К оглавлению книги П.Полонского "Евреи и христианство"

Часть III
ТЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСТВА И ИУДАИЗМ

Глава 7

МИРСКОЕ И ДУХОВНОЕ

Современная европейская цивилизация построена на разделении религиозных и светских сфер человеческой жизни. В европейской цивилизации содержание религии- это прежде всего вопросы веры человека в Бога, которые рассматриваются как отделенные от мирских, светских сфер жизни - внешней и внутренней политики, экономики и т.д. Такая структура культуры опирается на христианскую концепцию религии, сформулированную в знаменитых словах Иисуса: "Воздавайте Богу Богово, а кесарю кесарево". Иисус конкретно говорил о деньгах и налогах, но эта формулировка приобрела более общее значение и стала пониматься в христианской культуре как общий принцип, разделяющий мир на область духовную, находящуюся в ведении религии, и область светскую, внерелигиозную. "Богово" было отделено от "кесарево", религиозное от плотского, материального и государственно-национального.
В иудаизме подход к этой проблеме совершенно иной. Иудаизм не признаёт разделения на "плоть" и "дух", на "мирское" и "духовное". Настоящая духовность, по мнению иудаизма, может быть достигнута только на базе освящения материи - как в индивидуальных, так и в общенациональных рамках, а потому ни одна сфера жизни религиозного еврея не остается вне ведения религии. Еврейские источники подробно рассматривают и обсуждают не только проблемы веры, не только вопросы культа и ритуала,- но также и те вопросы, которые в европейской системе мышления воспринимаются как светские и не относящиеся к религии. Учение иудаизма обсуждает вопрос о том, в каких рамках разрешается торговать и в каких воевать, на каких принципах следует строить экономику и просвещение, жизнь семьи, народа и государства. С еврейской точки зрения, любая сторона человеческой жизни религиозно значима - и потому сотни страниц Талмуда посвящены тому, какие принципы следует соблюдать при обработке земли, сборе урожая, постройке домов и ведении торговли; детально рассматриваются, например, вопросы о том, как правильно поступить, если две тяжущиеся стороны претендуют на один и тот же предмет или сумму денег; как суд должен рассматривать те или иные финансовые или уголовные правонарушения; на каких принципах строится государство, как царь управляет народом, в каких случаях он может обявлять войну и как он может ее вести, и т.д. Размышляя над самыми разными вопросами частной или общественной жизни, религиозный еврей обращается за советом прежде всего к Библейскому тексту, к Талмуду и к другим религиозным источникам и зачастую находит именно там модели и способы решения современных проблем.
Эта разница в подходах является источником того недоумения, которое порой испытывает христианин, читая еврейскую религиозную литературу: с его точки зрения, многие вопросы, которые там обсуждаются, вообще выходят за рамки религии. Но все дело в том, что вообще понимать под понятием "религия". Иудаизм - это цельная система, по которой должна строиться жизнь человека, народа, государства. Таким образом, по европейско-христианским меркам иудаизм - это даже не чисто религия, а скорее цивилизация. Но для верующего еврея все области его жизни как личные, так и национально-государственные,представляют собой сферу религии, ибо каждая из нихявляется одним из элементов диалога человека с Богом.

