МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по Книге Иеhошуа

Лекция 21. Иеhошуа, глава 20

Разница между словами "ледабер" и "лемор"
Почему этот раздел сказан "яростным языком". Когда вступает в силу заповедь отделения 3-х городов
Иеhошуа выделяет три города-убежища, когда вся земля еще не была завоевана
Почему сказано "выдели вам эти города"
Города-убежища делят всю землю с Севера на Юг и с Запада на Восток на равные участки
Шесть городов-убежищ
Умышленный и неумышленный убийца после совершения убийства и кровный мститель (Гемара Макот)
Неумышленный убийца находится в городе-убежище до смерти Первосвященника
Связь неумышленного убийцы с Первосвященником (Гемара)
Смертная казнь умышленного убийцы
Приговор Бейт-Дина к изгнанию неумышленного убийцы
Пример неумышленного убийства (Талмуд)
Отношение Галахи к "чистосердечному признанию"
Возвращение домой неумышленного убийцы
Положение жены неумышленного убийцы
Небо посылает хорошие дела через достойного , а плохие - через недостойного"
Смысл слова "hа-муада" в 9-м стихе
Гер-тошав и гер-цедек при совершении неумышленного убийства

1. Разница между словами "ледабер" и "лемор"

В главе 20-ой речь идет о том, как выделялись города-убежища. "Хазаль" - (термин, который относится к мудрецам эпохи Талмуда) обсуждают эти вопросы, и обсуждаются они в мидрашах талмудического (или до талмудического) периода. Вопрос, который ставится к самому началу 20-ой главы: для книг Пророков, включая Иеhошуа, очень необычно такое выражение: "ва-йдабер hа-Шем эль-Йеhошуа леемор". Это - нормальный оборот для Торы, где очень часто говорится, например: "И говорил Всевышний Моше сказать..." Пророки получают совсем другую формулировку, и говорится обычно, что "было слово....(такому-то)". Поскольку имеется такой, напоминающий Тору оборот, то он вызывает повышенное внимание, и спрашивают: "почему здесь разговор "жесткий"?" Мы знаем, что существует разница между: "ледабер" - "жестко (говорить)", и "леемор" - мягко". Чем же объясняется то, что здесь "разговор "жесткий"?

2. Почему этот раздел сказан "яростным языком". Когда вступает в силу заповедь отделения 3-х городов

В Гемаре Макот, значительная часть которой посвящена проблемам неумышленного убийства и городам - убежищам, высказывается два мнения по этому поводу: почему этот раздел сказан Иеhошуа "бе-лашон hа-заам" - "яростным языком"? Одно мнение - что это за то, что Иеhошуа затянул и не сделал сам того, что было заповедано в Торе. По другому мнению, здесь идет речь о заповеди Торы, и для того, чтобы подчеркнуть ее важность, и отделить от других заповедей, которые постановлены мудрецами, или даются в качестве инструкции пророку, это и подчеркивается "крепким" словом "ледабер". Нельзя сказать с определенностью, какая из этих точек зрения верна. Согласно первой точке зрения, Иеhошуа предъявляется претензия, что он напрасно ждет, потому что в Торе имеется заповедь, и сказана она в двух местах. Один раз - сказано в книге Бамидбар (35:9), где Всевышний говорит Моше: "Скажи сыновьям Исраэля, говори им так: "Когда вы перейдете Йарден, в землю канаанскую, то - "hикритем лахем". Корень слова "hикрите " неоднозначный, можно даже по - ошибке связать его со "случайностью" - "микрэ", но это ни в коем случае не так, и в переводе Йонатана оно переведено, как "предназначить". Переводится так: "Назначьте себе города, которые городами-убежищами будут вам, и туда будет убегать убийца, который убил по-ошибке". Может сложиться такое впечатление, что как только евреи перейдут Йарден, им надо выделить эти города-убежища. Второе место, где идет речь о городах-убежищах, это - книга Дварим (19:1), где сказано: "Когда истребит Всевышний, твой Бог, те народы, землю которых отдает тебе Всевышний, твой Бог, и ты овладеешь ею, и поселишься в их городах и в их домах, то отдели себе три города посреди твоей Земли, которую Всевышний, твой Бог, дает тебе во владение, приготовь себе дорогу, и подели на три части пределы твоей Земли, которую даст тебе во владение Всевышний, твой Бог, и будет убегать туда всякий убийца."

