© Запрещается любое комерческое использование текста без согласия автора перевода - Лейба Саврасовa

РАМХАЛ
ДААТ ТВУНОТ

К оглавлению

Порядок принятия влияния Всевышнего

158СКАЗАЛ РАЗУМ: До сих пор мы говорили о влияниях Всевышнего, порождающих все происходящее в мире. Теперь необходимо объяснить бытие нижних со всеми его изменениями и законами, заложенными в их бытие. И конечно же, это тоже одно из влияний Всевышнего405, но вместе с тем особенная его разновидность. Другие влияния заключаются в том, что Святой, благословен Он, влияет на созданных; содержание же этого влияния — то, что заложено в сущности созданных, — хотя и это также безусловно зависит от слова Милосердного, Благословен Он. И это влияние тоже следует свойствам других видов влияния, как мы объяснили ранее406 и еще будем объяснять ниже. А сейчас мы должны понять следующее: принцип действий, производимых Всевышним в мире, относится к одной категории, а принцип существования созданий, над которыми производятся эти действия, — к другой. И если мы исследуем первый принцип, поймем порядок влияния Всевышнего, а если исследуем второй, постигнем порядок изменения сущности созданий, их возвышений и принижений, и всех аспектов, связанных с этим принципом. Теперь объясним это.

Я уже говорил, что также и бытие созданий зависит только от слова Его407, и невозможно никакое существование созданных без волеизъявления и провидения Всевышнего. Если Господь, благословен Он, приостановит это волеизъявление и провидение, то все сущее мгновенно обратится в ничто, однако от Него исходит сила, поддерживающая существование. Для объяснения этого обратимся к аналогии: так же, как душа поддерживает тело, которое без нее, безусловно, исчезнет [со временем, как структура], — так же и провидение Всевышнего поддерживает все сущее, которое без него исчезнет. Поэтому мудрецы определили Б-жественное провидение так — «душа для душ»408. И я уже говорил, что это отдельное явление, непохожее на совокупность остальных влияний, которые Он проводит в мир, поскольку намерение, заложенное в этом провидении, — это только бытие сущностей, а не события, происходящие с ними409. То, что нам необходимо понять здесь, — это различия между созданиями и перемены в их бытии, в сторону возвышения или принижения410, как мы объясняли, поскольку все это безусловно зависит от слова Его, благословен Он, и происходит согласно законам, заложенным Им в сущность созданий. Создания никогда не возвысятся больше, чем это предусмотрено законом, и не опустятся глубже чем это предусмотрено законом. И теперь попробуем понять то, что возможно, в этом бытие, поскольку оно связано с той силой и тем провидением, которые исходят от Всевышнего, давая созданным бытие[41].

Главное из творений — человек, а главное среди человечества — община Израиля. Уже сказали мудрецы (Иерусалимский Талмуд, Шабат, в конце 6 раздела): «Ангелы-служители пребывают снаружи, а Израиль — внутри, ведь написано (Бемидбар 23:23): "Тогда будет сказано Яакову и Израилю: что сделал Милосердный?"»411. Однако необходимо различать две противоположности, присущие человеку. Это то, о чем сказали мудрецы (Ваикра Раба 14:1): «Если он достоин, говорят ему — ты первый среди всех деяний творения; если он не достоин, говорят ему — комар впереди тебя». И это так потому, что нет другого создания, столь подверженного злу, как человек, и у человека есть возможность грешить и бунтовать, а желания сердца человеческого — дурные с юных лет, и всего этого нет ни у одного другого создания. Однако с другой стороны, когда человек исправлен и восполнен, он возносится над всеми и достоин быть причастным ко Всевышнему, а все остальные создания зависят от него, как следует из высказывания мудрецов, упомянутого ранее412. И также сказано об Израиле (Мегила 16а), что они — как звезды небесные по высоте [возвышения] и как прах земной по глубине [падения]. Это значит, что на самом деле постановила высшая мудрость создать человека очень возвышенным и достойным в его истинной сущности, но принизило его сначала так, чтобы зло владело им. Когда человек низок, он ниже всех созданий413, потому что им владеет зло, которое не владеет другими. Но когда он исправлен — возвращается на высоту своего истинного достоинства, и тогда вознесен выше всех, и достигает ступени, которой не может достичь ни одно другое создание.

И заметь, что цель всего круговорота событий — раскрытие высшего единства, причем само зло придет засвидетельствовать единство Его, благословен Он, тем, что само обернется добром: «Вознесу благодарность Всевышнему за то, что гневался на меня» (Йешаягу 12:1), — как я уже объяснил ранее414. Это происходит именно в силу того, что сначала сущность человека принижена, и зло владеет им. А когда он исправляет себя и возвышается, тогда обращает зло в добро, поскольку само злое начало служит причиной его заслуги и оказывается, что испорченность человека — это его исправление. Ведь если бы он всегда пребывал в возвышенном состоянии, так, что зло не имело бы к нему отношения, тогда бы не принадлежало ему исправление, происходящее при обращении зла в добро, а это исправление — главное в восполнении творения.

Всевышний создал сущность человека на самом деле великой, но не сделал это достоинство его принадлежностью так, чтобы он владел им постоянно. Вместо этого Он сделал человека подобным луне, которая затемнена и нуждается в получении света от солнца, и тогда она светит. Так и человек: достоинство его не в его собственной силе, оно возникает из-за причастности к Всевышнему, который осветит человека светом лица своего, и тогда тот будет восполнен[42].

Устремление всех порядков влияния Всевышнего обращено к народу Израиля, в котором сосредоточены все намерения Творца. Как сказано (Псалмы 40:6): «Чудеса Твои и замыслы — для нас», — поэтому порядки влияния Всевышнего и порядки существования Израиля параллельны. И для каждого из созданных порядков влияния установлен соответствующий этому порядку аспект причастности народа Израиля ко Всевышнему, в соответствии с определенным возвышением, приготовленным для Израиля415.

