пр. Йосеф Бен-Шломо

"Поэзия жизни"

К оглавлению

Глава 10
"Реальность не боится противоречий"

[10.1 Корень "диалектики мироздания" заключен в двойственности Божественности: Бог выступает и как Абсолют, и как "Творец Мира"]
[10.2 Это причина того, что и мир диалектичен, т.е. строится и развивается на основе противоречий]
[10.3 Однако, Божественное единство "простое", оно не-диалектическое; и к такому единству стремится мир]
[10.4 Противоречия необходимы, и их неправильно воспринимать как "отрицание друг друга"]
[10.5 Необходимость (иногда) разрушения святости ради построения ее более возвышенной формы]
[10.6 Души "мира хаоса" продвигают мир к высшим идеалам через локальное анархическое "разрушение святости"]
[10.7 "Гниение" зерна, необходимое для "вырастания плодов"]
[10.8 "В отличие от науки, реальность не боится противоречий, потому что она несоизмеримо выше науки". "Две противодействующие силы при столкновении порождают не отрицание, а обновленную положительную силу". Продвижение основано не на присоединении к себе чего-то ограниченного, а на синтезе столкновения]
[10.9 Все сталкивающиеся в мире силы, на самом деле, продвигают мир в едином направлении совершенствования]
[10.10 Падение и разрушение есть неотъемлемая сущность жизни, которая в целом есть продвижение]
[10.11 У каждого противоречия есть легитимное место в развитии мысли - различные области духа "иногда неизбежно опровергают друг друга, ибо пытаются сделать слишком обширные выводы, стоя на слишком узкой основе". При этом, по мере обострения противоречий усиливается также стремление преодолеть эту разобщенность, и после "аналитического подхода" должен вступить в действие "синтетический подход". В результате этого "все специализации духа" будут выглядеть, как разные составляющие единого организма]
[10.12 Тора является базой этого единства; и чувство гармонии мира, имеющееся у нас, свидетельствует о том, что мир действительно гармоничен]
[10.13 Человек играет центральную роль в том, чтобы осуществить объединение реальности, т.к. будучи реализовано в душе, оно в дальнейшем реализуется в природе]
[10.14 В природе сознания заложено стремление связывать разделенные понятия, и в этом стремление к истине, ибо она не может быть частичной и обязана охватывать все]
[10.15 Человек не может достичь высшего единства, но ему важно знать о его существовании и стремиться к нему]
[10.16 Это стремление продвигает мир, и в "Конце Дней" оно реализуется, когда каждое направление духа будет отражать также и все многообразие духовности]
[10.17 Продвижение в уровне когерентности истины увеличивает также и степень ее достоверности]
[10.18 Человек продвигаясь к высшей объединяющей мудрости, способен снять противопоставления и увидеть прежние "противоречия", как необходимые части общего единства]
[10.19 Высшая цельность, также как и исходная "первичная наивность", свободна от сомнений, - но для ее достижения необходимо сначала пройти весь путь сомнений и противоречий. Лишь с расширением "внутреннего знания" противоположные знания и чувства не подавляют, а поддерживают друг друга]
[10.20 Для начального развития противоречия неизбежны и даже необходимы, т.к. каждая область духа, чтобы достичь собственной полноты, должна быть отделена от другой; но для дальнейшего единства они должны быть превзойдены]
[10.21 Необходимость извлекать позитивную компоненту из всякой, даже отрицательной идеи. Позитивная роль отрицания дающего возможность начального более полного развития ограниченных областей духа]
[10.22 Источник идеи религиозной толерантности. Человек познает истину по мере того, как он осознает духовное многообразие, духовное возвышение в процессе выделения искр Божественного света из всякой идее]
[10.23 Наиболее отрицательный, не содержащий позитивного ядра вид атеизма - это "атеизм безразличия", отказ от связи с Богом, характерный для начала Нового Времени]
[10.24 Естественная религиозность непременно проявляется в жизни, и поэтому атеизм, как тотальное безразличие есть проявление слабости духа]
[10.25 Но "критический атеизм" (в отличие от "атеизма безразличия") содержит положительные элементы, и он требует более высоких нравственных установок]
[10.26 Атеизм получает моральный пафос (силу) при критике реальных недостатков религии; однако источник его морали в интуитивной религиозности самих атеистов]

