К оглавлению книги "Вера в эпоху науки"

Натан Авиезер

6
Эволюция: в чем заключается проблема?

ПОЛЕМИКА

Эволюция

Одной из сенсационных новостей 1999 года в области науки и религии было решение департамента просвещения штата Канзас исключить теорию эволюции из программы обучения в средних школах штата. Были отменены экзамены по этому предмету и, как нетрудно предположить, эволюция видов перестала существовать для учащейся молодежи Канзаса. (Известно, что и студенты, и преподаватели склонны рассматривать обучение главным образом, как процесс подготовки к экзамену). В результате очередных выборов в Канзасе в местном департаменте просвещения стали преобладать креационисты. Они возражали против преподавания теории эволюции на том основании, что она не есть научно установленный факт, а "всего лишь теория", то есть, недоказанное предположение. Креационистский взгляд на вещи, гласящий, что каждый вид животных в отдельности и все они в целом были сотворены рукою Божией, объявлен был столь же приемлемым объяснением происхождения нынешней фауны.

Почему же креационисты так возражают против идеи биологической эволюции? Существует множество природных феноменов, научное объяснение которых не согласуется с буквальной интерпретацией библейского текста, однако они не побуждают креационистов требовать изменений в школьной программе.

Например, радуга. На всех уроках естествознания учат, что радуга есть природное явление, возникающее, согласно теории Ньютона, когда белый (солнечный) свет, преломляясь в дождевых каплях, функционирующих в качестве своего рода призм, разлагается на основные цвета, то есть на знакомый нам спектр.

Библия, напротив, дает совершенно иное объяснение (Бытие 9:13). А именно, что радуга есть чудесное знамение Бо-жие, данное человеку в залог того, что жизни на земле никогда более не грозит всемирный потоп.

Креационисты, однако, отнюдь не настаивают на том, что цветовой спектр Ньютона следует считать "всего лишь теорией" и что библейскому рассказу о радуге должно быть уделено столько же учебных часов. Чем же так провинилась в их глазах биологическая эволюция, почему она вызывает столь страстное сопротивление?

Гелиоцентрическая Солнечная система

В свое время такого же рода полемика, но еще более острая, возникла по вопросу о том, вращается ли Солнце вокруг Земли или Земля вокруг Солнца. В 17 веке знаменитый итальянский астроном Галилео Галилей предстал перед судом католической церкви по обвинению в гелиоцентризме. Вдобавок он утверждал, что в изучении вопросов о движении небесных тел последнее слово принадлежит астроному и его телескопу, а не церкви. Под угрозой смертной казни ученый вынужден был отречься от своих убеждений. Однако, хотя Галилей публично объявил, что гелиоцентрическая теория порочна и что церковь есть высший авторитет в астрономии, Инквизиция наложила на него епитимью в виде пожизненного заточения.1 Кроме того, его сочинения были внесены в знаменитый Index, список книг, запрещенных для чтения всем правоверным католикам. Лишь давняя дружба с Папой Урбаном VIII, а также преклонный возраст и слабое здоровье спасли Галилея от тюрьмы, и пожизненное заключение было заменено домашним арестом.

Кроме католической церкви, у гелиоцентрической системы были и другие противники. Еврейская Энциклопедия пишет:

Геоцентрическая система преобладала в трудах еврейских авторов по астрономии в 18 веке и в еврейской теологической литературе 19 века. Тувия Кон в своей "Повести Тувии" (Tuvia Cohn, Ma'aseh Tuvia, Venice, 1708) излагает эту систему в ее классической форме. Он рассматривает и гелиоцентрическую систему, но отвергает ее из религиозных соображений.2

Вообще, во всей религиозной полемике по поводу того, какие небесные тела стоят, а какие двигаются, есть что-то странное. В Книге Бытия сотворение мира описывается без какой-либо ссылки на геоцентрическую систему. Где же тогда в Библии сказано, что Солнце вращается вокруг неподвижной Земли? Тема эта затрагивается в Книге Иисуса Навина. Во время битвы в долине Аялонской он воззвал к небесам о помощи, и Господь приказал: "Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиной Аялонскою!" - и Солнце и Луна повиновались, что и позволило полководцу разбить противника при свете дня (Иисус Навин 10:12-13). Из этого делается следующий вывод: поскольку Иисус Навин попросил Господа остановить Солнце и Луну, то это должно означать, что в своем обычном состоянии данные небесные тела не стоят на месте, а вращаются вокруг Земли. И вот, на основе этого, весьма зыбкого, рассуждения церковь приговорила Галилео Галилея к пожизненному заключению и отправила его книги на костер инквизиции! Нет, совершенно очевидно, что причины лежат глубже.