Из сопоставления этих отрывков видно, что заповедь отделения трех городов вступает в силу вовсе не с момента перехода Йардена, а только после того, как Земля будет завоевана и разделена. Когда это разделение уже произошло, то Йеhошуа должен был бы, получив таку ясную инструкцию от Моше, исполнить эту заповедь. Зачем же ему понадобилось ждать еще дополнительной инструкции? По другой точке зрения, никакой провинности за Йеhошуа не было, и то, что он ждал инструкции, было правильно, а повторяется здесь это для того, чтобы подчеркнуть важность этой заповеди из Торы. Как же можно обосновать мнение тех, кто считает, что Йеhошуа здесь получает выговор? Что же Йеhошуа не знал, что надо исполнять заповеди Торы? Йеhошуа всегда был очень расторопен, и исполнял заповедь сразу же, как только подходило время, беря в этом пример с Моше. Почему же он тянул? Имеется одно обстоятельство, которое может объяснить довольно многое.

3. Иеhошуа выделяет три города-убежища, когда вся земля еще не была завоевана

Когда перечисляются те три города, которые выделяются, как города-убежища, то выясняется, что они находятся на равных расстояниях, и они как бы делят Землю на равные участки с Севера на Юг. Из этих трех выделенных городов, два еще не были завоеваны к этому моменту: Шхем и Кэдэш. Естественно, что Йеhошуа не знал, как надо поступить, и можно ли выделять город, который еще не находится в наших руках. Тогда, если есть такая разумная причина, то почему нужно отчитывать Йеhошуа, что он не выполнил во время заповедь? У него имелась возможность обратиться с вопросом, поскольку он сомневался, пришло ли на самом деле уже время для исполнения этой заповеди. В Тосэфте (материале того же времени, что и Мишна) описывается совсем не так, как в других мидрашах, и говорится, что йеhошуа отделил три города к западу от Йардена сразу же после того, как перешли Йарден, и таким образом он точно скопировал то, как поступал его учитель - Моше, который получил первым инструкцию о том, что нужно выделить три города на восточном берегу, и три города - на западном. Моше тут же отделил три города на восточном берегу, которые могли начать функционировать только тогда, когда будут отделены три города и на западном берегу, потому что говорится, что должно быть - шесть городов. Когда уже все города выделены и захват земли произошел, только тогда каждый из этих городов начинают функционировать. Тем не менее Моше решил, что пока имеется такая возможность, следует выполнить эти "пол-мицвы" и выделить три города. Согласно Тасэфте, так же поступил и Йеhошуа, который три города выделил, как только перешли Йарден. Заповедь же эта сообщается именно в этом (обсуждаемом) месте для того, чтобы сообщить, что сейчас наступает момент, когда эти города начинают функционировать, и заодно вступают так же в силу и другие заповеди Торы, обусловленные тем, что все колена Израиля находятся на предназначенной им земле. Все это происходит даже несмотря на то, что какая-то часть этих земель еще не завоевана.

4. Почему сказано "выдели вам эти города"

Обсуждается еще здесь почему сказано: "выделите вам эти города". Кому это "вам"? Вроде бы эти города выделяются тем, кому в них надо убегать. Говорится так потому, что, по известной поговорке, "от сумы и от тюрьмы не отрекайся" заранее, и поэтому и говорится - "вам". Речь идет о неумышленном убийце, и эти города должны быть выделены для всеобщего пользования.

5. Города-убежища делят всю землю с Севера на Юг и с Запада на Восток на равные участки

Вопрос о том, что это за три дополнительных города? В самой Торе сказано достаточно ясно (Дварим 19:8): "Если расширит Всевышний, Бог твой, твои пределы, как Он клялся твоим Отцам, и даст тебе всю Землю, о которой Он говорил, что даст твоим Отцам", и это связывается с: "ки тешамер эт-коль-hа-мицва" - "поскольку ты будешь соблюдать всю мицву эту и делать ее, которую Я заповедую тебе сегодня, а именно: любить Всевышнего, Бога твоего, и идти по Его Путям все дни, то тогда будут тебе добавлены еще три города к трем этим". То есть, всего (в будущем) будет 9 городов. Интересно еще и то, что эти города делят не только на равные участки с Севера на Юг, но те три города, которые выделены к западу от Йардена, - все они расположены на горном хребте, который разрезает всю Землю Израиля с Севера на Юг. С Запада он оставляет приморскую низменность, а с Востока - долину Йардена. То есть получается, что эти города делят всю территорию и с Запада на Восток так же на равные участки.

