Павел Гольдштейн.
К оглавлению
МИР СУДИТСЯ ДОБРОМЖИЗНЬ В ДУХЕ ТОРЫ
Перед неумолимым фактором невыразимой ненависти к нашему народу, перед неизбежно суровой действительностью этих дней, которая оказалась иной, чем это предполагалось многими людьми на благородном их подъеме к Сионским высотам, стушевываются здравые на вид и очень поверхностные в своей основе всякого рода позитивистские аксиомы, принятые в обращении с согласием своего времени.
Не за пороки и недостатки ненавидят наш народ, а за то, что храним мы в себе что-то такое, чего ни у кого нет, и что превращается, наконец, в веру сердца.
В эти грозные дни мы стоим перед общим итогом наших нравственных обязанностей, которые могут каждого навести на мысль, что только иудейская наша природа является носительницею идеалов высшего блага и что именно она требует безусловного подчинения Его предначертаниям и велениям.
Еще многие из нашего народа продолжают пребывать в тумане ложных аналогий и грубых догадок, противопоставляя модные книжки всякого рода социологов, психологов и беллетристов Священной Книге Книг, рядом с которой даже все откровения человеческого разума, на котором выросли Шекспир, Гете, Пушкин, Толстой, не способны в равной мере выразить глубину единого мирочувствования, с глубокой идентичностью связывающего пробуждение души к ясному существованию во имя высшей цели, и внезапное уразумение дали бесконечного ее становления. Это то самое мирочувствование, которое только и может в подлинном смысле пробуждать в человеке все то, что называем мы человеческим.
Познание Сферы Духа, начертанное сынам Израиля, продолжалось в течение веков, углубляя духовную жизнь народа. Ежедневный опыт жизни знакомит нас с фактами, которые группируются под общим именем Явлений Духа, и которые приближают нас к достойному идеалу жизни.
Критерием истинного познания является не та внешность узкой ближайшей пользы, которой именно успешнее всего прикрываются адепты обывательской псевдо-действительности.
Видеть все в целом и каждое живое проявление в отдельности - вот к чему призывает нас иудейское мировоззрение, проникнутое бесконечной любовью к людям, бесконечным снисхождением к их слабостям, чувством единения всех с Творцом Единым и между собой.