Возраст Вселенной

Третий камень преткновения, о который спотыкаются все креационисты, это возраст Вселенной. Креационисты абсолютно отвергают его космологическую оценку, 10 миллиардов лет, и настаивают на том, что Шесть Дней Творения, описанные в Книге Бытия, суть буквально шесть 24-часовых периодов времени. Как легко показать, это утверждение креационистов в корне противоречит основной их тезе - что каждое слово в Библии должно пониматься буквально.

Рассмотрим, например, "свет", упоминаемый в Первый День Творения. Раши дает этому слову кабалистическое толкование, утверждая, что это был свет отнюдь не физический, а духовный, освещающий праведным путь в мир грядущий. При этом библейский текст явно понимается не в его прямом, а в переносном смысле, но креационистов это не смущает. Они сами весьма часто толкуют Библию, далеко отходя от ее буквального текста.

Почему же им так не нравится почтенный возраст нашей Вселенной? Почему они не желают видеть в Шести Днях Творения шесть стадий духовного процесса, подобно тому, как понимает Раши свет Книги Бытия? Что заставляет их настаивать на буквальном толковании Дней Творения как шести 24-часовых периодов времени, и лезть таким образом стенка на стенку против данных современной науки?

ДУХОВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Мир создан Господом для человека, который и есть венец творения - таков кардинальный принцип Библии. Это подразумевается в Книге Бытия (1:28-29), ясно сказано в Талмуде,3 и для верующего человека является необходимой составной частью его веры. Как понимать это в физическом плане? Если в духовном отношении человечество занимает центральное место, значит ли это, что и физически дело обстоит точно так же?

Если мы ответим на этот вопрос утвердительно, то святотатством будет придерживаться эволюционного принципа, согласно которому человек развился из простой бактерии. Если по своему физическому происхождению человек подобен таракану или крокодилу, это означает, по-видимому, что все мы в равной степени лишены духовности.

Аналогично, по тем же самым причинам следует предположить, что наша планета лежит в самом центре Вселенной, а остальные небесные тела ходят вокруг нее хороводом. Считать Землю просто одной из планет, одним из небесных тел, вращающихся вокруг Солнца, было бы оскорблением божественного достоинства человека. Неужели человек, уникальное творение Божие, действительно обитает в каком-то дальнем углу Вселенной?

То обстоятельство, что геоцентрическая теория Солнечной системы безоговорочно принималась на протяжении четырнадцати веков, связано с соображениями отнюдь не научного порядка. Ее привлекательность опиралась на другие соображения. Как говорится в одной из книг по истории науки:

Своей универсальной популярностью геоцентрическая теория была обязана тому, что она помещала человека на центральное место в общей системе бытия. Теория эта отнюдь не имела своей целью удовлетворительное объяснение всех результатов наблюдений, известных тогда в астрономии. Геоцентрическая теория утверждала человека в ощущении своей значительности, ощущении, которым он и без того уже обладал. По мере того, как шло время и астрономические наблюдения становились все точнее, к геоцентрической гипотезе попросту добавлялись все более и более сложные допущения, чтобы как-то согласовать ее с поступающими новыми данными.4

Траектории движения небесных тел, выводимые из средневековой геоцентрической теории, также подтверждают, что научные соображения играли в ней не главную роль. Считалось неоспоримым, что Солнце, Луна, планеты и звезды - все движутся по строго круговым орбитам вокруг Земли, находящейся в центре. Даже Коперник в своей перевернувшей мир гелиоцентрической системе все еще исходит из орбит круговых. Чем же они так привлекали тогдашние умы? Как геометрическая фигура, истинная форма планетных орбит -эллипс, одно из сечений конуса, была известна и подробно изучена еще в древней Греции. Но никому не приходило в голову предположить, что небесные тела движутся по эллиптическим орбитам.

