пр. Йосеф Бен-Шломо

"Поэзия жизни"

К оглавлению

Глава 13
Восприятие сионистского движения как процесса  «Геула» – «Мессианского Избавления»

[13.1. В эпоху Первого и Второго Храма евреи были настолько поглощены материальным, что не было возможности это исправить, только как все разрушить и выслать народ в Изгнание, Галут]
[13.2. Жизнь в изгнании «чиста», но «неполноценна»]
[13.3. Вместе с возвращением в Страну Израиля происходит необходимый возврат от «чрезмерной духовности» к материальному, и в этом источник израильского «нахальства» («хуцпа»)]
[13.4. Религиозная ценность спорта и физического возрождения]
[13.5. «Душа у нерелигиозных первопроходцев более совершенна, чем у богобоязненных, не связанных с народом в целом;  но дух более совершенен у последних»]
[13.6. Духовность, оторванная от материальности, есть вид дуализма и идолопоклонства; и секулярный сионизм, уничтожая ее, совершает важнейшее религиозное действие. А в дальнейшем он же (сионизм) уничтожит «идола материальности, и национальная душа выработает гармоничную духовность»]
[13.7. Если сионизм понимается чисто прагматически (как «нормализация»), то он неполноценен и не сможет быть устойчиво успешным]
[13.8. Внутренний источник сионизма: жажда объединить материальное и духовное в единый Божественный мир]
[13.9. Только при материальной реализации в Земле Израиля возможна настоящая духовность]
[13.10. Страна Израиля нужна еврейскому народу не для  его физического или даже для духовного существования, - но для реализации цели своей национальной жизни]
[13.11. Отход от Торы создал «жажду морального свершения», которую могло удовлетворить только строительство Государства, - поэтому этот отход был исторически необходим]
[13.12. Секулярный сионизм велик скрытой (потенциальной) духовностью, но убог реальной духовностью, и это приведет его к деградации и кризису]
[13.13. Внешние достижения не смогут насытить сердце человека, а в особенности еврея; после овладения внешним наступит разочарование, а далее – прорыв к «мудрости святости»]
[13.14. Только глубокая «мудрость святости» может дать ответ на запросы времени; это не под силу ни «сухой ортодоксальности», ни рационализму]
[13.15. Для того, чтобы национальное возрождение не превратилось в отрицательный национализм, оно должно держаться «Божественной души еврейского народа»]
[13.16. Евреи должны продемонстрировать миру реализацию Божественной справедливости не только на индивидуальном, но и на общенациональном уровне т.к. жажда справедливости является главной сутью еврейской души]
[13.17. Отличительная черта иудаизма – жажда воплотить Божественные идеалы не только в индивидуальной, но и в национальной жизни]
[13.18. Воплотить моральные нормы в государственном масштабе несравненно труднее, чем в индивидуальной жизни]
[13.19. Именно для этого  евреи (в отличии от всех других народов) стали народом и получили Тору еще до создания собственного государства]
[13.20. Евреи не могли править государством, когда оно было неотделимо от кровопролития и дикости, и поэтому восстановление государства происходит только сегодня. При этом войны все же нужно вести, помня при этом об идеале мира]
[13.21. Государство Израиль должно стать «троном Всевышнего в мире», должно воплощать духовность, - в отличие от обычного государства, являющегося «большой страховой компанией»]
[13.22. Нынешнее государство – это «Машиах бен Йосеф». Но он погибнет, уступая место еврейскому религиозному универсальному общечеловеческому «Машиах бен Давид»]
[13.23. Восприятие Мессии, Машиаха, не как индивидуума, а как эпохи]
[13.24. Эпоха «Машиах  бен Йосеф», может длиться очень долго; но ее бездуховность приведет к буре и к возвращению к Творцу через «муки перед приходом Машиаха»]

[13.1. В эпоху Первого и Второго Храма евреи были настолько поглощены материальным, что не было возможности это исправить, только как все разрушить и выслать народ в Изгнание, Галут]

Диалектика отношений между материей и духом в целом, о чём шла речь в предыдущей главе, проявляется также и в рамках исторического процесса. Рав Кук находит в таком подходе объяснение различным периодам в истории еврейского народа, - как в эпоху Изгнания - Галута, так и на разных стадиях выхода из него.

Первое изгнание нашего народа из своей страны (связанное с разрушением  Первого Храма) стало неизбежным «вследствие усилившейся тенденции к материальному, которая перевесила духовные устремления». Это чрезмерное подчёркивание материальной природы нашло своё выражение в грехе идолопоклонства, другими словами, в обожествлении природы и в поклонении ей: « Идолопоклонство, поразившее нас в течение долгого периода, предшествовавшего разрушению Первого Храма, явилось порождением чрезмерной тяги к материальному, и оно повлияло также и на следующий этап в истории нации, когда стали умножаться дурные наклонности». Хотя идолопоклонство само по себе и ослабилось во времена Второго Храма, и в ту эпоху излишняя  склонность к материальному не было преодолено, и она проявилась в форме «беспричинной ненависти», что привело к состоянию, «в котором не было другого лекарства от болезни, кроме сокрушения народа настолько, что в течение долгого времени ему нечем было заниматься в материальном мире вообще. Во время длительного периода Изгнания  всему народу осталась только лишь возможность обратиться к возвышенным и благородным вещам». Жизнь еврейского народа в изгнании отмечена таким уровнем духовности и нравственности, какого не было у  окружавших его народов. И естественно, что «даже если евреи и обращались к материальному миру, в силу жизненной необходимости и потребностей, наряду с эим, у всей нации в целом не было никакого материального занятия в эпоху Изгнания».