[10.1 Корень "диалектики мироздания" заключен в двойственности Божественности: Бог выступает и как Абсолют, и как "Творец Мира"]

Процесс "осуществления абсолютного добра посредством очищения и возвышения зла" - выражает диалектическую сущность всей действительности. Высший корень этой диалектики заключается в двойственности Божественности: с одной стороны, Его существование абсолютно и необходимо-сущее, с другой стороны, Бог обращая свою Волю на Сотворение Мира, как бы Сам отменяет эту Свою "абсолютность".

[10.2 Это причина того, что и мир диалектичен, т.е. строится и развивается на основе противоречий]

[И ввиду того, что двойственность в Божественности - то] Также и в сотворенном Богом мире фундаментальные противоречия носят диалектический характер. Мы уже обсуждали ранее что и "над-природная святость", и "природная будничность" - обе содержат в себе самоотрицание; и только из этой внутренней войны создается "всеохватывающая святость", включающая в себя как будничную природу, так и природу, восходящую к святому. Существующие противоречия между свободой и необходимостью, добром и злом, святым и будничным, духом и материей - из них формируется бытие как диалектическое единство, т. е., как реальность, построенная и развивающаяся из противоречий.

[10.3 Однако, Божественное единство "простое", оно не-диалектическое; и к такому единству стремится мир]

Только Бог Сам по Себе является единством простым, а не диалектическим; и к этому вечному единству стремится все временное и преходящее бытие. В этом стремлении участвует также то, что выглядит противоположным этому единству, потому что "это является внутренним сознанием, которым наполнен дух всего мироздания, и никакие духовные войны не способны сдвинуть его с места, но только еще больше расчищают перед ним дороги. И даже то, что против этого стремления к единству, - оно в конце концов, в глубине истины, тоже за него".

[10.4 Противоречия необходимы, и их неправильно воспринимать как "отрицание друг друга"]

С этой точки зрения, в мире (в отличие от того, что есть в Самом Божественном единстве) существующие противоречия, не исчезают; но напротив, "обнаружение противоречий расширяет существующие границы мироздания". Только поверхностное, не-диалектическое понимание воспринимает, противоречащие свойства реальности как "полностью отрицающие друг друга". В мировоззрении же диалектическом отрицание каждой вещи относительно, и это отрицание воспринимается не как "противоречащее ей", а как неотъемлемая составляющая ее особенной сущности: "Основание для разобщения [различных сил мироздания] заключено в том, что каждая сила видит в другой силе отрицательные стороны. На самом деле, даже и отрицательные стороны сами по себе не заслуживают такого названия, потому что в каждой отдельной силе… обязаны быть также и отрицательные стороны [то есть такие, которые отрицают другие силы], в частности в том, что она распространяется, подавляя другие силы; и в этом одинаковы и святое, и будничное".

[10.5 Необходимость (иногда) разрушения святости ради построения ее более возвышенной формы]

Отсюда следует, что бывает так, что созидательное и объединяющее действие в святости само по себе требует сначала действий разобщения и отрицания, а иногда оно требует даже разрушения и уничтожения, и без этого невозможно построить цельное здание. "Бывает, что святость строит сущность явную, и при этом разрушает сущность скрытую; потому что она разрушает, чтобы построить нечто более возвышенное и совершенное чем то, что уже построено".