Глава 8

ПРОБЛЕМА ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА

1. Первородный грех и проблема мессианства

В начале книги Бытия - книги, священной как для евреев, так и для христиан, - рассказывается о том, как Первый Человек, Адам, совершил свой первый грех: нарушив запрет Бога, он вкусил в Саду Эденском от плода Дерева Познания Добра и Зла. Это первое грехопадение повлекло за собой вселенскую катастрофу- изгнание первых людей из рая. И иудаизм, и христианство согласны в том, что последствия греха Адама люди несут на себе до сих пор.
История, которая произошла в Саду Эденском, ставит перед человеком множество вопросов. Что такое Дерево Познания Добра и Зла? Как изменился человек после того, как съел этот плод? В чем заключаются причины греха Адама? Эти важнейшие и сложнейшие вопросы подробно - и по-разному - рассматриваются и в еврейских и в христианских источниках. Мы не будем сейчас, за неимением места, углубляться в подробное их обсуждение; и рассмотрим здесь только один из этих вопросов: каковы последствия первого греха для потомков Адама- т.е. для всего человечества. В этом вопросе христианство и иудаизм принципиально расходятся в своих концепциях.
Христианство учит, что вина за грех Первого Человека - наследственная, она передается всем его потомкам: каждый человек от рождения виноват перед Богом уже в том, что он - человек, сын согрешившего в Саду Адама. С точки зрения христианства, единственный путь освобождения и искупления этой вины за первородный грех дал людям Иисус: пожертвовав собой за людей, он, как они считают, снял с человечества великую вину. В этом, по мнению христиан, и состоял смысл первого пришествия Иисуса на землю, его роль как "Мессии, Спасителя и Искупителя рода человеческого". Однако, эта роль (и весь смысл жизни Иисуса) осмысленна только в том случае, если грех Адама возложил на каждого человекаиндивидуальную вину, (от которой Иисус мог бы его очищать) - а именно с этим иудаизм категорически не согласен.
Тут мы снова возвращаемся к упоминавшейся ранее проблеме мессианской роли, по которой кардинально расходятся христианство и иудаизм. Выше (в гл. 1 этой книги) мы уже говорили, что у идеологов христианства всегда была проблема с трактовкой мессианской роли Иисуса: как обяснить, что Иисус, вопреки тому, что предсказано библейскими пророками, не исполнил обещаний и реально не исправил мир, в котором продолжают существовать страдания, нищета и войны; и если он не сделал этого, то почему же люди должны считать его Мессией? Идея наложения первородного греха как вины на каждого только что родившегося человекабыла логически необходима первохристианам для решения этой проблемы. Христианство стало учить, что первый приход Иисуса только подготовил почву для исполнения библейских пророчеств (которые будут осуществлены в результате второго пришествия) - тем, что этот первый приход дал человечеству возможность освободиться от наследственной вины за первородный грех. При этом освобождение от этой вины давалось только с помощью крещения- обряда, символизирующего веру в Иисуса и в единение с христианской церковью1). Люди, не прошедшие этого обряда, несут на себе вину за грех Адама и, согласно теологии христианства, не имеют шансов на спасение, даже будучи праведниками2).
Для иудаизма совершенно неприемлема христианская концепция греха Адама как универсальной вины, унаследованной его потомками. С еврейской точки зрения, последствия грехопадения Адама распространяются, конечно, на его потомков, что выражается в обективных трудностях повседневной человеческой жизни ("в поте лица своего будешь есть хлеб свой" - Быт.гл.3) и в проблемах внутреннего устройства личности. Вследствие греха Адама людям стало труднее жить и труднее общаться с Богом; но это не неискупленная вина вновь рождающейся души, а проблема, с которой каждый человек может и должен справляться, понимая свою ответственность перед Богом за свою судьбу и за судьбу всего мира.
Сам христианский термин "первородный грех" неприемлем для иудаизма, ибо он подразумевает, что от рождения на каждом человеке лежит вина перед Богом, что каждый как бы от рождения уже грешник. Иудаизм со всей определенностью утверждает, что каждый человек, кем бы он ни был, получает от рождения чистую душу, и только от его собственного выбора зависит - сделать ее грешной и виновной перед Богом, или же сделать ее праведной и чистой; спастись или погибнуть. Ежедневная утренняя молитва еврея начинается со слов: "Бог мой! Душа, которую Ты дал мне, - чиста...".
Иудаизм учит, что человек не рождается грешником и что от рождения никто не порабощен грехом. С младенчества каждый человек в равной степени расположен как к греху, так и к праведности. В книге Бытия говорится о том, что у человека есть склонность к греху от юности его (Бытие 8:21), но есть также и силы противостоять ему. Бог говорит Каину: "У входа грех лежит, ты же имеешь возможность властвовать над ним" (Бытие 4:7). Человек сам отвечает за свои поступки, он сам делает свой моральный выбор - грешить или не грешить; и он может винить в своих грехах только себя самого, но никак не наследие греха Адама или порабощенность дьяволу.

