К оглавлению "Рав А.И.Кук- создатель философии религиозного сионизма"

БИОГРАФИЯ РАВА КУКА

Перевод и комментарий - Пинхас Полонский

Подготовлена Бет hа-Рав- мемориальным домом-музеем р. Кука.

1. Детство
1.1. Семья
1.2. Хедер. Комментарии к Песнь песней. Характер.
2. Места учебы
2.1. Лудза (1878-1880)
2.2. Сморгонь (188З)
2.З. Воложин (1884-1888)
2.4. Женитьба
З. Раввинские должности до переезда в Землю Израиля
З.1. Раввинат в Зоймеле (1888-1895)
З.2. Изучение Иерусалимского Талмуда, каббалы, книга Хаваш Пеэр
З.З. Смерть жены; второй брак
З.4. Раввинат в Бауске (1896-1904)
З.5. Публикация статей Свидетельство Израиля и его национальная самобытность, Ручьи в Негеве, Советы издалека и др.
4. Яффский период (1904-1914)
4.1 Избрание р.Кука раввином г.Яффо и окрестных поселений
4.2. Деятельность в сфере образования
4.З. Связи с мошавами. Деятельность, связанная с годом Шмита
4.4. Участие в делегации раввинов, посетивших Самарию и Галилею.
5. За границей (1914-1919)
5.1. Германия (1914)
5.2. Швейцария (1915). Книга Орот
5.З. Встреча с Назиром
5.4. Лондон (1916-1919). Книга Рейш Милин
5.5. Движение Дегель Иерушалаим
6. Раввин Иерусалима (1920-1921)
6.1. Борьба сторонников и противников назначения Рава Кука раввином Иерусалима
6.2. Деятельность на посту раввина Иерусалима.
7. Главный Раввин Земли Израиля (1921-19З5)
7.1. Избрание Рава Кука главным ашкеназским раввином
7.2. Благотворительная деятельность
7.З. Основание иешивы Мерказ hа-Рав
7.4. Поездка в США в составе делегации раввинов
7.5. Общественная и религиозная деятельность
7.6. Дело Арлозорова
7.7. Последнее лето в жизни Рава Кука


Глава первая. Детство

Перевод и комментарий - Пинхас Полонский

1.1. Семья

Авраам-Ицхак hа-Коhен Кук родился в городке Грива, в Латвии, 15 элула 5625 (1865) г.
Родительский дом сильно повлиял на его воспитание и развитие, важные душевные качества он приобрел под влиянием своего отца р.Шломо-Залмана и матери Перлы-Златы. Отец, принадлежавший к течению митнагдим (т.е. к не-хасидам, последователям литовского направления в иудаизме), выражал свое представление о будущем своего сына так: Я хотел бы, чтобы он стал раввином (т.е. религиозным лидером не-хасидского типа, литваком). Мать, дочь хасида-хабадника, говорила: Я бы предпочла, чтобы он был ребе (т.е. раввином хасидского типа). По сути, Рав Кук воплотил в своей жизни оба эти идеала. С одной стороны, его отличала громадная ученость, обширные знания, галахический авторитет и умение решать сложные проблемы, связанные с реализацией Еврейского закона- т.е. все то, что относится к образу раввина-литвака. С другой стороны, он был харизматической личностью, умевшей не только передать глубокое религиозное чувство окружавшим его людям, но и умевшим также понять и принять людей, далеких от Торы, указать путь, позволяющий даже им приблизиться к Создателю- т.е. то, что отличает образ хасидского ребе.
Спустя много лет, на вечере памяти своего отца, р.Шломо-Залмана, состоявшемся в зале иешивы Мерказ hа-Рав в Иерусалиме, Рав Кук так охарактеризовал его: Центральным его качеством было стремление к истине. А найденная истина уже не может затеряться так просто. Она непременно окажет свое действие, раньше или позже. А что означает стремление к истине? То, что человек сумел воплотить в своем характере и привычках уникальные свойства своей собственной души, что он не только не говорит лжи в повседневной жизни, но честен и целен с самим собой. Такая личность может влиять и влияет на окружающих. Таким был р.Шломо-Залман, отец Рава А.И.Кука.

1.2. Хедер. Комментарии к Песнь песней. Характер.

Влияние родительского дома, царившая в нем атмосфера любви к Эрец Исраэль и желание жить в ней также очень сильно сказались на формирование личности Рава Кука. Даже детские игры в хедере, где учился Авраам-Ицхак, часто выражались в том, что он собирал детей и все вместе они направлялись в Землю Израиля. Любовь к Земле Израиля, зерно которой было заложено в детстве, не покидало Рава Кука всю жизнь. Взаимоотношения еврейского народа (и каждого отдельного еврея) с Землей Израиля являются одной из важнейших тем учения Рава Кука.
Аврааму-Ицхаку не исполнилось еще и девяти лет, когда отцу пришлось забрать мальчика из хедера и учить его самому, т.к. не нашлось раввина, который смог бы ответить на все вопросы ребенка на уровне, соответствующем его способностям.
В возрасте 11 лет Авраам-Ицхак составил свою первую книгу- комментарий на Песнь песней. Отметим, однако, что этот комментарий, хотя и свидетельствовал о поэтической натуре, не отражал основного увлечения вундеркинда из Гривы (как в детстве называли Рава Кука). Он был погружен с головой в изучение Закона и Талмуда.
Уже в детстве Авраам-Ицхак отличался не только высокой работоспособностью и любовью к Торе, но и стремлением реализовать свою любовь к ближнему. Иллюстрацией сказанному является следующий эпизод. Рассказывают, что когда встречный спрашивал у него дорогу, то он не ограничивался, как это водится, указанием нужного направления рукой, но провожал человека до места. На вопрос взволнованных родителей, почему он не вернулся домой вовремя, Авраам-Ицхак отвечал: Показывал дорогу еврею.
Все эти свойства личности, проявившиеся уже в детстве, не прошли со временем, а развивались и в дальнейшем стали составляющими характера Рава Кука, главного раввина Земли Израиля.