Однако ты должна знать великий принцип, движущий служением, возложенным на человека. Все созданные зависят от Создавшего их, и нет в них ничего, кроме того, что они от Него получают, поэтому они не хозяева своих действий и поступков, и все их действия неизбежны в соответствии с тем влиянием, которое они получают. Только у человека есть уникальная привилегия свободного выбора и возможность действовать по собственному желанию, без принуждения. Это то, что сказали мудрецы (Брахот 33б): «Все в руках небес, кроме страха перед небесами». Следует отсюда, что хотя человек, конечно, и зависит от Создателя, как другие создания, но в том, что касается его служения, он полностью независим от Создателя, но зависит лишь от собственной воли. И это смысл высказывания: «Все в руках небес, кроме страха перед небесами». Сами души, до того как они спускаются в тела, не отличаются от других созданий и полностью зависят от Создателя, поскольку в изначальном состоянии у них нет миссии, связанной с выбором416. Выбор появляется после того, как душа спускается в тело, и здесь в вопросах служения она зависит только от себя, но не от Создателя. Однако во всех остальных аспектах человек, безусловно, целиком и полностью зависит от Создателя, как сказано: «Все в руках небес...».

Посмотри, какой великий почет оказывает Создатель праведникам — Он считает их своими партнерами! Как сказали мудрецы: (Зоар 1, 5:2): «Народ Мой ты — со Мной [вместе] ты». Ибо в самом деле, Всевышний оставил праведникам долю в исправлении мира и в развитии Творения, как мы уже объясняли. Получается, что исправление Творения как будто поделено между Всевышним и праведниками и осуществимо только совместно. И народ Израиля, говоря нашим языком, близок к Создателю, как жена близка к мужу. И поскольку есть у народа Израиля доля в исправлении мира, он имеет право голоса перед Всевышним и может поднять голову, в отличие от «того, кто ест чужое [не заработанное] и стыдится посмотреть в лицо [дающему]»417 (Иерусалимский Талмуд, Орла 1:3), а наслаждается присутствием Всевышнего в радости и с поднятой головой. Это недоступно душам до того, как они приходят в тело в этом мире — до этого они подобны рабам, которые берут и следуют вслед за хозяином. Конечно, и тогда они [души] часть Всесильного и причастны к Нему, но есть у них стыд получающих милостыню.

Красивую притчу произнес на эту тему Рашби, говоря о тех, кто молится Всевышнему. Так сказал он: «Есть тот, кто подобен рабу, который не очень любим царем, и из-за спины царя подает он голос, дабы попросить у него что-либо. Царь прикажет, чтобы выполнили просьбу раба, однако не повернется к нему лицом и не взглянет на него. А есть раб, который любим царем, и царь приветливо примет его, и будет смотреть на него и говорить с ним, сколько потребуется». Это то, что сказано о Моше и Израиле: «Лицом к лицу говорил Всевышний» (Дварим 5:4); «И говорил Всевышний с Моше лицом к лицу, как говорит человек с товарищем» (Шмот 33:11); и подобное этому сказано в благословении коэнов (Бемидбар 6:25): «Осветит Всевышний тебя Своим лицом». Однако в другом месте сказано (Шмот 33:23): «И увидишь ты спину Мою, а лицо не увидишь». И это естественно — близкие, обращаясь друг к другу, с любовью обращают друг к другу лица, и это показывает их близость. А двое, которые удаляются друг от друга, обращают свои лица в разные стороны. Потому что лицо всегда демонстрирует обращение, а поворот затылком — удаление. Эти образы относятся к причастности нижних к Господу, благословен Он418. Когда они исправлены до подобающей им степени, то причастны к Господу великой связью и соединены с Ним любовью, как близкие, обращающие лица друг к другу. Однако если не достигнут этой ступени и не будут готовы — конечно же, Всевышний будет поддерживать и терпеть их, ведь в любом случае души — часть Всесильного, и они постоянно связаны с Ним, их источником и корнем; но будут они не с легким сердцем и поднятой головой, а как двое, отвернувшихся в разные стороны. Это свидетельствует об отдалении, поскольку каждый обращен к себе, а не к товарищу, и тогда души поддерживаются Всевышним как не очень любимая вещь. И также они стыдятся обернуться к Нему, посмотреть на Него, а Он не обращает своего лица к ним419. Однако когда души будут исправлены, тогда они и Всевышний будут смотреть друг на друга с любовью, как сказано (Песнь Песней 2:14): «Покажи мне лицо твое... лицо твое прекрасно!».

И теперь из того, что мы выяснили здесь, ты поймешь: несмотря на то, что наверху, несомненно, нет тела, однако есть виды провидения и влияния, которые мы образно называем «лицом», и виды провидения, называемые «спиной». Как сказано: «И увидишь ты спину Мою, а лицо не увидишь». И понятно, что значение видов влияния, называемых «лицом», будет таким же, как значение лица человека — в том, что обращение лица к кому-то показывает близость и любовь. А «спина» — виды провидения, подобные спине человека, которая демонстрирует удаление. И согласно этим двум качествам мы будем различать близость или отдаление между Израилем и Всевышним[43].

И еще мы должны знать, что, несмотря на то, что народ Израиля со своей стороны уже готов служить Всевышнему420, и уже действует по своей воле, без принуждения, как мы уже объяснили, — сила, позволяющая им достичь в этой работе результата, дана им только из рук Всевышнего. Это то, что получил Израиль в момент дарования Торы и что постоянно поддерживается и обновляется в каждом еврее[44]. И именно это разделяет тех, кто делает нечто, потому что им так заповедано, и тех, кто делает несмотря на то, что не заповедано. Человек, которому заповедано, обладает силой, предоставленной Всевышним, которая позволяет ему делами своими совершать необходимые исправления в Творении, и нет этого у того, кому не заповедано[45]. Доказательство тому — кэуна [священничество]. Коэн, который выполняет свое служение в Храме, исправляет весь мир; однако если то же самое сделает «чужой» [простой еврей] — осквернит Храм и заслуживает смерти. Более того, сам коэн, если он нес службу без соответствующих одежд, считается «чужим». Потому что все зависит от высшей силы — права, переданного Царем421, которое есть только у того, кому дана заповедь. Однако эта сила не может быть передана тому, кто сам по себе не готов принять ее. Заповеди не были даны ни животным, ни ангелам, но только сыновьям Израиля, которые были приготовлены к этому изначально422.