2. Различное отношение иудаизма и христианства к пониманию сексуальной жизни человека

Библейский рассказ о Сотворении мира не только рисует отдаленную историю человеческого рода, но также обясняет нам структуру мира и устройство человеческой души. Как мы видели, евреи и христиане по-разному понимают историю Сотворения мира, изложенную в книге Бытия. Из этой различной трактовки священного Текста вытекают многообразные следствия, касающиеся важнейших сторон человеческой жизни, в том числе различное отношение к сексу.
Еврейская и христианская традиции различаются прежде всего описанием последовательности событий в драме, разыгравшейся в Эденском саду. Согласно христианской трактовке, Адам познал свою жену (Бытие, 4:1) после того, как Адам и Ева нарушили Божественный запрет и сорвали плод с Дерева Познания; а их дети - Каин и Авель - родились после изгнания, вне пределов Сада Эденского. Христиане при этом считают, что то познание, о котором идет речь в стихе 4:1, - т.е. сексуальные отношения между Адамом и Евой, - является прямым следствием греха. Из этого христиане заключают, что сексуальные отношения между мужчиной и женщиной изначально таят в себе греховное начало. Поэтому принципиальной важностью обладает для христиан чудесное рождение Иисуса от "девы, не познавшей мужа" - ибо только так, по их мнению, могла быть достигнута чистота и святость.3). Сам Иисус никогда не вступал в брак и с похвалой отзывался о тех, кто сам сделал себя скопцом ради Царства Небесного (см. Матфей 19:12). Павел (Первое Послание к Коринфянам 7:25-40) вообще отменил обязательность Божественной заповеди "плодитесь и размножайтесь" (Бытие 1:28), заявляя: "Если можешь не жениться - не женись". Христианство в целом, конечно, не отрицает брака, говоря, что "для человека есть два пути - мирянина и монаха", но при этом эти пути не дают человеку равных возможностей: христианство утверждает, что для достижения высокого уровня святости человеку следует отказаться от сексуальных отношений, выражающееся в безбрачии монахов и священников (в католицизме - всех, в православии - только черного духовенства, которое единственное может занимать высшие посты церковной иерархии).
Совершенно иное отношение к сексуальной сфере человеческой жизни мы встречаем в иудаизме. Иудаизм рассматривает сексуальные отношения мужа с женой и рождение детей как величайшую заповедь, а отказ от сексуальных отношений и деторождения - как форму "убийства в потенции", и, таким образом, категорически отрицает монашество и безбрачие. Это представление базируется на том, что еврейская традиция совершенно иначе понимает рассказ о Сотворении мира и, соответственно, делает иные выводы о правильном Божественном пути человека. Еврейская традиция подчёркивает, что дети Адама и Евы родились в СадуЭденском еще до изгнания, причем Каин родился еще до того, как Первые люди сорвали плод с Дерева Познания. Иначе говоря, грех Адама не связан с сексом, а Дерево Познания Добра и Зла не имеет прямого отношения к тому, что Адам познал Еву. В первой главе книги Бытия (1:27), там, где впервые заходит речь о сотворении человека, ему дана заповедь вступления в брак и рождения детей:
"И сотворил Бог человека в образе Его, в образе Божественном сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладевайте ею...".
Как мы видим, "плодитесь и размножайтесь" - это самая первая заповедь, которую Бог дает человеку, еще до того, как Он запрещает человеку срывать плод с Дерева Познания. Эта заповедь не только хронологически первая, но она является как бы одним из сопутствующих условий к самому сотворению человека: рождая детей, человек как бы продолжает Божественный труд сотворения мира. Поэтому сказали об этом в Талмуде еврейские мудрецы: "Тот, кто отказывается выполнить эту заповедь,- подобен убийце, проливающему кровь."
В следующей главе где Библейский рассказ более подробно описывает события в Саду Эденском, рассказ о взаимоотношениях Адама и Евы выглядит иак (стих 2:23):
И сказал человек: "На этот раз это кость от кости моей и плоть от плоти моей; она будет называться 'иша' ('жена'), ибо от 'иш' ('мужа') взята она. Поэтому пусть оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью."
Слова "и прилепится к жене своей" еврейская традиция понимает как описание интимных отношений Адама и Евы, а слова "станут они одной плотью" - как рождение Каина (ибо муж и жена становятся одной плотью именно в рождённом ими ребёнке). Таким образом, интимные отношения между Адамом и Евой и рождение ими детей имеет место до грехопадения, нарушения запрета и изгнания из Сада.
Что же касается стиха 1:4, где сказано: "И Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина...", то это ретроспекция (в ивритском тексте Библии глагол 'познал' ('йада') употреблен здесь в особой, редкой для книги Бытия грамматической форме, которая в библейском иврите имеет значение "событие, происшедшее ранее другого события, описанного выше" ("давнопрошедшее", плюсквамперфект). Грамматически точный перевод этого стиха выглядит так: "И когда Адам [ранее] познал Еву, то она зачала и родила Каина."). Схема библейского рассказа такова: Всевышний создает мужчину и женщину, мужа и жену, даёт им заповедь плодиться и размножаться, затем они вступают в интимные отношения ("прилепится к жене своей"), рождается ребенок ("станут плотью единой"), но имя ребенка пока не упомянуто в тексте. Рассказ про сад Эденский продолжается и говорит о грехопадении и изгнании. Когда же завершается (в основном) драма Адама и Евы, начинается новый рассказ - история их детей, развивающаяся уже после изгнания из Сада Эденского; тут и приходит время назвать их по именам: Каин и Авель.