Глава вторая. Места учебы рава Кука

2.1. Лудза (1878-1880)

По достижении бар-мицвы (1З лет) Рав Кук покинул родной город Гриву и переехал учиться в соседний городок Лудзу (Луцин). Два года учился он в Лудзе (1878-80), где его учителями были р.Элиэзер Дон-Йихья, дед его матери, и р.Яков Рабинович, сын р.Мордехая Гимпеля Иоффе. Рав Кук рассказывал впоследствии, что эти учителя оказали на него огромное влияние не только из-за присущей им душевнай щедрости, величия и четкости мысли, но и ввиду совсем не являвшегося в то время обычным широчайшего кругозора.
Уже тогда юноша Авраам-Ицхак строил грандиозные планы, осуществившиеся через много лет. Так, однажды, он сказал одному из своих одноклассников, Придет день, когда и я достигну высокого уровня в Торе, совершу алию в Землю Израиля, в святой город Иерусалим, создам и возглавлю там большую иешиву, и соберутся ко мне ученики со всех концов земли.
Тогда же, в возрасте 14 лет, Авраам-Ицхак однажды принес домой необычный текст: стихи, которые он написал в те часы, что не являются ни днем, ни ночью... Рав Кук писал стихи именно в это время суток, т.к. дни и ночи следует посвящать изучению Торы, а не стихам. Отец Рава Кука, р.Шломо-Залман, который боялся влияния на юношу hаскалы (движения за внедрение в еврейские массы нерелигиозного западного просвещения) отреагировал однозначно: Смерть в горшке! (цитата из Второй Книги Царей, 4:40).
Эти стихи были свидетельством особого поэтического дара рава Кука, который раскрылся позднее, в более поздних его стихах. Рав Кук писал стихи и в последующие годы учебы: Законы Хануки вкратце в которых краткий пересказ законов Хануки облечен в поэтическую форму, как это принято в субботних песнопениях, Йоцрот , стихи к некоторым особым Субботам и др..
В конце 1880 г. Рав А.И. Кук вернулся из Лудзы в родной город Грива и продолжил там учебу у своего отца, р.Шломо-Залмана. Периодически он занимался также с р.Реувеном hа-Леви, раввином города Двинска. Этот неординарный человек высоко ценил достоинства молодого эрудита; как-то раз он сказал ему: Ты владеешь логикой Торы!

2.2. Сморгонь (188З)

В 188З г. А.И. Кук решил поселиться в маленьком городке Крево Виленской губернии и продолжить там учебу, но, как сказано, в Псалме многочисленны замыслы в сердце человека, но предназначенное Господом сбудется. По дороге в Крево сломалась телега, ездоки остановились на короткое время для починки ее в городке Сморгонь. А.И. Кук, не теряя времени зря, посетил раввина этого городка р.Хаима-Авраама Шапиро. Этот краткий визит превратился под влиянием р.Шапиро в целый год углубленной учебы. Р.Шапиро задержал А.И. Кука и уговорил его остаться учиться у него, весь этот год обеспечивал А.И. Кука всем необходимым.

2.З. Воложин (1884-1888)

Накануне Хануки 1884 года А.И. Кук приехал учиться в знаменитую Воложинскую иешиву. Эту иешиву основал р.Хаим Воложинский, ученик Виленского Гаона; она функционировала (за исключением нескольких лет) вплоть до Второй Мировой войны. Это была главная и самая большая иешива в Литве, она выделялась большим числом учеников и черезвычайно высоким уровнем своих занятий.
Воспитательные принципы Воложинской иешивы заключались в том, чтобы научить учеников заботиться как о развитии собственной личности, так и о развитии еврейского народа в целом.
Во время учебы в Воложине возникла особая духовная близость между р. Куком и равом Нафтали Цви-Иеhудой Берлиным (Нацивом), который возглавлял иешиву в этот период.
Ради того, чтобы вырастить такого ученика, стоило основать Воложинскую иешиву,- так отзывался впоследствии Нацив о Раве Куке.
Период пребывания и учебы рава Кука в Воложине был особенно плодотворным. В семь утра он приходил в иешиву и учился до полуночи почти без перерыва. Шестьдесят листов Талмуда входили в его ежедневную программу, так что за весь период учебы он сумел семнадцать раз пройти весь Вавилонский Талмуд. Не зря называл рав Кук Воложинскую иешиву Храмом Торы и благославлял Всевышнего, который вел нас по пути истинному и привел в это место средоточия Торы.

2.4. Женитьба

Слух о вундеркинде из Гривы также дошел до одного из виднейших раввинов Литвы р.Элиягу-Давида Рабиновича-Теомим (Адерета), раввина города Поневеж, и он захотел с ним познакомиться. Встреча состоялась, и рав Кук произвел чрезвычайно сильное впечатление на Адерета. Рав Кук сблизился с семьей Адерета. В возрасте примерно двадцати лет рав Кук женился на Бат-Шеве Альте, дочери Адерета. Адерет очень хотел, чтобы его талантливый зять продолжил учиться в Воложинской иешиве под руководством Нацива, и приложил все усилия, чтобы поддержать Рава Кука.
В своей небольшой книжке Эдэр hа-Якар рав Кук впоследствии описал достоинства своего тестя, в частности, его необыкновенную способность быстро и основательно учиться. Следующая история иллюстрирует это: некий раввин принес Адерету на рецензию рукопись своей книги, содержавшую оригинальные исследования Торы. Адерет взял в руки рукопись и начал листать страницу за страницей. Почтенный раввин, обидевшись на то, что Адерет столь быстро просматривал его труд, спросил: Почему уважаемый раввин невнимательно просматривает то, что я написал? Адерет ответил: Упаси Бог! Я изучаю все с большим вниманием, ты можешь проэкзаменовать меня по этой книге. Эрудированность Адерета поразила автора...
В начале зимы 1887 г. Адерет попросил Нацива написать своему ученику рекомендательное письмо с тем, чтобы Рав Кук смог получить должность раввина в каком-нибудь городке. Под влиянием Хафец Хаима (одного из крупнейших галахических авторитетов того времени) рав Кук согласился принять на себя впервые обязанности раввина. В 1887 г. он стал раввином небольшого литовского городка Зоймеля.

Глава третья. Раввинские должности до переезда в Землю Израиля

З.1. Раввинат в Зоймеле (1888-1895)

Годы в Зоймеле были для рава Кука годами напряженной работы и духовного продвижения, и вместе с тем ответственного отношения к ежедневным делам общины. На стене его кабинета, в который многие приходили за судом по законам Торы, висели плакаты с различными высказываниями о важности нелицеприятности в судопроизводстве и щепетильности в денежных вопросах. Что касается щепетильности, то у Рава Кука это было не просто лозунгом: когда община города решила пожертвовать Раву доход от продажи соли (такая форма платежа равину города за его работу была принята в то время в общинах Литвы), он потребовал от торговцев приобрести точные стекляные разновесы, чтобы предотвратить возможность обсчета покупателей и лишних доходов для себя.

