К оглавлению "Рамбам"

К оглавлению "Законы о тшуве"

Рабби Моше Бен Маймон (РАМБАМ)

Законы о тшуве (Из книги "МИШНЭ ТОРА")

Глава 9

1. После того, как мы выяснили, что награда за исполнение заповедей, благо, которого удостоится тот, кто идет по пути Всевышнего, предписанному Торой, - вечная жизнь в грядущем мире, как сказано: "Чтобы удостоился ты благополучия и долголетия" (Дварим, 22:7), а кара, которая ожидает злодеев, сошедших с пути праведности, заповеданного Торой, - погибель, как сказано: "Истребится душа та, грех ее - на ней" (Бемидбар, 15:31), - возникает вопрос: почему же Тора, говоря "если вы будете послушны, то удостоитесь того-то", или "если вы не будете послушны, постигнет вас то-то", перечисляет такие награды и наказания как изобилие и голод, война и мир, собственное царство и унижение, жизнь на своей земле и изгнание, успех в начинаниях и неудача и тому подобное, все, что было упомянуто при заключении Союза. Все это истина, так было и будет: за соблюдение заповедей Торы, удостоимся мы всех благ этого мира; за нарушение их постигнут нас все беды, упомянутые Торой. И несмотря на это, эти блага - не истинная награда за исполнение заповедей, и беды - не истинное наказание за нарушение заповедей. Объяснение в следующем: Святой Творец, благословен Он, дал нам Тору - Древо Жизни, и всякий, кто исполняет написанное в ней и постигает ее глубоко и верно, удостаивается жизни в грядущем мире. И [размер награды] зависит от дел его и мудрости, которую он приобрел. И Всевышний обещал нам в Торе, что если мы будем исполнять написанное в ней с радостью и от всего сердца и постоянно размышлять о ее мудрости, то Он устранит все, что препятствует нам исполнять ее: болезни, войны, голод и тому подобное. И одарит Он нас благами, которые помогут нам исполнять Тору: изобилием, миром, золотом и серебром, чтобы не уходили все дни наши в заботах о нуждах тела, и были мы свободными, и посвятили себя изучению мудрости и исполнению заповедей, и удостоились жизни в грядущем мире. Так сказано в Торе после обещания Израилю земных благ: "И удостоимся мы праведности, если будем ревностно соблюдать [все эти заповеди]" (Дварим, 6:25). Вместе с тем предупреждает нас Тора, что если мы оставим ее ради повседневной суеты, как сказано: "И ожирел Йешурун и взбунтовался..." (Дварим, 32:15), - то Праведный Судья отнимет у оставивших ее все блага этого мира, которые были причиной их бунта, и нашлет на них бедствия, которые помешают им удостоиться удела в грядущем мире, и погибнут они в своем злодействе. И об этом написано в Торе: "И будешь служить ты своему врагу, которого нашлет Господь на тебя..." (Дварим, 28:48) - "за то, что не служил ты Господу, Богу твоему, радостно, от всего сердца [когда было дано тебе] полное изобилие" (Дварим, 28:47). Таким образом объясняются все благословения и проклятия, упоминаемые в Торе: если вы будете служить Всевышнему с радостью и идти по Его пути. Он дарует вам все эти благословения, и отведет от вас все проклятья, и вы будете свободны, чтобы постигать мудрость Торы и изучать ее, и удостоитесь жизни в грядущем мире. "И удостоишься ты блага" (Дварим, 22:7), - в мире, где царит благо, и "продлятся дни твои" (Дварим, 22:7), - в мире, где царит вечность. Таким образом, удостоишься ты удела в двух мирах: благополучной жизни в этом мире, и, как следствие этого, - жизни в мире грядущем. Ибо за что удостоится удела в грядущем мире тот, кто не приобрел мудрости здесь и не совершал добрых дел? Как сказано: "Ибо нет ни деяний, ни мыслей, ни разумения, ни постижения в преисподней" (Когелет. 9:10). А если вы, говорит Тора, оставите Всевышнего и погрязнете в обжорстве, пьянстве, блуде и тому подобном, то нашлет Он на вас все эти проклятья и лишит всех благословений, и дни ваши будут проходить в смятении и страхе, и не будет у вас ясного разума и здоровья, чтобы исполнять заповеди, и лишитесь вы жизни в грядущем мире. Тем самым потеряете вы удел в обоих мирах, ибо когда человека терзают болезни, во времена войны и голода не может он посвятить себе постижению мудрости и исполнению заповедей.

2. Поэтому так жаждет весь Израиль, пророки его и мудрецы прихода царя Машиаха - чтобы освободиться от власти злодейского царства, которое не дает евреям возможности изучать Тору и исполнять заповеди как подобает, чтобы, обретя покой, посвятить себя постижению мудрости и удостоиться жизни в грядущем мире. Ибо в дни Машиаха умножатся знание и мудрость и раскроется истина, как сказано: "Ибо наполнится Земля знанием Всевышнего" (Йешаяhу, 11:9). И сказано: "И не будет более человек учить ближнего своего и человек брата своего [ибо все они будут знать Меня]" (Ирмеяhу, 31:33). И сказано: Я удалю каменное сердце из вашей плоти" (Йехезкель, 36:26). Ибо царь тот из рода Давида будет мудростью превосходить Шломо, и в пророчестве будет близок к уровню Моше, учителя нашего. И будет он учить весь народ и наставлять его на путь Всевышнего, и придут все неевреи слушать его слова, как сказано: "И будет в конце.дней: гора Храма Господня станет во главе всех гор... и притекут к ней все народы" (Йешаяhу, 2:2). Но высшая награда и конечное благо, вечное и совершенное, это жизнь в грядущем мире. Дни же Машиаха - это продолжение земной истории, когда восстановится израильское царство, но все природные земли сохранят свое действие. Сказали древние мудрецы: "В дни Машиаха мир будет отличаться от нынешнего лишь тем, что нееврейские царства не будут господствовать над Израилем" (Брахот, 346).


Продолжение