Глава 9

ОБЛАДАЮТ ЛИ АНГЕЛЫ СВОБОДОЙ ВОЛИ?4)

ЧЕЛОВЕК КАК ВЕДУЩАЯ СИЛА МИРОВОЙ ДРАМЫ ИЛИ КАК ПОЛЕ БОРЬБЫ ВЫСШИХ СИЛ
Существует один теологический вопрос, на первый взгляд, не столь важный, но при дальнейшем углублении оказывающийся очень существенным для понимания человеческой психологии. В этом вопросе иудаизм и христианство также радикально расходятся, и в его свете весьма характерно вырисовываются их основные различия. Речь идет о свободе воли ангелов.
В любом христианском тексте, в котором упоминаются ангелы (или их падший вариант - демоны), они не только мыслятся как наделенные свободной волей, но в этом качестве даже как бы превосходящие человека. Представление это восходит к самым истокам христианства и не претерпело никаких изменений на протяжении всей его истории.
"Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" - утверждается в Новом Завете (1-е Послание Иоанна, 3:8).
Вот что говорит о демонах православный духовидец Серафим Саровский:
"Они гнусны, их сознательное противление благодати обратило их в ангелов тьмы, в невообразимые чудовища. Но, будучи по природе ангелами, они обладают необятным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю, если бы Божественная благодать не делала бы бессильной их ненависть против Божия творения; но они пытаются погубить тварь изнутри, склоняя человеческую свободу ко злу".5).
На теологическом уровне эти представления оформлены следующим образом:
Зло имеет своим началом грех одного ангела, Люцифера. И эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха - гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первым был призван к обожанию по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха- это жажда самообожания, ненависть к благодати, ибо бытие его создано Богом; мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и поэтому он силится разрушить в нем Божественный план, и, за невозможностью уничтожить творение, силится хотя бы исказить его (то есть разрушить человека изнутри, совратить его). Драма, начавшаяся на небесах, продолжается на земле, потому что ангелы, оставшиеся верными, неприступно закрывают небеса перед ангелами падшими6),-
и последним не остается ничего, кроме как пытаться завоевать человека.
В иудаизме мы имеем совершенно иную теологическую картину: именно падение человека, этого единственного из всех сотворенных существ носителя Божественного богоподобия, повлекло за собой падение всего остального мира (в частности, даже земли, ставшей, как говорится в Талмуде, вследствие этого производить также и паразитов). Иудаизм отнюдь не считает, что драма первоначально разыгрывается на небе с тем, чтобы впоследствии перекинуться на землю; напротив, она возникает именно на земле и с земли достигает небес.
Непослушание человека разрушило его собственную цельность, разрушило мир (который есть проекция человека) и даже, согласно Каббале, привело к повреждению высших Божественных миров, что выразилось в возникновении в них категории "гнева". Именно отторжение гнева, отчуждение качества строгого суда привело к возникновению того, что именуется в Каббале "левой стороной" - демоническим миром. Что же касается образа "Змея", он же Сатан, он же ангел смерти, - то это есть ничто иное, как дурное побуждение внутри самого человека. Это "побуждение ко злу" внутри человека создано Богом (а вовсе не является результатом "бунта против Бога", "непослушания ангела" и т.п.), и оно создано Им для того, чтобы человек действительно имел Свободу выбора - ибо если бы не было в человеке равновесия побуждения к добру и побуждения ко злу, то человек не был бы по-настоящему свободным, а в этом случае все Сотворение Мира потеряло бы смысл.