Почему? Надо вспомнить, как смотрел на мир человек тех времен. Поскольку предполагалось, что сам Бог регулирует движение небесных тел, то их траектории должны были быть "совершенными". А совершенной геометрической фигурой является именно круг. Следовательно, направляемые божественной рукой небесные тела должны двигаться по кругу. Даже когда стало вполне очевидно, что астрономические наблюдения этого не подтверждают, круговые орбиты не были отброшены. По-прежнему считалось, что планеты движутся по кругу, но к этому прибавилось предположение, что сам центр круга (эпицикл) тоже движется, по другой окружности. Когда и этого оказалось недостаточно для объяснения новых данных, то предположили, что эпицикл вращается вокруг следующего эпицикла, который в свою очередь тоже движется по своей окружности... Планеты могли двигаться только по окружности, если надо - по комбинации окружностей, сколько угодно сложных, но ничего, кроме окружностей, ибо теологические соображения не позволяли средневековым астрономам думать ни о каких иных геометрических фигурах, кроме идеального круга.

К 1500 году для того, чтобы объяснить движение пяти известных тогда планет, Солнца и Луны, требовалось уже более 80 эпициклов. Что астрономы тех времен сумели выработать столь сложную систему для объяснения наблюдаемых фактов, делает им честь как талантливым и остроумным математикам, но отнюдь не трезвости их научных суждений.5

Теория эпициклов - лишь один из аспектов общего теологического подхода к физическому миру, который считался как бы окном, через которое человек созерцает Бога. Появился термин "натуральная теология", обозначающий изучение Бога через изучение природы. Френсис Бэкон говорил о двух великих книгах: речения Господа, Библия, и творение Его, Природа.6 Изучение Вселенной, созданной Богом, должно было укреплять веру в ее Творца.

К началу 17 века ученые пришли, наконец, к выводу, что геоцентрическая теория попросту не может объяснить накопляемые наблюдения, сколько бы она ни громоздила эпициклы на эпициклы. Гелиоцентрическая теория постепенно заняла должное место, и человечество переместилось из центра Вселенной на небольшую отдаленную планету.

Не успели креационисты примириться с этим печальным положением вещей, как последовал новый удар. В 1859 году Чарлз Дарвин опубликовал свое знаменитое "Происхождение видов", которое ввело в науку теорию эволюции путем естественного отбора. Согласно этой теории, все бесчисленные виды растений и животных, в том числе и человек, развились из неких более простых форм. Сначала наука отняла у человечества его центральное положение в мире физическом, его Земля оказалась не центром вселенной, а теперь она утверждала, что и в биологическом мире человек не занимает особого места. С гелиоцентрической идеей креационисты в конце концов примирились; сегодня отрицать ее было бы просто нелепо. Что же касается эволюции, они по-прежнему настаивают на биологической уникальности человеческих существ.

Как явствует из предыдущего, возражения креационистов против теории эволюции основаны не столько на тексте Книги Бытия, сколько на том, что по-немецки называется Weltanschauung, т.е. общее видение мира.

Креационистское понимание духовной природы человека требует, чтобы и по физическому своему происхождению он отличался от "низших" живых существ. Уверждение о том, что "человек произошел от обезьяны", унижает человеческое достоинство. Креационистский взгляд на мир помещает каждый вид живых существ на отведенное ему Богом место, оставляя человеку исключительное место носителя духовности.

Креационисты также категорически отвергают идею древности Вселенной. Человеческая цивилизация - единственное, что представляет интерес в Библии - возникла всего несколько тысяч лет назад. Если Вселенная существует более 10 миллиардов лет, то Адам и Ева появились во Вселенной, прожившей уже 99,9999% своей истории. Для креациониста это очень серьезная проблема. Если человек занимает такое важное место, на которое явственно указывает Книга Бытия, то почему его сотворение было отложено на десять с лишним миллиардов лет?

