МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по Книге Иеhошуа

Лекция 19. Иеhошуа, глава 17

Обсуждение первых двух стихов гл. 17
Что такое "семейство". Вопросы, возникающие при выделении наделов для наследников колена Менаше
"Семейства" в книге Бемидбар (раздел Пинхас). Родоначальники семейств
Глава 17, стих 2. Почему подчеркивается "зхарим"
Дочери Целафхада приходят к Йеhошуа. Слово "леемор" здесь и в других местах
Наделы, которые получило колено Менаше на восточном и западном берегу Йардена
Как получается 10 наделов на западном берегу Йардена (Мишна Бава-Батра, Гемара к Мишне)
Моше распределил только часть земель, все остальные подлежали жребию
Виленский Гаон о 10 наделах в колене Менаше
Отличие "Мораша" от "Йеруша" Мы должны работать над Землей так же, как мы должны работать на Торой
Число колен Израиля всегда равно 12 при различных подсчетах
Почему дочери Целафхада отмечены в Торе
Колено Менаше подчинило, а не прогнало, канаанейцев
Претензия колена Менаше по поводу малого надела земли, полученного ими
Рамбан: претензии колена Эфраима и Менаше не обязательно понимать как количественные

1. Обсуждение первых двух стихов гл. 17

Прежде всего следует разобраться с наследием в случае дочерей Целавхада. 17-ая глава посвящена тому наделу, который получили потомки Менаше. В самом начале главы говорится: "И был жребий колену Менаше, поскольку он первенец Йосэфа: Махиру, первенцу Менаше, отцу Гилада, так как он был человек воинственный, достался ему Гилад и Башан". Большинство комментаторов, вслед за мидрашем, объясняют так, что эта фраза означает, что хотя Менаше и первенец, но в соответствии с порядком, установленным в благословении Яакова, он отодвинут на второе место после Эфраима. Итак: Менаше был первенцем Йосэфа, Махир был первенцем Менаше, а его сын Гилад имеет еще множество сыновей. Части колена Менаше, которые получили наследство на восточном и западном берегу Йардена, совсем не равны. На восточном берегу наследие получили только два семейства: семейство Махира и семейство Гилада. Все остальные семейства колена Менаше получили наделы на западном берегу Йардена. Второй стих говорит: "И было для остальных сыновей Менаше - по из семьям (и перечисляются эти семьи): Авиэзер, Хэлэк, Асриэль, Шехэм, Хефэр, и Шмида". Перечисляются шесть семейств колена Менаше, которые не получили надела на восточном берегу. Кончается 2-ой стих тем, что все это - сыновья Менаше, сына Йосэфа, - "hа-зхарим ле мишпахтам" - "мужского рода по их семействам". Как видно, всего было 8 семейств в колене Менаше.

2. Что такое "семейство". Вопросы, возникающие при выделении наделов для наследников колена Менаше

Уже мы разбирали, что семейство это - более крупное "подразделение", чем "отчий дом" - "бейт-ав". В одном семействе может быть несколько отчих домов. Внутри отчего дома - есть уже семьи в обычном смысле. Любопытный вопрос - как же определяется семейство? Это важно понять для того, чтобы разобраться, как же происходит выделение наделов для наследников колена Менаше. На восточном берегу получили наделы семейства Махира и Гилада, в то время как Махир был единственным сыном Менаше, а Гилад - был единственным сыном Махира. Получается, что все остальные являются наследниками Гилада и тем самым наследниками Махира. И они получили наследие на восточном берегу, а все остальные, хотя они тоже вроде бы - их потомки, получили - на западном берегу. Возникает вопрос: что же такое семейство? В книге Бамидбар Тора задает законы, как надо разделять эту Землю.

О.В. По тому, что сказано: "бней Менаше" никогда нельзя узнать, о каком поколении потомков Менаше идет речь, так как это могут быть и его сыновья, и его внуки, правнуки и даже очень далекие потомки. Это выражение принятое для обозначения просто - "потомков".

3. "Семейства" в книге Бемидбар (раздел Пинхас). Родоначальники семейств.