[10.6 Души "мира хаоса" продвигают мир к высшим идеалам через локальное анархическое "разрушение святости"]

Сила этого "разрушения святости" движет "великими борцами, приносящими благословение в мир", такими как Моисей, который разбил Скрижали Завета; но таков же характер также и тех анархистов, которые пылают жаждой критики и разрушения, отрицают всю существующую действительность и стремятся разрушить ее. В глубине их тотального отрицания заложено диалектическое основание "разрушения ради строительства", даже если это скрыто от них самих. Скрытая причина, побуждающая этих людей к отрицанию и разрушению, состоит в стремлении осуществить положительный идеал во всей его полноте. На фоне этого идеала, отрицается любая частичная несовершенная реальность* [*Рав Кук говорит здесь о некоторых из деятелей Второй Алии; Смотри конец предыдущей главы]. Тому человеку, который, в противоположность таким сильным личностям, далек "от этой святой сокрушительной тайны" не угрожают разрушительные кризисы, но он при этом не может также и взлететь на великие идеальные положительные высоты. "Тот, в ком нет души, путешествующей по просторам, тот, в ком нет тяги к истинному свету и добру, - тот не страдает от духовных сокрушений, но и не выстраивает творений. Он прячется в тени природных сооружений, как горные кролики, которых укрывают скалы". Ведь святость никогда не разрушается полностью, но наоборот, отстраивается на руинах прежнего и строит на их основе "новый мир, полный великого света".

[10.7 "Гниение" зерна, необходимое для "вырастания плодов"]

Диалектика отрицания, которая необходима для духовного совершенствования человека, есть неотъемлемая часть процесса постоянного обновления мироздания. Рав несколько раз использует известную (и опасную) притчу о зерне, брошенном в землю: оно гниет и распадается, чтобы дать жизнь новому дереву. Каждое обновление, ведущее к добру связано с подобным изменением, гниение зерна, необходимое для роста, цветения и завязи дающих затем много новых плодов".

[10.8 "В отличие от науки, реальность не боится противоречий, потому что она несоизмеримо выше науки". "Две противодействующие силы при столкновении порождают не отрицание, а обновленную положительную силу". Продвижение основано не на присоединении к себе чего-то ограниченного, а на синтезе столкновения]

Таким образом, мироздание существует и развивается только через диалектику разрушения и строительства. Противоречие между этими понятиями, как и другие упомянутые ранее противоречия, является всего лишь логическим и упрощенным; на самом деле, "в отличие от науки, реальность не боится противоречий, потому что она несоизмеримо выше науки". При этом, следует учесть, что даже и естественные науки могут выявлять действие этого созидательного противоречия в закономерностях материального мира. Вопреки упрощенному представлению о том, что "две силы, противостоящие друг другу, при столкновении порождают отрицание", наука во многих случаях видит в противоречиях основу динамичности природы: "две противодействующие силы при столкновении порождают не отрицание, а обновленную положительную силу". Эта закономерность господствует как в материальном мире, так и в интеллектуальной и нравственной природе, и более всего она проявляется в живой природе. "Мы видим своими глазами, что все мироздание, и особенно живая природа, развивается не за счет присоединения ограниченных сил, каждая из которых действует внутри своих рамок, а путем синтеза сил, каждая из которых стремится выйти за рамки своих пределов, и их синтез также стремится к этому [преодолению рамок]. И когда эти силы сталкиваются, каждая из них пытается утеснить другую, и именно в этих противоборствах осуществляется полнота жизни".

Борьба между противоположными и даже разрушающими друг друга силами вытекает из сущности самой жизни и не ограничивается только биологическим миром. Исторические события открывают те же закономерности. "Когда происходит конфликт между силами, между людьми, между народами, спор этот по сути есть результат изменений и противостояний, составляющих богатство жизни". К этому вопросу мы еще вернемся при обсуждении философии истории.

[10.9 Все сталкивающиеся в мире силы, на самом деле, продвигают мир в едином направлении совершенствования]

Неправильно будет думать, что все эти внешние и внутренние противоречия могут раздробить жизнь на мелкие осколки. Этого не происходит, так как у различных противодействующих сил есть единая склонность и цель, достижению которой они служат. Осознав эту истину, "мы уже находимся в том пространстве, которое подводит нас к разрешению загадки жизни, которая предстает перед нами в различных проявлениях движения и усиление слияния и разделения, усиления и ослабления, воссоединения и разделения". Единство направлений совершенствования соответствует органическому единству самой жизни и ее развития. "Поскольку все сущее едино, со всеми его войнами и острыми конфликтами, то нет ничего, противостоящего ему и препятствующего его постоянному возвышению. Поток жизни, по сути своей, всегда стремится к усилению и возвышению - кто же может противостоять этому мощному течению? Поэтому этот поток непрестанно поднимается ввысь".

