К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим"

Литература

Используемые сокращения:

   ИП -- Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока

   ИФТ -- Историко-философские трактаты

   КМ -- Комментарий к Мишне

   МТ -- "Мишне Тора"

   ЛТ -- Логические трактаты

   СЭТ -- Социально-этические трактаты

   ФТ -- Философские трактаты

ASJ - Association for Jewish Studies

JAOS - Journal of the American Oriental Society

JQR - Jewish Quarterly Review

PAAJR - Proceedings of the American for Jewish Research

REJ - Revue des etudes juives

Произведения Маймонида

   (МТ) Моше бен Маймон, Мишне Тора (Повторение Торы). Вильно, 1900.

   (КМ) Моше бен Маймон, Комментарий к Мишне / Изд. араб. текста, перевод на ивр., прим. Й. Капаха, тт. 1-7. Иерусалим, 1971.

   (Ибн Тиббон). Моше бен Маймон, Путеводитель растерянных / Перевод на ивр. Шмуэля ибн Тиббона, комментарии Шем Това, Крескаса, Эфоди, Абарбанеля. Варшава, 1872.

   (Йоэль) Моше бен Маймон, Путеводитель растерянных / Изд. араб. текста Ш. Мунка с добавлениями И. Йоэля. Иерусалим, 1931.

   (Капах). Моше бен Маймон, Путеводитель растерянных / Изд. араб. текста по йеменским рукописям, перевод на ивр., прим. Й. Капаха, тт. 1--3. Иерусалим, 1973.

   (ал-Харизи). Моше бен Маймон, Путеводитель растерянных / Перевод на ивр. Йеhуды ал-Харизи, изд. текста Л. Шлосберга, прим. С. Шеера. Лондон, 1851.

   (Шварц). Моше бен Маймон, Путеводитель растерянных, часть первая / Перевод на ивр., прим. М. Шварца. Тель-Авив, 1996.

   (Эвен Шмуэль). Моше бен Маймон, Путеводитель растерянных / Крит. изд. перевода Шмуэля ибн Тиббона с введениями и комментарием И. Эвен Шмуэля (Кауфмана), тт. 1--4. Иерусалим, 1935--1987.

   Респонсы Маймонида / Крит. изд. араб. текста, перевод на ивр., прим. Й. Блау, тт. 1--4. Иерусалим, 1958--1986.

   Послания Маймонида (переписка с Йосефом бен Йеhудой) / Изд. араб. текста, перевод на ивр., комм. Д. Ц. Банета. Иерусалим, 1946.

   Послания Маймонида / Изд. араб. текста, перевод на ивр., прим. Й. Капаха. Иерусалим, 1972.

   Послания Маймонида / Изд. араб. текста, перевод на ивр., комм. И. Шилата, тт. 1-2. Иерусалим, 1987-1988.

   Моше бен Маймон, Трактат о логическом искусстве / Изд. араб. текста, перевод на ивр. Й. Капаха, комментарии М. Мендельсона, И. Сатановера, М. Коматиано, Х. И. Рота, М. Вентуры. Кирьят-Оно, 1997.

   Медицинские сочинения Маймонида / Изд. З. Мунтнера, тт. 1--4. Иерусалим, 1957--1969.

   

   (Атай) Musa ibn Meymun, Delalet'u L-Hairin / Ed. H. Attay, 3 pts. Ankara, 1974.

   (Мунк) Moise ben Maimoun, Le guide des gars / Trad. S. Munk., tome 1-3. Paris, 1856-1866.

   (Пинес) Moses Maimonides, The Guide of the Perplexed / Tr. S. Pines. Chicago, 1963.

   (Вайс) Mose ben Maimon. Fhrer der Unschlssigen / Tr. A. Weiss. Leipzig, 1923.

Источники на иврите и арабском

   Аарон бен Илия, Древо жизни (Эц хаим) / Изд. Ф. Делича. Лейпциг, 1841.

   Авот де раби Натан / Изд. Ш. З. Шехтера. Вена, 1887.

   Авраам Маймуни (сын Маймонида), Комментарий на книги Бытие и Исход / Изд. араб. текста, перевод на ивр. Э. И. Вайзенберга. Лондон, 1958.

   Авраам Маймуни (сын Маймонида), Войны Господни (Милхамот Адонай) / Изд. Р. Моргулиса. Иерусалим, 1953.

   Авраам бен Давид hалеви, Книга "Возвышенная вера", устанавливающая согласие между философией и религией (hаэмуна hарама) / Изд. ивр. текста, перевод на нем. Ш. Вайля. Франкфурт, 1853.

   Александр Афродисийский, О началах всего согласно воззрению Аристотеля философа / А. Бадави, Аристотель в арабской традиции (Аристу инд ал-Араб), Каир 1947, 243--277.

   ал-Ашари, Книга суждений мусульман (Китаб макалат ал-исламийин) / Изд. Г. Риттера. Висбаден, 1963.

   ал-Ашари, Книга сияний (ал-Лума) / Изд. Р. Дж. Маккарти. Бейрут, 1953.

   Батей мидрашот (двадцать пять мидрашей мудрецов Талмуда) / Изд. Ш. А. Вертхаймера и А. Й. Вертхаймера, т. 1-2. Иерусалим, 1980.

   Бахья ибн Пакуда, Обязанности сердец (ал-Хидайя ила фараид ал-кулуб) / Изд. араб. текста А. Ш. Йегуды. Лейден, 1912.

   Бахья ибн Пакуда, Обязанности сердец (Ховот hалевавот) / перевод на ивр. Й. ибн Тиббона. Иерусалим, 1971.

   Врата справедливости (Шаарей цедек) / Изд. Й. Э. Э. Поруша. Иерусалим, 1989.

   ал-Газали, Опровержение философов (Тахафут ал-фаласифа) / Изд. Буижа. Бейрут, 1927.

   hилель бен Шмуэль из Вероны, Книга о воздаянии душе (Сефер тигмулей hанефеш) / Крит. изд., введение, прим. И. Б. Сермонеты. Иерусалим, 1981.