В разделе Пинхас книги Бамидбар приводятся итоги пересчета населения. Говорилось уже о том, что книга Бамидбар называется в традиции "сефер пакадим" - что по-русски переводится, как "Числа", поскольку эта книга начинается с пересчета населения, которое проводят Моше и Аарон в начале движения по пустыне, и кончается эта книга пересчетом населения, которое проводят Моше и Элазар в конце. И говорится, что в этих двух списках не было ни одного совпадающего человека, а численность была, примерно, та же самая: 600 тысяч с чем-то человек. Так вот, в книге Бамидбар приводятся результаты этого персчета, и перечисляются семьи в каждом колене по стандартной форме: вот, семьи такого-то... И потом дается общая численность - сколько в данном колене было мужчин военнообязанного возраста (от 20-ти до 60-ти лет). Раши в комментарии к этим стихам (26:24) делает замечание по поводу того, что сказано про колено Иссахара, где впервые возникает проблема, относящаяся к тому, что сейчас нас интересует. Проблема заключается в том, кто из потомков Яакова, или точнее - из потомков колен Израиля, то есть, сыновей Яакова, получает привилегию основать семейство. Обиходное выражение "семейство", которое применяется к человеку, женившемуся и родившему детей, не дает ничего для понимания того, почему одних Тора называет семейство такого-то и такого-то, а других - нет. Раши по этому поводу говорит, что все семейства названы по именам спустившихся в Египет. Те же, кто родился после того, как спустились в Египет, уже не основывают новые семейства, а "приписываются" к семействам, родоначальниками которых являются те, кто спустился в Египет. Исключением являются семейства Эфраима и Менаше, которые родились, конечно, в Египте, (есть еще одно исключение с сыновьями Беньямина). Таким образом, хотя к Менаше и Эфраиму это и не относится, мы тем не менее понимаем теперь общее правило распределения по семействам.

Известно, что земля Израиля распределяется в соответствии с теми, кто вышел из Египта, а семейства - это нечто, заложенное глубже. Еще до рождения еврейского народа, которое связано с выходом из Египта, в народе заложена генетическая структура разделения на семейства, а родоночальниками семейств являются те, кто спустился в Египет, и приравненные к ним потомки Йосэфа (ясно, что Йосэф не мог никого родить до спуска в Египет). С самими Ефраимом и Менаше казалось бы понять не трудно, поскольку они родились до того, как евреи спустились в Египет. По всем описаниям можно считать, что Ефраим и Менаше ко времени прихода Яакова еще не были женаты, и поэтому логично было бы их назвать основателями семейств. Но, как мы видим, на самом деле, еще и представители третьего поколения от Менаше являются в каком-то смысле родоночальниками этих семейств. Трудно точно сказать причину, но факт таков, что для Менаше и Эфраима дело обстоит именно так.

Таким образом, ситуация такая, что Махир, сын Менаше, и Гилад, внук Менаше (сын Махира), - эти два семейства вместе со своими семьями (в узком смысле этого слова), и возможно, также и с другими потомками, получают надел к востоку от Йардена. Шесть семейств получили к западу от йардена.

О.В. Менаше - это колено. Эфраим и Менаше, согласно благословению Яакова, - это два колена. В каждом из этих колен есть свои семейства. Безусловно, что Гилад - это первенец Махира. Нам ничего не сказано, были ли у него другие сыновья. Сыновья, которые не достигли 20-ти- летнего возраста к моменту входа в Землю, не существены для нашего обсуждения, потому что нет ни одного мнения, по которому они входили бы в число тех, на кого распределяется Земля. Может быть, что у него и было еще сколько-то сыновей, не достигших этого возраста. Нам известно только, что есть семейство Махира и есть семейство его сына - Гилада. Как сообщает Раши, общим правилом является то, что основатели семейств были только те, кто спустились в Египет. Поэтому, семейств должно было быть очень немного. При этом, сыновья Яакова были руководителями колен, и кроме того, исключением являлись Эфраим и Менаше, которые приравниваются к сыновьям. Колена и семейства - это "разделы" разного масштаба. После того разделения на семейства, которое произошло к моменту спуска в Египет, те, кто спустился в Египет, и являются (по мнению Раши) основателями семейств. Остальные - уже были "под их именами", за исключением потомков Йосэфа, которые все родились в Египте. Где проходит эта граница (от которой начинаются основатели семейств) в колене Йосэфа - пока сказать трудно.

