К оглавлению лекций З.Дашевского по Торе

Лекция 47. Недельный раздел Ки-Тисса (ЗЗ:17-33:24)

"Смысл ангела, идущего впереди"
Божественное присутствие должно быть в среде народа
Лица Моего ты не можешь увидеть...(33:20)
Тфилин Всевышнего
За что Моше удостоился увидеть

"Смысл ангела, идущего впереди"

Продолжая тему 33-ей главы Шмот, постараемся ответить на некоторые вопросы, относящиеся к очень трудному месту (начиная со стиха 12). Все эти трудности ставит Рамбан и обсуждает "Акедат Ицхак" и все это уже обсуждалось нами ранее: как это Моше просит сообщить ему подробности про ангела и говорит, что он не хочет ангела, хотя раньше, при хороших обстоятельствах он как будто не возражал; и Рамбан и вслед за ним многие другие комментаторы понимают, что это - другой ангел. Раньше, в парашат Мишпатим (23:20-23), говорилось об ангеле, который в себе несет Имя Всевышнего, и поэтому это была совсем другая ситуация. Там говорится: "Вот Я посылаю ангела перед тобой, чтобы хранить тебя в пути и привести тебя в то место, которое Я приготовил. Берегись его и слушайся его голоса, не бунтуй против него, потому что он не простит ваших преступлений, потому что Мое Имя - в нем (бэкирбо)", то есть этот ангел служит как бы посредником, передатчиком Божественного Имени. Теперь, когда Всевышний сердится на народ Израиля и говорится, что пойдет ангел, то говорится по-другому (33:2-3): "Я пошлю перед тобой ангела и прогоню ханаанские народы (перечисляет их); (иди) в землю, текущую молоком и медом; Сам же не пойду в твоей среде, потому что ты - народ жестоковыйный, чтобы не уничтожить Мне тебя в дороге". Ясно, что это другой ангел: Там явно говорится, что в нем Имя Всевышнего, а здесь говорится: "Я не пойду". С другой стороны, в Зоhаре есть обсуждение этого же места и там сказано, что это - тот же самый ангел. Как же это может быть? В первый раз говорится, что в ангеле обитает Имя Всевышнего, а Имя Всевышнего - это то, как Всевышний раскрывается в этом мире, и оно выражает какую-то степень Божественного Присутствия.

Эту трудность обсуждает Шем ми Шмуэль. Он подчеркивает то же, что и другие авторы, но доводит это до какой-то цельной картины. Он отмечает, что "послать перед" и "послать среди" - совершенно разные вещи. Когда Всевышний посылает перед кем-то, то это делается для какой-то определенной цели. Например, когда евреи двигались в пустыне, и перед ними шел Ковчег Завета, там сказано, что он двигался перед ними на расстоянии трех дней пути, для того, чтобы "готовить им покой". В последней пророческой книге Малахи говорится относительно будущего: "Вот Я посылаю Моего ангела, и он расчистит дорогу передо Мной".

Ответ на вопрос: Конечно, не надо понимать этого буквально: Всевышнему не нужна дорога и тем более не нужно, чтобы ее расчищали. Самая трудная загадка, которую не может понять, например, царь Кузари, как это может быть и зачем это нужно, чтобы Господь открывался где-то в этом мире. При этом существование Неба и земли отдельно, у него (и не только у него) не вызывает сомнений, но то, что они соединяются там, где Творец открывается в какой-то точке в этом мире, это очень трудно представить себе и трудно понять. Каждый год, во время пасхального Седера, мы повторяем, что в Египте не ангел и не посланник осуществлял египетские казни и выводил евреев из Египта, а Он Сам в Своей Славе и Величии. В мидраше к этому месту говорится, что перед Ним движется какой-то эскорт ангелов, но это нужно только для того, чтобы Слава Царя была наблюдаема в этом мире, Ему это не нужно. Подобным образом отвечают и на вопрос: зачем нужна стража в Храме? - Кому придет в голову обворовывать Храм, когда Небесный Глаз все видит и без стражи. Стража Царского дворца нужна для того, чтобы подчеркнуть Почет этого места.