   ал-Джурджани, Книга определений (Китаб ат-тарифат) / Изд. Г. Флюгеля. Лейпциг, 1845.

   Ибн Баджа, Дополнение к прощальному посланию (Рисалат ал-вада) // Метафизические трактаты Ибн Баджи (Расаил Ибн Баджа ал-илахийа)/ Изд. Маджида Фархи, Бейрут, 1968.

   Ибн Джанах, Книга корней (Сефер hашорашим) / Изд. Б. З. Бахера. Берлин, 1896.

   Ибн Джанах, Книга корней (Сефер hашорашим) / Изд. Нейбауэра. Оксфорд, 1875.

   Ибн Рушд, Комментарий на "Трактат об интеллекте" Александра Афродисийского / Изд. рукописи на ивр. Х. Дэвидсона // Иерусалимские исследования по еврейской мысли, 7 (1988), 205--217.

   Ибн Рушд, Опровержение опровержения (Тахафут ат-тахафут) / Изд. Буижа. Бейрут, 1930.

   Ибн Хазм, Книга различений религий, верований и сект (ал-Фисал фи ал-Милал...). Каир, 1317 г. х.

   Исаак Албалаг, Исправление мнений (Сефер тикун hадеот) / Крит. изд., введение И.А. Вайды. Иерусалим, 1973.

   Исаак бен Шмуэль из Акры, Светоч очей (Меир эйнаим) / Крит. изд. А. Голдрайха. Иерусалим, 1981.

   Йеhуда hалеви, Книга ответа и доказательства по поводу унижаемой религии ("Кузари") / Крит. изд. арабского текста Д. Ц. Банета, Х. Бен-Шаммая. Иерусалим, 1977.

   Йеhуда hалеви, Книга "Кузари" / Перевод на ивр. И. Эвен-Шмуэля. Иерусалим, 1973.

   Йеhуда Ибн Курайш, Послание Йеhуды ибн Курайша / Крит. изд. араб. текста Д.Беккера. Тель-Авив, 1988.

   Йеhуда Ибн Курайш, Послание рабби Йеhуды Ибн Курайша (Игерет... ) / Перевод на ивр., введение и прим. М. Каца. Тель-Авив, 1952.

   Йосеф бен Йеhуда, Трактат о необходимо-сущем, о способе происхождения вещей от Него и о сотворении мира. Берлин, 1879.

   Йосеф бен Йеhуда Ибн Акнин, Откровение тайн и явление светил (комментарий на Песнь Песней) // Крит. изд. араб. текста, перевод на ивр., прим. А. Ш. Галкина. Иерусалим, 1964.

   Йосеф ибн Каспи, Десять серебряных сосудов (Асара келей кесеф) , ч. 1-2 / Изд. И. Г. Ласта. Прессбург, 1903.

   Йосеф ибн Каспи, Столпы серебряные и филигрань серебряная (два комментария на книгу "Путеводитель" Маймонида) / Изд. Ш. З. Верблунера. Франкфурт-на-Майне, 1848.

   Йосеф Ибн Цадик, Микрокосмос (hаолам hакатан) / Изд. С. Горовица. Бреслау, 1903.

   Леви бен Гершом (Герсонид), Войны Господни (Милхамот Адонай). Лейпциг, 1866.

   Леви бен Гершом, Комментарий на Тору, т. 1, кн. Бытие / Крит. изд., прим. Я. Л. Леви. Иерусалим, 1992.

   Малый трактат о чертогах (hейхалот зутурти) / Крит. изд. Р. Элиор. Иерусалим, 1982.

   Мидраш Конен // Оцар hамидрашим / Изд. И. Д. Айзенштайна. Нью-Йорк, 1928, т.1, стр. 253--260.

   Мидраш на Декалог (Мидраш асерет hадиброт) // Оцар hамидрашим / Изд. И. Д. Айзенштайна. Нью-Йорк, 1928, т.1, стр.

   Мидраш раба. Иерусалим, 1970 (Вильно, 1885--1887).

   Мидраш Шмуэль / Изд. Ш. Бубера. Краков, 1893.

   Мидраш Танхума / Изд. Ш. Бубера. Вильно, 1913.

   Моше бен Нахман, Сочинения, тт. 1-2. / Изд. Х. Д. Шэвела. Иерусалим, 1963-1964.

   (ал-Мукаммис). Дауд ибн Марван ал-Мукаммис и его сочинение "Двадцать глав" / Исследование, крит. изд. араб. текста, перевод на ивр. С. Струмзы (дисс.). Иерусалим, 1983.

   Нарбони (Моше бен Йеhошуа hа-Нарбони), Трактат о совершенстве души (Маамар би-шлемут hанефеш) / Изд. А. А. Иври. Иерусалим, 1977.

   Нарбони, Объяснение книги "Путеводитель растерянных" / Изд. И. Голденталя. Вена, 1853.

   Оцар hагеоним / Изд. Б. М. Левина. Хайфа--Иерусалим, 1928--1943.

   Пиркей де раби Элиэзер / Комм. Давида Лурии. Варшава, 1852.

   Респонсы гаонов (Тешувот hагеоним) / Изд. Я. Мусафии. Лык (Элк), 1864.

   Саадия бен Йосеф Гаон, Верования и мнения (Сефер эмунот ве-деот) / Крит. изд. араб. текста, перевод на ивр., прим. Й. Капаха. Иерусалим, 1970.

   Саадия бен Йосеф Гаон, Комментарий на книгу Творения (Сефер Йецира) / Крит. изд. араб. текста, перевод на ивр., прим. Й. Капаха. Иерусалим, 1972.

   Саадия бен Йосеф Гаон, Комментарии на книгу Бытия / Крит. изд. араб. текста, перевод на ивр., введение и прим. М. Цукера. Нью-Йорк, 1984.

   Саадия бен Йосеф Гаон, Комментарий на книгу Даниила и перевод на арабский / Изд. араб. текста, перевод на ивр. Й. Капаха. Иерусалим, 1981.

   Сефер hаЗоhар / Изд. Р. Моргулиса. Иерусалим, 1964.

   Сефер hаБаhир / Крит. изд. Д. Абрамса. Лос-Анджелес, 1993.