[10.10 Падение и разрушение есть неотъемлемая сущность жизни, которая в целом есть продвижение]

Отсюда следует, что даже то, что кажется нам падением и отступлением в процессе постоянного восхождения мира, на самом деле является неотъемлемым этапом диалектического ритма совершенствования жизни. "Восхождение и падение постоянно сменяют друг друга в жизни отдельного человека и всего мира. Движение во всей полноте есть подъем, установление равновесия и смена положений. Даже период упадка, по сути есть нечто иное как часть этого ритма чередования подъемов и спадов, подобного чередованию полной луны и ее затемнению, приливу и отливу моря; вдоху, который наполняет тело жизненной силой, и выдоху; бодрствованию и сну. Эти понятия только с виду противоречат друг другу, на самом деле лишь их соединение обеспечивает полный жизненный цикл".

[10.11 У каждого противоречия есть легитимное место в развитии мысли - различные области духа "иногда неизбежно опровергают друг друга, ибо пытаются сделать слишком обширные выводы, стоя на слишком узкой основе". При этом, по мере обострения противоречий усиливается также стремление преодолеть эту разобщенность, и после "аналитического подхода" должен вступить в действие "синтетический подход". В результате этого "все специализации духа" будут выглядеть, как разные составляющие единого организма]

Этот ритм, при котором противоречия, дополняя друг друга, достигают полноты, существует и в мире духа. Не только каждая сфера духа склонна увеличиваться и быть самостоятельным "предметом", но и каждая категория знаний "в какой-то мере стремится подавить другую; что выражается в том, что она не пытается найти какую-то систему интеграции с этой другой, чтобы вместе усовершенствоваться и расшириться. Таким образом одна область мудрости в некоторой степени наступает на ноги другой". Тем не менее, у каждого противоречия есть легитимное место в развитии мысли - различные области духа и различные подходы "иногда неизбежно опровергают друг друга, ибо пытаются сделать слишком обширные выводы, стоя на слишком узкой основе".

При этом, по мере обострения противоречий между сферами духа усиливается также стремление преодолеть эту разобщенность, и поэтому увеличивается и возможность осуществить это. "Чем явственней противоречие между одним видом знания и другим, между одним разделом этики и смежным с ним, тем сильнее жажда их полного глубокого примирения. Лишь тогда они обретают способность возвратиться к своим высшим истокам". Сила этого стремления способна приблизить, так сказать, и "дальние миры"; и после деятельности "аналитического подхода", как это называет рав, развивающего каждую отдельную область в соответствии с ее характером должен вступить в действие "синтетический подход", соединяющий различные области. В результате этого "все науки, все специализации духа во всем их многообразии будут выглядеть как разные составляющие единого целого, разные органы одного сильного, стройного организма, освещенного одной, сильной, живой, многогранной, душой". Пример с "единым организмом" не оригинален, как мы увидим это далее.

[10.12 Тора является базой этого единства; и чувство гармонии мира, имеющееся у нас, свидетельствует о том, что мир действительно гармоничен]

Этот духовный организм раскрывается в Торе Израиля. "Тора -вмещает все мировоззрения, все образы, все сущее". Духовное единство Торы отражает единство внутренних закономерностей, лежащих в основе мироздания, несмотря на многообразие и противоречивость его внешних проявлений. Это космический смысл принципа веры в вечность Торы. "Перемены и замещения существуют лишь в отдельных внешних проявлениях мироздания: это изменение места или формы. Однако, их не существует в глубинных законах всеобщей реальности, потому что нет изменений, нет замен вечной истине, лежащей в фундаменте всего мироздания, которое едино в своей полноте". Т. е., внутренние противоречия заключены в едином мире, у которого есть единое стремление и единое строение. Единство Божественного источника, как вселенной, так и Торы является предпосылкой соответствия между миром природы и миром духа. В "объективном мире", говорит рав, все части сливаются в одну систему закономерностей, и тогда она познается в "субъективном мире", т.е. в мире человеческого сознания. Наша способность видеть красоту и гармонию в объективном мире, свидетельствует о том, что он объединен и он связан".