4. Глава 17, стих 2. Почему подчеркивается "зхарим"

Слово "зхарим" многие комментаторы отмечают, как необычное слово. Оно стоит в конце 2-го стиха: "бней Менаше бен-Йосеф hа-зхарим". Почему подчеркивается, что - "зхарим"? Потому что перечислены здесь только те шесть семейств (а может быть - отчих домов), которые получили свои наделы на западном берегу, на основной территории Эрэц Исраэль. Здесь подчеркивается, что пока говорится только о детях Менаше мужского пола, потому что как раз сейчас начнется разговор о дочерях. И перед этим говорится о мужчинах, которые основали свои отдельные отчие дома и получили наделы, а потом говорится уже о дочерях Целафхада, которые тоже в конце концов получили надел в Эрэц Исраэль.

5. Дочери Целафхада приходят к Йеhошуа. Слово "леемор" здесь и в других местах

В 3-ьем стихе почти в точности повторяется то, что говорилось уже в книге Бамидбар (26:33-34). Говорится: "А у Целафхада, сына Хэфэра, сына Гилада, сына Махира, сына Менаше, - не было у него сыновей, а только дочери. И вот имена его дочерей". Имена дочерей перечисляются в точности в том же порядке, что и в книге Бамидбар. Дальше говорится, что эти дочери подошли к Элазару, священнику, и к Йеhошуа бен Нун, а также к князьям сказать ("леемор"): "Всевышний заповедовал Моше дать нам наследие среди наших братьев". И был им дан надел... Кли-Якар отмечает, что здесь слово "леемор" не очень понятно. Обычно, это слово означает, что слова, которые тебе говорятся предназначены для того, чтобы ты их передал еще кому-нибудь. Очень часто в Торе говорится, что Всевышний сказал Моше - "леемор", и переводится это на русский язык деепричастием -"говоря", что производит несколько странное впечатление. Более точно надо бы переводить: "И сказал Всевышний Моше "сказать". То есть, Он сказал для того, чтобы Моше передал дальше. Когда же речь идет о стихе, где рассказывается о дочерях Целафхада, то здесь дочери приходят просить, чтобы им дали надел и вовсе не просят, чтобы это было передано куда-либо. Это вопрос уже решенный, и нет нужды "запрашивать Небо" по этому поводу. Более того, это даже запрещено, потому что мы знаем, что народ в начале книги Йеhошуа уже пытался заставить Йеhошуа, чтобы он попросил повторить те Галахот, которые были забыты, и на это был получен отрицательный ответ: "ло бе-шамаим" . То есть "с Неба" больше уже нельзя учить Галаху, нужно учить собственными исследованиями. И по поводу дочерей Целафхада имеется четкая Галаха - Моше передал инструкцию с Неба, что нужно дать дочерям Целафхада наследие. Поэтому непонятно, почему здесь употребляется это слово "леемор" ? Кли- Якар объясняет, что оно учит нас некоторому полезному методическому приему. Когда человек идет к большому начальству, то ему следует сформулировать свою петицию в хорошо построенном виде, поэтому, сначала - тренируются между собой, а потом несут эти слова, чтобы сказать их начальству.

Талмуд хвалит дочерей Целафхада, представляя их, как образец ума, целомудрия, любви к Земле Израиля, то есть, - всех положительных качеств. Мудрецы здесь их хвалят и за то, что они долго ждали, и нашли точно подходящий момент для своей просьбы. Слово, которое говорится вовремя, - самое хорошое. Они пришли как раз, когда делится земля, и получает землю их колено. "И дал им, по слову Всевышнего, наследие посреди братьев их отца". В пятом стихе говорится: ... "ва-йплу хевлей-Менаше асара" - "и выпало наделов колену Менаше десять. Помимо того, что получили те, кто получал в Гиладе и Башане, за Йарденом". Здесь слово "асара" - очень важное. Почему десять? И говорится (17:6): "Потому что дочери Менаше получили наследие среди его сыновей". Нет никаких сомнений в том, что "дочери Менаше" здесь - это дочери Целафхада.

