МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "История сионизма и Государства Израиль"

Лекция 9. Декларация Бальфура и окончание Первой мировой войны

1. Декларация Бальфура. Обещание Англии евреям и арабам
2. Соглашение Вейцмана
3. Образование новых государств на Ближнем Востоке
4. Элиэзер Бен Иеhуда

Список контрольных вопросов

1. Декларация Бальфура. Обещание Англии евреям и арабам

Интересы Великобритании на Ближнем Востоке. Доктор Хаим Вейцман

Во второй половине XIX века усилилось проникновение евро­пейских держав на Ближний Восток. У каждой из них были религиозные и политико-экономические интересы в этом регионе. Вступление Турции в первую мировую войну в ноябре 1914 года на стороне Германии породило проблему: как страны Антанты (Антанта (букв, "согласие", франц.) — союз Великобритании, Франции и России, который оформился в 1904—1907 гг. и объединил в ходе первой мировой войны более двадцати государств) поделят территорию Османской империи после ее поражения? Каждый из союзников хотел обеспечить себе ведущее положение на Ближнем Востоке.

Споры между великими державами были в самом разгаре. В марте 1915 года лорд Герберт Сэмюэл, еврей, министр в правительстве Великобритании, информировал свое правительст­во о проблемах Палестины и Ближнего Востока:

Существование такой огромной державы рядом с Су­эцким каналом приведет к напряженности и может поме­шать судоходству на торговых путях Британской империи... И мы не можем быть уверены, что наши отношения с Францией всегда будут хорошими.

Как могла Великобритания укрепить свое положение в Эрец Исраэль? На кого она могла рассчитывать? Герберт Сэмюэл считал, что англичанам выгодно поддержать стремление евреев создать в Эрец Исраэль еврейское государство. Он предложил:

Под покровительством британских властей еврейские организации смогут приобретать землю, основывать посе­ления, образовательные и религиозные институты... Воро­та еврейской иммиграции будут широко открыты, и Великобритания не будет возражать, если со временем еврейское население в Палестине окажется в большинстве. Таким образом Великобритания завоюет признательность евреев в Эрец Исраэль и поддержку мирового сионистского движения.

Однако Герберт Сэмюэл остался в одиночестве. Английское правительство  избрало другой  путь.  Во  время  переговоров  с Францией и Россией британские политики завязали контакты с влиятельными арабскими лидерами, главным образом с шейхом Мекки    Хусейном.    Англичане    хотели    поддержать    арабские национальные устремления и спровоцировать арабское восстание против турок, восстание, которое, безусловно, помогло бы Англии вести военные действия против Турции на Ближнем Востоке.

За эту поддержку английский верховный комиссар в Египте сэр Макмагон обещал шейху Хусейну, что Англия признает право арабов создать независимую Арабскую конфедерацию под руко­водством арабского представителя.

Весной 1916 года Франция и Великобритания окончательно договорились о разделе сфер влияния на Ближнем Востоке. Этот секретный договор впоследствии стал известен как "договор Сайкс – Пико".

Хаим Вейцман

Хаим Вейцман, уроженец России, один из видных деятелей сионистского движения, поселился в Англии в 1904 году. Он стал профессором химии Манчестерского университета и в 1914 году получил английское подданство. В 1915 году Вейцман открыл новый способ получения ацетона, необходимого для производства боеприпасов. Он был назначен советником при британском адмиралтействе, а в 1916 году возглавил его исследовательские лаборатории. Эти высокие должности помогли Вейцману наладить контакты с правительственными кругами, с некоторыми министрами, в том числе с Ллойд Джорджем, который вспоминал впоследствии:

Я относился к доктору Вейцману с огромным ува­жением... Когда Англия испытывала трудности с постав­ками стратегического сырья, мы обратились к нему... и были спасены благодаря его блестящим талантам учено­го... Когда Вейцмана спросили, какой наградой он желает быть отмечен, он сказал: "Я был бы счастлив иметь воз­можность сделать что-нибудь для моего народа". Этот ответ очень показателен. Доктор Вейцман предпочел не почести и не деньги, а возможность приблизить день, когда его народ обретет свою старую родину.