Когда посылается ангел "расчистить дорогу", то имеется в виду - нас подготовить. Когда мы получаем какое-то потрясающее известие, то реакция от последующего за этим шока может быть совсем не благоприятная. Поэтому, человека надо подготовить, и понятно, что вовсе не Царю это нужно. Ангел, которого Всевышний посылает в первый раз (в разделе Мишпатим), - это ангел, который является посланником, идущим впереди, чтобы прогнать семь народов, которые должны быть изгнаны из этой земли. И Он говорит: "для того, чтобы привести тебя в то место, которое Я приготовил". Но здесь и Сам Творец будет с ними, в их среде, и поэтому у Моше нет никаких оснований возражать. Когда же Всевышний говорит: (в гл. 33) "Я пошлю перед тобой ангела", то в заключении он говорит: "потому что Я не пойду в твоей среде". Конечно, Моше немедленно реагирует на это очень остро. Все возражения Моше относятся как раз к этому, к тому, что "Я не пойду в твоей среде", потому что то, что Он пошлет ангела - это уже Моше слышал и на это он никак не реагирует. Также вряд ли проходит и трудно понимаемое объяснение Раши, что возражение Моше: "Ты не сообщил мне", означает, что сообщение не считается, если человек (Моше) не хочет его принимать. Сообщение остается сообщением, независимо от того, хочет ли человек его получить или нет. Таким образом, все возражения Моше относятся к тому, что "Я не пойду в твоей среде" и останется один только ангел. Тогда-то Моше и просит, потому что в такой ситуации народ совершенно перестанет быть выделенным.

Ответ на вопрос: Почему это так важно, чтобы народ Израиля был выделен? - Пусть будет всем хорошо! Уже говорилось о трех уровнях управления. Все народы находятся под каким-то общим видовым управлением, то есть каждый народ имеет своего ангела, выражающего его национальный характер. Это - нормальное Управление народами и человечеством, но народ Израиля избран для того, чтобы прийти в Эту землю и Земля находится под непосредственным наблюдением. Моше говорит потом в книге Дварим, что эта Земля не такая, как египетская земля, которая имеет Нил, который разливается и там все хорошо растет. В Земле Израиля человек целиком зависит от дождей, а дожди посылаются в зависимости от того, как люди себя ведут на этой Земле. "Глас" Всевышнего постоянно устремлен на эту Землю. Если Земля находится под прямым Божественным Управлением, а народ перейдет под управление ангела, то будет такое страшное несоответствие, при котором невозможно будет на этой Земле выжить.

Ответ на вопрос: Как же на этой Земле могут жить другие народы? Ответ очень простой: очень плохо и вряд ли. Эта Земля приготовлена для того, чтобы на нее пришел народ Израиля.

Божественное присутствие должно быть в среде народа

Далее Шем ми Шмуэль пересказывает объяснение Ибн Эзры, которое уже приводилось, где говорится, что слова Всевышнего: "пойду с Тобой" надо понимать так, что Он пойдет только с Моше, а Моше настаивает на том, что этого недостаточно и надо, чтобы прямое Божественное Присутствие было среди всего народа и Всевышний на это соглашается. Шем ми Шмуэль приводит очень интересное разъяснение трудности, поставленной Рамбаном: "неужели Моше хочет получить награду и выигрыш от того, что народ согрешил с тельцом?" Он объясняет таким образом. Имеется известный мидраш, по поводу того, почему необходимо было, чтобы в Египте Сам Творец спустился в эту египетскую нечистоту и вывел народ? Потому, объясняет мидраш, что нечистота там была настолько густой, что даже ангел мог бы там как бы огрубеть, материализоваться и не смог бы справиться с таким сильным очагом нечистоты. Там только Сам Всевышний мог справиться. Когда евреи получили Тору на Синае, то они находились в таком возвышенном состоянии, что они могли идти и с ангелом, там не было необходимости в прямом Божественном Присутствии. Когда же они пали после истории с тельцом, то здесь опять возникает эта необходимость. В комментарии "Кли хемда" - Рав Шмуэль Линеада, который жил в XVI веке в Италии, (намного более известен его комментарий к "Пророкам"), обсуждает, то что сказано по поводу того, пойдет ли Божественное Присутствие среди евреев или нет. Всевышний говорит: "Сам не появлюсь в твоей среде, так как ты народ жестоковыйный, чтобы не уничтожить Мне тебя в пути", то есть - для вашей же пользы. Затем (в 34-ой главе) Моше снова повторяет просьбу, чтобы Всевышний Сам шел среди народа, и приводит аргумент, который ставит в тупик любого комментатора: "потому что народ этот с жестким затылком", то есть Моше приводит тот же самый довод, но в прямо противоположную сторону. Оказывается, что действительно, есть довод в противоположную сторону, но он не единственный. На самом деле в прямом Божественном Присутствии есть две стороны по сравнению с присутствием посланного ангела. Одна сторона - это опасность того, что они будут вести себя плохо, и тогда наказание будет очень сильным и незамедлительным. Это очень опасно. С другой стороны, Всевышний скоро откроется Моше, что Он прощает, в отличие от ангела, который не умеет прощать. Вопрос в том, как же быть? Опасность того, что наказание последует без прощения гораздо больше, если пойдет ангел. Если же прощение не последует, то смертельно опасно, если пойдет не ангел, а Сам Творец. Моше, по одному из мидрашей, рассуждает следующим образом: "Лучше тот, за кем ты знаешь и достоинства, чем тот, чьих недостатков ты не знаешь". За ангелом ты не знаешь ничего плохого, вроде бы он не так сильно наказывает, но зато про Всевышнего ты знаешь, что Он умеет прощать. Это мудрость здесь очень красиво сформулирована.