[13.2. Жизнь в изгнании «чиста», но «неполноценна»]

Эта характеристика жизни в изгнании, как морально чистой, неподвластной загрязнению (вытекающему из необходимости управления страной, армией, политикой), является, со времени рава Кука и до наших дней, одним из известных аргументов в пользу жизни в Галуте и против сионизма. Однако рав Кук рассматривает состояние изгнания как существенный изъян в цельности исторического существования еврейского народа – и всего сущего вообще, - цельности, которая реализуется только в единстве «божественной идеи», источника духовной и религиозной жизни, и «национальной идеи», олицетворяемой реальной историей, ибо  «обе они выходят из Божественного источника жизни». В Галуте еврейство, как нация, было ограничено регилиозными заповедями, но в этом было и уменьшение Божественной идеи, которая «все дни изгнания умещалась в маленьком, убогом гнезде, в «малом Храме» синагог и ешив, в праведной домашней и семейной жизни... При таком положении понятно, что невозможно было открыться  тому грандиозному величию единства двух идей, дополняющих друг друга, в их древнем великолепии и прочности, когда народ был полновластным хозяином своей страны».

[13.3. Вместе с возвращением в Страну Израиля происходит необходимый возврат от «чрезмерной духовности» к материальному, и в этом источник израильского «нахальства» («хуцпа»)]

Этот раскол между божественной и национальной идеями представляет собой недостаток в метафизическом смысле, так как мы знаем, что излишняя духовность, оторванная от материальности и от жизни, наносит ущерб единству бытия, и она в качестве «духовного идолопоклонства» искажает сущность самого духа. «Преувеличенная тенденция, уводящая от равновесия в сторону увеличенной духовности, также наносит вред, так как утрачивается подлинное величие по сравнению с самой духовностью». В Галуте еврейский народ утратил свою жизненную силу, виталистичность, без которой дух безжизнен и абстрактен; «Галут истощил силу чувства и образа, одновременно с истощением ощущения могущества жизни и эстетического совершенства», но он был необходимой ступенью как антитеза природе идолопоклонства, он послужил «лекарством против непомерного стремления к материальности». Этот период истории еврейского народа заканчивается сейчас; наступило время диалектического процесса, который даст начало противоположному движению, начинающемуся с активизацией светского сионизма. При этом неизбежно, что сионизм сопротивляется религии, вместе с его неприятием любого проявления Галута.   В этот этап неприятие категорично по своей природе т.к. оно есть антитеза предыдущему периоду, и необходимо  лекарство от тяжёлой галутной болезни: «И вот теперь, когда пробил час национального возрождения, мы точно знаем, что излечились от болезни в целом, и что народ уже удостоился права заниматься материальными вещами. Первичный отход от чрезмерной духовности к материальному обязан происходить несколько преувеличенно в пользу последнего, а это и есть источник «неслыханной наглости (нахальства, «хуцпа») времён начала мессианского процесса».

[13.4. Религиозная ценность спорта и физического возрождения]

Известны резкие и категоричные высказывания Рава о религиозной пользе физической культуры, которые навлекли на него гнев харедим «старого ишува»: «Гимнастика, которой занимается еврейская молодёжь для укрепления тела, чтобы стать достойными сыновьями своего народа, - она усовершенствует духовную силу  высших праведников, занимающихся соединением святых имён; она способствует усилению божественного света в мире, и не может одно проявление света состояться без другого». Так идея «тшувы» (возвращение/раскаяние/исправление) получает у  р. Кука  более широкий смысл, подобно тому, как мы это видели при обсуждении аспектов метафизики в  его концепции. Р. Кук считает, что обращение к проблемам материальным, жизненным, которыми пренебрегали в эпоху Галута, является необходимым условием для духовного и религиозного возрождения: «Велики наши требования к телу, нам нужно тело здоровое, мы слишком долго занимались душами, забыли о святости тела, не уделяли внимания здоровью и физической стойкости, забыли, что плоть наша священна в не меньшей степени, чем душа. Мы оставили практическую жизнь, изысканность чувств и связь с конкретной материальной действительностью из-за недостатка веры в святость нашей земли…Наше духовное возвращение состоится только вместе с физическим возвращением, во всём его духовном блеске».

[13.5. «Душа у нерелигиозных первопроходцев более совершенна, чем у богобоязненных, не связанных с народом в целом;  но дух более совершенен у последних»]

После этого высказывания становится понятной та знаменитая похвала, которую Рав даёт светским первопроходцам: «Душа у еврейских преступников (=нарушителей заповедей) времён начала прихода Машиаха, которым дороги заботы еврейского народа и его национальное возрождение, - она более совершенна, чем душу евреев богобоязненных, но которые не обладают этим преимуществом ощущения себя как части народа и участие возрождения страны. Однако дух гораздо более совершенен у этих евреев богобоязненных и соблюдающих заповеди, несмотря на то, что не сильно в них ощущение себя как части народа и пробуждение желания действовать для всего еврейства»1.