6. Шесть городов-убежищ

Дальше, в книге Йеhошуа, написано в 4-ом стихе нечто, не совсем совпадающее с тем, что написано в Торе, где не были приведены такие подробности: "И убежит этот неумышленный убийца в один из этих городов, и встанет у входа в ворота города, и скажет вслух старейшинам этого города "эт-дварав" - "свое дело", и примут его в город к себе, и дадут ему место, и он будет там находиться". В Торе не рассказывается подробностей о том, что он что-то излагает старейшинам города. Получается, что Йеhошуа получает здесь некоторый галахический хидуш. Это - создает некую "напряженность", потому что мы знаем, что после того, как Тора дана - "ло ба-шамаим hи", и пророк не может приходить с галахическим новшеством. Имеется такое мнение (Кли-Якар), что до сих пор эта Галаха была в статусе Устной Торы, то есть, это была традиция, которая была получена с Синая в устном виде, а теперь это сообщается Йеhошуа, и он - записывает в свою книгу. В чем смысл этого разговора, когда неумышленный убийца прибегает к воротам города-убежища и сообщает свою ситуацию, и они должны ему "дать место". Что это значит: "дать место"? По-видимому, все согласны с тем, что в этих шести городах такой человек не платит за жилье. Остальные 42 города Левитов, куда тоже может прибежать такой человек, отличаются от этих шести городов тем, что они его защищают, если он знает, что его защищают, а в шести городах его защищают, даже если он не знает, что его защищают. Эти 6 городов - тоже города Левитов, но они специально предназначены для таких неумышленных убийц, и там они живут без платы за жилье и с прочими льготами. Причем, каждый из этих 6-ти городов может служить убежищем для жителей любого района страны. Если же неумышленный убийца убегает в один из тех городов Левитов, который предназначен прежде всего для нормальной жизни Левитов, но заодно может служить и убежищем, то там он должен платить за жилье.

О.В. Такой человек, безусловно, работает, но он еще и обязательно учится. В том случае, если человек совершил неумышленное убийство в одном из самих 6-ти городов, то он может даже получить убежище в этом самом городе, только ему надо поменять район города.

О.В. Все это - полный хидуш Торы, и ни у одного народа не известны такие законы о городах - убежищах. Есть очень интересная проблема: где находился эквивалент города-убежища в пустыне? Талмуд здесь решает вопрос однозначно, что точно так же, как в Земле Израиля такими городами служат города Левитов, так и в пустыне лагерь Левитов служил городом-убежищем.

7. Умышленный и неумышленный убийца после совершения убийства и кровный мститель (Гемара Макот)

В Гемаре Макот приводится Барайта. Рабби Йоси и рабби Йеhуда говорят, что сначала и умышленный и неумышленный убийца быстро бегут в один из городов-убежищ, а Бейт- Дин того города, где совершено убийство, посылает в этот город посланцев, которые его оттуда доставляют. После этого они все решают. Тот, кто заслуживает смерти, если доказывается, что это умышленный убийца, - его казнят. Если же он не подлежит никакому приговору, то его освобождают, если же решено, что он совершил неумышленное убийство, то его изгоняют обратно в город-убежище. Не ясно вроде бы, зачем же вообще он бежит сначала в этот город-убежище, если потом его все равно надо вести в Бейт-Дин города, где совершено преступление? Это очень важный момент. Он убегает для того, чтобы его не мог убить "гоэль hа-дам" - "кровный мститель". На кровном мстителе лежит обязанность (по одному мнению) или - право (по другому мнению) убить убийцу, если даже он совершил убийство неумышленно. Поэтому неумышленный убийца должен от него спасаться, и весь Израиль должен ему в этом помогать. Поэтому очень важно (как сказано в книге Дварим) подготовить дороги: на любом перекрестке должна быть яркая и четкая надпись и стрелка, показывающая направление к городу-убещищу, для того чтобы такой человек не должен был распрашивать, и легко мог бы найти город-убежище.