   Сифрей Бемидбар / Изд. Х. Ш. Горовица. Лейпциг, 1917.

   Сифрей Дварим / Изд. А. А. Финкельштейна и Х. Ш. Горовица. Нью-Йорк, 1969.

   Талмуд Вавилонский. Иерусалим, 1981 (Вильно 1880--1886).

   Талмуд Иерусалимский. Иерусалим, 1975 (Вильно).

   Товия бен Элиезер, Мидраш Леках тов / Изд. Ш. Бубера. Вильно, 1884.

   Тосефта / Изд. М. Ш. Цукерменделя. Вена--Берлин, 1873--1880.

   Торат Коhаним (Сифра) / Изд. А. Вайса. Вена, 1862.

   Хасдай Крескас, Свет Господень (Ор Адонай) / Изд. Ш. Фишера. Иерусалим, 1991.

   (Шем Тов Фалакера) "Путеводитель к Путеводителю" Шем Това Фалакеры / Философский и филологический анализ. Аннотированное крит. изд. Я. Шифмана, (дисс.), тт. 1-2. Иерусалим, 1990.

   Шимон hадаршан, Ялкут Шимони. Иерусалим, 1980 (Варшава 1876--1878).

   Шломо ибн Габироль, Источник жизни (Мекор хаим) / Перевод с лат. на ивр. Я.Блавштейн, А. Цифрони. Тель-Авив, 1926.

   Шломо (Соломон) Маймон, Комментарий на Путеводитель (Гиват hаморэ) / Изд. Ш.Х. Бермана и Н. Ротенштрайха. Иерусалим, 1966.

   Шмуэль бен Хофни Гаон, Комментарий к Торе / Крит. изд. араб. текста, перевод на ивр., введения и прим. А. Гринбаума. Иерусалим, 1979.

   Шмуэль ибн Тиббон, Трактат "Да соберутся воды..." (Ва-икаву hамаим) / Изд. И. Л. Бислихеса. Прессбург, 1837.

   Шмуэль ибн Тиббон, Разъяснение необычных слов / Крит. изд. араб. текста, прим. Й.Эвен Шмуэля. Иерусалим, 1981.

   Шнеур Залман из Ляд, Собрание изречений (Тания). Вильно, 1900.

   Шохар тов (Мидраш Псалмов) / Изд. Ш. Бубера. Вильно, 1891.

   A. Badawi, Plotinus apud Arabes. Cairo, 1955.

   (M. Bouyges) Al-Farabi, Risalah fi al-`aql / Ed. M. Bouyges. Beyrouth, 1938.

   Dieterici, Alfarabi's philosophische Abhandlungen. Leiden, 1890.

   (Madkour) Ibn Sina, Al-Shifa, Al-Ilahiyyat (La Metaphysique) / Ed. G. C. Anawati " Sa`id Zayed; revu et precede d'une introduction par le dr. Ibrahim Madkour. Le Caire, 1960.

   F. Rahman, Avicenna's De Anima (Arabic Text), London,1959.

   Al-Shahrastani, Kitab al-Milal wa-l-Nihal / Ed. W. Cureton. London, 1846.

Источники на европейских языках и в переводах на европейские языки

   Al-Kitab al-Muhtawi de Yusuf Al-Basir / Texte, traduction et commentaire par Georges Vajda; Edit par R. Blumenthal. Leiden, 1985.

   Dawud ibn Marwan al-Muqammis's Twenty charters (Ishrun maqala) / Edited, translated and annotated by Sarah Stroumsa. Leiden, 1989.

   B. Abramov, Al-Kasim b. Ibrahim on the Proof of God's Existence: Kitab al-Dalil al-Kabir. Leiden, 1990.

   Aristotle, Generation of Animals with an English translation by A. L. Peck. London, 1965.

   (A. H. Armstrong) Plotinus with an English Translation by A. H. Armstrong, v. 1-7. London, 1966-1989.

   (Bland) The Epistule on The Possibility of Conjunction with the Active Intellect by ibn Rushd with the Commentary of Moses Narboni / A Critical Edition and Annotated Translation by K. P. Bland. New York, 1982.

   (Ch. E. Butterworth) Averroes' Three Short Commentaries on Aristotle's "Topics", "Rhetoric", "Poetics" / Edited and Translated by Ch. E. Butterworth. Albany, 1977.

   (F. Crawford) Averroes, Commentarium Magnum in Aristotelis de Anima Libros / Ed. F. Crawford. Cambridge, 1953.

   Al-Schahrastani, Kitab nihayatu-l-iqdam fi `ilm-l-kalam / A. Guillaume, The Summa Philosophiae of Al-Schahrastani. London, 1934.

   H. Diels, Die Fragmente der Vorsokratiker, Bd. I-III. Berlin, 1903.

   (W. E. Dooley) Alexander of Aphrodisias, On Aristotle's Metaphysics I / Tr. W. E. Dooley. London, 1989.

   J. van Ess, Die Erkenntnislehre des Adudaddin al-Ici.Wiesbaden, 1966.

   J. van Ess, Theologie und Gesellschaft im 2. und 3. Jahrhundert Hidschra. Eine Geschichte des religisen Denkens im frhen Islam. Berlin and New York, 1991-95.

   Galen, On the Natural Facultes / Tr. A. J. Brock. Loeb Classical Library. Cambridge, 1963.

   Ch. Genequand, Ibn Rushd's Metaphysics. A Translation with Introduction of Ibn Rushd's Commentary on Aristotle's Metaphysics. Leiden, 1986.

   M. Glaston, Politics and Excellence, The Political Philosophy of Alfarabi, Princeton 1990

   Gilson. Being and Some Philosophers. Toronto, 1952.

   J. Hercz, Drei Abhandlungen ber die Conjunction des Separaten Intellects mit dem Menschen von Averroes... aus dem Arabischen bersetzt von Samuel Ibn Tibbon. Berlin 1869.