6. Наделы, которые получило колено Менаше на восточном и западном берегу Йардена

И дальше говорится: "А земля Гилад была для остальных сыновей Менаше". Любопытно, что в начале главы говорилось, что Махир и Гилад получили на восточном берегу, а остальные - получали на западном, а здесь говорится, что эти получили 10 наделов на западном берегу, а остальные - получили на восточном. Можно было бы предположить, что просто тут рассматриваются события с разных "пространственных" точек. Но язык Торы таков, что если сказано "остальные", то это всегда означает, что это нечто, находящееся на втором плане после главных. Мудрецы обсуждают этот вопрос и дают ответ такого типа, что когда речь идет о тех двух семействах колена Менаше, которые получили надел на восточном берегу, то это были - самые могучие воины, и они не были среди тех двух колен Гада и Реувена, которые активно пришли просить земли именно там. Было так, что когда Моше стал делить эти земли, то он увидел, что там земли слишком много на два колена, и он спросил, есть ли еще добровольцы получить землю здесь? Поскольку у этих двух частей колена Менаше было много скота, то они решили взять эти земли. Это были могучие богатыри, воины, и они там завоевали очень много земель, основали свои города, и поэтому они оказались основными в этой фазе. Когда же речь заходит о разделе земли Израиля, то основная Земля Израиля - на западном берегу, а там - "остальные".

7. Как получается 10 наделов на западном берегу Йардена (Мишна Бава-Батра, Гемара к Мишне)

Итак, на западном берегу Йардена коленом Менаше было получено десять наделов, и надо понять, как рассчитываются эти 10 частей? Что такое 10 ? Было сказано, что есть шесть домом, основанных правнуками Менаше. Откуда тогда еще 4? Если принять, что каждая дочь получила по своему наделу, то получается - 11 (так как дочерей - 5), если понять так, что все дочери получили один надел, то получается - 7. Никак не получается 10. Мишна в Бава-Батре говорит: "Дочери Целафхада получили три части в наследие: часть их отца, который был среди вышедших из Египта, часть отца с его братьями в наследстве их отца Хэфэра, и поскольку их отец был первенцем, то он получал две части наследства". Таким образом и получаются - три части. Гемара к этой Мишне подробно обсуждает принципиальный спор, в котором участвуют две различные точки зрения. По одному мнению, Земля Израиля разделялась соответственно тем, кто вышел из Египта. По другому мнению, она разделялась соответственно тем, кто вошел в Эрэц Исраэль. Это, как мы уже видели, - совершенно разные люди, и разное их число в каждом колене и в каждом отдельном семействе (не в сумме).

Гемара пытается решить спор между двумя этими вариантами, основываясь как раз на 17-ой главе книги Йеhошуа. Как это бывает с большинством споров, хотя этот спор вроде бы вполне галахический, но он галахический только на момент, когда надо делить землю. Для последующего можно, наверное, найти практически наблюдаемые последствия (это нельзя считать просто Агадой), тем не менее из этого спора не возникла возможность выбора окончательного варианта. Большинство склоняется в пользу первого варианта, то есть, что землю делили по числу тех, кто вышел из Египта. На примере дочерей Целафхада получается так, что если считать согласно тем, кто вышел из Египта, то расчет такой: Целафхад был одним из сыновей Хэфэра, но он был первенцем, и он получил наследство Хэфэра, а его дочери получили его собственную долю и долю двойного наследства, то есть - три части. Однако, если считать по второму варианту, что земля делилась по тем, кто вошел в Эрэц Исраэль, то тогда получается, что Целафхад умер, не войдя в Эрэц Исраэль, и ему не полагалась бы доля в наследстве. Но поскольку отец его Хэфэр умер позже, чем он, то в этом случае дочери Целафхада тоже смогли бы получить те же три доли. В любом случае получается 9 наделов, а не 10. Откуда же берется еще одна часть? Можно предположить, что у Хэфэра был еще один сын, который умер в пустыне, не имея детей. Тогда братья разделили еще и его долю. (Если можно сделать такое предположение, то точно так же можно предположить, что таких братьев, умерших бездетными в пустыне, у него было два, например).