[10.13 Человек играет центральную роль в том, чтобы осуществить объединение реальности, т.к. будучи реализовано в душе, оно в дальнейшем реализуется в природе]

Кроме этого, когерентная [т.е. внутренне самосогласованная] человеческая мысль является также реальным "объективным" фактором в процессе объединения самой реальности. Здесь мы также видим идеалистический [т.е. признающий первенствующюю роль духа в процессе развития реальности] тон подхода Рава: "изящное здание, которое мы строим в наших душах, не остается ограниченной частной постройкой, а превращается в сооружение всемирное. Весь мир объединен и все в нем связано. Когда одна часть мироздания (т. е., человек) светит и живет, поднимается и растет, - то все мироздание живет, освящается, поднимается и превозносится. И таким образом, наше душевное единство объединяет весь мир".

[10.14 В природе сознания заложено стремление связывать разделенные понятия, и в этом стремление к истине, ибо она не может быть частичной и обязана охватывать все]

Единство реальности проявляется в когеренции [внутренней самосогласованности], которая есть сущность мысли как единства многообразия понятий. Следовательно, "все мысли логичны и связаны систематической связью, даже те, которые кажутся нам лишь беспорядочным мельканием идей. Если мы постараемся добраться до их корней, то обнаружим, что они берут свое начало во вполне логичном источнике, ибо таково главное свойство мышления". В природе сознания заложено стремление связывать разделенные понятия, и в этом объединяющем действии человеческое сознание выражает характер самой истины, в которой слиты все частичные фрагментарные мировоззрения в одну целостную систему. "Истина не может быть частичной. Она обязана охватывать все" (ср. это со знаменитым высказыванием Гегеля - "истина во всеобщности").

[10.15 Человек не может достичь высшего единства, но ему важно знать о его существовании и стремиться к нему]

При этом, в человеческом сознании эта истина, объемлющая все, предстает, как диалектическое единство противоположностей, - в то время как в высшем единстве уничтожается само противопоставление между истиной и ложью. "Все мысли есть истина в Божественности", говорит рав. Несмотря на то, что в человеческом мышлении это не так, человек может осознавать, что единая истина существует, и что именно она - основа и источник всего человеческого сознания, пусть даже неполного и фрагментарного. "Явление истины происходит всегда от Источника высшего единства. С высот звучит призывающий голос", который человек воспринимает высшими силами своей души и ее глубинными корнями. Человеческое сознание несовершенно, и в нем есть противоречия между различными подходами и частичными истинами. Несмотря на это, человеческое сознание постоянно совершенствуется и расширяется, подобно тому как совершенствуется все мироздание. В ходе этого совершенствования человеческого сознания происходит процесс того, что относительные частные истины начинают проявляться как различные аспекты полной единой истины.

[10.16 Это стремление продвигает мир, и в "Конце Дней" оно реализуется, когда каждое направление духа будет отражать также и все многообразие духовности]

Даже если человеческое сознание не может охватить истину в ее полноте и примирить все противоречия, тем не менее, в стремлении к божественному оно "пытается найти единство в мироздании, в человеке, в народах, в каждом проявлении бытия. Оно стремится преодолеть разрыв между практикой и наукой, между интеллектом и воображением. Все существующие противоречия тоже объединятся благодаря высшему свету, который определит место каждого из них в этом единстве". Это стремление воплотится во всей своей полноте только в Конце Дней, когда полностью исчезнет разграничение различных областей духа, потому что каждая из них будет отражать цельный и совершенный дух: "И придет будущее человека, когда он достигнет такого высокого и прочного духовного статуса, что ни одна интеллектуальная дисциплина не будет противоречить другой. Более того, каждое направление науки и каждое чувство будет отражать [как в капле отражается океан] также и все обширное море науки и всю бездну чувств".

