Павел Гольдштейн.
МИР СУДИТСЯ ДОБРОМ

К оглавлению

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ

Есть глубочайшая истина в том, что "степень провидения Божьего пропорцио­нальна степени разума человеческого".1 В этой истине вся реальность, всё дейст­вительное и самое важное; она есть все для жизни народа нашего, для Израиля. Возвращаясь к великому воззрению, человек избавляется от неприкаянности бес­сердечного, низменного мира абсурда. Новые мысли и новые чувства человека воссоединяются с управляющей разумностью в стремлении стать совершеннее и чище перед Творцом Небесным, Который видит нас. И становится ясно, какими тесными узами связаны единичное и целое, становится ясно, что тот, кто больше усовершенствовал свою душу, согласно данной ему силе разума, привлекает к се­бе провидение Божие в большей степени, а тот, кто загубил в себе данную ему силу разума, не очень-то может надеяться, чтобы над ним бдило провидение Божие.

Ведь наша сила в нас самих, в людях, проникнутых верой и уверенностью, отстоявших свое право жить на священной земле, жить в добрых делах, в которые вкладывается много сердца, жить, отдавая себя ближнему, без расчетливого жела­ния получить что-то взамен, жить с глубоким пониманием, чего от нас хочет судь­ба, с чувством космичности переживаемого, ибо "не скрыты пути наши от Господа и дело наше не минуется Им". И ведь это уже налицо в чуде возрождения Израиля, окруженного со всех сторон неисчислимой ратью врагов.

Ты все более хорошеешь, все более зеленеешь, Святая наша земля! Молодое поколение верующих сынов Израиля все более проникает в самые глубины позна­ния, и видится - чувствуется, что если бы от этого поколения, в выражении кото­рого просвечивает высшая одухотворенность, потребовали отречения от своей веры и своих убеждений и преклонения перед идолами нынешнего цивилизованно­го языческого мира, они готовы были бы пожертвовать жизнью для сохранения своего достоинства - достоинства сынов Израиля - сынов Божьих. Они живут глубиной и чистотой души, не удаляясь от реальности и не укрываясь от жизни в несбыточной мечте. Они благословляют Творца Превечного, Которому "принад­лежит вся земля и всё, что наполняет ее", и продолжают самоотверженно работать, чтобы и дальше превращать пустыню в цветущий сад. Для них Эрец-Исраэль, Иудея, Шомрон - это вовсе не "захваченная территория", а земля и родина отцов, "она  - наследство нам от отцов наших";2 "Потомству твоему страна эта",3  - сказано в Торе: "Ибо всю землю, которую ты видишь, - тебе отдам ее и потомству твоему навеки - сказал Господь Аврааму".4

Нет сомнения, что то, что может разделить людей, - это видение мира, материалистическое или духовное. Тому, кто продал с аукциона (тем, кто даст больше нефти) свои крохотные нравственные ценности, является возможность предста­вить дело таким образом, что всё, что в изобилии есть в Израиле прекрасного, включая плантации цитрусовых, цветущие поля и многое другое, - силой отобра­но у "несчастных арабов". Напрасно цивилизованные язычники, пожимающие руки тиранам и профессиональным убийцам, рвутся из пределов подлинной действи­тельности, пытаясь дополнить утверждение прав убийц на нашу Богом данную нам землю, фантазией арабских сказок об угнетенном, преследуемом евреями арабе-палестинце.

Возможно, что другое чувство мира, не материалистическое, а иное, непре­одолимое, влекло в 1918 году австралийских и английских пилотов к фото­снимкам территории Эрец-Исраэль, которая, пребывая века в запустении, выгляде­ла шестьдесят лет назад как совершенно пустынная местность. Ознакомившись с обширным собранием этих фотоснимков (не менее 1725), систематизированных отделением географии Иерусалимского Университета, можно сделать вывод, что земля Эрец-Исраэль была неправдоподобно мало заселена. Руки сынов Израиля положили за очень короткое время основание современному ландшафту нашей цветущей страны. Однако ясно, что всё это было бы неосуществимо без помощи свыше. Но в период того постулятивно атеистического поколения практиков-идеа­листов, не осознававших, что перед нами только начало грядущего величия Израи­ля, такая ясная истина трагически не находила себе выхода. А есть ли нечто более сильное и ощутимое, чем понимание того, что когда Творцу Небесному угодно, то посев оплодотворяется и произрастает, а если Ему не угодно, тогда земля ничего не производит, а если и производит, то произведение подвергается порче и земля в том нисколько не виновата? Только такое понимание, такая степень нашего ра­зума может вырвать нас из тумана нынешних дней и наполнить особым ощущени­ем Божественного присутствия, ощущением чуда, предопределенной свыше духов­ной нашей обособленности, от которой зависит духовная судьба человечества.