Может показаться, что такого рода вопросы бросают тень сомнения на духовность человека и на его божественное происхождение. Но, повторяем, отнюдь не сам текст Книги Бытия, а лишь креационистское миросозерцание не согласуется с современной космологической картиной. Если бы Вселенная пережила столь значительный период своей истории без человека, рассуждают креационисты, это значило бы, что он не обладает никакой духовной ценностью. Более того, это значило бы, что Бог позволил Вселенной существовать так долго -миллиарды лет - абсолютно без всякой цели? Нет, говорят креационисты, Вселенная просто никак не может быть столь древней, как утверждают космологи.

Между спором вокруг гелиоцентрической теории и спором по вопросу об эволюционном происхождении человека есть одно существенное отличие. В 21-м веке невозможно отрицать гелиоцентрическую теорию, подтверждаемую всеми достижениями современной астрономии и космическими полетами. С другой стороны, и возникновение вселенной, и биологическая эволюция относятся к событиям глубочайшего прошлого, когда никакого человека на земле не было. А потому, говорят креационисты, кому дано ведать, что на самом деле произошло? Может, была эволюция, а может, и не было ее. Всё это "всего лишь теория", недоказанная теория, которая не заставит креациониста изменить своим фундаментальным верованиям.

ФИЗИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ

Все эти теологические проблемы сразу исчезают, если признать, что физическая значимость объекта и его духовная ценность никак не связаны между собой. Недаром еврейская религия подчеркивает, что высокий дух нередко царит в самой скромной обители.

Признав, что Книга Бытия трактует человечество именно в духовном, а не в физическом плане, мы можем предположить, что библейское выражение "и сотворил Господь человека" относится к сотворению человека духовного, в противоположность физическому процессу сотворения, понимаемому как сотворение чего-то из ничего. Комментаторы Книги Бытия интерпретируют древнееврейское вайивра ("он создал") как сотворение уникальных интеллектуальных и духовных свойств человека. Раши, Саадия Гаон, Сфорно, Радак и Рамбан - все они подчеркивают, что превосходство человека над всеми остальными живыми существами - это его дар речи, способность к познанию, интеллект и творческие способности. Физические же свойства человека ничем не выделяют его среди других представителей животного мира.

Шимпанзе и человек

Стоит лишь сравнить обезьяну шимпанзе и человека, и становится очевидным, насколько важно различать между физическими характеристиками объекта и его характеристиками духовными. В свое время физическое сходство между различными видами животных устанавливали на основе морфологического анализа тканей, скелета и физиологических систем. В результате получались лишь качественные оценки, да и те часто бывали не более чем догадки. Но вот в 70-х годах прошлого века, с развитием молекулярной биологии, появился новый метод7 (молекулярный ДНК-счетчик), позволяющий сравнивать физические характеристики различных видов животных между собой количественно. Это дало неожиданные результаты. Например, самым близким к человеку (Homo sapiens) приматом оказалась не горилла, как считалось раньше, а обезьяна шимпанзе.8

Попытаемся объяснить, как работает упомянутый выше молекулярный ДНК-счетчик. Начнем с того, что данный метод основан на анализе молекул, находящихся в клетках. Клетка состоит в основном (на 70-80% своего сухого веса) из больших молекул, называемых белками. Клеток без белка не бывает. Типичная клетка содержит сотни разновидностей белка (ферменты, например), каждая из которых выполняет свою особую функцию для поддержания клетки в жизнеспособном состоянии. Каждый белок представляет собой длинную цепь из нескольких сот звеньев, нанизанных как бусины на невидимую нитку, которые называются аминокислотами. Известно двадцать различных видов аминокислот. Белки отличаются один от другого по тому, сколько в них бусин-аминокислот, какого они типа, и в каком порядке они соединены между собой. Построением молекулы белка (нанизыванием бусин на белковую "нитку") управляет нечто под названием "ген".

Каждый ген есть специфический отрезок молекулы ДНК -очень длинной цепи элементарных единиц, называемых парными элементами. Генетический код распознается по тому, как парные элементы ДНК данного гена управляют построением белковых цепей. Расшифровка этого кода считается одним из самых важных открытий молекулярной биологии.