   A. Hyman, Averroes' De Substantia Orbis. Jerusalem, 1986.

   Kitab Al-Hataba d'Al-Farabi / Edition critique et tradition francaise par J. Langhade (Al-Farabi, Deux ouvrages indits sur la rhtorique, publication prpare par J. Langhade et M. Grignaschi). Beyrouth, 1971.

   (M.T. May) Galen, On the Usefullness of the Parts of Body, v. 1-2 / Tr. M.T. May. New York, 1968.

   P. Morewege, The Metaphysica of Avicenna (Ibn Sina): A critical translation-commentary and analysis of the fundamental arguments in Avicenna's Metaphysica in the Danish Nama-i `ala'i. London, 1973.

   Philo of Alexandria / Collected works with eng. tr. by F. H. Colson, G. H. Whitaker, R. Marcus. Loeb Classical Library, v. 1-12. Cambridge, 1929-1962.

   (E. I. J. Rosenthal) Averroes' Commentary on Plato's Republic / Ed. E. I. J. Rosenthal. Cambridge, 1956.

   W. D. Ross, Aristole's Metaphysics: A Revised Text with Introduction and Commentary, v.1-2. Oxford, 1948.

   M. Steinschneider, Al-Farabi (Alpharabius), St. Petersburg, 1869.

   S. van den Bergh, Averroes' Tahafut al-Tahafut, v.1-2. London, 1954.

   Thomas Aquinas, Summa Theologica (engl. tr.), v. 1-5. Westminster, Md., 1981.

   Thomas Aqinas, Summa Contra Gentiles, v. 1-4. London, 1975.

   R. Walzer, Al-Farabi on Perfect State. Oxford, 1985.

   Willam Harvey, De motu cordis et sanguinis in animalibus. Exercitatio anatomica. Springfield Il., 1928.

   H.A. Wolfson, Crescas' Critique of Aristotle. Cambridge, Mass. 1929.

   F. W. Zimmermann, Al-Farabi's Commentary and Short Treatise on Aristotle's "De Interpretatore". London, 1981.

Источники в переводе на русский

   Альфонсо, Мейашшер Якоб (Выпрямляющий кривое), факсимиле рукописи / Изд. текста, пер., предисл., введение, приложения Г. М. Глускиной. Комм. Г. М. Глускиной, С. Я. Лурье, Б. М. Розенфельда. М., 1983.

   Антология мировой философии, т.1 (Философия древности и средневековья, ч. 2). М., 1969.

   Аристотель, Сочинения (в 4-х томах). М., 1976--1984.

   Аристотель, Риторика // Античные риторики. М., 1978.

   Бахманйар аль-Азербайджани, Ат-тахсил (Познание). Баку, 1983.

   М. Е. Ващенко-Захарченко, Начала Евклида с пояснительным введением и толкованиями. Киев, 1880.

   Е. Э. Бертельс, Избранные труды (в 3-х томах). М., 1960, т. 3.

   Боэций, "Утешение философией" и другие трактаты. М., 1990.

   Х.-Г. Гадамер. Истина и метод. М., 1988.

   Х.-Г. Гадамер, Актуальность прекрасного. М., 1991.

   ал-Газали, Воскрешение наук о вере (избранные главы) / Пер. с араб., иссл. и комм. В.В. Наумкина. М., 1980.

   Гегель, Энциклопедия философских наук (в 3-х томах). М., 1974--1977.

   Гегель, Наука логики. СПб, 1997.

   Гиппократ, Избранные книги / Пер. В. И. Руднева, ред. В. П. Карпова, М., 1936.

   Давид Анахт, Сочинения. М., 1975.

   Дионисий Ареопагит, О божественных именах. О мистическом богословии / Изд. текста, перевод Г. М. Прохорова. СПб, 1995.

   Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии / Изд. текста, перевод М. Г. Ермаковой. СПб, 1997.

   Ибн Араби, Гемма мудрости безличной в слове ноевом / Предисловие, перевод и комм. А. В. Смирнова // Историко-философский ежегодник, 1988, стр. 252--266.

   Ибн Туфейль, Роман о Хайе, сыне Якзана / Пер. И. П. Кузьмина. Петроград, 1920.

   Ибн Сина, Избранные произведения. М., 1980.

   Ибн Сина, Канон врачебной науки. Ташкент, 1954.

   Йегуда Галеви, Кузари / Перевод Г. Липш. Иерусалим, 1980.

   (ИП) Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX--XIV вв. М., 1961.

   Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры / Пер. А. Бронзова. СПб, 1894 (Ростов-на-Дону, 1992).

   Д. Йосифон (ред. перевода), Тора, Пророки, Кетувим. Иерусалим, 1975--1978.

   Кант, Сочинения (в 6-ти томах). М., 1963--1966.

   С. Кьеркегор, Понятие страха // С. Кьеркегор, Страх и трепет. М., 1993, стр. 115--248.

   Лейбниц, Сочинения (в 4-х томах). М., 1982 --1989.

   Николай Кузанский, Сочинения (в двух томах). М., 1979 --1980.

   И. Петрици, Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха. М., 1984.

   Платон, Сочинения (в 3-х томах). М., 1968--1972.

   Платон, Диалоги. М., 1986.

   Плотин, Сочинения: Плотин в русских переводах. СПб, 1995.

   Прокл, Первоосновы теологии. Тбилиси, 1972.

   Секст Эмпирик, Сочинения (в двух томах). М., 1975-1976.

   Сигер Брабантский, О разумной душе // Г. В. Шевкина, Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972.

   Спиноза, Этика. М.-- Л., 1932.

   Цицерон, Философские трактаты. М., 1985.

   (ФТ) аль-Фараби, Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.

   (ЛТ) аль-Фараби, Логические трактаты. Алма-Ата, 1975.

   (ИФТ) аль-Фараби, Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1985.

   (СЭТ) аль-Фараби, Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973.

   Фома Аквинский, О сущности и существовании // Историко-философский ежегодник, 1988.

   Фрагменты ранних греческих философов, ч.1. М., 1989.

   У. К. Читтик, В поисках скрытого смысла. Духовное учение Руми. М., 1995.

   аш-Шахрастани, Книга о религиях и сектах. М., 1984.

   Шеллинг, Сочинения (в двух томах). М., 1987.