О.В. Раши и Рамбан и большинство других Талмудических авторитетов склоняются к тому, что правильной точкой зрения является такая, что Земля делилась соответственно вышедшим из Египта. В этом варианте, поскольку и Хэфэр и Цалафхат были среди вышедших из Египта, то эти три доли получаются естественно, а для "недостающей" доли используется тот вариант, который приведен в Талмуде, что был один бездетный брат, умерший в пустыне.

О.В. У Гилада было много детей. Из них Хэфэр стоит особо, потому что он нас интересует, как отец Целафхада. Сыновья Гилада - это и есть те 6 домов, которые получили 6 частей. Каждый из них получил свою часть, и она может состоять из чего угодно - это уже надел отчего дома и имеет имя главы этого дома. Все это отличается от дочерей Целафхада, которые никакого "дома" не образовали, они получили надел среди братьев, и этот надел не имеет главы семейства, который объединил бы его под своим именем. Поэтому части, из которых складывается их наследие, и считаются по отдельности: наследие их отца, две доли, которые их отец получил от своего отца, и то, что им досталось среди братьев Целафхада (не из сыновей Гилада, а из сыновей Хэфэра).

Таким образом, становится понятно, как дочери Целафхада получают 4 доли разного происхождения. Все это так, пока Талмуд не доходит до драматического вопроса, который состоит в том, что когда сыновья получают что-то в наследство от отца, то первенцу полагается двойная доля только в том наследстве, которое реально на момент смерти принадлежит отцу. Ему не полагается двойная доля в том, что отцу причитается, когда он еще не стал владельцем этого. Тогда не понятно, как же можно сказать, что Целафхаду положена двойная доля в том, что еще не получено. Проблема, состоящая в том, что Целафхад умер раньше, чем его отец, решается Талмудом так, что потом, когда отец отца умер, наследники получают наследство отца от деда, который умер позже. И здесь - все нормально. Как же понять, каким образом можно получить двойную долю в том, что еще не получено? Они приходят в Эрэц Исраэль, распределяют землю, но как же можно считать это уже - их имуществом, где первенцу положена двойная доля? И тогда Талмуд делает следующий очень важный вывод. Он говорит, что стих, в котором сказано "10 частей (наделов)", в связи с дочерьми Целафхада, говорится для того, чтобы указать на важное правило, состоящее в том, что первенец, действительно, получает двойную долю только в том, что уже принадлежит отцу, но не в том, что предстоит получить отцу. Если так, то как же дочери Целафхада унаследовали еще двойную долю за счет первенства отца, потому что в момент, когда умер их дед Хэфэр в пустыне, это наследство вроде бы ему только предстояло, и он его еще не получил? Но, говорит Талмуд, отсюда и следует очень важный вывод, что Эрэц Исраэль находится в статусе "полученной теми, кто вышел из Египта".

В самом начале раздела Вайера говорится: "Я открывался Отцам - Аврааму, Ицхаку и Яакову, в Имени Бог Всемогущий, но меня в статусе четырехбуквенного Имени - Я им не был ведом". Раши объясняет, что нельзя это понять так, что Авраам, Ицхак и Яаков не знали четырехбуквенного Имени, так как имя Ха-Шем упоминается в связи с каждым из них. Почему же Он говорит Моше, что "Я не был им известен со стороны этого Имени"? - Потому, что Он как бы говорит: "Я давал им обещания, но дожить до выполнения этих обещаний им не пришлось. Они знали, что Я - Бог Всемогущий, и всецело верили моим обещаниям. Но одно дело - верить, а другое дело - увидеть. Увидеть - это предназначено не им..." Но кому же? И говорится (Шемот 6:8): "ве-натати ата лахем мораша ани hа-Шем" - "Я дал вам эту Землю в качестве наследия. Я Ха-Шем". То есть, Я - тот, кто имеет все данные для того, чтобы выполнить свои обещания, и тот, кто никогда не отступает от обещанного. Сейчас для нас важно то, что сказано: "Я дал эту Землю в качестве наследия". Поэтому для тех, кто вышел из Египта, считается, что они уже получил эту Землю. Однако, как же здесь можно различить: может быть, то что сказано: "Я дал" следует понимать, как "Я дам"? Именно для того, чтобы различить, Йеhошуа пишет здесь: "10 наделов", из чего следует, что дочери Целафхада получили за своего отца в наследстве деда двойную долю, а следовательно - Земля Израиля была не "обещенным имуществом", а "врученным".

