МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по Книге Иеhошуа

Лекция 10. Иеhошуа, главы 6-7

Соседство стихов "И был Всевышний с Йеhошуа, и был слух о нем по всей земле" и "И совершили предательство сыновья Исраэля с херэмом, и взял Ахан... из херэма"
Слова "ва-йhи..." предвещают страдания
Нравственность начинается там, где не все дозволено
Иеhошуа посылает разведчиков в город Ай
Обсуждение числа 36 в Талмуде
Молитва Иеhошуа после поражения в городе Ай построена по образу молитвы Моше
Бог отвечает Иеhошуа: "Кум леха!" Отсутствие "вав" в слове "кум" (Три объяснения)
Шесть преступлений, совершенных евреями. Воровство, кража
Весь Израиль ответственен друг за друга с момента пересечения Ярдена
Два объяснения того, кто совершил грех
Зачем было нужно, чтобы Ахан признался в преступлении. Почему он был казнен
Понятие обета, переход вещи из состояния разрешенной в состояние запрещенной
Херэм относительно людей и херэм относительно имущества
Почему преступление так велико, что заслуживает столь сильного наказания?
Мидраш - бросание жребия, который указал на Ахана

 

1. Соседство стихов "И был Всевышний с Йеhошуа, и был слух о нем по всей земле" и "И совершили предательство сыновья Исраэля с херэмом, и взял Ахан... из херэма"

Начнем с одного казалось бы технического замечания. В последнем стихе 6-ой главы сказано: "И был Всевышний с Йеhошуа, и был слух о нем по всей земле". Этот стих как бы заканчивает перечисление всех чудес, связанных с пересечением Йардена, со взятием Йерихо. Этот пасук начинает отдельную главку, которая состоит из этого стиха и следующего стиха главы 7-ой. Первый стих этой парши, таким образом, казалось бы подводит черту, а второй говорит: "И совершили предательство сыновья Исраэля с херэмом, и взял Ахан ... из херэма". Совершенно не понятно здесь, каким образом рассуждают мудрецы, которые объединяют эти две совсем разные темы: слава, которой полон Йеhошуа, и то что Ахан совершил такое преступление? Есть одно простое психологическоне объяснение в мидраше, что если Йеhошуа так прославился тем, что Всевышний всегда с ним, и он - такой пророк, ради которого совершаются чудеса, то как же люди, которые присвоили себе из заклятого имущества, не побоялись, что пророку откроются их действия?

2. Слова "ва-йhи..." предвещают страдания

В Талмуде, в трактате Мишна, есть обсуждение, где говорит рабби Леви, что есть традиция, переданная нам от людей Великого Собрания, состоящая в том, что всякое место в Танахе, где говорится: "ва-йhи", предвещает страдания. Мидраш объясняет, что это слово раскладывается на "вай!" - как бы интернациональное восклицание. Возникает такая ситуация. Все, что мы читали в предыдущих главах, рисует нам картину, что Йеhошуа, равв Израиля, находится на вершине славы, и эта слава распространяется по всей земле, так как все знают, что ему никто не может противостоять, и представляется, что завоевание всей Эрэц Исраэль - это дело, почти сделанное, и вдруг неожиданно происходит история с поражением в городе Айя. Поэтому-то мудрецы и перенесли этот стих, заканчивающий 6-ую главу, к последующей истории с предательством для того, чтобы сказать, что это - предисловие, прелюдия к тому, что произойдет дальше. Поэтому слово "ва-йhи" как раз и предвещает здесь неприятность, как всюду, где встречается это слово, например, в начале книге "Магилат Эстер": "ва-йhи би-мей ахашверош..." - "И было во дни Ахашвероша..."