Следует отметить, что в этих словах, при всем положительном отношении р.Кука к нерелигиозным строителям Страны, он также сохраняет и критический взгляд на них: они остаются «еврейскими преступниками» (т.е. нарушение ими заповедей – это не мелочь, это остается их существенным недостатком), и при том, что души их более совершенны, чем души «богобоязненных евреев», «дух» последних выше чем у первых. Рав Кук используется здесь термины из области психологии, но их содержание основано на взгляде каббалы [выделяющем семь уровней в личности человека: нефеш (душа), руах (дух), нешама (внутренняя душа), хая (жизненность), йехида (единство с Богом)]. Душа («нефеш») есть совокупность жизненных сил и чувств человека, она ответственна за «реализацию» и является низшей ступенью по сравнению с духом («руах»).

[13.6. Духовность, оторванная от материальности, есть вид дуализма и идолопоклонства; и секулярный сионизм, уничтожая ее, совершает важнейшее религиозное действие. А в дальнейшем он же (сионизм) уничтожит «идола материальности, и национальная душа выработает гармоничную духовность»]

Позитивное отношение р. Кука к представителям «нового ишува» связано, конечно, с его известным чувством «любви ко всему Израилю», но оно не основано только на этом, его принципиальная позиция поддержки светского сионистского движения вытекает из общих философских основ его учения. Сущность реального  в единстве, и поэтому «дуализм – это идолопоклонство». Одним из видов дуализма является и подход, отделяющий духовное от материального. Таким образом, акцент на «чистой духовности» с пренебрижением к материальному миру является видом идолопоклонства, и оно должно быть уничтожено. Р.Кук говорит об этом так: «идолопоклонство не может быть исправлено иначе, как уничтожением его, и современным «еврейским преступникам» [т.е. несоблюдающим заповеди сионистам] принадлежит здесь решающая роль…Они сокрушают сначала эту духовность, возносящуюся над материальным и противоречащую ей. Едкой критикой они демонстрируют всю ложность и убогость этой духовности. Они разбивают её с особым фанатизмом, присущим еврейскому народу, и рады видеть, что идол этой «духовности» лежит в руинах».2

Так проявляется  «хитроумие Божественного разума» на нынешнем этапе истории еврейского народа: разбиванием «временных идолов» секулярные революционеры, без всякого своего к этому намерения, выполняют важную функцию в процессе возвращения единства святости в мир, «они расчищают место, уничтожая мнимую духовность (и, соответственно, рисуемую этой духовностью «пустоту и низменность» материальности), тем самым подготавливая путь для высшей святости, которая пошлёт свой свет, чтобы возвратить сердца сынов еврейского народа к такому уровню веры, когда мир воспринимается как единство». Сами они, правда, «ошибочно полагают, что уже искоренили всю духовность», т.е. соблюдение Торы и её заповедей, (которая, конечно, и является единственной духовностью еврейского народа). Но на самом же деле «они сокрушили лишь иллюзорную духовность, а не подлинную, которую невозможно уничтожить, она существует и будет существовать вечно, независимо от того, признают её или отвергают». А поэтому, «после того, как они разобьют окончательно идола «отделенной духовности», они поневоле начнут разбивать и идола материальности, т. к. когда материальное отделено от духовного, то оно само тоже становится ничем иным, как идолом, не имеющим права на существование».

Таким образом, Геула, - «мессианское избавление» – придёт тогда, когда эти противоречия между духом и материей и между святым и будничным придут к состоянию высшего синтеза, т. е. когда на секулярной антитезе религии начнёт действовать диалектическая закономерность, чтобы оповестить: «Не продлится долго и эта тенденция к крайности, поскольку в основе народа заложено равновесие; а поэтому, когда утихнет буря, дела пойдут в нужном направлении и получат надлежащий вес… Нужно найти этот духовный свет, содержащийся в стремлении к материальному, найти внутреннюю цель этого устремления. И когда этот свет откроется, будет побеждена эта болезнь «невиданной наглости» [«хуцпа» начальной стадии антирелигиозного сионизма], будут уничтожены её дурные симптомы, и народ в целом пробудится к его естественному состоянию, обнаружив великолепие своей души».

[13.7. Если сионизм понимается чисто прагматически (как «нормализация»), то он неполноценен и не сможет быть устойчиво успешным]

Только такое диалектическое учение в состоянии постигнуть истинную сущность явления возрождения еврейского народа в наше время, осознав его не как отдельное внешнее историческое явление («эпизод» по выражению Германа Коэна), а как этап в процессе Геулы. Причем, само это понимание ведёт к обретению национальным возрождением своей цельности, и только благодаря ему приобретёт это возрождение свой духовный статус и свою ценность в достижении возвышенной цели. Рав считал, что пока сионистское движение будет пониматься только в смысле утилитарно-политическом, оно не сможет пробудить в глубине души народа желание возвратиться на родину. Что же касается пробуждения, пришедшего в результате страданий и преследований, - то оно «есть лишь случайное пробуждение», способное привести в  Страну Израиля только тех, кто действует в силу внешней необходимости, «но не из-за исключительности самого внутреннего стремления народа». Всякое «рациональное, общечеловеческое» понимание возвращения в Страну Израиля, восприятие страны как «внешнего достояния нации», т. е. понимание его как средства, обеспечивающее физическое или даже культурное её существование, - оно не сможет объяснить всю глубину связи еврейского народа со своей Страной. Понимание, основанное на физической невыносимости жизни в Галуте (т.е. на наличии погромов и т.п.), также не принесёт национальному возрождению «плод, достойный существования», пока оно не включит в себя принципиальное (а не прагматическое) объяснение этой невыносимости. Без понимания сущности Галута, без понимания невозможности смирится с галутом по сути - возвращение не получит той «огромной силы в душе народа и отдельного еврея; ведь жизнь в Галуте может быть даже и привлекательна сам по себе», а отдельным человеком при свободной жизни могут и не ощущаться никакие неудобства из-за отсутствия родины, государства и всего остального, что формирует нацию при её становлении. Глубокое непризнание внутренней сути Галута, которого нужно достичь - вытекает не из желания нормализовать жизнь народа, [что светское сионистское движение декларировало в качестве цели] а из более глубокого источника, стоящего за самим этим желанием, хотя выразители этого желания [т.е. светские сионисты] сами не осознают  этого.