Эта возможность представилась доктору Вейцману. И он рабо­тал не покладая рук, чтобы заручиться поддержкой политических деятелей Англии. Среди них были лорд Бальфур, сэр Марк Сайке, Ян Сматс. К счастью, эти люди были воспитаны на уважении к Библии и к народу, в котором они видели создателя Книги книг.

США вступает в войну

В апреле 1917 года в войну на стороне Антанты вступили Соединенные Штаты. 8 апреля Вейцман писал Луи Брандайзу, члену верховного суда США, одному из руководителей американских сионистов и другу президента Вильсона:

Мы тут надеемся усилить нашу позицию с помощью американского правительства и американского еврейст­ва... Ваше мнение и, быть может, мнение других уважаемых людей, близких к правительственным кругам, в пользу создания национального очага для евреев в Эрец Исраэль под покровительством Англии укрепит нашу позицию.

Мнение, которое распространилось в эти дни в правительствен­ных кругах Англии, сформулировал Ллойд Джордж:

...Просионистская декларация окажет сильное влияние на мировое еврейство и... мобилизует помощь еврейских финансовых кругов. Для Америки их помощь будет очень важна, особенно теперь, когда страны Антанты израсходо­вали на закупки военного снаряжения в Соединенных Шта­тах почти весь свой золотой запас и деньги, вырученные от продажи ценных бумаг...

Ребенок родился!

В июне 1917 года доктор Вейцман и лорд Ротшильд встретились с Бальфуром. Тот попросил их представить предложения для подготовки просионистской декларации британского правительства. В сионистских кругах Лондона немедленно разгорелись споры. После бесконечных прений текст был согласован. Поданный правительству документ гласил:

Правительство Его Величества благосклонно при­нимает принцип, согласно которому Эрец Исраэль станет национальным домом для еврейского народа...

Правительство Его Величества приложит все усилия для достижения этой цели и обсудит пути и средства, необходимые для этого, с Сионистской организацией...

В сентябре декларация была представлена на обсуждение в военный кабинет министров. Ллойд Джордж и лорд Бальфур не присутствовали на этом заседании, и Эдвин Монтегю сумел снять обсуждение с повестки дня. Оно было отложено.

В октябре стало известно о контактах сионистского руководства в Германии. Просочились слухи, что немцы тоже готовятся обна­родовать просионистскую декларацию, чтобы привлечь мировое еврейство на свою сторону. В это время англичане планировали наступление на Беер-Шеву. 31 октября британский кабинет соб­рался на внеочередное совещание. Хаим Вейцман вспоминал, что когда двери открылись, оттуда вышел сэр Марк Сайке с докумен­том в руке и воскликнул: "Доктор Вейцман, родился мальчик! Мне он сначала не очень понравился, я ожидал не такого худосочного. Но я знаю, что это начало большого пути..."

2. Соглашение Вейцмана

Не всегда отношение арабов и их правителей к евреям-сионистам было враждебным.