Ответ на вопрос: Про то, что известно, что Господь Милосерден, но не оставляет без наказания, можно сказать следующее. Талмуд говорит, что тому, кто скажет, что Всевышний уступчив, нечего ждать чего-то хорошего. Жизнь такого человека пойдет "в уступку". Потому что Он вовсе не уступчив, он ни одного преступления, большого или малого, не оставляет безнаказанным. Не важно, будет это очень праведный человек или законченный злодей, за каждый поступок человек платит. Но в то же время, Он - милосердный и прощающий в том смысле, что Он устраивает систему оттяжек, Он не сразу наказывает, он дает возможность человеку заработать "очки", исправиться, Он засчитывает раскаяние за как бы отбытое наказание: раз человека мучила совесть, значит, он уже какие-то муки испытал. То есть, можно сказать, что есть "перезачеты", но нет прощения "просто так". Что касается "учета", то, безусловно, он находится на высочайшем уровне: ни одна пылинка, ни один человек не останется без награды за мало-мальски хороший поступок, и точно также не останутся без наказания преступления. Учитывается любой проступок даже небольшой и даже у человека, совершившего более тяжкие преступления. Можно ли считать, что человек, избежавший опасности, награжден этим за "хорошие дела"? Прежде всего, следует избегать опасных ситуаций - это общее положение. При опасных положениях "кредит" уменьшается. Когда Авраам идет с маленьким отрядом в 318 человек в погоню за объединенными армиями 4-х царей, мы не видим, чтобы он волновался. Он разбил их, одержав победу, которая выходит за рамки разумных стратегических представлений, так как маленький отряд разгромил сильнейшую по тому времени армию, которая перед этим одержала победу над 5-ю царями этого региона. После того, как он их разбил, и освободил пленников и вернул добычу и т.д., после всего этого Авраам слышит, как Всевышний говорит ему: "Не бойся Авраам". Чего же ему теперь бояться? Вот теперь-то он и боится, так как он остался "голый", потому что все его заслуги ушли на то, чтобы покрыть эту поразительную победу. Но для Авраама, носителя качества "хесед", есть шанс получить "подарок" за заслуги: за то, что делает добро людям "задаром". Это - основной мидраш к словам Всевышнего: "Не бойся Авраам, "они маген лах" - "я - щит тебе". На арамейском языке слово "маган" - обозначает - "задаром". (Народная мудрость наших дней: "асье - демаган - маган асье" - "врач задаром - даром врач" - это цитата из Талмуда.) То есть, если человек делает бесплатные дела, то Всевышний тоже хочет подарить ему что-то. Поэтому он может спасти человека или дать ему победу в трудной ситуации, не вычитая это с его "счета".

Шем ми Шмуэль странную логику просьбы Моше: "Иди с нами, потому что этот народ жестоковыйный" объясняет в том же духе, но очень ярко. Почему Моше отказывается от того, чтобы шел ангел, и просит, чтобы прямо Божественное Присутствие шло с ними? Он приводит слова своего отца о том, что человек, который страстно стремится служить Творцу, не может находиться в гейhиноме - преисподней и, если он окажется там, то нет никаких сомнений, что это стремление служить Творцу выведет его оттуда немедленно (вылетит оттуда, как стрела). Поэтому, когда Моше увидел, как евреи, после истории с тельцом, сделали тшуву и приняли на себя смерть - наказание, он сказал , что они готовы для того, чтобы на них почивало Божественное Присутствие непосредственно без посредников, поскольку у них такое страстное стремление к непосредственному контакту.