Все это делается для того, чтобы не была пролита кровь, которая не подлежит пролитию. Мало того, несмотря на то, что на ближайшем родственнике лежит обязанность убить убийцу, это обязанность должна быть выполнена только после того, как он будет приговорен Бейт-Дином (до этого - нет этого права). Однако, если он его все-таки убъет до постановления Суда, - его не казнят. Тонкость тут состоит в том, что убийца, каков бы он ни был, должен как можно скорее бежать в город-убежище. Там он сначала должен изложить свои обстоятельства старейшинам этого города. Из того, "как" сказано про старейшин, выводятся два важных момента. Во-первых, если в городе большая часть жителей - убийцы, то тогда такой, достигший состояния "пересыщения" город, не обеспечивает убежище. Сказано, что он им скажет: "эт дварав" - "свои обстоятельства", которые должны отличаться от их обстоятельств. То есть, у большинства жителей города обстоятельства должны быть другие, и они не должны быть тоже убийцами. Во-вторых, если в городе нет старейшин, то такой город тоже не исполняет функции города-убежища, хотя с этим согласны не все и некоторые считают, что это сказано в таком смысле, что лучше, чтобы там были старейшины (то есть - мудрецы, которые знают законы Торы), но если там их нет, а есть простые люди, и они - не убийцы, то такой город может быть убежищем.

Кровного мстителя, который убил убийцу вне города убежища, не казнят, потому что он находится в состоянии аффекта; поэтому Тора и велит неумышленному убийце поспешить. Когда же убийца уже осужден и приговорен к изгнанию, он отправляется в город-убежище в сопровождении посланцев Бейт-Дина, которые должны его оберегать и по дороге его нельзя убить. Как только он прибыл в город-убежище, ему запрещают выходить за пределы этого города, а если он выйдет, то кровный мститель может его убить, и не будет наказан. Если же Бейт-Дин приговорил кого-то к смерти за умышленное убийство, то на кровном мстители лежит обязанность первым привести в исполнение эту казнь.

8. Неумышленный убийца находится в городе-убежище до смерти Первосвященника

И говорится, что если человек приговорен к изгнанию, то он должен сидеть в городе-убежище до смерти Первосвященника. Это довольно сложная фраза (20:6): "И он будет находится в этом городе (убежище) пока он не предстанет перед собранием для Суда, до смерти Первосвященника, который будет в те дни. После чего вернется убийца, и прийдет в свой город, и в свой дом - "эль hа-ир ашер нас ми-шам" - "в город, из которого он бежал"". Что значит, что он "будет в этом городе до того, как он предстанет перед Судом, до смерти Первосвященника"? Это значит, что сначала он будет там до того, как его вызовут судить, а потом, если его приговорили к изгнанию, то он должен находиться там до смерти Первосвященника. Такая деталь удивляет даже на фоне этого поразительного закона, и это вызывает очень оживленное обсуждение мудрецов с давних пор. Спрашивается: за что Первосвященнику Тора преподносит такой "ценный подарок", чтобы этот неумышленный убийца и все его родственники молились, желая скорейшей смерти Первосвященника? Известно, что мать Первосвященника посылала этому изгнанику какие-то подарки и нужные вещи, чтобы он как-то смягчился по отношению к ее сыну.

О.В. Живя в городе-убежище неумышленный убийца вовсе не был там на положении раба, и мог работать и зарабатывать там.

9. Связь неумышленного убийцы с Первосвященником (Гемара)

Как же объясняют эту странную обусловленность: при чем здесь Первосвященник? В Талмуде высказываются следующие точки зрения. Рабби Мейер сказал: "Убийца сокращает дни человека, а Первосвященник продливает их, и негоже, чтобы один находился вместе с другим - их следует разделить". Раби говорит немножко по-другому. Он говорит: "Убийца оскверняет землю и отталкивает Божественное Присутствие от Земли, а Первосвященник очищает Землю и привлекает Божественное Присутствие, и - негоже, чтобы они были вместе". Кли-Якар в своих комментариях к Пророкам ставит некоторую трудность. Он говорит, что если все это так, то что с того, что умрет один Первосвященник, ведь прийдет - другой, и все равно тогда они не будут разделены. То есть, их объяснение не является полным: если, действительно, надо "отодвинуть" убийцу от Первосвященника, то надо отодвинуть его навеки! Почему надо считать, что смерть Первосвященника меняет ситуацию? Кли-Якар использует важное галахическое понятие: "паним хадашот бау". Понятие "паним хадашот" - "новое лицо" - используется, например, когда семь дней после хупы, устраивают дни "шева брахот", которые говорятся после сеуды, где обязательно участвуют жених и невеста, при условии, что там, среди участников этой трапезы, есть хоть один человек, который не участвовал в этих "шева брахот" раньше. Так же и новый Коhен Гадоль, который появляется после умершего, является "новым лицом", и служит неким "очистителем", то есть, все будет исправлено, и не нужно будет изгнанника держать вдалеке.

