МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению

Рав А.-И. Кук

"Арфилей Тоhар"

Перевод и комментарий - Пинхас Полонский

(§43/стр. 19)

Инстинкт1 действует  быстрее и точнее, чем рассудок.

Достоинство же человека состоит в том, что он поднимает свое постижение

на высший уровень своего инстинкта, и благодаря этому его способность постижения

мира приобретает точность и скорость, присущие инстинкту.

По отношению к высшему возвышенному

истинные обладатели божественной веры как раз обладают очень сильным инстинктом.

И все будущие носители культуры должны будут вернуться к нему2.

Таково же положение и в области средних тенденций,

Как, например, стремление к нравственности,

стремление к познанию окружающего мира

стремление к построению национального Дома еврейского народа, во всем его величии, и т.п. –

во всех этих областях наиболее культурные люди  -  

это именно те, кто обладают более развитым инстинктом.

Вместе с тем обладатели более сильного инстинкта оказываются

слабы в областях, которые требуют подсчета, точной оценки, взвешенного мнения и т.д.

Поэтому необходимо, чтобы все группы в народе были в единой связке,

и чтобы давали они друг другу отсвет знания и силу инстинкта,

 в соответствии с тем, насколько полно наделена ими каждая из этих групп.3

 

האינסטינקט הוא יותר מהיר ויותר מדויק מההכרה השכלית של האדם. ומעלת האדם היא, שיעלה את כל הכרותיו למרומי הצד העליון שבאינסטינקט, שמשם לקוחה היא הדייקנות והמהירות שלו. ביחש להנשגב העליון, בעלי אמונה אלהית באמת הם בעלי האינסטינקט היותר אמיץ, וכל בעלי התרבות עתידים לשוב אליהם. מצד המגמות הבינוניות, כמו שאיפת המוסר, הדעת, הבנין הלאומי וכבודו, וכיוצא בהן, התרבותיים הינם בעלי האינסטינקט היותר חזק. כל בעל אינסטינקט חזק רפוי הוא בדברים שהם צריכים חשבון ושיקול דעת. ועל כן צריכים הם פלגותיה של האומה להיות מאוגדים יחד, כדי שיקבלו זה מזה הארת הדעת, ואומץ האינסטינקט, לפי ערכם של פרטי הדברים שהמניות הללו חלוקות אצלם.  


1  Рав Кук в своём учении ( Подробно см. "Песнь жизни", гл.3) выделяет три уровня познания  – инстинктивный, сознательный  и интуитивный  (над-сознательный). Парадоксальным образом наиболее «низкое», базисное (инстинктивное) в чем-то сродни наиболее высокому, интуитивному.  «Песнь жизни», гл.3

2  Не нужно думать, что «инстинкт» - это простая, примитивная часть человека и в процессе дальнейшего развития и прогресса будет отмирать. Как раз наоборот: чтобы стать истинными носителями культуры будущего, мы должны не уходить от инстинкта, а напротив, развивать его.

3 Т.е. рассудком или инстинктом