   И. Ш. Шифман, Учение. Пятикнижие Моисеево, пер., введение и комм., М., 1993.

Исследования на иврите

   Ш. Абрамсон, "Изречения мудрецов и их толкования" // Молад 28 (1972), стр. 441--442.

   Д. Ц. Банет, "О философской терминологии Маймонида" // Тарбиц 6 (1935), стр. 10--40.

   Ц. Блумберг, "Проблема антропоморфных выражений от Саадии до Маймонида" // Труды VI международного конгресса по иудаике 6, 3 (1977), стр. 49--60.

   Ц. Блумберг, "Маймонид о концепции допустимости в системе мутакалимов" // Тарбиц 39 (1970), стр. 268--276.

   Ц. Блумберг, "Отделенные интеллекты в учении Маймонида" // Тарбиц 40 (1971), стр. 216--225.

   Д. Гамлиэли, Тайна древа познания (Сод эц хаим). Иерусалим, 1993.

   Ю. Гутман, Философия иудаизма. Иерусалим, 1951.

   Й. Дан, Ранние каббалистические школы (Хугей hакаббала hаришоним). Иерусалим, 1986.

   Ц. Дизендрук, "Цель и атрибуты в философии Маймонида" // Тарбиц 1 (1930), стр. 106--136; 2 (1931), стр. 27--73.

   Д. Елин, "Два листа из автографа Маймонида" // Тарбиц 1 (1930), стр. 93--107.

   М. Идель, "Магические и неоплатонические интерпретации каббалы в эпоху Ренессанса" // Иерусалимские исследования по еврейской мысли, I , 4 (1982), стр. 60--112.

   М. Идель, Мистический опыт согласно Аврааму Абулафии (hахавайа hамистит эцель Авраhам Абулафия). Иерусалим, 1988.

   Х. Кашер, "Комментарий Маймонида на рассказ об откровении в расщелине скалы" // Даат 35 (1995), стр. 29--66.

   С. Клайн-Бреслави, "Интерпретации видения Иакова о лестнице у Маймонида" // Ежегодник Бар-Иланского ун-та, 22--23 (1988), стр. 329--349.

   С. Клайн-Бреслави, (Творение) Интерпретация повествования о сотворении мира у Маймонида, Иерусалим, 1987.

   С. Клайн-Бреслави, (Адам) Интерпретация повествований книги Бытия об Адаме у Маймонида. Иерусалим, 1986.

   С. Клайн-Бреслави, "Комментарий Маймонида на Притч. 1:6" // Алэй шефер, сб. статей под ред. М. Халамиша. Рамат Ган, 1990, стр. 120--132.

   Я. Клячкин, Тезаурус философских терминов (Оцар hамунахим hафилософиим), тт. I--IV. Нью-Йорк, 1968.

   Х. Крайсель, "Понятие блага в учении Маймонида" // Ийун 38 (1989), стр. 183--208.

   Й. Кремер, "Об Аристотеле и научном методе согласно Маймониду" // Иерусалимские исследования по еврейской мысли, 9, кн. в честь юбилея Ш. Пинеса, ч. 2, 1990, стр. 193--224.

   А. Нуриэль, "Управление и Провидение в 'Путеводителе Растерянных'" // Тарбиц 49 (1980), стр. 346--355.

   А. Нуриэль, "Употребление слова в Путеводителе (к вопросу об эзотерическом методе Маймонида)" // Сфунот 5 (20), 1991, стр. 137--143.

   А. Нуриэль, "Различие между и в Путеводителе" // Тарбиц 59 (1990), стр. 243--246.

   А. Нуриэль, " 'Тора говорит на языке людей' в Путеводителе" // Религия и язык: статьи по общей и еврейской философии / Под ред. М. Халамиша и А. Кашера. Тель-Авив, 1982, стр. 97--103.

   Ш. Пинес, "Бог, Слава и ангелы в теологической доктрине II в. н. э." // Иерусалимские исследования по еврейской мысли, 6, 3-4 (1987), стр. 1--14.

   Ш. Пинес, "К исследованию политического учения Ибн Рушда" // Бейн махшевет Исраэль ле-махшевет амим. Иерусалим, 1978, стр. 84--102.

   Ш. Пинес, "О термине , его источниках и учении Йеhуды hалеви" // Тарбиц 57 (1988), стр. 511--540.

   Ш. Равидович, Исследования по еврейской философии, тт. 1-2. Иерусалим, 1969.

   А. Равицкий, "Премудрость как посредница: теологический переворот в маймонистической мысли Италии" // Италия 3 (1982), стр. 7--38.

   А. Равицкий, "О диспуте на Кандии в пятнадцатом веке" // Тарбиц 58 (1989), стр. 453--482.

   А. Равицкий, "Антропологическая теория чуда в средневековой еврейской философии" // Иерусалимские исследования по еврейской мысли, II , 3 (1983), стр. 323--361.

   Ш. Регев, "Видение 'избранных из сынов Израиля' (Исх. 24:9--11) в еврейской средневековой философии" // Иерусалимские исследования по еврейской мысли, IV, 2-3 (1985), стр. 281--302.

   Ш. Розенберг, "Понятие веры (аоерд) в философии Рамбама и его последователей" // Ежегодник Бар-Иланского ун-та, 22-23 (1988), стр. 351--389.

   Ш. Розенберг, "Теория 'имен' в средневековой еврейской философии" // Ийун 27 (1977), стр. 105--144.

   Ш. Розенберг, "Библейский экзегезис в Путеводителе" // Иерусалимские исследования по еврейской мысли, I, 1 (1981), стр. 85--157.

   И. Розин, "Маймонид и его отношение к мидрашам" // Шмаатин 32 (1972), стр. 48--59.

   С. Струмза, Дауд ибн Марван аль-Мукаммис и его сочинение "Двадцать глав" / Исследование, крит. ист. араб. текста, перевод на ивр. (дисс.). Иерусалим, 1983.

   И. Тверский, Введение в Мишне Тора Маймонида (исправленный и дополненный перевод с англ.). Иерусалим, 1991.