Мудрецы приводят еще один очень важный смысл. Они говорят, что это - наказание Первосвященнику за то, что он не молился как следует, чтобы не происходило таких неприятных случаев, что кто-то оказался неумышленно убитым. Несколько неожиданный довод приводит Рамбам. Он говорит, что в смерти Первосвященника есть некоторое "утешение": поскольку такой большой человек тоже умер, то это дает какое-то утешение родственникам убитого. Еще один довод приводит Ибн Эзра. Он говорит, что смерть такого большого человека, как Первосвященник, искупает за все поколение. От этой раны, которую получил народ из-за смерти Первосвященника, "исцеляется" и этот неумышленный убийца. Кли-Якар, приведя этот спектр мнений, приводит еще и свою версию. Он говорит, что город-убежище находится под властью Первосвященника, поскольку это - один из городов Левитов и он входит в "его ведомство", и все, кто живет в этих городах, - это его подданные, которые ему служат. Неумышленный убийца, который бежал в такой город, он стал как бы рабом этому хозяину. Но Тора не обязала раба-еврея оставаться рабом после смерти его хозяина. Раб-еврей не передается по наследству.

Эта тема настолько глубокая и широкая, что она многократно обсуждается на разных уровнях. Талмуд рассматривает случаи, когда неумышленный убийца остается навсегда в городе-убежише, например, в том случае, если он неумышленно убил Первосвященника, или - если Первосвященник неумышленно убил кого-то (Талмуд не останавливается перед дикими, но теоретичски возможными случаями). Есть еще один интересный вопрос: что делать, если Первосвященник умер после того, как совершено неумышленное убийстыво, но до того, как произошел Суд? В таком случае закон говорит, что он должен сидеть в городе-убежище до смерти того Первосвященника, при котором происходил Суд. Но тогда - при чем же этот Первосвященник? Если пойти по той линии, что вина Первосвященника в том, что он не молился о том, чтобы не было таких случаев, то данный случай уже произошел прежде, чем он стал Первосвященником.

10. Смертная казнь умышленного убийцы

О.В. Есть ли ограничения в способах убийства, если кровному мстителю поручают убить человека, признанного судом виновным в убийстве? Его судят все равно по строгим правилам Бейт-Дина. Мучить человека, даже приговоренного к смерти, - запрещается. Когда говорится: "Люби ближнего, как самого себя", то в качестве примера Талмуд приводит, что даже, если человека казнят, то надо сделать так, чтобы он не был унижен. Если доказывается, что убийство умышленное, то должны быть два свидетеля, что его предупреждали, что этого делать нельзя, а он сказал: "знаю, но все равно - буду". Мало того, если Бейт-Дин признал его виновным большинством в один голос, то его казнить невозможно. Нужно большинство минимум в два голоса. Если же его признали виновным единогласно, то тогда тоже это нельзя выполнить, потому что такой Бейт-Дин считается не объективным (как могут евреи что-то решить единогласно!). Это, правда, одно из мнений, но Галаха, по-видимому, принимается по нему.

11. Приговор Бейт-Дина к изгнанию неумышленного убийцы

Есть довольно изящное объяснение Бэр Йосэфа (мудрец из Саланта). Он говорит, что если приравнять в каком-то существенном смысле изгнание к смертной казне - что является эквивалентом для неумышленного убийства, то тогда естественно предположить, что приговор к галуту, который вынесен единогласно, - тоже не приводится в исполнение и в случае неумышленного убийства. На это имеются возражения, но тем не менее, тогда появляется возможность объяснить при чем тут новый Первосвященник, при котором только происходит суд, а неумышленное убийство соверщено до него. - Он должен был молиться, чтобы Бейт-Дин не приговорил убийцу к изгнанию. Но как же быть, если он этого заслуживает? А пусть Суд приговорит единогласно, и тогда - он не будет изгнан!