Лица Моего ты не можешь увидеть...(33:20)

Дальше (33:18): "И сказал (Моше): "hарени на эт-кводэха" - "покажи-ка мне Свою Славу". И Всевышний на это говорит: "Я проведу все мое добро пред тобой и возвещу Имя Всевышнего перед тобой и помилую, кого помилую, и пожалую, кого пожалую" (Раши комментирует это, как "когда", а не как "кого"). И сказал: "Не сможешь ты увидеть Моего Лица, потому что не может быть так, чтобы увидел меня человек и был жив". Эта сцена довольно трудна для понимания. Вопрос: что же Моше просит показать? Просит ли он то же самое, что просил незадолго до этого, когда говорил: "Сообщи мне Свои Пути" или это что-то другое? Не понятно также, как отмечает "Акедат Ицхак", какой смысл в словах Всевышнего, что Моше не увидит Его Лица? Эта трудность отмечалась уже и она состоит в том, зачем говорить о том, что нельзя показать? Если нельзя, - так лучше не говорить об этом, а показать то, что можно. Не в духе Всевышнего так отвечать на просьбу. Такой ответ мог быть в случае, если бы Он начисто отказывал Моше и есть ряд комментаторов, которые понимают это, как отказ. Большинство комментаторов считают, что сообщить Пути и показать Славу - это две разные просьбы. "Сообщить Пути", как уже обсуждалось, означает - сообщить, какие меры открывает Всевышний в Управлении миром. Ответил ли Всевышний Моше на эту просьбу? Основное мнение, что - да, ответил. В чем этот ответ заключается? По одной из линий объяснений, ответ заключается в том, что Всевышний сообщает ему 13 Своих сторон Милосердия. Это и есть Его Пути - то, как Он раскрывается в мире и то, как Он миром Управляет. Он отвечает не сразу. Он говорит: "Мое Лицо пойдет, и я успокою тебя" (панай йелэху вханихоти лах ) при этом, "панай Йелэху" можно понимать в двух совершенно противоположных смыслах. Один, который уже обсуждался, и который просто означает, что Мое Божественное Присутствие "пойдет" с Вами (с тобой). Другой смысл - это то, что "панай" может означать не Божественное Присутствие, а Божественный гнев. Во многих местах Танаха говорится, что Мое Лицо обращено к преступникам и т.д. Поэтому Талмуд и многие мидраши объясняют, что "панай Йелэху" здесь означает: "Вот Мой Гнев пройдет, тогда Я успокою тебя и отвечу тебе на твою просьбу". И тогда получается логично и слова Моше можно трактовать, как: "Хорошо, я подожду, но пока Твой гнев не пройдет, то лучше Ты нас отсюда не выводи, и мы лучше подождем, чтобы Ты уже с нами был нормальным образом". Итак, Всевышний отвечает Моше на вопрос, какие Пути у Него в Управлении миром, так как это вопрос законный. Руководитель народа должен знать Божественные Пути для того, чтобы им подражать. Что же касается просьбы показать Славу, то тут понять очень трудно, что это такое? Кроме того, мы не знаем, получил ли Моше хоть в какой-то степени ответ на свою просьбу или нет. Из того, что сказано в ответе: "Ты не сможешь видеть Моего Лица" можно подумать, что Слава - это и есть Лицо и ему сказано, что он не получит ответа на этот вопрос в отличие от первого ("покажи Пути").

Не вдаваясь в тайны Каббалы, можно принять известное простое объяснение, что при даровании Торы Моше воспринял сколько-то нижних уровней Божественного Проявления, и теперь ему хотелось бы увидеть их все, увидеть суть Творца, насколько это только возможно для человека. И то, что Всевышний ему говорит: "Я проведу все Мое Добро перед тобой", очень многими мидрашами и комментаторами понимается, так, что это и есть удовлетворение просьбы показать Славу. Мидраши сравнивают с тем, как Авраам послал своего раба и "все добро хозяина в его руке" или с тем, что Всевышний в конце дней Творения посмотрел на все, что Он сотворил: "И вот - очень хорошо". И из всего этого делается вывод, что Творец провел перед Моше фактически всю структуру сотворенного мира, что Он показал всех сотворенных, начиная от обитателей материального мира, кончая ангелами и теми ликами, которые изображены на Престоле Славы. Однако, Он говорит ему, что при всем при этом Лица Моего ты не можешь увидеть... Говорилось уже, что "паним" - это, прежде всего "пним" - "внутренность". Не может живой человек увидеть Суть Творца, это невозможно. Тогда напрашивается предположение, что если это неживой человек, то - можно. Действительно, цадиким после того, как душа расстанется с телом, будут в состоянии увидеть то, что Моше не дано при жизни, когда Душа находится в материальном теле. Объяснение тут очень простое. Когда Суть Творца оказывается перед душой, то она, будучи излученной частью этой Сути, стремится к целому и покидает тело и на этом жизнь кончается, потому что жизнь - это и есть соединение тела с душой.