З.2. Изучение Иерусалимского Талмуда, каббалы, книга Хаваш Пеэр

За годы работы раввином Зоймеля,- возможно, благодаря тому, что городок этот был маленьким, и общественная нагрузка была невелика,- Рав Кук сумел в течении полугода проработать весь Иерусалимский Талмуд, опубликовать, без имени автора, свою книгу Хаваш Пеэр, посвященную законам головного тфилин (напечатана в Варшаве в 1891 г.), и также много заниматься скрытым учением Торы- Каббалой.
Изучение Открытого (т.е. Талмуда и т.д.) и в особенности Скрытого (т.е. Каббалы) Учения усилило у Рава Кука томление по Святой земле. В Зоймельский период значительное время он посвящал изучению заповедей, которые могут исполняться только в Земле Израиля, в частности, заповедей Храма и его святынь.
Причину своего увлечения неактуальными на первый взгляд заповедями Рав Кук объяснял в своей книге Мишпат коhен: Если мы заставим себя прилежно изучать ту часть Торы, которая посвящена Земле Израиля и Храму, то учеба обязательно приведет нас к практическим делам. Изучение этих заповедей само по себе приближает человека к изучаемому предмету, и он уже не хочет откладывать его воплощение на неопределенное будущее.

З.З. Смерть жены; второй брак

В зоймельский период умерла жена Рава Кука Бат-Шева Альте, дочь Адерета. Спустя некоторое время Рав женился на Рае-Ривке, дочери р.Ц.-И.Рабиновича-Теомим, брата Адерета. У супругов рождаются дети: сын - Цви-Иеhуда (ставший впоследствии главой иешивы Мерказ hа-Рав в Иерусалиме) и дочь- Батья-Мирьям.

З.4. Раввинат в Бауске (1896-1904)

В отличие от Зоймеля, города литваков, жители которого придавали первостепенное значение изучению Талмуда, жители более крупного города Бауска были маскилим (подвержены влиянию hаскалы- движения Просвещения), и европейская культура ставилась ими во главу угла. Когда Рав Кук появился на похоронах раввина города р.Элиасберга с тфилин под шляпой, это было воспринято жителями Баусука, как чрезмерное благочестие, и назначение его раввином города задержалось на несколько лет. (Обычно тфилин снимают после утренней молитвы. Рав Кук, однако, не снимал тфилин после молитвы и ходил в них весь день. Проблема постоянного ношения Тфилин в том, что при надетых Тфилин нельзя отвлекаться мыслью от них т.е. необходимо постоянно помнить о них и о содержащихся в них заповедях).
В 1887 г. Рав Кук был все же принят на должность раввина просвещенного города Бауска. Влияние hаскалы и немецкой культуры в городке привело к тому, что многие жители здесь не проявляли строгости в соблюдении заповедей; и Рав Кук предпринял значительные усилия, чтобы добиться соблюдения всех деталей Торы еврейской общиной города.
Однажды, в пятницу перед наступлением Субботы, Рав увидел, что магазин городского габая (синагогального старосты), важного и богатого человека, еще открыт, хотя многие люди уже спешили в синагогу. Рав Кук зашел к нему и сказал, что наступает Суббота, и следует запереть магазин. Габай рассчитывал, что раввин ограничится одним замечанием, но тот, к изумлению габая, вернулся через несколько минут, сел на стул и заявил, что не сдвинется с места, пока не закроют магазин и не прекратят нарушение Субботы.
Рав Кук проявлял настойчивость не только в вопросах соблюдения заповедей между человеком и Богом, но и в вопросах соблюдения правил взаимоотношений между евреями.
Как-то Рав приехал на несколько дней на отдых на Балтийское море. На этом куророте отдыхали совместно раввины, ученики иешив и баалей батим (евреи, зарабатывающие на жизнь светскими занятиями). Среди отдыхающих были двое молодых людей, которые отмечали траур по своим родителям и нуждались в миньяне для произнесения Кадиш, один- учащийся иешивы, а второй- богатый и важный баал баит. Однажды богачу показалось, что студент иешивы похитил одного человека из его миньяна, и он начал кричать на него и ругаться. Рав Кук, присутствовавший при этом, не смог выдержать унижения студента и дал пощечину богачу. Тот, против ожидания, собрал свои вещи и покинул курорт. Спустя несколько лет, когда Рав Кук совершал поездку по США, его встретил один местный богач, владелец часового завода, и рассказал, что он и есть тот человек, который много лет назад унизил студента иешивы. В знак раскаяния в своем старом поступке богач подарил Раву Куку золотые часы. Интересно, что эта история с часами завершилась уже в Иерусалиме, в то время, когда Рав Кук был главным раввином Земли Израиля. Одна нуждавшаяся женщина пришла к нему с просьбой одолжить денег. Вместо денег он дал ей те самые золотые часы, чтобы она их оставила в качестве залога в Гмилут Хасадим- бесприбыльной организации для получения денежной помощи...
В Бауске, как и в Зоймеле, Рав Кук не прекращал как работы по организации изучения Торы в городе, так и собственной неустанной учебы. Он открыл в Бауске иешиву и основал общество Тиферет бахурим, целью которого было создание условий работающей молодежи для регулярной учебы по вечерам и по субботам.

З.5. Публикация статей Свидетельство Израиля и его национальная самобытность, Ручьи в Негеве, Советы издалека и др.

В тот период Рав Кук опубликовал несколько статей, ставших началом формирования его особого религиозно- сионистского мировоззрения, Свидетельство Израиля и его национальная самобытность, Ручьи в Негеве, Советы издалека. В этих работах он предложил свой оригинальный взгляд на сионистское и национальное движение. Главным в подходе Рава Кука в то время, в начале сионистской деятельности, было его стремление не отталкивать светско-национальные движения, а иудаизировать их, т.е. поставить их на религиозно-идейную основу. В тот же период,- начав в Зоймеле и закончив в Бауске,- Рав Кук написал книгу Мидбар Шор, в которую он включил некоторые из своих выступлений перед общиной.

Глава четвертая. Яффский период (1904-1914)

4.1. Избрание р.Кука раввином г.Яффо и окрестных поселений

Летом 1902 г. скончался р.Нафтали-Цви hа-Леви, раввин города Яффо. Община города, который был тогда центром сионистской деятельности в Эрец Исраэль и где сосредотачивалась жизнь новых еврейских поселений, хотела найти подходящего ей по характеру духовного лидера. Рав Йоэль-Моше Соломон, основатель города Петах Тиква, предложил пригласить на должность равина - Яффо Рава Кука.
Это предложение получило поддержку р.Шмуэля Саланта, раввина Иерусалима, и также мэра города Яффо Шимона Рокеаха, котрый в частности, ходатайствовал перед оттоманскими властями о предоставлении визы Раву Куку, российскому подданному.
Рав Кук рассматривал репатриацию в Землю Израиля как самый дорогой подарок, а в своих письмах в течении первого года пребывания в стране многократно писал, что мечта его наконец-то исполнилась.
28 ияра 5664 (1904) года, (день, в который 6З года спустя Старый Город Иерусалима будет освобожден от иорданских войск), Рав Кук сошел с корабля на берег города Яффо. Он поселился с семьей в маленькой квартирке в квартале Неве-Цедек и немедленно приступил к работе. Его работа велась в двух основных направлениях: а) образование- Рав основывал школы, проявляя основную заботу о начальных религиозных школах (Талмуд-Тора); б) налаживал связи с сельскохозяйственными поселениями (мошавами) и занимался решением галахических проблем, возникавших в связи с новой реальностью на Святой Земле- появлением земледельцев, не соблюдающих заповедей Торы.
Должность Рава Кука называлась раввин г.Яффо и окрестных поселений. Фактически, Рав Кук был раввином Нового Ишува. (Жителями Нового Ишува называли тех, кто приехал в Землю Израиля с сионистским движением,- в отличие от жителей Старого Ишува, т.е. тех, кто приехал из чисто религиозных соображений, еще до начала сионистского движения. До Первой Мировой войны Яффо/Тель-Авив был центром Нового Ишува, Иерусалим- центром Старого Ишува.)