[10.17 Продвижение в уровне когерентности истины увеличивает также и степень ее достоверности]

По мере того, как расширяется эта когерентность истины, это единство сознания, - поднимается также уровень достоверности истины. Ведь даже ощущение частичной достоверности истины есть результат ее слияния с другими частичными истинами, и это ощущение вытекает из глубин сознания, а не из внешнего опыта. Свет совершенной истины все ярче освещает "тени сомнений", которые отбрасывают противоречия между различными мировоззрениями, - противоречия, ведущие к смущению и неуверенности. Все отчетливее проясняется "глубокая истина, что все противоречия есть ничто иное, как следствие ограниченности интеллекта, который не может сравниваться с великой истиной, самодостаточной и независимой". Тогда становится ясно, что ущербность прежних сомнений только во внешних проявлениях, а внутри, в глубине этих сомнений растет и укрепляется ощущение достоверности. Эти внешние недостатки исчезают в единстве истины, которая является "источником всех достоверностей", - точно так же, как она является и "источником всех сомнений".

[10.18 Человек продвигаясь к высшей объединяющей мудрости, способен снять противопоставления и увидеть прежние "противоречия", как необходимые части общего единства]

Отсюда следует, что не только в божественной мудрости объединяются противоположности, но и человеческое сознание способно достичь понимания диалектического отношения между противоречащими друг другу мнениями. Это понимание (как в любом диалектическом подходе) находится выше закона формального противоречия. Логический закон противоречия утверждает, что нет возможности свести воедино две противоположности. Однако, по мере совершенствования сознания, противоречия постепенно согласовываются в рамках более широкой совокупности, до тех пор пока "со стороны мысли, исследующей глубины вещей, выясняется, что в реальности взятой в своей целостности, вообще нет противопоставлений. И в каждом месте, где еще есть противостояние, конечно же имеется некое пропавшее [т.е. ускользнувшее от нашего внимания] условие, при выяснении которого обнаруживается… что лишь посредством этих двух противоположностей вместе мы увидим суть дела с обеих его сторон, и станет ясно, что здесь абсолютно нет никаких противопоставлений".

[10.19 Высшая цельность, также как и исходная "первичная наивность", свободна от сомнений, - но для ее достижения необходимо сначала пройти весь путь сомнений и противоречий. Лишь с расширением "внутреннего знания" противоположные знания и чувства не подавляют, а поддерживают друг друга]

На основе такого подхода мысль достигает высшей ступени, которая есть диалектическое возвращение к первоначальной чистоте и цельности, даже к "простодушию", в котором нет сомнений. Но до этой ступени можно добраться только после того, как мысль уже прошла путем свободы, рождающим сомнения, и научилась сама их преодолевать. Промежуточное же состояние между первичной наивностью еще не знающей сомнений, и этой высшей цельностью (высшей "наивностью") - это состояние наполнено не только сомнениями, но и глубокими противоречиями, как противоречиями интеллектуальными так и, в не меньшей степени, противоречиями эмоциональными. Но ввиду того, что человек в силах, воспринимать разнообразные аспекты мироздания, - одно мнение в нем противоречит другому мнению, а одно чувство противоречит другому чувству". Однако, по мере возрастания и расширения "внутреннего знания", выясняется, "что одно знание на самом деле [не противоречит другому знанию, а] укрепляет другое [противоположное] знание, а одно чувство [не подавляет, а] оживляет другое [противоположное] чувство", и тогда создается "мир и гармония, прорывающиеся сквозь все преграды, проникающие всюду и спускающиеся до самых глубин и основ мироздания".

