К оглавлению

Раздел D. Избранные отрывки из произведений р. Кука. Глава D-5

Послание обществу Бецалель

Предисловие

"Общество еврейского искусства Бецалель" (названное именем библейского мастера, назначенного Всевышним для создания Ковчега и всей утвари Скинии) было создано в 1906г. группой (нерелигиозных) художников и скульпторов, приехавших в Страну в период Первой – начала Второй Алии.

Как известно, взаимоотношение иудаизма с изобразительными искусствами не очень просты, - так что выступление р. Кука с приветствием к обществу Бецалель воспринималось, в то время, как совершенно шокирующее.

Две главные идеи составляют центральное содержание обращения р. Кука:

(1)   идея о "жажде жизни" как о важнейшем стержне национального возрождения. Эта "жажда жизни" проявляется и в собственно сионистском движении, и в освоении земли, и в киббуце, и в занятии всеми аспектами современной цивилизации, - и, конечно, в искусстве. Несмотря на то, что эта "жажда жизни" не всегда приобретает правильную форму – само её наличие необычайно важно. Это наличие жажды жизни составляет разительный контраст с предыдущим состоянием народа и является залогом его дальнейшего развития и продвижения.

(2)   Идея о важности "точки самоограничения" для достижения высокого духовного уровня. Этот принцип действует во всех областях жизни – и, в частности, в изобразительном искусстве. Черпая "точку самоограничения" из еврейской традиции, художник отнюдь не "теряет", а наоборот, получает доступ к большему духовному потенциалу.

***

Перевод (в сокращении)  - Рав Зеев Мешков

Яффо, 1908 г.

Обращение к руководителям общества еврейского искусства «Бецалель»

Уважаемые руководителям общества еврейского искусства «Бецалель», мир вам!

Повсюду в странах рассеяния братьев наших смятение, хаос и тьма. Льется кровь, растоптаны тела, раздроблены черепа, дома и другое имущество разорены грабителями и мародерами. Народ наш лежит как беззащитный ребенок под копытами дикого кабана - и нет спасения1). Иссякла надежда на «любящих» друзей (т.е. на «либеральную интеллигенцию», на которую еврейство России возлагало основные надежды в области нормализации еврейской жизни), близких – в час свободы, безучастных - в час бедствия.

Но вот сквозь непроглядный мрак, сгустившийся над миром, пробился луч света – это пробуждается Земля Израиля. И хотя медленно, очень медленно - с долгими перерывами в своем поступательном движении к возрождению - она набирает силы. Всякий, кто захочет присмотреться, увидит ростки новой жизни.

Одна из наиболее ярких примет этого не всегда заметного движения – та достойная уважения  деятельность, за которую взялось ваше общество: возрождение еврейского искусства и красоты в Эрец Исраэль. Отрадно видеть здесь наших талантливых братьев, гениев изящных искусств, занимающих достойное место в самых высоких кругах деятелей универсальной культуры. Ветры небесных высей принесли вас в Иерусалим, чтобы вы удостоились украсить незабвенный Святой Город своими произведениями и приложили усилия ради его величия и славы, благополучия и пользы. Это доброе начинание должно обрадовать всех: и молодых, и людей преклонного возраста, и даже тех из наших братьев, кто согбен непосильной тяжестью повседневных забот.

Состояние  нашего народа сегодня можно сравнить с девочкой,   любимой дочерью своих родителей, которая после долгой болезни вдруг открыла глаза, ее пальцы зашевелились как бы ища чего-то, и послышался слабый голос: «Мама, мама, дай мне куклу, мою любимую куклу!». Радость и ликование, все счастливы – отец и мать, братья и сестры: «Маленькая Шошана просит куклу! Слава Богу, это хороший знак, болезнь в самом деле оставила ее!»2). Теперь и у доктора есть надежда, что Шошана вырастет и превратится во взрослую девушку. Кукла – это только первая ее просьба, за ней последует множество других. Ее душа и тело будут крепнуть день ото дня, она потребует лекарства и еду, платье, книги, и помощь в ученье, и многое-многое другое. А сейчас у отца и матери слезы счастья на глазах: «Ах, маленькая Шошана просит куклу!». А братья и сестры хлопают в ладоши и пляшут от радости.