И заметь — именно так поступил Всевышний с евреями на горе Синай. Не дал Он им всю Тору во время той стоянки, но была общая подготовка к исполнению заповедей в целом[46]. И сначала Всевышний предоставил Израилю все отличия и достоинство людей, назначение которых — служить своему Создателю. Ведь вначале человек был низвергнут со своей высоты и отдан под власть дурного начала, и был он подобен скотине. А когда пришли они к Синайской горе, дал им Всевышний все достоинство, положенное им, восполнив их сущность так, чтобы у них была сила служить Ему. И тогда Он приблизил их к себе с любовью. Это смысл сказанного в Агаде: «Приблизил нас [к Себе] перед Синайской горой»423, и также того, что мы говорим каждый день: «И приблизил нас к Своему великому имени». И в любви своей сделал Всевышний Израиль причастным к Себе, и тогда впервые дал им силу исполнять все заповеди, и сделал так, чтобы результат их служения дал добрый плод, необходимый для исправления Творения. Это то, о чем написано (Шмот 19:6): «И вы будете Мне царством священников и святым народом». И с тех пор остался Израиль выделенным среди всех народов, и он увенчан высшей способностью: соблюдать заповеди, исправляя этим все Творение. И сила эта постоянно обновляется и не уйдет от Израиля. Как сказано (Дварим 27:9): «В этот день стал ты народом»[47] — это значит, что человек обязан смотреть на себя так, как будто он получает Тору на горе Синай (Псикта Зута, Ваэтханан 6:6, комментарий к стиху «то, что Я заповедую тебе сегодня»). Поскольку все это приобретение обновляется для Израиля день за днем, каждая вещь в свое время423*.

Теперь объясним суть упомянутого выше явления — того, что праведники являются партнерами Создателя при исправлении Творения. Как мы уже говорили, Господь, благословен Он, создал тьму как часть природы нижних, от которой зависит существование зла, а также возможность его уничтожения и обращения в добро. В то же время Он, Благословенный, изливает свою волю на нижние миры только по мере их готовности. Поэтому призвание праведников — быть теми, кто понемногу исправляет эту темную природу, ведь насколько они ее исправят, настолько Господь, благословен Он, распространит Свое обновленное и возвышенное влияние, соответственно готовности и исправлению, достигнутым в природе нижних. Поэтому праведники приносят Всевышнему новый уровень готовности и новое исправление темной природы, упомянутой нами424, а Святой, благословен Он, отвечает им более возвышенным влиянием в соответствии с этой готовностью. И задача праведников — добавлять к состоянию нижних новые ступени готовности и исправления, а Всевышний, благословен Он, в свою очередь проявит соответственно этому дополнительное влияние и добавит возвышение к возвышению.

После греха Адама мир очень сильно опустился, как мы уже объясняли, и в состоянии нижних недостаток наложился на недостаток. Поэтому сейчас первоочередная задача — исправить эти дополнительные недостатки. И это происходит постоянно, вплоть до времени освобождения, поскольку именно это является целью изгнаний — исправить то, что было разрушено, и обрести то, что мы потеряли, дабы вследствие этого получить добро, которое придет к нам потом, так, как оно должно было прийти к Адаму, если бы он не согрешил, как мы объяснили ранее425. И когда это будет восполнено, наступит полное освобождение. Выходит, что мы должны оттеснить зло от границ, до которых оно расширилось после греха, и вернуть потерянное добро. И по мере того, что создается в этом направлении деяниями праведников, которые увеличивают уровень готовности нижних, — Господь, благословен Он, распространяет Свое влияние.

Как видишь, Святой, благословен Он, выделил долю своей власти народу Израиля, чтобы он был его партнером в восполнении Творения, так что Он, Благословенный, исправляет с одной стороны, а Израиль — с другой, и действиями с обеих сторон совершается полное исправление. Об этом сказали мудрецы в мидраше: «"Голубка Моя, совершенная Моя" — подобная Мне»[48] (Песнь Песней 5:2, Ялкут Шимони, там же). И в писании есть слова о соединении влияния и восприятия влияния при восполнении созданий (Йешаягу 48:13): «Хотя Моя рука установила землю, а десница держит небо, взываю Я к ним: встаньте вместе [со Мной]!». Небеса влияют, а земля принимает, и несмотря на это, они достойны друг друга, поскольку совместно восполняют бытие426. Поэтому сказали в мидраше: «Как будто Я не больше ее и она не больше Меня» (Ялкут Шимони, там же), однако влияние относится к «правой стороне», поскольку оно доминирует, а принятие относится к «левой427 стороне», которая слабее правой.

Ты уже слышала, насколько все нижние зависят от слова Всевышнего428. Следовательно, корень существования всех этих вещей — это наличие высшей силы, поддерживающей их существование во всех состояниях429. И аспекты этой силы сообразны и соотносятся с аспектами влияний Всевышнего430 согласно всему их порядку, как я объяснил тебе ранее с помощью стиха431 (Шмот 33:23): «И увидишь ты спину Мою, а лицо не увидишь». Поскольку именно виды влияний — это мерило близости или отдаленности между Израилем и их небесным Отцом, а соотношение силы, поддерживающей нижних, с влиянием и приведение ее в соответствие с ним изменяет состояние нижних во всех аспектах432. Ведь ты уже знаешь, как все связано одно с другим, и что все — ветви одного ствола433.

159.СКАЗАЛА ДУША: Безусловно, это логично — что за изменениями состояния нижних стоит скрытая причина, т.е. некий источник, в соответствии с изменением которого изменяются его видимые следствия в нижних, а его изменения, в свою очередь, соответствуют изменениям влияния Всевышнего.

160.СКАЗАЛ РАЗУМ: Есть еще различие между этой силой и собственно нижними434. Как известно, человек состоит из тела и души, и всякое движение тела рождается душой. Однако необходимо также понимать, каким образом душа находится в теле и как действует в нем, чтобы привести его в движение. И аналогично этому, мы должны знать, как связана сила, скрытая в нижних, с самими нижними[49].