   Й. Френкель, Пути Агады и Мидраша, тт. 1-2. Иерусалим, 1991.

   З. Харви, "Как приступать к изучению первой главы Путеводителя" // Даат 21 (1988), стр. 5-23.

   З. Харви, "Комментарий Маймонида на Быт. 2:23" // Даат 12 (1984), стр. 15--22.

   З. Харви, "Маймонид и Спиноза о знании добра и зла" // Ийун 28 (1978), стр. 167--185.

   З. Харви, "Велика сила пророков" // Даат 37 (1996), стр. 53--61.

   З. Харви и Ш. Харви, "Замечание по поводу арабского термина " // Ийун 38 (1989), стр. 167--174.

   Г. Шолем, Основы каббалистической символики (Пиркей йесод бе-hаванат hакаббала у-смалеhа). Иерусалим, 1980.

   Г. Шолем "Из философов в каббалисты. Легенды каббалистов о Маймониде" // Тарбиц 6 (1935), стр. 90--98.

   И. Штерн, "Логический синтаксис как ключ к тайне Путеводителя" // Ийун 38 (1989), стр. 137--166.

Исследования на европейских языках

   D. Abrams, "The Boundaries of Divine Ontology: The Inclusion and Exclusion of the Godhead" // Harvard Theological Review 87, 3 (1994), pp. 291-321.

   S. M. Afnan, A Philosophical Lexicon in Persian and Arabic. Beirut, 1969.

   S. M. Afnan, A Philosophical Terminology in Arabic and Persian. Leiden, 1964.

   A. Altmann, "Essence and Existence in Maimonides" // Studies in Religious Philosophy and Mysticism. London, 1969, pp. 108-127.

   A. Altmann, "The Ladder of Ascension" // Studies in Religious Philosophy and Mysticism. London, 1969, pp. 41-72.

   A. Altmann, "Maimonides on the Intellect and the Scope of Metaphysics" // Von der mittelalterlichen zur modernen Aufklrung. Tbingen, 1987, pp. 60-129.

   A. Altmann, S. Stern, Isaac Israeli. A Neoplatonic Philosopher of The Early Tenth Century. Oxford, 1958.

   A. Altmann, "Ars Rhetorica as Reflected in Some Jewish Figures of the Italian Renaissance" // Essays in Jewish Intellectual History. London, 1981, pp. 97-118.

   M. T. D'Alverny, "Anniya-Anitas" // Mlanges offerts Etienne Gilson. Toronto-Paris, 1959, pp. 69-91.

   S. H. Atlas, From Critical to Speculative Idealism, The Philosophy of Solomon Maimon. Hague, 1964.

   W. Bacher, Die Bibelexegese der jdischen Religionsphilosophen des Mittelalters vor Maimuni. Budapest, 1892.

   W. Bacher, Die Agada der Tanaiten. Strasburg,1903.

   L. V. Berman, "The Political Interpetation of the Maxim: The Purpose of Philosophy is the Imitation of God" // Studia Islamica, V (1961), pp. 53-61.

   L. V. Berman, "Maimonides, The Disciple of al-Farabi" // IOS 4 (1974), pp.154-178.

   L. V. Berman, "Maimonides on the Fall of Man" // AJS Review 5 (1980), pp. 1-15.

   M. Bernard, La critique de la notion de nature (Tab`) par le Kalam // Studia Islamica, LI (1980), pp. 59-106.

   D. L. Black, Logic and Aristotle's "Rhetoric" and "Poetics" in Medieval Arabic Philosophy. Leiden, 1990.

   W. G. Braude, "Maimionides' Attitude to Midrash" // Studies in Jewish Bibliography History and Literature in honor of I. Edward Kiev / Ed. Ch. Berlin. New York, 1971, pp. 75-82.

   Ch. E. Butterworth, "Averroes: Politics and Opinion" // American Political Science Review 66 (1972), pp. 894-901.

   W. F. Bynum, R. Porter, Companion Encyclopedia of the History of Medicine, v.1-2. London, 1993.

   D. Chwolson, Die Ssabier und der Ssabismus. St. Petersburg, 1856.

   H. Cohen, "Charakteristik der Ethik Maimunis" // Jdische Schriften, B.3, Berlin, 1924, S. 221-289.

   H. A. Davidson, Alfarabi, Avicenna, and Averroes on Intellect, Their Cosmologies, Theories of Active Intellect, and Theories of Human Intellect. New York and Oxford, 1992.

   H.A. Davidson, Proofs for Eternity, Creation and the Existence of God in Medieval Islamic and Jewish Philosophy. New York and Oxford, 1987.

   A. Dhanani, The Physical Theory of Kalam: Atoms, Space, and Void in Basrian Mu`tazili Cosmology. Leiden, 1994.

   R. B. Edlow, Galen on Language and Ambigity. Leiden, 1977.

   I. Efros, Philosophical Terms in More Nebukim. New York, 1924.

   The Encyclopaedia of Islam, New Edition, v. I-IX. Leiden and London, 1960-1997.

   M. Fox, Interperting Maimonides: Studies in Methodology, Metaphysics, and Moral Philosophy. Chicago, 1990.

   R.M. Frank. The Metaphysics of Created Bieng. Istanbul, 1966.

   G. Freudenthal, Aristotle's Theory of Material Substance: Heath and Pneuma, Form and Soul. Oxford, 1995.

   G. Freudenthal, "Maimonides 'Guide of the Perplexed' and the Transmission of the 'Mathematical Tract on Two Asymptotic Lines' in the Arabic, Latin and Hebrew Medieval Translations" // Vivarium 26 (1988), pp. 113-140.

   I. Friedlaender, Arabish-Deutsches Lexicon zum Sprachgebrauch des Maimonides. Frankfurt a. M., 1902.

   M. Glaston, Politics and Excellence, The Political Philosophy of Alfarabi. Princeton, 1990.

   A.-M. Goichon, Lexique de la Langue Philosophique d'Ibn Sina. Paris, 1938.