4.2. Деятельность в сфере образования

Рав Кук, помимо помощи уже существующим религиозным школам в Яффо (средней школе, ремесленному училищу и иешиве Шаарей Тора), основал высшую национальную иешиву, подобной которой до того времени не существовало. Правда, иешива действовала лишь короткий период, но ее идейные принципы - воспитание духовных лидеров Нового Ишува, акцентирование национальной темы и обращение к актуальным вопросам в галахе- были важным новшевством в системе образования в Земле Израиля.
Неудовлетворение Рава Кука атеистической системой воспитания и образования, ярким представителем которой была гимназия Герцлия, проявилось в следующей истории: проходя как-то мимо здания гимназии, он сказал, что следует произносить в этом месте сразу два благословения. Одно- это обычное благословение, которое относится к восстановлению еврейского Ишува в Земле Израиля: Благословен Тот, Кто восстанавливает владение вдовы (имеется в виду еврейский народ, потреявший свою страну). Но к нему надо также добавить и второе: Благословен Тот, Кто искореняет идолопоклонство из нашей земли. Это добавление поясняет отношение Рава Кука к атеистической системе образования вообще, и к практиковавшейся там методике изучения ТаНаХа, основанной на библейской критике, в частности.
Другой сферой неустанной деятельности Рава Кука было налаживание отношений с рабочими и халуцим (первопроходцами) Второй Алии - сионистами-социалистами, поехавшими в Эрец Исраель в 1906 г., после поражения Первой Русской Революции, и надеявшимися на еврейской почве осуществить свою мечту о социалистическом государстве. Близкие связи Рава Кука с ними, столь отличавшиеся от негативного отношения Старого Ишува к молодежи Второй Алии, были следствием его высокой оценки их самоотверженного труда по освоению страны.

4.З. Связи с мошавами. Деятельность, связанная с годом Шмита

Сельское хозяйство, возрожденное еврейским трудом, порождало галахические вопросы, ответы на которые стали одним из направлений деятельности Рава Кука.
С приближением 1910 г., года Шмиты, Рав предпринял попытки обеспечить выполнение законов Седьмого года всеми земледельцами, даже теми, которые не могли прекратить работы в этот год. Рав Кук вынес постановление разрешения продажи (hетер мехира), позволявшее в определенных ситуациях выполнять на земле работы, обычно запрещенные постановлениями мудрецов (исур де-рабанан). Это разрешение было основано на галахическом решении р.Ицхака Элханана Спектора, раввина города Ковно и одного из ведущих законоведов поколения, предложившего- для того, чтобы определенные работы стали разрешены,- продавать поля в нееврейское владение на ограниченное время. В то же время Рав Кук призвал всех еврейских земледельцев прекратить работу в год Шмиты, если есть такая возможность. Он даже учредил фонд для помощи таким земледельцам: фонд соблюдающих Шмиту. Иными словами, рав Кук с самого начала рассматривал разрешение продажи как не идеальный выход, но считал, что в сложившейся ситуации он был необходим.
Исходя из того же принципиального подхода, недопустимости ради хумрот (повышенно строгого соблюдения заповедей не обязательного по сути закона)поставить только развивающееся сельское хозяйство Эрец Исраель на грань экономической катастрофы. Рав Кук выдал удостоверение о кошерности маслодавильни в Яффо, где сумели произвести подсолнечное масло (обычно запрещаемое на Песах), пригодное даже для Песаха,- благодаря тому, что во время приготовления масла им удалось исключить контакт семян с влагой. В удостоверении о кошерности Рав Кук написал: Нет никакого опасения, что в масле может оказаться примесь хамеца. Рав Кук не отказался от своего решения даже тогда, когда раввинский суд в Иерусалиме выразил несогласие с ним, и привел галахические аргументы в пользу своего решения.

4.4. Участие в делегации раввинов, посетивших Самарию и Галилею

Зимой 191З г. отправился Рав Кук в сопровождении делегации раввинов (р.Йосеф-Хаим Зоненфельд, р.Яаков-Моше Харлап, р.Бен-Цион Адлер, р.Йонатан-Биньямин hа-Леви-Горовец) в поездку по новым еврейским поселениям Самарии и Галилеи. В Галилее к делегации присоединился р.Моше Клирес, раввин г.Тверии, и р.Рафаэль Зильберман, раввин города Цфата.
Цель поездки состояла в поддержке жителей поселений в деле соблюдения заповедей, связанных с земледелием, соблюдения Субботы, в укреплении системы образования религиозными учителями. Раввины посетили немало поселений: Явниэль, Дегания, Кинерет, Пурия и др., и им удалось продвинуться в убеждении земледельцев-евреев выполнять заповедь отделения десятины (Трумот и Маасрот), а также добиться назначения постоянного ответственного за образование в мошавах.
В одном из мошавов произошла следующая история. Рав Кук встретил молодого человека, сказавшего, что у него нет абсолютно никаких религиозных предрассудков. Рав не отреагировал на это непосредственно, а рассказал ему, как бы между прочим, о том,что некий богач намеревается приобрести Храмовую Гору, чтобы устроить там большой торговый центр. Юноша вскочил с места и воскликнул: Эту свинью я зарублю шашкой! Рав Кук тут же отметил еврейскую искру, побудившую юношу отреагировать столь резко. ..
Помимо работы в сфере образования, Рав Кук много писал в этот период. В 1906 г. появились статьи Иквей hа-Цон и Эдэр hа-Якар, в которых разбирались вопросы значения иудаизма в нашем поколении. Он продолжил работу над Эйн Айя- комментарием к агадическим отрывкам Талмуда, написал статьи для сборника hа-Нир, посвященного проблемам религиозного сионизма, а также публиковался в газете hа-Хавацелет. В галахической области наиболее важной работой была в этот период его книга Шабат hа-Арец о законах Шмиты. В книге был сделан глубокий разбор законов седьмого и юбилейного годов и обоснование разрешения продажи.

