К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим"

Глава 5

Когда глава философов1 приступил к рассуждению и к умозаключениям о вещах сугубо таинственных, он рек в свое оправдание слова, смысл коих таков: читатели его книги не должны приписывать ему ввиду [выбора] обсуждаемого им предмета дерзость, гордыню и стремление толковать о том, что ему неведомо; но, напротив, подобает признать за ним прилежание и старание изыскать и обрести достоверные убеждения, насколько это в человеческих силах.

Подобно этому скажем и мы, что человек не должен подступаться к этим великим и возвышенным предметам с суждением по первому впечатлению,2 прежде чем он приучит себя3 к наукам и знаниям, не добьется истинного исправления своей нравственной природы, не умертвит страсти и вожделения, порождаемые воображением.4 И когда он обретет истинные и достоверные посылки и будет знать их, когда научится канонам силлогизма и доказательства, узнает способ предотвращения ошибок ума,5 - тогда пусть приступает он к исследованию этих вопросов. Но [и тогда] не должен он выносить решения на основании первого воззрения, которое у него возникнет; и не должен он с самого начала простирать свои мысли, позволяя им устремиться к постижению Божества, - пусть сперва остановится, проявив смирение и сдержанность, и лишь затем, мало-помалу, начнет восхождение. Таков смысл речения: "И закрыл Моисей лицо свое, потому что боялся смотреть на Бога"6 - в добавление к тому, на что указывает его внешний план [согласно которому речь идет о] боязни взглянуть на явленный свет,7 а не о том, что глаза могут узреть Божество, Которое превознесено над всем, что несовершенно, на великую высоту.

И было это поставлено в заслугу [Моисею] (мир ему!), и Превознесенный излил8 на него от Своей щедрости и благодати то, что привело его к [состоянию], о котором сказано: "И лик Господа зрит он".9 Как сказали мудрецы (благословенна их память!) - это было наградой за то, что он вначале "закрыл лицо свое", дабы не "воззреть на Бога".10

Что же касается "избранных сынов Израиля",11 то они дерзновенно простерли свою мысль и постигли нечто, однако их постижение было несовершенным, и потому говорится о них: "И видели они Бога Израилева; и под ногами Его [нечто вроде прозрачного сапфира]",12 и не сказано просто: "И видели они Бога Израилева". Ибо основное содержание речения - осуждение их за то, как они видели, а не описание того, что они видели, ведь они были осуждены за форму своего постижения, в той мере, в какой оно содержало в себе телесность. И было это вызвано их посягательством [на познание Бога] прежде достижения ими совершенства. И заслужили они смерть, но заступился за них [Моисей] (мир ему), и дана была им отсрочка - до тех пор, пока не сгорели [одни из них] в Тавере,13 а Надав и Авиhу - в шатре соборном,14 о чем повествует истинное предание.15

И если такое случилось с ними, то тем более мы, недостойные, - или тот, кто еще менее достоин, чем мы, - должны направлять помыслы и усилия на совершенствование подготовки и на приобретение предпосылок, очищающих постижение от скверны, то есть от заблуждений; лишь тогда можно будет приблизиться и взглянуть на священное место Божественного присутствия: "И даже священники, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь".16

Так и Соломон заповедал тому человеку, который пожелает взойти на эту ступень, соблюдать великую осторожность. Он говорит в своем предостережении-притче: "Следи за тем, как ступаешь, идя в Дом Божий".17

Теперь я вернусь к завершению начатого нами разъяснения и скажу следующее: у "избранных сынов Израиля", вместе с тем, что их постижение было обманчивым, деяния также извратились по этой причине, и уклонились они в сторону плотских вещей из-за ущербности постижения. Об этом и говорится: "И видели они Бога, и ели и пили".18

Что же касается заключительной части обсуждаемого речения, а именно, слов "и под ногами Его нечто вроде прозрачного сапфира", то они будут разъяснены в некоторых других главах сего трактата;19 вся наша цель, к которой мы стремились здесь, состоит в разъяснении того, что всякий раз, когда употребляются выражения (ви±дение), (созерцание) и (всматривание) в таком контексте, они означают интеллектуальное постижение, а не зрительное восприятие, ибо Он, Превознесенный, не то сущее, которое может быть воспринято зрением.

Но если кто-либо из тех, кто ограничивается малым, не пожелает достичь того уровня, на который мы стремимся взойти, и истолкует все выражения, встречающиеся в этом контексте, как указание на чувственное восприятие сотворенных сияний20 или ангелов и тому подобного, то тут не будет вреда.21


Продолжение