   T. M. Green, The City of Moon god, religious traditions of Harran. Leiden, 1992.

   D. Gutas, Avicenna and Aristotelian Tradition. Leiden, 1988.

   T. S. Hall, Ideas of Life and Matter: Studies in History of General Physiology 600 b.c. 1900 a.d. Chicago, 1969.

   J. Hintikka, Time and Necessity: Studies in Aristotle's Theory of Modality. Oxford, 1973.

   Historisches Wrterbuch der Philosophie, J. Ritter K. Gruender, Darmstadt 1984, B. 6, S. 421-478.

   S. Horovitz, Die Psychologie bei den jdischen Religions-Philosophen des Mittelalters von Saadia bis Maimuni. Breslau, 1912.

   A. Hyman, "Demonstrative, Dialectical, and Sophistic Arguments in the Philosophy of Moses Maimonides" // Moses Maimonides and His Time / Ed. E. L. Ormsby. Washington, 1989, pp. 35-51.

   M. Idel, "Perceptions of Kabbalah in the Second Half of the 18th Century" // Journal of Jewish Thought and Philosophy 1 (1991), pp. 55-114.

   A. L. Ivry, "Averroes on Intellection and Conjunction" // JAOS (LXXXVI) 1966, pp. 76-85.

   A. L. Ivry, "Neoplatonic Currents in Maimonides' Thought" // Perspectives on Maimonides / Ed. J. L. Kraemer. Oxford, 1991, pp. 115-140.

   A. L. Ivry, "Providence, Divine Omniscience, and Possibility: The Case of Maiomindes" // Divine Omniscience and Omnipotence in Medieval Philosophy / Ed. T. Rudavsky. Dordrecht-Boston, 1985, pp. 143-159.

   N. Janowitz, The poetics of Ascent: theories of language in a rabbinic ascent text. Albany, 1989.

   J. L. Janssens, An Annotated Bibliography of Ibn Sina (1970-1990). Leuven, 1991.

   H. Jonas, The Gnostic Religion. Boston, 1963.

   G. Jonson, The Image of God. Genesis 1:26-28 in Century of Old Testament Research. Lund, 1988.

   D. Kaufmann, Geschichte der Attributenlehre in der jdischen Religionsphilosophie des Mittelalters von Saadia bis Maimuni. Gotha, 1877 (reprinted Amsterdam 1967).

   S. Klein-Braslavy, "King Solomon and Metaphysical Esotericism according to Maimonides" // Maimonidean Studies / Ed. A. Hyman, v. 1. New York, 1990, pp. 57-86.

   H. Kreisel, "Imitatio Dei in Maimonides' Guide of the Perplexed" // ASJ Review 19/2 (1994), pp. 169-211.

   J. Lameer, Al-Farabi and Aristotelian Syllogistics, Greek Theory and Islamic Practice. Leiden, 1994.

   E.W. Lane, Arabic-English Lexicon, pt. 1-8. London, 1863-1893, (reprinted in two volumes, London 1984).

   Y. Tz. Langermann, "Maimonides Repudation of Astrology" // Maimonidean Studies / Ed. A. Hyman, v. 2. New York, 1991, pp. 123-158.

   Y. Tz. Langermann, "The 'True Perplexity': The Guide of the Perplexed, Parth II, Chapter 24" // Perspectives on Maimonides / Ed. J. L. Kraemer. Oxford 1991, pp. 159-174.

   Y. Tz. Langermann, "The Mathematical Writings of Maimonides" // JQR 75 (1984), pp. 57-65.

   T. Levy, "Le Chapitre I, 73 du Guide des Egars et la tradition mathmatique hebraique au moyen age: Un commentaire indit de Salomon b. Isaac" // REJ 147 (1989), pp. 307-336.

   C.H. Manekin, "Belief, Certainty, and Divine Attributes in The Guide of the Perplexed " // Maimonidean Studies / Ed. A. Hyman, v. 1. New York, 1990, pp. 117-142.

   Ph. Merlan, Monopsychism, Mysticism, Metaconsciousness, Problems of the Soul in Neoaristotelian and Neoplatonic Tradition. Hague, 1963.

   A. L. Motzkin, "Maimonides and Spinoza on Good and Evil" // Daat 24 (1990), pp. v-xxiii.

   M. Neuburger, History of Medicine, v. 1. London, 1910.

   A. Nuriel, "Remarks on Maimonides' Epistemology" // Maimonides and Philosophy / Ed. S. Pines and Y. Yovel. Dordrecht, 1986, pp. 36-51.

   M.C. Nussbaum, "Saving Aristotle's Appearances" // M. Schofield and M.C. Nussbaum, Language and Logos. Cambridge, 1982.

   G.E.L. Owen, "Tithenai ta Phainomena" // Aristotle: A Collection of Critical Essays / Ed. J.M.E. Moravcsik. Notre Dame, 1968.

   J.R.T.M Peters, God Created Speech: A study in the speculative theology of the Mu`tazili Qadi l-Qudat Abu l-Hasan `Abd al-Jabbar ibn Ahmad al-Hamadani. Leiden, 1976.

   S. Pines, Beitrge zur islamichen Atomenlehre . Berlin, 1936.

   S. Pines, Studies in Islamic Atomism (tr. by M. Schwartz, ed. by Tz. Langermann). Jerusalem, 1997.

   S. Pines, "Points of Similarity between the Exposition of the Doctrine of the Sefirot in the Sefer Yezira and the Text of Pseudo-Clementine Homilies: The Implications of this Resemblance" // Proceedings of the Israel Academy of Sciences and Humanities 8 (1989), pp. 63-142.

   S. Pines, "Shi`ite Terms and Conceptions in Judah Halevi's Kuzari" // Jerusalem Studies in Arabic and Islam 2 (1980), pp. 165-251.

   S. Pines, "A Tenth Century Philosophical Correspondence // PAAJR 24 (1955), pp. 103-136.

   S. Pines, "Truth and Falsehood Versus Good and Evil. A Study in Jewish and General Philosophy in Connection with the Guide of the Perplexed, I, 2" // Studies in Maimonides / Ed. I. Twersky. Cambridge, 1991, pp. 95-157.