О.В. "Первенцы" - это написано только про сыновей - то есть про детей мужского рода, и дочери совершенно не подпадают под закон первенства. Поэтому они двойную долю получили не как первенцы, а как наследники первенцев.

8. Моше распределил только часть земель, все остальные подлежали жребию

О.В. Совершенно не верно думать, что Моше уже распределил все земли, а Йеhошуа только выполнял. По закону Торы, переданному Моше, за исключением земель на восточном берегу Йардена, которые сам Моше распределил, все остальные земли на западном берегу подлежали распределению по жребию. Из того факта, что этот жребий выпадал под Небесным Управлением, или из того, что возможно, Моше были сообщены результаты, никак не следует, что Моше мог заранее обещать, как конкретно будут распределены наделы по коленам, потому что иначе все это занятие стало бы абсурдным. Колена Гада, Реувена и 1/2 колена Менаше получили земли на восточном берегу Йардена, и этим, действительно, занимался сам Моше. Остальные 9 с 1/2 колен, безусловно, не были распределены Моше.

9. Виленский Гаон о 10 наделах в колене Менаше

Виленский Гаон, который писал краткие комментарии к "Пророкам", говорит, что здесь, в этом месте Писания, когда говорится про 10 наделов (именно из этого места узнается сразу несколько очень принципиальных вещей), сообщается, что хотя дочери не подпадают под закон первенства, чтобы получить двойную долю наследства, тем не менее они с точки зрения наследников (как наследники) получили двойную долю, которая полагалась их отцу от его отца. Итак, дочери Целафхада получили 4 надела, и это вместе с 6-ью наделами братьев их отца дает как раз названную цифру - 10. 4 надела составляются из следующих частей: первая - это то, что досталось от отца, так как хотя он и умер в пустыне, но был среди вышедших из Египта, и оставил им в наследство свою долю; вторая - это то, что отцу полагалось от его отца просто и (третья) - от его отца, как первенца; четвертая - это то, что осталось от одного из братьев отца, который умер в пустыне бездетным, и ему наследовали все оставшиеся братья, в том числе и их отец.

10. Отличие "Мораша" от "Йеруша"

В разделе Вайера (шемот 6:8) встречается слово - "мораша" "наследие". Это слово во многих местах Торы и Пророков употребляется в применении к двум объектам. Один из них - это Тора, а другой - Эрэц Исраэль. Например, говорится это слово в стихе: "Моше заповедал нам Тору - наследие общины Яакова". Во многих местах книг Пророков Эрэц Исраэль тоже названа "мораша" . Шломо Гальперин прочитал блестящий драш равва Шломо Рискина из Эфрата, и он написал, что не зря Эрэц Исраэль называется "мораша", а не "йеруша" - просто "наследие", потому что "мораша" - это не просто наследие, а нечто, отличающееся активностью, то есть - это то, что передается благодаря активной работе поколений - передающего и принимающего, а не просто переходит от отца к сыну. Иными словами, "мораша" это то, что добывается только активным трудом. Поэтому, ни Тора, ни Земля Израиля не могут достаться нам в качестве пассивного наследства, а получить это можно только, как активно добываемое наследие Отцов.