[13.8. Внутренний источник сионизма: жажда объединить материальное и духовное в единый Божественный мир]

Этот внутренний источник сионизма (который зачастую не осознается его светскими последователями) есть жажда объединить все проявления жизни в одно целое. При жизни еврейского народа в условиях  Галута невозможно осуществить это объединение, так как там проявления  жизни основаны на отделении духа от материи и жизни, и на противоречии между святым и будничным. Отрицая Галут, национальное возрождение при этом подчёркивает материальное и светское и не признаёт святое; но  тем самым оно само становится не менее односторонним, чем был  Галут. В противовес этому «мудрость святости», чья сущность сводится к видению единства в мире и к требованию полностью осуществить все стороны жизни нации, - она  выражает внутреннюю основу, дающую толчок к движению возрождения в Земле Израиля: «Тора со всей силой её внутренней логики обращается во весь голос к цельной душе народа; с её помощью народ начинает чувствовать боль Галута, который не даёт проявиться облику народа, преследуемого и скитающегося без руля и ветрил на чужой земле».

Проявление национального облика во всей его целостности является высшим синтезом освобождения, включающего «возвышенное благородство просвещения и фундамент чистоты жизни, во всей ее крови и плоти, воображении и чувстве…, которые готовят базис для органической жизни, охватывающий возрождение полностью, от полной абстрактности до   радостей жизни во всех её проявлениях».

В этом суть событий, происходящих в наше время, «тайна нынешних перемен». Посредством этих событий святость выдвигает требование «естественности, простоты, здоровья, нормализации в жизни, в ощущении, в мыслях и действиях». Даже если в процессе осуществления этого требования «мы загрязнимся скверной» материального мира, это будет  промежуточным этапом, с помощью которого «мы приблизимся к выполнению требований природы». Здесь проявляется в исторической сфере та диалектика, которую мы обнаружили в отношении между святым и будничным в сфере метафизики, т. е. противоречие между святым, борющимся с природой, - и святым, объемлющим природу, заключающим ее в себе: «С одной стороны святое в природе, т. е. святость Земли Израиля, - и, с другой стороны, Шхина, сошедшая в изгнание вместе с еврейским народом, т. е. способность углубить святое вопреки природе». Но,  как мы уже видели выше (см. главу 9),  эта святость, противостоящая природе, не есть полная святость. «Полная святость является исправлением всего мира, при котором Святое, присутствующее в Галуте, Изгнании, соединится со Святостью, характерной для Земли Израиля».

[13.9. Только при материальной реализации в Земле Израиля возможна настоящая духовность]

В свете этой историософской концепции становится понятной исключительно важное значение Земли Израиля в учении рава Кука. Это не «Эрец-Исраэль как духовный символ» (как рассматривают её несионистские мыслители, подобные Герману Коэну или Францу Розенцвейгу), а Страна в её реальном физическом воплощении, так как в её природности и в возвращении к ней сосредоточены все те виталистические и волевые стороны действительности, которых не хватало народу в изгнании: связь с живой природой, земледелие, телесная и военная сила, политическое самоуправление. Рав Кук не признаёт учение, отводящее еврейскому народу жизненную и моральную функцию быть «светом другим народам», находясь при этом самим в рассеянии Галута, Изгнания. Подлинная и целостная реализация духа, святости, идеалов возможна лишь после обыденного и конкретного воплощения в пределах Страны, а не «в стерильном» существовании вне неё. Такая настоящяя жизнь, являющаяся синтезом различных сил реальности и выражающая дух единства еврейства, может иметь место только в Стране Израиля: «Явное единство мира морального, духовного и разумного с миром общения и действия выражается в еврейском народе, и неповторимость Страны Израиля,  и заключается в подготовке мира к открытию этого единства, проливающего новый свет на всю человеческую культуру». С осуществлением этого единства выполнит еврейский народ и своё универсальное предназначение, так как «достоинство такого цельного существования Израиля есть основа света для всего мира, обнаружения Божественности в мире, очищения качеств, возвышения справедливости и продвижения нравственности в мире».3

[13.10. Страна Израиля нужна еврейскому народу не для  его физического или даже для духовного существования, - но для реализации цели своей национальной жизни]

Отсюда следует, что Страна Израиля выполняет не только обычную историческую функцию сплочения народа на его исторической родине. Отношения между еврейским народом и его страной с самого начала были «ненормальными», и так это было во всех поколениях. В этом факте рав Кук усматривает выражения статуса Страны Израиля как единственного в своём роде, подобно тому, как высказался Иеhуда Галеви: «Страна Израиля не является для еврейского народа чем-то внешним, случайным приобретением нации, только средством для достижения полного объединения и укрепления материального, или даже духовного существования нации. Страна Израиля – это ценность, имеющая самостоятельное значение, связанная жизненными узами с народом, чья внутренняя исключительность неотделима от её существования, поэтому всякая рациональная человеческая теория не в силах объяснить ни сущность исключительности святости Страны Израиля, ни глубину привязанности к ней».4 Но эта исключительность не является магическим свойством Страны и не действует сама по себе. Уникальность народа и страны проявляются в историческом диалектическом процессе, в котором есть подъёмы и спады, связанные с поведением людей; и рав Кук считает, что мы находимся на решающем этапе этого процесса.

