МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению

Рав А.-И. Кук

"Арфилей Тоhар"

Перевод и комментарий - Пинхас Полонский

(§22/стр.11)

Чем больше человек любит людей (своих ближних)

и чем доброжелательнее он приглядывается к тем,

кто всеми силами своими погружен в дела этого мира и в его строительство,–

тем более спокоен его дух1.

И если при этом он еще и способен "смотреть ввысь"

на высшую духовность и на Божественность, -

он будет все более будет устремляться к миру Высшему,

и не будут ему при этом сильной помехой

все насущные и рутинные дела, возложенные на человека,

которые своей подражательностью (вторичностью) заслоняют высшие образы.2.

Ведь известно, что рутинные вещи эти созидаются, в конце концов, ради него же3

всеми теми, кто находит отраду в практической деятельности4.

И Бен-Зома (Брахот 58а) сказал про это так:

""Благословен Тот, Кто создал всех этих, чтобы они меня обслуживали"".   

 

כל מה שהאדם אוהב יותר את הבריות, וכל מה שהוא מביט בעין יפה על השקועים בכל כחם בעסקי העולם הזה ובנינו, כן דעתו מתיישבת עליו. ואם הוא מוכשר לפנות אל על, לרוחניות עליונה, להסתכלויות אלהיות, יהיה מוצא את עצמו יותר נתון לעולמו העליון, ולא יפריעוהו כל כך עסקי העולם ההכרחיים המוטלים על האדם, שהם בחיקוים סותרים את ההצטיירות העליונה, שהרי יודע הוא, שאלה הענינים הולכים הם ונעשים בעדו על ידי כל אלה שהם מוצאים קורת רוח בעבודתם המעשית הזאת. ובן זומא אמר על זה: ברוך שברא כל אלה לשמשני.  


1   И вовсе не будет он злиться на окружающих за то, что они погрязают в делах этого мира и его тоже затягивают в них.

2  Всевышний – это прежде всего Творец, и поэтому Высший образ, Божественный образ в человеке, требует от человека жизни творческой, требует созидательных усилий, раскрытия нового в себе и в мире. Те люди, которые живут только  «подражательной», рутинной жизнью, грешат тем самым против Божественного образа в самих себе.

3   Ради того, что бы на базе этого в дальнейшем проявилась духовность.

4   Итог: человек духа проникается спокойствием от понимания того, что вся эта материальная деятельность по сути нужна ему и служит базисом для продвижения духа; и в результате он вовсе не будет сходить с ума и раздражаться от всех тех практических обычных дел, которые его дергают со всех сторон и надоели ему безмерно.