В иудаизме ангелы вообще и сатан в частности мыслятся, (в отличие от человека), как существа совсем не наделенные свободой воли. Это всего лишь орудия Бога, орудия, служебные духи, которые, проявляя расторопность внутри предписанной им миссии, заведомо лишены каких-либо собственных интересов. В частности, миссия Сатана - осуждать человека, т.е. провоцировать человека на поступки, противные его достоинству и назначению, и отмечать грехи. Сатан выступает на Божественном Суде как обвинитель человека перед Богом (т.е. как небесный прокурор, необходимая часть правильного судопроизводства), но отнюдь не как независимый судья, и совсем не как противник Бога, облеченный хоть какой-либо самостоятельной властью.
В христианстве существует однозначное представление о том, что ангелы сотворены по образу и подобию Божию. "И поэтому прежде всего достоин исследования следующий вопрос: почему Бог не назвал "сотворенными по образу и подобию Своему" разумных, невещественных, небесных и близких к Нему ангелов? Ведь они в куда большей степени, чем человек, обладают началом самовластным и царствующим над всей землей и над самим человеком,"- пишет преп. А.Синаит7). Ответ христиан (гласящий, что в образе человеческой семьи воспроизводится образ Троицы) в данном случае не столь важен для нас, как сам вопрос. Ведь вопрос этот свидетельствует о безусловной христианской убежденности в сотворении ангельских сил именно по образу и подобию Бога.
Иудаизм же видит ситуацию совершенно иначе: он исходит из того, что во всем мироздании один только человек создан по образу и подобию Бога, только человек обладает свободой выбора, что же касается ангелов, то это всего лишь подчиненные существа, созданные для выполнения определенной функции, и они, будучи абсролютно послушными "компьютерами", в точности выпролняют то, что Бог поручает им.
У этой проблемы есть не только теологический, но и психологический аспект. Различие между иудаизмом и христианством во взглядах на свободу воли ангелов есть, по сути, различие во взглядах на роль человека в космосе, различие во взглядах на ответственность человека.
Христиане часто говорят о своем духовном совершеннолетии, о своей духовной свободе, упрекая иудеев в их якобы рабской покорности Закону, в их недостойном взрослого человека "хождении на помочах мелочных предписаний".
Однако то, что мы только что увидели, говорит как раз об обратном. Позиция иудаизма, согласно которой именно человек и только человек сотворен по образу и подобию Бога, только он ответствен за царящее в мире зло, - представляется позицией существенно более взрослой, нежели христианская, приписывающая происхождение зла не самому человеку, а принципиально иному существу- ангелу, делающая человека не ведущей силой мировой (космической) драмы, а всего лишь полем борьбы высших сил и этим уменьшающая его личную ответственность за пути развития мироздания.
Возвышенное изречение Достоевского: "Бог и дьявол воюют, а поле брани - сердце человека" - в свете еврейских представлений звучит скорее как лакейское сетование: Паны дерутся, а у холопов чубы трещат.
Христиане любят повторять, что они в своем служении руководствуются сыновними мотивами, в то время как иудеи, якобы, рабскими. Но вера христиан в богоподобие ангельских сил, одно лишь их согласие с тем, что они сами - не первородные дети и что над человеком стоят собственно "Сыны Божии" (это библейское словосочетание всегда понимается христианами как относящееся к ангелам, а евреями - как относящееся к людям), сообщает этому христианскому сыновству довольно-таки двусмысленный оттенок.
По меньшей мере это сыновство представляется не достигшим совершеннолетия. Ведь несовершеннолетнего сына отличает от совершеннолетнего не какая-либо ущербность в достоинстве, но ограниченность ответственности. (В нашем случае- перекладывание ответственности с человека на падшего ангела.)