[10.20 Для начального развития противоречия неизбежны и даже необходимы, т.к. каждая область духа, чтобы достичь собственной полноты, должна быть отделена от другой; но для дальнейшего единства они должны быть превзойдены]

Противоречия в мире духа есть порождения того характера формы, "стиля", который неизбежно присущ любому духовному содержанию, - а именно тому, что для его развития и проявления ему необходимо иметь такую форму, которая будет отгораживать и отделять его от других содержаний. Иногда приходится даже подчеркнуть эту разницу и дистанцию между различными знаниями и мировоззрениями, чтобы выразить каждое из них во всей полноте и неповторимости. Это явление, говорит рав Кук, подобно "отдалению саженцев друг от друга, которое позволяет каждому из них сохранить свежесть, получая достаточное питание, чтобы каждое растение развивалось во всей своей полноте". С другой стороны, это изолированное расширение каждой области духа подчеркивает и усиливает противоречия между ней и другими духовными сферами. С этой точки зрения, "каждая мудрость наступает на ноги другой", как мы уже говорили об этом выше. Однако, это "наступание на ноги""происходит только из-за присущего каждой мудрости своего особого стиля, которые и отделяют их друг от друга. Но с точки зрения внутреннего осознания нет никакого разграничения, и все знание в основе своей едино".

[10.21 Необходимость извлекать позитивную компоненту из всякой, даже отрицательной идеи. Позитивная роль отрицания дающего возможность начального более полного развития ограниченных областей духа]

Богатое наполнение истины, объединяющей противоречия, - оно состоит из этих самих противоречий, сливающихся путем синтеза в органическое единство. "Все знания, все чувства и все образы приходят в органичную, прочную и продвинутую форму, в которой каждая часть дополняет другую". На более низкой стадии сознания "одно мировоззрение противоречит другому и полностью его отрицает". Тем не менее, даже на низкой ступени сознания это взаимное отрицание может принести пользу, осуществляя развитие, которое есть подготовка к дальнейшему полному слиянию и интеграции. Потому что и на этом уровне отрицание мнений, которые не принимаются человеком, имеет свое позитивное назначение. "В какой-то мере человек должен также быть причастен к этому отрицанию другой силы, когда она отвергает его мнение; так как именно через это отрицание он способен уместить свое мировоззрение в подходящую для него меру". Человек должен не только дополнить свое мировоззрение положительными чертами других мнений, но и усвоить "компоненту добра из их отрицательных сторон". Это не только практическая мудрость жизни, выраженная талмудической поговоркой : "Кто настоящий мудрец? - Тот, кто учится у каждого человека" (Трактат "Авот"), но это еще и проявления диалектического принципа, на котором строится мироздание, а также и осознание подлинных глубин таящихся в каждой вещи и в каждой идее.

[10.22 Источник идеи религиозной толерантности. Человек познает истину по мере того, как он осознает духовное многообразие, духовное возвышение в процессе выделения искр Божественного света из всякой идее]

Здесь лежит глубокий источник идеи религиозной толерантности, которую мы будем обсуждать в следующей главе. Человек познает истину по мере того, как он осознает духовное многообразие. "Духовно возвышаясь, человек находит в каждой мысли, своей или чужой, ее ядро, зерно вечного истинного добра, заложенного в этой мысли". Это та внутренняя Божественная искра, которая "сверкает в каждой из религий, и даже под самой грубой оболочкой ( "клипа" - скорлупа)в глубине спрятана эта искра добра".

[10.23 Наиболее отрицательный, не содержащий позитивного ядра вид атеизма - это "атеизм безразличия", отказ от связи с Богом, характерный для начала Нового Времени]

Даже в языческих религиях и в атеизме мерцает свет истины, пусть даже свет и слабый. Однако бывает неверие, которое отрицательно целиком. Такое отступничество не является полезным этапом в диалектическом процессе, ведущем к более охватывающему пониманию мироздания, потому что в самом этом неверии нет никакого положительного содержания, оно не признает значимости религиозной веры, словно "у человека нет в ней потребности". Это вид неверия, характерен для начала Нового времени: "Явились первопроходцы этого отступничества и сказали, что Божественное вообще не касается человека, потому что и духовная, и материальная жизнь могут идти по завершенному порядку даже когда люди полностью отделяются от веры в Бога, и от всего, что с ней связано. Разумеется, по их мнению, интерес к Божественному - это тяжкий труд противоречивый и даже приносящий вред".

