К оглавлению

3

Я еще учился в школе, когда Джон Леннон был убит, и это было для меня страшным ударом. Я вырос на старых альбомах “Битлов” моей мамы, и в отрочестве для меня Леннон был всего лишь на одну ступеньку ниже Бога. Когда проклятый маньяк выпустил всю обойму в грудь этого замечательного музыканта, 8 декабря 1980 года, я целый месяц ходил в школу в черном. Я проделал весь путь до Нью-Йорка, где он был убит, и размахивал свечкой в память о нем, пока у меня не заболело плечо, и пел со всеми вместе “Все, что мы хотим сказать - дайте миру шанс”, пока это действительно не стало всем, что я хотел сказать. В то же время, я был временно исключен из школы за хулиганство (это не я, а Аарон Мительман запер француженку в шкафу - но кому сейчас докажешь), и таким образом, у меня была возможность провести в память о Джоне неделю под девизом “Лежи в постели и отращивай волосы”. Я даже заплатил сумасшедшую сумму из своих карманных денег за два альбома Йоко Оно, где она поочередно то вопит, то подражает голосу кита в течение где-то восьмидесяти пяти минут подряд. Если я не был настоящим фанатом, то кто же был?

Все это я рассказываю, чтобы показать, каким откровенным, убежденным и верным почитателем Джона Леннона был я тогда - ибо сейчас я хочу снова убить его.

Без сомнения, Джон в наилучшем виде проявил себя, как член своей команды, но вершиной его творчества, песней, которая во веки веков будет вызывать в памяти его имя, стала, конечно, “Представь себе” (Imagine). Меня не волнует, что скажут эти дебилы - издатели журнала Rolling Stone, но это великая песня, которая каждый раз, с первых своих нот вызывает у меня мурашки по коже и полную прострацию. Этот человек был подлинным гением, и песня Imagine - самое гениальное его произведение. Даже от одних только слов подгибаются ноги (смотрите!):

Представь себе, что нету Рая-
Это просто, если постараться.
Нету Ада под ногами,
А над головой - только голубое небо.
Представь себе, что все люди
Живут лишь сегодняшним днем…
Imagine there's no heaven
It's easy if you try
No hell below us
Above us only sky
Imagine all the people
Living for today...
Представь себе, что нет разных стран-
Это вовсе не сложно
Нет ничего, за что можно убить или умереть,
И нет никакой религии;
Представь себе, что все люди
Живут всю жизнь в мире…
Imagine there's no countries
It isn't hard to do
Nothing to kill or die for
And no religion too
Imagine all the people
Living life in peace...
Ты можешь сказать, что я мечтатель,
Но я не один такой-
Я надеюсь, что однажды и ты будешь с нами,
И весь мир будет жить, как один человек…
You may say that I'm a dreamer
But I'm not the only one
I hope someday you'll join us
And the world will live as one...

(И попробуйте только сказать, что вы не насвистывали мелодию, пока читали. Если нет, то с вами определенно что-то не так).

Какие слова! Такие прекрасные, такие добрые - такие верные. Мы соглашаемся с ними всем существом, каждой косточкой, принимаем их с той же естественностью, как дышим - даже не задумываясь. Они затрагивают самые глубокие струны в нашей душе, вызывают внутри нас туманное, но искреннее стремление к чему-то лучшему, к совершенству. Все, чему нас учили - самое наше существо - отзывается глубоким чувством на эти простые, но убедительные слова Джона (правда, хотите - верьте, хотите - нет, они были вдохновлены изначально стишком Йоко).

Вы наверняка думаете: ага, так мы и знали! Сейчас он начнет объяснять, что все, сказанное в этой песне - это просто экстатическое видение, приятная утопия, наивная и прекрасная фантазия, о которой хорошо говорить и петь, но которая не может быть воплощена в реальной жизни, и поэтому лишена какой-либо ценности для практического планирования личного или коллективного будущего.

Ну что вы, в самом деле! Вы меня просто обижаете. Я совершенно не имел этого в виду. В наш “практический” и “циничный” век я не боюсь признаться в своем идеализме и в фантазиях, которые сделали бы честь самому Дон Кихоту или певцу “Земляничной поляны”. Я оспариваю мечту Леннона не из-за ее нереалистичности (вспомните, Теодору Герцлю тоже говорили об этом). Напротив, многие ее аспекты - в том виде, в каком они предстают в Imagine - каждый день можно наблюдать во плоти. Если бы я разделял устремления Джона, если бы я хотел, чтобы они стали реальностью как можно быстрее, я принял бы участие и в борьбе за их осуществление. Я стал бы его верным Санчо Панса, я шел бы против ветра и течения, восставал бы против всех “реалистических” оценок, стоял бы, как скала, плечом к плечу с каждым, кто устремляется к той же возвышенной цели, отдал бы этому все свои силы и всю свою душу.

Проблема здесь не в недостижимости идеала, не в том, что здесь ставится возвышенная, но нереальная цель. Вовсе нет. Поймите: для меня видение пророка Джона вообще не является идеалом. Ровно наоборот. Я не только не хочу, чтобы он стал реальностью как можно скорее - я не хочу, чтобы он вообще когда-либо претворился в жизнь. Мечта Джона Леннона представляет собой, на самом деле, капитуляцию перед разрушительными и темными сторонами человеческой души. Чудесная панацея, которую он предлагает от всех бед мира и человечества, оборачивается средством для безболезненного “усыпления” никому не нужных собачек и смертельно больных стариков. Воплощение ленноновской мечты повлечет за собой смерть всех надежд, стремлений, радостей и самого смысла жизни для вас самих и для всех ваших знакомых. Если мы, столько времени воспринимавшие слова Леннона, как само собой разумеющийся идеал, увидели бы его воплощенным в реальной жизни, мы убедились бы, что его последствия ужаснее и отвратительнее всего, что мы когда либо могли…

…представить себе.

 

Продолжение