Глава пятая. За границей (1914-1919)

5.1. Германия (1914)

За все время своего пребывания на должности раввина г.Яффо Рав Кук ни разу не соглашался выехать за пределы Земли Израиля. Никакие соблазнительные и почетные предложения не вызывали у него интереса. Любовь к Земле Израиля, к которой с детства были устремлены его мечты, перевешивала любые другие обстоятельства.
Тем не менее Летом 1914 г. Рав Кук согласился совершить поездку в Германию, чтобы выступить там с речью на первом съезде Агудат Исраэль. Это согласие с одной стороны было вызвано тем, что Рав Кук нуждался в лечении, с другой стороны эта поездка за границу объяснялась тем значением, которое рав Кук придавал разъяснению своего мировоззрения именно на этом форуме, наиболее влиятельном и важном для религиозных евреев в то время.
Отметим, что решение Рава Кука об участии в съезде было неожиданным для иерусалимских ревнителей веры (раввинов Старого Ишува, постоянно нападавших на Рава Кука за его поддержку сионистского движения). Р.Блой, один из главных противников Рава Кука, отправил организаторам съезда письмо, в котором перечислял недостатки Рава Кука, главным из которых было его терпимое отношение к сионизму. Такие проявления вражды бывали и ранее. И все же Рав относился к ним с терпимостью и снисхождением. Этот подход р. Кука можно проиллюстрировать на примере следующей истории. В период работы главным раввином Земли Израиля Рав Кук нередко ходил один по городу в ночные часы, погруженный в свои мысли. Однажды некто обратился к нему: Разве не известно Вам, что сказано в Талмуде: На талмид-хахама (Мудреца Торы), который ходит ночью один, темные силы наводят порчу? Рав Кук ответил ему с улыбкой: Темные силы Иерусалима не считают меня талмид-хахамом.
Рав Кук уехал в Европу, а вскоре вслед за этим разаразилась Первая Мировая война, съезд Агудат Исраэль был отложен, морская и сухопутная связь с Землей Израиля прекратилась, и Рав был вынужден остаться за границей, пока не уляжется буря.

5.2. Швейцария (1915). Книга Орот

После того, как выяснилось, что вернуться в Землю Израиля невозможно, Раву Куку (который продолжал оставаться российским подданным) удалось выбраться из Германии и обосноваться временно в нейтральной Швейцарии. Он поселился в г.Сент-Глан в доме Авраама Кимхи, с которым познакомился во время работы в Яффо. Швейцарский период, хотя и отличался тяжелыми и горькими потрясениями, был для Рава Кука периодом творческой и кропотливой учебы и активной переписки с людьми и учреждениями в Америке. В этих письмах Рав призывал помочь иешивам в Земле Израиля, оказавшимся в то трудное время совершенно лишенными материальной поддержки.
В этот период из-под пера Рава Кука вышло несколько статей и монографий. Главные из них- книга Орот, формулирующая основы концепции религиозного сионизма статья Талелей Орот, посвященная обсуждению вопроса смысла заповедей.

5.З. Встреча с Назиром

В канун Рош Ходеш месяца Элул 5675 (1915) г. состоялось знакомство Рава Кука с р.Давидом hа-Коhеном (который позже стал известен как Иерусалимский Назир), ставшим впоследствии одним из его ближайших учеников, редактором Орот hа-Кодеш, основного филосовского труда рава Кука. Назир в это время заканчивал философский факультет университета (будучи там единственным религиозным студентом), и разрываясь между Торой и современной европейской философией, жаждал найти для себя цельную религиозную систему, находящююся на достаточном для современности филосовском уровне. Именно такого учителя он нашел в лице рава Кука.
Думается, что описание их первой встречи, ее духовного накала красноречивей всего характеризует ту особую духовную близость, которая возникла между этими людьми. Назир так описывал эту встречу:
После того, как меня познакомили с равом Куком, я целую ночь не мог заснуть, судьба всей моей жизни была на чаше весов.И вот спозаранку услышал я звук приближающихся шагов, утренние благословения, молитву Акеда с неземным напевом... Я прислушался к его голосу- и вот я уже стал другим человеком. После молитвы я немедленно сообщил письмом, что нашел больше, чем я рассчитывал- я нашел для себя Рава...

5.4. Лондон (1916-1919). Книга Рейш Милин

Через полтора года пребывания Рава Кука в Европе он получил предложение от руководства еврейской общины Лондона использовать вынужденную задержку и возглавить общину Хранителей веры в Лондоне. Рав принял предложение, оговорив при этом, что вернется в Святую Землю, как только представится такая возможность.
В четверг 1916 г. Рав Кук прибыл в Лондон. Несмотря на скромную должность раввина общины, деятельность его охватывала самые разные сферы. Рав Кук отвечал на галахические вопросы, которые ему присылали раввины со всего мира. Он оказывал духовное и практическое содействие различным общинам. Он организовывал помощь еврейским беженцам из Росии, оказавшимся в Англии и вынуждаемым англичанами мобилизоваться в русскую армию; Рав решал галахические проблемы евреев, служивших в английской армии и способствовал подготовке общественного мнения к принятию декларации Бальфура. Интересно отметить, как на фоне всеобщего восхищения декларацией (Правительство Его Величества положительно относится к созданию еврейского очага в Палестине) отреагировал на нее Рав Кук: Я намерен не благодарить, а поздравить английский народ с тем, что удостоился он, чтобы от него пришла эта декларация народу Израиля.

5.5. Движение Дегель Иерушалаим

В декларации Бальфура и в освобождении Земли Израиля от турецкого владычества Рав Кук видел признаки грядущего Избавления. Такое же чувство пробудилось в широких массах религиозных евреев (в том числе и у членов Агудат Исраэль, оторвавшихся от сионисткого движения). В то же время это чувство слабо выражалось в практической деятельности. Движение Мизрахи, по мнению Рава Кука, вело в то время не слишком активную практическую работу. Ввиду этого Рав Кук решил организовать религиозно-сионистское движение Дегель Иерушалаим, призвав религиозных евреев присоединяться к нему с целью содействовать процессу избавления народа Израиля, происходящего благодаря Божественному Провидению.
Рав Кук выдвинул три основные задачи, рычагом для решения которых должно было стать движение Дегель Иерушалаим: а) воспитание во всех людях в целом, а в евреях в частности, осознания Божественного управления историческим процессом; б) борьба за национально-религиозное возрождение - создание религиозных поселений в Земле Израиля; в) укрепление религиозного образования в Земле Израиля с помощью Всемирной Иешивы, которая должна быть создана в Иерусалиме.
Из-за организационных и финансовых затруднений этот грандиозный план практичесеи не был выполнен. Знамя Сиона (сионизм) и Знамя Иерусалима (религия) не объединились. Религиозная Агудат Исраэль осталась безучастной к сионизму, а сионистское движение сохранило свой почти атеистический облик. Лишь спустя годы осуществилась часть плана, касающаяся создания Всемирной Иешивы в Иерусалиме.
Основание Дегель Иерушалаим было одним из последних начинаний Рава Кука в период его пребывания за границей.
По завершении 1-ой Мировой войны, Рав Кук, оставлявший за собой все годы пребывания за границей звание раввина г.Яффо и поселений, решил без промедления вернуться в Израиль.

