля - и подчеркивает нашу преемственность, верность наследию предков.

Другой интересный пример взаимодействия "политического" и "поселенческого" сионизма связан с историей израильского флага. Автором этого флага был Давид Вольфсон (1856 г., Литва - 1914 г., Германия), преемник Герцля на посту президента Всемирной Сионистской организации. Д.Вольфсон вырос в традиционной семье, он был активистом Ховевей Цийон и одним из первых поддержал деятельность Герцля.

В своих воспоминаниях Д.Вольфсон рассказывал: "Я прибыл в Базель, чтобы подготовить все необходимое для проведения Первого Сионистского Конгресса. Среди многих вопросов был и такой: каким флагом мы украсим зал конгресса? Какими будут его цвета? Ведь нет у нас общего флага. [Герцль в книге "Государство евреев" говорил по этому вопросу следующее: "У нас нет флага, но он необходим нам, ибо он поведет за собой множество людей. Нам следует поднять над собой символ. Я представляю себе белый флаг, и на нем семь золотых звезд. Белое поле символизирует новую чистую жизнь, а звезды - это семь золотых часов нашего ежедневного рабочего дня".] И тут я [Д.В.] решил: есть у нас флаг - белый с голубым талит, которым мы покрываемся во время молитвы. Я заказал белый флаг с двумя голубыми полосами и с нарисованным на нем щитом Давида. Так появился наш национальный флаг".

В обоих этих примерах видно, что политический сионизм предлагал удобную для современности форму, но только поселенческий сионизм наполнил эту форму действительно "сионистским" содержанием.

И если мы сегодня спросим: достиг ли политический сионизм Герцля тех целей, которые он поставил перед собой, то мы должны будем однозначно ответить - нет. Потому что построение государства было не целью, а лишь средством политического сионизма. Целью же его было решить еврейскую проблему. И вот, государство создано, а еврейская проблема в мире нисколько не решена - просто та ненависть, открытая и скрытая, которая в прошлом была обращена против еврейского народа, обращена теперь против еврейского государства. Получив свое государство, мы ни на миллиметр не продвинулись к тому, чтобы стать, как обещал Герцль, "нормальным народом, как все другие народы".

Контрольные вопросы

КВ-2. Заключительную речь по окончании Первого Сионистского конгресса (1897 г.) Герцль завершил такими словами: "В тот день, когда еврей-земледелец встанет за плуг, еврейский вопрос будет решен". В связи с этим возникают вопросы:

  1. 1. Какой "еврейский вопрос" имел в виду Герцль?
  2. 2. За сколько лет до этого высказывания "евреи-земледельцы встали за плуг" в Эрец Исраэль? Знал ли об этом Герцль?
  3. 3. Много ли еврейских земледельцев "встало за плуг" в период до 1940 г.? Решило ли это "еврейский вопрос"?

КВ-3. В.Жаботинский, лидер "право-активистского крыла Сионистского движения", однажды образно сказал, имея в виду Герцля:

"Мы сидели тогда за канавой, у края большой дороги жизни, а по дороге совершалось величавое шествие народов к историческим их судьбам; мы же, как нищие, сидели в стороне с протянутой рукою, молили о подачке и божились на разных языках, что мы вполне заслужили подачку; иногда нам ее давали, и нам казалось, что мы очень довольны, так как нынче хозяин в духе и у него можно выпросить даже не совсем еще обглоданную кость. Но это нам казалось, а в глубине души назревало отвращение к месту нищих за канавой, к протянутой руке, и смутно тянуло на большую дорогу – идти по ней, как другие, и не просить, а самим ковать свое счастье. Тогда пришел он и отозвался на смутный порыв нашей души, и сказал нам: "Делайте сами свою историю. Выходите на арену, чтобы доля ваша стала отныне делом ваших рук..."

Вопрос: В чем высказывание Жаботинского подходит к Герцлю и его деятельности, а в чем нет?

6. Религиозные группы в политическом сионизме и вне него - "Мизрахи" и "Агудат Исраэль"

Выше мы указывали, что значительные религиозные круги Восточной Европы поддержали практический сионизм (т.е. палестинофильское движение "Хибат Цийон") и участвовали в создании поселений в Палестине. Отношение религиозных кругов с политическим сионизмом описано в следующем отрывке из Краткой Еврейской Энциклопедии:

«МИЗРАХИ (аббревиатура слов "мерказ рухани" - "духовный центр") - сионистское религиозное движение. Исходно основанное в 1893 г., оно было реорганизовано в 1902 г. в Вильне как религиозная фракция во Всемирной Сионистской организации. Девизом Мизрахи стал лозунг "Земля Израиля для народа Израиля, согласно Торе Израиля". Организация религиозно- сионистского "духовного центра" - еще до создания Герцлем Сионистской организации - была начата духовным вождем религиозного направления в Хибат Цийон раввином Ш. Могилевером, считавшим, что Тора должна служить духовной основой национального возрождения еврейского народа на его исторической родине.