О.В. Как же быть с: "ва-йhи эрев ва-йhи бокер..." - "и был вечер и было утро"? Это интересное замечание, на которое трудно припомнить какие-либо объяснения. Можно только предположить следующее. По поводу Сотворения Мира есть два высказывания. Одно высказывание: Всевышний посмотрел на все, что Он Создал и "увидел, что хорошо". Есть второе высказывание - обсуждаемое в Трактате Перухим, где спорят школа Гилеля и школа Шамая о том, что лучше: что человек сотворен, или было бы лучше, чтобы он не был сотворен? После двух лет споров они постановили, что человеку было бы лучше, если бы он не был бы сотворен. Получается противоречие двух сильных утверждений. И поэтому-то "вай!" означает как бы: лучше бы мы обошлись без того, чтобы быть сотворенными. Мудрейший царь Шломо говорит: "тов меод". Что это означает? Ответ очень непростой, жизнь - не проста. Состоит ответ в том, что только хорошо прочувствовав, какая беда стряслась с нами из-за того, что нас сотворили, из этого есть шанс относиться ко всем своим поступкам таким образом, чтобы в конце концов из этого вопля: "Караул!" проявилось "хорошее".

В главе 7-ой описывается неудачная попытка взятия города Айя. С самого начала сообщается, где находится источник поражения. Этот источник - в том, что был нарушен херэм - проклятие, объявленное Йеhошуа.

О.В. Вопрос о том, зачем же нас Сотворил Господь, никак не решается так, что Он нас Сотворил, чтобы нам "давать". Он Сотворил нас для того, чтобы мы были живы, для того, чтобы мы стали живы. Это - очень тонкая задача. Невозможно дать жизнь тому, кто не жил. Поэтому с нашей стороны требуется встречное усилие. Мы должны хотеть быть живыми, а это требует очень серьезной и упорной работы. Совершенно верно, что процесс Сотворения человека - продолжается. Под конец Торы Моше говорит: "Я поместил перед тобой жизнь и смерть - выбери жизнь". Весь смысл состоит в том, что надо выбирать жизнь, и иногда этот выбор очень непрост.

3. Нравственность начинается там, где не все дозволено

О.В. Почему Бог запретил Адаму и Хаве дерево добра и зла? Это очень глубокий вопрос, многократно обсуждающийся, но кратко можно сказать следующее. Пока человеку не запретили хоть что-нибудь, он еще не начал становиться человеком, потому что нравственность начинается там, где "не все дозволено". Так устроен этот мир. Наука начинается там, где не все возможно. Пока говорится о том, что все бывает и все возможно, - это очень приятно, но только это - не научное знание. Настоящее знание начинается там, где выявляется, что что-то невозможно. И нравственность начинается там, где что-то запрещено. Поэтому Творец, для педагогики, запрещает человеку что-то. Обсуждение того, какое именно было это дерево, в конце концов приводит к тому, что это совершенно неважно, и что это дерево ничем не отличалось от остальных, кроме того, что от него было запрещено есть. Пока воспитаннику ничего не запретили, не возникает настоящего контакта между ним и воспитателем. Когда ничто не запрещено, это порождает некоторое безразличие.

П.О.В.Глубокая и интересная проблема состоит в том, что когда жених и невеста стоят под хупой, то говорят длинную браху о том, что Ты запретил нам обрученных нам и разрешил нам тех, кто уже вступил в брак с нами... Зачем все это рассказывается? Ведь когда мы начинаем есть кошерную пищу, мы не говорим браху, вроде такой, например: "Благословен Ты, запретивший нам есть падаль и трефу и разрешивший есть кошерное", а мы говорим просто браху на хорошую пищу. Почему же, когда люди вступают в брак, нужно говорить о том, что Ты запретил нам невесту, с которой мы обручены, но еще не вступили в настоящий брак? Ответ состоит в том, что крепость этой связи заключена в том, что они вступают в первый этап этой связи, и - запрещены друг другу. Это не отрицательный, а положительный факт. Эта связь настолько непроста, что получается: они принадлежат друг другу и - друг другу запрещены. Это - первый шаг этого союза.

О.В. Кто запретил брать в Йерихоне все то, что запрещено брать? Ответ совершенно ясен: запретил Йеhошуа. Его как раз упрекают в том, что он поставил все общество в такое рискованное положение.