Ответ на вопрос: Видел ли Моше Всевышнего, когда он получал Заповеди на Синае? Этот вопрос можно "продолжить" - видел ли Моше Его, когда разговаривал с Ним в первый раз у горящего куста? Есть два разных мидраша. В одном говорится: "Вот ты, Моше, плохо поступил, зачем ты тогда, у куста, спрятал лицо? Вот тогда бы ты все и увидел". Другой мидраш говорит: "В награду за скромность, что тогда Моше спрятал лицо, он теперь удостоился этой картины". По-видимому, надо понимать, что и то и другое - правда.

Автор "Акедат Ицхак" ставит очень важный вопрос: "Какая педагогика в том, чтобы сообщать человеку, чего он не сможет увидеть?" Возможно и есть в этом какая-то мораль. Наверное, когда Киплинг говорит, что у Парси была печечка, которую никому не разрешено было трогать, а ему - разрешено, то для начала сказки - это заманчиво, так как ставит этого Парси в интересное положение. Автор "Акедат Ицхак" говорит, что правильно понимать, зачем Творец начинает сообщение Моше с того, чего он не сможет понять, чего он не сможет увидеть, следует таким образом: Это и есть главная демонстрация Славы Творца. Она состоит в том, что увидеть ее невозможно. Это - очень простой факт, далекий от логических парадоксов.

Ответ на вопрос: Если утверждать, что Слава и Лицо (паним) - это разные вещи, то это нужно аргументировать - доказать, почему Слава обязательно не должна совпадать с паним. То, что слово "паним" обозначает еще многие вещи, это - не аргумент, потому что человеческий язык не однозначен и имеет синонимы, амонимы и пр. Ясно только одно, что Слава Творца - это не те фанфары, которые вдали от Него, а максимум - те фанфары, которые очень близко от Него. То есть речь идет о чем-то, что очень тесно связано с Его Сутью. С этим согласны все комментаторы. А если это так и речь идет о Его Сути, то слово "пним" - "внутри" лежит тут же рядом. И доказать разницу - очень трудно, особенно учитывая, что почти все комментаторы понимают, что это - одно место. Когда Всевышний выводил евреев из Египта, Он показал намек на то, что Его Слава шествует впереди в туманном столбе и это - нормально.

Также как все пророки видят Божественную Истину намного лучше, чем простые люди, которые ее почти не видят совсем, так и Моше видел намного яснее, чем все пророки. И сейчас Моше решил, что этот момент - подходящий для того, чтобы ему была показана "Суть" в открытом (явном) виде. И ему было показано максимум того, что когда-либо видел человек и ему говорится при этом, что самой Сути в каком-то смысле человек не может увидеть и остаться в живых. Когда говорится "Лицо Мое пойдет", а потом Он говорит: "Лица моего видеть не можешь", то вполне возможно, что здесь употребляются разные значения слова "паним". В Торе это часто встречается. Надо учитывать музыкальный характер Торы, когда один и тот же оборот, слово, буквосочетания появляются в разных местах. Мудрецы утверждают, что Вся Тора - сочетания Имен Творца и больше там ничего нет. Конечно, это совсем иной уровень понимания, доступный не многим. Нам же "разрешено" обсуждать Тору на том уровне, на котором Она как бы говорит "человеческим языком". Итак, мы можем предположить, что "паним" в этих отрывках означает разные вещи. Второе предположение, что это - одно и то же и что это и есть Божественная Слава в чистом виде и, когда Он сообщает, что Она "пойдет" с ними, то это то, как было в пустыне, когда Она шла в туманном столбе или в огненном столбе, но Ее никто не видел, потому что это - невозможно. И не безразлично идет она или не идет, даже если увидеть ее невозможно. Также, как человек не видит своего сердца, но ему не безразлично, находится ли оно с ним или нет. При этом не столь важно, отвечает ли Всевышний на вопрос Моше или сообщает что-то по Своему желанию.