Многие религиозные евреи, в том числе выдающиеся раввины, примкнули к политическому сионизму в первые же годы после его возникновения и участвовали в Сионистских конгрессах. Одним из них был раввин Ицхак-Яаков Райнес (1839-1915). Р.Райнес полагал, что сионистское движение должно преследовать чисто политические цели, и выступал против включения в сионистскую программу культурных целей, [поскольку культурные цели понимаются разными группами евреев по-разному и невозможно вести общую культурную программу]. Однако, когда после Пятого Сионистского конгресса (1901, Базель) сторонники включения в деятельность сионистского движения культурных задач одержали верх и вместе с тем было признано право создания фракций в рамках Всемирной сионистской организации, то по инициативе р.Райнеса на созванном им учредительном собрании было принято решение о создании, на базе основанного ранее р.Ш.Могилевером центра, национально-религиозной организации Мизрахи в рамках Сионистской организации. [В манифесте Мизрахи говорилось: "Сионистское движение является благодатным для Торы, ибо оно способствует тому, чтобы сыновья наши, с Божьей помощью, возвратились на землю праотцов; ибо только эта земля позволяет сынам Израиля осуществлять Тору. Поэтому мы обращаемся к нашим верующим братьям с призывом поддержать сионистское движение. После создания в рамках этого движения центра "Мизрахи" они могут не опасаться, что их унесет с собой поток недостойных идей и чужих обычаев".] К своей следующей конференции, состоявшейся в 1903 г., движение насчитывало в одной только России 210 местных отделений; отделения Мизрахи возникли также в Румынии, Австрии, Венгрии, Германии, Англии и Швейцарии; позже были основаны отделения в Эрец Исраэль, в других странах Западной Европы и в США. На Десятом Сионистском конгрессе в 1911 г., несмотря на активные протесты представителей Мизрахи, оказавшихся в меньшинстве, большинством голосов было принято решение о включении культурной работы в сферу деятельности Сионистской организации [на практике это означало, что будет организовываться и поддерживаться нерелигиозная система просвещения]. В связи с этим на Пятом Всемирном съезде Мизрахи (Берлин, 1911) представители франкфуртского центрального бюро Мизрахи, а также часть делегатов от Швейцарии и Венгрии высказались за выход из Сионистской организации [для того, чтобы вести деятельность по заселению Страны Израиля отдельно от нерелигиозных], однако их позиция не получила поддержки большинства, считавшего необходимым продолжать борьбу в рамках общей Сионистской организации. В результате некоторые из лидеров Мизрахи покинули организацию и создали независимую политическую организацию Агудат Исраэль [подробнее см. ниже]. Было выбрано новое руководство, и центральное бюро организации переместилось из Франкфурта в Эрец Исраэль, где его возглавили р.Фишман-Маймон (1875-1962) и р.Меир Бар-Илан (1880-1949) [сын Н.Ц.И.Берлина, главы Воложинской ешивы], которым удалось превратить организацию в активный и влиятельный фактор в сионистском движении и в среде ортодоксального еврейства во всем мире.

В 1919-1920 гг. Мизрахи добилась признания своей системы школьного образования в качестве независимой части внутри образовательной системы Сионистской организации. [Так что начиная с 1920-х годов в рамках Сионистской организации было три направления школ: общее, религиозное и рабочее. Первые два были позже преобразованы соответственно в "Государственное общее" и "Государственно-религиозное", третье отмерло.]

После окончания Первой Мировой войны в Эрец Исраэль в составе Третьей алии начали прибывать члены молодежного крыла Мизрахи, стремившиеся к сочетанию халуцианского труда с религиозным возрождением. Они организовали новое движение "hа-Поэль hа-Мизрахи" - "религиозное рабочее движение" [занимавшееся созданием религиозных киббуцев, мошавов и т.д.]. Их девизом стал лозунг "Тора ве-авода" ("Тора и труд") В 1955 г. обе организации слились, и таким образом была создана Национально-религиозная партия "Мафдаль".

Доминирующим идеологическим течением в движении Мизрахи был правый национальный подход, выступающий за обладание всей Землей Израиля, отрицавший политику "сдержанности" в отношении к арабскому террору в 1930-х гг. и умеренную линию Х.Вейцмана в отношении к мандатным властям. В вопросах внутренней политики Мизрахи также придерживалось правых [т.е. не-социалистических] взглядов. Мизрахи солидаризовалось с нерелигиозными сионистскими партиями, одновременно стремясь сплотить религиозные партии (несмотря на идеологические разногласия с Агудат Исраэль) в единый блок во время выборов в Кнесет. При Мизрахи был создан ряд культурно-религиозных учреждений, среди которых - Мосад hа-рав Кук ("Институт р.Кука"), являющийся сегодня одним из крупнейших в мире издательств на иврите.