 

[13.11. Отход от Торы создал «жажду морального свершения», которую могло удовлетворить только строительство Государства, - поэтому этот отход был исторически необходим]

Как мы уже сказали, невозможно достичь «высшей святости», напрямую   не-диалектическим способом. Принцип «хитроумия Божественной мудрости» должен действовать и здесь; и он реализуется в том, что  возврат к  «духовности в природе» и начало Мессианского освобождения осуществится именно с помощью движения  светского, которое само по себе не ощущает связи с религией. Таким образом, р. Кука давал религиозное объяснение движению светского сионизма и явлению возрождения в Эрец-Исраэль. Вполне естественно, что многим представителям светской части общества это объяснение не нравится, так как из него вытекает, что национальное возрождение, по сути, пришло исключительно для того, чтобы вернуть их, диалектическим путём, к подлинному еврейству; другими словами, к тому, что в значительной степени является, в их глазах, противоположностью первоначальной идее светского национального движения, стремившегося отодвинуть религию и занять ее место.  При этом  рав Кук считал, что отход от религии в начале сионистского движения является неизбежным этапом: «Весьма велика печаль сердца нашего из-за духа «ломания ограды» («ломки рамок», разрушения принятой системы ценностей и норм поведения) разразившегося во всём мире и повлёкшего за собой «ломку рамок» в области Торы и религиозной веры до такой степени, что огромные массы еврейского народа оставили еврейство в ужасающей форме, и забывается  Тора многими. Однако само это устрашающее положение привело к пробуждению национального духа, столь насущно необходимого нам. Эти удалившиеся сыновья, ощутив себя отвергнутыми и не находящими никаких моральных устоев, не находящими никаких морально достойных поступков и идей, чтобы насытить их истосковавшиеся души,  в сочетании с преследованиями и непризнанием со стороны народов, с которыми они искали контактов, считая, что если они откажутся от еврейства, то их примут с любовью, - эти сыновья начали ощущать недостающее им. И когда уже они отдалились от религиозного чувства, и выполнение требований Торы и соблюдение заповедей забылось ими, тогда смогли они найти убежище своим душам только в национальном чувстве… Поэтому и предстало перед нами это поразительное зрелище, когда национальный дух пробуждается гораздо сильнее у людей, далёких от заповедей и веры, которыми Тора забыта почти совсем». Описание этого процесса, -  который одинаково и страшен и чудесен! – безусловно, подходит таким личностям, как Герцель и Нордау, но рав Кук относит к нему всё секулярно-сионистское поколение.

[13.12. Секулярный сионизм велик скрытой (потенциальной) духовностью, но убог реальной духовностью, и это приведет его к деградации и кризису]

Итак, у поколения, первых сионистов «в области духовности есть необычайно много в потенциале, притом, что нет ничего в актуальности», и параллельно тому, как рав Кук хвалит сокрытое в нём, он описывает в мрачных красках его фактическое положение, а также предрекает ухудшение этого положения вплоть до кризиса. Поскольку всё ещё не найдено настояшее духовное решение насущных и исторических проблем поколения, то достижения науки и распространение просвещения приведут к расцвету только внешней материальной культуры и к снижению ценности внутреннего в мире человека: «Поднимаясь, всё выше во внешней культуре, их мир теряет свою внутреннюю ценность. Это падение происходит из-за того, что с возрастанием значения культуры человек усваивает всё больше её внешнее выражение, но всё больше пренебрегает внутренним. Это приводит к тому, что уменьшается истинная ценность человека».

[13.13. Внешние достижения не смогут насытить сердце человека, а в особенности еврея; после овладения внешним наступит разочарование, а далее – прорыв к «мудрости святости»]

Эта секулярная болезнь культуры выражается во «внутреннем охлаждении и во внешнем воодушевлении по отношению к внешним ценностям». Она, в конце концов, приведёт к глубокому духовному упадку и превратит жизнь всего лишь в «механическую задачу», когда для удовлетворения духовных потребностей придут развлечения и появятся «замечательные изобретения для убийства времени». Однако человек вообще, а в особенности еврей, не сможет оставаться в течение долгого периода в этом «унылом покое», так как «он рождён, чтобы летать, и он обязан летать».  Человек – это существо, ищущее смысла (как нам сказал и другой замечательный мыслитель нашего времени, В.Франкл), и без духовного параметра жизни он быстро разочаруется в материальных достижениях, «и если внутри них нет священного огня полной веры, то эти внешние достижения ослабевают и застывают, приводят к злости и горечи из-за обманутых  надежд, из-за пустой, пресной жизни». Когда поколение дойдёт до этого ощущения внутренней пустоты  нижней ступени, оно будет готово обратиться к сердцевине еврейского, к мудрости святости, а тогда и «все внешние ценности осветятся высшим светом».