   S. Pines, "The Limitations of Human Knowledge according to Al-Farabi, ibn Bajja and Maimonides" // Studies in Medieval Jewish History and Literature / Ed. I. Twersky. Cambridge,1979, pp. 82-109.

   S. Pines, "Les textes arabes dits plotiniens et le courant 'porphyrien' dans le noplatonisme grec" // Studies in arabic versions of Greek texts and in Mediaeval Science. The collected works of S. Pines. Jerusalem, 1986, pp. 264-277.

   F. Rahman, "Essence and Existence in Avicenna" // Mediaeval and Renaissance Studies / Ed. R. Hunt, v. IV. London, 1958, pp. 1-16.

   F. Rahman, Prophecy in Islam. London, 1958.

   P. Ricoer, "Biblical Hermeneutics" // Semeia 4 (1975), pp. 75-106.

   F. Rosenthal, "Al-Sayh al-Yunani and the Arabic Plotinus Source" // Orientalia, 21 (1952), pp. 461-492; 22 (1953), pp. 370-400; 24 (1955), pp. 42-66.

   S. Sambursky, The Concept of Place in Late Neoplatonism. Jerusalem, 1982.

   S. Sambursky and S. Pines, The Concept of Time in Late Neoplatonism. Jerusalem, 1973.

   M. Schwartz, "Acquisition (Kasb) in Early Kalam" // Islamic Philosophy and Classical Tradition. Essays Presented to R. Walzer. Oxford, 1972.

   M. Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun" // Maimonidean Studies / Ed. A. Hyman, v. 2 (1991), pp. 159-209; v. 3 (1992-93), pp.143-172.

   R. E. Siegel, Galen's System of Medicine and Physiology: an anlysis of his doctrines on blood flow respiration humors and internal diseases. Basel, 1968.

   R. E. Siegel, Galen on Sense Perception. Basel, 1970.

   R. E. Siegel, Galen on Psychology, Psychopathology, and Function and Diseases of the Nervous System. Basel, 1973.

   H. Simon, M. Simon, Die alte Stoa und ihr Naturbegriff. Berlin, 1956.

   C. Sirat, "Les thories des visions supranaturelles dans la pense Juive du moyen-ge". Leiden, 1969.

   M. S. Sheikh, A Dictionary of Muslim Philosophy. Lahore, 1976.

   M. Steinschneider, Al-Farabi (Alpharabius). St. Petersburg, 1869.

   S. M. Stern, Medieval Arabic and Hebrew Thought. London, 1983.

   L. Strauss, "How to Begin to Study The Guide of the Perplexed" // Moses Maimonides, The Guide of the Perplexed, tr., intr., notes by S. Pines. Chicago, 1963, pp. xi-lvi

   G. Stroumsa, "Aher: A Gnostic" // The Rediscovery of Gnosticism, v. II (Sethian Gnosticism) / Ed. B. Layton. Leiden, 1981.

   S. Stroumsa, "Elisha Ben Abuyah and Muslim Heretics" // Maimonidean Studies / Ed. A. Hyman, v. 3. New York, 1992-1993, pp. 173-194.

   S. Stroumsa, "Al-Farabi and Maimonides on the Christian Philosophic Tradition. A Re-evaluation" // Der Islam (Berlin) 68, 2 (1991), S. 263-287.

   F. Talmage, "Apples of Gold: The Inner Meaning of Sacred Textes in Medieval Judaism" // Jewish Spirituality: From the Bible through the Middle Ages. New York, 1986, pp. 313-355.

   I. Twersky, Introduction to the Code of Maimonides (Mishne Torah). New Haven, 1980.

   G. Vajda, "Autour de la Thorie de la connaissance chez Saadia" // REJ 126 (1967), pp. 135-189, 375-397.

   H.A. Wolfson, Philo, v. I-II. Cambridge, Mass. 1947.

   H.A. Wolfson, Studies in the History of Philosophy and Religion / Ed. I. Twersky and G.H. Williams, v. I-II. Cambridge, Mass. 1973-1977.

   H.A. Wolfson, Repercussions of the Kalam in Jewish Philosophy. Cambridge, Mass. 1979.

   H.A. Wolfson, The Philosophy of the Kalam, Cambridge, Mass. 1976.

   H.A. Wolfson, The Philosophy of Spinoza, v. 1-2. New York, 1969.

   H.A. Wolfson, Crescas' Critique of Aristotle. Cambridge, Mass. 1929 (Harvard Semitic Series, 6).

   Word Biblical Commentary, v. 1. (Genesis 1-15), by G. J. Wenham. Waco, Tex., 1987.

Исследования на русском

   Античность в контексте современности / Под. ред. А. А. Тахо-Годи и И. М. Нахова. М., 1990.

   Х. К. Баранов, Арабско-русский словарь. 6-е изд. М., 1985.

   В. И. Брагинский, "Суфийский символизм корабля и его ритуально-мифологическая архетипика" // Проблемы исторической поэтики литератур Востока. М., 1988, стр. 198 --242.

   В. П. Визгин, Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982.

   А. А. Игнатенко, В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. М., 1989.

   Ислам, Энциклопедический словарь. М., 1991.

   А. Ф. Лосев, История античной эстетики (тт. 1-8). М., 1963--1992.

   Г. П. Матвиевская, Б. А. Розенфельд, Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VII--VIII вв.), в 3-х томах. М., 1983.

   А. Мец, Мусульманский Ренессанс. М., 1966.

   Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. М., 1980.

   И. Д. Рожанский, История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988.

   Ф. Роузентал, Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1978.

   А. В. Сагадеев, Ибн-Сина (Авиценна). М., 1980.

   А. В. Сагадеев, Ибн-Рушд (Аверроэс). М., 1973.

   Р. И. Султанов, К истории становления теологического рационализма. Сравнительный анализ мыслительных схем калама и патристики // Рационалистическая традиция и современность. Ближний и средний восток. М., 1990.

   Дж. С. Тримингэм, Суфийские ордена в исламе. М., 1989.

   М. Шнейдер, "Маймонид и его 'Путеводитель'". Таргум, вып. 2. Иерусалим-Москва, 1991, стр. 7--25.

   М. Г. Ярошевский, История психологии. М., 1985.