О.В. Какая казнь предусматривалась в этих случаях? Если говорится "просто смерть", то это - удушение, самая легкая смерть.

О.В. Как поступали в аналогичных случаях с женщиной или ребенком? Ребенок - не подлежит земному суду до достижения им некоторого возраста. Небесный Суд не судит до 20-ти лет, а земной - меньше. И в этом случае никто не должен "убегать" - ни ребенок, ни родители. Если такого ребенка убьет мститель, то он, конечно, будет наказан так, как за убийство положено.

12. Пример неумышленного убийства (Талмуд)

Талмуд разбирает самый простой пример неумышленного убийства. У человека за пазухой был камень, и он об этом вообще не знал. Когда он встал, этот камень свалился и убил кого-то. В такой ситуации человек не подлежит изгнанию, потому что это не называется неумышленным убийством, поскольку он не знал, что у него был камень. Это считается легче, чем неумышленное убийство. Если же человек знал, что у него там камень, а потом забыл об этом и стал виновником убийства, то это - неумышленное убийство, за которое он подлежит изгнанию. Бывают, наоборот, такие случаи, когда он неумышленно убил, но это настолько близко к преступной халатности, что город-убежище его уже не спасает в том смысле, что город убежище хоть и является с одной стороны наказанием (галут), но с другой стороны - это искупление. Точно по фазам это выглядит так. Пока он сидит до вызова в Бейт-Дин, - он сидит, спасаясь от кровного мстителя. После решения Бейт-Дина - он сидит в этом городе, искупая свою вину.

13. Отношение Галахи к "чистосердечному признанию"

О.В. Чистосердечное признание - это важно может быть для его "мемуаров", для его отношения с Небом, и абсолютно никак не может приниматься во внимание Судом, потому что чистосердечное признание, хоть и облегчает совесть, но ничего не меняет в сроках в этих случаях. Известно, что свидетельство близкого - не принимается, а по галахическому принципу - "человек близок самому себе". Даже в том случае, если человек убил сознательно, и нет свидетелей, он может говорить и доказывать свою вину сколько угодно, он? может идти и делать тшуву, но при отсутствии свидетелей Бейт-Дин все его признания не будет принимать во внимание.

О.В. Логика "заведомой виновности" кого-то совершенно не принимается Торой. Достоин человек жить или нет - это дело "Хозяина" разобраться. Если, например, мне известно, что какой-то человек совершил преступление, наказуемое смертью, но не было других свидетелей, кроме меня, то это тот случай, когда мне разрешается (и даже вменяется в обязанность) его ненавидеть. И про такого человека сказано, что если его осел упал, то мне следует подойти и помочь ему поднять осла.

14. Возвращение домой неумышленного убийцы

Конец 6-го стиха заслуживает некоторого обсуждения. Там говорится: "у-ва эль-иро ве-эль бейто эль hа-ир ашер нас ми-шам" - "(он) вернется в свой город и в свой дом, в город, из которого он убежал". Казалось бы все здесь очень просто и ясно, даже слишком ясно. В таких случаях следует попытаться понять, зачем объясняются такие простые вещи? Здесь имеется в виду то, что он, действительно, вернется в свой город и в свой дом, но к своему высокому положению, если он его занимал раньше, - он не вернется никогда после того, что с ним произошло. Он может вернуться в свой город и занимать там очень скромное положение.

15. Положение жены неумышленного убийцы

О.В. Жена такого человека, как и в других случаях, может получить гет, если муж ей его даст... В тех исключительных случаях, когда Бейт-Дин постановил, что некий человек должен дать своей жене гет, то посыльный Бейт-Дина может бить этого человека до тех пор, пока он не скажет, что он хочет "добровольно" дать гет. Гет, данный под давлением не действителен, и он должен дать его добровольно. Рамбам обсуждает эту проблему и говорит, что здесь - все нормально, и нет никакой иезуитской логики. У человека бывает глубоко сидящее желание, и бывают наслоения, которые он принимает за свои желания. На самом деле, в глубине души у человека есть только два желания: принадлежать Народу Израиля и исполнять Заповеди Творца. Все остальное - это придурь, которую можно "выбить".