11. Мы должны работать над Землей так же, как мы должны работать на Торой

О.В. Земля Израиля, как мы видели в книге Йеhошуа, как мы видели в истории с Калевом и завоеванием города Двира, является некой разверткой "сефер-Тора" на этот мир. Так же, как над текстом Торы мы должны работать, так и над этой Землей - тоже надо работать: не только воевать и не только завоевывать ее, но надо и сеять и пахать, и заниматься соответствующим местом Торы. Без всего этого Земля не может удержаться в наших руках. Это - очень важная наука, и именно поэтому книгу Йеhошуа евреи получили бы даже в том случае, если бы они при "хорошем поведении" не нуждались в книгах остальных Пророков, которые им были даны, как источник дополнительной мудрости.

О.В. Выход замуж дочерей Целафхада (за мужчин из своего колена, конечно, как было предписано) никак не лишает их права на наследство, и не создает никаких проблем. Если бы они вышли замуж за кого-то из другого колена, то это, по крайней мере в том поколении, создало бы очень серьезную проблему.

12. Число колен Израиля всегда равно 12 при различных подсчетах

О.В.Колен Израиля при любом подсчете - ровно 12. Подсчеты при этом могут быть разные. При одних подсчетах, колено Йосэфа включает в себя Эфраима и Менаше, и тогда среди колен фигурирует колено Леви. При других подсчетах, например, связанных с разделом Земли, колено Леви не входит в счет, поскольку они не получают своего участка территории, и тогда вместо колена Йосэфа фигурируют два колена - Эфраима и Менаше, которые иногда могут называться общим именем - Йосэф. Никогда не бывает трех колен: Йосэф, Эфраим и Менаше. Когда пишут про них, как про три колена, то имеется в виду два разных уровня чтения.

13. Почему дочери Целафхада отмечены в Торе

О.В. Колено Менаше, действительно, сильно разраслось - до 52-х тысяч человек, и были, наверное, в нем случаи не только с дочерьми Целафхада, когда возникала такая ситуация, что у человека не было сыновей и его наследство передавалось дочерям. Дочери Целафхада так особенно отмечены в Торе и Талмуде для того, чтобы научить этому фундаментальному факту, что Земля Израиля закреплена за теми, кто вышел из Египта. Кроме того, из этого случая учатся разные стороны наследства, но все это вовсе не значит, что этот случай - единичный, просто на его примере все учится. Важно еще отметить, что заслуга дочерей Целафхада состоит в том, что они так дорожили своей долей в Земле Израиля.

14. Колено Менаше подчинило, а не прогнало, канаанейцев

Следующий эпизод, описывается в середине этой главы (17:12-13), после того, как даются границы колена Менаше с Иссахаром, с Ашером и пр. Там говорится: "И не смогли сыновья Менаше прогнать кнаанейцев, живущих в городах, и они продолжали проживать в этой земле. Когда усилились сыновья Исраэля, то они подчинили этих кнаанейцев, обложили их налогом, но прогнать - не прогнали их". Комментаторы разделяются в понимании того, что здесь сказано. Одни говорят, что подавить и подчинить их - смогли, а прогнать - не смогли. Другие же говорят: "хотя и могли, но проявили такую постыдную инертность, что оставили их жить", и это было страшное преступление. Однозначно решить, что здесь хотел сказать Йеhошуа, - трудно.

15. Претензия колена Менаше по поводу малого надела земли, полученного ими

После этого (17:14) сказано: "И говорили сыновья Йосэфа с Йеhошуа". Говорится здесь - сыновья Йосэфа, но в основном это были, конечно, потомки Менаше. Они пришли к Йеhошуа вместе с "соколенниками" - потомками Эфраима. Пришли они жаловаться: "Почему ты дал мне - "нахала гораль эхад ве-хевель эхад ва-ани ам рав" - наследие - один жребий и один надел, а я народ многочисленный".

О.В. то, что они получили на другом берегу Йардена, сейчас его не интересует. Мы видели, что это - всего лишь две части из 8-ми (да плюс еще дочери Целафхада).