Возлюбленный Иерусалим, столица Израиля  - ты и есть шошана («лилия»), растущая в ущельях. 3), драгоценная дочь Сиона4). Ты была больна тяжелой и продолжительной болезнью, имя которой – изгнание детей из твоих пределов. Многие сыновья утратили твердость духа и потеряли надежду на твое выздоровление. Но вот жизненные силы начинают проникать в изможденное тело, и, едва придя в себя, ты тянешься к красоте, к искусству, к прекрасному.

Возможно, что глядя на Вас, люди практического склада ума скажут, что еще не время, что есть более неотложные проблемы, ожидающие своего решения... Может быть, в чем-то они и правы, но в целом – правда не на их стороне, ибо устремленность к прекрасному, возникшая в среде сыновей Израиля, является признаком пробуждения новой жизни. И потому тяга к художественному творчеству, рожденная духом выздоравливающей дочери Сиона, не только не отвлекает от решения насущных проблем, но прибавляет силы и вдохновляет на другие важные дела.

Уважаемые господа и дорогие братья, благодаря вашему начинанию мое сердце наполняется доброй надеждой и это дает мне смелость обратиться к Вам с несколькими словами о творчестве и искусстве, которые выражают позицию раввина. На первый взгляд, представляется, что отношение раввина к изящным искусствам несовместимо с мировоззрением творческой личности. Но это не так – и я надеюсь, что слова эти послужат на благо.

Наш народ издавна относился с любовью к шедеврам изобразительного искусства, но при этом никогда не считал, что творчество может быть полностью свободно от любых ограничений. Мы стремимся защитить свои души от дурного влияния, которое может быть оказано разными явлениями, в том числе и произведениями гениев изобразительного искусства. Мы никогда не станем рабами какого-либо желания, и стремление создавать прекрасные произведения не сможет поработить нас. Признаком порабощенности какой-либо идеей можно было бы считать такое безудержное увлечение, при котором человек не в состоянии ограничить свои действия, направленные на ее развитие и воплощение в жизнь.

Ограничения, которые ставил еврейский народ, никогда не преследовали своей целью уничтожение сути самого явления (изобразительного творчества), а были призваны служить добрым и возвышенным целям. И потому обозначение границ допустимого придавали изящество творческой мысли, и делали изысканными и прекрасными сами произведения искусства. Про еврейский народ говорят «словно (девушка),

окаймленная лилиями»5), -  и «даже если она окаймлена лишь лилиями (а не шипами и колючками, которые физически мешали бы ей пройти), она не преступит преграды»6). Народу Израиля достаточно ограды даже из лилий, достаточно одной обозначенной линии, единственной «красной черты»7), одного ограничивающего штриха, - ибо это ограничивающая черта указывает на существование другой, более высокой, чем свободное творчество идеи,  а идеи Высшего единства. «Ибо всякого высокого (ангела) охраняет (чтобы он не вышел за поставленные ему пределы) более высший, а более высшего - наивысший»8). Нередко и в других областях многосторонней и многогранной жизни народа бывает так, что ограничения, едва обозначенные и никоим образом не похожие на грубый окрик, помогали достичь желанной цели, - не ущемляя при этом свободу человеческого духа, не заключая ее в железные оковы и не отделяя Китайской стеной от сыновей Израиля. Более того, установление оград нередко становилось выражением внутренней сущности общины Израиля и проявлением ее особых свойств, что отличает ее от окружения, не знающего границ и ограничений в претворении своих желаний.