Глава шестая.Раввин Иерусалима (1920-1921)

6.1. Борьба сторонников и противников назначения Рава Кука раввином Иерусалима

Имя Рава Кука было названо в качестве кандидатуры на должность раввина Иерусалима. Всеобщий Совет иешив Иерусалима, куда входили представители общины прушим (потомки учеников Виленского Гаона), общины хасидов, руководители иешив Эц Хаим, Толдот Хаим и др. поддержал его кандидатуру, Ревнители Веры не возражали явно. Рав Кук, со свойственной ему скромностью, сперва отклонил это предложение (по рассказу р.Иосефа Давида Харлапа со словами: Не желаю надевать сапог, который мне велик), но в конце концов согласился принять высокое назначение, расстался с Лондонской общиной и выехал в Израиль.
В конце лета 1919 г. Рав Кук прибыл на поезде из Египта в Лод.
Многочисленные представители различных религиозных кругов и направлений пришли встречать Рава. Его ученик известный равин Яков Моше Харлап зачитал перед народом документ о назначении Рава Кука главным раввином Иерусалима за подписями руководителей иешив и раввинских судов:
Славного гаона приглашаем мы подняться на Святую гору Мория, с которой исходит для мира свет и Учение... Встань и поднимись, и будь пастырем народа Божьего на Святой горе в Иерусалиме.
И тут же на вокзале разгорелся спор между представителями общин Яффо и Иерусалима за право на Рава Кука. Община г.Яффо требовала, чтобы Рав вернулся к ним в качестве руководителя, а иерусалимцы хотели его для себя. Рассказывают, что р.Менахем Мендель Поруш, один из почитателей Рава Кука, лег на рельсы, ведущие в Яффо, пытаясь вынудить Рава поехать в Иерусалим.
Рав Кук, будучи в курсе многочисленных споров в иерусалимском обществе в отношении его назначения, заявил, что на даном этапе он не хочет занимать должность раввина города и предпочитает стать рядовым жителем Иерусалима. И, действительно, побывав в гостях у жителей Яффо и, окунувшись в микву перед подъемом в Святой город, Рав прибыл в Иерусалим З элула 5679 (1919)г.
При въезде в город Рава Кука встречали восторженные поклонники. И все же он отказался сразу принять назначение на должность раввина Иерусалима, ибо хотел подождать подходящего момента для начала работы по укреплению Раввината и расширению поля его деятельности.
Р.Йосеф Хаим Зоненфельд, занявший впоследствии пост раввина отдельной общины, назвавшей себя харедим, пожелал Раву Куку удостоиться поста Первосвяшенника в Храме (поскольку Рав Кук был коhеном, т.е. из рода священников), но успеха на должности раввина Иерусалима не пожелал. Раву Зоненфельду было известно огромное конечно стремление Рава Кука к восстановлению Храма, но он не хотел видеть рава Кука главой Иерусалимской религиозной общины.
Почитатели Рава Кука в Иерусалиме не ограничивались призывами к назначению Рава Кука раввином Святого города: они распространяли объявления, в которых призывали всех резников Иерусалима принести свои ножи на проверку к Раву Куку (проверка и удостоверение годности для шхиты - еврейского способа зарезания мяса и птицы- являлось всегда одной из функций городского раввина); они также присвоили Раву Куку титул Главного раввина Святой Земли. В конце концов Рав Кук уступил явно выраженному общественному мнению и принял на себя назначение. Это был очень важный этап в работе Рава Кука по созданию Главного Раввината Израиля- учреждения, которое могло бы повлиять на ход событий в Святой Земле и во всем еврейском мире.

6.2. Деятельность на посту раввина Иерусалима.

Исходя из сегодняшних норм религиозной общественной жизни, мы могли бы подуать, в период борьбы и споров вокруг его назначения главным раввином Иерусалима, дом Рава Кука выглядел как штаб партии перед выборами. Однако действительности это было совсем не так. Несмотря на общественные заботы и борьбу вокруг него, сам Рав Кук считал основной своей работой изучение и преподавание Торы, особенно тех ее раделов, которые он считал элементами обновления изучения Торы на Святой Земле. Отношение Рава Кука к его общественной деятельности было неразрывно связано с его духовным миром, и эта деятельность не занимала целиком его рабочий день. Более того, рав Кук считал свою общественную работу второстепенной по отношению к занятиям Торой и всегда, закончив очередное дело, немедленно возвращался к Учению и работе над очередной статьей или книгой. Несомненно, что, если бы Рав Кук был целиком погружен в общественную деятельность, то мы были бы сегодня заметно беднее- у нас не было бы многих его книг по Торе и еврейской философии.

Глава седьмая. Главный Раввин Земли Израиля (1921-19З5)

7.1. Избрание Рава Кука главным ашкеназским раввином

Одной из важнейших целей Рава Кука было создание Главного Раввината Земли Израиля. И вот, весной 1921 г. состоялся всеобщий съезд раввинов Израиля ). Этому съезду предшествовали многочисленные споры. Харедим опасались, что основание Раввината приведет к изменениям Галахи, сефарды опасались, что это приведет к отмене должности Главного Мудреца, (Хахам баши) признанного ранее оттоманскими властями в качестве главы еврейской общины в Палестине, а остальное население опасалось строгих религиозных законов, которые могут приобрести обязательный для всех (в том числе и для нерелигиозных) статус.
После того, как Рав Кук высказался однозначно против каких-либо изменений в Галахе, разъяснил свою позицию и развеял все страхи, был избран Главный Раввинский Совет. Рав Кук хотел, чтобы среди выборщиков были раввины общин Земли Израиля или другие их представители. Возражавших против создания Раввината Рав Кук предостерег: Если Главный Раввинат не получит официального статуса, то это рано или поздно приведет к внедрению реформистского раввината в Земле Израиля. В итоге главным ашкеназским раввином был избран Рав Кук, а сефардским- р.Яков Меир.