О.В. Царь имеет право объявить херэм. Например, царь Шауль объявил в некой сложной ситуации, что целый день никто не имеет право ничего есть. Во власти царя объявить херэм, и Йеhошуа объявляет все имущество Йерихо заклятым. Здесь нечего добавить, потому что это - в его власти. Трудность состоит в том, что Тора разрешает брать трофеи. Сказано: "Ты будешь питаться добычей врагов". (Про то, можно ли спилить дерево, надо сказать, что его спилить можно, но нужно хорошо подумать, насколько это необходимо и сначала спилить дерево неплодовое). Не надо понимать эту заповедь, как абсолют. Сам по себе запрет, объявленный Йеhошуа, был нисколько не превышением его власти, и единственный вопрос, который здесь может возникнуть, разумно ли было с его стороны вводить по собственной инициативе такое устражение ситуации, и подводить всех под такой риск и опасность.

4. Иеhошуа посылает разведчиков в город Ай

Итак, Йеhошуа посылает разведчиков в город Ай. Название города - "Ай" означает "маленький городочек". Несколько удивляет, что дается собственное имя с определнным артиклем -hа-Ай . Такие примеры встречаются в Танахе и происходит это в такой ситуации, когда название города - смысловое, то есть слово "ай" должно что-то обозначать. На иврите это слово обозначает "холм", развалины того, что было раньше. Повидимому, этот город неоднократно разрушался и на холме снова отстраивался город ("тель"- как Тель-Авив). Тогда, поскольку "ай" обозначает любой холм или развалины, то когда это собственное имя, и оно должно быть отмечено артиклем. Этот город упоминается в книге Берешит. Когда Авраам входит в Эрэц Исраэль, он продвигается, не останавливаясь, и доходит до Бейт-Эля, и раскидывает свой шатер между Бейт-Элем и Айем. То есть, этот город Ай расположен близко к Бейт-Элю, восточнее него. Там Авраам построил жертвенник и молился.

Разведчики приносят Йеhошуа сообщение, что город Ай намного слабее, чем Йерихо, и поэтому не нужно утомлять народ и посылать туда войска больше, чем надо. По их мнению достаточно 2-х - 3-х тысяч воинов. Йеhошуа, приняв эти разведданные, посылает туда около з-х тысяч человек (по максимуму из того, что ему предложили), и здесь происходит совершенно неожиданное. Жители Айа не сидят и не ждут, как было с Йерихо, а они открывают ворота и бросаются на этот отряд. Евреи были не очень опытными воинами, так как последние войны, в которых они участвовали под предводительством Моше, были войнами, где победа обеспечивалась "чудесным образом". Поэтому этот отряд был обращен в бегство, и погибло около 36-ти человек.

О.В. Объяснить это число, как "ламед - вав", основываясь на хасидской притче про 36 праведников - ламедвавников, очень трудно, так как к этому нет никаких оснований и соответствующих комментариев. Может быть, они есть в Кабале.

5. Обсуждение числа 36 в Талмуде

Обсуждая эту странность с числом 36, Талмуд говорит, что можно назвать какое-то число приблизительно и сказать, например:"около тысячи", но зачем говорить про число 36 -"около" (то есть - приблизительно), скорее можно было бы назвать какую-то цифру, близкую к круглому числу? Есть такое "полу-научное" мнение, что считали тогда не по-пять и не десятками, а - полдюжинами. Правда, Талмуд не очень серьезно относится к этой версии и говорит, что 36 - это или, действительно, точная цифра, но тогда не понятно, почему сказано к- - "около" или "как"? Отвечают на это так, что на самом деле убит был один человек, самый великий мудрец - Яир бен Менаше и стоил он один 36-ти, потому что это - больше 1/2 Сангедрина (71). Так объясняет этот мидраш. Возникает тогда сложная проблема: погиб всего один человек, но вовсе не тот, который согрешил, а, наоборот, - самый праведный?