Наш народ формировался на основе учения праотцев в окружении людей, чьи представления о мире и этические нормы были развиты меньше, чем у младенца. Язычество, со всеми его пороками, простерло обагренные кровью руки над прелестным цветком, имя которому - красота и искусство, и почти лишило его чистоты и непорочности. Божественное откровение, блеснув в юдоли тьмы, породило дух Израиля, чтобы спасти дивную лилию (чувство красоты в душе человека), нежную и прекрасную. Нельзя было дать ей увянуть в грубых руках презренного язычества, нельзя было дать раздавить и загубить ее.

Эта вспышка света, давшая сынам Израиля силы вернуть всему миру чистоту эстетического чувства - дарование Торы, о котором сказано «Бог от Синая пришел и воссиял им от Сеира, явился от горы Паран»9). Голос незримого Бога даровал народу закон, основой которого стали заповеди, запрещающие создание образов сверхъестественных сил: «Не делайте при Мне богов серебряных и богов золотых не делайте себе»10), «Не делай себе изваяния»11), «Не делай себе литых богов!»12) А первой заповедью после дарования Торы было повеление создать переносной Храм, украшенный изображениями ангелов. И само Божественное провидение позаботилось о том, чтобы все изделия стали выражением красоты: «Смотрите, призвал Бог Бецалеля, сына Ури... И исполнил его Божественным духом, мудростью, разумением, и знанием, и талантом к любому ремеслу: искусно ткать, работать по золоту, и по серебру, и по меди, и резать камни для вставления (в оправы), и резать по дереву...»13). Из этого можно сделать вывод, что нет абсолютных запретов, исключающих изображение даже высоких духовных сущностей, - но, однако, существует требование трепетного отношения ко всему, что наделено святостью; и понимания проблем, возникающих из-за распространенного во всем мире идолопоклонства.

Даже после того, как с течением времени грубое язычество отошло на задний план и исчезло из повседневной жизни, община народа Израиля не отказалась от ограничения на изображения и, опираясь на письменную Тору и устную традицию, определила ту черту, которая должна служить вечным напоминанием о «мощи спасающей десницы»14) , без которой не избавиться от идолопоклонства; даже если в будущем эта черта уменьшится, так как человечество, достигнув мудрости в ее истинном понимании, не будет нуждаться в таком сильном запрете, удаляющем его от идолопоклонства; даже если от этой черты останется только одна точка, неизменная и вечная, - она вберет в себя весь великий и мощный дух, отражающий силу победы, одержанной еврейством над язычеством в прошлом, и величие надежд на будущее.

Вся великая широта красоты, сообщающая великолепие искусству и живописи, дозволена Израилю, кроме одной ограничительной линии, одного огораживающего штриха, который представляется строгим запретом, но на самом деле велик только своим значением, а не размером. Он несет в себе глубокий духовный смысл и лишь в незначительной степени ослабляет силу ремесла и искусства, придавая при этом всему творчеству несоизмеримую с самим ограничением важность: «Все изображения лиц дозволены, кроме [полного изображения] лица человека»15). Речь при этом идет только о выпуклом скульптурном законченном изображении человеческого лица. Но и в этом случае существуют галахические решения, позволяющие скульптору довести свою работу до совершенства – он может воспользоваться помощью мастера-нееврея для придания самых последних штрихов портрету. Таким образом, от «длинной линии» запрета останется лишь маленькая точка. Но как велико воздействие этого единственного строгого правила на душу народа Израиля! Благодаря тому, что оно постоянно напоминает о святости и ее невыразимости, евреи возненавидели изображения, созданные идолопоклонниками, как в языческом, так и в христианском мире прошлого и настоящего, – они стали невыносимы для них.