[13.14. Только глубокая «мудрость святости» может дать ответ на запросы времени; это не под силу ни «сухой ортодоксальности», ни рационализму]

Почему только мудрость святости, учение глубокое и сложное, сможет излечить болезнь поколения? Прежде всего, из-за сложности болезни, ибо  только крайнее средство может изменить критическое состояние: «Именно в момент величайшего кризиса и огромной опасности нам нужно обратиться к наилучшему лекарству, и мы должны быть радикальными». Тора, предлагающая «ортодоксальность», пока она будет оставаться тем «сухим учением», которое не смогло остановить бурю, обрушившуюся на неё, - такая Тора не сможет удовлетворить духовные требования текущего периода. В этом плане кризис, в котором находится еврейский народ, отражает общее состояние культуры нашего времени. Потребность современного мира в учении о «внутреннем» явится неизбежным следствием диалектического отношения между силами разума и силами жизни, поиск «внутреннего» есть реакция на неограниченную власть в окружающем мире рационализма, науки и технологии. Сторонники рационализма должны ясно представлять, что со всем его духовным богатством он недостаточен, чтобы удовлетворить глубокую потребность человеческой души в иррациональном начале в жизни; только люди недалёкие, «низкие души», могут относить  эту потребность в иррациональном  «на счёт ложного воображения, из объятий которого современное образование спасает, якобы, своих носителей».5

[13.15. Для того, чтобы национальное возрождение не превратилось в отрицательный национализм, оно должно держаться «Божественной души еврейского народа»]

Ослабление силы религии, в которой человек мог бы найти недостающее ему духовное измерение, привело к тому, что ее место замещает  общественные идеологии и движения – такие, как социализм, которые способны вместо религии вознести и воспламенить душу в поисках идеалов. Современное национальное движение также является такой идеологией, но в нем кроется опасность превратиться в отрицательную форму национализма, «так как иногда национальный дух может быть связан с духом нечистоты и порока, которые повлияют и на его приверженцев». Для того, чтобы еврейское национальное чувство не подвергалось этой опасности, оно должно быть верно, своему естественному источнику, чтобы черпать из него жизненную силу, происходящую «из внутреннего Божественного свойства любви к правде и справедливости и искренного стремления к достижению этих Божественных идеалов».

[13.16. Евреи должны продемонстрировать миру реализацию Божественной справедливости не только на индивидуальном, но и на общенациональном уровне т.к. жажда справедливости является главной сутью еврейской души]

Такой морально-религиозный идеализм (при которой внутренним источником национальной жизни является стремление к достижению Божественных идеалов) заключён в самой природе еврейского национального движения, «потому что это религиозное понятие установлено не для отдельных личностей, праведников, которые встречаются в любом народе, но для целого общественого и национального объединение. И нет другого народа в мире, основой внутренней исключительности которого и высшим стремлением, скрытым в глубине его национальной души, являлась бы неуёмная жажда Божественной справедливости, - как народа еврейского». Справедливость и праведность по еврейским понятиям «должны проявляться, не только в частной жизни отдельного человека, но также, и особенно сильно в жизни всего национального организма, и они должны быть не чем-то второстепенным, но составлять основу его существования». Этим отличается еврейская религия от религий других народов, особенно от христианства – иудаизм стремится установить в мире моральные ценности не только на уровне личности, но и в историческом и государственном проявлении, и поэтому на еврейском народе лежит обязанность своей национальной жизнью демонстрировать всему миру их существование.

 

[13.17. Отличительная черта иудаизма – жажда воплотить Божественные идеалы не только в индивидуальной, но и в национальной жизни]

Отсюда вытекает потребность к реализации «божественных идеалов» именно в национальной и государственной сферах; в этом и состояла особая весть, провозглашённая именно иудаизмом, –«стремление создать значительное человеческое общество, которое пойдёт по пути, указанному Всевышним, «чтобы творить добро и правосудие» (см. Быт. 18:19), и для достижения этой цели необходимо, чтобы общество это обладало политическим и социальным государством, а также национальной властью,…чтобы знать, что достижение Божественных идеалов доступно не только отдельным великим мудрецам, праведникам и отшельникам, мужам святости, живущим в свете Божественной идеи, - но и целым народам, устоявшимся и пользующимся всеми благами культуры и упорядоченного государства; целым народам, содержащим в себе все социальные слои, от высокой творческой интеллигенции, думающей и уважаемой, до более широких масс самого простого народа во всём его многообразии,  вплоть до самых грубых его представителей».

[13.18. Воплотить моральные нормы в государственном масштабе несравненно труднее, чем в индивидуальной жизни]       

Раву Куку, конечно, было хорошо известно, что воплощение моральных и духовных ценностей в рамках целой национальной жизни – задача гораздо более сложная, чем воплощение их в частной жизни: «Конечно, это тяжёлый труд –соблюдать законы Торы, связанные с обществом и государством, гораздо более тяжёлый, чем соблюдение законов, налагаемых на отдельного человека… И миссия очищения общества в целом, обшества, организованного государством, - гораздо более сложна по сравнению с миссией очищения каждого человека в отдельности. Поэтому мы и видим, что если по отношению к отдельным людям и есть какая-то минимальная реализация норм простой человеческой морали в реальной жизни, то в государственном масштабе всё человечество в целом совсем ещё не пришло к соглашению о моральных нормах, соблюдение которых обязательно. И мы знаем, что то дурное начало, которое есть в отдельном человеке, во много раз сильнее оно в человеке, являющимся частью общества, вплоть до того, что все понятия о хорошем и плохом, справедливости и злодействе совершенно исчезают в неразберихе и кипящем котле государства».