[10.24 Естественная религиозность непременно проявляется в жизни, и поэтому атеизм, как тотальное безразличие есть проявление слабости духа]

Такое отрицание ценности идеи Божественности и религии в жизни индивида и общества противоречит и человеческой природе, и исторической реальности, в которой религиозный критерий выступает в качестве очень важного фактора в жизни человека. "Нет народа, - говорит рав, - который когда он достигает определенного уровня развития не искал бы связи с Божественным. Нет народа, в жизнь которого эта связь не проникла бы в духовных и практических путях". Обращаться к Богу - это естественная потребность человека, и, по мнению рава Кука, она поведет к Божественной истине, если только она получит свободу действий. Настоящая вера "не требует ничего иного кроме как освободить перед ней естественную дорогу, не чинить ей препятствий, и не пытаться наполнить глубокую жажду истинного живого Бога служением идолам". В силу этого, целиком отрицательное неверие - это ничто иное, как проявление "слабости жизни", снижение естественной жизненной силы человека. Отметим, что так говорит также Гегель в предисловии к своим лекциям по философии религии: "односторонний подход равнодушие души по отношению к религии, или же нападки на веру, сопротивление ей - вот пути людей слабого, поверхностного духа".

[10.25 Но "критический атеизм" (в отличие от "атеизма безразличия") содержит положительные элементы, и он требует более высоких нравственных установок]

Однако этот зашоренный атеизм, который, по словам рава, есть "рабство отрицательного фанатизма", - сильно отличается от серьезного неверия, которое пытается установить мировоззрение, альтернативное религии. В неверии этого типа имеется положительная Божественная основа и искра. Эта искра добра, которая спрятана в "полезных" заблуждениях, и является источником их силы и влияния, - заключена, прежде всего, в их нравственном содержании. Рав видит в нравственности тему, по поводу которой существуют разногласия и борьба между противоположными верами: "все конфликты мнений рода человеческого… происходят только на нравственной основе". Даже когда неверие маскируется под "научные изыскания", на самом деле они не более, чем "этическая литература испорченной фантазии", и у неверия нет силы научной аргументации. Атеисты, которые были "великими мыслителями рода человеческого" отрицали, с помощью научной аргументации не "познание божественности со стороны ее самой", а отрицательное, по их мнению, этическое влияние, распространяемое этими божественными занятиями, - т.к. с их точки зрения это влияние было вредным для рода человеческого, оно являлось помехой в его естественном и нравственном развитии".

[10.26 Атеизм получает моральный пафос (силу) при критике реальных недостатков религии; однако источник его морали в интуитивной религиозности самих атеистов]

Эта антирелигиозная критика находит свое подтверждение в изъянах, недостатках и слабостях религиозных мировоззрений. Когда атеизм атакует их со всей силой заключенного в нем морального пафоса, - то он действует и сохраняет свое положение "в силу каких-то своих моральных прав". Только откуда же у неверия может взяться это нравственное превосходство, позволяющее обвинять и наставлять "верующих"? Ведь "только святое имеет собственный характер и бытие", в то время как неверие само по себе есть только отрицание; и "Мораль атеизма совершенно пуста, потому что атеизм в сущности своей - противоположность праведности и нравственности"! Однако, реальное наличие морального пафоса в атеизме указывает на то, что его этическое содержание вытекает из такого положительного источника, который расположен вне его самого. "Таким образом атеисты, обладающие нравственностью, черпают мораль вовсе не из своего атеизма, а наоборот, из интуитивного прозревания Божественного, таящегося в глубине их душ, - хотя они сами этого не осознают".