Основная масса колена Менаше находится на западном берегу, и они очень многочисленны. В сумме с коленом Эфраима они превосходят любое другое колено Израиля, и им, действительно, тесно. Однако, то, что он говорит: "Ты дал мне один надел..", звучит несколько странно. Несмотря на то, что этот вариант кажется вполне правдоподобным, так как сначала бросали жребий на потомков Йосэфа в целом, а потом - распределяли между Эфраимом и Менаше, но все равно им не могли дать один надел. В благословении Яакова было сказано, что "вы будете мне, как сыновья, как два колена". Эта странная претензия обсуждается всеми основными комментаторами. Прежде всего, следует отметить, что потомки Йосэфа начинают жаловаться не сразу после того, как им выпал этот жребий, а только после того, как они попробовали прогнать кнаанейцев и не смогли.

О.В. Уже говорилось о том, что завоевывали Землю, действительно, "все вместе". Но после того, как Йеhошуа начал немножко затягивать войну, он получил команду распределять Землю не только ту, которая завоевана, но и ту, которая обещана, с тем, чтобы дальше каждое колено, получившее Землю, завоевывало то, что еще не было захвачено. Поэтому и получилось так, что какие-то части, доставшиеся по жребию, были еще заняты? кнаанскими народами. При этом, конечно, колена могли звать на помощь, но они не были обязаны завоевывать земли других колен. Йеhошуа же к этому времени эту войну уже не вел, так как его функция закончилась с распределением Земли. Трудно сказать, соответствовало ли такое завоевание первоначальному плану, хотя Тора и говорит: "Не смогу их сразу прогнать, а буду прогонять перед вами постепенно".

Итак, потомки Йосэфа не смогли прогнать кнаанейцев из городов, объясняя это тем, что у них железные колесницы. Они жалуются, что распределение по жребию получилось несправедливым. Это очень сложный вопрос, как понимать слова Торы, что "по жребию делили". По простому, это должно означать, что земля делится на 12 равных участков, и распределяется между коленами согласно жребию. При этом, тому колену, у которого больше народа, будет теснее, а тому, у которого меньше, - просторнее. Есть такое мнение, что распределялось соответственно тому, что сказано: "тому, у кого много - дай больше, а у кого мало - меньше".

О.В. Именно потому, что разным коленам доставались участки, уже завоеванные и еще не завоеванные, очень было важно то, что в распределении по жребию участвовали не только Йеhошуа и Элазар, но и князья всех колен, которые образовывали тот Бейт-Дин, который объявлял, что всякие претензии на любой участок, доставшийся другому колену, - аннулированы. Йеhошуа распределил Землю между коленами Израиля под тем условиям, что они в определенных пределах друг другу идут на уступки. Иначе, эти пределы привели бы к бесконечным распрям и претензиям. Таким образом, жребий с Неба определил, как будет распределяться Земля, а пророчество Урим и Тумим подтвердило это (по загорающимся буквам, которые читал Первосвященник).

О.В. Как же Эли мог неправильно прочитать (по поводу Ханы) по Урим и Тумим: "ке-шкура" вместо "ке-сара" ? Прежде всего, об этой "ошибке" говорит не Хана, а мидраш. Хана же говорит: "ло адони" - "Нет, господин мой". Мидраш же объясняет это так, что Первосвященник Эли - не "мастер своего дела", и что он вместо "пьяная" должен был прочесть: "как Сара". Нагрудник - является как бы "формой одежды", и Первосвященник может владеть этим "инструментом" или хорошо или плохо.

16. Рамбан: претензии колена Эфраима и Менаше не обязательно понимать как количественные

Рамбан в комментарии к книге Бамидбар (гл.26) дает такое изящное и простое решение. Он говорит, что претензии колена Менаше и Эфраима не обязательно понимать, как количественные. Они не говорят, что ты нам дал пропорционально мало или абсолютно мало. Когда они говорят: "один жребий", то они как бы говорят: "Ты начал с того, что объединил два колена, и ты нас "зажал" тем, чтобы обязательно быть на одной связанной территории. И теперь получается, что по жребию нам (нашим коленам) выпала территория, где так трудно победить кнаанейцев, у которых железные колесницы, а в горах нам нечего с колесницами делать и мы не можем с ними совладать. Если бы ты бросал два отдельных жребия, то нам хотя бы в одном месте досталась бы не такая тяжелая территория и было бы нам легче победить". Именно в этом и состоят их претензии.


Продолжение