К оглавлению "РАМБАМ"
К оглавлению "Морэ Невухим"
Глава 3
Считается, что значения [слов] ('фигура')
и ('строение') в еврейском языке совпадают. Однако это не
так, ибо ('строение') - имя, производное1 от (строить),
означает строение предмета и
его очертания, то есть конфигурацию,
такую как круг, квадрат и тому подобные
фигуры. Так, говорится: "...очертания () скинии и очертания () всех сосудов ее";2 еще говорится: "по образу их (), который был тебе показан на горе";3
"очертания () руки";4 "изображение () зала",5 - здесь всюду идет речь о конфигурации, и потому в еврейском языке подобные выражения в описаниях,
относящихся к Божеству, никоим образом не употребляются.
Что же касается [слова]
('фигура'), то оно сказывается в трех различных смыслах неопределенно:6 в смысле чувственно воспринимаемой формы предмета, существующего вне сознания, то есть облика и очертаний, как в речении: "изваяние какого-либо образа ( )";7 "так как вы никакого образа () не видели".8 Также сказывается
оно и о воображаемой форме какого-либо единичного предмета, сохраняющейся в воображении после
того, как он перестает быть [непосредственно] воспринимаемым. Так, сказано: "Среди размышлений,
что в ночных видениях...",9 а
в продолжении говорится: "Стоит [предо мною], но не ведом мне его облик, - образ
() перед глазами моими..."10 - фантазм,11 предстающий перед глазами. И еще сказывается оно об истинном понятии,12
постигаемом интеллектом. В
этом третьем случае употребляется
слово по отношению к Нему,
благословен Он, как сказано: "Лик () Господа зрит он",13 - смысл и
толкование [этого речения]: "Истину14 Бога постигает он".
Продолжение