В мае 1918 г. доктор Вейцман встретился в Акабе с Фейсалом, сыном Хуссейна, который заверил его в своем сочувствии сионистским планам. Фейсал, как и Вейцман, возлагал вину за прошлые недоразумения между арабами и евреями на Турцию и утверждал, что интриги турков возбуждали взаимную неприязнь между еврейскими колонистами и арабскими крестьянами. Несколько раз – например, на банкете в честь лорда Ротшильда в Лондоне и на встречах с сионистскими лидерами, – Фейсал заявлял, что разделяет идеалы Вейцмана, что ни один преданный своему народу араб не станет бояться еврейского национализма и что между этими двумя народами должна наконец воцариться искренняя дружба. В соглашении с Вейцманом, подписанном 3 января 1919 г., Фейсал отказался от всяких претензий на Палестину: ее территория должна полностью принадлежать евреям и не входить в новое арабское государство. Правда, в постскриптуме к соглашению Фейсал добавил, что оно вступит в силу лишь в том случае, если арабы получат независимость в соответствии с меморандумом, который Фейсал ранее направил британскому правительству. Таким образом, это соглашение ни к чему не обязывало, но явственно показывало, что Фейсал стремится к союзу с сионистами и готов согласиться на неограниченную еврейскую иммиграцию и колонизацию. Правда, его отношение к еврейскому государству было не столь определенным: однажды Фейсал заметил, что если евреи хотят основать государство и потребовать суверенных прав, то он предвидит серьезные конфликты и потрясения. Но когда Феликс Франкфуртер, глава делегации американских сионистов в Париже, попросил Фейсала прояснить свою позицию по этому вопросу, тот лишь повторил, что арабы относятся к сионистскому движению с глубочайшей симпатией и находят предложения сионистов вполне уместными. Арабы, добавил он, сделают все возможное, чтобы помочь евреям: «Мы сообща стараемся преобразить и возродить Ближний Восток, и наши стремления отлично дополняют друг друга. Еврейское движение – националистическое по своему характеру, а не империалистическое... и в Сирии хватит места для обоих народов».

Обнаружив, что в Палестине сопротивление сионизму приобрело гораздо более угрожающие масштабы, чем ему казалось, Фейсал поспешно отступил. Впоследствии критики Исполнительного комитета сионистской организации заявляли, что Вейцман и его колеги приложили недостаточно усилий к тому, чтобы завоевать доверие и дружбу арабов. Однако даже антисионистские источники сообщают, что Вейцман непрерывно докучал королу Фейсалу: «Чего хочет этот человек? Я готов на все, лишь бы от него избавиться. Он меня измотал своими бесконечными речами».

В апреле 1920 г. Декларация Бальфура на конференции в Сан-Ремо была утверждена союзниками как основа послевоенного урегулирования в Палестине, а затем утверждена Лигой Наций в тексте мандата Великобритании на Палестину. Мандат также признавал Всемирную Сионистскую организацию как представителя палестинских евреев в Лиге Наций, обладающего консультативными функциями (позже эта роль перешла к «Ваад Леуми» – «Национальному комитету», органу самоуправления еврейской общины, объединявшему почти все группы евреев подмандатной Палестины.)

3. Образование новых государств на Ближнем Востоке

Великобритания вначале обещала способствовать созданию "национального очага для евреев" на территории исторической Палестины, т.е. по обе стороны от Иордана. В 1921 г. Англия отделила Восточную Палестину, т.е. Восточный берег реки Иордан, и создала там арабское государство Иорданию (Трансиорданию). Таким образом, палестинские арабы имеют свое государство вот уже 70 лет. Кроме того, Англия в 1923 г. передала Франции западную часть Голанских высот (сегодня эта территория аннексирована Израилем после войн 1967 и 1973 гг.).

Всемирная Сионистская организация требовала включить в состав будущего еврейского государства те территории, которые исторически составляли основу еврейского государства в древности, включая Восточный берег реки Иордан (не говоря уже, конечно, про Западный берег), целиком Голаны (а не только их западную часть), Северный Синай (Эль-Ариш) и Южный Ливан.

Однако, ситуация к тому времени изменилась в менее благоприятную для евреев сторону.

