К разделу "Евреи и христианство"

 

Новый Папа и его роль в улучшении отношений Ватикана с Израилем

Дов Конторер

«Вести», 21 апреля 205

С точки зрения еврейских организаций и израильских дипломатических служб, чутких в той или иной мере по отношению ко внутрицерковным процессам, избрание кардинала Йозефа Рацингера новым главой римско-католической церкви является очень хорошей новостью. Свое мнение об этом решении конклава уже высказали бывший посол Израиля в Ватикане раввин Давид Розен (ныне – начальник Отдела межрелигиозных связей в Американском еврейском комитете), председатель Всемирного еврейского конгресса Исраэль Зингер, бывший Главный раввин Израиля Исраэль-Меир Лау и некоторые другие лица.

Все они признают, что именно кардинал Рацингер, ставший теперь Папой Римским Бенедиктом XVI, обеспечил теологическую базу тем шагам своего предшественника, которые привели в 1994 году, после 46-летней «заминки», к установлению дипломатических отношений между Израилем и Ватиканом. Соответствующие доктринальные положения были изложены Рацингером в официальном документе Понтификальной библейской комиссии, посвященном месту еврейского народа и его Священного Писания в  религиозном сознании христиан. Отказ евреев принять Иисуса в качестве мессии трактуется в этом документе как соответствующий Божественному промыслу и не подлежащий оценке в терминах «отвержения евреями Бога».

Давид Розен, сыгравший в начале 90-х годов чрезвычайно существенную роль в установлении дипломатических связей между Израилем и Ватиканом, отмечает, что интерпретация кардинала Рацингера фактически превратила то, что являлось в течение долгих столетий главным пунктом христианских претензий к иудаизму в «положительный теологический факт». Согласно этой интерпретации, неприятие евреями Иисуса служит актуальным напоминанием о том, что «мир и спасение еще не явлены человечеству во всей полноте». Данная позиция подразумевает, что историческая приверженность евреев своей религии является с их стороны проявлением верности Богу, утверждающей идеально высокий уровень мессианских ожиданий.

Вскоре после установления дипломатических отношений с Израилем кардинал Рацингер побывал в Иерусалиме. «Он заявил тогда о своей личной решимости сделать все от него зависящее для улучшения этих связей, как в контексте прямых отношений с Израилем, так и во всем, что касается общего улучшения отношений между католиками и евреями, - сказал на этой неделе Давид Розен. – В ходе состоявшихся между нами бесед вполне ощущалось, что забота о благополучии и безопасности еврейского государства является для него глубоко искренней и личной».

Председатель ВЕК Исраэль Зингер также отмечает особую роль кардинала Рацингера в решении теологических проблем, препятствовавших на протяжении почти полувека официальному признанию Израиля со стороны Ватикана. «У него были необходимые для этого ключи, и за последние 20 лет он сумел устранить многие из тех трудностей, которые накопились за почти 20 веков в сложных, насыщенных отношениях между христианами и евреями, - отмечает Зингер. – Я уверен, что он и впредь, теперь уже как Бенедикт XVI, будет проводить конструктивную политику своего предшественника в отношении еврейского народа и Государства Израиль».

В Израиле осознают, что немецкое происхождение Рацингера, состоявшего в юности в гитлерюгенд и даже бывшего какое-то время солдатом вермахта, является психологическим фоном его позиции неприятия по отношению к традиционному церковному антисемитизму, который вполне успешно эксплуатировался нацистами в годы Второй мировой войны.

В ходе беседы с Давидом Розеном, имевшей место примерно месяц тому назад, в связи с некоторой незавершенной пока работой автора этих строк, обсуждался вопрос о конкретном теологическом содержании позиции Ватикана в отношении Государства Израиль. «От католиков не услышишь заявлений о том, что создание Израиля является осуществлением библейских пророчеств, - сказал мне тогда рав Розен. - Однако при Иоанне-Павле II  католическая риторика по данному вопросу существенно изменилась. Ключевым оказалось заявление самого папы, прозвучавшее в преддверии его визита в римскую синагогу. Иоанн-Павел II сказал тогда, что создание современного еврейского государства свидетельствует о вечной любви Всевышнего к своему народу и о беспримерной верности евреев Творцу».

Далее Давид Розен отметил, что вслед за папой в аналогичном духе стали высказываться многие иерархи католической церкви. Советами католических епископов во Франции и Германии принимались в последние годы важные декларации, повторяющие заявление Иоанна-Павла II о создании Израиля как свидетельстве вечной любви Всевышнего к своему народу. Наряду с кардиналом Рацингером, рав Розен упомянул тогда в числе идеологов этого процесса кардинала Мартини, бывшего архиепископа Миланского, работающего ныне в Понтификальном библейском институте в Иерусалиме, и архиепископа Венского Кристофа Шенборна.

Уже после этой беседы (но еще до кончины Иоанна-Павла II) кардинал Шенборн побывал в Израиле и выступил в Еврейском университете в Иерусалиме. Он выразил свое несогласие с принятым среди христиан Европы мнением о том, что Израиль возник лишь потому, что народы мира осознали свою вину за совершившееся в годы Второй мировой войны истребление европейского еврейства. В словах кардинала Шенборна звучала убежденность в том, что создание современного Государства Израиль является именно осуществлением библейских пророчеств. «Лишь однажды за всю историю человечества Бог даровал конкретную землю конкретному народу», - сказал он, обращаясь к аудитории, в которой были и арабские священники.

Когда один из них спросил, как следует понимать в данной связи «трагедию палестинцев, для которых создание Израиля стало национальной катастрофой», кардинал Шенборн сослался на собственный опыт беженца, выросшего в семье, которая была вынуждена покинуть Чехословакию после войны и обосновалась в Австрии. Признав, что «израильско-палестинская проблема проблема лежит в плоскости международного права», он подчеркнул, что «богоизбранность еврейского народа и его право на эту землю есть принципиальный факт нашей религии и веры».