Поэтому нам подобает позаботиться о том, чтобы в национальной сокровищнице произведений искусства, расположенной в Святом Городе, не было подобных изваяний. И со стороны Вашего уважаемого общества, было бы весьма достойно объявить всему просвещенному миру – еврейскому и универсальному: «Наша деятельность, сосредоточена в той области, где пролегает линия соприкосновения эмоционального мира народа, законов религии и силы искусства. Она должна соответствовать стремлению нации связать развитие изящных искусств с Городом ее радости и надежды, кладезем всего, что дорого ей, оплотом ее величия и местом расположения Храма. И потому необходимо, чтобы вся наша деятельность развивалась только с учетом того, о чем говорят мудрецы Торы, гении Земли Израиля, люди прославленные в народе[16].

Вы можете быть уверены, братья мои, что соблюдение этой небольшой предосторожности откроет перед вами сердца людей и поможет приблизиться к намеченной вами цели, к которой стремятся все любящие наш народ и нашу землю.

И когда мы приблизимся к достижению того блага, которое вы стремитесь принести своими делами Святой Земле, - станет ясно, что здание, возводимое вами, способно привлечь множество наших братьев, занятых подобным мастерством или наделенных талантом к нему. В его стенах они смогут усовершенствовать свое дарование, а также воспитать целый ряд учеников-  представителей всех слоев нашего народа, живущих в Земле Израиля. И тогда во всем народе станет распространенным занятие почетными ремеслами, берущими свое начало там же, где и корни животворного древа искусства.

Все это станет возможным лишь в том случае, если наша сокровищница не будет содержать предметов, на которые мы, повинуясь долгу нашей святой веры, взираем с внутренним духовным отвращением. Уважаемые господа, чья праведная цель – улучшать, а не портить, строить, а не рушить, уверен я в возвышенности ваших душ, в том, что мои слова встретят у вас понимание, ибо они исходят из сердца, полного любви и уважения к тем истокам, из которых берет начало ваше стремление к благородной цели.



1) Дикий кабан - образ потомков Эсава (см.Псалмы, 80:14 и Раши там же). Эсав - брат-близнец Яакова, отказавшийся от духовного наследия семьи Авраама. Еврейская традиция считает европейские народы наследниками его идеологии и потомками не по крови, а «по духу». Эсав задумал убить Яакова за то, что тот (несмотря на то, что родился на мгновение позже) удостоился благословений первородного сына. Христианство, вступившее в спор с еврейским народом «о первородстве» или «об избранности», стало прямым наследником идеологии Эсава, собиравшегося доказать свою правду устранением соперника.

Когда рав Кук в 1908 году обратился с речью к художникам и деятелям искусства, еврейский народ еще не залечил раны Кишиневского погрома 1903 г. и погромов, прокатившихся по всей Украине и России в 1905 – 1906 гг., когда вина за попытку революционного переворота была полностью возложена на евреев, изнемогавших от своего бесправного положения. Погромы были страшны не только количеством потерянных жизней, но и попустительством и подстрекательством властей, зверской расправой с беззащитными жертвами, доказывавшей, что значительная часть населения России (в результате веками культивировавшихся представлений о евреях) не в состоянии видеть в них людей. Погромы оставляли чувство вечного страха и желания бежать... если было куда. Кишиневский погром поднял новую волну алии («репатриации») в Израиль, но большинство искало убежище в Америке.

2) См. трактат Шабат 137

3) Песнь Песней 2:1

4) Сион – гора в Иерусалиме, на которой  располагался царский дворец и верхний город. Символизирует народ Израиля в периоды его независимости, духовной высоты и силы.

5) Песнь Песней 7:3

6) Трактат Санhедрин, 37 Ограда из лилий символизирует соблюдение закона не из страха наказания, а в силу осознания величия Творца и любви к Нему.

7) Мишна, Мидот, ч. 3, мишна 1

8) Коhэлет (Экклизиаст), 5:7

9) Дварим,  Второзаконие 33:2

10) Шмот, Исход  20:19

11) Шмот, 20:4

12) Шмот 34:17

13) Шмот 35:30-35

14) См. Теилим 20:7

15) Трактат Рош аШана 24