И здесь я сообщу тебе нечто глубокое. Слава Всевышнего находится везде, и она оживляет все сущее, как свидетельствует пророк (Нехемия 9:6): «И Ты оживляешь всех»; и об этом же сказано (Йешаягу 6:3): «Полна вся земля славой Его»[50]. Однако грехи людей отдаляют славу Всевышнего от нижних, и это то, о чем сказано (Йешаягу 59:2): «Но грехи ваши отделяют вас от Всесильного вашего». И наоборот — заслуги упрочивают присутствие славы в нижних. И это смысл сказанного (Шмот 25:8): «И буду находиться среди вас»[51]. Сама слава возвышается и возносится, находясь среди нижних[52], и уже сказали мудрецы: «Все, что создал Святой, благословен Он, в мире, — создал для славы Своей» (Йома 38:а, Пиркей Авот 6:12). А об изгнании сказано (Эйха 1:6): «И пошли обессиленные, перед преследователем» — поскольку высшая сила далека от них[53], подобно тому, как сказано (Бемидбар 14:9): «Исчезла их защита». А об освобождении Израиля сказано (Йешаягу 60:1): «И слава Всевышнего будет светить над тобой». Т.е. в то время сама слава Всевышнего вознесется, и это просто.

И знай, что это очень важно для понимания ангелов и их действий, поскольку Господь, благословен Он, пожелал вершить деяния свои посредством служителей — святых ангелов. И поэтому пожелал поместить присутствие Свое среди этих ангелов, и именно они — Его посланники, реализующие все Его постановления. И Его Господство над ними постоянно, как сказано: «"Всевышний в них" — т.е. Его Господство в них» (Ялкут Шимони 2: 793). И еще сказали мудрецы: «Имя Святого, благословен Он, связано с каждым ангелом» (Танхума, Мишпатим 18). И эта Слава стоит над всеми Его воинствами и связана с ними постоянно, но в соответствии с уровнем и важностью каждого ангела, поскольку и среди них есть иерархия, и у каждого свое значение435.

И также знай, что несмотря на то, что слава Его везде, есть место, где она открывается больше, чем в других местах. Это особенное место, где будут искать Его стремящиеся быть причастными к Нему. В этом смысл сказанного (Дварим 12:5): «Присутствие Его будете искать и придете туда», и написано (Шмот 34:23): «Предстанет каждый мужчина перед лицом Господина, Всесильного Б-га Израиля». И сколько ступеней и порядков, со всей их иерархией, должно остаться позади, прежде чем может быть обретена причастность к этой святости Его, благословен Он! На этом основана вся идея Мишкана и Микдаша [переносного святилища и Храма]: одно место внутри другого, и так до самой «Святая Святых», в которой находится слава Всевышнего, дабы ее искали и нашли те, кто хочет быть к ней причастен. И также есть Святилище [Храм] наверху, точно напротив Святилища внизу (Танхума, Мишпатим 18). И все воинство небесное восхваляет эту славу и восклицает: «Полна вся земля славой Его!» (Йешаягу 6:3). И говорят также: «Благословенна слава Всевышнего из места ее» (Йехезкель 2:12), поскольку только она — сила всех сущих, как мы уже объяснили. Также сказано (Псалмы 104:31): «Да будет слава Всевышнего вечной, возрадуется Всевышний делам своим». Потому что слава Всевышнего возносится благодаря достоинству дел Его, благословен Он. И поэтому сказали мудрецы (Хулин 60:а): «Стих этот произнес князь мира»436.

Таким образом, вознесение славы Всевышнего осуществляется силами всех созданных, всех их видов, и каждый вид совершает это своим, особенным действием. И на этом сосредотачивался коэн во время принесения жертв, в частности, «постоянной жертвы», как сказано (Бемидбар 28:2): «Жертву Мою, хлеб Мой». Постоянную жертву приносили перед Ним, благословен Он, каждый день, для пользы всех сущих. И идея здесь в том, чтобы вознести славу Всевышнего посредством соединения всех видов созданных, каждого из них в соответствии с его ролью437. В этом была великая мудрость, которой должны были учиться коэны: приближаться к Всевышнему от имени всего Израиля, и делать это так, чтобы их служба на самом деле была желанна Творцу. Поэтому сказано (Малахи 2:7): «Уста коэна сохранят знания, и будут просить Тору из его уст». Коэны сосредотачивались на намерении связать всех созданных с Создателем, они знали, что необходимо для осуществления этого, и в этом контексте выполняли все необходимые части ритуала жертвоприношений, такие как кропление кровью или воскурение благовоний — действия, относящиеся к глубочайшим тайнам исправления всех созданных и приобщения их к Создателю, благословен Он. И объяснение это можно очень сильно расширить, но здесь для этого не место. Общее намерение — в том, чтобы объединить Высшей Славой всех созданных, нижних и верхних, которые над ними. Сказано об этом (Йермиягу 23:24): «Ведь небо и землю Я наполняю», и происходит это в порядке, специально для этого созданном. Все создания подобны слугам, собранным вместе под началом их господина437*.

Однако у работы, переданной в руки праведников, есть особенный аспект — завершение исправления самого Творения, как я тебе уже сообщил. И они каждый день создают возможность для нового исправления, насколько это в их силах, чтобы в ответ на это излил Всевышний, благословен Он, изобилие благословения, соответствующее их пробуждению и готовности438.

Ты уже слышала, что все недостатки в Творении — следствие сокрытия совершенства и единства Его, благословен Он. Ведь если Его единство властвует, оно полностью исправляет создание и устраняет все препятствия между созданиями и Создателем, в соответствии с тем, как мы объясняли стих (Йешаягу 59:2): «Но лишь грехи ваши будут разделять...»439. И когда праведники выполняют свою работу440, высшее единство пробуждается, и приоткрывается какая-то его часть, согласно тому, что было приготовлено работой. Не бывает работы, которая не приносила бы исправление с точки зрения раскрытия единства Создателя441, благословен Он, которое устраняет препятствие между созданиями и Всевышним и прилепляет созданных к славе Творца. И тогда соединится бытие нижних со святостью Его, Благословенного, на всех путях, которые Он определил для распространения на них своей святости, и это и есть виды влияний, они же — все виды благословения, которыми Он благословляет сущих.