На этой основе попробуем теперь описать молекулярный ДНК-счетчик как инструмент измерения сходства между видами. Возьмем типичный белок, гемоглобин, находящийся в крови животного и играющий ключевую роль в снабжении клетки кислородом. Ген, управляющий производством гемоглобина, содержит в себе 861 парный элемент. Сравнивая парные элементы ДНК гена, ответственного за гемоглобин, у животных двух разных видов, мы можем, даже не глядя на самих этих животных, измерить существующее между ними сходство. Определяя, например, разницу между двумя столь несхожими животными, как лошади и люди, мы находим, что в организме лошади 20% парных элементов ДНК гена, ответственного за гемоглобин, отличаются от человеческих.9 Как и можно было ожидать, гемоглобиновые гены человека, орангутана, шимпанзе весьма похожи между собой, но резко отличаются от гемоглобинового гена кошки, который, в свою очередь, очень похож на соответствующий ген льва.

Такие исследования, выполненные на самых разных генах приматов, показали, что именно шимпанзе, а не горилла, ближе всего к человеку. Действительно, полный набор парных элементов ДНК шимпанзе совпадает с таковым же набором человека на 98,5%, то есть физическое сходство между этими видами очень велико.10

Многих людей все это сильно смущает, им кажется, что эти научные открытия доказывают, будто человек недалеко ушел от обезьяны. Они, однако, совершенно неправильно понимают суть дела. Любому ясно, как грандиозно велика разница между человеком и обезьяной. Там, где речь идет о таких важнейших вещах, как творческая деятельность, интеллект, знание и нравственность, - о достижениях шимпанзе говорить не приходится. Где та обезьяна, которая сочиняет книги, пишет картины, развивает научные теории, предается философским раз-думиям и помогает в беде кому-либо, не принадлежащему к обезьяньему племени? При столь близком сходстве физических характеристик, странно даже, что обезьяна так разительно отличается от человека духовно. И тут само собой напрашивается предположение о божественном вмешательстве.

В самом деле, особыми физическими способностями человек похвастаться не может. Оленя ему не перегнать, как птица он не полетит и как дельфин не поплывет, белка лучше лазает по деревьям, а бобер искуснее перегрызает ветки для своих запруд - этот список можно продолжить до бесконечности.

Ясно, что Господь не одарил человека никакими особыми физическими талантами. Таким образом, имеется явственное разделение между духовным и физическим. В области духовного человек далеко превзошел всех остальных животных, в области же физического - существо весьма заурядное.

Божественное сотворение мира, описанное в Книге Бытия, опирается на эту дихотомию духовного и физического. Поэтому для человека нет ничего унизительного в том, что он обитает на самой обыкновенной планете, вращающейся вокруг самого обыкновенного солнца, и что он разделяет эволюционную историю со всеми остальными животными. Человек уникален, ибо создан по образу и подобию Господа, и это выражается вовсе не в том, где расположена его планета или какие гены имеются в клетках его тела. Уникальность эта выражается в его духовных свойствах. Поэтому у верующего человека нет оснований отвергать гелиоцентрическую систему или теорию эволюции.

Нет у него оснований и смущаться древним возрастом Вселенной. Научная шкала времени, в которой цивилизации принадлежит лишь ничтожная часть десятимиллиардной истории Вселенной, может представляться такой странной только нашему, человеческому восприятию времени. Все мы люди занятые, и выжидать миллиарды лет, прежде чем браться за дело - это показалось бы нам пустой тратой времени. Божественный промысел, однако, действует по-иному. Духовность человека никак не страдает от того, что неизмеримо большая часть истории Вселенной протекла без человеческого присутствия. Божественная значимость человека не измеряется во временных понятиях, в единицах времени, протекшего до нашего появления. Важно, что теперь мы есть, и что за поразительно короткий срок человек стал хозяином мира физического, в точности выполнив таким образом повеление Божие (Бытие 1:28):

И благословил их Бог, и сказал им Бог: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся на земле.

Вторая глава Книги Бытия

Отделение физического начала от духовного отражено и во второй главе Книги Бытия. Там излагается альтернативное сотворение мира, которое рассматривает в своем труде Рабби Иосеф Б. Соловейчик.11 Он не согласен с приверженцами библейского критицизма, что якобы две версии сотворения мира, обозначенные им как Бытие 1 и Бытие 2, принадлежат двум различным традициям, которые позднее были объединены в один текст пером анонимного редактора. На самом деле, подчеркивает философ, они отражают двойственную природу человека. Рабби Соловейчик показывает, что Бытие 1 говорит о том, что произошло (физическое начало), тогда как Бытие 2 - почему это произошло (духовное начало).