Итак, трудность, отмеченная "Акедат Ицхак": Зачем человеку сообщать то, что он не сможет увидеть? Это противоречит стандартным системам воспитания. Не рекомендуется говорить ребенку: "Нельзя это", а лучше сказать: "можно то". Автор "Акедат Ицхак" утверждает, что вершина мудрости состоит в том, что познать Его Суть невозможно. Есть множество ступеней мудрости, одна выше другой. И чем выше мудрость, тем больше открывается сторон, возможностей познать Его Суть. Это "отрицательное" утверждение и является единственным правильным утверждением о Творце. У нас нет ни одного "положительного" утверждения, которое было бы правильно и понятно. Его нет даже у каббалистов. Вся наука о Творце - это наука отрицания того, что Он может быть "то" или "это", потому что он - не "то" и не "это" и т.д. Зачем же тогда нужна мудрость? - Для того, чтобы понимать каждый раз, что Он - "не это и не то".

Есть Голос и есть Свет и Цвет и Запах - и все это - порожденные эффекты. Это все - не Он. Он просто порождает некоторые объекты, посылает некоторых посредников, создает какие-то образы, которые производят нужный эффект, но Его Самого при этом воспринимать абсолютно невозможно. У нас нет ни малейшего шанса находиться в прямом контакте с Ним.

Единственно положительное утверждение о Нем, которое можно считать правильным, состоит в Его абсолютном Единстве. Но и это можно свести к отрицательному утверждению - к отрицанию множественности и не только в том смысле, что Творцов не два или не несколько, а в том смысле, что Он не состоит ни из чего, ни из каких частей. Это утверждение об абсолютном Единстве является последним "шедевром" знания о Творце. Следует только окружить его множеством путей, которые приводят к этому выводу, так как можно сказать, что "ответ задачи" нам известен.

Тфилин Всевышнего

Хорошо известен мидраш, который приводит Раши, объясняющий, что то, что Всевышний показал Моше, это - узел головных тфилин. Шем ми Шмуэль к словам Господа: "в раита эт-эхорай впанай ло йерау" - "сможешь увидеть сзади и не сможешь увидеть спереди", дает такое объяснение (которое хорошо согласуется с объяснениями "Акедат Ицхак"): оглядываясь на события, можно сколь угодно глубоко проникнуть в Божественное Раскрытие в этом мире, но нельзя проникнуть в будущее. То есть - также ясно видеть будущее, как то, что уже прошло, невозможно. Как же Он мог показать узел своих тфилин? Как вообще Он может "показать" что-то? Понятно, что Всевышнего увидеть невозможно и поэтому все комментаторы подчеркивают, что речь здесь идет не о физическом "показе", а о чем-то мысленном. Очень часто и в Танахе и у мудрецов можно встретить слово "видеть" в смысле - постичь разумом. "Кешер" - "узел" (связь) Он показал Моше неспроста. Согласно одним мидрашам, Он показал, как Он связывает воедино все сотворенные миры, и это и есть - та Суть Творца, дальше которой проникнуть никак невозможно. Это - Его Единство не только в том смысле, как мы сказали, что он Один и Он не состоит из частей, но Он - Источник всего Единства, Он - то, что объединяет все миры в одно целое. Поэтому Он показал ему узел - связь. Почему это был узел головных тфилин? Узел головных тфилин у человека выражает привязанность мыслей человека к Творцу. Есть очень строгая галаха, которая запрещает человеку, наложившему тфилин, отвлечься хоть на секунду от того, что у него на голове тфилин. Он не имеет права зайти в нечистое место, не имеет права предаваться каким-то низменным мыслям и пр. В Талмуде описывается, как один мудрец говорит другому: "Ты что-то не в меру развеселился" и тот говорит: "На мне тфилин". Если на голове тфилин, то никакое веселье не может быть чрезмерным - оно Святое. Раньше вообще люди ходили в тфилин целый день, снимая только, когда надо зайти в нечистое место. Но прежде всего, надо попытаться понять, что значит, что Творец "накладывает тфилин? Поскольку у Него нет тела, то и тфилин, который Он накладывает, тоже не телесный. Творец, давая миру законы и заповеди, Сам их тоже исполняет. Поэтому, если Он велел Израилю накладывать тфилин, то Он - тоже накладывает тфилин. У евреев в тфилин написано: "Слушай Израиль: Всевышний - твой Бог, Всевышний - Один", а у Него в тфилин написано: "Кто, как народ Твой Израиль, Единственный народ на свете". И там, и там провозглашается - Единство. Таким образом, наши тфилин - это знак и память о Единстве и Единственности заповедей, которые нас связывают с Творцом, о Единстве Творца. Точно также Его тфилин - это знак и память о Единственности народа Израиля и о том, что он является Излучением Творца непосредственно. Когда Творец начинал сотворять (мыслить) мир, то первое, что он создал в Своем Божественном Плане, - это народ Израиля. Поэтому Раши так объясняет слово Бэрешит: "решит" - это Тора и это - Израиль. А Бэ-решит - "бара Элоким" - обозначает, что ради Торы, ради Израиля, Сотворил Бог Небо и Землю.