[13.19. Именно для этого  евреи (в отличии от всех других народов) стали народом и получили Тору еще до создания собственного государства]

И вот, еврейский народ является единственным в истории среди других народов, национальные и сущностные особенности которого установлены еще до того, как он объединен в государственную структуру, до того, как он получил свою землю – они установлены во время стояния у горы Синай, когда на еврейский народ были возложены ценностные принципы его национального существования и его универсальное историческое предназначение; и это было сделано еще «до того, как суматоха жизни сможет запечатлеть на нём зачёркивание справедливости и потерю нравственности, несомые мутным потоком и обрушивающиеся волнами общественной жизни». Поэтому и в наше время, когда снова пробуждается в еврействе национальная идея и «когда усилиавается движение за создание государства», должно сохраняться в нём «качество справедливости и правды, одинаково уважаемые обществом и каждым в отдельности. И особая святая обязанность еврейства состоит в том, что мы должны быть не только людьми святости каждый сам по себе, но в особенности быть царством священников, святым народом и стремиться к такому государственному фундаменту, который был бы освящен этими идеалами».

[13.20. Евреи не могли править государством, когда оно было неотделимо от кровопролития и дикости, и поэтому восстановление государства происходит только сегодня. При этом войны все же нужно вести, помня при этом об идеале мира]

Это была одна из функций периода Галута, Изгнания, когда, как мы упоминали, еврейство было отстранено, от всякого занятия материальным миром: «мы оставили мировую политику вынужденно, но внутренне желая этого, пока не придёт то счастливое время, когда можно будет управлять страной без дикости и преступлений; мы ждём этого времени…не стоит Якову заниматься делами государства, когда оно полно кровопролития». Это не означает, конечно, что на историческом пути к осуществлению идеалов народ не воспользуется «всеми средствами, которые предоставит время», включая даже войны, «как это было у первых поколений, которые вели войны, войны за существование, существование нации;… когда мы вглядываемся в них в нашем стремлении к достижению нравственного идеала, то мы стремимся к их отточенной и выкристализованной жизненной силе, мужеству и твёрдости, заложенных в них, и в этом стремлении крепнет наша духовная сила, и наше мужество становится более утонченным». Рав Кук был совершенно далёк от пацифизма: Израиль «как всякое национальное и общественное объединение обязан охранять свою независимость от чьих-либо посягательств, и он будет воевать, используя любые средства». Поэтому «мы совершенно не должны стесняться тех войн, которые мы вели для нашего возрождения». Но Рав подчёркивает также, что не менее важно знать, что это не идеал, а только средство. Конечно, «война и меч…тоже служат Божественному добру», но нельзя забывать, что «все войны являются ступеньками на лестнице к миру», и сама необходимость их ведения указывает на несовершенство современной истории. «Всё это хорошо в своё время, пока не отпадает нужда в нём вследствие познания Всевышнего и Его мудрости, которая наполнит всю землю, как воды наполняют океан».6

[13.21. Государство Израиль должно стать «троном Всевышнего в мире», должно воплощать духовность, - в отличие от обычного государства, являющегося «большой страховой компанией»]

Национальное государство и всё, что с этим связано, является, таким образом, необходимым условием для осуществления религиозных и моральных идеалов еврейства. Но это государство есть лишь материальное и партикулярное средство, необходимое для достижения универсальной духовной цели: «что касается обычного государства, то оно не является высшим счастьем человека. Обычное государство является, по сути своей, «большой страховой компанией» [т.е. оно охраняет человека, дает ему гарантии надежности, поддерживает в случае трудностей и т.д.], притом, что множество идей, являющихся венцом человеческой мысли, как бы витают над ним, совершенно не касаясь его. Однако, если мы обратимся к такому государству, которое идеально в своей основе, в самой сущности которого заложено идеальное содержание, которое действительно является богатством индивидуума, -  то такое государство действительно может дать человеку высшую ступень счастья. И таким должно стать наше государство, Государство Израиля, которое должно явиться основанием трона Всевышнего в этом мире, вся цель которого - провозглашение Единства Всевышнего и Единства Его Имени, достижение чего является действительно высшим счастьем».7

[13.22. Нынешнее государство – это «Машиах бен Йосеф». Но он погибнет, уступая место еврейскому религиозному универсальному общечеловеческому «Машиах бен Давид»]

Национальное государство и виталистические силы, пробуждающиеся с возрождением Израиля, олицетворяются у рава Кука во взятом из каббалы образе «Машиах бен Йосеф» - «Мессии, сына Йосефа» [т.е. Мессии, обладающего категориями «потомков Йосефа»]. Это «предварительный Машиах», который придёт раньше чем «Машиах сын (потомок) Давида», символизирующего универсальную Геулу - духовное освобождение человечества. «В «Машиахе сыне Йосефа», проявляется национальное качество еврейского народа как такового. Естесственно, что конечной целью национального строительства являются не отгораживание и не национальное уединение, а стремление объединить всех живущих на Земле в одну семью и добиться признания ими власти Всевышнего. И, несмотря на то, что для свершения этого еврейству требуется определённое место и территория, но все же они важны не сами по себе, но как влияние этого «географического образования» на человечество в целом. И когда мир должен перейти от национального к общечеловеческому, неизбежна ломка укоренившихся узконациональных понятий, недостаток которых состоит в их эгоистичности. Поэтому Машиах, сын Йосефа, погибнет, и подлинная власть будет у Машиаха, сына Давида».8

[13.23. Восприятие Мессии, Машиаха, не как индивидуума, а как эпохи]

Рав Кук даёт здесь законченную деперсонализацию традиционных образов мессии. Это не отдельные индивидуумы, а исторические эпохи. «Эпоха Машиаха сына Давида», начнётся только после упрочения физического национального существования, когда еврейский народ уже не удовлетворится исключительно его национальными и материальными достижениями. Ощущение угнетённости в жизни без Всевышнего приведёт к пробуждению стремления к тому, что выше этих материальных достижений.