Как только Декларация Бальфура выполнила свою задачу для Великобритании - т.е. обеспечила ей единоличный мандат Лиги Наций на управление Палестиной - в официальных британских кругах усилились противники реализации этой Декларации. Они считали, что для гегемонии Великобритании в ближневосточном регионе надо создать ряд арабских королевств и княжеств, - Иорданию, Ирак и.т.д. - на которые они смогут опираться. Подобный план не оставлял места для еврейского национального очага. Часть британских чиновников полагала, что население с европейской культурой не согласится с длительным господством англичан в стране и опасалась, что Великобритания, поддержав евреев, вызовет к себе вражду арабов на всем Ближнем Востоке. Эта позиция наиболее ярко выразилась в действиях военной администрации (управлявшей Палестиной с момента ее оккупации и до 1920 г.), которая в 1917-19 гг. сопротивлялась провозглашению Декларации Бальфура и препятствовала ее опубликованию.

Белая книга 1922 года

В июле 1922 года Черчилль опубликовал Белую книгу. В этом документе объявлялось о создании королевства Трансиордания под управлением эмира Абдаллы и отделение его от Эрец Исраэль, подтверждалась связь еврейского народа с Эрец Исраэль и го­ворилось, что евреи находятся на этой земле по праву, а не по милости других народов. Требования арабов прекратить алию были отклонены, но было подчеркнуто, что количество выдавае­мых разрешений будет зависеть от экономической "емкости" страны, то есть от возможности абсорбировать олим в хозяйстве страны без ущерба для арабского населения. Также было подчер­кнуто, что Декларация Бальфура не предполагает превратить Эрец Исраэль в национальный очаг для еврейского народа, а только лишь создать его на территории Эрец Исраэль.

В июле 1922 года Лига Наций должна была утвердить британский мандат на Эрец Исраэль. На руководство сионистско­го движения оказывалось сильное давление. Хаим Вйцман вспоминал:

Нам было ясно сказано, что мандат будет утвержден только в том случае, если мы примем Белую книгу. Испы­тывая глубокое разочарование, я и мои товарищи вынуж­дены были согласиться...

Жаботинский пытался оправдать это решение:

...Тон и самый дух, конечно, унизительны, но, по моему мнению, этот документ [Белая книга] не содержит ни одной строчки, которая, если убрать формальности, может поме­шать достижению сионистской цели, то есть постепенному созданию еврейского большинства в Эрец Исраэль. А пос­кольку этот документ не препятствует такой цели, все остальное, даже если это неприятно, не имеет значения.

Совет Лиги Наций закончил обсуждение. Британский мандат на  Эрец Исраэль  был  узаконен.  Англия получила  то, к  чему стремилась с начала XIX столетия.

4. Элиэзер Бен Иеhуда

Элиэзер Бен-Иеhуда родился на Пурим, веселый и карнавальный праздник Пурим в память спасения народа от уничтожения. В тот день евреи во всем мире читали в синагогах Книгу Эстер, радовались и веселились, разносили по домам подарки, раздавали милостыню беднякам, накрывали праздничные столы. Так было везде, так было и в бедном местечке Лужки Виленской губернии, в черте еврейской оседлости Российской империи. В тот день, седьмого января 1858 года, в хасидской семье Иеhуды и Ципоры Перельман родился мальчик, которого назвали Элиэзер. Элиэзер Ицхак Перельман – по-домашнему Лазарь.

Это был слабый, болезненный ребенок, но с раннего детства он выделялся среди прочих детей прекрасной памятью и любознательностью. Ему было пять лет, когда умер отец, и заботу о сыне приняла на себя его мать.

В 1878 году он поехал в Париж, чтобы изучить медицину, стать врачем и переехать затем в Эрец Исраэль. В Париже Перельман впервые сформулировал принцип возрождения еврейского народа: территория, государство и язык.

Практически все евреи знали иврит, потому что учили его с малых лет, молились на том языке три раза в день, читали в синагоге главы из Торы, изучали Закон в иешивах и бейт-мидрашах. Язык для «внешних связей» существовал для улицы и бытового общения друг с другом, а на иврите евреи разговаривали со Всевышнем.

Потому-то Элиэзер Бен-Иеhуда и провозгласил связь между еврейским возрождением на своей земле и языком иврит: у народа не должно существовать двух разных языков для разных сфер жизни. Язык должен быть один для всех, и это – иврит.

