К оглавлению книги Э.Берковича "Вера после Катастрофы"

Предисловие

Я начал работать над этой книгой в те критические недели, которые привели к Шестидневной войне Израиля с арабскими странами, и почти закончил ее, когда прогремел последний выстрел. Не только евреи Израиля, но и весь народ оказался под угрозой уничтожения. Наше поколение не смогло бы пережить еще одну Катастрофу. Создание Израиля явилось единственным утешением для евреев, уцелевших после убийства шести миллионов их братьев. Преодолевая беспокойство за судьбу соплеменников, я писал, движимый верой в бессмертие иудаизма и нашего народа. Каждым словом мне приходилось как бы заново утверждать эту веру, подвергавшуюся испытаниям в эти страшные часы. Не раз я спрашивал себя не является ли вера в вечность еврейского народа лишь современным вариантом "лживых слов", так решительно отвергнутых пророком Ирмеягу: "Это Храм Господа, Храм Господа, Храм Господа"1. Нет, государство Израиль не Храм Божий. Всевышний может обойтись без Своего Храма. Но Он не может обойтись без Своего народа, а теперь, после Катастрофы, и без государства Израиль. Вот эту веру мне и приходилось заново утверждать с каждым словом, которое я писал в критические недели перед войной и в дни войны. Мне казалось, что не писать сейчас, выжидать, чем кончатся события, было бы предательством.

С тех пор эта книга, которая вначале была задумана как попытка осознания Катастрофы европейского еврейства, превратилась в исследование еврейского опыта в мире Катастрофы и мировой истории духа Катастрофы.


Продолжение