Рассмотрим пример. Почему закипает вода в чайнике, стоящем на плите? Отвечая на этот вопрос на университетской лекции по физике, я буду говорить о распределении скоростей молекул, о межмолекулярных силах, о термодинамических фазовых переходах - обо всех элементах научной теории кипения. Дома же я на тот же вопрос отвечу, что вода кипит, потому что мне захотелось выпить чаю. Таком образом, один и тот же человек может давать разные объяснения одного и того же явления для разных целей. Так и Бытие 2, излагающее причинную связь процесса сотворения мира, является естественным дополнением Бытия 1.

Сотворение человека

Во второй главе Книги Бытия обратим особое внимание на следующий стих (Бытие 2:7):

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.

Нельзя понимать это буквально в том смысле, что бог сделал человека из материалов, находимых в прахе земном, т.е. в почве. Химические составные части почвы (неорганические вещества) резко отличаются от состава человеческого организма (органические вещества, углеводороды). Поэтому этот стих надо понимать в переносном смысле, как выражение двойственной природы человека, существа одновременно и физического ("прах земной") и духовного ("душа живая").

Суть стиха 2:7 в том, что при создании человека духовность ("душа живая") была придана физическому существу, созданному ранее ("создал... из праха земного"). Физическое существо, упоминаемое в начале, могло возникнуть, например, в результате эволюции, продолжавшейся миллионы лет. Не это важно. Сущность человека - в его духовности, приданной уже существующему физическому его бытию ("Бог... вдунул в лицо его дыхание жизни"). Именно это сочетание духовного с физическим и есть то целое, которое называется Человек.

Признаки духовной уникальности человека, его необозримые интеллектуальные и творческие способности очевидны с первого взгляда. Очень любопытный опыт провела специалист по приматам д-р Сью Сэвидж-Рэмбо. Она сумела обучить обезьяну по имени Кэнзи (шимпанзе вида Бонобо, наиболее близкого к человеку) распознавать известный набор слов. Обучение потребовало значительных усилий. А любому человеческому детенышу двух с половиной лет тот же самый набор слов дается без всякого труда!12 Так что интеллектуальные достижения нашей обезьяны только подчеркивают, какая глубокая пропасть отделяет умственные способности человека от умственных способностей всех остальных животных.

Заметим в заключение, что слово адом (древнееврейское "человек") в стихе 1:27 ("и сотворил Господь человека") есть родовой термин, обозначающий род человеческий в целом, а не отдельного человека Адама. Сфорно в своем комментарии отмечает, что в Шестом Дне Творения, как и в рассматриваемом выше стихе 2:7, слово "человек" всегда "относится к роду живых существ, называемых людьми".13

КНИГА БЫТИЯ И НАУКА

Возраст Вселенной

Многие места в Библии явственно указывают, что божественное понятие времени совершенно иное, нежели человеческое. Например, в псалме Давида:

Из этого можно заключить, что временные интервалы, упоминаемые в Библии со ссылкой на Бога, не обязательно означают то же, что означают временные интервалы, упоминаемые со ссылкой на человека. Поскольку Шесть Дней Творения относятся к эпохе до человека, естественно будет вести их отсчет по временной шкале, соответствующей божественному понятию времени. Человеческий, 24-часовой день начинается лишь по завершении Шести Дней Творения, сами же эти шесть дней суть этапы описанной в Книге Бытия божественной программы сотворения и претворения Вселенной.