В Париже – от напряженных занятий и скудной жизни – у Бен-Иеhуды проявилась чахотка. Он прервал изучение медицины, и оправившись от болезни, решил навсегда переехать в Эрец Исраэль, чтобы поселиться в Иерусалиме. В октябре 1881 года в яффском порту сошла на берег молодая пара. Мужчине было двадцать три года, его жене Дворе – двадцать шесть. Это была та самая Двора Ионас из литовского местечка, которая обучала его когда-то русскому языку: она присоединилась к Элиэзеру в Вене, и они поженились в Каире, по пути в Эрец Исраэль. Турецкий чиновник записал в книге регистраций – Элиэзер Бен-Иеhуда: с того дня это стало его фамилией в паспорте, взамен прежней – Перельман.

Дом Элиэзера и Дворы стал первым домом на этой земле, где его обитатели говорили в быту на иврите – после перерыва в семнадцать веков. В 1882 году у них родился сын, и перед его рождением Элиэзер сказал жене: «Двора! После перерыва почти в две тысячи лет ты станешь первой матерью, которая заговорит со своим ребенком на иврите. Пообещай мне, что он не услышит ни одного слова на языке стран рассеяния». Мальчику дали имя Бен-Цион – Сын Сиона.

У мальчика не было друзей, потому что никто вокруг не говорил на понятном ему языке, и родители подарили сыну собаку и кошку; их специально выбрали разнополыми, чтобы общаясь с ними на иврите, Бен-Цион применял глаголы мужского и женского рода. Однажды отец развеселил сына, тот засмеялся, и Бен-Иеhуда в восторге закричал: «Двора, мальчик смеется на иврите!» На что Двора ответила: «Скоро ты скажешь, что он и плачет на иврите».

В 1882 году Бен-Иеhуде предложили преподавать иврит в иерусалимской школе, с крохотной зарплатой пятьдесят франков в месяц. Он согласился на это, поставив непременное условие: «разговаривать с учениками только на иврите; ни на каком другом языке они не услышат от меня ни единого слова, ни на каком другом языке я не позволю ученикам обращаться ко мне». Бен-Иеhуда начал преподавть по новейшей тогда системе – «иврит в иврите», не используя иной язык для объяснения слов и понятий; эта система до сих пор используется при обучени новых репатриантов в Израиле.

Бен-Иеhуда работал редактором газеты «Хавацелет», сблизился с ортодоксальными евреями Иерусалима и – человек атеистических взглядов – решил соблюдать все религиозные предписания. «Мы не собираемся отказываться от заповедей Торы и Талмуда! – провозглашал Бен-Иеhуда. – Мы хотим сделать Закон краеугольным камнем всей нашей деятельности... Когда борешься за землю и за язык, не время бороться против религии». Бен-Иеhуда желал, чтобы раввины возглавили эту борьбу: «Кому же и стать во главе народа, как не раввинам? К чьему голосу прислушается народ, как не к голосу раввинов?» Но отношения с раввинами не налаживались, разногласия возрастали, и постепенно Бен-Иеhуда стал нападать на ортодоксов, которых считал противниками национального возрождения; он сбрил бороду, поменял платье на европейское и перестал ходить в синагогу, что обострило его отношения с еврейской общиной Иерусалима.

Двора продала свои драгоценности, чтобы прокормить семью, работала учительницей иврита и истории в женской школе, занималась вязаньем, продавая изделия собственного изготовления, по ночам надписывала адреса на конвертах, чтобы очередной номер газеты попал к подписчику до конца недели. Она родила пятерых детей: кроме Бен-Циона появились на свет Ямина, Атара, Шломит и Авихайл. Двора часто болела, но не соглашалась взять в дом помощница: она не желала, чтобы ее дети слышали какой-либо язык, кроме иврита. Она заразилась чахоткой от мужа, и почувствовав приближение смерти, написала письмо в Россию, своей сестре Поле, в котором намекала, что Поля должна выйти замуж за Элиэзера. В 1891 году Двора умерла от чахотки – было ей тогда тридцать шестьлет, а вслед за ней умерли от дифтерии трое детей.