6. Молитва Иеhошуа после поражения в городе Ай построена по образу молитвы Моше

Йеhошуа начинает молиться и он простирается ниц. Мудрецы говорят, что великий человек должен избегать того, чтобы простираться ниц, за исключением тех случаев, когда он знает, что получит точный ответ на свою молитву. В 6-ом стихе сказано, что Йеhошуа разорвал платье, упал на лицо перед Ковчегом Всевышнего. Ясно, что он испугался, но надо понять, чего же он испугался? Ясно, что на войне бывают жертвы, понятно также, что разведка не очень хорошо справилась со своей задачей. Но эта война не была задумана, как обычная война. Йеhошуа был убежден в том, что нормальным военным путем захватить Землю Израиля и победить эти очень сильные народы будет невозможно и поэтому он уповал на помощь Всевышнего, которая ему была обещена. После такого поражения в Айе, Йеhошуа обращается с молитвой ко Всевышнему и строит ее по тем образцам, которые он получил от своего учителя - Моше.

О.В. Относительно того, почему он послал разведку в Ай, а не полагался целиком на чудо, как в Йерихо, надо сказать, что человек не может целиком полагаться на чудо. Он должен сделать все, что в его силах, и только после этого - полагаться на чудо. Поэтому Йеhошуа не собирался сидеть, сложа руки, и ждать пока следующий город будет захвачен "сам собой". Неприступный город - Йерихо, который перекрывал путь ко всей Земле Израиля, ему помогли взять Свыше, а дальше - следовало уже и самим проявлять максимальные усилия при безусловной помощи Всевышнего. Однако, вместо помощи было сделано так, что евреи обратились в бегство.

Понимая, что Божественное участие в истории с городом Ай привело к поражению евреев, Йеhошуа так и аргументирует в своей молитве: "Что же будет с Твоим Великим Именем?" - Это тот же самый аргумент, который мы встречаем у Моше.

О.В. что означает: "Растаяло сердце народа и превратилось в воду"? - Это тот же самый оборот, который не так давно был сказан про ханаанские народы, которые, увидев какие чудеса делает Всевышний ради евреев, совершенно потеряли присутствие духа, и поэтически это выражается на языке пророков: "растаяло их сердце и превратилось в воду". То же самое теперь происходит с евреями. Таков человек по своей природе: исход каждой войны решается не какими-то материальными факторами, а прежде всего моральным фактором. Если мы знаем, что нас поддерживает Всевышний, то дальнейшие количественные расчеты, которые, конечно, тоже нужно стараться производить, не имеют большого значения. Теперь же евреи увидели, что те народы, про которых сказано было, что "Я отдал их вам в руки", обращают их в бегство, они понимают, что это не просто неудача, а что это - провал всего, всей позиции.

В молитве Йеhошуа, как уже говорилось, он подражает Моше, но в чем-то позволяет себе несколько большую дерзость. Он говорит: "Зачем Ты нас перевел через Йардэн? Уж лучше бы мы тогда поселились за Йарденом". По этому поводу говорит Раби Нахман от имени Рава, цитируя стих из Мишны, из притчей Соломона: "Мольбы будет говорить неимущий, а богатый будет восклицать дерзости". Как говорит Рав, "мольбы будет говорить неимущий" - это относится к Моше, а "богатый будет произносить дерзости" - это Йеhошуа. Почему Моше - это "бедный"? - Потому что он и его поколение не войдут в Землю, А йеhошуа и его поколение - войдут в Землю и овладеют ею. Поэтому-то Йеhошуа говорит более дерзко, чем Моше: "Уж лучше бы остаться за Йардэном!" Звучит это так, как-будто Йеhошуа возражает против Божественного плана. Тем не менее эта дерзость простительна Йеhошуа потому, что он не просто высказывает нежелание перейти на эту сторону Йардэна и овладевать Землей.