16. Небо посылает хорошие дела через достойного , а плохие - через недостойного"

Итак, в 6-ом стихе говорится, что человек вернется в свой город и в свой дом, но не к своему высокому положению, и сказано: "ашер нас ми-шам" , что мы понимаем, как "из которого он убежал". Слово " ашер" в Торе и в Пророках - более сильное сопряжение. Часто оно является "мотивировкой" того, о чем говорится. И тогда можно перевести таким образом: "Он вернется в свой город и в свой дом, но не более, поскольку он бежал оттуда (во мраке ночи)". Вполне возможно, что он объективно и не был ни в чем виноват (например, соскочил у него топор), но если бы он вел себя, как надо, то этого бы не произошло, потому что есть такой принцип, который гласит: "Небо посылает хорошие дела через достойного, а плохие дела - через недостойного". Вот как Раши объясняет смысл заповеди делать ограду на крыше, - заповеди, которая в Торе сформулирована так: "делай ограду на крыше своего дома, чтобы не упал с нее падающий". Раши объясняет, что тот, кто падает, - ему суждено свалиться с крыши (записано от 6-ти дней Творения), но ты должен сделать ограду для того, чтобы это свершилось не через тебя: пусть он с твоей крыши не свалится. Конечно, это не значит, что это такая крайняя степень эгоизма, когда "пакостное" дело переваливается на соседа. Дело в том, что сосед - тоже должен сделать ограждение на крыше. Если так поступят все, то тогда прийдется отменить постановление Небесного Суда, что этот человек должен свалиться с крыши (и, возможно, мир будет тогда по-другому выглядеть!).

17. Смысл слова "hа-муада" в 9-м стихе

В 9-ом стихе имеется фраза, насыщенная галахическими следствиями: "Эти будут городами - "hа-муада" (надо понять, что означает это слово) для всех сыновей Исраэля и для гера, проживающего среди них, чтобы убегать туда..." Основное объяснение слова "муада", которое дает Раши, что это - города, "предназначенные" (служить убежищем), от слова "йеида" - "предназначение". Другое объяснение, что это - "города-собрания" или "города-явления" от корня "йад" или "ваад" , потому что в этих городах собирались (накапливались) неумышленные убийцы.

О.В. То что Левитам приходилось жить в обществе таких не совсем почтенных людей в городах-убежищах, - в этом предназначение всяких воспитателей, и тем более - Священнослужителей и такова из участь.

18. Гер-тошав и гер-цедек при совершении неумышленного убийства

О каком же гере идет речь в 9-ом стихе? Конечно, здесь идет речь о гер-цедеке - то есть, о полноценном гере, который стал фактически евреем. Во всей Торе слово "гер" обозначает нечто определенное, но не однозначно определенное. Иногда это слово обозначает гер-цедек, который стал частью народа Израиля, а иногда это означает "гер-ве-тошав" - просто "пришелец". Так, Авраам говорит, торгуясь с Эфроном: "гер-ве-тошав анохи имхем" - "Я здесь - пришелец, а с другой стороны - коренной житель". Мидраш говорит, что это значило, примерно, что: "если дадите по-хорошему, то буду - гер, а если не дадите, то возьму на правах полноправного жителя". Талмуд вроде бы однозначно решает вопрос, о каком гере здесь идет речь (в 9-ом стихе). Он говорит, что речь идет о гере-еврее, то есть о гере-цедеке. Что же касается "гер-тошав", то здесь имеются вроде бы противоположные высказывания. С одной стороны, он не имеет никакого отношения к изгнанию: то есть, ни он не изгоняется, ни из-за него не изгоняются. С другой стороны, - и он может быть изгнан, и из-за него могут быть изгнаны. Как это ни странно, решается все однозначно. А именно: если гер-тошав убил еврея, то его не спасает город-убежище, и он подлежит казне, как всякий нееврей. Если же еврей убил гер-тошава, и тем более - любого нееврея, он не подлежит казне, и не изгоняется в город-убежище. Если гер-тошав убил гер-тошава, то он изгоняется в город-убежище. Гер-тошав отличается от идолопоклонника, потому что он - не идолопоклонник, и он принял на себя 7 заповедей сыновей Ноаха. Поэтому он имеет некоторое отношение к городам-убежищам, но только при взаимоотношениях гер-тошава с гер-тошавом, а в отношениях с евреем - это не функционирует.


Продолжение