Не в розовых тонах натуралистической идиллии понимание сверхразумной реальности иудейского предназначения. Невероятное возникает благодаря непре­рывному акту творения, осуществляемому Творцом Превечным, и именно мы предопределены к тому, чтобы содействовать Его Верховному Промыслу. Он на­делил нас сверхкачественной творческой силой, непрестанным движением мысли, и более чем странно, когда это движение мысли заслоняется недомыслием, и ка­жется совершенно невозможным, чтобы недомыслие правило умом нашего народа. Что должно было обозначать собой многократное пожелание иметь в возрожден­ном Израиле в нашей среде хотя бы одного собственного вора, что могло обозна­чать это непростительное стремление постулятивно-атеистического поколения уро­вняться во всеобщем интернациональном ничтожестве и, оторвавшись от религиоз­ной преемственности поколений, стать как все? Ужели не имели они никакого чув­ства, никакого понятия о собственной иудейской жизни, о действующих в ней си­лах, о высочайшей цели, к которой с таким постоянством стремился в течение веков Богом избранный народ? Можно ли ждать, что мы, отрекшись от разума, осмелив­шись посягнуть на недоступное и скрытое от нас, останемся без наказания в буду­щем? «Только вас отличил Я перед всеми народами земли, потому и взыщу с вас за все ваши грехи»,5 читаем мы у пророка Амоса. И еще о том же у пророка Иешаяу: "Но Мои свидетели вы, говорит Господь... Я, Я есмь Господь, и кроме Меня нет Спасителя. Я предрек, и спас, и предвозвестил; и нет между вас иного; вы же Мои свидетели, говорит Господь, и Я Превечный. И от начала дней Я Тот же Самый, и никто не спасет от руки Моей: Я действую, и кто может переменить?.. Но вы не вспоминаете прежнего и не помышляете о прежних событиях. Вот, Я делаю новое; ныне оно явится".6

Да, поистине всё необычно! Но разве действительность перестает быть действительностью, раз она необычна? И разве можно отвернуться от чуда Войны за Неза­висимость, когда на только что возрожденный и почти не вооруженный Израиль напали армии Египта, Трансиордании, Сирии, Ливана и Ирака и он победил их; и разве не еще большее чудо победа Израиля в Шестидневной войне?

"Вот Я делаю новое, говорит Господь; ныне оно явится ". И вот оно - это чудо еще раз явилось, когда в Йом-Кипур 5734 года сотни советских батарей - ракет ти­па "САМ 2", "САМ 3", "САМ 6" были направлены на уничтожение наших самоле­тов, когда число вражеских танков, обрушившихся на Израиль, было во много раз больше, чем когда армии Гитлера перешли границы Советской России в самые страшные для неё дни 1941 года. И Израиль с Божьей помощью опять победил. Но нужны, очевидно, постоянные усилия разума, чтобы в полной мере ощутить, что неустанное служение Ему есть заслуга, а непокорность - вина; что всё совер­шаемое нами хранится у Него, как сказано (Ирмияу 32,19): "Великий в Своих определениях и Сильный в Своих действиях, ибо очи Твои отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздать каждому по путям его и по плодам дел его".

И за этими пророческими словами все факты налицо. И вот еще один из них: "Житель Нетании, укравший из синагоги свиток Торы, как сообщает агентство ИТИМ, совершенно ослеп. Судья Тель-Авивского окружного суда проявил снисхо­дительность, после того как адвокат подсудимого заявил, что его подзащитный и без того достаточно наказан Всевышним. Правда, судья Иосеф Гариш, проявив великодушие, вместе с тем счел нужным оговориться, что у пятидесятилетнего вора Элияу Авраама весьма богатое уголовное прошлое - "чернее черного". Судья выразил опасение, что Элияу Авраам даже незрячий может и впредь найти возмож­ность нарушить законы. Оглашая приговор, судья упрекнул полицейских за то, что свиток Торы был принесен в суд в том же грязном мешке, в котором он хранился с момента ареста ослепшего вора. Судья распорядился немедленно вернуть свиток в синагогу, откуда он был украден".

Да, поистине всё необычно! И всё это оттого, что нам Господь не дает стать та­кими, как все.

Таковы факты, а мы их часто не замечаем и не задумываемся над ними, пото­му что они чересчур близки к нам или слишком нам знакомы, и кажется нам, что ничего так и не случилось и что мы далеки от той действительности, которая вроде нам не по росту. Ну что ж! Пусть и не по росту. Но не только суть в том, что есть вещи священные, злоупотреблять которыми не следует. Хаос, сумбур, неподвиж­ный взгляд, хитрая усмешка, ординарность, попытка закрывать глаза перед реальностью зла - всё это так тесно связано с низшей природой, что может быть понято как патология. Одна над всеми главенствующая способность, составляющая Боже­ственную природу человека, получила наименование человеческого разума. Разум есть существо духовное, происходящее из горнего духовного мира. Жизнь челове­ка не исчерпывается рациональными понятиями и категориями. Преемственность явлений нашего религиозного иудейского сознания -порождение любви, которая является основанием веры в то, что "Господь есть Бог на небе, вверху, и на земле, внизу" и что "нет другого, кроме Его".7 Это-то и есть внутреннее понимание, и есть освещение сердца и озарение души, это-то и есть разум - достоверность созна­ния, открывающего всю реальность свершения, возможность совершить человеку в пределах земного всё земное, чаемое и явленное ему.


1 Рамбам. Морэ Невухим 3,18.

2 Трактат Авода Зара 53.

3 Бытие 12,7 – בראשית לך יב

4 Бытие 13.15.- בראשית לך יג

5 Амос  3,2.

6 Ишаяу 43,10-19.

7 Второзаконие 4,39. דברים ואתחנן ד'