Он излагает здесь очень глубокую вещь. Когда он говорит: "Что будет с Твоим великим Именем?", то с одной стороны, - это повторение того, что говорил Моше. С другой стороны, в данной ситуации это объясняет, почему он позволяет себе такую дерзость и говорит, что раз уж так, то лучше бы остаться за Йардэном. Он говорит, что завоевание Эрец Исраэль - это важнейшая, жизненноважная задача, потому что без завоевания Эрэц Исраэль народ Израиля не может существовать и не может выполнить своей задачи. Задача при Сотворении Мира состоит в том, чтобы Твое Великое Имя открывалось в этом мире, а если ты нас перевел для того, чтобы нас побить, то окружающие народы скажут, что , вот, было у евреев какое-то божество, которое им сколько-то помогало, но потом изнемогло и больше помогать не может. И это будет еще худшее унижение Твоему Имени, чем если бы просто с самого начала задача не выполнялась. Это еще гораздо хуже!" И на это Ха-Шем отвечает йеhошуа: кум леха, где леха - это обычное прибавление, как в лех леха , то есть это не надо переводить, как "встань себе", а это вроде, как "Встань-ка!", как "подбадривание".

7. Бог отвечает Иеhошуа: "Кум леха!" Отсутствие "вав" в слове "кум" (Три объяснения)

Мидраш отмечает, что слово "кум" написано без "вав". В Гемаре Теанит говорится, что человек, занимающий высокий пост в обществе, не должен падать на лицо, за исключением тех случаев, когда он получит положительный ответ, как в случае с Йеhошуа Бен Нуном. Как сказано, "И сказал Всевышний Йеhошуа: "кум леха". Какое же здесь объяснение? Так написано (без вав -"кам леха"), что можно перевести, как "встало тебе", то есть, ты получил то, что хотел. С другой стороны, в Гемаре Санhедрин имеется мидраш, который совершенно по-другому объясняет это отсутствие "вав". По этому мидрашу, "кам леха" означает, что Всевышний как бы говорит Йеhошуа, что "ты причинил им это" и "запиши это на свой счет". То есть, в этом кратком ответе на молитву Йеhошуа содержится не только положительный ответ, но и упрек. То есть, имеется три смысловых объяснения: 1-ое - что Я тебе даю то, о чем ты просишь, 2-ое - запиши это на свой счет, потому что ты им это причинил и добавил по своей воле запрет (такое "избыточное рвение" может быть опасно), и 3-ье (в мидраше Сифри). Всевышний как бы говорит Йеhошуа: "Почему ты тут упал на лицо? Я не так говорил твоему учителю Моше с самого начала. Я говорил, что если Йеhошуа пойдет перед ними и перейдет Йардэн, - то они перейдут, а нет - так нет. Если он вводит во владение этой Землей, то они - овладеют этой Землей, а нет - так нет. А ты, Йеhошуа, послал их завоевывать этот город, а сам остался дома! Это - нарушение!" Таким образом, в этом третьем объяснении одновременно звучит и комлимент (от тебя, Йеhошуа, все зависит) и выговор.

О.В. Почему Йеhошуа остался? - Может быть потому, что он считал, что это не такая уж важная и сложная акция.

8. Шесть преступлений, совершенных евреями. Воровство, кража

О.В. Сказано, что "Израиль согрешил, и также преступили Мой завет, который Я заповедал им, и также взяли из заклятого, и также украли, и также не признались в этом, и также положили в свои вещи (сумки)". Тора обязала нас исполнять клятвы, обеты, заклятья и не в коем случае не нарушать их. Пока человек не дал клятвы и не взял на себя обета, Тора этого не приказывает. Как только обет дан, - Тора обязала его соблюдать. Зачем приводят эти шесть разных преступлений, да еще соединяют их словами: "ве-гам"? Ясно для чего - для того, чтобы усилить тяжесть совершенного преступления. Такое преступление, как "красть", тоже было, так как взять из запрещенного - это красть (и не обязательно наоборот). С одной стороны, здесь имеет место воровство, когда человек присваивает то, что ему не принадлежит, с другой стороны, это посвящено Всевышнему и Он -Хозяин, поэтому это и кража и "мааль" - многозначное слово, которое обозначает и измену и "злоупотребление доверием" и нечто вероломное и т.д. (Недавно мы обсуждали, что одежда появилась с того момента, как Адам и Хава нарушили первую Заповедь. Поэтому им были сделаны "бегадим", а "багад" - это предатель. Одежда появилась в результате предательства. Слово "м'иль" (куртка) - от того же корня, что "мааль", то есть - совершить вероломное, не оправдать доверие).