Сначала усилится442 причастность душ к Его святости, подобно тому, как часть присоединяется к своему целому443. В этом смысл притчи, приведенной писанием (Дварим 32:9): «Ибо часть Всевышнего — народ его», и это же объясняется в начале «Песни Песней» (1:2): «Поцелует меня поцелуями уст Его» — это показывает силу соединения. Это разновидность сильнейшей связи, которая может существовать между Святым, благословен Он, и собранием Израиля, аналогом которой может служить поцелуй у людей. И из-за силы этой связи Святой, благословен Он, изольет на народ Израиля и на всю совокупность созданных изобилие святости, т.е. Б-жественное и духовное влияние, влияние благословения, которое приносит успех даже в этом мире. Когда нижние будут соединены с Ним союзом любви, Всевышний пробудит любовь между Собой и ими, и станет Ему желанно их служение, подобно тому, как сказано в молитвах, установленных мудрецами: «Избравший народ Свой, Израиль, в любви», и также «Да будут желанны Тебе, Господь, Всесильный наш, народ Израиля и его молитва». Ведь именно в силу этой желанности их служение ведет к исправлению всего созданного, как мы уже объяснили ранее444. Ибо только сила повеления и высшее желание позволяют исполнению заповеди оказывать влияние и исправлять. И в силу этого желания служение окажет свое влияние [на то, что может повлиять], и будет излито изобилие благословения всеми путями, для этого созданными, и обновится благословение для всей совокупности нижних, а затем достигнет каждого индивидуума, по мере того, чего он заслуживает445. Это пути Творца, благословен Он, «прямые пути Всевышнего», с помощью которых Он управляет нижними для их удовольствия и блага. И тот, кто углубится в это, найдет понятные причины и огромную глубину во всей Торе и во всех заповедях ее, без исключения.

И еще сообщу я тебе нечто очень важное. У народа Израиля есть корень святости, общий для всего святого народа в силу самой их принадлежности к Израилю, даже для грешников среди них. Сказали мудрецы (Сангедрин 44а): «Несмотря на то, что согрешил [он] — он Израиль». И хотя источник этого корня очень высоко, поскольку корнями своими Израиль восходит к Создателю, благословен Он, как сказано (Эйха 3:24): «Удел мой — Всевышний, — сказала душа моя, — поэтому буду я надеяться на Него», — несмотря на это, развернутая система управления множеством миров, со всеми механизмами, ведущими созданных к добру или наоборот, зависит не от этого, а от деяний сынов человеческих, и каждый судится по делам его. И выходит, что есть общий аспект существования народа Израиля — аспект, не рождающий многих следствий и не столь значительный, несмотря на то, что находится он очень высоко. И есть также аспект принципиальный — аспект их бытия в соответствии с работой, переданной в их руки, от которой зависят все детали великого и глубокого управления[54].

И еще необходимо тебе знать, что день и неделя образуют вращающийся круг, как мы объясним далее, с Б-жьей помощью446. Главное в неделе — это суббота, остальные же дни — не что иное как восполнение того, что связано с самой субботой. В субботу обновляется влияние, а в остальные дни реализуются порождения этого влияния согласно тому, что необходимо всем созданиям день за днем, каждый день в определенном количестве, соответствующем порядку вращения. И основа дня — утро, а все остальное время — восполнение того, что обновилось утром[55]. Вместе с тем, главное влияние нижние получают в соответствии с их главным аспектом447, а остальные аспекты влияния, неглавные, соответствуют второстепенным аспектам созданий448. Это очевидно, ведь все движется параллельно и в соответствии — влияние соответствует тому, кто его получает, а воздействие — тому, кто ему подвергается.

И пойми, что Господь, благословен Он, возвышенный, скрытый и непостижимый совершенно, создал различные виды святости, нисходящей от Него к нижним. И даже эта святость, отличающаяся от Его собственной, скрытой и непостижимой, соответствует степени готовности получающих. И в этом тоже есть деление на уровни, Творец может излить большую или меньшую святость, есть «легкая» святость, а есть «Святая Святых», и это очевидно. И Господь, благословен Он, постоянно обновляет исправления во всем Творении, в соответствии с пробуждением нижних, как мы уже объяснили. И для любого исправления нужны все условия, необходимые для его реализации и восполнения всех его порождений. И все это происходит посредством присоединения созданных к Создателю. Однако для обновления одного из важнейших исправлений требуется причастность созданных, а главное — народа Израиля, через важнейший аспект их сущности, самый возвышенный аспект, от которого зависит все Творение449. Только тогда от Всевышнего придет важнейшее и великое влияние, необходимое для этого исправления. Однако для реализации аспектов этого исправления требуется причастность именно в тех аспектах, которые соответствуют реализуемым условиям450, и это очевидно с точки зрения получения и градации.

И все это должны были знать коэны, приносящие жертвы Всевышнему — постоянную, согласно порядку ее, и дополнительные, в соответствии с их законами, согласно изменению времени, как мы уже объяснили. Они должны были знать уровень причастности созданных к Создателю — на какой ступени будет эта причастность, и какого раскрытия высшей воли они удостоятся, и какое влияние последует в ответ им, все согласно времени и требованию момента[56].


405Созданные существуют только благодаря волеизъявлению Всевышнего, обновляющемуся каждое мгновение, поэтому их бытие — это одно из влияний Всевышнего.

406Созданные и их свойства получают свое существование от порядков правления Всевышнего (т.е. из порядков Его влияний), и поэтому они «параллельны» (в каком-то смысле аналогичны) им. См. п. 148 и прим. 354.

407Высказывание (слово) Всевышнего — это Его постоянное желание, открытое нам в момент Творения, оно (это желание) конкретизировано для нас в десяти речениях (которыми был создан мир), и это желание также поддерживает существование мира каждую секунду (подробное объяснение см. выше в прим. [17]).

408Объяснено далее в п. 160.

409В провидении Всевышнего есть аспекты, которые определяют то, что происходит с созданиями, но здесь идет речь о тех аспектах провидения, которые создают само бытие и существование созданий с их законами и свойствами и поддерживают их существование каждую секунду.

410Разница между состояниями созданий в разные периоды — когда преобладает духовность либо материальность.