7.2. Благотворительная деятельность

Положение главного раввина Земли Израиля давало Раву Куку возможность охватить широкое поле деятельности, недоступное частному человеку. В рамках этой деятельности Рав активно боролся за выдачу разрешений на репатриацию евреев из галута, в особенности евреям бежавшим из советской России, спасая их от смертельной опасности. Среди тех, кто был перевезен в Израиль в те дни, были р.Исер Залман Мельгер, приглашенный возглавлять иешиву Эц Хаим в Иерусалиме, р.Шломо Эльяшив, один из крупнейших каббалистов того поколения, р.Авраам Иешаяhу Карлиц (Хазон Иш) и многие другие раввины.
Во взволнованном обращении к народу Рав Кук писал: Никакая сумма денег, никакое усилие не являются чрезмерными для этой заповеди выкупа пленных. Широкий отклик на это воззвание позволил приобрести билеты на корабль для студентов иешив в России. Несколькими годами раньше, когда прошли еврейские погромы на Украине, Рав Кук участвовал в спасении тысяч детей, оставшихся сиротами в результате погромов.
Рав помогал также спасению отдельных людей. При разборке архива его дома были найдены многочисленные письма с обращениями за помощью. На большей части этих писем было написано рукой секретаря Рава Кука: просьба удовлетворена.

7.З. Основание иешивы Мерказ hа-Рав

В 1924г. рав Кук основал в Иерусалиме иешиву, резко отличавшуюся от других иешив подходом к изучению религии и отношением к сионизму; она приобрела известность под названием Мерказ hа-Рав. Ее создание было одним из центральных мероприятий движения Дегель Иерушалаим, и вначале она получила название Всемирной Иешивы.
Программа для иешивы была, по-видимому, составлена р.Давидом hа-Коhеном (Назиром), который был в то время одним из ближайших учеников Рава Кука, и представлена Раву Куку на Хануку 5682 (1922) г. В основной части этой программы было: изучение разделов Вавилонского и Иерусалимского Талмудов, упорядоченных тематически (такой подход был совершено необычен для ешив в то время, когда было принято обычно изуччать только Иерусалимский Талмуд), изучение Закона в большом объеме, еврейской философии, хасидизма, каббалы. Стоит в этой связи привести слова сына Рава Кука, р.Цви Иеhуды Кука, определяющие уникальность иешивы Мерказ hа-Рав:
Есть особый предмет, являющийся сердцевиной неустанной учебы и роста в Торе. Его можно сформулировать двумя словами: изучение Веры. Вера не есть пляски с пением. Я верю- это основа всего, и эту основу необходимо изучать... Подход к Торе в иешиве Мерказ hа-Рав- это подход, исходящий из Веры, из ее системного изучения.
Одним из основных нововведений в методике изучения Талмуда и Закона был упор на изучение практической Галахи в соответствии с порядком изложения в Талмуде. В лекции, с которой выступил г.Кук перед группой раввинов в 1921 г., он изложил свои принципы преподавания: устранить разделение между исследованием Талмуда и практической Галахой, придать стройность методике нашей учебы, соединяя изучение Поским (галахических решений) и Талмуда в одну систему.
Весьма поучительна настойчивость Рава Кука в реализации своих замыслов. Изначально Рав хотел возложить составление учебного пособия на других раввинов, но, не найдя подходящих людей, сам взялся за это дело. И вот, используя каждую свободную минуту, он неустанно писал и переписывал основные законы из Шулхан Аруха и Рамбама в соответствии с тем порядком изучения, который он считал нужным. Задачей работы, которая вышла в результате из-под его пера и которая была названа Галаха Брура, Рав Кук считал укрепление Торы для будущих поколений.

7.4. Поездка в США в составе делегации раввинов

Летом 1924 г. финансовое положение религиозных учреждений и иешив в Земле Израиля стало весьма затруднительным. С целью сбора пожертвований на спасение иешив Рав Кук вместе с Авраамом-Довом Шапиро (раввином г.Ковно), Моше-Мордехаем Эпштейном (главой иешивы Слободка) поехали в Америку. В различных документах той эпохи мы находим эмоциональные описания этого визита: Вокруг дворца муниципалитета воцарилась благовейная тишина. Многотысячная публика, собравшаяся около дворца, замерла в трепете, когда впервые в истории самый большой город США чествовал мудрецов Торы. Несмотря на то, что целью визита был сбор пожертвований, в яркой речи, с которой Рав Кук выступил на одном из собраний, он неожиданно для самого себя поднялся в высокие духовные сферы и спохватился лишь в конце выступления, да и то после напоминания одного из сопровождающих его лиц: Ох, забыл, главное- чеки...

7.5. Общественная и религиозная деятельность

Праздники тех лет и в особенности Дни Трепета, Симхат Тора, Пурим, атмосфера Пасхального Седера прочно запечатлелись в памяти близких к Раву Куку людей, студентов иешивы. Один из выпускников иешивы, писатель р.Шабтай Даниэлс, впоследствии красочно опишет празднование Симхат Тора в иешиве Мерказ hа-Рав в Иерусалиме. Весь Иерусалим стекался в ту ночь, на исходе Симхат Тора (канун второго праздничного дня, отмечаемого в галуте), к иешиве Мерказ hа-Рав, чтобы увидеть Рава Кука с его учениками, поющих и танцующих. Рав стоял на помосте, и глаза его сияли огнем.
Пуримское веселье в доме Рава Кука и в иешиве Мерказ hа-Рав приобрели славу по всей стране. Пурим был как бы перенесен из Воложинской иешивы во Всемирную Иешиву в Иерусалиме. Это было веселье, которое выявляло святость материального мира. Студенты иешивы наряжались в пуримские костюмы. Жители Иерусалима приходили участвовать в истинном веселье- радости исполнения заповеди. Пуримский пир 19З4 г. был особым. В нем участвовали трое раввинов: р.Шауль Исраэли, р.Давид Саломон и р.Авраам Шадми, которые выбрались из России с риском для жизни, перейдя польскую границу. Разрешение на въезд в Палестину для них выхлопотал Рав Кук. Проклят Аман, который хотел нас уничтожить- пели молодые люди с воодушевлением; и в тот момент слова пуримской песни приобретали особый смысл.
Рав Кук активно поддерживал идею создания еврейского университета, т.к. считал совершенно необходимым широкое светское образование, был сам очень образован в современной ему науке.
Весной 1925 г. Рав Кук участвовал вместе с другими официальными лицами и общественными деятелями- Верховным Комиссаром Гербертом Самуэлем, лордом Бальфуром и поэтом Хаимом-Нахманом Бяликом- в церемонии открытия Еврейского Университета в Иерусалиме. В своей речи на церемонии, имевшей широкий общественный резонанс, Рав Кук говорил о надеждах, которые он возлагал на это крупнейшее учебное заведение: ...это придаст нам мужества и решительности, столь необходимых сегодня, чтобы взяться за обустройство жизни нашего народа. Но вместе с тем, Рав Кук выразил свои опасения в связи с появлением нового учреждения, в задачу которого входит представлять различные нееврейские культурные направления и греческую философию.
Одним из главных стремлений народа Израиля является построение Храма, и это находит выражение в ежегодных праздниках и ежедневных молитвах. Именно вследствие своей важности вопрос о владении Храмовой Горой вообще и Западной Стеной в частности стал предметом постоянного спора между евреями и мусульманами.
Рав Кук, возражая по Галахическим причинам против того, чтобы евреи заходили на то место, где стоял Храм, мечтал о строительстве великолепной синагоги как можно ближе к этому месту и действовал в этом направлении. Этот Малый Храм должен был напомнить всему миру о неоспоримых правах евреев на Храмовую Гору, являясь противовесом роскошной мечети, установленной над местом Святая Святых. Строительство синагоги все же не состоялось. А взамен этого в конце двадцатых годов разгорелся спор о праве евреев молиться у Западной Стены.
В полдень Йом Кипура 1928 г. губернатор Иерусалима, удовлетворяя требования Высшего Исламского Совета, приказал снять перегородку из материи, разделявшую мужчин и женщин во время молитвы у Западной Стены. Этот акт, произведенный в самом разгаре Святого дня, возмутил евреев. Рав Кук отреагировал на него публикацией статьи Наша Стена, в которой он разъяснил, что у народа Израиля осталась от всей украденной у него страны лишь часть Храма- Западная Стена; и потому арабы и британские власти, покусившиеся на эту Святыню, глубоко задели чувства евреев.
Статья Рава Кука и протесты еврейской общественности не возымели действия, и арабские провокации в отношении евреев, молящихся у Стены, становились все более дерзкими. Ситуация накалялась, и арабские террористические акты становились все более частыми. Летом 1929 г. по всей стране прошла волна арабских погромов, в результате которых погибло 1З0 евреев. После этого была образованна следственная комиссия, задачей которой было тщательное изучение хода событий и поиски виновных.
Рав Кук выступал в качестве свидетеля на этой комиссии 1З декабря 1929 г., вслед за выступлением арабского муфтия. Четкое свидетельство Рава Кука и его речь произвели большое впечатление на слушателей.
Жестокость погромщиков, насилие, резня, надругательства над трупами, потрясли все еврейское наченление Эрец Исраэль. В своем поминальном слове о жертвах погрома РАв Кук, говоря о горечи и боли потери, призвал восстановить из развалин еврейский квартал города и расширить его. Невозможно не отметить актуальности этих слов, не видеть их значения для нашей сегодняшней жизни в Земле Израиля. Ученики школы Рава Кука удостоились воплотить в жизнь его мечту- в Хевроне и в его окрестностях вновь живут евреи.