Есть и еще довод в пользу того, что Шесть Дней Творения не следует понимать как обычные, 24-часовые сутки. Первые три дня относятся к тому времени, когда солнца еще не было. Однако Книга Бытия гласит: "И был вечер, и было утро: день второй." Так же говорится о дне первом и третьем. Утро и вечер суть астрономические явления, связанные с движением Солнца. Если на небесах нет солнца, то не может быть ни утра, ни вечера, ни дня в обычном смысле слова. Поэтому мы должны понимать эти обозначения в переносном смысле, по крайней мере в том, что касается первых Трех Дней Творения. Такое понимание нетрудно распространить и на все Шесть Дней. Труды еврейских комментаторов Библии14 пронизаны убеждением в том, что Господни Дни Творения - не то же самое, что наши обычные дни. Так, Маймонид в своем труде "Наставник смятенному духом" (Guide for the Perplexed 2:25) говорит, что везде, где буквальное понимание библейских слов затруднено, надо понимать их в переносном смысле, ибо "не закрыты для нас пути истолкования слова Божьего".

Эволюция

Книга Бытия употребляет два различных термина (два разных глагола) для описания происхождения и формирования животного царства. О первобытных обитателях моря Книга Бытия (1:21) говорит, что Бог их "сотворил" (вайивра), а о животных, населивших на следующем этапе сушу - что он их "сделал" (ваяаас). Эти два глагола отображают два совершенно различных процесса. "Сотворение" предполагает образование чего-то совершенно нового - либо физически (сотворение ex nihilo), либо концептуально (совершенно новый тип бытия, например, жизнь). Напротив, "делание" есть изготовление чего-то более сложного из простого (скажем, мебели из кусков дерева).

На этом можно построить следующую интерпретацию библейского текста. Первое выражение (и сотворил Бог), относящееся к обитателям моря, отображает сотворение жизни как таковой, впервые воплощенной в морской фауне. Второе же (и создал [сделал] Бог) относится к следующему этапу, то есть к живым существам, населившим сушу. Такое понимание библейского текста согласуется с научными данными, которые говорят о том, что нынешние животные произошли от других, более ранних видов жизни.

Такая точка зрения и была предложена комментаторами Библии. Например, Мальбим говорит:

Здесь [в День Шестой] Книга Бытия не говорит нам "сотворил Бог", ибо животная жизнь уже была сотворена в День Пятый. А говорит, что [в День Шестой] Бог "создал [сделал]" млекопитающих, придав им [животным Дня Пятого] свойства и способности, которых у их предшественников не было. Такой процесс нельзя назвать сотворением ex nihilo, его можно определить лишь как процесс "создания", то есть завершения и усовершенствования.15

Таким образом, научная концепция эволюции вполне согласуется с тем, как Мальбим понимает повествование Книги Бытия о сотворении животного царства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели два важных достижения науки, непримиримо отвергаемых креационистами - теорию эволюции и представление о возрасте Вселенной. К этому добавляется также жестокая средневековая полемика по поводу гелиоцентрической системы. По каждой из этих тем, возражения креационистов опираются не столько на библейский текст, сколько на общее их миросозерцание, из которого вытекает, что духовная ценность человека требует для него столь же значительного места и в физическом мире. Тора, напротив, рассматривает духовное и физическое начала как не зависящие друг от друга. Следовательно, верующему нет причины возражать против научной теории эволюции.

ПРИМЕЧАНИЯ

1P. Redondi, 1987, Galileo: Heretic (Princeton University Press).

2Encyclopaedia Judaica, 1972 (Keter Publishing House: Jerusalem), s.v. "Astronomy", т. З, стр. 805.

3Talmud, Sanhedrin 38a.

4J. Clarke, 1954, Man and the Universe (Simon and Schuster: New York), стр. 27.

5Clarke, стр. 28.

6F. Bacon, 1605, The Advancement of Learning, ed. W. A. Armstrong (Athlone Press: London, 1975), Книга Первая, I.3, стр. 55.

7С. G. Sibley and J. E. Ahlquist, февраль 1986, Scientific American, стр. 68-78.

8A. C. Wilson, октябрь 1985, Scientific American, стр. 152-153.

9Wilson, стр. 150.

10F. B. M. de Waal, March 1995, Scientific American, стр. 84.

11J. В. Soloveitchik, весна 1965, Tradition, стр. 5-67, особенно см. стр. 10.

12См. мартовский выпуск National Geographic, стр. 32-33, за 1992 год.

13Sforno, commentary on Genesis 1:26.

14A. Carmell and C. Domb, eds., 1976, Challenge (Feldheim Publishers: New York), стр. 124-140.

15Malbim, commentary on Genesis 1:25.