411Другими словами, ангелы являются «внешними» по сравнению с Израилем, т.е. инструментами, помогающими Израилю в служении Всевышнему. А Израиль — это смысл и главное звено в Творении, и ему передана цель Творения.

412Поскольку все создания, включая ангелов, — это инструменты и средства для служения Израиля Всевышнему, все они зависят от Израиля, и все их подъемы и спуски, и увеличение или уменьшение влияния Всевышнего на них зависят от Израиля.

413Всевышний принизил человека в начале создания так, чтобы ему «грозил» выбор в пользу зла (т.е. чтобы этот выбор стал принципиально возможен). Когда человек выбирает зло, зло усиливается и приобретает власть над ним, и тогда человек опускается все ниже и ниже и превращается в самое низкое из всех созданий.

414См. выше, п. 54 и конец п. 118.

415Все «раскрытия» со стороны Всевышнего направлены к Израилю, и параллельно каждому из раскрытий заложена в душах Израиля возможность получить их посредством причастности к Всевышнему. Таким образом, ступени подъема Израиля упорядочены в соответствии с разными ступенями раскрытий, исходящих от Всевышнего. Это показывает важность Израиля — то, что каждое из влияний Всевышнего предназначено им.

416До того, как души спускаются в тела, они наслаждаются светом Всевышнего как ангелы, однако это «бесплатный» подарок, «хлеб стыда».

417См. выше, п. 18.

418В «Клалим Ришоним» объясняется, что есть множество уровней того света, которым освещает нас Всевышний, и в том, насколько мы обращены к Нему. Состояние совершенства — это когда Он светит для нас полным светом, т.е. влияет на нас открыто и совершенно, а мы обращаемся к Нему без стыда, полностью выполнив свою миссию. А бывает так, что мы не обращены к Нему, а Он не обращен к нам, и бывает так, что мы обращены к Нему, но еще не достойны того, чтобы Он обратился к нам, согласно словам Рашби, приведенным выше. И еще есть промежуточные ступени.

419Иногда Всевышний поддерживает существование души даже в состоянии, когда она не достойна Его влияния. Это происходит потому, что душа — часть Всевышнего. Однако тогда она получает ограниченный свет, и получает его со стыдом. Это подобно людям, которые находятся в ссоре и поворачиваются друг к другу спиной, однако в любом случае некая близость между ними существует. Ранее объяснялось, что подобное состояние имеет место до того, как душа спустилась в тело, поскольку тогда она наслаждается светом Всевышнего как подарком, и есть в этом стыд и недостаток любви Всевышнего к ней, т.к. она еще не приблизилась к Всевышнему своими делами.

420См. далее прим. 422.

421Право, дарованное Царем.

422Другими словами, есть в этом два аспекта: а) только еврейская душа по сути своей готова и способна исполнять заповеди; б) Всевышний каждую минуту дает ей практическую силу для исполнения заповедей.

423Это само по себе достоинство, предшествующее достоинству «дал нам Тору».

423*См. далее прим. 444.

424Деяния праведных не просто делают возможным существование Творения, но и приносят ему новые возвышения и исправления.

425См. выше п. 152 и прим. 255.

426«Встанут вместе» — поскольку выполняют свою миссию в равноценном партнерстве и поскольку оказывающий влияние может исполнить свою роль только если принимающий готовит себя к принятию.

427Просто «рука», в отличие от «десницы» (т.е. правой руки), — левая рука.

428См. п. 158 и прим. 407.

429Поскольку созданные каждую секунду зависят от слова Всевышнего, т.е. от Его постоянного влияния, мы должны различать во влиянии Всевышнего ту его часть, которая является корнем (источником) принимающих (нижних), и ту часть, которая постоянно поддерживает их — «высшую силу, поддерживающую их существование во всех состояниях» (что такое «корень» принимающих, объяснено далее в п. 160, прим. [50]).

430Эта сила, корень принимающих и их свойств во всех своих аспектах, повторяет все аспекты влияния Всевышнего.

431См. выше в этом пункте: «Красивую притчу...» и т.д.

432В соответствии с состоянием близости или удаленности корня нижних и Всевышнего (это состояние зависит от поступков нижних) определяется состояние созданий (нижних), их возвышение или принижение.

433Итог. Необходимо различать три сущности, связанных между собой: а) влияние Всевышнего на принимающих, которые подвергаются влиянию различных образов правления (входящих в 9 сфирот); б) влияние, являющееся корнем принимающих (10-я сфирамалхут, см. прим. [41]); в) собственно принимающие, т.е. создания, главное из которых — Израиль. В соответствии с многообразием видов близости или удаления со стороны влияний Всевышнего существует потенциал принятия или неприятия в корне принимающих. Всякое доброе дело созданных делает соответствующий аспект в «корне принимающих» способным принять для них соответствующее влияние из влияний Всевышнего, потому что «все связано одно с другим, и все — ветви одного ствола» — эти три вещи взаимосвязаны в определенном порядке.

434Другими словами, каковы связь и отношение между «силой» нижних, т.е. их верхним корнем, и собственно нижними. От этой связи зависят отношения между ними, т.е. близость либо отдаление. См. далее.

435Раскрытие Всевышнего нижним происходит посредством ангелов в соответствии с различными их ступенями. Каждый ангел раскрывает конкретный аспект в открытии шхины, в соответствии со своим назначением и ступенью (ангел соответствует своему имени — он посланник, открывающий нам конкретное открытие) (на иврите слово малах — ангел — означает «посланник»).

436См. там в Геморе: «Когда Всевышний сказал деревьям «по виду своему» (т.е. велел давать плоды, соответствующие их виду), травы сами поняли, что их это касается "тем более", и сразу же каждая из них принесла плоды своего вида. Тогда князь мира сказал: "Да будет слава Всевышнего вечной, возрадуется Всевышний своим делам"». Князь мира — т.е. тот, кто отвечает за природу и открывает ту часть славы небес, которая раскрывается природой, исполняющей волю своего Создателя. «Радость от дел своих» — это освещение лица Всевышнего, приносящее изобилие (см. прим. [27]).