7.6. Дело Арлозорова

В канун субботы 16 июня 19ЗЗ г. на Тель-Авивском пляже был убит д-р Хаим Арлозоров, один из лидеров рабочего движения, глава политического отдела Сохнута (бывший фактически министром иностранных дел сионистской организации). Это убийство стало не просто уголовным делом, а привело к острому столкновению между рабочей (партия Мапай) и ревизионистской (ревизионистское движение стояло у истоков создания Эцеля, Лехи, а впоследствии Ликуда) фракциями в сионистском движении. Первая по чисто политическим мотивам возлагала на ревизионистов ответственность за это гнусное преступление. По обвинению в убийстве были арестованы трое членов ревизионистского движения: Аба Ахимеир, Авраам Ставский и Цви Розенблат. В конце концов Ахимеир и Розенблат были оправданы, а Ставский приговорен к смертной казни. За приговор проголосовали двое судей из трех, заседавших в суде (англичанин, араб и еврей). Рав Кук и многие другие видные деятели Ишува были убеждены в невиновности Ставского. Мы не имеем права смотреть безучастно на пролитие невинной крови, мы обязаны сделать все, что в наших силах, чтобы правда восторжествовала,- ясно и недвусмысленно заявил Рав Кук, за что подвергся нападкам газет рабочего движения. Борьба Рава Кука увенчалась успехом,- смертную казнь отменили. Но он не ограничился этим,- и продолжал действовать до полного оправдания Ставского. Своей деятельностью по спасению Ставского Рав Кук заслужил уважение во всей еврейской диаспоре (где очень сильны были позиции ревизионистского движения).

7.7. Последнее лето в жизни Рава Кука

Лето 19З5 г. стало последним в жизни Рава Кука. Но, несмотря на болезни и страдания, Рав не переставал учиться, писать и проводить занятия с учениками. В статье, написанной на смертном одре, Рав Кук подчеркивал важность изучения Галахи по системе Виленского Гаона, основанной на проработке Талмуда не просто самого по себе, а в соответствии с сегодняшней галахической реальностью.
Прежде, чем Рава перевезли в лечебницу д-ра Зелигера в Кирьят Моше в Иерусалиме, он прошел по всем комнатам своей иешивы, затем совершил короткую поездку по городу- от Байт ва-Гана до Тальпиота. Он предчувствовал близость конца.
О последнем периоде в жизни Рава Кука рассказывается множество удивительных историй. Мы приведем лишь те из них, которые дают представление о величии этого человека, проявившемся не только в обычной жизни, но и в тяжелый предсмертный час.
Однажды, когда у постели Рава Кука находился его младший брат, р.Шмуэль hа-Коhен Кук, он заметил, что Рав плачет. Брат спросил его: Что, очень сильна боль? Рав Кук ответил: Я плачу не из-за боли, а из-за того, что голова моя полна высоких мыслей, которые я хотел бы записать, да рука не в силах держать перо.
Р.Давид Коhен (Иерусалимский Назир) посетил Рава Кука в канун субботы, в Рош Ходеш месяца Элул 5695 (19З5) г., и принес ему оформленный титульный лист отредактированной им книги Рава Кука Орот hа-Кодеш. Рав Кук был растроган, увидев обложку, но тут же заметил:
Не следовало указывать имени автора вовсе, или, по крайней мере, не следовало писать ни наш учитель, ни главный раввин Земли Израиля.
Профессор Цундак, лечивший Рава Кука в его последние дни, рассказывал, как в свои самые тяжелые минуты, за полчаса до кончины, Рав с силой сжал ему руку и сказал: Я очень надеюсь, что великие сыны нашего народа не покинут Страну, а останутся, чтобы строить ее. Я очень прошу Вас остаться в Израиле. Проф.Цундак, который действительно намеревался эмигрировать из-за многочисленных трудностей абсорбции, после этой беседы решил остаться в Стране.
Один из врачей, наблюдавших Рава Кука в последние минуты его жизни, говорил, что, наклонившися к больному, он услышал, как тот произносит Шма, Исраэль.
З Элула 5679 (1919) г. Рав Кук прибыл в нижний (земной) Иерусалим, и З же Элула 5695 (19З5) г. грандиозная похоронная процессия прошла по улицам Иерусалима. Он скончался, и душа его поднялась в верхний (небесный) Иерусалим.