Павел Гольдштейн.
К оглавлению
МИР СУДИТСЯ ДОБРОМЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ
Есть глубочайшая истина в том, что "степень провидения Божьего пропорциональна степени разума человеческого".1 В этой истине вся реальность, всё действительное и самое важное; она есть все для жизни народа нашего, для Израиля. Возвращаясь к великому воззрению, человек избавляется от неприкаянности бессердечного, низменного мира абсурда. Новые мысли и новые чувства человека воссоединяются с управляющей разумностью в стремлении стать совершеннее и чище перед Творцом Небесным, Который видит нас. И становится ясно, какими тесными узами связаны единичное и целое, становится ясно, что тот, кто больше усовершенствовал свою душу, согласно данной ему силе разума, привлекает к себе провидение Божие в большей степени, а тот, кто загубил в себе данную ему силу разума, не очень-то может надеяться, чтобы над ним бдило провидение Божие.
Ведь наша сила в нас самих, в людях, проникнутых верой и уверенностью, отстоявших свое право жить на священной земле, жить в добрых делах, в которые вкладывается много сердца, жить, отдавая себя ближнему, без расчетливого желания получить что-то взамен, жить с глубоким пониманием, чего от нас хочет судьба, с чувством космичности переживаемого, ибо "не скрыты пути наши от Господа и дело наше не минуется Им". И ведь это уже налицо в чуде возрождения Израиля, окруженного со всех сторон неисчислимой ратью врагов.
Ты все более хорошеешь, все более зеленеешь, Святая наша земля! Молодое поколение верующих сынов Израиля все более проникает в самые глубины познания, и видится - чувствуется, что если бы от этого поколения, в выражении которого просвечивает высшая одухотворенность, потребовали отречения от своей веры и своих убеждений и преклонения перед идолами нынешнего цивилизованного языческого мира, они готовы были бы пожертвовать жизнью для сохранения своего достоинства - достоинства сынов Израиля - сынов Божьих. Они живут глубиной и чистотой души, не удаляясь от реальности и не укрываясь от жизни в несбыточной мечте. Они благословляют Творца Превечного, Которому "принадлежит вся земля и всё, что наполняет ее", и продолжают самоотверженно работать, чтобы и дальше превращать пустыню в цветущий сад. Для них Эрец-Исраэль, Иудея, Шомрон - это вовсе не "захваченная территория", а земля и родина отцов, "она - наследство нам от отцов наших";2 "Потомству твоему страна эта",3 - сказано в Торе: "Ибо всю землю, которую ты видишь, - тебе отдам ее и потомству твоему навеки - сказал Господь Аврааму".4
Нет сомнения, что то, что может разделить людей, - это видение мира, материалистическое или духовное. Тому, кто продал с аукциона (тем, кто даст больше нефти) свои крохотные нравственные ценности, является возможность представить дело таким образом, что всё, что в изобилии есть в Израиле прекрасного, включая плантации цитрусовых, цветущие поля и многое другое, - силой отобрано у "несчастных арабов". Напрасно цивилизованные язычники, пожимающие руки тиранам и профессиональным убийцам, рвутся из пределов подлинной действительности, пытаясь дополнить утверждение прав убийц на нашу Богом данную нам землю, фантазией арабских сказок об угнетенном, преследуемом евреями арабе-палестинце.
Возможно, что другое чувство мира, не материалистическое, а иное, непреодолимое, влекло в 1918 году австралийских и английских пилотов к фотоснимкам территории Эрец-Исраэль, которая, пребывая века в запустении, выглядела шестьдесят лет назад как совершенно пустынная местность. Ознакомившись с обширным собранием этих фотоснимков (не менее 1725), систематизированных отделением географии Иерусалимского Университета, можно сделать вывод, что земля Эрец-Исраэль была неправдоподобно мало заселена. Руки сынов Израиля положили за очень короткое время основание современному ландшафту нашей цветущей страны. Однако ясно, что всё это было бы неосуществимо без помощи свыше. Но в период того постулятивно атеистического поколения практиков-идеалистов, не осознававших, что перед нами только начало грядущего величия Израиля, такая ясная истина трагически не находила себе выхода. А есть ли нечто более сильное и ощутимое, чем понимание того, что когда Творцу Небесному угодно, то посев оплодотворяется и произрастает, а если Ему не угодно, тогда земля ничего не производит, а если и производит, то произведение подвергается порче и земля в том нисколько не виновата? Только такое понимание, такая степень нашего разума может вырвать нас из тумана нынешних дней и наполнить особым ощущением Божественного присутствия, ощущением чуда, предопределенной свыше духовной нашей обособленности, от которой зависит духовная судьба человечества.