437Смысл существования и задача всякого создания — совершить уникальное, возложенное только на него раскрытие славы небес, и при соединении этих раскрытий слава открывается полностью. О задачах каждого из созданий и об их соединении думал коэн (священник), принося общественное жертвоприношение, которое он приносил за весь Израиль и из всех видов природы — неживой (соль), растений (мука, вино и др.) и живой (животные и птицы).

437*Творение удостаивается волеизъявления и благословения посредством того, что все сущее соединяется со славой Всевышнего — т.е. шхиной (Его присутствием в мире). Это происходит в том случае, когда мы понимаем, что все творения предназначены для того, чтобы вместе служить Всевышнему. Это объясняет стих: «Ведь небеса и всю землю Я наполняю» — т.е. слава небес есть смысл, наполняющий все Творение. Идею объединения всего Творения ради славы Всевышнего мы изучаем из тех восхвалений, которые произносят ангелы из самого Творения, как сказано в благословении «Йоцер ор» («Образующий свет...»).

438Смысл служения коэнов — обеспечить Творение волеизъявлением для его существования. Служение праведников выше даже этого — они совершают в Творении новые исправления, каждый соответственно своей доле, и поднимают его после падения, причиной которого был грех Адама (см. п. 158). Каждый день для тех, кто служит Всевышнему, уготована новая возможность для исправления, зависящая от времени и поколения. И, соответственно исправлениям, мир удостаивается нового духовного волеизъявления с небес, которое приближает достижение цели Творения.

439См. выше «И сообщу...».

440Работа по искоренению зла, которое служит преградой между нами и Всевышним.

441Рабейну открывает нам важнейшее правило нашего служения и миссии: каждая исполненная заповедь и выдержанное испытание — это наш вклад в раскрытие единства. Это уменьшает власть зла и усиливает раскрытие единства, и приближает Творение к цели, так что при соединении всех этих раскрытий в конце концов откроется в мире единство Всевышнего на глазах у всех. Тогда Всевышний окончательно уничтожит зло; и это похоже на притчу мудрецов о большом камне, который человек должен был стесывать понемногу, пока царь не уничтожил его совершенно и не довел тем самым работу человека до совершенства.

442Как подготовка к исполнению заповедей, как объясняется далее.

443Как часть присоединяется к целому.

444См. выше, п. 158: «И еще мы должны знать...». Там объясняется, что каждое мгновение обновляется сила народа Израиля, полученная им на Синае, — создавать совершенство путем исполнения заповедей. Это воля Всевышнего — чтобы служение наше вносило вклад в исправление Творения. Здесь Рабейну объясняет, что способность этой силы вызывать духовное влияние и исправление в мире посредством заповедей зависит от степени причастности к Всевышнему. Поскольку в зависимости от этого будет желанно Ему наше служение, и Он будет «выбирать нас в любви», и силе этого желания будет соответствовать также и эффективность нашего служения. Поэтому мы молимся о том, чтобы наше служение было желанным. Следовательно, причастность предшествует и является подготовкой к исполнению заповедей.

445Эта желанность и это влияние направлены на весь народ Израиля, и каждый еврей получает таким образом влияние, предназначенное ему, поскольку он — часть целого и связан с общей душой Израиля.

446П. 174.

447Устанавливаемая посредством связи, возникающей благодаря добрым делам (форма «Рахель», см. прим. [54])

448Посредством связи, возникающей из силы их корня в высотах (форма «Лея»).

449Это форма «Рахель», в соответствии с которой установлена основа правления Всевышнего над миром — по делам праведных.

450Это другие формы связи между Всевышним и Израилем, как объясняется в прим. [55].


[41]Это влияние, являющееся «корнем» (источником) нижних, называется малхут (царство), оно представляет собой женское начало, воспринимающее влияние, т.к. оно — корень созданных, которые принимают влияние Всевышнего. Все возможности возвышения и понижения созданных заложены в этом их корне. Поэтому если мы поймем все аспекты этого корня, то поймем этапы и формы возвышения и принижения Израиля, важнейшего среди созданных, как объясняется далее. Так говорит Рабейну в «Клалим Ришоним»: «Нукба (женское начало) — это суть бытия нижних, воспринимающих все происходящее... и ее подъемы и спады, и все множество ее состояний — причины изменений в состоянии нижних. Главный среди нижних — Израиль, и, следовательно, <ИТБ_Б>нукба — истинный корень всего происходящего с Израилем, а остальные создания следуют за ним».

[42]Человек получает совершенство от Всевышнего. Служение его заключается в том, чтобы сделать себя пригодным для причастности к Всевышнему, и тогда будет излито на него совершенство от света лица Всевышнего. Это — дополнительное объяснение к тому, что объяснено в п. 70 и 72 относительно проблемы, поднятой в п. 30 — откуда у человека сила восполнить недостатки, если он создан с ними? Согласно сказанному здесь, человек не создает совершенство, а только готовит себя к получению излияния совершенства от Всевышнего. Поэтому Израиль уподобляется луне, принимающей свет от солнца, иногда больше, иногда меньше, — так и Израиль получает всю свою духовную сущность от света лица Всевышнего в соответствии с тем, как он готовит себя к этому.

[43]Лица Крувим (Херувимов) на крышке ковчега, обращенные друг к другу или повернутые в разные стороны, свидетельствовали о состоянии близости или отдаления между Израилем и их небесным Отцом (см. Баба Батра 99а и «Нефеш а-Хаим», врата 1, гл.8).

[44]На горе Синай Всевышний вложил в наши души способность исполнять заповеди и с их помощью создавать в нас и в мире духовность, и это сила обновляется в нас каждый день и каждую минуту, как будет объяснено далее. Человек, задумавшийся об этом, растворяется в чувстве благодарности Всевышнему, поскольку он понимает, что его доля в духовности, создаваемой исполнением заповедей, ничтожно мала, — ведь главной первопричиной служит вечная доброта Всевышнего.

[45]Тосфот в Кидушин (31а) объясняют, что делающий нечто потому, что ему так заповедано, более велик, так как он больше переживает о том, чтобы не ошибиться и не нарушить. Рабейну объясняет здесь другой аспект — он (тот, кому заповедано) более велик потому, что только тому, кому дана заповедь, дана также и сила создать великие следствия ее исполнения.