9. Весь Израиль ответственен друг за друга с момента пересечения Ярдена

О.В. Почему тут все сказано во множественном числе? Ответ очень простой: "коль ийсраэль аревим зе ба-зе" - "весь Израиль ответственен друг за друга". В Талмуде имеются важные обсуждения и споры по этому поводу. Так, два мудреца спорят, начиная с какого момента вступает в силу (становится актуальным) это поручительство всех евреев друг за друга. По всем мнениям, с того момента, как мы пересекли Йардэн, мы все друг за друга отвечаем относительно тех поступков, которые известны, и спорят только о том, отвечаем ли мы так же и за скрытые поступки, о которых никто не знает. Этот спор остался неразрешенным в Талмуде. Вопрос о том, было ли преступление Ахана скрытым, - не ясен, потому что его жена и дети знали об этом, так как он принес вещи в шатер и закопал их там в яме.

Это очень серьезный вопрос: почему Всевышний обвиняет весь Израиль (сказано во множественном числе) в то время, как преступление совершил один человек? "Мидраш Раба" приводит картину, которая нам знакома из самой популярной литературы. И сказал Рашби (рабби Шимон бен Йохай): "Люди сидят в лодке и один из них берет дрель и и начинает просверливать днище под тем местом, где он сидит. Ему говорят другие: "Что ты делаешь!?" На что он ответил: "ведь я же только под собой сверлю!". И они сказали: "когда вода входит и заливает, то она заливает все судно!" Это - очень известная притча, и из-за того, что она знакома, как-то не вдумываются в то, что она гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.

Вопрос: справедливо ли наказывать всех за то, что один совершает преступление, а остальные не могли его удержать, потому что они об этом не знали? Попробуем принять самую крайнюю позицию, что поручились даже за те преступления, которые делаются в тайне. Ответ, который следует из этой притчи Шимона бен Йохая, состоит в том, что здесь нет никакого наказания. Никто не наказывает этих пассажиров за то, что один просверлил дыру, но когда пошла вода, то утонули - все. То есть, непосредственно с них не спрашивают и не судят за этот "грех одного", а они - являются жертвами результатов того, как поступил один человек. Справедливо ли это? (Известна сказка про лисичку, которой удалось убежать от собак. Она спрашивает: "что ты, носик, делал?, что вы, лапки, делали?", что ты, хвостик, делал? - А, ты мешал мне - так пусть тебя едят собаки"). То есть, когда мы говорим: "коль ийсраэль аревим зе ба-зе, то мы это себе представляем, примерно, так же, как в привычной ситуации, когда мы подписываемся за кого-то в банке. В этой очень точной формулировке не сказано, что: "ийсраэль аревим зе ле-зе". Поскольку сказано "ба-зэ", то можно понимать, что они - перемешаны друг с другом, то есть, - что они составляют части единого организма, и поэтому не может "хвостик" остаться собакам, а остальная лисичка будет спокойно жить - поживать. Так не может быть. Если заболевает один орган организма, то его нужно или вылечить или удалить, и ничего другого нельзя сделать.

О.В. Возможно, иногда организм может вылечить этот больной орган своими силами, но если болезнь серьезная, то его или надо вылечить или отделить от организма.

Все эти рассуждения являются ответом на вопрос, почему при перечислении совершенных преступлений, говорится все время во множественном числе, и почему погибают другие, а не те, кто виноват.

О.В. К чему относятся слова Всевышнего: "который Я заповедал вам"? - Имеется в виду, конечно, Тора, и нарушение того закона, который повелевает - "не нарушать своего обета".

О.В. Понимает ли тот, кто делает эту дырку, что он совершает? - Может быть понимает, а может быть и нет, но это - ничего не меняет.