Девятнадцатилетняя Поля изучала химию на Высших женских курсах в Москве. Между ней и Элиэзером началась переписка, возникла взаимная симпатия; она пожелала носить еврейское имя, и из предложенного списка имен выбрала одно: Хемда – желанная. Бен-Иеhуда предупреждал ее о своей болезни, но Хемда приехала в Иерусалим, в 1892 году вышла замуж за Элиэзера и родила ему еще пятерых детей.

В 1888 году в Ришон ле-Ционе основали школу «Хавив», где начали обучение на иврите.

Словарь обиходного языка был ограничен; недоставало слов для семьи, школы и фабрики, для ученых, писателей, журналистов. Требовались многие слова для выражения предметов и понятий повседневной жизни, и в декабре 1890 года Элиэзер Бен-Иеhуда создал Комитет языка иврит для его распространения «во всей слоях общества». Вместе с ним работали в комитете педагог Давид Елин, исследователь Эрец Исраэль Авраам Моше Лунц, раввины Хаим Хиршензон и Иехиэль Михаэль Пинес, истори Зеэв Явец, врач Аарон Мазиа, директор иерусалимской школы Нисим Бахар, учителя Иеhуда Гур, Давид Юделович, Йосеф Меюхас, Элияhу Сапир и другие.

Члены комитета создавали слова и выражения, черпая материал из иврита библейских текстов, талмудической и средневековой литературы, из арамейского языка прошлых веков; они «конструировали» новые слова из существовавших корней на основе именных и глагольных моделей, а когда не было выбора – из греческих и латинских слов, обнаруженных в Талмуде.

По предложению Бен-Иеhуды члены комитета приняли за разговорную норму сефардское произношение, которое, по их мнению, ближе к библейскому, нежели ашкеназское. Сегодня в Израиле все говорят на иврите в сефардское произношени, – оно отличается от «литовского» или «украинского» варианта ашкеназского произношения.

В 1894 году последовал донос властям, будто в своей газете Бен-Иеhуда призывал евреев к мятежу против Турции, и Бен-Иеhуду арестовали. Его присудили к году тюремного заключения и запретили выпускать газету; в тюрьме у него обострилась болезнь, вновь начались горловые кровотечения. В еврейских газетах мира с возмущением писали об этом событии, в поселениях собирали деньги в помощь семье, барон Э. Ротшильд оплатил расходы при обжаловании приговора, – суд в Бейруте оправдал Бен-Иеhуду и выпустил на свободу, но еженедельник ему не разрешили издавать.

В 1903 году Бен-Иеhуда выпустил малый словарь языка иврит. Прошло еще несколько лет, и Элиэзер Бен-Иеhуда начал выпуск «Полного словаря древнего и современного иврита». Пять томов словаря вышли при жизни Бен-Иеhуды, еще три – вскоре после его смерти; этот огромный труд был завершен в 1959 году, когда вышел последний семнадцатый том: составители всех томов пользовались незавершенными материалами Элиэзера Бен-Иеhуды.

В 1898 году в Ришон ле-Ционе появился первый детский сад, в котором говорили на иврите, и первый народный дом – культурный центр, языком деятельности которого стал иврит. В 1903 году был создан Союз еврейских учителей, в 1906 году – еврейская гимназия в Яффе, где все предметы преподавали на иврите (переведена затем в Тель-Авив и получила название «Герцлия»).

К началу двадцатого века лишь в десяти-пятнадцати иерусалимских семьях полностью перешли на иврит в обыденной жизни, но постепенно этот язык завоевывал все больше и больше сторонников.