Ответ на вопрос: Как понять, что Он сотворил человека по образу и подобию Своему, а мы говорим, что не можем знать Его Образ? Мы знаем, что у Него нет никакого "облика" - ни фаса, ни профиля - ничего такого нет. Человек же сотворен "по образу и подобию" Бога в том смысле, что он обладает Божественной способностью Свободного выбора. Этой способности лишены все остальные творения, даже ангелы. И только в этом смысле человек подобен Богу, а в том смысле, что у него есть тело, он отличается от Бога. Он "подобен" Богу по своей сути, по своим способностям, и поэтому, когда человек занимается каким-либо творчеством, когда он делает какие-то хорошие дела, тогда он проявляет свою Божественную сторону. Когда человек ест и пьет, то здесь все зависит от того, для чего он это делает. Если он делает это для того, чтобы иметь силы выполнять свое человеческое служение, тогда - это тоже выполнение заповедей и тоже проявление Божественной природы, либо он говорит: "Вот я такая низкая тварь - мне приходится есть и пить", и тогда он опускается на уровень животных.

Таким образом, Тфилин, который накладываем мы, - есть проявление постоянной, непрерывающейся связи, проявлением того, что наши мысли направлены только к Творцу. Напротив, Его тфилин - это проявление того, что "Его мысли" как бы направлены на нас. В чем здесь выделенность именно народа Израиля? Она в том, что когда, например, мы читаем "Шма", мы говорим: "И люби Всевышнего, Бога твоего, всем сердцем твоим, всей душой твоей, всей твоей "могатой". Мидраш объясняет, что "ве-коль меодеха" это - "в-коль мида умида" - то есть "любой мерой". То есть независимо от того, проявляет ли Творец к тебе Благосклонность и ласкает тебя или он тебя наказывает, люби Его и за одно и за другое Его Проявление. Поэтому, даже когда Он нас наказывает, мы от этого не ропщем, не бунтуем, и не теряем связи с ним. Мудрецы наши приводят такой образ, что когда женщина приближается к моменту родов, она испытывает довольно болезненные ощущения и она знает, что причина этих ощущений - ее муж, но она не ненавидит его за это. Однако после очищения после родов, женщина должна принести корбан в Храм, для того, что она, может быть, во время родов, сгоряча проклинала или давала обеты, что она никогда не будет больше рожать. Человек слаб, но самое главное, что в глубине души она это не думает и корбан нужен, чтобы избавиться от вины за эту слабость. В отличие от народа Израиля, другие народы, если им дают, - принимают хорошо, если же нет - отбрасывают в сторону. Разница в том, что у нас есть глубинная связь с Творцом, поэтому Творец обитает среди народа Израиля даже в его нечистоте. Он не бросает нас, даже когда мы находимся в нечистом состоянии. В этом разница между отношением к рабу и к сыну. Если опротивел раб, то хозяин или продаст его или прогонит и больше его имя с ним не связано. Если же это - сын, то с ним так не поступают. Про Израиль написано, что они - рабы, но написано, что "Вы - сыновья Всевышнему - вашему Богу". Поскольку грех, который совершает Израиль, это вещь случайная, то это не должно продолжаться устойчиво и постоянно. В конце концов, каждый, принадлежащий к Израилю, вернется к этому Свету жизни и к контакту с Творцом, потому что корень нашего народа находится в Нем. Этот корень далек и абсолютно недостижим для смертного человека, также как невозможно постичь саму Природу Творца.