Согласно христианскому мировосприятию, за царящее в мире зло в основе своей отвечает не человек, а дьявол, который первый согрешил. Или точнее, человек отвечает только за себя, но не за все мироздание. В системе же иудаизма среди Божьих творений не существует никого важнее человека. Талмуд утверждает, что каждый человек должен говорить, что ради него создан мир, - то есть он сам отвечает за весь мир. Именно такое восприятие мира дает евреям возможность ощущать себя совершеннолетними сынами Всевышнего - сынами, которые принимают соучастие в творении.
(Более того, как мы уже отмечали, в иудаизме отношения человека с Богом уподобляются не только сыновьим, но и супружеским. Представление об Израиле как о супруге Всесвятого присутствует в иудаизме со времен пророков; это особо подчеркнуто в книге пророка Хошеа (Осии) и впоследствии занимает в Каббале центральное место.)
Таким образом, уровень возложенной на человека ответственности в иудаизме и в христианстве представляется различным. Ответственность христианина - это ответственность несовершеннолетнего ребенка, ответственность еврейского народа - это ответственность супруга. Первому родители склонны прощать многое, порой слишком многое (а именно так настраивает человека христианство); супруги же делят ответственность поровну... С точки зрения христианина, "драма, начавшаяся на небесах, продолжается на земле" (Лосский), так что хотя у людей, разумеется, тоже начинают трещать чубы, но не в их власти определить исход драмы, или, если угодно, панской драки. С точки зрения еврея, "именно на земле решается судьба Бога" (Мартин Бубер).
Мидраш говорит о том, что ангелы кланялись человеку (Берешит Рабба 8, 9): "Когда Господь Пресвятой создал первого человека, ангелы служения ошиблись и пытались называть его [человека] Пресвятым. На что это похоже? На царя и его наместника, которые ехали в колеснице. Граждане желали приветствовать царя и кричали Государь!, но не знали, кто из них царь". Таким образом, человек был настолько велик по сравнению с ангелами, что те ошиблись и приняли его за Бога! ____________________________
1) Католическое учение об искуплении первородного греха через крещение сформулировано, в частности, в Декретах Трентского Собора католической церкви (1545 г.): "Поскольку грехопадение вызвало потерю праведности, впадение в рабство к дьяволу и гнев Божий, и поскольку грех первородный передается по рождению, а не подражанием, - все, что имеет греховную природу, и всякий, являющийся виновным в первородном грехе, может быть искуплен крещением." Подобную концепцию демонстрирует и Православный Богословский Энциклопедический Словарь (СПб, 1992, стр. 1792): "По учению церкви, крещение изглаживает в человеке Первородный грех, унаследованный от прародителей, освобождает человека от вины перед Богом. Несмотря на это, следствия Первородного греха, а именно: наклонность ко злу, болезни, смерть - не могут быть уничтожены таинством крещения. Учением о Первородном грехе обосновывается необходимость Искупления."
2) Эта концепция ярко проявляется, например, в Божественной комедии Данте, где изображено, как праведники древности попадают в Ад (хотя и в первый круг, самый легкий), потому что они жили до Иисуса и в связи с этим не могли очиститься крещением от первородного греха.
3) Даже само название этого догмата в христианстве - догмат о непорочном зачатии - подразумевает, что всякое другое (т.е. обычное) зачатие содержит в себе элемент порока.
4) та глава написана А. Барацем.
5) Откровения преп. Серафима Саровского, Париж, 1932.
6) В. Н. Лосский, Догматическое богословие, М., 1991, стр. 252.
7) Преп. Анастасий Синаит, Об устроении человека по образу и подобию Божию, Париж, 1990, стр. 304.

Продолжение