Технион

В 1908 году общество немецких евреев «Эзра» решило открыть в Эрец Исраэль учебное заведение для подготовки инженеров разных специальностей. Сначала хотели построить его в Иерусалиме, но еврейская община Хайфы воспротивилась: иерусалимские евреи составляли в городе большинство населения, хайфские – лишь десять процентов, и появление учебного заведения могло увеличить количество евреев в городе. Хайфа победила, и в том же году приобрели участок земли в безлюдном районе города; сто тысяч рублей на покупку земли поступили из фонда К. Высоцкого – одного из крупнейших торговцев чаем. Разрешение на строительство здания получили немцы, а потому хайфское учебное заведение оказалось под покровительством Германии. 11 апреля 1912 года в фундамент будущего здания Техниона заложили первый камень, и строительство началось.

В 1913 году здание построили, и руководители организации «Эзра» решили, что преподавание в Технионе будет на немецком языке. Тут же вспыхнула «война языков», резкий и непримиримый спор между сторонниками разных языков преподавания. Это не был академический спор ученых: по всей стране проходили демонстрации, митинги протеста, бастовали учителя и ученики; Бен-Иеhуда предупреждал: если преподавание будет вестись на немецком языке, «кровь потечет по улицам».

«Войну языков» прервала Первая мировая война. Турки устроили в здании Техниона госпиталь, а после войны Сионистская организация выкупила здание на деньги американского еврея Яакова Шифа и подготовила его к открытию. В 1923 году здесь побывал Альберт Эйнштейн и стал председателем общества содействия Техниону в Германии. В декабре 1924 года были набраны первые студенты – двадцать человек, а шестого февраля 1925 года состоялась торжественная церемония открытия Техниона. Уже никто не вспоминал про «войну языков»: само собой подразумевалось, что преподавать будут на иврите, и только на иврите. А еще через четыре года семнадцать инженеров стали первыми выпускниками Техниона. На его здании повесили памятную доску с именем того, на чьи деньги приобрели землю: Калонимос Зеэв Высоцкий.

К концу Первой мировой войны тридцать четыре тысячи человек сообщили при переписи, что иврит является для них основным языком. После установления британского мандата Элиэзер Бен-Иеhуда и его последователи добились от английских властей, чтобы иврит стал одним из официальных языков страны – наравне с английским и арабским: это произошло двадцать девятого ноября 1922 года. Через месяц после этого Бен-Иеhуда умер – во второй день праздника Хануки: было ему тогда шестьдесят четыре года. Объявили трехдневный траур в еврейских поселениях Эрец Исраэль.

В мае 1917 года Х.Н.Бялик сказал на московской конференции «Любителей древнееврейского языка»: «В изгнании мы утеряли все: нашу родную землю, Храм, но не утратили нашего языка... За долгий период скитаний по свету народ вынужден был облегчить свою ношу: не в силах удержать все, он отдал многое за «малое, стоющее много». Так поступает человек, который опасается разбойников: отдает имущество за одну жемчужину, а ее проглатывает. Эта жемчужина – язык наш... Тысячи евреев, отрекшихся от еврейства в средние века, прежде всего отреклись от иврита и вскоре перестали быть евреями... Где бы ни обнаружил ты полное забвение еврейского языка, там еврейская нация приговорена к вымиранию... Так будем же хранить нашу душу. Наш язык – язык души нашей!»


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Какие обещания дала Англия евреям в декларации Бальфура? Почему это было в ее интересах?



КВ-2. Какие цели пытался осуществить Вейцман в годы войны?



КВ-3. Какие новые государства образовались в Европе и на Ближнем Востоке после Первой мировой войны?



КВ-4. Откуда приехал Элиезер Бен-Иеhуда в Эрец Исраэль? Как его настоящее имя?



КВ-5. Как отнеслись окружающие к идее Бен-Иеhуды возродить иврит? В результате чего это отношение постепенно изменилось?



КВ-6. В чем суть конфликта возникшего в новом ишуве после Первой мировой войны?