10. Два объяснения того, кто совершил грех

Йеhошуа просит, чтобы Всевышний объяснил ему, кто это сделал? Мидраш, который приводится там же в Гемаре Санhедрин, объясняет так. Как только Всевышний сказал Йеhошуа: "Согрешил Исраэль", Йехошуа тут же спросил: ми хата? - "кто согрешил"? Господь ответил ему, что он не обязан ему сообщать, и сказал: "Иди и бросай жребий!" Йехошуа пошел и бросил жребий, и жребий выпал на Ахана. Так говорит мидраш. По поводу того, как это происходило, есть некоторые разногласия. Одни говорят, что выбор делался с помощью Урим и Тувим, другие говорят - что с помощью жребия. Имеются объяснения, совмещающее эти два мнения.

Йехошуа предупредил весь народ, чтобы они очистились и наутро предстали перед Йеhошуа и Элиазаром (коhен гадоль). У Элиазара, как и положено Первосвященнику, - нагрудник с 12-ью камнями, каждый из которых соответствует своему колену. Увидели все, что камни всех колен светятся, а камень колена Йеhуды - не светится. Призывается колено Йеhуды по главам семейств и - выделяется семейство Зэраха, из которого выделяется потомство Завди. Все мужчины из дома Завди призываются к Йеhошуа и из них выделяется Ахан бен Карми бен Завди. Йехошуа просит Ахана: "признайся, сынок." Спрашивается, зачем нужно, чтобы он признавался, когда и так все известно? Можно задать встречный вопрос: "Как можно казнить человека без того, чтобы два свидетеля показали, что он, действительно, это совершил". Бейт-Дин не удовлетворяется косвенными свидетельствами.

О.В. Если сам признался, - это еще ничего не значит. Если человек сам признался, например, в хищении имущества, то он должен пойти и вернуть его, но если он признался в совершении уголовного преступления, его нельзя за это казнить. Сам он не может доказать ничего, потому что свидетельство против себя - ничего не стоит. Даже близкие люди не могут свидетельствовать против человека (сын, отец, брат). Как же можно его казнить, и, с другой стороны, зачем нужно его признание?

О.В. "Херэм" - это нечто заклятое, изъятое из обыденного употребления. Это то, что нельзя использовать в будничной жизни, и это то - что должно быть истреблено из этого мира или то - что посвящено Храму.

11. Зачем было нужно, чтобы Ахан признался в преступлении. Почему он был казнен

Ответом на вопрос о том, как можно казнить человека без двух кашерных свидетелей, служит то, что имелось "разовое" постановление Всевышнего, отдельное указание, которое не предполагает какой-либо нужды в свидетельствах. Было сказано: "того, кто присвоил - сжечь (йисарев)!" Если так, то зачем же было нужно еще и его признание и еще нужно было, чтобы были пренесены все украденные им вещи? - Его признание было нужно только для него лично, потому что человек, которого казнят, при чистосердечном раскаянии получает место в будущем мире. Это именно и произошло с Аханом. Ахан получил место в грядущем мире благодаря тому, что он совершил полноценную тшуву. Причем, он сознался не только в том, что он взял эти предметы в Йерихо, но что во времена Моше он тоже кое-что себе присваивал. Он говорит, что сделал: "так-то и так-то", то есть, - "и тут и раньше". Надо сказать, что он вовсе не был бедным человеком, наоборот, он был богатейшим человеком в колене Йеhуды. Была у него такая вот жажда наживы, привлекла его "шубейка шинарская" (вавилонская), необычный кусок золота и кроме того, было в этих вещах много серебра и пр. И когда его обвиняют в этом хищении, то он говорит, что это не херэм, а - "шлаль" - добыча (трофей), и ссылается на Тору, которая говорит, что "будете брать добычу".

О.В. Было сказано, что ничего нельзя брать из Йерихо, и что абсолютно все, что есть в этом городе, - херэм.

Итак, было разовое распоряжение Йеhошуа, которое накладывало запрет на то, что вообще Тора разрешает.