Мизрахи активно развивало свою образовательную сеть, включавшую детские сады, начальные и средние школы, иешивы, профессиональные школы и учительские семинарии. Эта система оставалась независимой вплоть до 1953 г., когда она была включена в качестве автономной ветви в государственную систему школ. В 1955 г. в Рамат-Гане был основан религиозный университет Бар-Илан. В рамках Мизрахи действуют женская организация "Эмуна" и юношеская организация Бней-Акива».

(конец отрывка из Еврейской энциклопедии)

Другое направление в религиозном еврействе - "Агудат Исраэль" - оформилось в 1912 г. в Польше.Оно состояло как из тех, кто отошел от Мизрахи, так и из других отдельных религиозных групп. Они считали, что не следует вести совместную деятельность с нерелигиозными социалистами (составлявшими основное ядро Второй алии 1903-1914 гг.), поскольку те стояли на позиции полного разрыва с религией. "Агудат Исраэль" поддерживала деятельность по заселению и освоению Земли Израиля, но вела эту деятельность отдельно от общего сионистского движения. Более крайние представители Агудат Исраэль были вообще противниками сионизма, т.к. в те времена многие, примыкавшие к сионизму, отрывались тем самым от религии; и, кроме того, эти люди считали, что не следует возрождать еврейское государство без прямого Божественного вмешательства. Однако основная масса Агудат Исраэль не относилась к сионистскому движению враждебно, но при этом хотела четко отделить себя от него; отделить еврейскую традиционную атмосферу от развращающего влияния нерелигиозного западного мира, властвовавшего в основной массе сионистских поселений в то время.

В Израиле Агудат Исраэль активно действовала с 1919 г.; она включала в себя как Старый ишув, так и многих религиозных репатриантов из Польши и Германии. Агудат Исраэль была неоднородна, и в 1930-е годы стала сближаться с сионистским движением. Как реакция на это, крайнее антисионистское крыло отделилось от Агудат Исраэль и создало "Нетурей Карта" (дословно "Стражи Города"). С 1940 г., после переезда в Израиль Гурского Ребе вместе с большой группой его хасидов (он был главой Агудат Исраэль в Польше) израильская Агудат Исраэль стала поддерживать сионистское движение и присоединилась к требованиям о создании государства. После создания государства была преобразована в одноименную политическую партию.

Члены группы "Нетурей Карта", однако, до сих пор бойкотируют государство Израиль, не участвуют в выборах в Кнессет, не получают никаких денег от государства (они не получают даже положенного всем гражданам нацианального страхования) и т.д. Сегодня их насчитывается всего несколько тысяч человек.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. "Попытка "территориалистов" закончилась безрезультатно" - к счастью или к сожалению?



КВ-2. Заключительную речь по окончании Первого Сионистского конгресса (1897 г.) Герцль завершил такими словами: "В тот день, когда еврей-земледелец встанет за плуг, еврейский вопрос будет решен". В связи с этим возникают вопросы:
1. Какой "еврейский вопрос" имел в виду Герцль?
2. За сколько лет до этого высказывания "евреи-земледельцы встали за плуг" в Эрец Исраэль? Знал ли об этом Герцль?
3. Много ли еврейских земледельцев "встало за плуг" в период до 1940 г.? Решило ли это "еврейский вопрос"?



КВ-3. В.Жаботинский, лидер "право-активистского крыла Сионистского движения", однажды образно сказал, имея в виду Герцля:
"Мы сидели тогда за канавой, у края большой дороги жизни, а по дороге совершалось величавое шествие народов к историческим их судьбам; мы же, как нищие, сидели в стороне с протянутой рукою, молили о подачке и божились на разных языках, что мы вполне заслужили подачку; иногда нам ее давали, и нам казалось, что мы очень довольны, так как нынче хозяин в духе и у него можно выпросить даже не совсем еще обглоданную кость. Но это нам казалось, а в глубине души назревало отвращение к месту нищих за канавой, к протянутой руке, и смутно тянуло на большую дорогу – идти по ней, как другие, и не просить, а самим ковать свое счастье. Тогда пришел он и отозвался на смутный порыв нашей души, и сказал нам: "Делайте сами свою историю. Выходите на арену, чтобы доля ваша стала отныне делом ваших рук..."
Вопрос: В чем высказывание Жаботинского подходит к Герцлю и его деятельности, а в чем нет?