[46]Поэтому мы относим получение Торы именно к откровению у Синайской горы, несмотря на то, что только часть заповедей была дана там, а другие были даны в свое время, в «шатре собрания»..

[47]Здесь поймем сказанное мудрецами: «"И будут вещи эти, которые Я заповедую тебе сегодня..." — не будут в твоих глазах как старая (вчерашняя) новость (объявление Царя), а как свежая, узнать которую все стремятся» (Раши, Дварим 6:6). Поскольку каждую минуту мы заново обретаем возможность и силы для исполнения Торы.

[48]См. «Нефеш а-Хаим» (врата 2, гл.3), где это объясняется.

[49]Выше, в начале п. 158, «сила» нижних названа «душой для душ», поскольку она проводит влияние, поддерживающее души и создания, так же, как душа оживляет тело. Так сказано в «Клалим Ришоним» (п. 33): «Малхут — корень нижних, и все, что должно быть в них, сначала должно возникнуть там (т.е. в сфире Малхут). Однако необходимо понять еще один путь — путь реализации влияния Малхут на нижних, подобный пути влияния души на тело, поскольку все движения тела производятся душой. И необходимо также понять, каким образом действует душа в теле, как она удерживается там и как им движет».

[50]Источник нижних — это Слава Всевышнего, т.е. шхина (присутствие), которое Он хочет распространить на нижних. Ради открытия и распространения своей славы создал Он Творение, как написано: «Все, что создал... создал только для славы Своей». Раскрытие славы — это раскрытие Его царской власти (см. прим. [51]). Поэтому корень нижних называется сфира малхут (царство). «Малхут — это корень нижних, и это власть святости, и просто малхут (т.е. царство)» («Клалим Ришоним», п. 29). Все законы и свойства созданных и самого Творения установлены исходя из того, что необходимо для раскрытия славы Всевышнего. Поэтому в качестве малхут заложены все границы и возможности, предоставленные созданным для исправления мира. Так сказано в «Клалим Ришоним»: «Малхут — корень нижних, и все, что должно быть в них, сначала должно возникнуть там». Поэтому именно Слава Всевышнего, которая есть цель Творения, дает возможность существованию Творения и наполняет все его части смыслом и жизнью, так же, как душа наполняет и оживляет тело — «полна вся земля славой Его». Усиление славы увеличивает влияние, оказываемое на Творение, и, соответственно, наоборот, как объясняется далее.

[51]Связь славы Всевышнего с нижними называется присутствием Всевышнего — «и буду находиться среди вас». Нам дана возможность усилить эту связь. Когда мы принимаем на себя царство Всевышнего тем, что подчиняем свои желания Его воле, то становимся достойны присутствия Всевышнего среди нас, и тогда все Творение становится троном славы Всевышнего: «И малхут в состоянии, когда он спускается для соединения со своими ветвями (т.е. созданиями), называется славой, которая на троне» («Клалим Ришоним», п. 33). Другими словами, когда миры становятся носителями высшей славы и привязаны к ней, как ветви к корням (т.е. прочной связью, альтернативы которой нет), — тогда слава наполняет все Творение и оно превращается в трон славы. И из этого объяснения ты поймешь, что малхут, шхина (присутствие Всевышнего) и слава — это одно и тоже.

[52]Воля Всевышнего — чтобы главное Его присутствие было именно в нижних. Поэтому когда мы принимаем Его присутствие посредством добрых дел, Его слава возвышается и достигает совершенства. И чем совершеннее слава, тем больше она получает от качеств, оказывающих влияние, и тем больше совершенства и изобилия она может излить на все творение.

[53]Поскольку отдалили славу, которая есть корень нижних, Всевышний не мог влиять на них — «и пошли без сил».

[54]Два этих корня (источника) связи между Израилем и Всевышним называются «Лея» и «Рахель», как объясняется в «Клалим Ришоним». Форма связи, называемая «Лея» (Зоар называет ее «скрытый мир»), — корень очень высокий и скрытый, его следствия почти незаметны в мире действия. Искра из этого корня присутствует в каждом еврее, в силу той связи между Израилем и Всевышним, которая возникает из-за «пробуждения сверху», т.е. вне связи с поступками человека. Отсюда вытекает, что даже в самых далеких есть способность пробудиться к раскаянию и снова восстановить и усилить свою связь с корнем душ Израиля и Всевышним. Форма связи, называемая «Рахель», — это основная связь между нами и Всевышним, она зарождается с нашей стороны и устанавливается посредством наших добрых дел. То, как Всевышний правит нами, и Его влияние зависят от силы и качества этой связи. Поэтому именно Рахель — основа (хозяйка) дома. Так объяснил Агро в конце комментария к «Сифра де-Цниюта».

[55]Разные периоды суток дают разные возможности для исправлений в Творении посредством служения в соответствии с различными духовными влияниями, преобладающими в них, и эти влияния приходят в соответствии с разными формами отношений между нами и Всевышним, как это будет объяснено в следующем абзаце. В отношении Всевышнего к нам тоже выделяются различные формы, называемые «Яаков» и «Израиль», как объясняется в упомянутых ранее словах Агро. Ограниченное открытие — это форма, называемая «Яаков», а полное открытие — «Израиль». Основа влияния на нас происходит через отношение формы «Израиль» к форме «Рахель», это влияние, существующее в субботу, которая является источником влияния на все дни недели, как объясняет Рабейну. В будний день главное влияние происходит утром, это отношение «Яакова» к «Рахель» (так говорит Аризаль в «Сефер Гилгулим»). Поэтому главная работа совершается во время утренней молитвы (шахарит), в это время мы «украшены» талитом и тфилин, и отсюда мы получаем основу влияния на весь день. В других молитвах — середины дня и ночи — мы пробуждаем другие формы отношения Всевышнего к нам, которые не являются главными, однако восполняют влияние, как говорит Рабейну: «Основа дня — утро, а все остальное время — восполнение того, что обновилось утром».

[56]В соответствии с различными духовными влияниями, преобладающими в разные периоды дня и зависящие от различных соотношений форм «Яаков» и «Израиль» к формам «Лея» и «Рахель», коаним выполняли свою работу. В соответствии с этим мудрецы установили молитвы четырех периодов дня: шахарит, минха, маарив, тикун хацот.