12. Понятие обета, переход вещи из состояния разрешенной в состояние запрещенной

О.В. Общее понятие обета или клятвы, не обсуждая различие между ними, состоит в том, что человеческая речь наделена чудодейственным свойством и может превратить совершенно нормальный и разрешенный предмет - в запрещенный, и тогда этот предмет переходит в совершенно другую категорию. Именно так и произошло здесь. Когда Йеhошуа объявил херэм, то то имущество, которое было до этого разрешенным в качестве добычи, - стало запрещенным и запрещенным очень сильно, под страхом смертной казни. Йеhошуа говорит: "Смотрите, чтобы к вам не прилипло ничего из этого херэма, потому что вы сами станете херэмом, и весь стан Израиля станет херэмом, что и произошло.

13. Херэм относительно людей и херэм относительно имущества

О.В. Что касается Рахав и ее семьи, то здесь нет никакого вопроса. Им ничего не было запрещено, так как они в этот момент не были евреями, и потом они явно исключались из этого списка херэм, потому что относительно людей херэм означал истребление, а относительно имущества, - или уничтожение или посвящение Храму. Рахав и ее близкие явно не подлежали херэму. Они были выведены из города и сделали гиюр. Рахав, как известно, стала потом женой Йеhошуа, и от нее произошли величайшие пророки, включая Йрмияhу.

14. Почему преступление так велико, что заслуживает столь сильного наказания?

О.В. В стихе 12 говорится: "Не буду более с вами..."? Такое ли это важное прегрешение, чтобы за него так ужасно наказывать? Как мы можем оценить размер преступления и сказать, что оно не очень важное (как в той истории про сержанта, всего навсего нажавшего маленькую кнопочку, и в результате - Бельгии не стало)? Было сказано, что это имущество абсолютно отделено от человеческого использования. К нему никак нельзя прикоснуться, а тем более - взять из него. И вот кто-то из евреев? взял! Как можно сказать: Великое это преступление или нет? Если сравнивать это преступление с "золотым тельцом", то никак нельзя сказать, что хуже. Конечно, "телец" - было очень гнусное преступление, но первоначальное побуждение было идеалистическим и достойным: они горели желанием идти за высоким, достойным лидером, и только потом они опустились и стали заниматься гнусностями. Здесь же с самого начала было побуждение отвратительное. После истории с тельцом Аарона тоже обвинили, и на него сердился Всевышний, а Моше молился за него, и об этом прямо говорится в Торе. Аарон вовсе не был в этом виноват, просто он применял ту тактику, на которую он был способен. Нельзя человека судить строго за то, что он пытался выиграть время, оттянуть и спустить все на тормозах. Он и не претендовал на роль руководителя (у каждого свои возможности), он руководил народом со стороны своего сердца. Он попал в ситуацию, в которой ему было очень тяжело, и найти другой выход было не в его возможностях. Никак нельзя сравнить поведение человека, который оказался неспособным остановить разгул народа, с поведением такого человека, который своими руками совершил не просто гнусную кражу, а он совершил кражу такого имущества, про которое было сказано: "не влезай - убьет (всех)!" Как же можно говорить, что это - не такое большое преступление! (Так, например, стоит чужая сумка и сказано -"не бери", и рядом табличка - "заминировано!", а кто-то взял и рванул минное поле!). Ахан просто надеялся, что ему это сойдет, иначе он вряд ли бы взял.

15. Мидраш - бросание жребия, который указал на Ахана

Мидраш говорит, что когда жребий показал на Ахана, то он подошел к Йеhошуа и Элиазару и сказал им: "Как вы можете обвинять меня на основании вашего жребия? Вот я возьму и брошу жребий на вас двоих и он попадет на одного из вас!" И на это Йеhошуа говорит ему: "Признайся, сынок, потому что этот жребий будет определять распределение Земли Израиля между коленами, и очень опасно так его аттестовать в глазах народа". Сначала Ахан не дрогнул, но когда он увидел, что его колено стало драться с другими коленами, и дело дошло до смертоубийства, потому что колено Йеhуды стало говорить, что жребий этот ничего не значит, и нечего обвинять этого человека из-за того, что на него выпал жребий, только тогда Ахан сказл: "Неужели из-за меня это все происходит, и они стоят за меня, считая что я не виноват?" Он решил сознаться, чтобы все это прекратить, и он сделал тшуву, и настолько искреннюю тшуву, что получил место в грядущем мире.


Продолжение