[13.24. Эпоха «Машиах  бен Йосеф», может длиться очень долго; но ее бездуховность приведет к буре и к возвращению к Творцу через «муки перед приходом Машиаха»]

Понятно, что этот период «Машиаха сына Йосефа», может продолжаться очень долго, поскольку речь идёт об очень важном историческом процессе. Подобно предыдущему периоду, почти двухтысячелетнему периоду Галута, Изгнания, период «Начала мессианского освобождения» также может продолжаться длительное время. Эта эпоха будет сопровождаться борьбой, внутренними противоречиями, страданиями – диалектическими процессами, характеризующими период, называемый «муки перед приходом Мессии». Приведём известные слова Рава: «Мы заранее знаем, что бунт против духовного произойдёт в Стране Израиля и в еврейском народе, в эпоху, когда начнётся возрождение народа. Материальное удовлетворение приведёт к тому, что часть народа вообразит, что цель уже достигнута, и это приведет к мельчанию их душ, и придут дни, о которых ты скажешь: «не нужны они мне». Стремление к высшим святым идеалам прекратится, и сама собой упадёт духовность до низкого уровня. Но все это - пока не разразится буря и пока не станет очевидным, что защита Израиля лишь в руках Всевышнего, она в Его свете и в Его Торе, в стремлении к духовному свету… Изначальный бунт против духовного был необходим ввиду тяги народа в сторону материальной реализации, которая неизбежно должна была возникнуть после того, как в течение столь многих веков народ не имел потребности и возможности заниматься материальной стороной своего существования. И она, эта тяга, будет сопровождаться гневом и разразятся бури, и они-то и явятся «муками периода перед приходом Машиаха», которые окажут огромное влияние на мир, делая его более утонченными через свои страдания».

Не нам решать здесь, действительно ли сбудется это предсказание.


1 Перевод этого отрывка целиком и комментарий к нему см. ниже в разделе «Отрывки из произведений р.Кука» - прим. Ред.

2 В этой «войне с ложной духовностью», говорит Рав, есть своя позитивная функция даже и у «исторического материализма» (несмотря на всю отрицательность последнего).

3 Очень похожую концепцию демонстрирует Моше Гесс в своей книге «Рим и Иерусалим»; он также подчёркивает важность Страны Израиля в выполнении исторической миссии еврейского народа.

4 Это позиция очень близко, в частности, к позиции Мартина Бубера  (при том, что у него концепция еврейства была совершенно иная, чем у рава Кука), который утверждал: «Основа, заложенная в слове Сион, не является чем-то случайным в национальной идее и национальном движении: то особенное, что добавилось здесь к общему, даёт начало самостоятельному, выходящему далеко за рамки национальных проблем и касающемуся проблемы общечеловеческого, космического, может быть даже и проблемы самого бытия. Даже если  рассматривать еврейский народ как народ среди народов, а Страну Израиля – как страну среди стран, то всё равно в отношении еврейского народа к своей Стране и в их общем назначении они являются одним целым, не имеющим аналога. И это есть таинство, которое таковым и останется» (М. Бубер, «Народ и его страна», Иерусалим, 1944, стр. 4).

5 Сходный анализ эпохи мы находим в письмах психолога К.Г.Юнга.

6 В этом вопросе (а так же в восприятии сущности национального государства, см. ниже) позиция р. Кука отличалась от позиции Гегеля как ив концепции сущности национального государства, как мы увидим далее) мнение рава Кука отлично от мнения Гегеля

7 Здесь следует отметить, что эти слова написаны в начале 20 в, еще до Первой Мировой войны. Термин «Государство Израиль» («Мединат Исраэль», букв. «Государство Израиля», т.е. «Государство еврейского народа») был, по-видимому, введен в использование именно р. Куком, и означал у него «идеальное еврейское государство».

8 Рав Кук видел в образе «Машиаха, сына Йосефа», символ государственного сионизма Герцеля. Это тема его статьи «hЭспэд  б-Ирушалаим» на смерть Герцеля. В сомой статье имя Герцеля ни разу не упоминается и речь идет о Герцелийском сионизме вообще. [Еврейская традиция рассматривает образы Иеhуды (одним из потомков которого является Давид) и Йосефа как противостоящие–дополняющие друг друга на всем протяжении еврейской истории: начиняя со столкновения Йосифа с братьями (Быт 37:26, 44:18, 46:28, 49:10, 49:22) и далее разделением на Объединенного Государства Соломона на Северное (Эфраим/Йосеф) и Южное (Иеhуда) царства, видение пророками Мессианского будущего как объединение Иеhуды и Йосефа, и вплоть до концепций «Машиах  бен Йосеф», назначенного к устройству материального аспекта мессианского периода, и «Машиах  бен Давид», который есть реализация духовного аспекта мессианского периода].