Не в розовых тонах натуралистической идиллии понимание сверхразумной реальности иудейского предназначения. Невероятное возникает благодаря непрерывному акту творения, осуществляемому Творцом Превечным, и именно мы предопределены к тому, чтобы содействовать Его Верховному Промыслу. Он наделил нас сверхкачественной творческой силой, непрестанным движением мысли, и более чем странно, когда это движение мысли заслоняется недомыслием, и кажется совершенно невозможным, чтобы недомыслие правило умом нашего народа. Что должно было обозначать собой многократное пожелание иметь в возрожденном Израиле в нашей среде хотя бы одного собственного вора, что могло обозначать это непростительное стремление постулятивно-атеистического поколения уровняться во всеобщем интернациональном ничтожестве и, оторвавшись от религиозной преемственности поколений, стать как все? Ужели не имели они никакого чувства, никакого понятия о собственной иудейской жизни, о действующих в ней силах, о высочайшей цели, к которой с таким постоянством стремился в течение веков Богом избранный народ? Можно ли ждать, что мы, отрекшись от разума, осмелившись посягнуть на недоступное и скрытое от нас, останемся без наказания в будущем? «Только вас отличил Я перед всеми народами земли, потому и взыщу с вас за все ваши грехи»,5 читаем мы у пророка Амоса. И еще о том же у пророка Иешаяу: "Но Мои свидетели вы, говорит Господь... Я, Я есмь Господь, и кроме Меня нет Спасителя. Я предрек, и спас, и предвозвестил; и нет между вас иного; вы же Мои свидетели, говорит Господь, и Я Превечный. И от начала дней Я Тот же Самый, и никто не спасет от руки Моей: Я действую, и кто может переменить?.. Но вы не вспоминаете прежнего и не помышляете о прежних событиях. Вот, Я делаю новое; ныне оно явится".6
Да, поистине всё необычно! Но разве действительность перестает быть действительностью, раз она необычна? И разве можно отвернуться от чуда Войны за Независимость, когда на только что возрожденный и почти не вооруженный Израиль напали армии Египта, Трансиордании, Сирии, Ливана и Ирака и он победил их; и разве не еще большее чудо победа Израиля в Шестидневной войне?
"Вот Я делаю новое, говорит Господь; ныне оно явится ". И вот оно - это чудо еще раз явилось, когда в Йом-Кипур 5734 года сотни советских батарей - ракет типа "САМ 2", "САМ 3", "САМ 6" были направлены на уничтожение наших самолетов, когда число вражеских танков, обрушившихся на Израиль, было во много раз больше, чем когда армии Гитлера перешли границы Советской России в самые страшные для неё дни 1941 года. И Израиль с Божьей помощью опять победил. Но нужны, очевидно, постоянные усилия разума, чтобы в полной мере ощутить, что неустанное служение Ему есть заслуга, а непокорность - вина; что всё совершаемое нами хранится у Него, как сказано (Ирмияу 32,19): "Великий в Своих определениях и Сильный в Своих действиях, ибо очи Твои отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздать каждому по путям его и по плодам дел его".
И за этими пророческими словами все факты налицо. И вот еще один из них: "Житель Нетании, укравший из синагоги свиток Торы, как сообщает агентство ИТИМ, совершенно ослеп. Судья Тель-Авивского окружного суда проявил снисходительность, после того как адвокат подсудимого заявил, что его подзащитный и без того достаточно наказан Всевышним. Правда, судья Иосеф Гариш, проявив великодушие, вместе с тем счел нужным оговориться, что у пятидесятилетнего вора Элияу Авраама весьма богатое уголовное прошлое - "чернее черного". Судья выразил опасение, что Элияу Авраам даже незрячий может и впредь найти возможность нарушить законы. Оглашая приговор, судья упрекнул полицейских за то, что свиток Торы был принесен в суд в том же грязном мешке, в котором он хранился с момента ареста ослепшего вора. Судья распорядился немедленно вернуть свиток в синагогу, откуда он был украден".
Да, поистине всё необычно! И всё это оттого, что нам Господь не дает стать такими, как все.
Таковы факты, а мы их часто не замечаем и не задумываемся над ними, потому что они чересчур близки к нам или слишком нам знакомы, и кажется нам, что ничего так и не случилось и что мы далеки от той действительности, которая вроде нам не по росту. Ну что ж! Пусть и не по росту. Но не только суть в том, что есть вещи священные, злоупотреблять которыми не следует. Хаос, сумбур, неподвижный взгляд, хитрая усмешка, ординарность, попытка закрывать глаза перед реальностью зла - всё это так тесно связано с низшей природой, что может быть понято как патология. Одна над всеми главенствующая способность, составляющая Божественную природу человека, получила наименование человеческого разума. Разум есть существо духовное, происходящее из горнего духовного мира. Жизнь человека не исчерпывается рациональными понятиями и категориями. Преемственность явлений нашего религиозного иудейского сознания -порождение любви, которая является основанием веры в то, что "Господь есть Бог на небе, вверху, и на земле, внизу" и что "нет другого, кроме Его".7 Это-то и есть внутреннее понимание, и есть освещение сердца и озарение души, это-то и есть разум - достоверность сознания, открывающего всю реальность свершения, возможность совершить человеку в пределах земного всё земное, чаемое и явленное ему.
1 Рамбам. Морэ Невухим 3,18.
2 Трактат Авода Зара 53.
3 Бытие 12,7 – בראשית לך יב
4 Бытие 13.15.- בראשית לך יג
5 Амос 3,2.
6 Ишаяу 43,10-19.
7 Второзаконие 4,39. דברים ואתחנן ד'