За что Моше удостоился увидеть

Моше полностью отрекся от самого себя, и всего себя, все уровни своей души посвятил Израилю. Мидраш объясняет, что когда он разбил Скрижали, он сказал: "народ провинился, но я разбил Скрижали и теперь я тоже виноват. Если простишь их, то и меня прощай, а если не простишь, то и меня не прощай". (Но логика такая в Торе не содержится, что он разбил Скрижали специально, чтобы встать в "ряды виновных", это только - мидраш.) И поскольку Моше полностью отрекся от "себя", он удостоился того, чтобы постичь этот корень связи. Сути Творца даже Моше не может увидеть, но увидеть узел, который связывает Творца и народ, ему было дано.

Ответ на вопрос: тот, кто видит так прямо, как Моше, он понимает также и что это значит, потому что это - не "физический" узел. Ему был показан узел, который связывает воедино Творца и народ. На тфилине Творца, как и на нашем, есть 4 отсека (отрывка). Один из них: "ми ке-амха исраэль гой эхад баарец".

Таким образом, то, что Моше говорится, что он увидит последствия, то, что сзади, - это и есть корень Израиля, который является порождением Творца без всякого посредника. И именно это называется Узлом тфилин. Как и почти все положения Торы, это положение тоже имеет непосредственную связь с Шабатом. Шабат отличается от будней в очень многих отношениях. Одна из центральных линий, что в будни Связь с Творцом каждого еврея осуществляется через очень высокого ангела, который называется "мэм тэт" -"мэтатрон", а в Шабат - эта связь прямая. По- другому, по-видимому, то же самое выражается тем, что в Субботу еврей получает дополнительную душу, так что этот "верхний этаж" позволяет находиться в контакте с Творцом без помощи ангелов. Как раз в этом и состоит объяснение парадокса, над которым бьются очень многие комментаторы. Принято перед кидушем, когда приходят домой из Синагоги, петь: "шалом алейхем, алахей хашарет" и там есть такие куплеты: "Привет вам, ангелы; Благословите меня, ангелы; Уходите, ангелы". Если это были бы субботние ангелы, то зачем же так торопиться с ними прощаться, ведь это только начало Субботы. Получается, что еврей прощается с ангелами, потому что в Субботу они ему не нужны, так как он непосредственно связан с Творцом.

Ответ на вопрос: Получают ли дополнительную душу в Субботу и те евреи, которые не соблюдают традиций? - Конечно, получают. Даже если человек, у которого нет водительских прав, получил автомобиль, то он у него есть, правда, он стоит, а не едет. Для того, чтобы почувствовать эту вторую душу, надо выработать в себе чувствительность. Обращаться с ней - это дело очень тонкое и надо ему учиться. Каждый еврей получает дополнительную душу в Субботу для прямого контакта с Творцом и очень обидно, если этот канал не задействован.

Моше и Шабат - это вещи, которые связаны друг с другом непосредственно (уже об этом говорилось). В утренней молитве мы говорим: "исмах моше бе-матнат хелко" - Пусть радуется Моше, что ему дарована такая доля, что евреи через него получили Шабат. Почему именно Моше связан с Шабатом, ведь через Моше мы получили все заповеди? Есть такой принцип, что имеется как бы три измерения, которые сокращенно называют словом "ашан" - "айн, шин и нун" - "олам, Шана и нефеш". Это глубокое каббалистическое разложение миров на эти три измерения: "мир, время и человек". Такова классификация, а принцип состоит в том, что то, что есть в одном из этих измерений, есть и в каждом из двух других. Если в мире есть Моше (нефеш - человек), то изоморфный ему объект имеется также во времени и в мире. Что соответствует Моше во времени? Во времени ему соответствует Шабат. Какой же материальный объект соответствует Моше в мире? Ответ такой - Ман. Тот самый ман, которым евреи питались в пустыне, дан нам тоже за заслуги Моше. Эти три вещи обладают тем интересным свойством, что они в чем-то похожи на Творца. Каждая из них определяется только через отрицание: это - не то и не это. Само название ман происходит оттого, что евреи не знали, что это такое, и они спрашивали: "ма зэ"?

Ответ на вопрос: Если Всевышний создал мир для союза с Израилем, то забывает ли Он о народе и действительно ли хочет его уничтожить, например, после истории с тельцом? Надо понимать так, что все это - педагогика. Он показывает народу то отношение, которое народ заслуживает. Когда родитель показывает, что он очень-очень сердится на ребенка, это не значит, что он хочет заколотить его до смерти. Иногда следует поколотить, чтобы его воспитать, но это не значит, что родитель, который хлопнул дверью и сказал: "Знать тебя не хочу", на самом деле забыл про своего ребенка.
Продолжение